Походы Транспорт Экономные печи

Древнейшие занятия человека в первобытную эпоху. Жизнь и занятия первобытных людей. Причины и начало французской революции XVIIIв

Период существования первобытного общества по времени был самым продолжительным в истории человечества. По новейшим данным, он берет начало не менее полутора миллиона лет назад. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV-III тыс. к н. е., в Европе и Америке - в i тыс. к н. е. Периодизация истории первобытного общества представляет сложную и пока еще не решена научную проблему.

В современной науке существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др. Из специальных периодизаций первобытной истории важнейшим является археологическая, в основу которой положены различия в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно этому историю первобытного общества делят на три периода - каменный, бронзовый и ранний железный.

Каменный век (примерно 2 млн. - 6 тыс. лет назад) делится на древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит. Между палеолитом и неолітом выделяют переходную эпоху - мезолит.

Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1,5-1 млн. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет назад). Мезолит датируется приблизительно XII-VI тыс. до н, э. Неолитические памятники Европы и Азии датируются преимущественно VIII-V тыс. к н. е. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом.

Археологическая периодизация дает возможность составить общую периодизацию культуры первобытного общества: 1) становление первобытного общества; 2) расцвет первобытного общества; 3) разложение первобытного общества.

Во времена становления первобытного общества возникли начальные формы его организации, начала зарождаться как материальная, так и духовная культура. Начальная форма организации общества называется первобытным человеческим стадом или праобщиною, начало которой, вероятно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества, с изготовлением и применением орудий труда. Конец периода существования праобщини совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.

Основой жизни древних людей были собирательство и охота, соотношение которых в различные исторические эпохи и в разных географических условиях не было одинаковым. Однако несомненно, что охота как более прогрессивная отрасль хозяйства в большой степени определяло развитие первобытных человеческих коллективов, ведь эта форма трудовой деятельности заставляла членов праобщини все теснее сплачиваться в трудовом процессе.

Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, за стадных норм поведения.

С эпохой праобщини связано возникновение первых орудий труда. Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, а также отщепы, исколотые из таких гальок. Использовали и так называемые ручные рубила из кремня, разнообразные остроконечники, скребла.

Ручное рубило и другие орудия применялись для выкапывания корней, разделки туш убитых зверей и тому подобное. Охота была преимущественно загінним.

Применялись и орудия труда из дерева, но до наших времен они не сохранились.

Огромную роль в жизни первобытного человека играл огонь, использование которого свидетельствовало об овладении людьми чрезвычайно мощной силой природы. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, обжигания рабочих частей деревянных орудий, при загінному охоте и тому подобное.

Долгое время считалось, что единственным жильем человека в эпоху праобщини были пещеры. Однако найдено несколько поселений с построенным жильем. Так, в Украине на стоянке Молодова найдены остатки жилья, выложенного из костей мамонта.

Появление человека современного типа была тесно связана с подъемом продуктивной деятельности во время перехода от раннего к позднему палеолиту. Это проявилось прежде всего в возникновении новой техники обработки камня, что давало возможность создавать специальные орудия - скребки, резцы, острия с затупленным краем, ножи, острые и легкие наконечники копий. Много каменных орудий позднего палеолита были уже с деревянными и костяными ручками. Вместе с камнем широко применялись кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы, наконечники мотыг, копий и тому подобное.

Значительные сдвиги в развитии производства изменили и организацию общества. Рост технической вооруженности человека в его борьбе за выживание создало условия для существования достаточно устойчивых хозяйственных коллективов. В отличие от праобщини род был уже вполне сформировавшимся человеческим коллективом. Зачатки первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и сплоченность членов рода достигли в нем наивысшего развития. Отношения родства при этом осознавались как экономические.

Признание родовых связей получило общественное значение, стало основным признаком нового производственного коллектива - родовой общины, которая пришла на смену человеческому стаду (праобщині).

Подъем производства, лучшие условия существования людей способствовали росту численности населения, что сопровождалось уменьшением дичи вблизи поселений. Охотники позднего палеолита начали постепенно переселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того северные области Европы и Азии. Продвигаясь из Азии через Берингов пролив, люди впервые заселили Америку.

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные расовые особенности, которые существуют ныне, сформировались уже в эпоху позднего палеолита. Эти особенности более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная - в Азии, представители негроидной расы населяли Африку и Австралию.

Важным рубежом развития человечества был переход от потребления готовых продуктов природы к их производству, то есть от привласнюючого хозяйства к воспроизводящему ведению. За существование ранньородовоїрозвинутіше охотничье-збиральницьке общины выделяют два этапа воспроизводящей деятельности: архаичное и хозяйство. Границей между ними является применение нового, эффективного орудия охоты - луки со стрелами.

Высшим и последним этапом багатотисячолітнього каменного века был неолит. В это время шире используются рублячі сервис, качество которых повышалась из-за шлифовки поверхности. Характерным орудием был топор, что облегчала расчистку лесных участков для земледелия, а позднее - обработку древесины для построек, изготовления лодок из дерева и тому подобное.

Важнейшим признаком эпохи неолита была керамика и глиняная посуда. Именно поэтому его иногда называют керамическим веком. Значительное развитие получило плетение, на основе которого развилось ткачество. Однако самыми важными были изменения в хозяйстве, связанные с совершенствованием земледелия и скотоводства.

Самыми быстрыми темпами неолитическая культура развивалась на Ближнем Востоке. Именно там возникло земледелие и начали разводить домашних животных. Именно с Ближнего Востока в Европу попали важнейшие культурные растения и некоторые виды домашних животных. Около V тыс. к н. е. на Ближнем Востоке появились орудия из меди. В IV тыс. к н. е. начали отливать медные изделия. Тогда же и в начале III тыс. к н. е. жители Двуречья уже строили из кирпича-сырца не только дома, но и крупные общественные сооружения и храмы, началось сооружение оросительных систем, изобретен гончарный круг и колесный транспорт.

В V-IV тыс. к н. е. неолитические земледельческие племена населяли также Египет. Обработка кремня ретушью достигла здесь великолепно’! мастерства. Вырабатывалась великолепная керамика с белой росписью на красном фоне, а позже - с красной росписью на белом фоне. Производились разнообразные изделия из меди - плоские топоры, кинжалы, ножи, иглы и другие вещи.

В V тыс. к н. е. на юго-востоке Европы возникла большая культурно-историческая область расселения земледельческо-скотоводческих племен, которая простиралась до Украины. В Средней Европе существовала земледельческая культура с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом. Основой хозяйства племен линейно-ленточной керамики было выращивание ячменя, пшеницы, бобов, гороха и льна на маленьких участках, обрабатываемых мотыгой. Скота держали немного. Участки вокруг поселка использовали до тех пор, пока те не переставали рожать, а тогда люди переселялись на новое место.

Очень близкой по типу хозяйства до культуры ленточной керамики была археологическая культура - трипольская (названа по первому месту ее обнаружения вблизи с. Триполье, в 50 км от Киева). Трипольское поселение состояло из десятков домов, расположенных по кругу, с площадью посередине. Дома имели несколько жилых помещений, а также кладовых. В каждой комнате были печь, большие емкости для хранения зерна. В глубине комнаты находился жертвенник со статуэтками женских божеств. Основным занятием трипольцев было мотичне земледелие с подсобными скотоводством, охотой и рыболовством.

Эпоха металлов делится на бронзовый и железный века. Бронзовый век - период истории человечества, когда широко распространились изготовленные из бронзы орудия труда и оружие, что применялись наряду с каменными или вместо них.

Бронза является сплавом меди и олова, иногда сурьмы, свинца или цинка в различных пропорциях. Бронзовые изделия не только тверже и острее за медные, но и легче изготавливаются, поскольку бронза плавится при более низкой температуре. Однако как медные, так и бронзовые орудия не вытеснили каменные.

Самые ранние металлические орудия своими формами подобные каменных. Впоследствии началось производство орудий, в которых наиболее целесообразно использовались свойства нового материала (топоры, молоты, мотыги, серпы, ножи и тому подобное).

Точные хронологические рамки бронзового века определить сложно. Раньше, в середине III тыс. к н. е., бронза стала известна в Южном Иране, Месопотамии и Юго-Восточной Азии. В Египте и Индии древнейшие бронзовые орудия датируются началом i тыс. к н. е. Для большинства стран Европы бронзовый век охватывает в основном II тыс. к н. е.

Ранний железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами хронологически очень короткий. Несмотря на то что железо является самым распространенным в мире металлом, человек освоил его довольно поздно из-за того, что оно почти не встречается в природе в чистом виде. Кроме того, его трудно обрабатывать.

По неолита и энеолита развитие земледелия тормозилось ограниченными техническими возможностями каменных орудий труда. Вырубка леса каменным топором требовало невероятных усилий и времени. Применение медного топора втрое уменьшало трудовые затраты. Бронзовые топоры еще больше облегчили труд и дали возможность расчищать для земледелия большие площади. Потребность лучшего возделывания истощенных старых участков конечном итоге обусловила переход от ручных орудий обработки земли к пахотным.

В эпоху бронзы и раннего железа в степных районах распространилось полукочевое и кочевое скотоводство.

Состоялся первый в истории человечества общественное разделение труда - выделение из земледельцев-скотоводов преимущественно скотоводческих, сначала пастушьих, а позже и кочевых племен.

Применение бронзы и железа дало мощный толчок развитию ремесленничества. Из металла производили разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода, украшения, оружие. В бронзовом веке появились меч и боевая колесница, усовершенствовалось защитное снаряжение. Из металла, прежде всего железа, изготавливались новые орудия для обработки дерева, кости. Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка способствовало развитию ткачества, гончарного круга - дальнейшему развитию гончарного производства. Не только металлургия, но и другие виды ремесленной деятельности требовали все больших умений и опыта. Из среды общинников стали выделяться особо искусные умельцы.

Начался второй в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия.

Активизировался обмен, который начали регулярно вести как внутри общины, так и за ее пределами. Совершенствовались средства сообщения. Появились колесные тележки, корабли с веслами и парусами, строились пути. С середины II тыс. к н. е. как запряжну животное начали использовать лошадь.

Расписание первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов был закономерным результатом неолитической революции, которая произошла в экономике. Различные признаки такого расклада существовали уже в пізньородовій общине земледельцев-скотоводов. Однако для того, чтобы эти тенденции проявились в полную силу, нужно было время. Должны были сложиться новые, более совершенные трудовые навыки, вырасти количество населения, прогрессировать важнейшая составляющая производительных

сил - средства труда. По этому очень большое значение сыграли открытие и освоение полезных свойств металлов. Это стало толчком к культурным и социальным сдвигам в истории человечества.



(Visited 1 001 times, 1 visits today)

1. Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);
2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);
3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

Примерно в V-IV тысячелетии до н. э . началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий – легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.

Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись – это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами – распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы – мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия – воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

А каковы были союзники!. Вик. К. То, что «не помнят» там, на Западе, не столь удивительно в сравнении с «забывчивостью» некоторых наших соотечественников. С эдакой сознательной забывчивостью, умышленными умолчаниями и, конечно же, вполне сознательно, умышленно искажаемой

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

КАКОВЫ БЫЛИ МОТИВЫ ПРЕСТУПНИКОВ? Ретроспективный взгляд эсэсовца фон дем Бах-Целевского для обсуждаемой здесь проблематики примечателен в трех отношениях. Во-первых, в нем устанавливается, причем без всяких оговорок, тесная связь между антисемитизмом и антиславизмом,

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Каковы были доходы и имущество Геринга Затем последовали вопросы денежного характера.Кто распоряжался вашей чековой книжкой?«Моя секретарша и я».Кто покрывал расходы на замок Каринхолл?«Министерство авиации и государственное министерство».Как вы оплачивали закупки

Из книги Великий Ганнибал. «Враг у ворот!» автора Нерсесов Яков Николаевич

Часть VI. Итоги всегда печальны – каковы бы они ни были… Глава 1. «Чужой среди своих…», или Снова за пределами родины Главный герой Второй Пунической войны, чья могучая тень совершенно затмила всех остальных знаменитых участников этой почти что 20-летней кровавой эпопеи,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Как возникло Древне Греческое государство и каковы были периоды его становления? Историю Древней Греции можно разделить на 5 периодов:1) эгейский, или крито-микенский (III?II тысячелетия до н. э.), период разложения родового строя, возникновения и развития в отдельных

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты? Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.Спарта является древнейшим государством

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

3. Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии? В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.В стране получили развитие идеи

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

10. Каковы были основные этапы послевоенного развития ведущих западноевропейских стран (20–50 гг. ХIХ в.)? После окончания наполеоновских войн в Европе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, политические элиты европейских государств стремились к

автора

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Скитания первобытных людей Странные народы жили чуждой для нас жизнью в огромных центральноамериканских империях, о которых Лейф слышал легенды на севере и на поиски которых снарядил свои корабли. Древняя история этих народов ныне еще мало известна, к тому же изучение

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Глава II. Религия первобытных людей Религиозный культ у первобытных народов принимал разные формы. Ученые, которые имели возможность уже в XIX веке, а также в начале XX века непосредственно обследовать общественную жизнь народов, остававшихся на низкой ступени развития,

Из книги Письменная культура Руси автора Чудинов Валерий Алексеевич

Часть III. КАКОВЫ БЫЛИ ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОГО ПИСЬМА НА РУСИ? В этом разделе предполагается рассмотреть графические особенности славянского слогового письма на Руси, а также выяснить его предполагаемые связи с последующими двумя славянскими азбуками, глаголицей и