Походы Транспорт Экономные печи

День жен-мироносиц: дата, история, традиции. Православный женский день Церковный праздник жены мироносицы в году

Сколько в году праздников, посвященных женщинам? Сразу приходит на ум 8 марта, но не только эта дата имеет отношение к прекрасному полу. К сожалению, мы часто забываем об истоках. А ведь в православном календаре имеется еще один важный повод – День святых жен-мироносиц. Что это за праздник, который в этом году случится 15 мая, и какое отношение он имеет к нам? Об этом сегодняшний рассказ.

Как появился праздник жен-мироносиц?

День имеет прямое отношение к Пасхе. Но если в главный православный праздник мы вспоминаем воскресение Иисуса Христа из мертвых, то в третье воскресенье после него – женский подвиг бесстрашия. Среди имен «героинь дня» стоит отметить святых Марию Магдалену, Иоанну, Сусанну, Марию Клеопову, Саломию, Марию, Марфу и др.

Что такого героического совершили эти представительницы слабого пола? Они – те женщины, которые были рядом с Христом на протяжении Его жизни, а в том числе и в трудные минуты. У одних он гостил, другие следовали на Голгофу за своим Учителем, они же были с ним в последние минуты жизни, первыми решились идти к Гробу Господню… Женщины добровольно приняли решение быть бок о бок со своим Спасителем, несмотря на то, что в спину им неслись угрозы, ругань старейшин, воинских чинов и обывателей.

Мироносицы пересилили страх и первыми пришли помазать ароматными маслами тело Христа, согласно древним обычаям. Кстати, отсюда и их название – «мироносицы»: принесли миро – так называют масла и благовония.

Можно только предположить степень их боязни, если учесть: ни один из мужчин-апостолов не отважился на это. Немудрено, что первыми о благой вести, воскресении Иисуса, узнали также женщины. А когда узнали, пошли верой и правдой служить своему Учителю, став самыми преданными последователями его дела на земле.

Заметьте, сам Сын Божий никогда сам не выбирал этих женщин, не призывал следовать за собой в отличие от апостолов и семи десятка учеников. Это было только их решение: пойти за Иисусом, признав в нем Спасителя, отринув его бедность, простое происхождение, плохое отношение со стороны высоких чинов. Остается только догадываться, какие мучения испытывали эти женщины, видя душевные и телесные страдания Учителя, и не имея возможности ему помочь.

Слабый пол?

… Таковым его можно назвать лишь в силу физических отличий от мужчин. По силе духа, мужественности и самоотверженности жены-мироносицы превращаются в настоящих святых благовестниц, коим и посвящен этот светлый праздник. Потому что было бы в корне неверным не удостоить их памятью, желанием преклониться и взять с них пример.

Жизнь жен-мироносиц не отличалась ни витиеватыми историями, ни загадками, но была проста и понятна каждому. Они были похожи на всех нас, имели свои недостатки и слабости, но собственным примером показали, что такое благочестивая жизнь в вере, сильная и живая любовь, христианская забота о ближнем.

Праздник на Руси

Особо почитался праздник, посвященный памяти жен-мироносиц, на Руси. Неважно, к какому роду-племени ты принадлежишь (крестьянка, барыня с родословной или родом из купцов): этот день чтили все. Ведь роль женщины неизменна, и не зависит от сословия. Любая русская верующая считала своим долгом разделять взгляды святых угодниц. Быть единственной женой единственного мужа, а уж если выпало несчастье стать вдовой, большинство русских женщин предпочитали коротать жизнь в одиночестве. Хотя, заметьте, Церковь не накладывала запреты на повторный брак. Тихая, верная, милосердная, всепрощающая, кроткая, терпеливая – вот типичный портрет русской жены и матери семейства.

В течение долгого времени славяне в честь этого православного праздника воспевали женщин, отмечая их ключевую роль в обществе и в семье. Вот он, подлинный в календаре событий! Жаль, что в потоке современной жизни утрачено много ценного, а порой просто украдено или искажено…

В день мироносиц принято славить женскую преданность, верность, способность любить чисто и самозабвенно. Каждая женщина, вне зависимости от национальности и принадлежности к – настоящая мироносица. Она несет мир, свет, является хранительницей очага и опорой мужу, воспитывает детей. Давайте будем чтить традиции и лишний раз скажем слова благодарности своим мамам, сестрам, бабушкам, подругам…

И хотя, как упоминалось выше, слово «мироносицы» происходит от ароматных масел под названием миро, слышится в этом слове и «мир»: нести мир… Это ли не самое глубинное и самое настоящее призвание женщины – нести мир везде, где бы она не появлялась?

Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария.
Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе . В 2016 году это был день 15 мая. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Миpоносицы – носящие миpо . Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Был наpод, котоpый подходил, слyшал и pасходился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Они сопpовождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поyчаться словами, исходящими из yст Хpистовых, но и с тем, чтобы, в силy все возpастающей любви к Hемy, слyжить Господy всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк.8:3 ), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.

Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.
«И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».
Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова, пpоливая слезы состpадания и yтешая, как могли, плачyщyю Богоматеpь.

И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Богослов отошли от кpеста, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего.
Они пpоводили пpеблагословеннyю Сyбботy в тpевоге о том, yспеют ли они в сyбботy вечеpом, по окончании пpаздника, пpиобpести миpо и дpyгие аpоматы и завеpшить незаконченное: возлить аpоматы на Тело Господа Иисyса Хpиста.
Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.
Сегодня вспоминаем мы,
О верных Жёнах, что тогда,
Скорбя душой, ко гробу шли
Помазать Господа Христа.

Сосуды с миром захватив,
Их волновал вопрос один:
Кто только гроб бы им открыл.
Но камень уж отвален был,

Одни лежали пелена,
И никого… и пуст гроб весь.
Спросили Ангелы тогда:
Кого же ищете вы здесь?

Средь мёртвых больше нет Христа,
Идите, возвестите весть,
Ученикам Его, с утра -
Христос воскрес! Христос воскрес!

15 мая, в воскресенье – в 3-ью неделю по Пасхе – настоятель храма Божией Матери Иверской отец Игорь отслужил Божественную литургию и Водосвятный молебен. Проповедь настоятеля была посвящена великому Празднику, который в этот день отмечает Православная Церковь. О значении этого праздника для православных людей отец Игорь не раз говорил и раньше, напоминая прихожанам и прихожанкам, что в русской жизни и культуре это был главный православный женский праздник, который торжественно отмечался в дореволюционной России, а затем был вытеснен светским женским праздником 8 марта… Если за праздником 8 марта стояли женщины-революционерки и безбожницы, то за праздником жен-мироносиц – великая победная и одновременно поучительная история, которая во многом сформировала в отечественной культуре идеал русской православной женщины, соединяющий в себе внутреннюю красоту, простоту, милосердие, верность и жертвенность.

В третью неделю после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых женщин-мироносиц – Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сосанны. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему. Это те самые женщины, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста… Они не разбежались от Него, как ученики, не оставили Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте. Любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас и страх. Как повествует Евангелие, в награду за это жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст… На отваленном камне сидит Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес!»…

Семь слабых женщин навечно остались в евангельской истории и подарили праздник всем – праздник жен-мироносиц. Этот праздник издревле чтился на Руси. Это событие мировой истории воспето в стихах выдающихся русских поэтов:

День наступил, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть - гроб опустел!..

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес;
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: - Воскресну - и воскрес!

Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что будет час -
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

(Константин Случевский, «Воскрес», 1891 )

Солнце плыло из-за утренней зари,
Мироносицы ко Гробу тихо шли.

Скорбь овеяла их облаком седым:
Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах,

Озаряет солнце темный, низкий вход.
Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,
Ангел белый над Гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:

Не ищите Иисуса: Он Воскрес,
Он на Небе и опять сойдет с Небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец всех жен исторг.

Лобызают ткани светлые пелен.
Солнце встало. В небе светлый, вечный звон…

(Сергей Городецкий «У Гроба Воскресшего Господа», 1911 )

Именно идеал женщин-мироносиц кротко и мужественно несли в своей душе русские женщины в годы безбожных пятилеток, оставаясь верными христианской вере. Женская жертвенность, сострадание и любовь помогали стране выстоять в страшных испытаниях Великой Отечественной войны. И читая эти пронзительные строки стихотворения Михаила Исаковского «Русской женщине» (1945), видишь, как просвечивает через строки о наших бесхитростных матерях и бабушках времени войны высокий христианский идеал святых женщин-мироносиц:

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты
.……………………………
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

Отец Игорь напомнил прихожанам, что рядом с нами обездоленные, заброшенные и больные старики, которым так не хватает любви и милосердия, и призвал прихожан к милосердным богоугодным делам.

Рассказывая о жизни прихода во второй половине мая и в июне, настоятель призвал прихожан готовиться и принять участие во всероссийской акции «Свеча ПАМЯТИ», поддержанной Церковью. Эта акция планируется на вечер 21 июня – накануне дня памяти и скорби, дня начала Великой Отечественной войны: на окнах в каждом доме в 21.00 мы зажжем свечи по числу погибших в нашей семье.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7 мая.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.


В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Схиигумен Савва
"В неделю Святых жен-мироносиц"

В третью неделю по Пасхе Православная Церковь прославляет святых жен-мироносиц, следовавших за Христом до самой Голгофы и сохранивших ему верность в самых суровых испытаниях. С замечательной проповедью в неделю Святых жен-мироносиц обратился некогда к православным христианам схиигумен Савва.
Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!
Сегодня, возлюбленные во Христе, Святая Церковь с особой торжественностью прославляет Святых жен-мироносиц.
Главным лицом среди них была Божия Матерь. Но вот сегодня вы слышали в чтенном Евангелии, как жены-мироносицы Мария Магдалина, Мария Иаковля и Соломия рано утром пошли ко Гробу Господа Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его благовонным миром. Среди них Матери Божией не было в то время, однако Предание говорит, что Воскресший Господь явился сначала Божией Матери, а потом уже и женам-мироносицам. Как это произошло?
Существует трогательный рассказ об этом.
Случилось это так. Божия Матерь не видела Своими глазами, как Иуда Искариот целовал Господа Иисуса Христа и как предал Его в руки палачей. Не видела Она, как на главу Христа возложили терновый венец. Не видела Она и того, как толпа издевалась над Ним, становясь перед Ним на колени и восклицая: «Радуйся, Царь Иудейский!» Да, Она этого не видела, но видела муки на Кресте Господа Иисуса Христа, и этого было слишком много для сердца Матери. Милосердные женщины закрывали Ее своими одеждами, чтобы Она не видела, как клали Мученика на Крест, как приковывали Его ко Кресту. Но ту пые удары молота ясно раздавались и слишком сильно ударяли по сердцу несчастной Матери…
Она видела Его на Кресте с опущенной на грудь главой и с открытыми глазами под терновым венцом, из-под которого одна за другой скатывались крупные капли крови. Да! Это видела бедная Мать и с разбитым сердцем Она упала к подножию Креста. А Он? Он с кротостью терпел издевательства и брань, с благодарностью смотрел на Своих убийц, восклицавших: «Если Ты Сын Божий, сотвори чудо, сойди со Креста!»
Он поднял глаза к небу и с мольбою в голосе сказал: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят».
Страшные картины до мельчайших подробностей возобновлялись в памяти Божией Матери и теперь, после погребения Иисуса Христа, глубокой ночью Она с особой остротой переживала и страдала от этих воспоминаний… «А тот терновый венец!... О!.. Зачем я не сняла его хотя бы тогда, когда сняли Сына со Креста!.. О, как Он должен был страдать!»
И сидя на постели Сына Своего, Мария мучительно думала об этом, покачивая Своей усталой головой, и слезы поливались из Ее глаз.
Страшная Голгофа не выходила у Нее из головы. Одно за другим пробуждались воспоминания о каждом мгновении у Креста, и каждое мгновение болезненно отражалось в измученной душе Матери. Каждое мгновение было новой Голгофой для Нее. Под тяжестью этих мыслей вздрагивало Ее усталое тело. От сильной усталости и долгой бессонницы Ее глаза стали закрываться, сон незаметно овладел Ею.
Не прошло и несколько мгновений, как Мария вдруг очнулась и с удивлением стала всматриваться…
Свет луны постепенно угасал, полутени на потолке терялись одна за другой. В комнате царила глубокая тишина. Ничего не было слышно, кроме слабого треска догоравшей светильни, мерцавшей наподобие далекой звезды, образуя светлый кружок около себя.
Ей показалось, будто возле Нее зашумел белый хитон и потом этот хитон двинулся по направлению к противоположному углу. Встрепенувшись в немом страхе и в каком-то неясном ожидании, Мария сошла с постели и, взяв лампаду, обошла каждый угол. Не найдя ничего, Она открыла двери и заглянула всюду… Мрачные ночные тени собирались, ползали по стенам, подымались и спускались.
Вернувшись, Мария поставила лампаду на место и снова села на постель. Усталой душой овладел сон, в голове потупились и угасли мысли… веки закрылись. Но не успел еще сон укрепиться, как Марии опять показалось, что кто-то, нагнувшись на Ее лицом, отчетливо дышал. Она попробовала открыть глаза, но свинцовая тяжесть лежала на них; попробовала подняться, но изнуренное тело не слушалось, и Она продолжала лежать без движения с закрытыми глазами.
Вдруг Мария почувствовала на лбу теплый поцелуй и Она стремительно поднялась с постели. Сердце Ее усиленно билось. У самой постели стоял Тот, о Ком Она так тужила.
Бледный, измученный, озаренный Небесным светом, Он спокойным и нежным взглядом смотрел на лицо измученной Своей Матери. На голове у Него еще лежал терновый венец, а на лице оставались следы кровавых капель. На руках и ногах виднелись глубокие раны.
- Сын Мой! – воскликнула Мария.
- Жена, не плачь! – ответил явившийся Христос.
- Чадо Мое! Праведник Мой! Не оставляй Меня больше! – молила Матерь Божия и Своими руками обняла Его колени.
- Тебе еще нельзя туда, куда Я ухожу, - ответил Он и, осторожно отняв Ее руки от Своих колен, направился к дверям.
- Нет! Нет! О, еще хотя немного…подожди, Сын Мой! Я хотела просить Тебя! – возопила Она, глядя на Его чело.
Он остановился.
- Да! – сказала Она, - разве не причиняет Тебе боль тот терновый венец? Сын Мой! Радость Моя! Позволь Матери облегчить страдания Твои! – и Она протянула обе руки, чтобы снять терновый венец.
- Не прикасайся! – сказал Явившийся, - это дар, которым земля увенчала Праведника. Я должен отнести его к Богу, Отцу Моему.
Мать упала перед Ним на колени, взглянула на Него в последний раз и… Воскресшего не стало.
Послышался сильный стук в дверь.
- Отвори!... – это были жены-мироносицы, которые на рассвете должны были отправиться ко гробу, чтобы помазать миром тело Погребенного.
- Отвори! – кричали они.
Мария подошла к двери, Встревоженные, испуганные мироносицы вбежали в комнату и сказали:
- Свершилось чудо!
- Какое чудо? – спросила Мария.
- Стража, бежавшая в страхе от гроба, рассказывает, что Твой Сын Воскресе!
- Воистину Воскресе! – ответила Мария.
Вот какой трогательный рассказ о том, как Воскресший Господь Иисус Христос явился сначала Матери Божией, а потом уже женам-мироносицам, затем ученикам и апостолам.


Вот и нам Он может явиться так же, как явился им по воскресении Своем, если будем подражать тем добродетелям, которые они несли с радостью и благодарением, тогда и мы удостоимся вечной радости, как удостоились они. Жены-мироносицы были такие же люди, как и мы с вами, а Мария Магдалина была даже одержима семью бесами, но Господь исцелил ее и она последовала за Христом. Другие жены-мироносицы также следовали за Христом. Они проявили большую веру в Господа Иисуса Христа, они проявили большую любовь к Нему и любовь к ближнему. Они, забывая себя, с усердием служили Господу и ближним. Они имели много добродетелей, в том числе и скромность, которая так украшает человека и так приятна Господу. Вот почему Он и явился сначала им, а потом уже ученикам своим. Скромность была у них в разговоре, в походке, в одежде, даже в питании. Эта скромность потом давала повод к стяжанию других добродетелей: терпения и смирения. Как видите, они не отчаивались, они не роптали, они не завидовали другим, но они все переносили благодушно, с радостью, с благодарностью: и болезни, и скорби. Ведь Господь любит нас в двух направлениях. Первое направление или первая любовь Господа к нам, это когда Он посылает нам все блага: крепкое здоровье, благополучие на работе, дома, в учебе – везде и всюду благополучие. Вторая любовь (это выше!), когда Господь, желая им вечной радости, вечного веселья, вечного блаженства, попускает нести нам скорби и болезни. В Царство Небесное не может войти душа, покрытая мраком, поэтому Господь очищает ее. Любя нас, Он посылает нам бальзам очистительный, это: скорби, болезни, напраслины, клеветы, которые мы должны переносить благодушно и с радостью. Мы должны брать пример от святых жен-мироносиц. Они такие же, как и мы, но они усвоили эту истину, то есть, что для получения вечной радости надо благодушно переносить скорби и болезни, и вот получили они великую радость и сейчас там торжествуют и блаженствуют. Дай, Господи, и нам всем подражать женам-мироносицам! Помолимся Господу, Божией Матери и женам-мироносицам, да помогут они нам приобрести эти добродетели и утвердиться в них для вечной радости, для вечного блаженства! Аминь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!