Походы Транспорт Экономные печи

Сбалансированность бюджета. Доходы и расходы бюджета. Сбалансированный бюджет balanced budget, мультипликатор сбалансированного бюджета (ba­lanced budget multiplier), государственный бюджет (budget (government)), фискальная политика (fiscal policy) Почему

Структура бюджета РФ включает в себя комплекс финансовых систем разных уровней, который основан на социально-экономических взаимодействиях и отраслевом законодательстве. Функционирование этого института связано с решением ряда вопросов. Одним из них выступает проблема сбалансированности бюджета.

Основы функционирования

Формирование бюджета осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

  1. Созданием прибыльной части.
  2. Распределением средств по уровням системы.
  3. Балансированием затратной и прибыльной долей.
  4. Распределением средств по потребностям всех уровней.

Структура бюджета включает в себя финансовые системы:

  1. Федерального уровня и государственных дополнительных фондов.
  2. Субъектов и территориальных гос. источников.
  3. Муниципальных образований.

С 2001-го года государственные фонды медицинского и социального страхования консолидируются в бюджетную систему и федеральные финансы. Только ПФР функционирует автономно.

Отраслевое законодательство

Формирование бюджета осуществляется по критериям, заложенным в ст. 28 БК. К ним, в частности, относят:

  1. Единство системы. Это значит, что правовая база и формы документации на всех уровнях едины.
  2. Затраты и поступление на бюджет разграничиваются между звеньями системы.
  3. Самостоятельность института.
  4. Принцип сбалансированности бюджета.
  5. Гласность - открытость доступа к принятым отраслевым законам.
  6. Достоверность - реалистичность и надежность расчета статей.

Конкретные значения по распределению средств каждый год устанавливаются Законами, регламентирующими концентрацию и распределение финансов на федеральном и областном (республиканском) уровнях.

Принцип сбалансированности бюджета

Он выступает в качестве одного из ключевых параметров, используемых при построении системы. Суть его состоит в таком состоянии института, при котором затраты и доходы бюджета уравновешены. Главной задачей является достижение равенства их значений или максимальной приближенности друг к другу. Сбалансированность бюджета считается нормальным состоянием финансовой деятельности.

Возможные отклонения

В случае когда доходы бюджета выше, чем затраты, возникает состояние профицита. Другими словами, сальдо системы положительно. Однако на практике чаще всего возникает другая ситуация - расходы бюджета превышают прибыль. В этих случаях имеет место дефицит или отрицательное сальдо. Уравновесить эти статьи можно, увеличив прибыль или уменьшив расходы бюджета.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый - при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Уравновешенность статей

Принцип сбалансированности позволяет приблизить значения затрат и прибыли даже при дефиците. Если издержки очень высоки, а имеющиеся средства не покрывают их, то финансовый план не может быть исполнен. Несбалансированный бюджет нереален изначально. Неуравновешенность статей делает его фиктивным. Формирование финансового плана профицитом также нежелательно.

Это обусловлено тем, что в этом случае имеет место завышенная нагрузка на экономику и снижение общей эффективности распределения и использования средств. Таким образом, сбалансированность бюджета вступает в качестве обязательного требования в процессе создания финансового плана. За счет нее осуществляется нормальное функционирование органов госвласти на всех уровнях. При несбалансированности даже небольшой части возникает задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбоям в сметной системе. Вследствие этого появляются неплатежи в народнохозяйственном секторе.

Обеспечение сбалансированности бюджета

Наилучшим вариантом считается разработка бездефицитного финансового плана. В нем объем расходов, включая отчисления в счет погашения и обслуживания государственного долга, меньше размера прибыли. Если дефицита избежать не удается даже при условии полного использования обычных источников финансирования, приходится прибегать к заимствованиям в разных формах. Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными способами. Одни методы используются при непосредственном составлении финансового плана, другие - в процессе его исполнения. Среди наиболее распространенных средств первой группы можно выделить следующие:


Меры при исполнении финансового плана

Сбалансированность бюджета может достигаться следующими методами:

  1. Введением процедуры санкционирования затрат.
  2. Строгим соблюдением принятых лимитов финансовых обязательств, направленных на реально привлекаемую прибыль.
  3. Установлением оптимальных сроков реализации расходов.
  4. Использованием механизма снижения и блокировки затрат.
  5. Совершенствованием системы финансирования на базе постепенного прекращения дотирования действующих предприятий и введения абсолютной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за исполнение принятых обязательств перед партнерами и государством.
  6. Мобилизацией дополнительных источников роста прибыли.
  7. Последовательным проведением финансового надзора за эффективным, экономным и целевым расходованием средств.
  8. Оказанием помощи другими бюджетами, использованием резервов и так далее.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.

Цикличное выравнивание

Теоретические основы этой концепции были заложены Кейнсом. Так была отвергнута ежегодная сбалансированность бюджета, фактически были легализованы дефициты для стимулирования экономической системы. Суть данной теории заключается в том, что в период спада государство должно увеличить затраты. При этом налоговые отчисления должны быть снижены. В таком случае дефицит финансовой системы неизбежен. На протяжении стадии подъема государство, повышая ставки налогообложения, рассчитывается с имеющимися долгами. В результате, к завершению цикла финансовая система уравновешивается. Эта концепция означает, что государство проводит антициклическое воздействие, одновременно стремясь к сбалансированности бюджета. В данной теории большое значение имеют "встроенные стабилизаторы". К ним относят:

  1. Прогрессивную систему налогообложения.
  2. Трансфертные государственные платежи (социальные отчисления, пособия по нетрудоспособности и прочее).

При их использовании объем совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться автоматически в зависимости от фазы экономического цикла и в противоположную сторону движения конъюнктуры. Эта концепция, однако, обладает существенным недостатком. В ней не учитываются различия глубины и длительности подъемов и спадов. Эти показатели спрогнозировать крайне проблематично.

Концепция "второстепенности"

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Источники средств

При принятии дефицитного бюджета на предстоящий год, в соответствии с БК, следует определить резервы финансирования. Источники средств различаются в зависимости от уровня системы. Для федерального бюджета в качестве них выступают:

  1. Прибыль от продажи государственных запасов драгметаллов и камней.
  2. Кредиты, полученные в рублях.
  3. Государственные займы, реализуемые выпуском ценных бумаг.
  4. Прибыль от продажи акций организаций.
  5. Бюджетные ссуды, которые получены от финансовых систем других уровней.
  6. Прибыль от продажи госсобственности.
  7. Доходы от приватизации организаций, принадлежащих государству.

Эти источники считаются внутренними. Средства могут поступать и из внешних источников:


Заключение

Сегодня сбалансированность бюджета необходимо обеспечивать на всех уровнях финансового управления. На реализацию этой задачи должны быть направлены все усилия и профессионализм сотрудников соответствующих органов власти. Особое значение в современных условиях имеют устойчивость финансовой системы и ответственность государственных институтов за ее обеспечение.

Довольно часто мы слышим такое понятие, как «сбалансированность бюджета», но не все знают, что это такое. В данной статье вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы, связанные с этим термином.

Как известно, бюджет состоит из двух частей, которые связаны между собой - доходной и расходной. Когда они равны, расходные обязательства не превышают можно назвать сбалансированным. К доходам в данном случае относится объем всех предполагаемых за определенный период времени средств, в том числе заимствований у других государств, объединений и т. д.

Сбалансированность бюджета - это залог процветания страны в целом и каждого человека в частности. Малейший дисбаланс может привести к ряду негативных последствий: перебои в учреждений, проблемы с погашением внешних долгов, задолженность по платежам в народном хозяйстве, спад национальной валюты, срыв муниципальных и государственных заказов и многое другое.

Если при составлении бюджета было допущено превышение доходной части над предполагаемыми расходами, то такой он считается с профицитом. На первый взгляд может показаться, что это позитивное явление. Но на самом деле, придерживаясь такой концепции, эффективность использования бюджетных средств снижается, в результате чего повышается нагрузка на экономику, оказывая тем самым давление на бизнес, замедляя его развитие или приводя к банкротству. Излишняя мобилизация доходной части зачастую приводит к негативным последствиям.

Если же в процессе составления бюджета расходные обязательства превышают предполагаемый объем доходов, то он считается с дефицитом. В основном это происходит тогда, когда развитие экономики страны значительно отстает от нужд и потребностей общества. Как следствие государство начинает переживать экономический спад. Из-за выпуска необеспеченных денег увеличивается рост инфляции. Довольно популярные в наше время методы, позволяющие провести сбалансированность бюджета (повышение налогов, коммунальных платежей и т.д.), приводят к тому, что значительная часть бизнеса уходит в тень, увеличивая теневой капитал. Что касается социальной стороны принятия дефицитного бюджета, то затраты на здравоохранение и граждан значительно уменьшаются, сокращаются выплаты на образование и программы по Общий населения падает.

Сбалансированность бюджета в зависимости от временных рамок может быть краткосрочной (1 год), среднесрочной (период от 3 до 5 лет) или долгосрочной (перспектива на десятилетие). Такое деление помогает провести мониторинг и сделать соответствующие выводы по поводу эффективности роботы правительства.

Для того чтобы сбалансировать бюджет, в его разработке должны принимать участие все уровни властной структуры. Основные методы, которыми пользуются при составлении бюджета, условно можно поделить на две группы. Первая - сбалансированность бюджета достигается во время его формирования. То есть целевое лимитированное направление средств в те секторы, где они наиболее нужны, адекватное, четкое распределение средств между бюджетами всех уровней, сбалансированность бюджетов на разных уровнях, жесткая экономия. Выискивание новых сокращение объема государственного в крайних случаях бюджетное заимствование. Все это должно быть просчитано и прописано еще до того, как бюджет будет утвержден и вступит в силу.

Вторая группа - это те методы, к которым прибегают в процессе исполнения бюджета. К ним можно отнести строгое соблюдение лимитов утвержденных в бюджете, четкое определение сроков для проведения расходной части, действующий механизм, с помощью которого можно блокировать расходы.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 1930-х гг. национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов . Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 1929-1930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.

Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и рас ходов бюджета и заложили фундаментальные основы использования государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условии развития на разных фазах экономического цикла. При этом была доказана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах.

С 1980-х гг. на основе теории «экономики предложения» (кейнсианство же концентрировало внимание на регулировании спроса) формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории «компенсирующего бюджета», «функциональных финансов» и т.п. При некотором различии в подходах к тактике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетному дефициту, общим для этих теорий является признание необязательности ежегодного достижения равенств между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами покрывается поступлениями от государственных заимствований.

В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов с целью покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми) . Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общие дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным . Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, ошибки в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит) . Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии и только во вторую очередь - желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация возникает в фазах оживления и подъема: с ростом производства расширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но правительство сокращает расходы для того, чтобы нивелировать увеличение спроса со стороны предпринимателей и населения.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит . Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет кратко срочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.

Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования . Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределило широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита.

Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.

В Российской Федерации сбалансированность бюджетов рассматривается как один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 33 БК РФ). При этом сбалансированность бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 92) налагает определенные ограничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ . Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собою разницу между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета и соответствующем финансовом году. Источниками финансирования ненефтегазового дефицита являются Нефтегазовый трансферт, формируемый за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда, а также источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет, превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходом бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ дефицит бюджета субъекта РФ может превысить указанные выше ограничения, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При утверждении муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижении остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг Российской Федерации и при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефицитом предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефицита бюджета (внутренних и внешних) . При этом источниками финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета субъекта РФ могут быть как внутренние, так и внешние источ ники, в то время как дефицит местных бюджетов может покрываться только за счет внутренних источников. К основным внутренним источникам финансирования федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте РФ, бюджетные кредиты, предоставляемые другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. К источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте, кредиты иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц.

В состав источников внутреннего финансирования дефицит бюджета субъекта РФ включаются поступления от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ в валюте Российской Федерации, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов РФ, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектом РФ и др. К источникам внешнего финансирования дефицит
бюджета субъекта РФ относятся поступления от размещения государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ в иностранной валюте, кредиты иностранных банков и др.

К основным источниками внутреннего финансирования дефицита местного бюджета относятся: поступления от размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств местных бюджетов, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципальных образований, и иные источники финансирования дефицита местных бюджетов.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

      Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужные ресурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета - это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе - отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

    Личный опыт

    Дмитрий Письменный, финансовый директор группы компаний Dixis 1 (Москва)

    В начале моей работы финансовым директором на хладокомбинате «Айс-Фили» в 2000 году из месяца в месяц происходило затоваривание склада готовой продукцией, то есть создавался лишний запас мороженого. В результате значительно снизилась ликвидность, а также возросли расходы на обслуживание кредиторской задолженности поставщикам сырья и упаковки. Принятое решение было достаточно простым: по моей рекомендации руководство приостановило в ноябре производство на профилактический ремонт. За это время была распродана большая часть запасов, а выручка, поступившая от реализации, позволила повысить платежеспособность компании и значительно сократить кредиторскую задолженность.

    В дальнейшем, проведя анализ ассортимента готовой продукции по методу ABC, были установлены нормативы остатков готовой продукции каждого вида с учетом сезонного колебания спроса. Это позволило хладокомбинату безболезненно пережить сезонное падение спроса на мороженое в зимний период.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

  • бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
  • рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;
  • остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.
    Мнение специалиста

    Марина Попова, старший консультант АКГ «Гориславцев и К0» (Москва), канд. экон. наук

    Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств (см. табл. 1).

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
  2. Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена - скидка - предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
  3. Утверждается сбалансированный бюджет.
  4. Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Niours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

    Личный опыт

    Алексей Федосеев, директор по информационным проектам компании «Инталев» (Москва)

    Для расчета прибыли мы используем «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути «дерево денежного потока». Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Практические советы

Автоматизировать процедуру расчета и балансировки финансовых показателей (как с помощью бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом, так и с помощью диаграммы Du Pont) можно с использованием электронных таблиц Excel. Кроме того, описанную методику можно доработать с учетом специфики конкретных предприятий.

    Мнение специалиста

    Георгий Земитан, руководитель проекта компании ITeam (Москва)

    Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели компании, так и результаты работы каждого ЦФО. Очевидно, что утвердить первую версию бюджета не удается практически никогда. И тому есть две причины. Первая - необходимость балансировки бюджетных показателей. Вторая - необходимость создания такой версии бюджета, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы целевым показателям, сформулированным топ-менеджерами, а с другой - содержала такие значения показателей операционных бюджетов, ответственность за достижение которых взяли на себя руководители соответствующих ЦФО. Разработка такой версии неизбежно требует нескольких последовательных итераций бюджетирования «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

    Таким образом, утвержденную версию бюджета можно рассматривать как компромисс между менеджерами компании.

    Алексей Федосеев

    Принимая решение относительно времени рассрочки платежа покупателям или поставщикам, финансовый директор начинает вмешиваться в сферу ответственности коммерческого директора или директора по снабжению. Очень важно установить порядок разрешения подобных вопросов, потому как зачастую они перерастают в конфликт подразделений.

Кроме того, при создании модели балансировки бюджета нужно учитывать, что на практике, как правило, компания не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

«Основной критерий сбалансированности бюджета - оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности»

Интервью с начальником отдела бюджетирования финансовой дирекции ОАО «Новая Перевозочная Компания» (Москва) Денисом Лесных

- Как построен процесс бюджетирования в вашей компании?

Можно сказать, что бюджетный процесс построен по принципу «снизу-вверх». Бюджетный департамент, который входит в состав финансовой дирекции, отвечает за сбор, консолидацию и взаимоувязку планов подразделений, на основе которых и формируется мастер-бюджет компании. Предварительный вариант мастер-бюджета передается на рассмотрение и утверждение бюджетно-инвестиционному комитету, в который входят руководители подразделений компании под председательством финансового директора. При этом первый вариант бюджета практически всегда пересматривается, поскольку необходимо искать компромисс между руководителями подразделений и балансировать показатели, отстаиваемые ими.

- Какими критериями вы руководствуетесь при балансировке бюджетных показателей?

Основной критерий сбалансированности бюджета - это оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности. Оптимальным соотношением мы считаем отсутствие платежных разрывов в сформированном бюджете и максимальную рентабельность при условии достижения заданных значений ключевых показателей деятельности.

- Как этого добиться?

Очевидно, что влиять на рентабельность или ликвидность можно, изменяя условия и показатели операционных бюджетов. Показателей, от которых в большей или меньшей степени зависят рентабельность и ликвидность компании, довольно много. Поэтому следует составить их полный список и оценить приоритетность использования в процессе балансировки. При определении приоритетности нужно тщательно анализировать возможные последствия такого влияния. К примеру, компания может задержать заработную плату сотрудникам, тем самым временно закрыв платежный разрыв в бюджете, однако это создаст неблагоприятную обстановку в коллективе и может сказаться на результативности труда.

Чаще всего балансировка проводится нами за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов (транши в рамках открытых кредитных линий или «револьверные» кредиты), изменения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. Привлечение кредитных ресурсов не представляет труда и не влечет за собой негативных последствий. Лишь в безвыходной ситуации мы меняем условия работы с нашими клиентами. Прежде чем делать это, нужно тщательно проанализировать ситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случае непродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращению доли компании на рынке.

- Какие финансовые инструменты вы используете для балансировки финансовых показателей мастер-бюджета?

Балансировку финансовых показателей мы проводим при помощи бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом. Это позволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменение рентабельности. При проведении балансировки нами также проводится анализ чувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияние каждого показателя на итоговый результат деятельности компании.

- Автоматизирован ли в вашей компании процесс балансировки бюджета?

До недавнего времени мы использовали для этих целей Excel. Но его применение значительно усложняло работу департамента бюджетирования. Основная проблема - постоянно сбивающиеся ссылки. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости использования специализированной информационной системы и сейчас находимся на стадии внедрения COGNOS E.Planning.

Беседовал Александр Афанасьев

1 Редакция выражает признательность компании «Финсовет» (Москва) за помощь в получении информации об опыте компаний. — Примеч. редакции.

В последнее время приоритетной целью бюджетной политики Российской Федерации стала долгосрочная сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации, для достижения которой был увеличен горизонт бюджетного планирования, введены «бюджетные правила» формирования федерального бюджета РФ, индикаторы сбалансированности бюджетов используются для оценки эффективности деятельности органов власти. Однако достижение этой цели не должно стать самоцелью проводимой бюджетной политики, а рассматриваться как условие выполнения государством своих функций, предоставления качественных государственных услуг и своевременного исполнения публичных обязательств. В условиях многоуровневой бюджетной системы структура бюджетных потоков, механизмы перераспределения доходов, организации межбюджетных отношений являются одним из основных факторов обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы.

К внешним факторам относятся степень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий, механизм межбюджетных отношений, а также параметры, характеризующие бюджетный потенциал территории: структура экономики, финансовое состояние организаций, социально-демографическая структура, уровень занятости населения и личных доходов, уровень налоговой задолженности и т.д.

Среди внутренних факторов можно выделить сбалансированность разделения полномочий и ответственности между бюджетными уровнями, уровень самостоятельности бюджетов, формы организации межбюджетного перераспределения доходов, формы бюджетного выравнивания и оказания финансовой помощи и т.д.

В теории государственных финансов существует несколько концепций сбалансированности бюджета.

Представители классической концепции «сбалансированного бюд­жета» (А.Смит, В. Ойкен, Ф. Хайек, М. Фридмен, Дж. М. Бьюкенен) обосновывали ограчение государственного регулирования и необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве.

Вторая концепция «циклически сбалансированного бюджета» (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и Б. Олин) связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла и обосновывает необходимость проведения антициклической бюджетной политики.

В третьей концепции «функциональных финансов» (Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Э.Хансен, Дж. К. Гелбрейт, Р. Масгрейв) обосновывается приоритетность цели государственных финансов в достижении макроэкономического равновесия, даже если, вмешательство государства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета.

Сбалансированность бюджетной системы РФ зависит от состояния отдельных бюджетов, характера бюджетных потоков в многоуровневой системе и возможности адаптироваться к изменяющимся условиям.

В статическом понимании под сбалансированностью бюджета понимается количественная характеристика соотношения расходов и поступлений в бюджет, их пропорциональное изменение в условиях экономической неопределенности. Количественная оценка общей сбалансированности бюджетов закреплена в основополагающем принципе бюджетной системы, в соответствии с которым «объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств» (1, ст. 33). Таким образом, общую сбалансированность бюджета можно отразить в следующем виде:

Р – расходы бюджета;

Д – доходы бюджета;

∆ИФДБ – разница между привлечением и погашением источников финансирования дефицита бюджета;

В многоуровневой бюджетной системе при количественной оценке сбалансированности бюджетов необходимо учитывать такой критерий, как управляемость доходных и расходных полномочий органов власти и управления. По данному критерию можно выделить:

Сбалансированность бюджета по критерию управляемости доходного потенциала и расходных полномочий:

(2), где

Рд – делегированные расходы;

Дс – собственные доходы.

Сбалансированность бюджета по переданным полномочиям:

С – субвенции.

В динамическом понимании, обеспечение сбалансированности бюджетов осуществляется в процессе составления и исполнения бюджетов. В основе динамической модели управления сбалансированности бюджета лежат принцип сбалансированности бюджетных потоков.

При составлении бюджета сбалансированность бюджета является безусловной составляющей бюджетного процесса. На этапе составления бюджета основными инструментами сбалансированности бюджетов являются:

  • определение бюджетных правил формирования доходов и расходов бюджета;
  • установленные ограничения бюджетного дефицита;
  • адекватность механизма распределения доходов распределению расходных полномочий между бюджетными уровнями;
  • формирование бюджетных резервов;
  • инструменты бюджетного регулирования;
  • эффективные методы бюджетного планирования;
  • расширение горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования.

Обеспечение сбалансированности бюджетов требует наличия эффективной технологии исполнения бюджетов. В этом отношении казначейская система исполнения бюджетов предполагает:

1) регламентацию процесса исполнения бюджета с помощью таких инструментов, как лимиты бюджетных обязательств, расходные расписания, бюджетная классификация;

2) контроль бюджетных потоков;

3) учет всех производимых операций в Главной книге казначейства;

4) поддержание ликвидной позиции казначейства;

5) предоставление органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

6) создание условий для прекращения роста кредиторской задолженности бюджетов;

7) повышение эффективности управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

В настоящее время обеспечение сбалансированности в процессе исполнения бюджетов осуществляется по следующим направлениям:

  • управление ликвидностью казначейства, управления активами и пассивами единого счета;
  • прогнозирование и кассовое планирование средств бюджетов;
  • управление бюджетными потоками государства.

В рамках реализации стратегических целей и задач Федерального казначейства на 2010 – 2015 гг., одним из ключевых направлений деятельности является использование механизмов управления ликвидностью на едином казначейском счете. Условием реализации этой цели стала технология функционирования единого счета бюджета, основанная на принципе «единства кассы», и предполагающая зачисление всех бюджетных средств и осуществление всех предусмотренных выплат с единого счета. В условиях неопределенности возрастают риски недостаточности бюджетных средств для своевременного и полного обеспечения выполнения расходных обязательств бюджета в течение финансового года (риск ликвидности бюджета), а также риск неплатежеспособности бюджета, заключающейся в общей недостаточности доходов бюджета для финансового обеспечения расходов. Причинами недостаточной ликвидности бюджета могут быть неравномерное поступление доходов в течение финансового года, установленные налоговым законодательством сроки уплаты налогов, рост недоимки по обязательным платежам, необходимость единовременного погашения долговых обязательств и возврата кредитов, внесение изменений в бюджетное законодательство в течение финансового года. Потеря платежеспособности бюджета возможна в результате существенного снижения бюджетного потенциала в целом. В такой ситуации возникает необходимость управления ликвидностью казна­чейства.

Ключевым моментом планирования ликвидности является планирование объема ликвидных средств. Объем потребности в ликвидных средствах формируется из следующих показате­лей:

  • объема платежей по бюджетным обязательствам;
  • заявок на получение наличных денежных средств;
  • прогноза предстоящих платежей.

В числе инструментов управления ликвидностью можно назвать также бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использование сделок РЕПО.

Инструментом финансового планирования в рамках казначейской системы исполнения бюджетов является кассовый план, показатели которого позволяют прогнозировать бюджетные потоки в процессе исполнения бюджетов, определять оптимальный уровень ликвидных средств и объем временно свободных бюджетных средств.

Механизм управления временно свободными денежными средствами начал складываться с 2008 года и по технологиям размещения бюджетным средств можно выделить два периода:

С апреля 2008 г. по июнь 2012 г., данный характеризовался размещением средств федерального бюджета посредством заключения договора об обеспечении размещения бюджетных средств между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.
  2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011г. № 1121 “О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах” // СПС “Консультант Плюс”.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // СПС “Консультант Плюс”.
  4. Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 № 120н “О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году”// СПС “Консультант Плюс”.
  5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.
  6. Приказ Казначейства России от 14.09.2009 № 210 “Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета” // СПС “Консультант Плюс”.
  7. Камардина Ю.В. Вопросы пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. 2012. № 10. С. 26 – 30.
Количество просмотров публикации: Please wait