Походы Транспорт Экономные печи

История корабля «Рюрик. Ретро картинки или интересная история

Имя легендарного Рюрика, призванного в 862 году на княжение в Древний Новгород, носило несколько кораблей русского флота. В 1909 году вступил в строй один из самых красивых - броненосный крейсер «Рюрик». Ему было отпущено лишь восемь лет службы. Правда, в войну кораблям надо считать год за два, а «Рюрику» - тем более. Но и само его рождение было весьма непростым.

«Расчет за крейсер затянулся и вызвал целую полемику как в газетах, так и в Государственной Думе, и все потому, что представитель Государственного контроля недостаточно ясно понял причину ремонта башен, происшедшего по вине нашей приемной комиссии в Англии, где крейсер строился. Злоключения “Рюрика”, строившегося почти четыре года, полностью развеяли миф, что “за границей все делается лучше, чем в России”». Так писал о новейшем русском крейсере «Рюрик» Морской министр адмирал И. К. Григорович. Еще жестче высказался известный инженер А. Г. Дукельский: «…Мы на этом корабле научились, как не следует строить башенные установки. Русские заводы не знали того, чтобы после стрельбы деформации в башенных установках были столь значительны, чтобы их с корабля приходилось вынимать, укреплять жесткие барабаны…». Это, конечно, была ложка дегтя, но Григорович зря обвинял приемную комиссию. Эта ошибка была английской, и обнаружить ее можно было только при испытании артиллерии, однако сроки изготовления орудий были англичанами сорваны, и лишь в 1909 году один из самых красивых кораблей российского флота вступил в строй.

В июле 1904 года, когда Русско-японская война была в самом разгаре, Морское министерство получило ряд предложений зарубежных фирм по разработке проекта и постройке нового крейсера - броненосного. Он отличался от обычного не только усиленным бронированием - броневым поясом, но и более мощной артиллерией. Предназначенные для борьбы на коммуникациях и ведения эскадренной разведки, броненосные крейсера, являя собой последний этап развития этого типа, должны были составлять быстроходное крыло главных сил флота.

Наиболее интересным был проект английской фирмы «Виккерс» (Vickers), который после обсуждения в течение января - марта 1905 года был принят за основу. Этот проект предполагал водоизмещение крейсера 13 500 т; вооружение состояло из четырех 254-мм и восьми 203-мм орудий в башнях и двадцати 120-мм пушек в качестве противоминного калибра. Проектная скорость требовалась не менее 21 узла. Броневой пояс по ватерлинии состоял из двух рядов плит общей высотой 3,8 м при максимальной толщине 152 мм, а в оконечностях - 102 мм и 76 мм. Центральная батарея, второй пояс над ней и казематы прикрывала 76-мм броня. Главная палуба имела толщину 37,5 мм, нижняя - 25,4 мм. Башенные установки, боевые и дальномерные рубки также были защищены мощной броней.

Эскизные чертежи и спецификации утвердили 31 мая 1905 года, после чего фирма «Виккерс» получила наряд на постройку. Подробный проект крейсера Министерство получило 1 августа 1905 года, но его рассмотрение затянулось до ноября. Водоизмещение корабля возросло до 15 000 т, а стоимость составила 1,5 млн фунтов стерлингов.

По заключению главного корабельного инженера Балтийского завода В. Х. Оффенберга, предусмотренная заводом Виккерса мощность главных механизмов для обеспечения проектной скорости подтвердилась «без всякого излишка», поэтому в проекте машин следовало предусмотреть «достаточный запас силы». В замечаниях МТК обращалось также внимание на недостаточный запас прочности основных деталей механизмов, малую площадь боевой рубки, слабую теплоизоляцию артиллерийских погребов, недопустимость установки фок-мачты впереди боевой рубки и др. В июне 1905 года теоретический чертеж крейсера после утверждения в Министерстве передали для разбивки на плазе заводу Виккерса. 30 июня крейсер зачислили в списки флота под названием «Рюрик».


Имя легендарного Рюрика, призванного в 862 году на княжение в Древний Новгород, носило несколько кораблей русского флота. Первым был бриг «Рюрик», который в 1815 - 1818 годах под командованием Отто Коцебу совершил кругосветное плавание. В 1852 году на верфи в финском городе Або (ныне Турку) построили 4-пушечный пароходофрегат «Рюрик». Он служил в составе российского военного флота до 1870 года, когда там же спустили на воду третий «Рюрик» - тоже пароходофрегат, служивший до 1890 года.

Самым известным был «Рюрик» четвертый - крейсер 1 ранга, спущенный на воду в 1892 году. В составе Владивостокского отряда крейсеров он действовал на японских морских коммуникациях. Утром 1 августа 1904 года, находясь в Корейском проливе, отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вступил в бой с четырьмя броненосными и двумя легкими крейсерами японцев. В ходе боя он получил тяжелые повреждения, потерял управление, из 763 членов экипажа погибли 204, включая командира корабля капитана 1 ранга Е. Трусова и старшего офицера капитана 2 ранга Н. Холодовского, еще 305 человек были ранены. Принявший командование лейтенант К.Иванов ввиду угрозы захвата утратившего боеспособность корабля противником приказал затопить крейсер.

9 августа на стапеле завода Виккерса установили первый лист горизонтального киля нового корабля. Наблюдать за его постройкой Морское министерство, как обычно, отправило небольшую группу инженеров, среди которых был В. П. Костенко - тот самый Костенко, предсказавший гибель «Титаника». (Ознакомившись с чертежами этого суперлайнера, Владимир Полиэктович заметил, что многие отсеки не обеспечены водонепроницаемыми переборками. Англичане проигнорировали замечания русского инженера - итог известен слишком хорошо.)

19 июля 1906 года Григоровичу доложили о ходе работ и планируемом в начале осени спуске корабля на воду. Министр приказал, чтобы «…спуск крейсера состоялся без всякого официального участия Морского министерства и не под русским военным флагом. Кроме того, необходимо по возможности избегать появления в местной печати шумных статей по поводу спуска крейсера».

Спуск корабля задержался из-за небольшого взрыва паров бензина и скипидара в районе 39 - 42 шпангоутов, которыми очищали стенки отсеков перед покраской, и состоялся только 4 ноября 1906 года. А в конце месяца командиры «Рюрика» и крейсера «Адмирал Макаров», построенного во Франции, получили указание Главного Морского штаба: «Для избежания посылки значительного числа офицеров и команды на вновь строящиеся суда, предположено крейсера “Адмирал Макаров” и “Рюрик”, по окончании постройки и приемных испытаний отправить в Россию не под военным флагом и не с военнослужащими чинами, а с вольнонаемной командой».


К июню 1907 года завершились достроечные работы, 8 июля начались ходовые испытания. Приемную комиссию возглавлял генерал-майор корпуса корабельных инженеров П. Е. Черниговский. Как уже упоминалось, испытания пришлось проводить без артиллерии и башен, поскольку сроки их поставки были сорваны.

В результате монтаж башен и установка артиллерийских орудий затянулись до весны 1908 года. Испытания, которыми руководил А. П. Титов, возобновились лишь в конце мая, при этом испытывались артиллерия, подкрепления под башни, а также рулевой привод и маневренные качества корабля. Испытания стрельбой выявили «недостаточность креплений жестких барабанов 8- и 10-дюймовых башен с палубами», при этом наблюдались «вибрация и качание жестких барабанов».

В июне 1908 года Морской технический комитет сообщил англичанам, что он «находит деформации и вибрации недопустимыми». Фирма «Виккерс» выполнила дополнительные подкрепления, но дабы не затягивать сдачу корабля, выторговала себе право не проводить повторные испытания стрельбой.

В августе 1908 года «Рюрик» пришел на Балтику. В Кронштадте была создана специальная комиссия под председательством генерал-майора К. Т. Дуброва, которая продолжила испытания стрельбой. В результате вновь были обнаружены сильные деформации в подкреплениях башен. Пришлось «Виккерсу» отправлять в Кронштадт своих мастеров и исправлять свои ошибки под руководством русских инженеров.

За постройкой в Англии наблюдали русские инженеры. Англичане строили крейсер, руководствуясь техническими требованиями, разработанными в России, поэтому «Рюрик» в большей степени был русским кораблем, чем английским.

Окончательно крейсер вступил в строй Российского Императорского флота в июле 1909 года. А друзьям-соперникам новое судно следовало показать во всей красе. Поэтому в том же году «Рюрик» принял участие в торжествах по случаю прихода во французский порт Шербур отряда русских кораблей и в большом морском параде британского флота на Спитхедском рейде.

В следующем году «Рюрик» в составе русской эскадры участвовал в визите в княжество Черногория. На обратном пути, в ноябре 1910 года, в Северном море корабль попал в жестокий шторм, но выдержал удары стихии и благополучно вернулся в Россию.


Первая мировая война началась для русского флота знаменитым секретным позывным «Дым, дым, дым». Командование предполагало, что Германия начнет активные действия в Балтийском море, но основным противником германского флота стал флот английский. А на Балтике началась активная постановка минных заграждений, и крейсер «Рюрик» - флагманский корабль командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. фон Эссена - участвовал почти во всех операциях. Ему и доставалось. Он был в море, когда не ремонтировался, и ремонтировался, когда не был в море. С 1911-го по декабрь 1914-го «Рюриком» командовал капитан 1 ранга М. К. Бахирев - один из лучших офицеров Балтийского, да, пожалуй, и всего российского флота. Именно он постоянными тренировками не только добился высочайшей выучки экипажа, но и сплотил его: матросы крейсера до конца были верны присяге и государю.

13 февраля 1915 года в море вышла русская эскадра в составе крейсеров «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Олег», Богатырь» и пяти эсминцев. Она должна была поставить заграждение на входе в Данцигскую бухту. Но туман и снегопад помешали эскадре точно определиться, и «Рюрик» на 16-узловом ходу врезался в каменистую банку у острова Фарэ. Головной «Адмирал Макаров», имея осадку примерно на метр меньше, благополучно прошел отмель, но следовавший за ним «Рюрик» распорол себе днище на три четверти его длины. Осадка увеличилась почти на 2,5 метра, и крейсер еле добрался до Ревеля, причем он входил в порт, периодически задевая днищем грунт. Через неделю ледоколы «Ермак» и «Петр Великий» привели «Рюрик» в Кронштадт. Заграждение у Данцига было поставлено, а «Рюрик» простоял в кронштадтском доке почти три месяца В его отсеках нашли несколько тонн камней, сорванных с банки.

Отремонтированный крейсер 19 июня 1915 года участвовал в бою у о. Готланд, который произошел благодаря налаженной русскими радиоразведке. Наши корабли выходили в море для обстрела Мемеля (ныне Клайпеда). Но первоначально разработчики операции предполагали обстрел другого порта - Кольберга. Сменивший на должности командующего Балтийским флотом внезапно умершего Н. О. фон Эссена вице-адмирал В. А. Канин был не столь решителен, как его предшественник. Канин считал, что надо выбрать не такой удаленный объект и предлагал Мемель, не допуская участия в операции крейсера «Рюрик». Старший флаг-офицер по оперативной части штаба командующего флотом лейтенант А. А. Сакович и 2-й флагманский минный офицер старший лейтенант И. И. Ренгартен, курировавший вопросы разведки, пытались доказать Канину, что обстрел Мемеля ничего не даст, а без «Рюрика» с его мощной артиллерией поход к Кольбергу может кончиться неудачей. В пылу спора Ренгартен, известный своей выдержкой, бросил какую-то резкую фразу, имевшую мало общего с требованиями субординации. Но Канин неожиданно согласился, сказав при этом замечательную фразу: «Ну, хорошо, раз Иван Иванович [Ренгартен] сердится, я дам Вам “Рюрика”». Мемель же был оставлен в качестве объекта нападения.


18 июня 1915 года крейсера «Адмирал Макаров» (флагман), «Баян», «Богатырь», «Олег», «Рюрик» и девять эсминцев под командованием контр-адмирала М. К. Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля.

«Рюрик» и «Новик» в густом тумане оторвались и в дальнейшем шли самостоятельно. В этот же день для постановки минного заграждения у маяка Бокшер в море под командованием коммодора Карфа вышли германские корабли: броненосный крейсер «Роон», легкие крейсера «Аугсбург» (флагман) и «Любек», минный заградитель «Альбатрос» и семь эсминцев. Поставив мины, Карф донес по радио о выполнении задачи и повел корабли в базу. Эту радиограмму перехватила русская служба связи и, раскодировав, передала местонахождение германских кораблей Бахиреву, который, отменив обстрел Мемеля, повел свои крейсера на перехват германских кораблей. Штаб флота, следивший за радиообменом кораблей противника, корректировал курсы русских крейсеров. В результате этого боя русские крейсера уничтожили германский заградитель «Альбатрос». Возвращаясь в базу, они встретили «Роон», «Любек» и четыре эсминца. Кратковременная артиллерийская дуэль не дала перевеса ни одной из сторон. В 10.30 германские корабли встретил вызванный в район боя «Рюрик».

На «Рюрике» заметили дымы вражеских кораблей, а вскоре из тумана появились и два силуэта. В 10.45 «Рюрик» открыл огонь из носовых башен и 120-мм орудий по «Любеку». Немецкий крейсер немедленно ответил и сразу начал отход, так как мощный «Рюрик» мог уничтожить его одним залпом. Через 5 минут «Рюрик» перенес огонь на «Роон». «Любек» сумел всадить в «Рюрик» десять 105-мм снарядов, повредив надстройки. Русские утверждали, что добились нескольких попаданий в «Роон», на котором даже возник пожар, разумеется, немецкие источники это отрицают. «Рюрик» вышел из боя после того, как сигнальщик сообщил о замеченном перископе подводной лодки. В ходе боя в носовой 254-мм башне «Рюрика» вышла из строя система вентиляции, в результате чего семь человек из артиллерийского расчета отравились газами. Осколками германских снарядов были ранены девять человек.

В июле 1915 года «Рюрик» обеспечивал переход линкора «Слава» в Рижский залив. Об этом линкоре - собрате погибших в Цусимском сражении броненосцев типа «Бородино» - мы расскажем в следующем номере. Поздней осенью того же года «Рюрик» участвовал в новых минно-заградительных операциях.


19 ноября 1916 года отряд русских кораблей в составе линкора «Андрей Первозванный», крейсеров «Баян» и «Рюрик» и четырех миноносцев вышел из Свеаборга в Кронштадт, вечером того же дня в районе острова Гогланд под форштевнем «Рюрика» взорвалась мина, поставленная германской подводной лодкой UC-27. Взрыв 150-килограммового заряда разворотил подводную носовую часть оконечности крейсера от 0 до 20 шпангоута. Корабль принял около 500 тонн воды.

Но экипаж крейсера, хорошо подготовленный к таким авариям, спокойно и умело боролся за живучесть своего корабля. Спустя 35 минут после взрыва «Рюрик» дал ход и вскоре благополучно прибыл в Кронштадт. После двухмесячного ремонта корабль вновь вошел в состав действующего флота. Кроме устранения последствий взрыва, потребовалась переборка главных и вспомогательных механизмов и замена трубок в котлах. Несколько изменился и внешний вид крейсера: была установлена новая треногая мачта английского типа; переоборудован ходовой мостик; изменен состав вспомогательной артиллерии, которая стала включать две 47-мм пушки, одну 40-мм зенитку и два 7,62-мм пулемета.

В феврале 1918 года «Рюрик» участвовал в обеспечении «Ледового похода» русских кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, а в апреле конвоировал ледокол «Ермак», вышедший навстречу кораблям 2-го отряда, идущим из Гельсингфорса. Это был последний поход знаменитого крейсера.

«Рюрик» не принимал участия в революционных событиях 1917 года, после которых русский флот практически перестал существовать. Его возрождение началось в 1918-м, но большую часть кораблей сдали в Кронштадтский порт на долговременное хранение, в том числе и «Рюрик». Во время Гражданской войны с него сняли все 120-мм орудия, которые использовались в разных местах: на кораблях Волжской и Онежской военных флотилий, на бронепоездах и на форту Константин. В 1923-м крейсер «Рюрик» разобрали на металл. 21 ноября 1925 года его исключили из списков флота. Снятые с корабля 203-мм башенные орудия установили на форте Тотлебен. Во время Великой Отечественной войны артиллерия русского крейсера «Рюрик» держала под своим контролем половину Карельского перешейка, не позволив атаковать Ленинград с севера. К сожалению, те, кто отдавал в 1960-х годах приказ уничтожить пушки Кронштадтской крепости, думали о чем угодно, но только не о поруганной славе предков.

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...

Владивостокский отряд «невидимок»

После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, - Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.

Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся - «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

Рейды крейсеров

Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, - для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.

А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...

На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» - сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда - наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».

Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».

А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.

О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал - эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

Справка. «Рюрик» - головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия - 203-мм, 16 - 152-мм, 6 - 120-мм, 6 - 47-мм, 10 - 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, - на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...

Подвиг героев так и не увековечен

Печально, но факт: памятника, который увековечил бы подвиг рюриковцев, у нас по сей день так и нет. Очевидно, командованию ТОФ не хватило 100 лет, чтобы сделать это не на словах, а на деле. А от улицы, названной в честь крейсера «Рюрик» еще при царе-батюшке, которая пролегала от Покровского кладбища вниз к Амурскому заливу, нынче практически ничего не осталось...

Быть может, флот и новая городская власть, в отличие от своих предшественников, найдут время и рассмотрят вопрос по увековечиванию памяти крейсера «Рюрик» во Владивостоке. Очень хотелось бы на это надеяться.

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...

Владивостокский отряд «невидимок»
После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.
Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

Рейды крейсеров
Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.
А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...
На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» — сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».
Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».
...А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.
О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»
На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...
Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

(Поврежденный броненосный крейсер Россия во Владивостоке, после боя в Корейском проливе, август 1904 года.)


Справка : «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...
Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.
В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать» . И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...

Крейсер 1-го ранга, ставший первым специализированным рейдером («истребителем торговли»). Явился развитием проекта крейсера «Память Азова», служил на Балтийском флоте.

Главный пояс из гомогенной стальной брони (по другим данным, типа «компаунд»), проходивший на уровне ватерлинии, имел длину 97 и высоту 2 метра. Его максимальная толщина составляла 203-254 мм, в нижней части она уменьшалась до 127 мм, в оконечностях пояс упирался в 229-254-мм траверзы, продолжавшиеся до верхней палубы.

Батарея была защищена только с оконечностей. Броневая карапасная палуба имела толщину 37 мм за главным по
ясом, к носу она утолщалась до 89 мм. в корме - до 76; поверх пояса проходила 50-мм плоская палуба. Защита борта, котлов и машин представлялась вполне достаточной - общий вес брони достигал 1485 тонн (13% стандартного водоизмещения).

Днище было покрыто тиком и медными листами.

Орудия ГК находились в спонсонах, 152-мм пушки - на главной палубе, 120-мм - на верхней. Артиллерию на верхней палубе защищали только легкие броневые щиты, зато мощные траверзы прикрывали от продольного огня 14 шестидюймовых орудий.

Количество и мощность машин (котлы огнетрубные, привод на две линии валов) по тем временам являлись просто беспрецедентными. Высокий борт обеспечил крейсеру отличную мореходность, а запас угля, превосходивший все российские аналоги - значительную автономность. Впрочем, на всякий случай «Рюрик», призванный действовать в отрыве от баз, получил полное парусное вооружение барка. Это стало одним из главных недостатков проекта, наряду с расположением 203-мм пушек - огонь по борту могли вести только две из них. Кроме того, артиллерия ГК была слабо прикрыта. Помимо курсового торпедного аппарата, крейсер получил внушительный шпирон (таран).

Англичане, ознакомившись с конструкцией первого рейдера, вздохнули с облегчением: пресса писала, что ощетинившийся тремя десятками бортовых орудий русский крейсер выглядит весьма грозно, но взрыв нескольких снарядов в его открытой батарее сразу же приведет к гибели большинства расчетов и выводу из строя множества пушек. Справочник Конвэя вторит этому: «совершенно неудовлетворительный проект - лишь с половиной артиллерии, действующей на каждый борт, ненадежной защитой и плохим разделением корпуса на отсеки».

Но при этом британцы как-то забывают, что «Рюрик» готовился отнюдь не для эскадренного сражения и даже не для боя с крейсерами противника, а для уничтожения судоходства. При этом вес залпа, способного сразу пустить на дно крупный транспорт, имел решающее значение, а броневая защита была вполне достаточной для противодействия нескорострельной артиллерии старых британских бронепалубных (а то и вовсе небронированных) крейсеров, основная масса которых как раз и дислоцировалась в Тихом океане.

Строго говоря, подобные упреки можно в полной мере отнести к английским линейным крейсерам эпохи лорда Фишера и тем более к «линейным легким крейсерам» типа «Courageous»: эти корабли ни в коем случае не могли вынести тяжести боя с линейными силами противника, что показал Ютландский бой. Пожалуй, единственно справедливыми выглядят нарекания к архаичному расположению артиллерии главного калибра, хотя в конце XIX века «Рюрик» в этом плане был совсем не уникален.

В общем, узкая специализация «Рюрика» и последовавших за ним броненосных крейсеров потребовала слишком большого увеличения автономности в ущерб бронированию и артиллерии. «Рюрик». «Россия» и «Громобой». соперничавшие с японскими крейсерами в толщине броневого пояса, не были защищены по всей длине корпуса. В любом случае быстро устаревший рейдер использовался в несвойственной ему роли корабля «линии баталии» и в итоге вполне закономерно погиб.

Крейсер неоднократно модернизировался (к 1904 численность экипажа достигла 822 человек).
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирала К.П. Иессена и проводил рейдерские операции на коммуникациях японцев.

Крейсер погиб 1/14.08.1904 во время боя с японскими кораблями адмирала Камимуры в Корейском проливе (японцы и англичане называют этот бой сражением при Ульсане). Русский отряд вышел в море 30 июля (12 августа по новому стилю) с тем, чтобы попытаться оказать помощь прорывающейся из Порт-Артура 1-й Тихоокеанской эскадре. Правда, приказ на операцию Владивостокский отряд получил через два дня после того, как артурская эскадра была снова загнана в свою базу, в соответствии с этим приказом (наместник на Дальнем Востоке адмирал Алексеев передал его Иессену через адмирала Скрыдлова) крейсера должны были встретиться с эскадрой на широте корейского порта Пусан. Южнее него спускаться запрещалось, предписывалось крейсировать в этом районе. В случае появления японской эскадры адмирала Камимуры русские корабли бой не принимали, отрывались от противника и уходили во «Владик». Но, поскольку новейшие японские броненосные крейсера были быстроходнее, выполнение этого плана было нереальным.

Адмирал Камимура тем временем прочесывал море, разыскивая отдельные корабли из Порт-Арту-ра, возможно, прорывающиеся в Россию, но вместо этого в районе острова Окиносима встретил владивостокские крейсера. В 5.10 утра 1/14 августа четыре японских броненосных крейсера (вскоре к ним присоединились два бронепалубных крейсера из отряда адмирала Урну) открыли огонь с дистанции 2,5 мили (4,63 км), на который русские ответили через 8 минут. Первые же прямые попадания 203-мм и 152-мм снарядов с мелинитом, как и предсказывалось раньше, вызвали большие потери среди расчетов плохо защищенных орудий русских крейсеров.

Когда в 5.30 адмирал Иессен приказал лечь на другой курс, вся японская эскадра воспользовалась этим и сосредоточила огонь на концевом «Рюрике». На корабле быстро вспыхнул сильный пожар, охвативший палубу и деревянные надстройки. Крейсер вышел из ордера и стал отставать от своих. К шести часам пожар удалось погасить, но «Рюрик» почти потерял ход, на нем вышло из строя рулевое управление, и корабль начал описывать беспорядочные циркуляции. «Россия» и «Громобой» несколько раз возвращались к месту боя и ожидали, пока экипаж корабля наспех устранит повреждения и присоединится к ним. Однако положение всего отряда становилось угрожающим, и в 7.12 адмирал Иессен отдал приказ: «Полный вперед, направление - Владивосток».

Главные силы Камимуры некоторое время преследовали русских, а у поврежденного «Рюрика» остались оба бронепалубных крейсера («Naniwa» и «Takachiho»). После трехчасового преследования русские скрылись из виду, а японцы вернулись к месту боя. «Рюрик» находился в безнадежном положении - мачты были сбиты, мостики и надстройки разрушены, палуба вскрыта почти по всей длине. Большинство экипажа на верхней палубе было выведено из строя, артиллерия разбита, прекратили работу четыре котла, из которых валил пар. рулевое отделение постепенно заполнялось водой.

В 10 часов крейсер прекратил огонь. Экипаж пытался взорвать корабль, но сделать этого не удалось: были открыты кингстоны, после чего в 11.45 «Рюрик» пошел на дно. За время боя из 22 офицеров погибли 6 (включая командира, капитана 1 ранга Е. Трусова, и старшего офицера, капитана 2 ранга Н. Холодовского), ранены 9; команда потеряла 150 матросов и унтер-офицеров убитыми, 305 ранеными. Японцы спасли 625 человек, в том числе 230 раненых - остальные 40-41 человек погибли в воде.