Походы Транспорт Экономные печи

Какие народы населяют карелию. История карел. Древние верования карьялайзет

Карьялайзет – так именуют себя представители народа, который называют карелами. Основное место проживания – Республика Карелия и близлежащие области Российской Федерации. В средине этноса существуют и отдельные этнические группы со своими самоназваниями.

Старинные хроники упоминают о предках нынешних карел издавна. Самые давние упоминания относятся к скандинавским сагам. Русские летописи впервые говорят о карелах в 1143 году, когда карельская земля была в составе Новгородского княжества.

Предки карел обитали на северо-западе Ладоги. Язык относится к финно-угорской группе с несколькими наречиями, которые стали результатом отношений с древними финнами и вепсами. В древней топонимике и народном фольклоре прослеживается финское влияние.


Промыслы

Издревле карелы были охотниками и рыболовами. Впоследствии начали заниматься скотоводством и земледелием. Разводили овец, получая шерсть и мясо. Содержались коровы и низкорослые породы лошадей. Ближе к северу держали оленьи стада.

Земледелие носило трехпольный и подсечный (под поля вырубались и сжигались участки леса) характер. Конопля и лен сеялись для изготовления ткани. Из зерновых собирали урожай ячменя, ржи, овса, гороха и пшеницы. Из корнеплодов культивировались – редька, брюква и репа. Спустя время начали выращивать морковь, лук, картофель и свеклу. Землю обрабатывали мотыгами, сохами, боронами и плугами.

Наличие большого количества водоемов – естественная причина распространения рыбной ловли. На тихой воде с помощью вбитых в дно кольев и натянутой сети сооружали ловушки для рыбы. Охотились на всю дичь, которая обитала в лесах, используя добытое мясо в пищу, а шкуры для изготовления одежды.


Распространено было и собирательство. В лес ходили за грибами, ягодами и диким медом. Добывали также смолу. Позже пчеловодство сделалось домашним. Лес заготавливался и для строительных нужд и для продажи (сплавлялся по рекам).

Развито у карелов было кузнечное дело. Из местной руды плавилось железо. Кузнецы работали с медью, бронзой, серебром. Ковалось оружие, орудия труда, изготовлялись ювелирные украшения. Древние карелы занимались резьбой по дереву, гончарным ремеслом. Обрабатывали шкуры и выделывали кожу. Одежду шили из домотканых полотен. Солому и бересту использовали для плетения.


Кухня

Рыба использовалась в пищу в большом количестве. Запасы на зиму производились с помощью засаливания, сушки или вяления. Уха была самым распространенным блюдом. В нее добавлялась перловка или мучная болтанка, а также лук и картофель. На столе присутствовали каши, хлебобулочные изделия из кислого и пресного теста, мясо, молоко, грибы и ягоды, пиво и квас.

Совет

При возможности не отказывайте себе в наслаждении отведать карельской ухи. Она одна из лучших в мире.


Жилье

Дома ставили деревянные. Фундамент отсутствовал. Интересно, что в доме находилась и скотина и жилье для людей. Такая планировка характерна для представителей финно-угорских племен. Избы ставились хаотично возле водоема. Ограждались частоколом, украшались резьбой. Обязательными элементами поселений были амбары, навесы для хранения инвентаря и бани.


Семейные традиции

Семьи у карелов были очень большие. В одном дворе проживало до сорока человек. Объясняется это совместным обитанием нескольких поколений родственников. Старики почитались. Приобщались к посильному труду дети.

Кто главный в доме у карелов?

Все подчинялись главе семейства и его жене. Владение имуществом было совместное, так же как и ведение всего хозяйства. Периодически собирался семейный совет для решения назревших хозяйственный или иных проблем.

Свадебные обычаи уходят корнями в язычество. Ритуальные действа состояли из сватовства и ритуала увода невесты из дома родителей. Все это сопровождалось обрядовыми песнями и старинными заговорами.

Религиозные верования

В современной Карелии преобладающей религией является христианство (в том числе старообрядчество). В местном культе христианские обряды смешаны с древними верованиями предков карелов.

Древние верования карьялайзет

Поклонения деревьям. Предполагалось наличие у всего живого (в том числе и у деревьев) души. Поэтому заготовка леса превращалась в целый ритуал с привлечением колдуна, который читал заговоры. А после самому лесорубу необходимо было обращаться к духам за разрешением на порубку. Поваленные и первоначально обработанные деревья в течение сорока дней оставались в лесу умирать. А в местах захоронений и священных рощах деревьев не трогали никогда.


Поклонение духам

Практиковалось поклонение духам природных стихий и домашнего очага. В народных верованиях лешие имели свои срубы в лесу, и социальный уклад был схожим с человеческим. Водная стихия принадлежала русалкам и водяным. И в зависимости от настроения они могли и напакостить людям. Ветрами повелевали четыре брата с разным нравом и характером.


Огнем повелевал рыжебородый дух, при чем ничего общего с домашним очагом он не имел. В карельских преданиях существовало много разных потусторонних созданий, обитающих рядом с человеком. Это дворовые духи, кикиморы, Мара, выстригающая шерсть на невымытых домашних животных. А дух бани, несмотря на покровительство роженицам, мог наказать людей за неправильное пользование баней вплоть до удушения.

Сосуществование духов и людей

Шаманы и колдуны посредством заклинаний задабривали духов, чтобы те если не помогали, то хотя бы не мешали деятельности людей. На теле и в доме размещались обереги. С тех далеких времен осталась традиция росписи и декорирования домашней утвари.

Шаманы Карелии уже не вызывают трепета и воспринимаются как экзотика севера. Но языческие традиции оставили после себя богатейший пласт устного народного творчества, выраженного в былинах, сказаниях, обрядах, песнях и др.


Вывод:

Карелы – древний этнос испокон веков обитавший на берегах Ладоги. Обычаи народа уходят корнями в далекое языческое прошлое финно-угорских племен. Поэтому уклад жизни подразумевал полную самодостаточность и большие дружные семьи.


Карельская деревня

"Карьяла" ("Карелия") - название края, расположенного на границе России с Финляндией, в различные эпохи обозначало не совсем одну и ту же территорию. Границы многократно менялись после шведско-русских войн, и карелы в течение столетий расселились по всему краю. Карельский язык относится к северной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, его ближайшим родственником является финский. Некоторые исследователи считают карельский язык всего лишь восточным диалектом финского языка. Недвусмысленно, однако, о статусе лингвистической самостоятельности карельского языка свидетельствует тот факт, что большая часть его носителей живет за пределами Финляндии, принадлежит к другой культурной сфере, исповедует православие, а кроме того, у карел существует своё, отличное от финнов осознание своей национальной принадлежности. Из-за большой территориальной разбросанности они говорят на нескольких значительно отличающихся между собой местных наречиях, из числа которых людиковский диалект некоторые учёные считают отдельным языком. В то время как северные карельские говоры достаточно близки к финскому, южный в значительной степени отличается от него.

По официальным данным за 1989 г., в Российской Федерации проживает 131 тысяча карел. Из них 60% - примерно 80 тыс. чел. - живёт в Республике Карелия. В Тверской области их проживает около 23 тыс. чел., в Ленинградской и Мурманской областях - 12 тыс. чел., но среди прочих народов и народностей карелы живут также в Сибири. Численность финских карел составляет около 40-50 тыс. человек.

В этногенезе карельского народа принимают участие многие этнические образования. Остатки Первых поселений на территориях последующего расселения карел восходят к VII тыс. до н. э. Начиная с IV тыс. до н. э. на эти земли с востока и юга прибывают поселенцы, внося изменения в антропологический тип местного населения. Археологическим памятником этого населения является так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики, появление которой на этих территориях обычно связывают с приходом финно-угров. Финские и эстонские исследователи древней истории, археологи придерживаются мнения, что предки прибалтийско-финских народов уже начиная с IV-III тыс. до н. э. в большинстве своём проживали на территории своего нынешнего хабитата. Согласно традиционно принятому представлению, протофинны в середине I тыс. до н. э. достигли берегов Балтики, откуда, начиная с первых столетий I тыс. н. э., постепенно мигрировали на северное побережье Финского залива и в Карелию. К пришедшим на новую родину финским племенам обычно причисляют также и карел, которые впоследствии отдалились от прочих племен в своём языке и обычаях.

В начале нашей эры предки карел жили в окрестностях Онежского и Ладожского озёр, откуда, самое позднее в XII в., спустившись по Северной Двине, вышли к Белому морю, а на северо-западе проникли на территорию современной Финской

Карелии, к области Саволакс и на северо-восточное побережье Ботнического залива. Живших в местности между озёрами Ладога и Онега предков саамов протокарелы вытеснили на запад и север, но с течением времени часть карел ассимилировалась с вепсами. В скандинавских сагах карелы впервые упоминаются в VIII веке. Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. достигли соседних с карелами земель. С IX по XII вв. южная часть Карелии принадлежала к Киевской Руси, затем, начиная с XII в. постепенно попала в зависимость от Новгорода. В русских летописях Карелия (Корела) и карелы упоминаются впервые в середине XII в. Раньше, по всей вероятности, употреблявшимся по отношению ко всей совокупности прибалтийско-финских народов, термином "Чудь" могли называть и карел. В IX в. под упоминаемой в скандинавских сагах страной Бьярмией или Биармией, славившейся своими мехами и богатствами, и ее обитателями бьярмами или биармами, предположительно, могли понимать также и северных карел.

Приблизительно одним тысячелетием ранее от нынешнего времени можно датировать появление карельского народа. Начиная с XI в., в течение трёх столетий Карелин переживает эпоху заслуживающего внимание развития, которое связано с тем фактом, что, подобно другим прибалтийско-финским народам, карелы приняли в наследство от всё больше теряющих свою активность варягов важную роль в прокладывании новых торговых путей. Не было редкостью проникновение карел на территории, лежавшие к западу от них. В ходе такой военно-промысловой экспедиции они подожгли шведскую крепость Сигтуна. В эту эпоху выросла населённая карелами территория.

С XI-XII вв. усилилась деятельность новгородской православной церкви на этих землях. Эта деятельность достигла своей кульминационной точки в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче, когда, по свидетельству летописцев, началась насильственная христианизация местных жителей. Начиная с XIII в. и в Швеции возрастает интерес к карельским землям. Шведы, объявляя крестовые походы, оккупировали всё больше финских территорий, и постепенно началось их соперничество с Новгородом за земли карел. С этих пор русско-шведское противоборство стало означать для карел постоянные не прекращавшиеся военные столкновения и разрушения. На продвижение шведов к востоку от побережья Финского залива Новгород ответил тем, что после неудачного карельского бунта 1278 г. он присоединил к себе Карелию юридически. К этому времени восходят магические заклинания на карельском языке написанные на бересте и найденные в Новгороде, которые одновременно являются древнейшим письменным памятником прибалтийско-финских языков.

Швеция организовала три крестовых похода для завоевания карельских земель. К 1239 г. в качестве опорного пункта и плацдарма шведских завоеваний была заложена крепость Виипури (Выборг). За этим последовали 30 лет непрерывных военных стычек, в ходе которых обе стороны постоянно опустошали и разоряли Карелию. Долгой войне положил конец Ореховский, или Ореховецкий, 7 мир, который был заключён в 1323 г. На основе действовавшего в течение почти двух с половиной столетий договора граница пролегала по Карельскому перешейку, деля его пополам, тянулась на север и северо-запад до самого конца северо-восточного побережья Ботнического залива. Таким образом, граница рассекла надвое заселённые карелами земли и стала важным, разделившим две культуры, рубежом. Город Винпури (Выборг) сделался центром Западной Карелии. Большая часть Карелии по-прежнему относилась к Новгороду Великому. Её центром был город-крепость Какисалми на берегу озера Ладога. Карельским языком пользовались практически только к востоку от Ладожского озера, в приграничных местностях говорили на различных диалектах финского языка.

Оказавшись под властью Швеции, Западная Карелия начала развиваться быстрее, чем Русская Карелия. Шведы начали заселять более северные земли, где мирный договор 1233 г. не определил точных границ. Таким образом, в этих местах граница начала сдвигаться на восток. В XV в. в пограничных стычках финны Саволакса сражались против своих братьев-карел. Эти события переросли в русско-шведскую войну на Карельском перешейке в 1555-1557 гг. Однако заключение мирного договора не изменило границ, да и передышка, к сожалению, оказалась недолгой. Новая шведско-русская (Ливонская) война разразилась за прибалтийские территории, в том числе и за новые карельские земли. После Тайсинского мира (1595 г.) Швеция получила все населенные финнами территории. Короткий мир был опять нарушен новой войной. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) к Швеции отошли приладожские земли, вся карельская территория и Ингерманландия (Инкери). На этих территориях шведы создали провинцию Кексгольм (Какисалми), на которой начали интенсивную кампанию по обращению населения в протестантскую (евангелисткую) веру. Начиная с 1620-х гг., вследствие непропорционально больших налогов и принудительного крещения в протестантство всё больше жителей упомянутых территорий бежало в Россию. Половина населения - примерно от 30 до 50 тыс. чел. - переселилась в местности между Онежским и Ладожским озёрами, а также на ранее опустошённые и обезлюдевшие земли Тверской губернии. И таким образом возникла так называемая Тверская Карелия, сохранившаяся до наших дней.

С начала XVIII в. Швеция постепенно утрачивает свою прежнюю роль великой империи. В Северной войне (1700-1721 гг.) Россия получила назад большую часть принадлежавшей ей в средние века Финской Карелии вместе в Виипури (Выборгом), а также Карельский перешеек и земли в окрестностях Ладожского озера. Эти последние территории позднее были названы Старой Финляндией. В следующей войне (1741-1743 гг.) вся Карелия за вычетом узкой полоски земли отошла к Российской империи.

Вторая половина XVIII в. принесла с собой расцвет экономики и культуры. Выборг стал важным торговым и культурным центром. Принадлежащее к евангелисткой церкви население также могло свободно исповедовать свою веру. На землях Старой Финляндии система раздачи земельных угодий в подарок царским фаворитам вскоре превратила местных крестьян почти в крепостных, но на более северных территориях экономика успешно развивалась. В 1808-1809 гг. России завоевала всю Финляндию и присоединила её к своим владениям в качестве самостоятельного Великого княжества Финляндского. В 1812 г. Старая Финляндия снова вошла в состав Финляндии, так что для Великого княжества вновь стали действительными границы Столбовского мира 1617 г. Центром Западной Карелии снова стал Выборг, который благодаря открытию Саймовского канала в Саимаа и железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорс (Хельсинки) превратился в один из самых оживленных морских портов.

В начале XIX в. появились первые напечатанные кириллицей книги на карельском языке. Пробуждение национального самосознания финского народа благоприятно сказалось и на карелах. Изданный в середине XIX в. национальный эпос "Калевала" по большей части был воссоздан ни основе собранных в Карелин текстов. Это подвигло финскую интеллигенцию ехать на поиски своих национальных корней в Карелию. Так появился карельский романтизм, получивший название "карелианизм".

Получение Финляндией национальной независимости и образование Советской России провели четкую межгосударственную политическую и идеологическую демаркационную линию между Финской Карелией и Русской Карелией. События гражданской войны в Финляндии в 1918 г. частично затронули также Карелию и карел. Начиная с 1917г. по 1922 г. в Русской Карелии созывалось несколько народных собраний и съездов делегатов, на которых провозглашалась автономия Карелии, позже делались попытки вступить в свободное межгосударственное содружество с Финляндией, более того, некоторые села объявили о своём присоединении к Финляндии. Однако развернувшееся карельское вооружённое восстание, несмотря на помощь финских добровольцев, не достигло поставленных целей вследствие превосходства сил большевиков.

Заключённый между Финляндской Республикой и РСФСР Тартуский мирный договор восстановил границы по Столбовскому миру. В меморандуме российская сторона пообещала дать Восточной Карелии право на самоопределение (автономию). Из-за невыполнения этих обещаний Финляндия в 1923 г. обратилась в Лигу наций.

В июне 1920 г. была провозглашена Карельская Рабочая коммуна, так что восточная половина Карелии стала автономным округом Советской России, а в 1923 г. она была переименована в Карельскую АССР. В 1920-е гг. многие финны, ранее эмигрировавшие в Америку, находясь под воздействием пропаганды, вернулись и Советскую Карелию; они надеялись обрести там свою духовную родину. Многие из этих идеалистов, часто возвращавшихся в отеческие края со всеми машинами оборудованием и рабочим инструментом, нашли свою смерть в трудовых лагерях.

В 1921 г. на I Всекарельском съезде народных депутатов под давлением большевистской власти было принято решение об обучении в карельских школах финскому языку наряду с русским. Советское руководство в ожидании грядущей мировой революции ощущало необходимость получить в своё распоряжение нужное количество партработников, владеющих финским языком. В так называемой Тверской Карелии, где в начале 30-х гг. численность карельского населения (прибл. 155 тыс. чел.) превосходила количество карел, проживавших в Карельской АССР, в 1931 г. был создан собственный литературный язык на латинской графической основе, на котором могли издаваться книги, газеты и которому можно было обучать в школах. Затем в 1937 г. возможность пользоваться национальным языком была внезапно пресечена. К концу 30-х гг. вновь возникла мысль о создании карельского литературного языка на основе кириллической графики, который был бы понятен всем карелам. В спешке за полтора года были выработаны нормы этого литературного языка, в 1938-1939 гг. на нём были изданы учебники, переводы, периодика, затем в 1939 г. этим экспериментам был положен конец, и далее всё шло на русском языке.

Условия московского мирного договора, увенчавшего развязанную по советской инициативе зимнюю финскую кампанию 1939-1940 гг., снова навязали Финляндии границы, действовавшие во времена Петра Великого, под предлогом безопасности Ленинграда и его области. Всё население так называемой Возвращенной Карелии - более 400 тыс. чел. - бежало в Финляндию, где их благодаря принятым мерам и распоряжениям удалось быстро расселить на выделенной для них земле. В так называемой перманентной войне, которую Финляндия начала из-за несправедливо отнятых у неё территорий, в период с 1941-го по 1944 гг. она вернула себе упомянутые территории, но не остановилась на старых границах, а - главным образом по стратегическим соображениям, но также под предлогом близкого финно-карельского родства - заняла и большую часть Русской Карелии, где некарельское население было интернировано, были введены военные порядки и финский оккупационный режим, но вопреки немецкому нажиму не предпринимались атаки ни на Ленинград, ни на железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск. Советское контрнаступление началось в 1944 г. Заключённое в 1944 г. перемирие восстановило границы 1940 г. Вторая мировая война принесла карельской земле большие разрушения.

В течение XX столетия карелы постепенно превратились в национальное меньшинство на своих национальных территориях. Процент карел, проживающих в Республике Карелия, по отношению ко всему населению менялся следующим образом:

  • 1897 - 42,3%
  • 1926 - 38.2%
  • 1939 - 23.2%
  • 1959 - 13,1%
  • 1979 - 11,1%
  • 1989 - 10,0%

Уровень знания родного языка среди молодого поколения крайне низок. Всего около 50% карельского населения Республики Карелия назвали своим родным языком карельский, а, по некоторым оценкам, 90% детей в возрасте моложе 10 лет считает своим родным языком русский. Численность тверских карел, по официальным сведениям, сократилась почти до одной пятой прежнего количества, знание родного языка свойственно только среднему поколению. Помимо насаждавшее ассимиляцию советской национальной политики, а также наплыва русскоязычного населения, сопровождавшего процесс развития промышленности, в формировании негативных тенденций крайне отрицательную роль сыграло и уничтожение карельских деревень в связи с политикой укрупнения колхозов. Переселившись из деревень, потеряв связи с карельской языковой средой, многие карелы совершенно обрусели.

Начиная со второй половины 80-х гг. под влиянием гласности национальное самосознание карел усилилось, что проявилось в политической и культурной жизни на местах. После Конференции карел в 1989 г. было создано Карельское культурное общество, в 1991 г. был избран Карельский Конгресс и его Исполнительный комитет из 50 членов. В некоторых детских садах и школах можно изучать карельский язык, и Петрозаводском университете создана кафедра карельской филологии, карельский факультет имеется также в Педагогическом институте Петрозаводска. Начались регулярные радио- и телепередачи, издаются книги и учебники на карельском языке. Однако для приостановления ассимиляционных процессов необходимы соответствующие законы и материальная база, с тем чтобы у карельского народа было не только прошлое, но и будущее.

Северный народ — карелы – немногочисленная этническая группа. Территория расселения карел сосредоточена в Карелии , Архангельской , Тверской , Ленинградской областях . Малая часть карел проживает в Финляндии . Численность уникального народа, к сожалению, ежегодно снижается и составляет около 89 тысяч человек .


Исторический экскурс

В древности карельские племена были язычными, а в 1227 году символичное крещение карельского народа провел великий князь Ярослав. Российские карелы придерживаются православия , а финские исповедают лютеранство . Национальный язык карелов относится к финно-угорской языковой группе . Местные наречия и говоры – это наследие древних племен. Особенности диалектов хорошо заметны у беломорских карелов , жителей северного Приладожья и людиков (жителей побережья Онежского озера). На территории Карелии можно выделить три основных зоны расселения жителей:

Карельский перешеек и земли Приладожья ,
Беломорье ,
территории у Онежского озера .

Земледелие здесь было развито крайне скудно, так как возделывание болотистых и каменистых почв не приносило результатов. По этой причине карелы промышляли охотой, рыболовством. Жители приморских земель добывали морского зверя. В местных лесах собирали ягоды, коренья, грибы. Пушнина пользовалась спросом у других народов, поэтому торговля морским и пушным зверем активно шла через Новгород.

Много испытаний выпало на долю этого : суровые природные условия и голод, нападения финских и шведских соседей, притеснения московскими государями. На северную Карелию претендовали и Швеция, и Московское государство. Спасаясь от захватов, часть карелов покидали свои обжитые территории. Нелегкой была судьба нации и в период большевиков. Из — за натиска и экономического бесправия вспыхнуло восстание. Карелы покинули родные земли и бежали в Суоми.

Культура карелов

Уникальное переплетение христианских традиций и древних языческих верований легло в основу самобытной карельской культуры. В зимнюю пору готовились жители к празднованию Рождества. От христианских представлений в этом празднике карелы чтили рождение Иисуса Христа, а от языческих верований – ожидание мифического существа, посланца из мира мертвых. Традиция проводить святки имеет много общего с русскими гуляниями. Молодежь поет колядки, прославляет Христа, за что получают денежные вознаграждения или сладости. Незамужние девушки осваивают таинство гадания. Ряженые гуляют по дворам и веселятся. Молодежь наряжает бычка: надевает на мужчину шубу наизнанку, а на голову большой горшок. Такого «бычка» водят по поселку. Интересен обычай «кормления козы». К чучелу животного приносят свежий хлеб и будто кормят козу. Сам хлебушек складывают в мешок, а после ритуала набранные хлеба раздаются домашним животным. Все обычаи и магические ритуалы направлены на мольбу о богатстве скота, успешном заработке, здоровье близких.

Календарные праздники(Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Егорьев день и другие) имеют славянские корни и отмечаются схоже с русскими традициями. Свадебные приготовления сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. В семье невесты готовятся к ритуалу увода молодой девы из отчего дома.

Карельские шаманы с помощью колдовских заклинаний общались с духами и просили их оградить народ от бед. В домах хранились обереги, защищающие от нечистой силы. В современной Карелии шаманы воспринимаются туристами и гостями как экзотическая диковинка. А между тем, шаманство карелов – это богатый духовный пласт нации. Языческие корни легли в основу сказок и былин, народных песен и обычаев.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.

Предками карел были финно-угорские племена Юго-Восточной Финляндии. На исходе 1 тысячелетия н.э. они продвинулись на территорию современной Карелии, где постепенно ассимилировали здешних вепсов и саамов.

Общее самоназвание всех карел - карьялайзет. При этом приладожские карелы называют себя лигвиляйне, ливвикёй, а прионежские — людилайне, людикёй. Название Карелия скорее всего происходит от слова «карья» - скот, так как древние карелы были скотоводами.

В Древней Руси карел называли несколько иначе - корела. Впервые корела упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом. Это название в русском языке просуществовало до ХIХ века.


Берестяная грамота №590 "Литва встала на Корелу"

На протяжении всего средневековья за земли карел шли затяжные войны между Швецией и Великим Новгородом. С конца XV века на смену новгородцам пришло Московское государство. В результате этих войн значительная часть Карелии оказалась в составе Швеции. Русские карелы были обращены в православие, шведские карелы — в католицизм, а затем в лютеранство. Ко второй половине XVII века все православные карелы ушли с Карельского перешейка. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря, где образовался, как сейчас бы сказали, «гуманитарный коридор».

В России карелам отвели для жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи и Медведицы. Часть переселенцев осела в Новгородской губернии под городом Боровичи и на Валдае. Эти земли были выбраны не случайно, в период Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы стали здесь преобладающим населением. К началу ХХ века число карел в Тверской губернии превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

По другим наблюдениям, у карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства. Они чрезвычайно упорны.

В отличие от русских, карелы ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента, или на столбах. Через 2-3 месяца такой дом начинал кланяться прохожим.

Карельская письменность была создана только в 1980-х годах. Поэтому духовная культура карел запечатлелась в устном поэтическом творчестве. Карельский эпос «Калевала» считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он насчитывает 22 795 стихов - их пели в сопровождении игры на щипковом инструменте кантеле. Калевала - это имя эпической страны, где живет мудрый Вяйнямёйнен, который добывает для своего народа волшебную мельницу Сампо, приносящую богатство и счастье. Сегодня «Калевала» переведена более чем на 100 языков народов мира.

Массовое крещение карел состоялось в 1227 году по приказу отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича. Православие довольно бережно отнеслось к традициям карел. Достаточно сказать, что «Калевала» сохранилась именно у русских карел, а не у финских, принявших сначала католицизм, а затем лютеранство.

Самым популярным святым у карел является Никола Угодник. Его чудотворная икона из Николо- Теребенской пустыни стала подлинной национальной святыней, объединяющей карельский народ.

Печем калитки в карельской деревне Кинерма, самой красивой в России. Фото: ИА "Республика" / Игорь Георгиевский

Сразу расставим точки над ā. На территории Карелии долгие века жили вместе несколько народов — каждый из них внес что-то свое в исторический облик республики. Самое большое влияние (помимо русских) оказали карелы, вепсы и финны.

Последнюю тысячу лет они жили бок о бок, обменивались культурными достижениями, смешивались — и в результате появились современные прибалтийско-финские народы, живущие в нашей республике. Однако внутри каждого из них есть отдельные группы. Иногда они различаются диалектом своего языка, иногда — местом проживания, а порой и тем и другим.

О вепсах и финнах в нашем проекте мы расскажем чуть позже, сегодня речь о титульном этносе: именно карелы дали название нашей республике.

Карелы

Немножко цифр. Сегодня компактные места проживания карелов — Олонецкий (53%), Пряжинский (32%) и Калевальский (36%) национальные районы. Доля карелов в республике — 7,1% (по переписи 2010 года — 45 530 человек).

В карельском народе ученые традиционно выделяют три группы, которые различаются прежде всего особенностями языка и местом проживания. Статистика их объединяет, но на территории нынешней республики живут ливвики, людики и собственно карелы.

Собственно карелы

На севере республики вот уже несколько веков живут люди, которые называют себя просто — «карелы». Ученые именуют их также «собственно карелы» или «северные карелы». Их язык наиболее близок к финскому, чаще всего его считают эталонным диалектом карельского.

Живут собственно карелы на территории Калевальского, Лоухского, Беломорского, Сегежского, Муезерского, Медвежьегорского (бывшего Паданского) районов.

Карелы-ливвики

В Олонецком районе и на части района Пряжинского исторически расселились карелы, именующие себя ливвиками. Живя в Приладожье, ливвики долгое время контактировали с вепсами и более западными племенами финно-угорского происхождения, поэтому их язык богат заимствованиями из вепсского и некоторых западно-прибалтийских языков.

Карелы-людики

В Пряжинском и Кондопожском районах живут карелы-людики. Их язык испытал самое большое влияние языка вепсского, также на его развитие повлиял собственно карельский диалект.

Карелы, конечно же, живут не только на территории республики. Значительная группа еще в средние века поселилась в Тверской области. Их самоназвание — тверские карелы, а язык их ближе всего к собственно карельскому. Живут карелы в Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях, в Москве.

Отдельный вопрос — карелы в Финляндии. В XX веке большую их часть окончательно ассимилировали финны, однако до сих пор в соседней стране, по некоторым оценкам, проживает до 25 тысяч карелов.

В мире на сегодняшний день насчитывается почти 90 тысяч карелов. Более 60 тысяч живут в России, около 25 тысяч — в Финляндии. В Карелии проживает 45 тысяч карелов, в Тверской области более 7 тысяч, остальные — в Санкт-Петербурге, Мурманской, Ленинградской и Новгородской областях, а также в Москве.

Карельский язык

Наталья Николаева, директор Олонецкого музея карелов-ливвиков, — карелка. На ливвиковском наречии говорит, хотя и не так свободно, как говорили в ее семье когда-то. Как ни жаль, считает она, но живой повседневный карельский уходит из жизни жителей Олонца.

Почти до конца двадцатого века на карельском люди говорили только дома. В 1940 году язык был лишен статуса официального и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой.

К вопросу вернулись только после перестройки. В 1989-м власти Карелии официально утвердили алфавит карельского (ливвиковского наречия).

Единый алфавит карельского языка был утвержден постановлением правительства республики только в 2007-м. Спустя семь лет в него было внесено изменение: добавлена буква Cc.

На каком языке говорят и пишут сегодня коренные жители республики?

В Калевальском и Лоухском районах — на собственно карельском, близком к финскому. На юге и в центральной части — на ливвиковском и людиковском диалектах карельского языка.

Алфавит общий, лексика часто похожа, но говорят южные и северные карелы на разных наречиях.

Дом карельского языка

— Моя мама родилась в соседней Кинерме, — рассказывает Ольга Гоккоева. — Теперь в Кинерме живет моя сестра Надежда со своей семьей. Но выросли мы в Петрозаводске, сюда приезжали только на лето.

Помню, в детстве едешь на автобусе и слышишь только карельскую речь. И смех, постоянный смех! Такое ощущение, что все говорят одновременно, никто друг друга не слушает — все говорят и все смеются!

Сестры. Надежда Калмыкова и Ольга Гоккоева. Фото: Игорь Георгиевский

Карельский (как и финский) Ольга выучила уже в университете. Давно живет в Финляндии, но в Карелию приезжает всё время, и не только с сестрой повидаться. В Ведлозере Ольга построила дом. Не для себя — для жителей деревни. Дом карельского языка.

Деньги на Дом карельского языка собирают всем миром. Помогают кто чем может: один заявки на гранты пишет, другой калитки для туристов печет.

Никакого обязательного правила говорить здесь только на родном языке нет. Но Дом карельского языка в Ведлозере — это в последние годы настоящий национальный центр республики.

— У нас Дом карельского (не ливвиковского!) языка, — утверждает Ольга Гоккоева. — Мы не делим свой народ на ливвиков, людиков и собственно карелов. И работаем со всеми, хотим, чтобы люди слышали друг друга.

Я считаю, что без родного языка и без понимания, откуда ты идешь, очень трудно вырасти гармоничным человеком. Я, к примеру, в любой стране хорошо себя чувствую, даже если не знаю языка. Потому что знаю, кто я, знаю, откуда я.

И всегда гордо о своем происхождении заявляю. Потому и не ношу национальные костюмы: после пяти минут разговора со мной все знают, что я карелка!

Ольга Гоккоева. Фото: ИА «Республика» / Игорь Георгиевский

Наталья Воробей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Карелов в проекте «100 символов Карелии» представляет Наталья Воробей, председатель Союза карельского народа:

— Сегодня карельский язык перебирается из деревни в город вместе со своими носителями. Из простого, бытового он превращается в язык общения творческой интеллигенции, и не только национальной.

На курсы ливвиковского и собственно карельского каждый год записываются и те, у кого есть национальные корни, и те, кто хочет глубже узнать историю и традиции нашей республики. Без языка это невозможно.

Карельский адаптируется к новым, современным реалиям: в «ВКонтакте» есть интерфейс на собственно карельском наречии, активно развивается Википедия на ливвиковском. Мы говорим на карельском на работе и в семье. А пока жив язык — живет и народ.

Наталья Воробей не карелка. Отец белорус, мама — русская, хотя и из вепсской деревни Ревсельга. Язык (собственно карельское наречие ) Наталья начала изучать в педагогическом училище, затем продолжила на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского университета.

— Но по-настоящему я заговорила только тогда, когда пришла работать на телевидение, в национальную редакцию. И поехала в командировки на север Карелии: в Калевалу, в Юшкозеро. В командировках я даже сны вижу на карельском.

А еще Наталья говорит на родном (уже родном!) языке с дочерью Тарьей.

— До трех лет, пока я была в декретном отпуске, говорила с ребенком только на карельском. И первый язык, на котором заговорила моя дочь, — это карельский язык.

Я понимаю, что это может остаться просто в семье, на уровне «давай попьем чаю / одевайся / пошли». Конечно, этого мало. И таскаю ее на все национальные мероприятия, чтобы слышала речь, чтобы было с кем поговорить. Ребенку было девять месяцев, когда я повезла ее в Лахти, в Финляндию, на Конгресс финно-угорских народов. Сейчас смотрю на эти фотографии — ну вот нормальная мама?!

Теперь в детском саду уже Тарья учит воспитателей карельскому языку. Сложила кубики — и объяснила всем, что построила KOTI.

Потому что koti — это дом.

Над проектом работали:
Мария Лукьянова , редактор проекта
Елена Фомина , автор текста
Игорь Георгиевский , фотограф
Николай Смирнов , фотограф
Борис Касьянов , фотограф
Владимир Волотовский , оператор
Илья Дедюшко , режиссер
Павел Степура , вёрстка
Елена Кузнецова , консультант проекта

Идея проекта — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте