Походы Транспорт Экономные печи

Культура и духовная жизнь общества — Гипермаркет знаний. Современный культурный человек

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогресс, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении. Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

Ответ оставил Гость

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время.Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам ДревнегоЕгипта и Древней Греции.Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определятьсярасовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культураможет исторически сформироваться и на территории одного государства.Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурноепространство множество народов с различными обычаями и религиознымиверованиями.Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным ипрофессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересыподростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так жекак отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, акультура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.ложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда можетпоказаться, что культура как единое целое простонапросто не существует.На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единуюмозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И современем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого неудивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла ванглийском переводе.В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур.Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения ивзаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима иуникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческимразвитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки,она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не можетнаходиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможностьсравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие.Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценностикультуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами,вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может лиразвиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В самой общей форме культура может быть определена как особый, присущий только человеку, способ жизненной организации. Известный австрийский ученый, исследователь культуры Конрад Лоренц справедливо писал: "Мы, люди, - об этом всегда следует помнить - по своей природе культурные существа…Развитие человечества и его культур единый процесс» 1 . Каковыми бы ни были особенности той или иной культуры, как бы ни различались они по типам, формам и конкретным проявлениям, главной целью культурной деятельности остается определенная пространственно-временная организация действительности, а ее конкретным результатом - формирование определенного типа человеческой личности с присущим только ему особым видением действительности, способом общения и образом жизни. На этом основании возникает то, что принято называть ментальностью, - тот особый душевный склад, который определяет « лицо » той или иной культурной, придет ей особый индивидуальный характер.

В настоящее время общепринятой точкой зрения является характеристика современной культуры как - нетрадиционной , принципиальноотличной от предшествующих типов культуры, которые носили традиционный или традиционно – рефлекторный характер. Местом возникновения этой культуры стала Европа В настоящее время этот тип культуры приобрела общемировое и интернациональное значение Ее значимость ощутима, сегодня, даже в тех регионах мира, где еще сохраняются достаточно мощное влияние традиционные культурные формы..

На протяжении тринадцати веков своей истории с V по XVIII вв. европейская культура следовала традиции, уходящей корнями в античную эпоху,когда была создана парадигма(образец) культуры, « которая отрешась от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком- в Риме, оставалась значимой и для Средневековья и для Ренессанса, и далее вплоть до эпохи индустриальной революции Значимой- не то же, что неизменной. Однако, пока парадигма не была отменена как принцип все изменения исходили из нее,соотносились, соразмерялись с ней» 2 Именно эта постоянная связь с традицией, характер и содержание которой находились в процессе постоянных изменений определила историческую динамику европейской культуры в ходе которой трижды менялись ее состояния. В античный период состояние европейской культуры изменялось дважды. В период архаики и ранней классики она носила дорефлекторно-традиционалистский характер, который был преодолен греками в V- IVвв. до н. э. и сменился рефлекторно- традиционолистским состоянием, которое сохранялось в Европейской культуре до конца XVIII века.

«Различие между этими состояниями- явление иного порядка, чем различие между сколь угодно контрастирующими эпохами, как между античностью и средневековьем или средневековьем и Ренессансом. Перед лицом глубины этого различия те контрасты необходимо выявляют известное родство в рамках «аристотелевского цикла» 3 . Доминирующую роль в культуре традиционно-рефлекторного типа играет литературная культура. В античном мире, в конце классического периода и в эпоху эллинизма «лицо культуры начинает двоится»,в этот период пайдейя начинает существовать не только под знаком философии, но и риторики». Позднее, в эпоху Средневековья и Ренессанса доминирующую роль начинает играть осмысление античной культурной традиции под «знаком риторики»Характеризуя те факторы, которые являются общими в рамках «аристотелевского цикла для столь контрастирующих культурных эпох как Античность, Средневековье, Ренессанс С.С.Аверинцев отмечает: 1.Особую роль риторики. как важнейшего инструмента абстрагирования систематизации, делающего "«обозримой пестроту явлений действительности для рассудка.2.Неоспоримость идеала , передаваемого из поколения к поколению.3.Господство рассудочности-«ограниченного рационализма ».4. Приоритетность дедуктического, силологического «схоластического» мышления 4

Устойчивость этих факторов на протяжении столь длительного периода в условия[ сменяющих друг друга различных культурных эпох была связана с двумя обстоятелствами. Во первых, сохранением, вплоть до конца XVIII века аграрной в своей основе, цивилизационной структурой, которая подверглась модернизации только на рубеже XVIII-XIX столетий. Во вторых,с тем, что за сменой таких культурных эпох как Средневековье, Ренессанс и Новое время, стоял процесс культурного самоопределении(самосознания индивида),формами которого свое стали и «культуры обязанностей», «культуры призвания» и «культуры разума» в,которых, общекультурный потенциал античной парадигмы культуры, нашел свое индивидуальное воплощение. Создание этих культурных форм открыло путь свободной самореализации индивида и осознанию им себя в качестве не только объекта, но и субъекта культурного процесса

С этого момента утрачивается космологическая ориентация культурного процесса, которая находила законченное выражение в образце, а культура представлялась, как система воспитания человека в соответствии с этим образцом и с идеалом, сформировавшимся в греческом полисе,который представлялся предметным воплощением этого образца

В процессе культурного самоопределения индивида, вектор культурного процесса кардинально изменяется и приобретает антропологический характер Культурный потенциал классического образца используется в той степени и постольку поскольку он способствует самореализации индивида. Т.к. этот процесс одновременно (хотя и различной степенью интенсивности) осуществляется на трех различных технологическом, интеллектуальном,творческом на индивида одновременно воздей ствуют и в нем «… пересекаются ряд культурных линий, движение которых относительно друг друга и есть культура» 5 (выделено мной Г.П.)

С этого момента культура, покидает «территорию» своего прежнего пребывания в качестве которой выступал древнегреческий полис и его идеальная модель- культурная парадигма (образец. Отныне культура сут приобретает не парадигмический, не рефлекторный,а личностной характер и существует главным образом, как феномен духовной жизни человека. Вместе с тем это не значит,что прерывается связь с культурной традицией и обесценивается опыт накопленный в процессе ее рефлексии. Просто все эти достижения и весь этот опыт используется для развития самого человека. его реализации., как свободной личности. Более того, этот опыт становится все более востребованным по мере интенсификациии процессов связанных с модеренизации экономической и социальной жизни

Процесс модернизации продолжался с нарастающей интенсивностью и быстротой в XIX-XX веках. За первой – индустриальной – волной, последовала вторая - постиндустриальная , затем третья – информационная . Одновременно в Европе формировался новый тип личности – человек, принципиально отличающийся по своему видению действительности, способу социального и индивидуального общения и образу жизни от своего "классического" предшественника. В XX веке этот процесс приобрел мировой характер.

Все это способствовало изменению отношения человека к культурной традиции, составлявшей фундамент классических форм культуры.

Утверждение о нетрадиционности современной культуры не должно быть истолковано как полное разрушение ею каких бы то ни было связей с традиционными культурными ценностями. Здесь речь идет о другом - о постоянном имманентном изменении отношения к этим ценностям на всем протяжении истории современной культуры. Сложное отношение к традиции может создать впечатление перманентного кризиса культуры в современную эпоху, кризиса на грани полного краха. На наш взгляд, это впечатление ложно, а периодически появляющиеся в философии, начиная с известного сочинения О. Шпенглера «Закат Европы», пророчества о скорой и неизбежной гибели культуры не имеют достаточной научной обоснованности, так как неизбежным следствием этого стала бы не только деградация личности, но и гибель человеческого рода вообще. Ведь традиция – основа культурного диалога между историческими эпохами, народами, государствами, индивидами, диалога, который ведется постоянно, всегда и везде; и прекращение этого диалога – конец истории и утрата человеком социального качества, а вместе с ним и собственного «Я».

Термин «современность» имеет в русском языке несколько различных значений. В первом своем значении он характеризует явление как относящееся к единому времени, к одной эпохе. Во втором – как относящееся к настоящему времени. В третьем – как стоящее на уровне своего века, не отсталое. При характеристике современной культуры мы будем иметь в виду эти три значения термина и с их помощью попытаемся определить ее временные границы, основные периоды развития.

Итак, современная культура - это новая типологическая форма, которая приходит на смену классической европейской культуреV-XVIIIвв. Можно выделить три основных периода ее развития.

Первый относится к рубежуXVIII-XIXвв. Это этап решительного пересмотра традиционных представлений о культуре и создания предпосылок для формирования ее новой типологической формы. Тогда определились основные ориентиры современной культуры, задавшие всему культурному процессу принципиально новое направление.

Второй период - это время становления. Он относится в основном к XIX – началу XX вв.

Третий период связан с развитием и самоопределением современной культуры.

Поворот

Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

Г. Зиммель

В Новое время (XVII-XVIIIвв.) понятие «культура» неразрывно связывалось с понятием «разум». Завершалась история культуры классической Европы, основой которой был процесс культурного самосознания индивида. Была создана «культуры разума », человек осознал себя в качестве субъекта познания. Данное обстоятельство придало культурному процессу новую –антропологическую – направленность.

Этот поворот нашел наиболее законченное выражение в XVIIIвеке во взглядах на культуру представителей французского и немецкого Просвещения Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера и И. Канта.

Учение об автономности природы, которое стало следствием открытий новоевропейской науки, показавшей, что природа развивается по своим собственным законам, а не в соответствии с нормами «мирового» или «божественного» Разума, способствовало утверждению в сознании европейцев идей развития и историзма. Коренным образом меняются представления философов о природе и социальной жизни; теперь они воспринимаются не только как органически взаимосвязанные, но и как отличающиеся по своему содержанию феномены. Различие связывается прежде всего с той ролью, которую играет в жизни людей культура.

Культурастановиласьпредметом размышления , что в конце концов привело к кардинальному переосмыслению традиционных представлений о ней и выработке нового, научно-обоснованного понятия культуры. Первый шаг в этом направлении был предпринят представителями культуры Просвещения, прежде всего Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердером и И. Кантом. Каждый из них подверг решительной критике устоявшиеся представления о культуре и попытался определить ориентиры ее будущего развития.

В 1750 году Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Рассуждении на тему: способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов" решительно заявляет, что развитие этих двух важнейших институтов новоевропейской культуры не только не способствовало улучшению человеческой природы, а, напротив, привело к распространению заблуждений и пороков. Характеризуя происхождение наук, Руссо пишет: «Астрономия родилась из суеверий, красноречие из честолюбия, ненависти, лжи и лести; геометрия из скупости; физика из праздного любопытства; и все они, а с ними и сама мораль, из человеческой гордыни. Значит, науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам. Мы меньше сомневались бы в их преимуществах, если б они родились из наших добродетелей.

Порочное их происхождение слишком часто напоминает нам о себе. К чему были бы искусства без роскоши, которая их питает?… По мере того, как умножаются жизненные удобства, как совершенствуется искусство и распространяется роскошь, истинная храбрость теряет силу, воинские доблести тускнеют; тому виной также науки и искусства, которым предаются в тиши уединенных покоев» 6 . Подлинной нравственностью, по мнению Руссо, обладает лишь тот человек, жизнь которого отмечена близостью к природе и еще не «испорчена» влиянием наук и искусств: "Размышляя о нравственности, нельзя не отдыхать душой, вызывая в памяти картины первоначальной простоты. Взор беспрестанно обращается к прекрасному побережью, украшенному лишь рукою природы, и отрывается от него с сожалением» 7 .

Человек должен сбросить с себя железные цепи цивилизации, которые украсили цветами науки, литературы и искусства, и вернуться к здравому смыслу. Только в этом случае он сможет обратить взор к самому себе, познать свою природу, обязанности и цель жизни. Только тогда он «поднимется над самим собой »: «Величественно и прекрасно зрелище человека, когда он ценою собственных усилий является из небытия; когда светом своего разума рассеивает он мрак, которым окружила его природа, когда он поднимается над самим собой, устремляясь помыслами к небесным сферам, когда подобно солнцу, гигантскими шагами проходит он обширные пространства вселенной и когда – а это еще величественнее и сложнее – он обращает взоры к самому себе, чтобы увидеть человека, познать его природу, его обязанности, его цель. Все эти чудесные превращения повторились в истории недавних поколений» 8 .

Суть этого высказывания Руссо состоит в том, что кончилось то время, когда человек, размышляя о смысле и высших целях своей жизни, искал ответы на эти вопросы в решении «метафизических», т.е. абстрактных по отношению к реальным проблемам жизни, вопросов. Наступило время осознать себя не только в качестве объекта, но и субъекта культуры. Призыв Руссо к человеку «подняться над самим собой» означал не что иное, как призыв к новому поколению людей реализовыватьсвою индивидуальность как личность . В рассуждениях Руссо о природе человека и «улучшении состояния человеческого рода», как он сам утверждает, речь идет об улучшении нравственного состояния не «ничтожнейшего меньшинства», а прежде всего народа, так как, по его мнению, «именно народ составляет род человеческий». Французский мыслитель решительно выступает против противопоставления «ученой» и «народной» культур и отстаивает идею создания единого национального языка, противопоставляя ее традиционному разграничению «языка культуры» и «бытовой устной речи».

Идеи французского мыслителя сыграли определяющую роль в утверждении культурной идеологии Просвещения и оказали влияние на Гердера и Канта.

Немецкий просветитель И.Г. Гердер стал основателем европейской философии истории и культуры. В своем труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792) он впервые попытался рассмотреть историю людей исходя из нее самой, а не из законов человеческого разума, что выдвинуло в центр его внимания проблемы культуры. Гердер подверг решительной критике традиционное понимание культуры как достаточно неопределенное и пустое: «Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? Счастью отдельных людей - вот что хочу я сказать, ибо может ли быть счастливо целое государство, понятие абстрактное, в то время, как члены его бедствуют? Это противоречие, или лучше сказать мнимость, которая незамедлительно разоблачает себя» 9 .

Новый взгляд на определение культуры получил всесторонне обоснование в работах Канта. Подводя итог предшествующему этапу развития культуры, он писал в главном своем сочинении «Критика чистого разума» (1781): «…метафизика природы и нравов и, в особенности, (пропедевтическая) критика разума, отважившегося летать на собственных крыльях, составляет все, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связи с мудростью, но на пути науки, единственном пути, который, раз он продолжен, никогда не зарастает и не допускает заблуждений. Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума» 10 . В работе Канта "Критика способности суждения", завершающей цикл из трех главных сочинений философа, дается новое, отличное от традиционного, определение культуры: "Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит в их свободе) - это культура». Такое понимание феномена культуры требует коренным образом пересмотреть традиционные представления о месте человека в системе природы: "Мы имеем достаточное основание рассматривать человека не только как цель природы подобно всем организмам, но здесь, на земле, также и как последнюю цель природы, по отношению к которой все остальные вещи в природе составляют систему целей" 11 . Философ утверждает, что «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, должны быть применены к организации его жизни".

В статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение» Кант связывает этот новый взгляд на культуру с необходимостью формирования нового типа человека, способного «публично пользоваться собственным умом ». Это право человека пользоваться собственным разумом свободно ничем не должно быть ограничено и должно быть закреплено в законе. Кант, тем самым, видит в культуре не только средство индивидуального самосознания индивида, но путь самореализации индивида в качестве духовно- и социально-самоценной,свободной личности .

В конце XVIII- началеXIXвв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung », появление которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученыйГёте , поэтому переходный период часто называют «веком Гёте».

Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как "вторая природа" - совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества » 12 . Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход терминаBildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение новой,антропологической, направленности культурогенеза. Поворот был завершен, наступало время творения новых культурных форм – время становления современной культуры.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура . Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".

Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

Cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

Cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

Cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную ?

Во-первых , материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых , предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих , предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.


Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны , он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления :

Художественная культура,

Политическая культура,

Управленческая культура,

Культура поведения (этикет),

Педагогическая культура и т.п.

ЗАЧЕМНУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие толь-ко ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Мож-но сказать, что это древнейшая функция культуры. Имен-но благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культур-ных ценностей. Эта функция позволяет человеку опреде-лить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечива-ют механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накоплен-ное веками наследие, которое остается неизменным фунда-ментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни обще-ства и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закреп-ляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиоз-ные доктрины Средневековья, известные вам из курса ис-тории. Они одновременно создавали ценности общества, оп-ределяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указыва-ли, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возмож-ность каждому конкретному человеку усваивать определен-ную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Лю-ди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом об-ществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя-ми, способствует процессам интеграции и единства челове-ческой культуры. Особенно наглядной она становится в со-временном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно ус-ловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выгля-дят как неделимый процесс культурного творчества чело-веческого разума.

МНОГО ЛИ КУЛЬТУР ?

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветка-ми и веточками, которые переплетаются между собой и те-ряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, со-единяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков ис-торические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры мо-гут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возь-мите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся вглубь общества, то и здесь мыувидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозраст-ным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возра-ста отличаются друг от друга, так же как отличается куль-турно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культу-ру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный ди-алог культур. Особенно наглядно это видно на примере вза-имопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их раз-личия обусловлены индивидуальным историческим разви-тием. Но история перешагивает национальные и региональ-ные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нуж-но постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в со-прикосновении с другими культурами, вырастают на бога-той культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мо-жет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолирован-ных культурных общностей, разве только где-то в малодо-ступных экваториальных лесах. Научно-технический про-гресс, связанные с ним информационные технологии, раз-витие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой интер-национализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения тех-ники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художест-венного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми ли-тературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечелове-ческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возника-ют сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются но-выми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывает-ся для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным при-мером может служить судьба североамериканских индей-цев, которые все больше и больше растворяются в амери-канском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в ми-ровую культуру, ему нечего будет положить в общую ко-пилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве по-требителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, ис-точник развития и хранилище традиций. Это культура, со-здаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее про-изведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авто-ров. И именно поэтому она - плод коллективного творче-ства. Даже если ее достоянием становятся авторские про-изведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, ар-хитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное ис-кусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей на-родной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фра-зеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних тради-ций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она на-ходится в постоянном употреблении. Пока бабушки расска-зывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. На-родная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бе-режного и внимательного отношения.