Походы Транспорт Экономные печи

Подготовка к ЕГЭ. Исторические портреты. Патриарх Никон. Церковный раскол — реформы Никона в действии Писания предопределили церковный раскол в России

29 апреля в Международном Фонде славянской письменности и культуры состоялся диспут между старообрядцами и новообрядцами о личности и деятельности патриарха Никона . Зал Фонда был заполнен практически полностью.

Старообрядческую сторону представляла делегация во главе с о. Марченко. Интересно, что на днях закончился Собор РДЦ. На нем к лику святых были причислены 22 подвижника благочестия, в частности, Нил Сорский , Иов Почаевский и Афанасий Брестский .

Открывая диспут, его ведущий игумен (Сахаров) (РПЦ) привел характеристику бывшего патриарха Никона, сделанную профессором В.О. Ключевским :

Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу — это довольно сложный характер и, прежде всего, характер очень неровный. В спокойное время в ежедневном обиходе — он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего — самолюбив. За ожесточение в борьбе его считали злым, но его тяготила всякая вражда — и он мягко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами был жесток. Но он забывал всё при виде людских слез и страданий: благотворительность, помощь слабому, больному, ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным качествам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех; но хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно — доброе это дело или дурное.

Основным докладчиком на заявленную тему был руководитель Отдела Украины Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов К.А. Фролов . Как и следовало ожидать, основную заслугу Никона Кирилл Александрович усматривает в его вкладе в воссоединение Великой и Малой Руси. Докладчик ссылался на позицию основоположника Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого), выступавшего за канонизацию патриарха Никона и одновременно бывшего ревнителем возрождения старого обряда в лоне Православной Церкви. В лице старообрядцев он усматривал союзников в деле восстановления патриаршества и против апостасийного Запада. Благодаря воссоединению с Малороссией, во многом была преодолена отсталость Московского государства, где было издано всего лишь несколько книг, в то время как в Малороссии, в Польско-Литовском государстве их издавались сотни.

Для Московской Руси было необходимо, по словам Фролова, «восполнение академизма », являющегося органичной частью византийского наследия. Для решения этих вопросов необходимо было провести унификацию обрядов.

«В проведении книжной справы были перегибы», признал докладчик («вполне вероятно, что старообрядцы были правы в ее оценке»). Вину в этом, однако, он возлагает на «тайного латинянина, действовавшего в интересах иезуитов» Паисия Лигарида , целью которого был срыв воссоединения Руси. К.А. Фролов сторонник обрядового плюрализма (в качестве примера был приведен западный обряд в Русской Зарубежной Церкви и зарождающийся татарский обряд). После оставления патриаршества Никон говорил, что «обои книги добры » старопечатные и новопечатные. На Большом Московском Соборе греческие богослужебные книги он называл «испорченными еретиками ». Докладчик признал, что реформа проводилась поспешно.

Кирилл Фролов заявил, что согласен с мнением митрополита Макария (Булгакова), считавшего, что если бы Никон не оставил патриаршество, то раскола бы не было. Также Фролов повторил свою давнюю идею, что старообрядчество он видит только как самоуправляемую автономную часть Московской Патриархии.

Следующим выступил о. Андрей Марченко, представитель Русской Древлеправославной Церкви. Он назвал грубой ошибкой патриарха Никона его стремление к унификации церковных обрядов по новогреческим лекалам и малороссийскому варианту. Вместо того, чтобы внедрять в Московском государстве троеперстие, нужно было направить усилия на восстановление в Малороссии двуперстия. Кстати, по свидетельству Зизания , в Малороссии оно было широко распространено. Вместо этого Никон пожертвовал интересами своей Церкви, в то время как для малороссов и греков вопрос о форме перстосложения был непринципиальным (архидиакон Павел Алеппский писал, что его отец, антиохийский патриарх Макарий, благословлял московитов согласно их обычаю, т.е. двуперстно).

В результате никоновой реформы (точнее ее все же называть «никоно-алексеевской» или даже «никоно-петровской» прим. ред. ) было подорвано доверие к своей русской церковной истории. Фактически, руководство страны и церкви подписалось под мыслью греков, что Россия не была до конца просвещенной, а «отцы русской церкви были невежами ».

Также о. Андрей Марченко высказал следующие тезисы :

  • Никто не был против присоединения Малороссии и освобождения Константинополя, но интересы Русской Церкви были принесены в жертву политической целесообразности.
  • Самая большая ошибка патриарха Никона оставление им кафедры, из-за чего началась большая сумятица в церковной жизни.
  • Большой Московский Собор в 1666 и особенно в 1667 году с участием восточных иерархов окончательно.

О. Андрей отметил, что переводчиками на Соборе были Симеон Полоцкий и Паисий Лигарид . Первый был поэтом-ритором, западником, с иронией относящимся ко всему русскому. Второй, в силу плохого знания русского языка, не мог быть компетентным переводчиком по богословским вопросам («по-русски мог назвать цену на табак »). Докладчик назвал обоих этих переводчиков «проходимцами ». Документов Собора на греческом языке нет. Непонятно, что напереводили эти два человека и какую информацию от них получали участники Cобора, приехавшие на Русь из Греции и других стран. Дискуссий и свободного общения на Соборе 1666-1667 годов не было.

О. Андрей Марченко рассказал, что греческие старостильники, с которыми РДЦ вступила в диалог, о расколе почти ничего не знают. Изначально ничего не знал о старообрядцах и основавший белокриницкую иерархию митрополит (Попович) а ведь он в одно время был секретарем Синода.

По мнению о. Андрея, реформа в том виде, в котором она проводилась, вообще не была нужна. Это подтверждает учрежденное впоследствии единоверие. Книжная справа началась еще при Московском митрополите Макарии , однако она двигалась поступательно, с большой осторожностью. В отличие от него, Никон начал действовать быстро, единолично, невзирая на серьезные сложности богословских переводов и другие особенности книжного дела.

После основных докладов начались прения, в которых смогли выступить и другие участники мероприятия. В частности, можно отметить выступления двух участников диспута А.В. Шишкина , редактора сайта «Современное древлеправославие» , и В.А. Пустового , заместителя председателя Союза Православных Братств Украины .

Алексей Васильевич Шишкин раскритиковал апологию никоновской реформы Фроловым, когда церковные интересы были принесены в жертву политической целесообразности, геополитическим расчетам. Выразил несогласие с его утверждением об отсталости Московской Руси в деле просвещения. Так, протопоп , находясь в земляной яме в Пустозерске, цитировал по памяти множество книг. Культа Никона на Руси не было, его стал возвеличивать митрополит Антоний (Храповицкий).

В. Пустовой в своем выступлении отметил, что в Малороссии старообрядцев, бежавших от гонений из Московской Руси, никогда не считали раскольниками. До Екатерины в малороссийской церковной жизни было много старообрядных элементов (они, кстати, сохранились, как это ни странно, у униатов, например, хождение крестных ходов посолонь).

По мнению Пустового, в никоновской реформе не было никакой необходимости. Получилось так, что в угоду геополитическим расчетам был принесен в жертву церковный фактор. Объединение было возможно и без церковной реформы, приведшей к расколу. Она была следствием внешней диверсии, инспирированной, по мнению выступающего, Ватиканом и орденом иезуитов. Было совершенно очевидно, что для объединения братских народов не нужно было ломать церковную традицию через колено и жечь в срубах.

Подводя итог диспута, игумен Кирил (Сахаров) отметил следующее:

Патриарх Никон положился на богословскую компетентность и православность воззрений киевских ученых, но не учел, что они получили западное образование. Воспитанные в схоластическом богословии, украинцы в Москве должны были неизбежно столкнуться с русскими православными воззрениями, сложившимися веками на святоотеческом богословии, — отсюда коллизии.

Понравился материал?

Комментарии (35)

Отменить ответ

    Комментарий от Игумена Кирила (Сахарова). Постскриптум к диспуту о патриархе Никоне

    Перед началом диспута одна женщина передала мне пакет с брошюрами антистарообрядческой направленности. Некий духовник-монах увещает свое духовное чадо не увлекаться старообрядчеством, иметь в виду, что снятие клятв со старых обрядов – дело митрополитов Сергия (Страгородского) и Никодима (Ротова), православие которых «сомнительно». Странно это слышать, зная позицию в этом вопросе канонизированного РПЦ МП митрополита Филарета (Дроздова) и участников Поместного Собора 1917-1918 годов. А вот свидетельство митрополита Питирима (Нечаева), записанное мной в начале 80-х годов во время учебы в Московских духовных школах: «До Поместного Собора 1971 года (снявшего клятвы — иг. К.) я постепенно привлек к этой теме наших церковных лидеров, и по моим разработкам на Соборе был сделан доклад об отмене клятв на старые обряды. С тех пор ничто не мешает мне креститься двуперстно». Назывались имена и других иерархов, принявших участие в подготовке Соборного деяния о снятии клятв, например, архиепископа Саратовского Пимена (Хмелевского). Знакомый священник, участвующий в реставрации Ново-Иерусалимского монастыря, на следующий день после диспута позвонил мне и очень эмоционально стал говорить о том, каким подвижником-аскетом был Никон, сколько он сделал добрых дел и т.п. Кстати, митрополит Питирим также говорил, что, с одной стороны, Никон «имел крутой нрав», а с другой – «он был искренним, глубоким подвижником-аскетом».

    Преподаватель МДС протоиерей Петр Веретенников (ныне архимандрит Макарий) в 1981 году на лекции в актовом зале Московских духовных школ рассказывал: «Никон спал на каменном ложе, его монашеский параман весил 6 кг, и находился он под драгоценным саккосом. Он лично выкопал колодец. Вместе с другими таскал землю и кирпичи». Известный апологет патриарха Никона протоиерей Лев Лебедев в своей статье (см. «Богословские труды» 23-й выпуск) писал: «Патриарх Никон отличался способностями к самым разным наукам и ремеслам, чрезвычайной начитанностью. Он был образованнейшим и умнейшим человеком своего времени». Мне трудно что-то сказать по этому поводу, но то, что он производил свои исправления на основании современных ему греческих книг, а не по древним книгам, как декларировалось, – это убедительно доказал профессор Н. Каптерев (+1916 г.). Никон не внял предупреждению Константинопольского патриарха Паисия, который в своем ответном письме указывал, что «различия в обрядах, не затрагивающих существа веры, не являются серьезным нарушением». И еще: «нельзя говорить, что развращается вера, если есть различия в несущественных вещах (обрядах); главное, чтобы было согласие в сущности». Честно говоря, меня в этих словах покоробила оценка значимости обрядовой стороны. Намного ближе то, что писал об обряде В.П. Рябушинский в своей книге «Старообрядчество и русское религиозное чувство»: « Обряд – его (т.е. христианина – иг. К.) оружие, и тот же обряд – панцирь для одухотворенного тела. Упорный воин готов в походе нести тяжелое снаряжение, зная, что оно пригодится ему в бою, а малодушный изнемогает от ноши, не думает о бое, думает только о том, чтобы было ему полегче теперь, и поэтому бросает патроны, и лопату и даже оружие. В результате – безславная смерть, плен и бегство. Нечто подобное происходит и в религиозной жизни людей».
    Патриарх Никон торжественно проклял двуперстие. От этого его не удержал, а напротив, потворствовал в этом другой восточный патриарх – Антиохийский Макарий. Более того, он сам сначала произнес это проклятие. Профессор Каптерев в своей статье «О церковно-обрядовых реформах патриарха Никона (журнал «Богословский вестник» 1908-09 гг.) писал: «Главная доля ответственности за реформы и характер ее исполнения падает на его, Никона, советчиков и руководителей – восточных патриархов, и из них, по преимуществу и главным образом, на Антиохийскаго патриарха Макария». Невольно задумываешься: так ли случайны те беды, которые постигли Сирию в наше время?

    Во время диспута прозвучало, что патриарх Никон впоследствии говорил протопопу Иоанну Неронову, что «обои – старые и новые книги хороши, добры, все равно по каким хочешь, по тем и служи». Проф. Беликов задается вопросом: «А почему он не обратился с такими словами ко всем официально?» И далее: «это либо неправда Неронова, которая является его собственным показанием, или простая любезность патриарха с целью примирения. Не мог Никон одно и то же называть и черным и белым». (см. его книгу «Историко-критический обзор существующих мнений о расколе». (Киев, 1915 год.)
    Не секрет, что и ныне у патриарха Никона немало почитателей и сторонников. Вместе с такими известными деятелями, как участник книжной справы, ученый монах из Киева Епифаний Славинецкиий, как Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким, они искренне считают, что причиной произошедшего раскола было невежество противников реформы. Очевидно, что это очень упрощенный и несостыкующийся с истинным положением вещей взгляд.

  1. "Подводя итог диспута, игумен Кирил (Сахаров) отметил следующее:
    — Патриарх Никон положился на богословскую компетентность и православность воззрений киевских ученых, но не учел, что они получили западное образование"

    Стоило огород диспута городить ради констатации довольно спорного факта. Что, Никон не знал о "воззрениях киевских ученых"? Или что киевское богословие отличается от московского? А было ли вообще "московское богословие"? Большинство наших богословских книг того времени, это полемика, а не систематическое изложение веры.

    "Книга о вере" и "Кириллова книга" тоже, кстати, имеют одна белорусское, другая украинское происхождение, а из них наши боголюбивые предки чего только не навычитывали…

    • К вопросу о московском богословии.

      "Первой в России Академией, выполнявшей функцию подготовки духовных лиц, в том числе архиереев, а также функции трибунала и цензуры по делам веры, стала Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. " (из wiki)

      Какое богословие если до 1687 года даже учебных заведений религиозных не было?

    • И в Древней Церкви, и на Руси всегда были великие подвижники и духовные учителя. А что касается богословов, то нельзя вступать в дискуссию, не зная их биографий. Учились, знаете ли…
      С экспансией римо-католиков на Восток потребность в богословах и апологетах была велика. И оказалось, что в Москве ничего издать не могут, кроме адаптированных текстов украинских авторов, получивших систематическое образование. Как бы не было это неприятно осознавать, но "матчасть надо знать".

    • Получается, не будь Раскола, так и богословия бы русского не было — ни новообрядного, ни старообрядного?

    • открыть школы вполне могли и без книжной реформы

    • Православное богословие не может быть русским или нерусским, тем более старообрядным или новообрядным. Богословы могут быть и русскими по происхождению, но с этим далеко не всегда было благополучно.

    • почему только ДО Петра Могилы?

    • У митр. Петра Могилы и его последователей доминирует схоластическое мышление, внедренное криптокатолической (сознательно или подсознательно) богословской школой (это не мое мнение, а достаточно обоснованное специалистами, см. , например, прот. Г. Флоровского "Пути русского богословия", если не интересно посмотреть более простые семинарские учебники). Поэтому ранний период украинского влияния на русское богословие (о более поздних влияниях говорить не стану "страха ради иудейска") делится на домогильный и послемогильный. Звучит красиво.

  2. Давайте Кураева почитаем, у него есть на эту тему:

    Так уже было на исходе XVII века. Тогда реформы Патриарха Никона – при всей их малообоснованности, непродуманности, спешке и жестокости – промыслительно спасли Россию и Православие. Реформы Никона вызвали раскол в Церкви. Из патриаршей, реформированной Церкви в итоге вышли не только многие люди, по своей простоте отождествлявшие подробности обряда с сутью христианства, но и люди, которые в дореформенную эпоху во многом определяли интеллектуальный «климат» в Церкви. Протопоп Аввакум отнюдь не «неграмотный сельский батюшка». Настоятель кремлевского собора, человек, собиравший вокруг себя лучшие богословствующие умы своего времени, он мог – при ином ходе событий – свое мироощущение передать всей Церкви и всему Кремлю. Что было бы в этом случае с Россией и с Церковью? Если бы Аввакуму удалось победить Никона, то – по естественным законам психологии – для нескольких поколений была бы табуирована сама мысль о любых реформах в укладе жизни православной России. Упал бы «кадильный занавес» между Россией и Европой.

    Самоизоляция России была бы не слишком страшна, если бы речь шла о XIII или XIV веках. Но на пороге XVIII века она стала бы губительной. Начиналась эра состязания технологий. Теперь судьбу сражений и стран решали уже не число сабель и не толщина крепостных стен. Качество пороха и пушек, маневренность кораблей и точность инженерно-саперных расчетов предопределяли исход войн. Овладеть военными технологиями без заимствования технологий промышленных нельзя. Овладеть промышленными технологиями без овладения технологиями научными невозможно. Научные же технологии требуют принятия очень многих особенностей мышления, поведения, ценностных ориентаций, в том числе и таких, которые были довольно-таки непривычны для уклада Московской Руси.

    И были бы они встречены Аввакумовыми причитаниями: «Ох, ох, бедная Русь, чево тебе захотелося немецких поступков и обычаев!» . И следовала бы эта «бедная Русь» примеру своего верховного нравоучителя, и похвалялась бы своей интеллектуальной нетронутостью: «Да вси святии нас научают, яко риторство и философство – внешняя б… свойствена огню негасимому… Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскальства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения» . Напомню, что в те времена слово «философия» вбирало в себя все небогословские науки, в том числе и естествознание.

    Встал бы затем царь Петр на путь реформ – и ему пришлось бы встретиться с дружным сопротивлением всей Русской Церкви, «воспитанной» на Аввакуме. И тут одно из двух: или Петр сломал бы хребет Русской Церкви (а у него были планы введения лютеранства на Руси), или церковная оппозиция сломала бы шею Петру и его реформам. И тогда через несколько десятилетий пришлось бы выбирать, какой колонией – шведской, польской или турецкой – стать Московии к исходу XVIII столетия. И соответствующая вера была бы насаждена вместо Православия в этой колонии.

    Но раскол привел к тому, что из Церкви «вытек» аввакумовский дух. Приехали киевские риторы и философы и «заменили» Аввакума. Они привезли с собой дух Запада, дух схоластики и светскости. Интеллектуальная жизнь Русской Церкви стала разнообразнее и даже противоречивее (в столкновениях западного духа и духа святоотеческого). Но в итоге петровские реформы в самой Церкви нашли себе сторонников (святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, митрополита Рязанского и Муромского Стефана [Яворского], архиепископа Новгородского Феофана [Прокоповича]). Война Петра с церковным укладом не оказалась тотальной. В Церкви нашлись силы, поддержавшие и его реформы, и преображение Руси в новую, имперскую Россию. Россия выжила в катаклизмах XVIII века, не разорвав свою связь с Православием. И уже в XIX веке она исцелила большую часть тех ран, что были нанесены ее церковной жизни петровскими реформами.

    origin: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71874-neamerikanskiy-missioner/

    • Радикализм Аввакума и подобных ему только дискредитировал саму идею сопротивления западным порядкам.

      Точно также и в любое другое время — любой раскол и радикализм дискредитирует идею сопротивления и ОСЛАБЛЯЕТ это самое сопротивление — ибо те, кто желает сопротивляться тем самым уходят из Церкви

      То же и сейчас. Всякие катакомбники, старостильники, ипц, прозелиты старообрядческих согласий — уходя, они ослабляют церковь.

      Это все равно что уйти из окопа партизанить, оставив в окопе боевых товарищей. По какой бы причине оно ни было — пусть командир плохой, ворует, трофеи вагонами увозит. Бросили-то не командира.
      Бросили нас. Простых рядовых христиан-верующих, бойцов духовного фронта.

      А это не оправдано. Даже если неумелый командир плохо воюет, а вы хорошо партизаните. За это расстрел.

    • Ну разумеется, что это — оценочное суждение о. Андрея Кураева, но почему оно "не имеет никакого реально-исторического значения"? Пусть и со многими оговорками, но имеет!

    • Ничего не имеет. Полки иноземного строя и вообще немецкие слободы были задолго до раскола. Технологии мы перенимали задолго ДО.

Патриарх Московский. Родился в мордовской крестьянской семье. Воспитывался в монастыре, а в 1626 году был рукоположен в сан священника, женился. Начитан и имеет собственную точку зрения на некоторые спорные вопросы. С 1635 году после трагической смерти своих детей уговаривает жену вместе с ним поселиться в монастырях. Под именем Никон он принял постриг в Свято- Троицком скиту Соловецкого монастыря. В 1646 году перебрался в Москву, где и был представлен Алексею Михайловичу. Вскоре - стал архимандритом Новоспасского монастыря. Сблизился с членами неформального кружка « ревнителей благочестия». Туда входили: протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич – духовник царя, боярин Ф. Ртищев, И. Неронов. Их объединяла цель: оживление религиозно- церковной жизни в государстве, улучшение нравственности и исправление переводов богослужебных книг.

С 25 июля 1652 года - возведен в сан Патриарха. Направления его деятельности и основные результаты на этом посту: а) 1653 год - предписание Патриарха Никона совершать крестное знамение 3 перстами, б)- Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. И в результате- укорененное в народе и среди части священства мнение о превосходстве русского благочестия над греческим, а так же резкость самих реформаторов привели к расколу. Появились сторонники Никона и его противников (раскольников или старообрядцев). В) – В 1653 году строят Иверский монастырь, а в 1656 году основан Новоиерусалимский монастырь. Размолвка с царем и наушничество врагов приводят к тому, что в 1666году Никон был лишен всех постов и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Умер Никон в 1681году по дороге из ссылки. Царь Федор Алексеевич настоял, чтобы его похоронили с почестями.

Реформы Патриарха Никона – это попытка утвердить духовную власть выше светской, что как ему казалось, сделает государство сильнее. Но это привело только к расколу в обществе и в церкви. Как мне кажется, в современной России снова наблюдается подобное противостояние.

6. Исторический портрет – ОРДИН – НАЩЕКИН Афанасий Лаврентьевич. (1605- 1680г.г.) дипломат и политик в времена царствования Алексея Михайловича.

Выходец из скромной помещичьей семьи. Получил отличное семейное образование. Знает языки. По словам его современников - он был « говорун и тонкое перо» и обладал тонким и острым умом. С 17 лет начинает службу. Его карьера началась в 1642 году. Он принимает участие в разграничении русско- шведской границы после Столбовского мира. В 1667году после успешного заключения Андрусовского мира получил чин боярина и возглавил Посольский приказ. Неоднократно предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока. Считал, что с Польшей целесообразно заключить союз для борьбы против Швеции за балтийское побережье. НО в 1671 году интриганы добились его опалы.



Его карьера уникальна для российской истории, так как был мелкопоместным дворянином, но достиг высоких должностей не благодаря связям, а вследствие личных достижений и способностей. Этот пример- это отличная мотивация для моей учебы.

7. Исторический портрет АРАКЧЕЕВА Алексея Андреевича (1769- 1834г.г.) – русский государственный и военный деятель, реформатор русской артиллерии и генерал от артиллерии. Его отец был бедным дворянином. Сын получил вначале семейное воспитание, а потом отец устроил его артиллерийский кадетский корпус в Санкт- Петербурге. Учился успешно, был знаком с семьей графа Салтыкова. И вскоре Великий князь Павел Петрович попросил графа порекомендовать для него расторопного артиллерийского офицера и этим офицером оказался Алексей Андреевич Аракчеев. На службе у Великого князя он проявил себя- исполнительным, дисциплинированным и неутомимым. Это вскоре было оценено. Павел Петрович назначил его комендантом Гатчины. И охарактеризовал его как « непревзойденного в России мастера муштры». Новый виток в его карьере начинается при Александре Первом с 1803года. А с 1808года он назначен военным министром. Его деятельность на министерском посту и ее результаты: а)- созданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, б)- упрощена и сокращена переписка, в)- учреждены запасные рекрутские депо и учебные батальоны, г)- артиллерии дана новая организация и упорядочена ее материальная часть. Положительные последствия этих преобразований не замедлили сказаться во время войны 1812- 1814г.г. С 1 января 1810 года Аракчеев оставил министерство и назначен председателем департамента военных дел при Государственном совете. А во время войны он занимался образованием резервов и снабжением армии. Его авторитет растет и царь поручает ему дела гражданского управления. Организация военных поселений – это воля царя, но Аракчеев ее выполнил энергично, последовательно и жестко. Был бескорыстен. Был пожалован за службу наградами, но от некоторых он отказался. Не принимал участие в подавлении выступления декабристов- за что и был отправлен в отставку Николаем Первым. Смерть Александра переживал как личную трагедию.



По мнению современных исследователей А.А. Аракчеев был « одним из наиболее эффективных в отечественной истории администраторов и идеальным исполнителем». И как мне кажется этот пример достоин для подражания.

8. Исторический портрет- Егор Франциевич КАНКРИН (1774- 1845г.г.), государственный деятель, 4 министр финансов России, генерал интендант. Учился в двух германских университетах, где успешно изучал юридические науки. Приехал в Россию в 1797 году помогать отцу (тот был директором солеварен в Старой Руссе). Во время Отечественной войны сполна проявил свои способности. Во многом благодаря проявленной им распорядительности русские войска во время боевых действий не испытывали нужды в продовольствии. На нем лежали обязанности по ликвидации расчетов между Россией и другими государствами. Он следил за тем, чтобы все продовольствие во время заграничных походов доходило до армии, боролся с хищениями. За эту деятельность был награжден орденом Св. Анны 1 степени. С 1823 года до 1844 года- министр финансов России. Направления его деятельности и результаты: а)- принимает меры к восстановлению металлического денежного обращения, появляется серебряный рубль. Б)- Приняты меры для укрепления протекционной системы. Для этого пересмотрены тарифы. Сторонник заградительных пошлин. Таможенные пошлины использует как способ получения дохода в казну с привилегированных лиц, свободных от прямых налогов. В)- Проводит меры для улучшения государственной отчетности и счетоводства. Внедряет точные сметы расходов и отчеты по ним. Г)- Развивает техническое образование, так в столице открывается Технологический институт. Д)- Взамен государственной монополии на продажу вина ввел откупную систему, выгодную для финансов, но вредную для народной нравственности. За время его министерской деятельности сумма прямых налогов увеличена на 10 млн. руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. Но ему не удалось создать особой финансовой системы. Вся его деятельность проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, а с другой стороны- налогами уничтожался внутренний рынок. Тем не менее, в Российском бюджете был наведен порядок и балансировка, которая сохранилась до начала Крымской войны

Деятельность Е.Ф. Канкрина – это пример хозяйского отношения к стране и этим он у нас вызывает симпатию.

9. Исторический портрет – Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ (1781-1844г.г.).Военноначальник, генерал от кавалерии, шеф жандармов, Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.(1826- 1844г.г.)

Участник войны с турками и участник Отечественной войны 1812 года. Активно участвовал в следствии по делу декабристов, за что получил особое расположение императора Николая I и был назначен шефом жандармов. Его деятельность и ее результаты на этом посту: а)- царь поручил ему надзор за А.С. Пушкиным. Но он искренне недоумевал, что нужно Пушкину, но хорошо знал, что нужно власти. Писал поэту письма с ласковыми наставлениями, после которых, по словам Эйдельмана « не хотелось жить и дышать». Б)- Сопровождал царя во время его поездок в действующую армию во время русско- турецкой войны 1828-1829 г.г., обеспечивал его безопасность во время сражений. В)- в 1840 году назначен к присутствию в комитетах о дворовых людях и по преобразованию еврейского быта. К евреям относился благосклонно.

Его имя и роль в истории России связаны с именем Великого Пушкина, и как мне кажется, она была охранительная…

10. Исторический портрет – Алексей Николаевич КОСЫГИН (1904- 1980г.г.), государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР с 1964- 1980г.г., Дважды Герой Социалистического Труда.

С 1930- 1935г.г.- учился в Текстильном институте имени С.М. Кирова. Служил в армии с 1919г-1921г.г., с 1939года член ЦКВКПб и занимал пост наркома текстильной промышленности. Во время войны 1941-1945г.г.- занимает пост зам. Председателя Совета по эвакуации, а с января 1941г по июль 1942г он уполномоченный ГКО в блокадном Ленинграде и занимается снабжением населения и войск, руководит эвакуацией населения и организацией « Дороги жизни». Находясь на посту Председателя Совета Министров добивается проведения экономических реформ (1965г). Суть реформ была: а)- децентрализация народнохозяйственного планирования, б)- повышения роли интегральных показателей производства (прибыль, рентабельность) , в)- увеличение самостоятельности предприятий. Результаты: Восьмая пятилетка, прошедшая под знаком экономической реформы(1966- 1970г.г.) была « золотой». НО потом реформа сходит - на нет, потому, что инициатор реформ не очень компетентен в сельском хозяйстве и партийный аппарат проявляет инертность. Как политический деятель А.Н. Косыгин принимает участие в урегулировании конфликта с Китаем (из- за острова Даманский), и единственный из членов политбюро не поддержал решение об отправки Советских войск в Афганистан, что и привело к разрыву с Брежневым и его окружением. Но Косыгин ушел в отставку по состоянию здоровья, а не из за разногласий.

Он был талантливым организатором, толковым экономистом, мудрым политиком. « Косыгина не любил Хрущев, не любил Брежнев, но оба сохранили его как руководителя экономикой страны» Значит - он был необходим и Народу и Родине.

11. Исторический портрет- СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839г.г.), русский общественный и государственный деятель, реформатор и основатель Российской юридической науки и теоретического правоведения. Родился в семье священника, в 1780 году устроен в епархиальную семинарию под фамилией Сперанский. Он первый ученик в науках, общителен, умеет ладить со всеми, дисциплинирован, настойчив, добродушен. В 1788 году после слияния семинарий его отправили учиться в Александро- Невскую семинарию, а в 1792 году предложили место учителя в там же. В 1795 году его рекомендовали на должность домашнего секретаря князю Б. Куракину, а когда тот стал генерал- прокурором, то взял с собой и Сперанского. Когда на престол вступил АлександрI, то его карьера пошла стремительно вверх. Он уже секретарь императора. В 1802г-1804г) пишет ряд записок « О коренных законах государства» , « О силе общественного мнения» , где обосновывается необходимость реформ в России. 20 февраля 1803г при его участии(концепция, текст) был опубликован указ « о свободных (вольных) хлебопашцах» В 1803 году по поручению императора составляет « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», где он предстает как сторонник конституционной монархии. Этот замысел не был реализован, а вот особое положение о продаже церковных свечей использовалось духовенством до 1917 года. После заключения Тильзитского мира – император поручает ему составить план общественно- политических реформ. Из этого плана было реализовано только создание Гос Совета (1810г.). Эти реформы вызвали бурю негодования со стороны чиновников, и под их давлением царь отправил его в отставку и ссылку. В столицу он вернулся только в 1821году. При Николае I его привлекают в состав Верховного суда над декабристами. Говорят, когда выносили приговор, Сперанский плакал. В 1835 году он назначен преподавателем юридических наук наследнику. Вскоре была учреждена « Высшая школа правоведения» для подготовки юристов. И это стало главным подвигом жизни Сперанского. Все годы опалы он непрестанно трудился над составлением полного собрания законов Российской империи, где были включены все законы от 1649г.- до 1825г. и в 1830 году этот труд вышел в 45 томах!!!. В 1832 году появился « Свод Законов» в 15 томах. Это был достойный результат долгих лет кропотливого труда и неоценимый вклад в развитие страны.

Его способности делали его необходимым, и поэтому он совершил такую головокружительную карьеру. Его судьба- это пример того как образованный и дисциплинированный человек может изменить ход истории.

12. Исторический портрет – БУХАРИН Николай Иванович (1888г.- 1838г.), советский политический, государственный и партийный деятель, Академик АН СССР. Учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Член партии РСДРП с 1908года, вел работу в профсоюзах, в 1911 году арестован, сослан, но бежит за границу. За рубежом пишет экономические статьи. Возвращается в Россию в 1917 году через Японию. Вначале был противником заключения Брестского мира, но потом поддерживает в этом вопросе Ленина. Назначен редактором газеты « Правда», опубликовал ряд статей: « Политическая экономия рантье», « Мировое хозяйство и империализм» и стал одним из экономистов- теоретиков РКП(б). В 1919году вместе с Е. Преображенским пишет « Азбуку коммунизма». Ленин к его работам относится в целом положительно. В « профсоюзной дискуссии» 1920-1921года занимает « буферную» позицию между Лениным и Троцким. После смерти Ленина он сближается со Сталиным и даже дружат. В 1924 году активно борется против Троцкого. Проанализировав неудачи политики военного коммунизма принимает правильным переход к нэпу, а в 1925 году выдвигает лозунг « обогащайтесь. Накапливайте, развивайте свое хозяйство», указав, что « социализм бедняков- это паршивый социализм». Но в это же время принимает участие в разработке сталинской теории « построения социализма в одной отдельно взятой стране». В 1928 году открыто выступает против форсирования коллективизации, предлагая эволюционный путь развития в деревне. А после статьи в « Правде» « Заметки экономиста», где форсирование коллективизации называет « авантюристическим» способом решения кризиса. После этого на пленуме партии его обвинили в правом уклоне и он был лишен всех постов и находился в опале.. В 1929 году был выведен из состава политбюро после того как не стал « каяться». С 1934-1937 г.г. – редактор газеты « Известия». Во политических процессов 1936 и 1937г.г. подсудимые (Зиновьев, Каменев, Рацек) показали на Бухарина. В 1937 году он был исключен из рядов партии и арестован. В камере пишет статьи, например - « Деградация культуры при фашизме» и письма к старому другу- Сталину. В этих письмах вначале он настаивает на том, что он не враг ни партии, ни СССР, потом просит отменить публичный суд, а потом просит дать ему яд в камере. Умоляет сжалиться! Но… В 1937 году был расстрелян… В 1956году- реабилитирован

Его жизнь и деятельность- это яркая иллюстрация того, что в политике (как мне кажется всегда) нужно иметь твердую позицию, а если ее нет, или не способен ее реализовать, то нужно поддерживать официальную позицию, чтобы не навредить другим.

13. АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ АДАШЕВ (? – 1560г.г.)

Государственный деятель времен Ивана Грозного. Думный дворянин (сокольничий, постельничий). Руководитель правительства Избранной Рады.

Происходил из костромских дворян, рода не слишком знатного. Благодаря своим талантам и преданности царю оказался в Избранной Раде. Личные характеристики: суров, властен, аскетичный, справедливый и глубоко религиозный человек. А. Курбский о нем « подобен земному ангелу».

С 1540 – 1550-х годов был в Избранной Раде, которая фактически была неофициальным правительством в стране. С именем Адашева связан ряд реформ, укрепивших царскую власть: созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы уставные грамоты, упрочившие положение служивых людей. Он участвовал в разработке Судебника, способствовал отмене системы кормлений, осуществлению военной реформы, а именно создание « избранной тысячи» воинов из дворян. Умный, энергичный, он был приближен к Царю настолько, что стал хранителем его личного архива, и государственной печати « для скорых и тайных дел». Около 1550г. стал казначеем, возглавлял финансы государства. Руководил написанием официальных разрядных книг, государева родословца и Лепописца начала царства.

С 1547 года он участник всех походов Ивана Грозного. Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанск5ого и Астраханского ханств. Руководил инженерными работами при осаде Казани (1552г.). После присоединения Астраханского ханства настаивал на продолжении борьбы против Крымского ханства. Был не согласен с решением царя начать Ливонскую войну, но все же принимал участие в переговорах с Ливонией. Эта позиция ведет к недоверию со стороны царя. Смерть царицы Анастасии усугубила его положение. Иван Грозный поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с Адашевым. Адашев был сослан в Дерпт под негласный надзор и вскоре скончался.

Карамзин об А.Адашеве писал: « краса века и человечества». Увековечен в памятнике 1000- летию России в Новгороде (1862г.)

В мордовском селе Вельдеманове Нижегородского уезда, в семье крестьянина Мины, родился сын Никита. Родился он в мае 1605 года, во времена Смуты. Мать Никиты умерла, когда мальчик был маленьким. Одарённый от природы, он выучился грамоте дома, а в двенадцать лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь.

Женился в двадцать лет, и стал сельским священником. Но жизнь была несчастливой, его дети умирали, а сам он решил, что его бездетность - знак к монашеской жизни. Его супруга приняла постриг в московском Алексеевском монастыре. Отец Никита ушёл в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова.

В 30 лет, он принял постриг и стал Никоном, отрёкся от земных хлопот, суеты. Основатель и настоятель скита преподобный Елеазар сам провёл этот обряд. Никон много, без устали молился, много дней постился, всей своей душой служил Богу. Он был любимым учеником Елеазара, служил примером для иноков.

К сожалению, через некоторое время, между Никоном и настоятелем, возникли разногласия. Не найдя поддержки в братии, Никон удалился. После долгих скитаний, он выбрал Кожеозёрский небольшой монастырь. Недалеко от монастыря, построил себе келью и продолжил свой подвиг. Вёл одиночный образ жизни, в монастырь ходил только на службы. Братия его уважала, за решимость, твёрдость, строгость, прилежание.

В 1643 году, после кончины настоятеля, Никона избрали главой монастыря. В 1644 году, игумен Никон приехал в Москву для сбора пожертвований для обители, и встретился с царём Алексеем Михайловичем . И уже вскоре, по велению царя он был переведён в Москву, и назначен игуменом Новоспасского монастыря. Молодой царь очень хорошо и доверительно относился к Никону, что не нравилось боярам. Но царь продолжал своё общение, и уже в 1649 году игумен был избран митрополитом Новгородским.

Он рьяно относился к своим обязанностям, ездил в темницы, принимал жалобы заключённых, рассказывал всё царю, общался с народом. Люди полюбили его, многие находили утешение в беседах с митрополитом. На богослужениях, Никон отменил «многолосие» (одновременное чтение и пение частей богослужения). Он совершал службы по строго установленным правилам, по выходным читал проповеди. Зимой патриарх приезжал в Москву, где совершал службы в придворной церкви. Царю очень нравились эти богослужения.

Митрополит обратился к Алексею Михайловичу с просьбой перенести мощи митрополита Филиппа с Соловков в Москву. Владыку Филиппа сослали, а потом убили, за то, что он смело, говорил о злодеянии Ивана Грозного. И вот в 1652 году, святые мощи митрополита Филиппа перенесли в Кремль, в Успенский собор. В ту эпоху это было значимое и важное событие. Никон был приемником патриарха Иосифа, и после его смерти, возглавил этот пост.

В период правления церквью патриархом Никоном (1652-1658г), было построено много храмов и монастырей. Была проведена реформа богослужений, исправлено много церковных книг. Патриарх собирал старинные древние книги, изучал их. Царь с патриархом были в близких дружеских отношениях. На всех приёмах они сидели рядом, царь даже просил называть патриарха великим государем.

Со временем их отношения изменились не в лучшую сторону. Возможно, сыграла свою роль теория Никона о превосходстве духовной власти над светской. Тогда патриарх оставил патриаршую кафедру по своему желанию, но сан свой сохранил. Позже на соборе он был осуждён и сослан в Ферапонтов монастырь. Перед смертью, Никон получил разрешение переехать в Воскресенский монастырь, который он сам основал. В 1661году, в августе, по дороге в монастырь, патриарх скончался. Бывший патриарх всея Руси Никон, с почестями был погребён Новоиерусалимском Воскресенском монастыре.

48511 0

Патриарх Московский и всея Руси Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 г., в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне Нижегородская область, Перевозский район). Юношей Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Через несколько лет он станет священником. Потрясенный смертью своих детей, он убеждает жену уйти в монстырь, а сам на Белом озере, в Анзерском скиту, принимает монашество под именем Никона. В 1642 г. Никон переходит в Кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон - митрополит Новгородский.

В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа (память 23 декабря с.с.). В это время в Москве умирает патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

Еще при патриархе Иосифе, в видах упорядочивания церковной жизни, образовался в Москве кружок ревнителей, с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе. Воззрения ревнителей разделял и Никон. Сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке задачи, на способ ее осуществления имел, однако, особый взгляд, так как сколнен был придавать церковной реформе политическое значение. Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами.

Царя и патриарха связывала настоящая дружба. Еще будучи архимандритом, Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко его навещал. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в загородных монастырях.

Первым важным распоряжением Никона и вместе с тем началом церковной реформы было предписание (в 1653 г.) "творить в церкви" вместо "метаний на колену" поклоны "в пояс" и креститься "тремя персты". Созванный патриархом Никоном в 1654 г. собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. Собор 1656 г. одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами.

Противники Никона восстановили царя против патриарха. Никон сложил с себя сан и уехал в Воскресенский монастырь. На состоявшемся в 1666 г. в Москве соборе Никон был приговорён к лишению сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после в более тяжелое заключение - в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г., и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

Патриарх Никон как личность и исторический деятель

никон настоятель духовная государственная деятельность

Введение

НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОНА

1 Годы детства и юности

2 Бытность настоятелем Колычевского монастыря, переезд в Москву

3 Пострижение в схимники и игуменство

ЦЕРКОВНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1 Реформы церкви

2 Первый и второй поместные соборы

3 Государственная деятельность Никона

3.1Начало соперничества царя и патриарха

2 Опала на Никона

4 Прощение новым государем, смерть Никона


Введение

Нет ничего более ошибочного, чем взгляд, будто так называемый патриарший период в истории русской церкви, совпадавший с XVII веком, был эпохой особого могущества и независимости церкви как таковой. Напротив, приобретя новый, более ослепительный, чем раньше, внутренний блеск, церковь превратилась, в сущности, в один из московских приказов.

Все церковное управление, церковные власти, начиная с патриарха, подчинялись царю.

Рассматривая этот факт в совокупности с необходимостью:

укрепления дисциплины, порядка, нравственных устоев духовенства,

введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире,

унификации церковных книг в связи с распространением книгопечатания; можно смело говорить об острой потребности реформирования духовной жизни России XVII века.

Проведение церковной реформы связано с именем патриарха Никона (1605-1681).

Его реформа имела значительные последствия, стала причиной гибели огромного числа людей, в связи с чем ее рассмотрение кажется наиболее важным.

История жизни патриарха и его церковная деятельность были ранее рассмотрены многими авторами, такими как Субботин, Гейден, Каптерев, Никольский.

Но несмотря на довольно высокую степень изученности данного материала, историки так и не пришли к единому мнению по поводу оценки проведенной Никоном реформы.

Для работы над данным рефератом были использованы работа историка Н.М. Никольского «История русской церкви» (1988 г) и современное издание Ф.Ф. Павленкова «Великие россияне» (2004 г). Нужно отметить, что авторы этих книг дают различную оценку преобразований XVII века.

Историк Н.М. Никольский акцентировал свое внимание на отрицательных последствиях реформ Никона, так как проведенные преобразования привели к расколу, огромным человеческим жертвам. Также, по словам историка, при патриархе значительно возросли сборы податей с монастырей, было уничтожено и разорено множество епископий и пустынных мест.

Что же касается Ф.Ф. Павленкова, то он подчеркивает положительное значение деятельности Никона, ведь она, по его мнению, помогла в укреплении и централизации молодого русского государства, сблизила народы России и Прибалтики.

Целью данной работы стало изучение жизни патриарха Никона, а также формирование личной точки зрения на необходимость проведенных им преобразований.

Для достижения поставленной цели в реферате необходимо рассмотреть следующие задачи:

сопоставить различные точки зрения на личность патриарха и выяснить истоки формирования его характера;

изучить начало духовной деятельности Никона;

проанализировать проведенные им церковные и политические преобразования.

1.Начало духовной деятельности Никона

1 Годы детства и юности

В мордовском селе Вельдеманово, в последние дни царствования Федора II Годунова, 24 мая 1605 года у молодого крестьянина Мины родился сын Никита. Мальчик был первенцем у болезненной молодой матери по имени Мариамна, которая вскоре после родов умерла. Первые годы своей жизни малютка провел в избе какой-то Аксиньи, взявшей на себя попечение о ребенке по сердоболию. На пятом или на шестом году мальчик вернулся в дом к отцу. Благодаря относительному равнодушию отца и ненависти появившейся в доме мачехи маленький Никита рос в семье тихим неразговорчивым ребенком, безответным перед побоями и перед попреками.

Местный священник уговорил отца позволить мальчику учиться, и рассудительный мордвин согласился воспользоваться услугами батюшки. Никита выучился читать и писать, книжная премудрость увлекала его все дальше и дальше, и он осыпал своего наставника расспросами до такой степени, что загонял его в тупик.

Проследив за успехами сына и решив, что для крестьянина его Никеша достаточно знает, Мина прекратил учение сына. Мальчик остался дома, и снова началась война с упрямой и ограниченной мачехой. Теперь он стал огрызаться и изыскивать способы избавиться от колотушек. Самым простым из них был уход из дома. Никита так и сделал. Он взял у отца немного денег и на двенадцатом году жизни покинул Вельдеманово. По берегу Волги он дошел до Макарьев-Желтоводского монастыря, где братия приняла его охотно, считая мальчика бездомным и бесприютным сиротой.

Пришелец особенно понравился священнику Арсению, который взялся руководить его образованием. На пятый год пребывания в монастыре Никита узнал о том, что его бабушка лежит при смерти, а мачеха умерла - и возвратился домой. Отец встретил его дружелюбно, однако, несмотря на свои нестарые годы, Мина вскоре после возвращения сына стал хворать и затем умер, не достигнув сорока лет. Никита остался наследником всего крестьянского хозяйства отца, который рассчитывал, что сын не откажется от сохи и не бросит земли-кормилицы.

2 Бытность настоятелем Колычевского монастыря, переезд в Москву

Уступая увещаниям покойного отца и советам соседей, молодой хозяин женился, чтобы иметь в доме хозяйку. Предание указывает, что его женой сделалась бывшая подруга его детских игр, дочь священника колычевского, Настасья Ивановна. Тесть согласился уступить ему свой приход, чтобы самому жить на покое. Никита Минов был поставлен в священники архиепископом Иосифом и в 1625 году назначен в село Колычево.

Молодой настоятель быстро снискал себе уважение: слава о его неподкупности и беспристрастии разнеслась до Нижнего Новгорода, где о нем услыхали московские купцы. Познакомясь лично, купцы стали убеждать Минова перейти к ним и добились его согласия. Вскоре Никита с семьей покинул своей приход и переселился в Москву. Трудно сказать когда, но со временем Никита стал задумываться, скучать и тяготиться своими обязанностями по приходу. Еще более усилилась его нервность после смерти третьего, и последнего, ребенка. Он так повлиял на свою кроткую жену, что та согласилась отказаться от совместной брачной жизни и принять пострижение. Он сам отвез ее в Алексеевский монастырь, где и оставил новоностриженную монахиню Анфису.

3 Пострижение в схимники и игуменство

Покончив так решительно с любимой женой, Никита из всего имущества взял только свою библиотеку, состоящую из духовных книг, и отправился в Соловецкий монастырь. Пострижение произошло в 1635 году, и до 1641 года жизнь нового схимника Никона шла ровно и спокойно, без всяких изменений. Но в 1641 году после сбора подаяний на построение новой церкви разгорелся спор между Никоном и старцем Элеазаром. Корыстолюбивый Элеазар хотел бесконтрольно хранить деньги в ризнице, а прямолинейный Никон добивался, чтобы деньги хранились в особом сохранном месте, «дабы их не отняли лихие люди». Ссоры и перебранки дошли до того, что враги не могли равнодушно смотреть друг на друга. Никон стал серьезно опасаться за свою жизнь, но уступать было не в его правилах, и тогда он задумал бежать от преследований. Какой-то поморский богомолец вызвался помочь ему.

С молитвой покинул Никон обитель, где провел почти семь лет.

Вскоре Никон прибыл на берег озера Коже, среди которого на островках возвышался Кожеозерский монастырь. Здесь он жил отдельно от братии и занял маленький островок, а свободное от богослужения время посвящал рыбной ловле. Молчальничество, благочестие и примерный образ жизни высоко поставили Никона во мнении братии и в 1634 году на место умершего игумена монахи избирают Никона. Около трех лет правил Никон монастырем безмятежно, но в 1646 году он решил отправиться лично за сбором подаяния в Москву; там, по обыкновению своего времени, он должен был явиться на поклон к царю.

Знакомство с царем, окончательный переезд в Москву

Во время знакомства с Никоном царю Алексею Михайловичу пошел восемнадцатый год. Он был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться на них в разговоре и руководиться ими. Никто не мог превзойти его в соблюдении постов. Каждый день Алексей Михайлович посещал церковь, так как считал большим грехом пропустить обедню. Была у него еще одна своеобразная черта: он был крайне пристрастен к церковной и придворной обрядности.

С семнадцатилетним государем игумен знакомится в селе Коломенском. Много видевший и много испытавший за сорок лет своей жизни Никон мог рассказать царю про многое, чего тот не знал; вследствие этого Алексей Михайлович пожелал продолжить эти беседы и просил игумена совсем остаться в Москве. Никон без долгих колебаний согласился на предложение царя. Алексей Михайлович добивается у патриарха Иосифа, чтобы тот посвятил Никона на вакантное место архимандрита Новоспасского монастыря.

Алексей Михайлович приказал Никону ездить к нему во дворец каждую пятницу, и беседы архимандрита западали в душу государя. Как близкий к царю человек, Никон приобрел значение и сделался немаловажной особой при дворе.

Новгородский митрополит Афоний по преклонности своих лет уволился 7 января 1649 года на покой и поселился в Варламиево-Хатынском монастыре. Царь выразил желание видеть митрополитом своего друга Никона. Патриарх стал колебаться, не желая содействовать возвышению человека, в котором уже видел соперника. Тогда 11 марта 1649 года по просьбе царя состоялся обряд рукоположения Новоспасского архимандрита к иерусалимскому патриарху Паисию.

Алексей Михайлович возложил на друга наблюдение не только над церковными делами, но и над мирским управлением.

Духовенство новгородской митрополии было очень недовольно назначением Никона, так как многие уже раньше знали его строгость и взыскательность. Никон сам совершал богослужение с большой точностью, правильностью и торжественностью и требовал того же и от подчиненного ему духовенства. Естественно, что это не нравилось многим.

Созванный в октябре 1649 года Земский собор утвердил «Уложение» - свод из уголовных законов, в который вошли дела об обидах, полицейские распоряжения, правила судопроизводства, правила о вотчинах, поместьях, холопах и крестьянах, права посадских, права всех сословий вообще, определяемые размером бесчестья. «Уложение» впервые на Руси узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что существовало прежде только по обычаю и по произволу. Новгородский митрополит не принимал участия в создании нового законодательства, но пока молчал. Позднее Никон предложил царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, дабы внушить тем самым народу мысль о первенстве церкви.

Венчание на патриаршество

Между тем за время отсутствия митрополита Никона в Москве совершилось важное событие: 15 апреля скончался патриарх Иосиф. Состоялся Духовный собор, все знали желание царя видеть патриархом Никона. Оппозиция была, конечно, ожесточенной, однако никто пока не смел выражать громко своих мыслей, опасаясь гнева самодержанного царя.

Избиратели держались установленных правил и, согласно уставу, назначили двух кандидатов: Никона и его бывшего учителя в Макарьевском монастыре, иеромонаха Антония; жребий пал на Антония, но последний, сознавая свою старческую немощь, отказался от высокой чести. Тогда волей-неволей, скрепя сердце, избиратели стали просить новгородского митрополита. Принимать такое место среди затаенного недовольства без оговорок было немыслимо, и потому Никон стал отказываться. Алексей Михаилович стал умолять его не отказываться от избрания, тогда Никон громко спросил:

Царь, а за ним духовные и светские власти поклялись исполнить его желание, и тогда Никон дал свое согласие на избрание. 25 июля состоялось торжественное венчание на всероссийское патриаршество в присутствии царя, бояр и духовенства.

2. Церковные и политические преобразования

1 Реформы церкви

Приняв на себя огромную власть, Никон поставил основной своей целью реформировать русскую церковь, вернуть ее на путь апостольского служения, поставить духовную власть над светской.

Тем временем в Москву приехал иерусалимский патриарх Паисий и открыто заметил, что в русской церкви он находит немало нововведений, которых не было и нет в восточных церквах. По настоянию Никона, смущенного этими разоблачениями, но не вполне доверявшего греку, келарь Арсений Суханов поехал за справками на Восток. Пока Суханов ездил по Греции, Сирии, Палестине, Египту и Грузии, Москву посетил константинопольский патриарх Афанасий и почти слово в слово повторил обвинения Паисия, особенно относительно двуперстия и произвольного искажения богослужебных книг. Патриарх Иосиф сильно встревожился и не знал, что делать, так как два патриарха обвиняли его чуть ли не в ереси. Быстрая кончина избавила патриарха от душевных страданий.

Переход от патриарха Иосифа к патриарху Никону был очень резок. Последний ясно видел положение русской церкви, дошедшей вследствие национального самомнения и исторической обособленности до состояния, которое восточные ревнители православия прямо называли ересью.

Ревностно и с обычной ему суровой энергией принимаясь за дело достижения единообразия в церковной обрядности, Никон логически должен был сделаться борцом за независимость и верховность своей патриаршей власти.

Новоизбранный патриарх обратил серьезное внимание на коронное исправление текста богослужебных книг. Греческий иеромонах Арсений, сосланный на покаяние в Соловецкий монастырь патриархом Иосифом, заподозрившим его в латинстве, благодаря усердию справщиков был немедленно возвращен Никоном. Проверка текстов снова перешла к нему. В это время возвратился келарь Арсений Суханов и подал царю и патриарху свой отчет о командировке на Восток. Он описал черными красками поведение восточно-православного духовенства и недостаток благоговения при богослужении, но при этом правдиво указал, что на востоке повсеместно употребляется троеперстное крестное знамение и соблюдаются, опять-таки повсеместно, те именно обряды и порядки, в нарушении которых греческие иерархи укоряли русскую церковь.

Никон обращается к Алексею Михайловичу с предложением созвать русский Поместный собор. Царь дал свое согласие и лично присутствовал с боярами на этом соборе. В качестве председательствующего Никон открыл заседание и произнес речь, в которой без стеснения высказал свой взгляд на равенство церковной власти со светской. Высказав свой взгляд на предержащие власти, Никон перешел к предмету исправления книг: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, или же руководствоваться древними греческими и славянскими текстами. На этот вопрос последовал такой же ответ, какой давался не раз при прежних патриархах: «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым греческим списками». Собор уничтожил колебания патриарха.

Не прошло нескольких дней после закрытия заседаний, как комиссия справщиков книг была отставлена от должности, а дело исправления книг передается в руки образованного иеромонаха Киевского Братского монастыря Епифания Славинецкого. Окружив себя громадным количеством греческих и славянских списков, принялся Славинецкий за исправление текстов; помощниками его были два приехавших с ним земляка - Арсений Сатановский и Данила Птицкий, иеромонах-грек Арсений и другие книгописцы. Протоиерей Иоанн Неронов и Аввакум Петров, пользуясь поддержкой реакционной части боярства, начали проповедовать по Москве, что патриарх поддается наущениям киевлян, зараженных латинской ересью, и допустил к делу уличенного латынщика, грека Арсения

В 1655 году был вновь созван собор, который на этот раз вышел блестящим и представительнейшим: кроме большого числа русских епископов, в Москве были антиохийский патриарх Макарий, сербский патриарх Гавриил и митрополиты Григорий Никейский и Гедеон Молдовла- хииский. Собор постановил продолжать по-прежнему исправление текста богослужебных книг и изменить некоторые стороны богослужебных обрядов.

Нравственно поддержанный постановлениями московских соборов, Никон решительно взялся за очищение русской церкви от всего нанесенного с течением времени невежественным русским духовенством и этим дал возможность своим противникам предстать мучениками, к которым примкнули все те элементы, какие нашлись в обширной России и которые были политически недовольны московскими порядками. Вот почему на первых же порах раскол ярче вспыхнул в пределах бывшей новгородской республики, перекинулся к казацкой вольнице на Дон и Яик, распространился в Сибирь.

В изданном вскоре после второго собора «Служебнике» появилось предисловие, в котором изложены поводы, побудившие патриарха к исправлению богослужебных книг. Этот «Служебник» предписано было рассылать повсюду и немедленно вводить в употребление. В апреле 1656 года был созван третий Поместный собор, на который Никон представил переведенную Арсением с греческого книгу «Скрижаль», заключающую в себе порядок и объяснение литургии и таинств. Собор утвердил «Скрижаль» и еще раз произнес проклятие над двуперстниками.

2.3 Государственная деятельность Никона

«Великий Государь, святейший Никон..» - вот официальный титул, который сам государь употреблял в документах. Этот второй государь был энергичнее, последовательнее и строже добродушного Алексея Михайловича, податливого на лесть и охотно выслушивающего придворные сплетни. Такая строгость сказывалась в преследовании иноземщины и всего противного духу старого православия. Если бояре не терпели патриарха Никона за постоянное вмешательство в мирские дела и за его резкие выходки, то духовенство было просто озлоблено из-за беспощадной строгости архипастыря и неизбежных притеснений его приказных. В противоположность боярам и консервативному духовенству царь Алексей все больше и больше привязывался к своему «собинному другу». Никон, помимо обширного духовного ведомства, принимал деятельное участие в светских делах.

Осложнившиеся в это время политические события также отразили на себе влияние Никона. По его совету Малороссия была принята «под высокую государеву руку» на заседании Земского собора которое открылось 1 октября.

В отсутствие царя, отправлявшегося в поход с войском, Никон был назначен регентом государства. Ничего не могло сделаться в Боярской думе без ведома и благословения великого русского патриарха.

По возвращении Алексея Михайловича освобожденный от забот регенства Никон получил от благодарного царя официальный титул Великого Государя и материальную поддержку для осуществления своего давнишнего желания: создать монастырь на том безлюдном островке Кие, на который был выброшен более двенадцати лет тому назад монах Никон, бежавший с Соловков..

1 Начало соперничества царя и патриарха

Царь Алексей Михайлович пробыл на войне полтора года, которые оставили глубоким след в его характере. Лагерная жизнь приучила царя быть самостоятельнее, он проникся убеждением, что он - верховный властелин земли русской. А суровый и прямодушный Никон, возвысясь до звания патриарха Всероссийского, стремился поставить власть патриарха выше власти царя.

Два государя являлись представителями двух соперничающих начал - теократического и монархического, в связи с чем их разрыв был неизбежен. Сюда присоединились интриги и сплетни людей, которые окружали царя и тяготели к монархизму.

Царь перестал приглашать Никона на официальные торжества и сам отказался от визитов к патриарху. Никону объявили через стольника, что почитать его царь не будет.

июля Никон отслужил в Успенском соборе литургию, после которой объявил о сложении с себя звания патриарха. После чего разоблачился, ушел в ризницу, где написал Алексею Михайловичу письмо, надел мантию и черный клобук, вышел из собора и, опираясь на поповскую палку, отправился па подворье своего Воскресенского монастыря. Здесь он пробыл двое суток, ожидая решения царя или вызова для личных объяснений. Не дождавшись ничего, Никон уехал в любимый Воскресенский монастырь. Вслед за ним в монастырь явился князь Трубецкой с требованием передать управление русской церковью крутицкому митрополиту. Прямодушный старик спокойно дал свое согласие и при этом бил челом о скорейшем избрании ему преемника, чтобы церковь не вдовствовала, не была беспастырной, а в заключение подтвердил, что он сам не желает быть патриархом.

Блюстителъ патриаршего престола, крутицкий митрополит Питирим, считая себя облеченным всеми привилегиями патриарха, перестал поминать имя Никона на заздравных молениях. Пурист в делах веры и православия, Никон восстал против своеволия митрополита и послал из Нового Иерусалима письмо Алексею Михайловичу, в котором осудил поступок Питирима.

Алексей Михайлович поддался наветам бояр и согласился поступить круто: запрещено было общаться с Никоном, все бумаги патриарха в Москве были арестованы, и сам царь прекратил оказывать ему внимание.

Воспользовавшись прекращением дружбы царя с патриархом, бояре принялись травить своего врага, не понимая, что, этим они играют на руку тем элементам, которые враждебны московскому единодержавию.

2 Опала на Никона

февраля 1699 года открылся Поместный собор в Москве, на котором было положено не только избрать нового патриарха, но лишить Никона даже чести архиерейства и священства. Неожиданно появился защитник Никона, иеромонах Славинецкий, толково и ясно доказал, что собор имеет право избрать другого патриарха, но не может лишить Никона архиерейства и священства. Убежденный им Алексей Михайлович решил не утверждать соборных постановлений и обратился к Никону, чтобы он дал свое благословение на избрание нового патриарха. С далекого устья Онеги пришел ответ, в котором, подтверждая свое согласие на выбор архипастыря, Никон заявлял, что если его пригласят в Москву, то он даст свое благословение новоизбранному патриарху, а сам удалится в монастырь. Однако царь по просьбе членов собора позволил строптивому старцу вернуться только в Новый Иерусалим, где Никона ждала другая неприятность: окольничий Боборыкин, у которого была приобретена земля под монастырь, самовольно завладел монастырскими угодьями: завязалась судебная тяжба. Никон написал о крючкотворстве дьяков и бесчинствах Боборыкина гневное письмо царю. Выведенный из терпения молчанием царя, Никон после неправедного решения суда в пользу окольничего проклинает последнею. Боборыкин не испугался проклятия, но решил отомстить за публичное бесчестье: он бросился в Москву и донес, что Никон произнес проклятье на царя. Только в июле 1663 года в Новый Иерусалим явилось целое посольство для переговоров с Никоном: астраханский архиепископ Иосиф, князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Семенович Стрешнев, думный дьяк Алмаз Иванов и главный среди них Лигаридес в митрополичьей мантии. Уже при входе Лигаридеса Никон обругал его самоставником, вором и собакой, а затем добавил по адресу всех приехавших: «Привыкли вы тыкаться по государствам да мутить, и у нас того же хотите!» Вокруг монастыря была поставлена стража, и начались допросы относительно проклятия. Все бывшие в церкви во время обряда, совершенного Никоном над Боборыкиным, не показали, чтобы Никон относил проклятие к особе царя. Более того, все показывали, что в этот день в заздравных молениях упоминалось царское имя.

Снова наступило затишье, пока в начале 1664 года не приехал Мелетий, окруженный целой толпой греков и привезший ответы четырех патриархов. Суть их состояла в том, что, по мнению вселенских патриархов, московский патриарх и все духовенство обязаны повиноваться царю и не должны вмешиваться в мирские дела. Не довольствуясь грамотой, привезенной греками, Алексей Михайлович отправляет в Константинополь монаха Савву, владевшего греческим языком.

Через несколько месяцев Савва возвратился из Константинополя. Оказалось, что патриарх Дионисий советовал царю или простить Никона или избрать на его место другого патриарха. Одновременно пришла грамота иерусалимского патриарха Нектария, которой хотя он убедительно советовал царю помириться с Никоном и оказать ему должное повиновение как строителю благодати на основании божественных законов.

Такие отзывы константинопольского и иерусалимского патриархов испортили все дело врагов московского патриарха: можно было опасаться, что дело повернулось бы в пользу Никона. Но красноречивый Лигаридес подал мысль пригласить в Москву трех патриархов на собор для окончательного решения дела о московском патриархе; если окажется невозможным приехать троим, то настаивать, чтобы приехали хотя бы двое. Последнее обстоятельство, очевидно, и составляло основу тайной мысли Лигаридеса: так как Нектарий высказался в пользу Никона, то Мелетий, действуя вне контроля, должен был обойти его приглашением, а настаивать на приезде Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, образ мыслей которых и податливость сильным мира сего были хорошо известны Лигаридесу и Мелетию. Алексей Михайлович согласился с доводами коварного грека, и Мелетий, облеченный официальным полномочием, отправился на Восток.

Никон понял, вероятно, тайный умысел загадочно услужливого Лигаридеса и сообразил серьезность надвигающейся грозы в образе суда вселенских патриархов. Желая избежать на старости лет позора, Никон решился написать письмо царю. Получив письмо, написанное в необычном для Никона мягком тоне, Алексей Михайлович серьезно призадумался над пошлой травлей, которая велась с его ведома и одобрения шестой год. В царе шевельнулось желание закончить все эти препирательства мирным путем, и он высказал в кругу приближенных намерение помириться с честным и прямодушным стариком. Долго не думая, Никита Зюзин, горячо любивший опального митрополита, написал Никону, будто царь желает, чтобы патриарх неожиданно явился в Москву, не показывая, однако, вида, что царь его звалУтомленный старик дался в обман преданному боярину, тем более что такие фокусы были во вкусе царя.

декабря 1664 года, сопровождаемый монахами своего монастыря, Никон приехал рано утром в Кремль и неожиданно вошел в Успенский собор. Самовольный приезд Никона вызвал в памяти Алексея Михайловича образ непреклонного и энергичного патриарха, начавшего с ним борьбу из-за первенства в государстве. Царь послал Лигаридеса с двумя епископами прогнать Никона, но без насилия.

На этот раз энергия покинула Никона. Он понял, что его подвели, обманули и одурачили. Покорно склонив седую голову, старик приложился к образам и вышел из собора без возражений. Тяжелый нравственный удар, поразивший патриарха, отнял у него мужество и стойкость, с которыми он боролся против врагов. Зная хорошо греческое продажное духовенство, он справедливо опасался предстоящего суда.

Тем временем посольство Мелетия увенчалось успехом, какого так желал Лигаридес: Дионисий Константинопольский и Нектарий Иерусалимский отказались ехать в Москву, а Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский согласились, заручившись полномочиями от первых двух.

ноября 1666 года часть московского духовенства встретила патриархов. Как земляк вселенских патриархов Лигаридес сделался докладчиком по делу Никона и составил род обвинительного акта против московского патриарха. Основываясь на этом акте, составленном бойко и обдуманно, патриархи заранее были предубеждены против Никона.

ноября псковский архиепископ Арсений, спасский архимандрит Сергий из Ярославля и спасо-евфимиевский игумен Павел из Суздаля приехали в Новый Иерусалим звать Никона в Москву на открывшийся Поместный собор.

Три заседания тянулась эта нравственная пытка Никона, которого назойливо допрашивали по поводу каждой сплетни, выдуманной на него досужими болтунами. 5 декабря окончилось разбирательство, и на вопрос Паисия: «Чего достоин Никон?» был получен ответ: «Да будет отлучен и лишен священнодействия».

декабря в небольшой церкви Благовещения в Чудовом монастыре собрались судьи-патриархи и члены собора. Вскоре привели Никона. Сначала Лигаридес прочитал по-гречески окончательно отредактированный приговор, потом рязанский митрополит Илларион прочитал то же самое по-русски. В приговоре обвиняли низложенного патриарха, главным образом, за то, что произносил хулы: на государя, называя его латино-мудренником, мучителем и обидчиком; на всех бояр; на русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские догматы; а в особенности, на митрополита Паисия Лигаридеса

Ссылка Никона совпала с началом крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Знаменитый Степан Разин говорил, что он везет с собою патриарха Никона с целью восстановить его на московском патриаршем престоле, и этим усиливал свое обаяние.

4 Прощение новым государем, смерть Никона

января 1670 года Алексей Михайлович скончался, и на престол вступил старший сын его от Марьи Ильиничны, Федор Алексеевич. Вступив на престол, набожный Федор Алексеевич первым делом послал Федора Абрамовича Лопухина, будущего тестя Петра Великого, к Никону с дарами и вестью о кончине отца; вместе с тем, согласно воле отца, выраженной в духовном завещании, он приказал просить прощения, выказывая этим явно, что, вопреки приговору вселенских патриархов, он считает Никона патриархом на покое, а не старцем Никоном. Федор Алексеевич своей властью облегчил положение Никона и не велел его стеснять; затем предложил патриарху Иоакиму перевести изгнанника в любимый его Новый Иерусалим. К тому времени Никон с трудом владел ногами вследствие болезни и истомления, трудно переносимого в его годы. Везде по пути встречался народ, инстинктивно сознававший, что безвинно пострадавшему старику наконец-то оказана справедливость: все встречали патриарха Никона, а не простого монаха, все почтительно просили архипастырского благословения и радушно приносили все нужное путешественнику.

августа струг отплыл от монастыря. День уже склонялся к вечеру, и в Ярославле начали благовестить к вечерне; в это время Никон немного ободрился, оглянулся на веселый берег, залитый народом, и начал оправлять себе волосы, бороду и одежду, как бы готовясь войти в город. Архимандрит Никита понял, что наступает торжественная минута для маститого старца, и начал читать отходную. Никон потянулся на постели, сложил руки на груди и тихо угас, прожив 76 с небольшим лет.

Тело Никона по приказу царя было доставлено и Новый Иерусалим, где митрополит Корнилий совершил 26 августа погребение, поминая Никона патриархом Московским и Всея Руси; царь поцеловал руку покойного. Отпевание состоялось в Успенской церкви, а погребение произошло в церкви Иоанна Предтечи на том месте, где Никон давно уже завешал похоронить себя и собственными руками выкопал могилу.

Заключение

В данной работе был рассмотрен вопрос о личности патриарха Никона и его государственной деятельности.

Анализируя изученный материал, можно отметить, что оценка личности патриарха была довольно противоречивой. Так, Н.М. Никольский упоминал о его гордыне и жестокости, а также о том, что «при Никоне у дворян и боярских людей стало похвальным слово «Бей попа, что собаку, лишь бы жив был». А Ф.Ф. Павленков наряду с упоминанием о хладнокровии и прямолинейности Никона говорил, что он всегда был добр к бедным и обиженным, заботился о них. Как бы то ни было, причины формирования характера патриарха кроются в его тяжелом детстве, равнодушии отца и издевательствах мачехи. А ведь именно эти обстоятельства привели в последствии к началу духовной деятельности патриарха.

В результате рассмотрения духовной деятельности Никона становится явным его упорное стремление к значительному усовершенствованию церкви на Руси путем освобождения ее от подчинения государству. Он хотел исправить церковь посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, не зависящего от царя, и посредством возвышения священства над царством. На первых порах своего патриаршества Никон как будто имел успех; он был постоянным советником царя в государственных делах, управлял за царя, когда тот уходил из Москвы в походы. Но все это влияние Никона опиралось не на какие - либо перемены в положении церкви по отношению к государству, а просто на личное доверие к Никону царя.

Однако Никон, по мысли царя и при полном его одобрении, предпринял и провел другую реформу, имевшую объединительный характер. Ее сущность заключалась в установлении единообразия в богослужебных чинах.

Изучив проведенные Никоном церковные и политические реформы, можно сказать о том, что их оценка не может быть вполне однозначной. Эти реформы как, наверно, и любые другие, имели и положительные и отрицательные последствия.

Проведенные в условиях массового народного недовольства, они вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. В русской церкви произошел раскол на приверженцев старого и нового порядков.

Преобразования патриарха спровоцировали также и вооруженное сопротивление сторонников старой веры, привели к многочисленным актам самосожжения старообрядцев, ссылкам и проклятию церковных служащих, гонениям на еретиков и иноземцев.

Таким образом, после изучения состояния русской церкви во время патриаршества Никона стала очевидной необходимость реформирования духовной жизни страны. Острая потребность в преобразованиях во многом оправдывала жесткие действия патриарха. Однако невозможно оценить, чего больше - вреда или пользы - принесла его государственная деятельность.

Как бы то ни было, спустя 40 лет после смерти Никона,14 февраля 1721 года царь Петр I бес стеснения уничтожил навсегда сан патриарха, учредив вместо него Святейший правительствующий синод.

Список использованной литературы

1.Великие россияне / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 639с.

2.История русской церкви. Кн.6 / Макарий Митрополит Московский и Коломенский - Издательство Спасо-Преображенско монастыря, 1996. - 707с.

.Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 445с.

.Энциклопедический словарь. Христианство. Т.2. Гл. ред. С.С. Аверинцев (и др.). - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. - 670с.

.Энциклопедия православной святости. Т.2. - М.: «ЛИК-ПРЕСС», 1997 г. - 319с.