Походы Транспорт Экономные печи

Беседа лекарственные растения цель. «Доктор природа». Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками. Лекарственные растения с описанием для детей

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений». Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений.

Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).


О целебных свойствах многих растений знали еще задолго до появления медицины. С их помощью наши предки лечили всевозможные хвори и недуги, при этом, не забывали копить свои знания и передавать из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «травники», «цветники», «зельники». Благодаря им появились многие лекарственные препараты, ведь почти половину всех лекарств готовят на травяной основе. И сейчас, не смотря на то, что фарм индустрия развита настолько, что в любой аптеке можно купить средство практически от всех недомоганий, многие семьи занимаются сбором и заготовкой лекарственных растений.

Сейчас, когда цветение трав в самом разгаре, расскажите детям о лекарственных растениях, которые произрастают в вашей местности, а так же об их полезных свойствах. А в ближайший уикенд отправляйтесь всей семьей на сбор целебных трав и цветов. И чтобы вы ничего не забыли и распознали нужное растение, мы подготовили небольшую шпаргалку.

Подорожник

Помните как в детстве, сорвешь у дороги листок подорожника, приложишь к разбитой коленке и не нужно никаких пластырей и бинтов. Еще подорожник прекрасно справляется с укусами ос и пчел. А в народной медицине его применяют при лечении кашля.

Интересен тот факт, что листья подорожника накапливают меньше всего токсинов в сравнении с другими растениями, которые растут у оживленных трасс.

Ромашка

Ромашка, как лекарственное средство, очень популярна у многих народов. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а так же как полоскание полости рта. А если таким отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

Шалфей


Шалфей в народе еще называют «чабан-чай». Еще пастухи на лугах заваривали чай из этой травы, чтобы не уснуть, быть бодрыми и внимательно следить за отарой. Так же отвар из шалфея применяют для полоскания ротовой полости при стоматитах или после удаления зуба и для лечения больного горла.

Крапива

Наверное многие знают о жалящей «натуре» крапивы, поэтому аккуратно обходят ее стороной. Но, как оказалось, в этой колючей и неприветливой на первый взгляд траве содержится огромное количество витамина C - в 2,5 раза больше чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках. Поэтому из свежих молодых листьев крапивы варят витаминный суп. А еще ее применяют как кровоостанавливающее средство.

Липа


Теплым летним вечером очень трудно пройти мимо цветущего дерева липы и не услышать его неповторимый аромат. Чаем из липового цвета лечат простуду, ангину и бронхит, а так же он прекрасно успокаивает детскую нервную систему.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Заниматься заготовкой лекарственных растений должны взрослые, дети им могут только помогать.

2. Необходимо хорошо знать лекарственные растения и уметь отличить их от ядовитых.

3. Сбор лучше начинать утром в сухую погоду, после того, как сойдет роса.

4.Нельзя собирать травы вблизи оживленных трасс.

5. Сорванные растения нужно складывать в большую корзину, чтобы не помять их.

7.При сборе нельзя топтать соседние растения, а так же вырывать растения с корнем или все до последнего.

Очень важно самим бережно относиться к растениям, а так же научить этому детей. Ведь все свои сокровища природа отдает человеку и взамен просит только одного: беречь ее!

К сожалению, о многих лекарственных растениях мы мало что знаем и проходим мимо них, хотя они несут огромную ценность для здоровья человеческого организма. Поэтому всегда нужно расширять свои знания и представления о разнообразии растительного мира.

Если Вы занимаетесь заготовкой и сбором лекарственных растений, тогда поделитесь с нами и нашими читателями информацией об этом. Какие виды трав и цветов Вы собираете и как правильно их применять? Пишите нам и присылайте фото на info @ childbrand . com . ua .

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  1. дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.
  2. развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.
  3. воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Оборудование:

  1. Презентация (Приложение 1)
  2. Карта путешествия по стране лечебных растений. (Рисунок 1 , Рисунок 2)
  3. Карточки с названиями лекарственных растений.
  4. Стенные газеты о лекарственных растениях.
  5. Костюмы для инсценировок (шапочки архивариусов, врача, платок для бабушки, костюмы сороки и зайца, венки из цветов для травников)
  6. Лекарственное сырьё (в аптечной упаковке) для травников.
  7. Чай (заварен из лечебных трав: мята, душица, мелисса).

Ход проведения

Ведущий 1 .

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(Р. Рождественский)

Ведущий 2 . Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!»

Учитель. Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Проводниками – экскурсоводами будете вы сами. Сегодня работает пять групп:

1 группа : Учёные – архивариусы . Они дадут справки из истории. Давайте послушаем их.

Архивариус 1 . Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений.

Архивариус 2 . Постепенно знания о них стали собираться в книги - «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

Архивариус 3 . Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

Учитель : Итак, отправляемся в Страну Лечебных Трав. Где же эта Страна? Она совсем рядом с нами. Заглянем в наш двор (на карте во время сообщений прикрепляются названия растений).

2 группа :

Ученик 1 . А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же...
(крапива)

Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Слайд, приложение 1 .

Писатель А. Плешаков призывает нас: «Подружитесь с крапивой!».

Инсценировка (3 чел.)

Бабушка: Сегодня на обед будут крапивные щи

1 брат : Мы с братом переглянулись.

Оба брата : Крапивные?

Бабушка: Да-да. А вы пойдите и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.

2 брат : Щи получились отличные. И это было для нас открытием.

1 брат : Мы поняли, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

Бабушка: Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Врач . Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.

Ученик 2 . А с этим растением вы тоже все знакомы:

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник) Слайд, приложение 1 .

Ученик 3 . Почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником? Для чего вы это делали? Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету.

Ученик 4 . Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья немного напоминают след ступни человека. В Америке он никогда не рос до тех пор, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3000 лет назад. В средние века это было самое широко применяемое средство.

Врач . Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Ученик 5 . Еще один житель Страны Лечебных Трав:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на ветке крепкой
Сто плодов шершавых, цепких.
(Лопух) Слайд, приложение 1 .

Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло.

Врач . Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Ученик 6 .

Догадайтесь, что это за растение:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик) Слайд, приложение 1 .

Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Врач . Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Учитель : Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки - это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.

Итак, отправляемся в лес !

3 группа

Ученик 1 . Отгадайте загадку о первом лесном жителе Страны Лечебных Трав.

Беленькие горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш ) Слайд, приложение 1 .

В тени деревьев среди густой травы растет он. У ландыша два больших остроконечных листа, а между ними, на высокой тоненькой ножке, несколько маленьких белых колокольчиков. Узнаешь его и по тонкому, приятному запаху. За красоту и за этот запах его очень любят люди. Но если для большинства людей ландыш лишь красивый цветок, то для врачей это еще и сырье, из которого делается лекарство для сердечных больных. Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.

Ученик 2. Другой житель Страны Лечебных Трав - медуница. (Слайд, приложение 1 .) Так описывает этот цветок поэт В. Мусатов:

Лиловый, красный, голубой
Цветет, любимая пчелой,
В дубраве медуница.
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В три цвета нарядиться.

Медуница имеет очень широкие листья (т.к. она растет с самой ранней весны), чтобы ловить больше солнечных лучей. Цветки у медуницы трех цветов. Если понаблюдать за ней несколько дней, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок, сначала розовый или красный, затем становится синим, и, наконец, фиолетовым. А так как цветочки распускаются не одновременно, то на одном стебле можно увидеть весь разноцветный «букет». Медуница используется для лечения воспаления дыхательных путей при бронхите, а также при недостатке витаминов.

Ученик 3 . Название следующего растения вы легко отгадаете:

И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут –
Через стеночку.
(Мать-и-мачеха ). Слайд, приложение 1 .

Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.

Ученик 4 . Кто из вас знает, почему это растение так называется?

(Ответы детей.)

“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”

Ученик 5 . Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.

Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.

Ученик 6 . Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Ученик 7 . Есть в лесу и сладкая аптека. (Слайды, приложение 1 .)Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину - при ангинах и простудах, землянику - для улучшения состава крови, бруснику - при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).

Архивариус 1: Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Архивариус 2: Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит.

Учитель. Немало лекарственных трав в поле и на лугу .

4 группа

Внук.

Луговые травы

С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)

Бабушка: Да, действительно, очень важно знать, какие растения полезны, а какие могут быть и ядовиты. Ну-ка, внучек, вспомни, чему я тебя учила? Какие лекарственные растения ты знаешь?

  1. Его называют сердечной травой,
    Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник)
  2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
    Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
  3. На зелёном шнурочке
    Белые звоночки. (Ландыш )
  4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова.
    Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
  5. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
    Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
  6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
  7. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
  8. У забора живет, никого не признает,
    Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

5 группа «Травники»

Травник 1 . “Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Травники 2, 3 . Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои волшебные лечебные силы, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом точно придерживаться строгих правил. (Рассказывают по памятке - Приложение 2)

Итог.

Учитель : Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых вам рассказали травники. Они записаны в памятках, которые вы получили от наших травознаев. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задание – узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях.

В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик .

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

А теперь наши травники приглашают всех на чаепитие!

Литература, интернет-ресурсы:

  1. Преподавание в начальных классах: Психолого - педагогическая практика/ А.В.Алексеева и др. М. , «ЦГЛ»,2003
  2. Растительный и животный мир: сборник загадок /сост. Е.М.Тихомирова. М., Изд. «Экзамен», 2008
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://www.floranimal.ru

БЕСЕДА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ.

ЦЕЛЬ: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований); расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений.

ХОД БЕСЕДЫ:

ВЕДУЩИЙ - КОЛОБОК.
– Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя «мать-и-мачеху».)
КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха.
КОЛОБОК: А вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке "Крошечка- хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: Припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил. А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: А кто знает, как его бабушка с дедушкой называет? (Если дети не знают, колобок объясняет. "Одуван" - дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок подсказывает.)
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь, или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь, ужалит. От неё- то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А чем горло поласкают, если оно заболит?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала.
Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит:
– Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
– Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
– Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны на носочках).
– Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети приседают).
– Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

НА ЛУГУ РАСТЁТ РОМАШКА,
ЛЮТИК ЕДКИЙ, КЛЕВЕР - КАШКА.
ЧТО ЕЩЁ? ГВОЗДИКА, СМОЛКА,
КОЛОКОЛЬЧИК, ХВОЩЬ - КАК ЁЛКА,
А ЕЩЁ, ПОДОРОЖНИК, ВАСИЛЁИ,
ГРАМОФОНЧИКИ - ВЬЮНКИ,
ЕЩЁ МНОГ РАЗНЫХ ТРАВОК
У ТРОПИНОК И КАНАВОК.
И КРАСИВЫХ И ПУШИСТЫХ.
РАЗНОЦВЕТНЫХ И ДУШИСТЫХ!