Походы Транспорт Экономные печи

Столичные градоначальники и Церковь: от начала ХХ века до Великой Отечественной войны. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

5.12.1931. – Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве

Для чего взорвали и для чего восстановили храм Христа Спасителя?

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала .

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" – также "самый большой".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение верующих за воссоздание храма Христа Спасителя. Регулярно читались молебны на этом месте. Идею в целях саморекламы подхватили московские власти и превратили в бизнес-проект с привлечением "пожертвований" таких олигархов, как Березовский, Смоленский, Гусинский. В 1999 г. работы по отливанию бетонной копии храма, обильно украшенной иудейской символикой, дорогим мрамором и скульптурами З. Церетели из искусственного материала, были завершены – фактически на украденные у народа деньги. Для духовной атмосферы в новом храме показательно, что на большие праздники в ХХС отсутствует таинство Причастия: чашу выносят из алтаря и тут же уносят назад "в целях безопасности" (!).

Перечислим ниже главных лиц, ответственных за воссоздание храма – именно у них православные могут попробовать получить ответ на давно мучающий их вопрос: откуда в восстановленном православном храме такое обилие иудейской символики – от мозаики пола в центральной части зала и светильников до надкупольных крестов? Почему на алтарном кресте также изображена звезда Давида – нынешний символ сионистского (жидонацистского) государства "Израиль"?..

Постановление о начале восстановления храма Христа Спасителя было принято правительством Москвы по согласованию с Московской Патриархией 31 мая 1994 г., а 7 сентября (6-го праздновался еврейский Новый год!) состоялось учредительное собрание Общественного совета по воссозданию храма. Совет возглавили Алексий II и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Руководство всем комплексом работ было возложено на его первого заместителя – члена руководства Российского еврейского конгресса В.И. Ресина. 7 января 1995 г. все упомянутые лица совместно совершили торжественную закладку воссоздаваемого храма.

Работой по созданию проектной документации руководил директор управления "Моспроект-2", главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры М.М.Посохин – верный и прославленный наследник Лазаря Кагановича по "реконструкции Москвы".

Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В. Мороза.

«Работы по воссозданию храма Христа Спасителя велись в постоянном контакте с представителями Русской Православной Церкви, назначенными для этой работы Святейшим Патриархом… Общегосударственное значение храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе… [Большинство заказов получил З. Церетели.] Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е.И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма…».

Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской Академией Художеств во главе с ее Президентом – академиком З.К. Церетели. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

Обсуждение: 14 комментариев

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили "Интерфаксу" источники в Русской православной церкви.

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам...В любом случае добро победит зло,которое они несут уже более 2000 лет

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран "временно исполняющим обязанности", а мы с вами помним, что это означает...

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли - мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся...И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано "Кто в доме хозяин" Делайте выводы Господа!

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО.
    ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ - ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ - ТОРЫ.
    ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО.
    МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили.
    Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты
    убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН
    ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ?
    Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

    с 1917 года в России - антирусская власть. Отсюда все беды.

После Октябрьского переворота и начавшихся гонений на Церковь храм был передан большевиками в ведение обновленческого "Высшего Церковного Управления" митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого "Священного Синода" - вплоть до закрытия храма в 1931 г. Настоятелем храма в те годы был один из вождей обновленчества митрополит Александр Введенский.

Можно иметь разные мнения об архитектурных достоинствах проекта К. Тона, однако русские люди, уважавшие свою историю, видели в Храме Христа Спасителя символ славных побед исторической России и памяти о воинах, погибших "За Веру, Царя и Отечество". Именно это значение величественного храма в центре столицы рядом с Кремлем не давало покоя большевицкому руководству. По признанию Троцкого в его автобиографии "Моя жизнь", он видел в русской архитектуре, древних кремлевских храмах, даже в Царь-пушке и Царь-колоколе - «тяжелое московское варварство». И помимо Троцкого, это чувство разделяли многие члены ЦК и правительства.

Уже в апреле 1918 г. был издан "Декрет о памятниках республики": «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера...». Немедленно был снесен памятник Императору Александру III в сквере возле Храма Христа Спасителя.

Особенно на этом поприще уничтожения исторических памятников прославился член Политбюро Л.М. Каганович. По его предложению Сталиным 2 июня 1931 г. было отдано распоряжение снести и Храм-памятник воинской славы с ненавистным большевикам именем Христа..

18 июля 1931 года в "Известиях" было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов на этом месте. Против Храма-памятника была развернута целая кампания в печати: советские академики клялись, что он не имеет художественной ценности и является образцом "царской пропаганды". В числе немногих защитников храма был художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – брат В.М. Васнецова.

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" - также "самый большой".


Вот это планировалось воздвигнуть на месте храма Христа Спасителя. Да не вышло ничего

"..Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя.."
А.Галич, 1968

Ровно 76 лет назад, 5 декабря 1931, большевики взорвали храм Христа-Спасителя на Волхонке для возведения (к счастью, неудавшегося из-за войны) на его месте нового, советского "храма" - чудовищно громадного Дворца Советов .

"Вчера была снесена большая часть здания бывшего храма на площади Дворца Советов". Управляющий трестом "Дворецстрой" тов.Линковский сообщил нам следующее:

"Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных. Остатки здания будут снесены через несколько дней.

Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные "козырьки", предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая.

Материал здания (кирпич, облицовочный камень) остался в большей своей части неповрежденным; он будет использован на различных постройках. На днях "Дворецстрой" приступает к вывозке кирпича и облицовочного камня с площади Дворца Советов. Предполагается закончить всю эту работу в 2 месяца. В начале февраля будущего года площадь Дворца Советов будет очищена."

Взрыв храма Спасителя, 1931
за несколько часов было уничтожено то, что создавалось почти полвека:

Воспоминания кинооператора В.Микоши, снимавшего снос ХХС :


"Первый раз я увидел сияющий, как солнце, золотой купол - задолго до появления Москвы, куда я ехал на поезде сдавать экзамены в вуз.

Храм Христа Спасителя! - сказала пожилая женщина, стоявшая рядом у окна, и перекрестилась. Храм доминировал над городом и вместе с Иваном Великим создавал главный силуэт Москвы.

Спустя 3 года мне удалось снять через поплавок самолета амфибии далеко внизу, на берегу Москвы-реки, храм Христа. Тогда я был оператором Кинохроники. Сейчас я держу этот снимок в руках и не могу поверить, что на его месте - большая лужа.

Снова возвращаюсь почти на 60 лет назад. В середине лета 1931 меня вызвал директор Кинохроники В.Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу! Только будет лучше, если об этом меньше болтать! Понял? Есть указание свыше! - и он поднял указательный палец выше головы. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал:

Приказано снести храм Христа. Будешь снимать! Мне показалось, что он сам не верит в такой чудовищный приказ. Не знаю почему, я вдруг задал ему вопрос:
- А что, Исаакий в Ленинграде тоже будут сносить?
- Не думаю! А впрочем не знаю! Не знаю... Так вот, - с завтрашнего дня ты будешь вести кинонаблюдение за его разборкой, снимая как можно подробней и детальнее все работы с ограждения его до самого конца, понял? "Патронов не жалеть". Как понимаешь, - это надолго, я на тебя надеюсь! Ни пуха!

Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

Этого не может быть! Он украшает нашу Москву - сияет над ней, как солнышко. Какие там мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Сколько имен: Суриков, Крамской, Семирадский, Верещагин, Маковский, Клодт, Логановский... В галереях под храмом мраморная летопись побед Отечественной войны с именами погибших героев. Ведь в честь победы Русского оружия и был воздвигнут храм Христа Спасителя. Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника , которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом . Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

Судьба не простит нам содеянного!
- Почему нам?
- А кому же? Всем нам... Человек должен строить.. А разрушать - это дело Антихриста..."


поэт Н.В.Арнольд, как и многие москвичи,
оплакивал собор
:

"Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Богововуд -
Кто вам по храбрости был равен? -
Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов,
Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!.."

.. а "придворный" поэт Демьян Бедный
радовался-юродствовал
:

"По Москве гуляет анекдот:
Пред "Христом-Спасителем" какая-то старуха,
Богомольная шептуха,
Стала молиться - "во имя отца"...
Не успела досказать до конца,
До "сына и святого духа",
Едва с колен подняться успела,
Поглядела
И стала руками воздух ловить,
Рехнулася, скорчив ошалелую мину:
От храма "Христа Спасителя" - фить!

Нет и помину -
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам - радость, а старому - драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.

И ему, и всему, что с ним связано, крышка!
Скоро здесь, где торчал храм кубышка
Засверкает, радуя наши сердца,
Всемирно-пролетарская вышка
Советского чудо-дворца!"

..и юродствовал вовсю: :

"От колокольного трезвона
Уже не пухнет голова,
И у церковного амвона
Уж не корячится Москва.
Дела совсем уже не бойки
У колокольной каланчи,
Идут на чудо-новостройки
Святых развалин кирпичи...

По всей Москве: ду-ду! ду-ду!
Пророчат бабушки беду.
Теперь мы сносим - горя мало,
Какой собор на череду.
Скольких в Москве - без дальних споров -
Не досчитаешься соборов!

Дошло: дерзнул безбожный бич -
"Христа-Спасителя" - в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула.
- "Дворец Советов" строят, вишь! -
Москву ничем не удивишь.

Как птица, взмывшая из клетки,
Её фантазия парит
И облик сказочный творит
Второй - великой - пятилетки.
Колонны цифр и чертежи
Поют ей сладостную песню.
Несокрушимой нет межи.
Москва - ей пользу докажи -
Перекроит Арбат, всю Пресню ,
Охотный ряд снесёт в момент
И для бульварных дивных лент
К "Дворцу Советов" вкруговую
Перелицуют Моховую."

Так строился уничтоженный первый собор-великан. Вид из Кремля, 1856:

Храм Христа Спасителя уничтожил преступник Сталин.Плюнул Богу в лицо.

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".

Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.
Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...". (1)
1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...
В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". (2)
"Мы ставим задачу, - писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, - добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов..." (3)
И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.
Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник "Человекобогу". К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".

18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам".

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 году москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н.В. Арнольда, посвященное Храму.

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.


ЭТАПЫ ВОССОЗДАНИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В феврале 1990 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте.

5 декабря 1990 г.
На Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

16 июля 1992 г.
Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ "О создании фонда возрождения Москвы", где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значится Храм Христа Спасителя.

31 мая 1994 г.
Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя.

7 сентября 1994 г.
Состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Председателем Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На этом же заседании был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.

30 сентября 1994 г.
Начата разборка конструкций бассейна "Москва". В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г.

7 января 1995 г.
На праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя.

23 апреля 1995 г.
На Пасху состоялось первое Богослужение - торжественная Пасхальная Вечерня на "нулевой" отметке - на уровне пола возводимого Храма.

19 августа 1995 г.
В Праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя состоялось торжественное Богослужение с традиционным освящением плодов.

7 января 1996 г.
Состоялось открытие первых двух мемориальных досок с именами жертвователей и закладка трех последних кирпичей в стену главного входа Святейшим Патриархом Алексием II, Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Мэром Москвы Ю.М. Лужковым.

14 апреля 1996 г.
На Пасху Святейший Патриарх Алексий II в присутствии Президента России, руководителей Федерального и Московского Правительств совершил первое Богослужение под сводами Храма - Пасхальную Вечерню.

19 августа 1996 г.
Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви, после чего в нем по воскресным и праздничным дням начали совершаться регулярные Богослужения.

7 сентября 1997 г.
В день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств. После торжественного молебна на площади Храма Святейший Патриарх Алексий II освятил стены Храма Христа Спасителя. С этого времени начинается воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя: установка на фасады скульптурных изображений Святых и воссоздание росписи Храма.

Декабрь 1999 г.
Полностью закончены росписи Храма.

31 декабря 1999 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя.

19 августа 2000 года.
Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Проект Дворца Советов

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" - также "самый большой".


Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…».

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем.

В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.».

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий — их начали взрывать...

В 1930 году были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, в 1931 году — тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню».

«Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов...».

И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.

Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 года. В феврале — мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма — по личному распоряжению И.В. Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

18 июля 1931 года в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов — архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь).

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен.

После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам».

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.

5 декабря 1931 года — черная дата в отечественной истории, 85 лет назад в этот день был взорван Храм Христа Спасителя (ХХС) в Москве — Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).


Перед разрушением (Б. Деку, 1931)

Был план построить на месте Храма безбожный коммунистический Дворец Советов.

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов.

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских "строек века", в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой "Вавилонской Башни" с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храм Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва».

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы.

Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.