Походы Транспорт Экономные печи

«Женитьба», анализ комедии Гоголя. Николай гогольженитьба Автор комедии женитьба

Совершенно невероятное событие в двух действиях

Писано в 1833 году

Действующие лица

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста. Арина Пантелеймоновна , тетка. Фекла Ивановна , сваха. Подколесин , служащий, надворный советник. Кочкарев , друг его. Яичница , экзекутор. Анучкин , отставной пехотный офицер. Жевакин , моряк. Дуняшка , девочка в доме. Стариков , гостинодворец. Степан , слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха? Степан . Никак нет. Подколесин . А у портного был? Степан . Был. Подколесин . Что ж он, шьет фрак? Степан . Шьет. Подколесин . И много уже нашил? Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать. Степан . Говорю: начал уж петли метать. Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак? Степан . Нет, не спрашивал. Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться? Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет? Степан . Да, фраков у него много висит. Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем? Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем. Подколесин . Что ты говоришь? Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем. Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак? Степан . Нет. Подколесин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться? Степан . Нет, об этом не заговаривал. Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу? Степан . Сказывал. Подколесин . Что ж он на это? Степан . Говорит: буду стараться. Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

Явление III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого... вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Явление IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил? Степан . Купил. Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте? Степан . Да-с, в той самой. Подколесин . Что ж, хороша вакса? Степан . Хороша. Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги? Степан . Пробовал. Подколесин . Что ж, блестит? Степан . Блестеть-то она блестит хорошо. Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса? Степан . Нет. Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться? Степан . Нет, ничего не говорил. Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того... Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть Бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите? Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей? Степан . Говорил. Подколесин . Что ж он говорит? Степан . Говорит, хорошо.

Степан уходит.

Явление VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, — нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать...

Степан . Старуха пришла. Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.

Степан уходит.

Да, это вещь... вещь не того... трудная вещь.

Явление VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как, бишь, ее: Меланья?.. Фекла . Агафья Тихоновна. Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева? Фекла . Уж вот нет так нет. То есть, как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить. Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна. Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет. Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь. Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче». Подколесин . Да собой-то, какова собой? Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывает на горло) ; то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!» Подколесин . Да ведь она, однако ж, не штаб-офицерка? Фекла . Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. О купце и слышать не хочет. «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье — так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто! Подколесин . Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь... Фекла . Да уж обноковенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему Бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля Божия. Подколесин . Ну, а кроме этой, других там нет никаких? Фекла . Да какой же тебе еще? Уж это что ни есть лучшая. Подколесин . Будто уж самая лучшая? Фекла . Хоть по всему свету исходи, такой не найдешь. Подколесин . Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь... Фекла . Да помилуй, отец! уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то нинасколько. Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает. Подколесин . А ты думаешь небось, что женитьба все равно что «эй, Степан, подай сапоги!». Натянул на ноги, да и пошел? Нужно порассудить, порассмотреть. Фекла . Ну, так что ж? Коли смотреть, так и смотри. На то товар, чтобы смотреть. Вот прикажи-тка подать кафтан да теперь же, благо утреннее время, и поезжай. Подколесин . Теперь? А вон видишь, как пасмурно. Выеду, а вдруг хватит дождем. Фекла . А тебе же худо! Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем не будешь годиться для супружеска дела. Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких женихов приберем, что и не посмотрим на тебя. Подколесин . Что за чепуху несешь ты? Из чего вдруг угораздило тебя сказать, что у меня седой волос? Где ж седой волос? (Щупает свои волосы.) Фекла . Как не быть седому волосу, на то живет человек. Смотри ты! Тою ему не угодишь, другой не угодишь. Да у меня есть на примете такой капитан, что ты ему и под плечо не подойдешь, а говорит-то — как труба; в алгалантьерстве служит. Подколесин . Да врешь, я посмотрю в зеркало; где ты выдумала седой волос? Эй, Степан, принеси зеркало! Или нет, постой, я пойду сам. Вот еще, Боже сохрани. Это хуже, чем оспа. (Уходит в другую комнату.)

Явление IX

Фекла и Кочкарев , вбегая.

Кочкарев . Что Подколесин?.. (Увидев Феклу.) Ты как здесь? Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила? Фекла . А что ж дурного? Закон исполнил. Кочкарев . Закон исполнил! Эк невидаль, жена! Без нее-то разве я не мог обойтись? Фекла . Да ведь ты ж сам пристал: жени, бабушка, да и полно. Кочкарев . Ах ты, крыса старая!.. Ну, а здесь зачем? Неужели Подколесин хочет... Фекла . А что ж? Бог благодать послал. Кочкарев . Нет! Эк мерзавец, ведь мне ничего об этом. Каков! Прошу покорно: сподтишка, а?

Явление X

Те же и Подколесин с зеркалом в руках, в которое вглядывается очень внимательно.

Кочкарев (подкрадываясь сзади, пугает его) . Пуф! Подколесин (вскрикнув и роняя зеркало) . Сумасшедший! Ну зачем, зачем... Ну что за глупости! Перепугал, право, так, что душа не на месте. Кочкарев . Ну, ничего, пошутил. Подколесин . Что за шутки вздумал? До сих пор не могу очнуться от испуга. И зеркало вон разбил. Ведь это вещь не даровая: в английском магазине куплено. Кочкарев . Ну полно: я сыщу тебе другое зеркало. Подколесин . Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Целым десятком кажет старее, и рожа выходит косяком. Кочкарев . Послушай, ведь я бы должен больше на тебя сердиться. Ты от меня, твоего друга, все скрываешь. Жениться ведь задумал? Подколесин . Вот вздор: совсем и не думал. Кочкарев . Да ведь улика налицо. (Указывает на Феклу.) Ведь вот стоит — известно, что за птица. Ну что ж, ничего, ничего. Здесь нет ничего такого. Дело христианское, необходимое даже для отечества. Изволь, изволь: я беру на себя все дела. (К Фекле.) Ну, говори, как, что и прочее? Дворянка, чиновница или в купечестве, что ли, и как зовут? Фекла . Агафья Тихоновна. Кочкарев . Агафья Тихоновна Брандахлыстова? Фекла . Ан нет — Купердягина. Кочкарев . В Шестилавочной, что ли, живет? Фекла . Уж вот нет; будет поближе к Пескам, в Мыльном переулке. Кочкарев . Ну да, в Мыльном переулке, тотчас за лавочкой — деревянный дом? Фекла . И не за лавочкой, а за пивным погребом. Кочкарев . Как же за пивным, — вот тут-то я не знаю. Фекла . А вот как поворотишь в проулок, так будет тебе прямо будка, и как будку минешь, свороти налево, и вот тебе прямо в глаза — то есть, так вот тебе прямо в глаза и будет деревянный дом, где живет швея, что жила прежде с сенатским оберсеклехтарем. Ты к швее-то не заходи, а сейчас за нею будет второй дом, каменный — вот этот дом и есть ее, в котором, то есть, она живет, Агафья Тихоновна-то, невеста. Кочкарев . Хорошо, хорошо. Теперь я все это обделаю; а ты ступай, — в тебе больше нет нужды. Фекла . Как так? Неужто ты сам свадьбу хочешь заправить? Кочкарев . Сам, сам; ты уж не мешайся только. Фекла . Ах, бесстыдник какой! Да ведь это не мужское дело. Отступись, батюшка, право! Кочкарев . Пойди, пойди. Не смыслишь ничего, не мешайся! Знай, сверчок, свой шесток, — убирайся! Фекла . У людей только чтобы хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала. (Уходит с досадой.)

Явление XI

Подколесин и Кочкарев .

Кочкарев . Ну, брат, этого дела нельзя откладывать. Едем. Подколесин . Да ведь я еще ничего. Я так только подумал... Кочкарев . Пустяки, пустяки! Только не конфузься: я тебя женю так, что и не услышишь. Мы сей же час едем к невесте, и увидишь, как всё вдруг. Подколесин . Вот еще! Сейчас бы и ехать! Кочкарев . Да за чем же, помилуй, за чем дело?.. Ну, рассмотри сам: ну что из того, что ты неженатый? Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку. Подколесин . Это правда. Порядка-то у меня, я знаю сам, что нет. Кочкарев . Ну, а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье... И, вообрази, ты сидишь на диване, и вдруг к тебе подсядет бабеночка, хорошенькая эдакая, и ручкой тебя. Подколесин . А, черт, как подумаешь, право, какие в самом деле бывают ручки. Ведь просто, брат, как молоко. Кочкарев . Куды тебе! Будто у них только что ручки!.. У них, брат... Ну да что и говорить! у них, брат, просто черт знает чего нет. Подколесин . А ведь сказать тебе правду, я люблю, если возле меня сядет хорошенькая. Кочкарев . Ну видишь, сам раскусил. Теперь только нужно распорядиться. Ты уж не заботься ни о чем. Свадебный обед и прочее — это все уж я... Шампанского меньше одной дюжины никак, брат, нельзя, уж как ты себе хочешь. Мадеры тоже полдюжины бутылок непременно. У невесты, верно, есть куча тетушек и кумушек — эти шутить не любят. А рейнвейн — черт с ним, не правда ли? а? А что же касается до обеда — у меня, брат, есть на примете придворный официант: так, собака, накормит, что просто не встанешь. Подколесин . Помилуй, ты так горячо берешься, как будто бы в самом деле уж и свадьба. Кочкарев . А почему ж нет? Зачем же откладывать? Ведь ты согласен? Подколесин . Я? Ну нет... я еще не совсем согласен. Кочкарев . Вот тебе на! Да ведь ты сейчас объявил, что хочешь. Подколесин . Я говорил только, что не худо бы. Кочкарев . Как, помилуй! Да мы уж совсем было все дело... Да что? разве тебе не нравится женатая жизнь, что ли? Подколесин . Нет... нравится. Кочкарев . Ну, так что ж? За чем дело стало? Подколесин . Да дело ни за чем не стало, а только странно... Кочкарев . Что ж странно? Подколесин . Как же не странно: все был неженатый, а теперь вдруг — женатый. Кочкарев . Ну, ну... ну не стыдно ли тебе? Нет, я вижу, с тобой нужно говорить сурьезно: я буду говорить откровенно, как отец с сыном. Ну посмотри, посмотри на себя внимательно, вот, например, так, как смотришь теперь на меня. Ну что ты теперь такое? Ведь просто бревно, никакого значения не имеешь. Ну для чего ты живешь? Ну взгляни в зеркало, что ты там видишь? глупое лицо — больше ничего. А тут, вообрази, около тебя будут ребятишки, ведь не то что двое или трое, а, может быть, целых шестеро, и все на тебя как две капли воды. Ты вот теперь один, надворный советник, экспедитор или там начальник какой, Бог тебя ведает, а тогда, вообрази, около тебя экспедиторчонки, маленькие эдакие канальчонки, и какой-нибудь постреленок, протянувши ручонки, будет теребить тебя за бакенбарды, а ты только будешь ему по-собачьи: ав, ав, ав! Ну есть ли что-нибудь лучше этого, скажи сам? Подколесин . Да ведь они только шалуны большие: будут всё портить, разбросают бумаги. Кочкарев . Пусть шалят, да ведь все на тебя похожи — вот штука. Подколесин . А оно, в самом деле, даже смешно, черт побери: этакой какой-нибудь пышка, щенок эдакой, и уж на тебя похож. Кочкарев . Как не смешно, конечно смешно. Ну, так поедем. Подколесин . Пожалуй, поедем. Кочкарев . Эй, Степан! Давай скорее своему барину одеваться. Подколесин (одеваясь перед зеркалом) . Я думаю, однако ж, что нужно бы в белом жилете. Кочкарев . Пустяки, все равно. Подколесин (надевая воротнички) . Проклятая прачка, так скверно накрахмалила воротнички — никак не стоят. Ты ей скажи, Степан, что если она, глупая, так будет гладить белье, то я найму другую. Она, верно, с любовниками проводит время, а не гладит. Кочкарев . Да ну, брат, поскорее! Как ты копаешься! Подколесин . Сейчас, сейчас. (Надевает фрак и садится.) Послушай, Илья Фомич. Знаешь ли что? Поезжай-ка ты сам. Кочкарев . Ну вот еще; с ума сошел разве? Мне ехать! Да кто из нас женится: ты или я? Подколесин . Право, что-то не хочется; пусть лучше завтра. Кочкарев . Ну есть ли в тебе капля ума? Ну не олух ли ты? Собрался совершенно, и вдруг: не нужно! Ну скажи, пожалуйста, не свинья ли ты, не подлец ли ты после этого? Подколесин . Ну что ж ты бранишься? с какой стати? что я тебе сделал? Кочкарев . Дурак, дурак набитый, это тебе всякий скажет. Глуп, вот просто глуп, хоть и экспедитор. Ведь о чем стараюсь? О твоей пользе; ведь изо рта выманят кус. Лежит, проклятый холостяк! Ну скажи, пожалуйста, ну на что ты похож? Ну, ну, дрянь, колпак, сказал бы такое слово... да неприлично только. Баба! хуже бабы! Подколесин . И ты хорош в самом деле! (Вполголоса.) В своем ли ты уме? Тут стоит крепостной человек, а он при нем бранится, да еще эдакими словами; не нашел другого места. Кочкарев . Да как же тебя не бранить, скажи, пожалуйста? Кто может тебя не бранить? У кого достанет духу тебя не бранить? Как порядочный человек, решился жениться, последовал благоразумию и вдруг — просто сдуру, белены объелся, деревянный чурбан... Подколесин . Ну, полно, я еду — чего ж ты раскричался? Кочкарев . Еду! Конечно, что ж другое делать, как не ехать! (Степану.) Давай ему шляпу и шинель. Подколесин (в дверях) . Такой, право, странный человек! С ним никак нельзя водиться: выбранит вдруг ни за что ни про что. Не понимает никакого обращения. Кочкарев . Да уж кончено, теперь не браню.

Оба уходят.

Явление XII

Комната в доме Агафьи Тихоновны.

Агафья Тихоновна раскладывает на картах, из-за руки глядит тетка Арина Пантелеймоновна .

Агафья Тихоновна . Опять, тетушка, дорога! Интересуется какой-то бубновый король, слезы, любовное письмо; с левой стороны трефовый изъявляет большое участье, но какая-то злодейка мешает.
Арина Пантелеймоновна . А кто бы, ты думала, был трефовый король?
Агафья Тихоновна . Не знаю.
Арина Пантелеймоновна . А я знаю кто. Агафья Тихоновна . А кто? Арина Пантелеймоновна . А хороший торговец, что по суконной линии, Алексей Дмитриевич Стариков. Агафья Тихоновна . Вот уж верно не он! я хоть что ставлю, не он. Арина Пантелеймоновна . Не спорь, Агафья Тихоновна, волос уж такой русый. Нет другого трефового короля. Агафья Тихоновна . А вот же нет: трефовый король значит здесь дворянин. Купцу далеко до трефового короля. Арина Пантелеймоновна . Эй, Агафья Тихоновна, а ведь не то бы ты сказала, как бы покойник-то Тихон, твой батюшка, Пантелеймонович был жив. Бывало, как ударит всей пятерней по столу да вскрикнет: «Плевать я, говорит, на того, который стыдится быть купцом; да не выдам же, говорит, дочь за полковника. Пусть их делают другие! А и сына, говорит, не отдам на службу. Что, говорит, разве купец не служит государю так же, как и всякий другой?» Да всей пятерней-то по столу и хватит. А рука-то в ведро величиною — такие страсти! Ведь если сказать правду, он и усахарил твою матушку, а покойница прожила бы подолее. Агафья Тихоновна . Ну вот, чтобы и у меня еще был такой злой муж! Да ни за что не выйду за купца! Арина Пантелеймоновна . Да ведь Алексей-то Дмитриевич не такой. Агафья Тихоновна . Не хочу, не хочу! У него борода: станет есть, все потечет по бороде. Нет, нет, не хочу! Арина Пантелеймоновна . Да ведь где же достать хорошего дворянина? Ведь его на улице не сыщешь. Агафья Тихоновна . Фекла Ивановна сыщет. Она обещалась сыскать самого лучшего. Арина Пантелеймоновна . Да ведь она лгунья, мой свет.

Явление XIII

Те же и Фекла .

Фекла . Ан нет, Арина Пантелеймоновна, грех вам понапрасну поклеп взводить. Агафья Тихоновна . Ах, это Фекла Ивановна! Ну что, говори, рассказывай! Есть? Фекла . Есть, есть, дай только прежде с духом собраться — так ухлопоталась! По твоей комиссии все дома исходила, по канцеляриям, по министериям истаскалась, в караульни наслонялась... Знаешь ли ты, мать моя, ведь меня чуть было не прибили, ей-Богу! Старуха-то, что женила Аферовых, так было приступила ко мне: «Ты такая и этакая, только хлеб перебиваешь, знай свой квартал», — говорит. «Да что ж, — сказала я напрямик, — я для своей барышни, не прогневайся, все готова удовлетворить». Зато уж каких женихов тебе припасла! То есть, и стоял свет и будет стоять, а таких еще не было! Сегодня же иные и прибудут. Я забежала нарочно тебя предварить. Агафья Тихоновна . Как же сегодня? Душа моя Фекла Ивановна, я боюсь. Фекла . И, не пугайся, мать моя! дело житейское. Приедут, посмотрят, больше ничего. И ты посмотришь их: не пондравятся — ну и уедут. Арина Пантелеймоновна . Ну уж, чай, хороших приманила! Агафья Тихоновна . А сколько их? много? Фекла . Да человек шесть есть. Агафья Тихоновна (вскрикивает) . Ух! Фекла . Ну что ж ты, мать моя, так вспорхнулась? Лучше выбирать: один не придется, другой придется. Агафья Тихоновна . Что ж они: дворяне? Фекла . Все как на подбор. Уж такие дворяне, что еще и не было таких. Агафья Тихоновна . Ну, какие же, какие? Фекла . А славные все такие, хорошие, аккуратные. Первый Балтазар Балтазарович Жевакин, такой славный, во флоте служил, — как раз по тебе придется. Говорит, что ему нужно, чтобы невеста была в теле, а поджаристых совсем не любит. А Иван-то Павлович, что служит езекухтором, такой важный, что и приступу нет. Такой видный из себя, толстый; как закричит на меня: «Ты мне не толкуй пустяков, что невеста такая и эдакая! ты скажи напрямик, сколько за ней движимого и недвижимого?» — «Столько-то и столько-то, отец мой!» — «Ты врешь, собачья дочь!» Да еще, мать моя, вклеил такое словцо, что и неприлично тебе сказать. Я так вмиг и спознала: э, да это должен быть важный господин. Агафья Тихоновна . Ну, а еще кто? Фекла . А еще Никанор Иванович Анучкин. Это уж такой великатный! а губы, мать моя, — малина, совсем малина! такой славный. «Мне, говорит, нужно, чтобы невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по-французскому умела говорить». Да, тонкого поведенья человек, немецкая штучка! А сам-то такой субтильный, и ножки узенькие, тоненькие. Агафья Тихоновна . Нет, мне эти субтильные как-то не того... не знаю... Я ничего не вижу в них... Фекла . А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, неча сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, — такой славный. Агафья Тихоновна . А сколько лет ему? Фекла . А человек еще молодой: лет пятьдесят, да и пятидесяти еще нет. Агафья Тихоновна . А фамилия как? Фекла . А фамилия Иван Павлович Яичница. Агафья Тихоновна . Это такая фамилия? Фекла . Фамилия. Агафья Тихоновна . Ах Боже мой, какая фамилия! Послушай, Феклуша, как же это, если я выйду за него замуж и вдруг буду называться Агафья Тихоновна Яичница? Бог знает что такое! Фекла . И, мать моя, да на Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься, коли услышишь. А пожалуй, коли не нравится прозвище, то возьми Балтазара Балтазаровича Жевакина — славный жених. Агафья Тихоновна . А какие у него волосы? Фекла . Хорошие волосы. Агафья Тихоновна . А нос? Фекла . Э... и нос хороший. Всё на своем месте. И сам такой славный. Только не погневайся: уж на квартире одна только трубка и стоит, больше ничего нет — никакой мебели. Агафья Тихоновна . А еще кто? Фекла . Акинф Степанович Пантелеев, чиновник, титулярный советник, немножко заикается только, зато уж такой скромный. Арина Пантелеймоновна . Ну что ты все: чиновник, чиновник! А не любит ли он выпить, вот, мол, что скажи. Фекла . А пьет, не прекословлю, пьет. Что ж делать, уж он титулярный советник; зато такой тихий, как шелк. Агафья Тихоновна . Ну нет, я не хочу, чтобы муж у меня был пьяница. Фекла . Твоя воля, мать моя! Не хочешь одного, возьми другого. Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее, — ведь не всю же неделю бывает пьян: иной день выберется и трезвый. Агафья Тихоновна . Ну, а еще кто? Фекла . Да есть еще один, да только такой... Бог с ним! Эти будут почище. Агафья Тихоновна . Ну, да кто же он? Фекла . А не хотелось бы и говорить про него. Он-то, пожалуй, андворный советник и петлицу носит, да уж на подъем куды тяжел, не выманишь из дому. Агафья Тихоновна . Ну, а еще кто? Ведь тут только всего пять, а ты говорила шесть. Фекла . Да неужто тебе еще мало? Смотри ты, как тебя вдруг поразобрало, а ведь давича было испугалась. Арина Пантелеймоновна . Да что с них, с дворян-то твоих? Хоть их у тебя и шестеро, а, право, купец один станет за всех. Фекла . А нет, Арина Пантелеймоновна. Дворянин будет почтенней. Арина Пантелеймоновна . Да что в почтенье-та? А вот Алексей Дмитриевич да в собольей шапке, в санках-то как прокатится... Фекла . А дворянин-то с аполетой пройдет навстречу, скажет: «Что ты, купчишка? свороти с дороги!» Или: «Покажи, купчишка, бархату самого лучшего!» А купец: «Извольте, батюшка!» — «А сними-ка, невежа, шляпу!» — вот что скажет дворянин. Арина Пантелеймоновна . А купец, если захочет, не даст сукна; а вот дворянин-то и голенькой, и не в чем ходить дворянину! Фекла . А дворянин зарубит купца. Арина Пантелеймоновна . А купец пойдет жаловаться в полицию. Фекла . А дворянин пойдет на купца к сенахтору. Арина Пантелеймоновна . А купец к губернахтору. Фекла . А дворянин... Арина Пантелеймоновна . Врешь, врешь: дворянин... Губернахтор больше сенахтора! Разносилась с дворянином! а дворянин при случае так же гнет шапку...

В дверях слышен звонок.

Никак, звонит кто-то.

Фекла . Ахти, это они! Арина Пантелеймоновна . Кто они? Фекла . Они... кто-нибудь из женихов. Агафья Тихоновна (вскрикивает) . Ух! Арина Пантелеймоновна . Святые, помилуйте нас, грешных! В комнате совсем не прибрано. (Схватывает все, что ни есть на столе, и бегает по комнате.) Да салфетка-то, салфетка на столе совсем черная. Дуняшка, Дуняшка!

Дуняшка является.

Скорее чистую салфетку! (Стаскивает салфетку и мечется по комнате.)

Агафья Тихоновна . Ах, тетушка, как мне быть? Я чуть не в рубашке! Арина Пантелеймоновна . Ах, мать моя, беги скорей одеваться! (Мечется по комнате.)

Дуняшка приносит салфетку: в дверях звонят.

Беги скажи: «сейчас»!

Дуняшка кричит издалека: «Сейчас!»

Агафья Тихоновна . Тетушка, да ведь платье не выглажено. Арина Пантелеймоновна . Ах, Господи милосердный, не погуби! Надень другое. Фекла (вбегая) . Что ж вы нейдете? Агафья Тихоновна, поскорей, мать моя!

Слышен звонок.

Ахти, а ведь он все дожидается!

Арина Пантелеймоновна . Дуняшка, введи его и проси обождать.

Дуняшка бежит в сени и отворяет дверь. Слышны голоса: «Дома?» — «Дома, пожалуйте в комнату». Все с любопытством стараются рассмотреть в замочную скважину.

Агафья Тихоновна (вскрикивает) . Ах, какой толстый! Фекла . Идет, идет!

Все бегут опрометью.

Явление XIV

Иван Павлович Яичница и девчонка .

Девчонка . Погодите здесь. (Уходит.) Яичница . Пожалуй, пождать — пождем, как бы только не замешкаться. Отлучился ведь только на минутку из департамента. Вдруг вздумает генерал: «А где экзекутор?» — «Невесту пошел выглядывать». Чтоб не задал он такой невесты... А, однако ж, рассмотреть еще раз роспись. (Читает.) «Каменный двухэтажный дом...» (Подымает глаза вверх и обсматривает комнату.) Есть! (Продолжает читать.) «Флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный...» Ну, деревянный плоховат. «Дрожки, сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый...» Может быть, такие, что в лом годятся? Старуха, однако ж, уверяет, что первый сорт; хорошо, пусть первый сорт. «Две дюжины серебряных ложек...» Конечно, для дома нужны серебряные ложки. «Две лисьих шубы...» Гм... «Четыре больших пуховика и два малых. (Значительно сжимает губы.) Шесть пар шелковых и шесть пар ситцевых платьев, два ночных капота, два...» Ну, это статья пустая! «Белье, салфетки...» Это пусть будет, как ей хочется. Впрочем, нужно все это поверить на деле. Теперь, пожалуй, обещают и домы, и экипажи, а как женишься — только и найдешь, что пуховики да перины.

Слышен звонок. Дуняшка бежит впопыхах через комнату отворять дверь. Слышны голоса: «Дома?» — «Дома».

Явление XV

Иван Павлович и Анучкин .

Дуняшка . Погодите тут. Они выдут. (Уходит.)

Анучкин раскланивается с Яичницей.

Яичница . Мое почтение! Анучкин . Не с папенькой ли прелестной хозяйки дома имею честь говорить? Яичница . Никак нет, вовсе не с папенькой. Я даже еще не имею детей. Анучкин . Ах, извините! извините! Яичница (в сторону) . Физиогномия этого человека мне что-то подозрительна: чуть ли он не за тем же сюда пришел, за чем и я. (Вслух.) Вы, верно, имеете какую-нибудь надобность к хозяйке дома? Анучкин . Нет, что ж... надобности никакой нет, а так, зашел с прогулки. Яичница (в сторону) . Врет, врет, с прогулки! Жениться, подлец, хочет!

Слышен звонок. Дуняшка бежит через комнату отворять дверь. В сенях голоса: «Дома?» — «Дома».

Явление XVI

Те же и Жевакин , в сопровождении девчонки .

Жевакин (девчонке) . Пожалуйста, душенька, почисть меня... Пыли-то, знаешь, на улице попристало немало. Вон там, пожалуйста, сними пушинку. (Поворачивается.) Так! спасибо, душенька. Вот еще, посмотри, там как будто паучок лазит! а на подборах-то сзади ничего нет? Спасибо, родимая! Вон тут еще, кажется. (Гладит рукою рукав фрака и поглядывает на Анучкина и Ивана Павловича.) Суконцо-то ведь аглицкое! Ведь каково носится! В девяносто пятом году, когда была эскадра наша в Сицилии, купил я его еще мичманом и сшил с него мундир; в восемьсот первом, при Павле Петровиче, я был сделан лейтенантом, — сукно было совсем новешенькое; в восемьсот четырнадцатом сделал экспедицию вокруг света, и вот только по швам немного поистерлось; в восемьсот пятнадцатом вышел в отставку, только перелицевал: уж десять лет ношу — до сих пор почти что новый. Благодарю, душенька, м... раскрасоточка! (Делает ей ручку и, подходя к зеркалу, слегка взъерошивает волосы.) Анучкин . А как, позвольте узнать, Сицилия... вот вы изволили сказать: Сицилия, — хорошая это земля Сицилия? Жевакин . А, прекрасная! Мы тридцать четыре дня там пробыли; вид, я вам доложу, восхитительный! эдакие горы, эдак деревцо какое-нибудь гранатное, и везде италианочки, такие розанчики, так вот и хочется поцеловать. Анучкин . И хорошо образованны? Жевакин . Превосходным образом! Так образованные, как вот у нас только графини разве. Бывало, пойдешь по улице — ну, русский лейтенант... Натурально, здесь эполеты (показывает на плеча) , золотое шитье... и эдак красоточки черномазенькие, — у них ведь возле каждого дома балкончики, и крыши, вот как этот пол, совершенно плоски. Бывало, эдак смотришь, и сидит эдакой розанчик... Ну, натурально, чтобы не ударить лицом в грязь... (Кланяется и размахивает рукою.) И она эдак только. (Делает рукою движение.) Натурально, одета: здесь у ней какая-нибудь тафтица, шнуровочка, дамские разные сережки... ну, словом, такой лакомый кусочек... Анучкин . А как, позвольте еще вам сделать вопрос, — на каком языке изъясняются в Сицилии? Жевакин . А натурально, все на французском. Анучкин . И все барышни решительно говорят по-французски? Жевакин . Все-с решительно. Вы даже, может быть, не поверите тому, что я вам доложу: мы жили тридцать четыре дня, и во все это время ни одного слова я не слыхал от них по-русски. Анучкин . Ни одного слова? Жевакин . Ни одного слова. Я не говорю уже о дворянах и прочих синьорах, то есть разных ихних офицерах; но возьмите нарочно простого тамошнего мужика, который перетаскивает на шее всякую дрянь, попробуйте скажите ему: «Дай, братец, хлеба», — не поймет, ей-Богу не поймет; а скажи по-французски: «Dateci del pane» или «portate vino!» — поймет, и побежит, и точно принесет. Иван Павлович . А любопытная, однако ж, как я вижу, должна быть земля эта Сицилия. Вот вы сказали — мужик: что мужик, как он? так ли совершенно, как и русский мужик, широк в плечах и землю пашет, или нет? Жевакин . Не могу вам сказать: не заметил, пашут или нет, а вот насчет нюханья табаку, так я вам доложу, что все не только нюхают, а даже за губу-с кладут. Перевозка тоже очень дешева; там все почти вода и везде гондолы... Натурально, сидит эдакая италианочка, такой розанчик, одета: манишечка, платочек... С нами были и аглицкие офицеры; ну, народ, так же как и наши, — моряки; и сначала, точно, было очень странно: не понимаешь друг друга, — но потом, как хорошо обознакомились, начали свободно понимать: покажешь, бывало, эдак на бутылку или стакан — ну, тотчас и знает, что это значит выпить; приставишь эдак кулак ко рту и скажешь только губами: паф-паф — знает: трубку выкурить. Вообще, я вам доложу, язык довольно легкий, наши матросы в три дни каких-нибудь стали совершенно понимать друг друга. Иван Павлович . А преинтересная, как вижу, жизнь в чужих краях. Мне очень приятно сойтись с человеком бывалым. Позвольте узнать: с кем имею честь говорить? Жевакин . Жевакин-с, лейтенант в отставке. Позвольте с своей стороны тоже спросить: с кем-с имею счастье изъясняться? Иван Павлович . В должности экзекутора, Иван Павлович Яичница. Жевакин (не дослышав) . Да, я тоже перекусил. Дороги-то, знаю, впереди будет довольно, а время холодновато: селедочку съел с хлебцем. Иван Павлович . Нет, кажется, вы не так поняли: это фамилия моя — Яичница. Жевакин (кланяясь) . Ах, извините! я немножко туговат на ухо. Я, право, думал, что вы изволили сказать, что покушали яичницу. Иван Павлович . Да что делать? я хотел было уже просить генерала, чтобы позволил называться мне Яичницын, да свои отговорили: говорят, будет похоже на «собачий сын». Жевакин . А это, однако ж, бывает. У нас вся третья эскадра, все офицеры и матросы, — все были с престранными фамилиями: Помойкин, Ярыжкин, Перепреев, лейтенант. А один мичман, и даже хороший мичман, был по фамилии просто Дырка. И капитан бывало: «Эй ты, Дырка, поди сюда!» И, бывало, над ним всегда пошутишь. «Эх ты, дырка эдакой!» — говоришь, бывало, ему.

Слышен в сенях звонок, Фекла бежит через комнату отворять.

Яичница . А, здравствуй, матушка! Жевакин . Здравствуй; как живешь, душа моя? Анучкин . Здравствуйте, матушка Фекла Ивановна. Фекла (бежит впопыхах) . Спасибо, отцы мои! Здорова, здорова. (Отворяет дверь.)

Явление XVII

Те же , Кочкарев , Подколесин и Фекла .

Кочкарев (Подколесину) . Ты помни, только кураж, и больше ничего. (Оглядывается и раскланивается с некоторым изумлением; про себя.) Фу ты, какая куча народу! Это что значит? Уж не женихи ли? (Толкает Феклу и говорит ей тихо.) С которых сторон понабрала ворон, а? Фекла (вполголоса) . Тут тебе ворон нет, всё честные люди. Кочкарев (ей) . Гости-то несчитанные, кафтаны общипанные. Фекла . Гляди налёт на свой полёт, а и похвастаться нечем: шапка в рубль, а щи без круп. Кочкарев . Небось твои разживные, по дыре в кармане. (Вслух.) Да что она делает теперь? Ведь эта дверь, верно, к ней в спальню? (Подходит к двери.) Фекла . Бесстыдник! говорят тебе, еще одевается. Кочкарев . Эка беда! что ж тут такого? Ведь только посмотрю, и больше ничего. (Смотрит в замочную скважину.) Жевакин . А позвольте мне полюбопытствовать тоже. Яичница . Позвольте взглянуть мне только один разочек. Кочкарев (продолжая смотреть) . Да ничего не видно, господа. И распознать нельзя, что такое белеет: женщина или подушка.

Все, однако ж, обступают дверь и продираются взглянуть.

Чш... кто-то идет!

Все отскакивают прочь.

Явление XVIII

Те же , Арина Пантелеймоновна и Агафья Тихоновна . Все раскланиваются.

Арина Пантелеймоновна . А по какой причине изволили одолжить посещением? Яичница . А по газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров, и потому, находясь в должности экзекутора при казенном месте, я пришел узнать, какого роду лес, в каком количестве и к какому времени можете его поставить. Арина Пантелеймоновна . Хоть подрядов никаких не берем, а приходу рады. А как по фамилии? Яичница . Коллежский асессор Иван Павлович Яичница. Арина Пантелеймоновна . Прошу покорнейше садиться. (Обращается к Жевакину и смотрит на него.) А позвольте узнать... Жевакин . Я тоже, в газетах вижу объявляют о чем-то: дай-ка, думаю себе, пойду. Погода же показалась хорошею, по дороге везде травка... Арина Пантелеймоновна . А как-с по фамилии? Жевакин . А лейтенант морской службы в отставке, Балтазар Балтазаров Жевакин-второй. Был у нас еще другой Жевакин, да тот еще прежде моего вышел в отставку: был ранен, матушка, под коленком, и пуля так странно прошла, что коленка-то самого не тронула, а по жиле прохватила — как иголкой сшило, так что, когда, бывало, стоишь с ним, все кажется, что он хочет тебя коленком сзади ударить. Арина Пантелеймоновна (Обращаясь к Анучкину.) А позвольте узнать, по какой причине?.. Анучкин . По соседству-с. Находясь довольно в близком соседстве... Арина Пантелеймоновна . Не в доме ли купеческой жены Тулубовой, что насупротив, изволите жить? Анучкин . Нет, я покамест живу еще на Песках, но имею, однако же, намерение со временем перебраться сюда-с в соседство, в эту часть города. Арина Пантелеймоновна . А прошу покорнейше садиться. (Обращаясь к Кочкареву.) А позвольте узнать... Кочкарев . Да неужели вы меня не узнаете? (Обращаясь к Агафье Тихоновне.) И вы также, сударыня? Агафья Тихоновна . Сколько мне кажется, совсем не видала вас. Кочкарев . Однако ж припомните. Вы меня, верно, где-нибудь видели. Агафья Тихоновна . Право, не знаю. Уж разве не у Бирюшкиных ли? Кочкарев . Именно, у Бирюшкиных. Агафья Тихоновна . Ах, ведь вы не знаете, с ней ведь история случилась. Кочкарев . Как же, вышла замуж. Агафья Тихоновна . Нет, это бы еще хорошо, а то переломила ногу. Арина Пантелеймоновна . И сильно переломила. Возвращалась довольно поздно домой на дрожках, а кучер-то был пьян и вывалил с дрожек. Кочкарев . Да то-то я помню, что-то было: или вышла замуж, или переломила ногу. Арина Пантелеймоновна . А как по фамилии? Кочкарев . Как же, Илья Фомич Кочкарев, в родстве ведь мы. Жена моя беспрестанно говорит о том... Позвольте, позвольте (берет за руку Подколесина и подводит его) : приятель мой, Подколесин Иван Кузьмич, надворный советник; служит экспедитором, один все дела делает, усовершенствовал отличнейше свою часть. Арина Пантелеймоновна . А как по фамилии? Кочкарев . Подколесин Иван Кузьмич, Подколесин. Директор так только, для чина поставлен, а все дела он делает, Иван Кузьмич Подколесин. Арина Пантелеймоновна . Так-с. Прошу покорнейше садиться.

Явление XIX

Те же и Стариков .

Стариков (кланяясь живо и скоро, по-купечески, и слегка берясь в бока) . Здравствуйте, матушка Арина Пантелеевна. Ребята на Гостином дворе сказывали, что продаете шерсть, матушка! Агафья Тихоновна (отворачиваясь с пренебрежением, вполголоса, но так, что он слышит) . Здесь не купеческая лавка. Стариков . Вона! Аль невпопад пришли? Аль и без нас дело сварили? Арина Пантелеймоновна . Прошу, прошу, Алексей Дмитриевич; хоть шерсти не продаем, а приходу рады. Прошу покорно садиться.

Все уселись. Молчание.

Яичница . Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло. Агафья Тихоновна . Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность. Жевакин . Вот в Сицилии, матушка, мы были с эскадрой в весеннее время, — если пригонять, так выйдет к нашему февралю, — выйдешь, бывало, из дому: день солнечный, а потом эдак дождик; и смотришь, точно, как будто дождик. Яичница . Неприятнее всего, когда в такую погоду сидишь один. Женатому человеку совсем другое дело — не скучно; а если в одиночестве — так это просто... Жевакин . О, смерть, совершенная смерть!.. Анучкин . Да-с, это можно сказать... Кочкарев . Какое! Просто терзанье! жизни не будешь рад; не приведи Бог испытать такое положение. Яичница . А как, сударыня, если бы пришлось вам избрать предмет? Позвольте узнать ваш вкус. Извините, что я так прямо. В какой службе, вы полагаете, быть приличнее мужу? Жевакин . Хотели ли бы вы, сударыня, иметь мужем человека, знакомого с морскими бурями? Кочкарев . Нет, нет. Лучший, по моему мнению, муж есть человек, который один почти управляет всем департаментом. Анучкин . Почему же предубеждение? Зачем вы хотите оказать пренебрежение к человеку, который хотя, конечно, служил в пехотной службе, но умеет, однако ж, ценить обхождение высшего общества. Яичница . Сударыня, разрешите вы!

Агафья Тихоновна молчит.

Фекла . Отвечай же, мать моя. Скажи им что-нибудь. Яичница . Как же, матушка?.. Кочкарев . Как же ваше мнение, Агафья Тихоновна? Фекла (тихо ей) . Скажи же, скажи: благодарствую, мол, с моим удовольствием. Не хорошо же так сидеть. Агафья Тихоновна (тихо) . Мне стыдно, право стыдно, я уйду, право уйду. Тетушка, посидите за меня. Фекла . Ах, не делай этого сраму, не уходи; совсем острамишься. Они невесть что подумают. Агафья Тихоновна (так же) . Нет, право уйду. Уйду, уйду! (Убегает.)

Фекла и Арина Пантелеймоновна уходят вслед за нею.

Явление XX

Те же , кроме ушедших.

Яичница . Вот тебе на, и ушли все! Это что значит? Кочкарев . Что-нибудь, верно, случилось. Жевакин . Как-нибудь насчет дамского туалетца... Эдак поправить что-нибудь... манишечку... пришпилить.

Фекла входит. Все к ней навстречу с вопросами: «Что, что такое?»

Кочкарев . Что-нибудь случилось? Фекла . Как можно, чтобы случилось. Ей-Богу, ничего не случилось. Кочкарев . Да зачем же она вышла? Фекла . Да пристыдили, потому и вышла; совсем исконфузили, так что не высидела на месте. Просит извинить: ввечеру-де на чашку чаю чтобы пожаловали. (Уходит.) Яичница (в сторону) . Ох уж эта мне чашка чаю! Вот за что не люблю сватаний — пойдет возня: сегодня нельзя, да пожалуйте завтра, да еще послезавтра на чашку, да нужно еще подумать. А ведь дело дрянь, ничуть не головоломное. Черт побери, я человек должностной, мне некогда! Кочкарев (Подколесину) . А ведь хозяйка не дурна, а? Подколесин . Да, недурна. Жевакин . А ведь хозяечка-то хороша. Кочкарев (в сторону) . Вот черт побери! Этот дурак влюбился. Еще будет мешать, пожалуй. (Вслух.) Совсем нехороша, совсем нехороша. Яичница . Нос велик. Жевакин . Ну, нет, носа я не заметил. Она... эдакой розанчик. Анучкин . Я сам тоже их мненья. Нет, не то, не то... Я даже думаю, что вряд ли она знакома с обхождением высшего общества. Да и знает ли она еще по-французски? Жевакин . Да что ж вы, смею спросить, не попробовали, не поговорили с ней по-французски? Может быть, и знает. Анучкин . Вы думаете, я говорю по-французски? Нет, я не имел счастия воспользоваться таким воспитанием. Мой отец был мерзавец, скотина. Он и не думал меня выучить французскому языку. Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько, и я бы знал, я бы непременно знал. Жевакин . Ну, да теперь же, когда вы не знаете, что ж вам за прибыль, если она... Анучкин . А нет, нет. Женщина совсем другое дело. Нужно, чтобы она непременно знала, а без того у ней и то, и это... (показывает жестами) — все уж будет не то. Яичница (в сторону) . Ну, об этом заботься кто другой. А я пойду да обсмотрю со двора дом и флигеля: если только все как следует, так сего же вечера добьюсь дела. Эти женишки мне не опасны — народ что-то больно жиденький. Таких невесты не любят. Жевакин . Пойти выкурить трубочку. А что, не по дороге ли нам? Вы где, позвольте спросить, живете? Анучкин . А на Песках, в Петровском переулке. Жевакин . Да-с, будет круг: я на острову, в Восемнадцатой линии; а впрочем, все-таки я вас попровожу. Стариков . Нет, тут что-то спесьевато. Ай, припомните потом, Агафья Тихоновна, и нас. С моим почтением, господа! (Кланяется и уходит.)

Явление XXI

Подколесин и Кочкарев .

Подколесин . А что ж, пойдем и мы. Кочкарев . Ну что, ведь правда, хозяйка мила? Подколесин . Да что! мне, признаюсь, она не нравится. Кочкарев . Вот на! это что? Да ведь ты сам согласился, что она хороша. Подколесин . Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает. Кочкарев . Это еще что? тебе на что по-французски? Подколесин . Ну, все-таки невеста должна знать по-французски. Кочкарев . Почему ж? Подколесин . Да потому что... уж я не знаю почему, а все уж будет у ней не то. Кочкарев . Ну вот, дурак сейчас один сказал, а он и уши развесил. Она красавица, просто красавица; такой девицы не сыщешь нигде. Подколесин . Да мне самому сначала она было приглянулась, да после, как начали говорить: длинный нос, длинный нос, — ну, я рассмотрел, и вижу сам, что длинный нос. Кочкарев . Эх ты, пирей, не нашел дверей! Они нарочно толкуют, чтобы тебя отвадить; и я тоже не хвалил, — так уж делается. Это, брат, такая девица! Ты рассмотри только глаза ее: ведь это черт знает что за глаза; говорят, дышат! А нос — я не знаю, что за нос! белизна — алебастр! Да и алебастр не всякий сравнится. Ты рассмотри сам хорошенько. Подколесин (улыбаясь) . Да теперь-то я опять вижу, что она как будто хороша. Кочкарев . Разумеется, хороша! Послушай, теперь, так как они все ушли, пойдем к ней, изъяснимся — и всё кончим! Подколесин . Ну, этого я не сделаю. Кочкарев . Отчего ж? Подколесин . Да что ж за нахальство? Нас много, пусть она сама выберет. Кочкарев . Ну да что тебе смотреть на них: боишься соперничества, что ли? Хочешь, я их всех в одну минуту спроважу. Подколесин . Да как же ты их спровадишь? Кочкарев . Ну, уж это мое дело. Дай мне только слово, что потом не будешь отнекиваться.

«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова . Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

В заданиях по литературе часто встречается тема: «Краткое содержание («Женитьба», Гоголь)». Автор переполнил произведение сатирой, характерами, изобразив реализм бытия дворянства в провинции. Сейчас эта пьеса по праву считается классикой. Эта статья познакомит с пьесой «Женитьба». Краткое содержание (Николай Васильевич Гоголь назвал изначально произведение «Женихи») приоткроет завесу того, что стоило бы увидеть на сцене театра. Вы об этом не пожалеете.

Как разбита пьеса на отрывки

Вы не потеряете времени зря, сходив на спектакль, который поставлен по пьесе такого автора, как Гоголь Н. В. («Женитьба»). Краткое содержание по главам не сможет передать всю иронию происходящего.

Пьесы того времени очень сложно разбиваются на куски, потому что в них предусмотрены 2-3 действия да бесконечное число явлений. Разделения в формате романа там нет, поэтому придется самостоятельно все разбивать на логические сцены.

Достаточно непросто изложить краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь ведь мастер диалогов) имеет важнейшую составляющую пьесы - уникальные беседы персонажей. Но даже без них понятна ироничность автора.

Начало истории

Прелесть пьесы состоит в её сюжете, это подтверждает краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь не раз безрезультатно хотел поставить её на сцене) была сыграна впервые 9 декабря 1842 года в Петербурге. Комедия вызвала неоднозначные реплики критиков.

Начало пьесы - это жилище холостяка Подколесина.

Лентяй, курильщик, дворянин Иван Кузьмич Подколесин, целыми днями лежит на диване (если он не на службе, конечно). Холостяцкая жизнь, вроде бы, полностью устраивает его, да вот чего-то не хватает! Выполняя обязанности советника, Подколесин ведет себя, как полковник, презирая людей невысокого чина. Для придания своей персоне ещё большей важности он решает жениться. Конечно, не ради любви, а ради разговоров о нем и о знаменательном событии.

Сваха, Фекла Ивановна, «собаку съела» на таких, как он. Им не так важно, на ком жениться и с каким приданым будет невеста. Лишь бы была. Поэтому подобные вопросы решаются быстро и за «добрую плату». Однако Ивану Кузьмичу повезло - как раз в это же время ищут жениха для Агафьи Тихоновны Купердягиной, и Фекла намеревается свести их.

Медвежья услуга

В тот самый момент, как она приходит поговорить с Подколесиным, вместе с ней прибывает и Илья Фомич Кочкарев, лучший друг Ивана Кузьмича. В свое время Фекла женила и его, причем не сильно удачно. Разузнав информацию об Агафье Тихоновне от свахи, Илья Фомич выгоняет ее, заявляя, что он будет сватать друга. Да дело в том, что Кочкарев - крайне упорный малый, привык, что называется, с места - в карьер. Поэтому он забирает Подколесина к Агафье Тихоновне немедленно.

В дом Купердягиных вместе с Подколесиным, но под предводительством Феклы, прибывают еще три жениха. Они знакомятся между собой, общаются - каждый понимает, зачем пришел другой. Наконец, появляется и сама невеста. Женихи наперебой говорят с ней так, как и положено при русском сватовстве - изначально на посторонние темы. Только Иван Кузьмич молчит, за него все говорит Кочкарев.

Настойчивость

Однако их намеки понятны Агафье Тихоновне. Не выдерживая, она просто убегает в другую комнату. Ошарашенные мужчины остаются наедине со свахой, которая предлагает им подождать до вечера. Все соглашаются.

Один Кочкарев не может успокоиться. Он подначивает идти к невесте прямо сейчас. Подколесин настаивает, что дама должна выбрать сама. Но соглашается сразу жениться, если все остальные женихи отпадут.

Сила хитрости

Вечером Агафья Тихоновна пытается жребием определить, кто ей больше мил. Все женихи нравятся ей одинаково, и она просто не может решиться. Внезапно в комнате оказывается Кочкарев, настаивающий на необходимости выбрать Ивана Кузьмича.

Он нахваливает его, рассказывая, какой тот прекрасный человек. Всех остальных женихов он порицает: тот драчун, тот дебошир. Он предлагает хлопнуть перед их носами дверью и просто наедине поговорить с Подколесиным, чтобы убедиться, как прав Илья Фомич.

Каждый жених вечером стремится прийти первым, чтобы пообщаться с невестой. В конечном итоге все они собираются в доме Купердягиных раньше назначенного срока и почти в одно время. Вновь они вынуждены общаться друг с другом, почти не скрывая отвращения. Есть все, кроме главного героя.

Вот появляется Агафья Тихоновна. Женихи немедленно набрасываются на нее с разговорами. Она, напуганная, пользуется советом Кочкарева, выгоняет всех и сама выбегает из комнаты. Тут же появляется Илья Фомич, порицающий невесту. Его трюк срабатывает. Будущие женихи почти убеждены, что невеста плоха. Они покидают Купердягиных, открывая дорогу Ивану Кузьмичу.

Одни

Следующая сцена (явление XIV) - очень важная. И о ней необходимо упомянуть, если уж мы излагаем краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь таким небольшим диалогом открыл героев по-новому) - это пьеса, наполненная нелепыми сценами, которые удивительным образом передают всю комедийность и нелепость ситуации, тяжесть, повисшую в воздухе. Подобный диалог необходимо прочитать, вникая в каждое слово.

На сцену выходит Подколесин. Он не знает, о чем говорить, что обсуждать.

Они перескакивают с темы на тему, с погоды на рабочих. Они просто теряются, однако чувствуют друг к другу симпатию. Особенно это заметно по Агафье Тихоновне, которая, несмотря на скромность своего собеседника, не может не поразиться его душой. И это, вероятно, лучшая сцена во всей пьесе.

Финальная часть

Итак, казалось бы, все утряслось. Молодожены робко заговаривают друг с другом, оба нравятся один другому… Но вновь появляется Кочкарев. Он (говорит на ухо) требует от Подколесина сделать предложение Агафье Тихоновне. Но тот отказывается.

Тогда Илья Фомич сам делает это, ссылаясь на робость Ивана Кузьмича. Невеста отвечает «да» и убегает переодеваться, ведь свадьба уже сегодня!

Однако Подколесин не решается на настолько отчаянный шаг. Они с Кочкаревым ссорятся, затем мирятся. На эмоциях Иван Кузьмич благодарит Илью Фомича, и тот уходит, чтобы проверить, все ли в порядке с невестой. Заодно он забирает шляпу друга, чтобы тот не ушел. Однако Подколесин и не собирается никого покидать. Он, наоборот, неописуемо рад. Сам с собой он ведет монолог о всех прелестях женитьбы, ходит по комнате, рассуждая о том, что теперь он не будет один!

И в какой-то момент понимает, что все это ему далеко не по душе. Но куда деваться? Только бежать. И он сбегает через открытое окно.

Невеста заходит в комнату, но не находит в ней будущего мужа. Немая сцена, после которой все взоры обращаются на Кочкарева. Тот и сам не знает, что делать. Все начинают ругать его на чем свет стоит.

Вот так и можно закончить краткое содержание книги «Женитьба» (автора, Н. В. Гоголь которого зовут, знает сегодня каждый).

Заключение

Гоголь имел удивительные качества.

Будучи человеком, склонным к мистике, темному, непостижимому, он любил наводить страх на читателя, но при этом оставался невероятно юмористическим человеком. Сатира в виде пьесы «Женитьба» - яркий тому пример. Тут Николай Васильевич сумел посмеяться над всем, начиная от дурного института сватовства дворян, от трусости до чрезмерной решительности и самоуверенности.

Автор, вероятно, удивился бы, насколько популярной стала пьеса, и как часто на афишах театров можно прочесть: «Женитьба», Гоголь. Очень краткое содержание, ясное дело, не дает насладиться многими ее аспектами в полной мере. Например, диалогами, которые во многом напоминали будущего Островского.

Остается надеяться, что краткое содержание пьесы Гоголя «Женитьба» даст возможность хотя бы почувствовать «аромат» гигантской иронии автора, его умения показать все со смешной стороны. А если это вызовет желание прочесть пьесу или увидеть её постановку, то поверьте, вы не пожалеете. Этот труд заслуживает своего места на вашей книжной полке.

Надворный советник Подколесин, лёжа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворённый Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живёт невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному ещё другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. Уж совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с тёткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растёт, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тётка вздорит с Феклою о том, кто лучше - купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясён заявлением Жевакина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочкарев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тётки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущённым бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берётся остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»), и хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена ещё замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашённая видом Яичницы («Ух, прибьёт!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремёшку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив своё участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущённой же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлён странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращён Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворённый в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остаётся один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлён, что множество людей живёт в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдёт, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, - выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно - уж тут, просто моё почтение!»

Пересказала

Пьеса создавалась Николаем Гоголем девять лет: с 1833 по 1842 гг. Она была поставлена в Петербурге в Александринском театре. «Женитьба» - комедия быта и нравов, открывающая череду пьес о купеческой жизни, продолженную впоследствии Александром Островским . Мы рассмотрим идею Гоголя, особенности произведения и образ героев, для чего выполним анализ пьесы «Женитьба». В первую очередь обратимся к сюжету. Здесь будет все представлено в сжатой форме, но на нашем сайте вы можете прочесть и краткое содержание пьесы «Женитьба» .

Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя

Действительно, невозможно представить себе анализ пьесы «Женитьба» без понимания сюжетной линии. Всё произведение Гоголя построено вокруг центрального события – предполагаемой женитьбы Подколёсина и его сватовства к купеческой дочке Агафье Тихоновне. Она непременно хочет жениха из дворян. Сваха и друг Кочкарёв с трудом убеждают главного героя подняться с дивана и съездить посмотреть на невесту. Оказывается, что к ней приходят ещё несколько женихов, каждый со своим требованием: одному нужно хорошее приданое, другому знанием будущей женой французского языка. И что же?

В итоге Кочкарёв устраивает так, чтобы Подколёсин остался единственным женихом и ему девушка отдала предпочтение. Однако, когда друг отлучается по делам, жених, терзаемые нерешительностью, убегает в окно из дома невесты.

Комическое содержание не отменяет серьёзности в изображении различных типов русского общества. Хотя это и не краткое содержание пьесы, суть ясна. Продолжим анализ пьесы «Женитьба».

Образ героев в пьесе «Женитьба» Гоголя

В произведении мы видим представителей нескольких сословий и профессий: купеческая дочка Агафья Тихоновна, надворный советник Подколёсин, отставной офицер Анучкин, моряк Жевакин, сваха Фёкла Ивановна.

Агафья Тихоновна демонстрирует характерное для состоятельных представителей купечества стремление выбиться в дворяне. Для этого она ищет жениха-дворянина. Делая выбор между несколькими претендентами, она руководствуется только их внешними данными, поэтому никак не может принять решение: если бы к носу одного прибавить губы другого, да соединить с дородностью третьего – получился бы идеальный муж. Делая анализ пьесы «Женитьба», не пропустите еще одного персонажа. Это Подколёсин.

Подколёсин – тип нерешительного человека, из-за этого неспособного к действию. Вначале он лежит на диване, откладывая все дела на завтра. Затем не может определиться, нужно ли ему жениться: как это был неженатый, а стал вдруг женатый. Затем из-за сомнений сбегает перед венчанием. Подколёсин является пародией на героя-любовника, который обычно влезает в окно к возлюбленной. К тому же, сбегать из-под венца – прерогатива девушек, тем самым подчёркивается слабость и отсутствие мужской воли в герое.

Кочкарёв, напротив, деятельный и энергичный человек. Однако он не знает, зачем хочет женить друга и к чему приведут его старания. Он тоже некая пародия на традиционный образ друга и наперсника влюблённого.

Остальные женихи карикатурны, в каждом из них подчёркивается одна гиперболизированная черта характера.

Однако анализ пьесы «Женитьба» показывает, что Гоголь не просто высмеивает неудавшуюся попытку жениться. Он показывает лицемерие и притворство, которые сопровождают семейные отношения в современном обществе. В своём выборе герои руководствуются не чувствами, а выгодой.

Кроме того, анализируя пьесу «Женитьба», можно отметить, что Гоголь подчёркивает типичную черту русского человека: желанием мечтать, но неумение жить. В мечтах Подколёсин воображает себя в кругу семьи, но сбегает от реальности через окно. Получается комическое и драматическое одновременно столкновение идеальных представлений и действительности.

Надеемся, что представленный в этой статье анализ пьесы «Женитьба» Гоголя оказался для вас полезным. Посетите наш блог - там множество интересных статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать