Походы Транспорт Экономные печи

Что такое курс и пеленг. Определение направлений в море. Условные обозначения, используемые в навигационных задачах

Основным условием безопасности плавания корабля является безошибочное определение направления движения судна относительно заданной линии пути и направлений на навигационные опасности.
Основой для определения направлений движения судна и на окружающие судно объекты являются главные направления: N, S, Е,W. Любое из этих главных направлений может быть принято за начало счета направлений. В судовождении традиционно за начало счета направлений принимают или северную или южную часть линии истинного меридиана (полуденной линии). Определение направлений относительно полуденной линии производится по различным системам счета в зависимости от характера решаемых навигационных задач с точностью до 0,1.
Для определения направления в плоскости истинного горизонта используются три системы деления горизонта: круговая, полукруговая и четвертная.

Круговая система счета направлений

В круговой системе за начало счета направлений принята северная (нордовая) часть линии истинного меридиана. В этой системе вся плоскость истинного горизонта разделена на 360°. Счет направлений ведется от северной части истинного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°. Отрицательных значений система не предусматривает.
Форма записи: 37,4°.
В навигации круговая система счета направлений является основной и применяется для определения направления движения судна, а также направлений на видимые с судна предметы.
В соответствии с этой системой на суднах разбиты шкалы всех курсоуказателей и приборов, служащих для определения направлений в море.
Круговая система счета направлений проще и нагляднее других, но судоводитель должен уметь переводить направления, данные по одной системе, в направления по другой системе, так как при решении многих навигационных и астрономических задач получаются результаты с указанием наименования четверти.

Полукруговая система счета направлений

В полукруговой системе плоскость истинного горизонта линией NS разделена на две части по 180° каждая. За начало счета направлений (0°) принимают как северную (N) часть, так и южную (S) часть линии истинного меридиана. Во всех случаях счет ведут к осту (Е) или весту (W) от 0° до 180°.
Для исключения многозначности направлениям в полукруговой системе счета придают наименования:

Вначале буквами N или S обозначают ту часть истинного меридиана, от которой отсчитывают направление;
- затем цифрами показывают значение угла в градусах;
- в конце записи буквой E или W показывают направление, в сторону которого ведут счет.

Сделайте это, добавив или вычитая магнитную вариацию в истинные направления. В реальном мире авиации жизнь немного сложнее. Поверхностные ветры сообщаются на основе магнитного севера, а ветры в воздухе сообщаются на основе Истинного севера. Но так как пилоты летных симов в основном получают информацию о магнитных курсах при планировании полета, магнитный север для ветров в воздухе облегчил наши расчеты, исключив один коэффициент пересчета.

Это был крупный прорыв для авиакомпаний и позволил им составить график почти без учета погоды. Прочтите, как все началось в следующем разделе. Узнайте о начале развития навигационных средств. Пионер будет иметь новое значение. Должны ли мы поддерживать, реформировать, удалять, заменять философские курсы в школе? Главный редактор, Беатрис Дельво, попросил меня быть «красной нитью» вечера.

Например: N65°Е, S135° W.

Четвертная система счета направлений

В четвертной системе плоскость истинного горизонта линиями NS и EW делится на четыре четверти: NE, SE, SW и NW.
За начало счета направлений (0°) принимают северную (N) или южную (S) часть истинного меридиана. Счет ведут от N или S в сторону Е или W от 0° до 90° в каждой четверти:

В NE четверти от N к Е (по часовой стрелке) от 0° до 90°;
- в SE четверти от S к Е (против часовой стрелки) от 0° до 90°;
- в SW четверти от S к W (по часовой стрелке) от 0° до 90°;
- в NW четверти от N к W (против часовой стрелки) от 0° до 90°.

Что вас поразило в наших дебатах? Сначала меня поразило вопрос о так называемых «философских» курсах, потому что они отделяют студентов. Другая серьезная критика этих курсов заключается в их непротиворечивости. Итак, когда мы говорим о гражданстве, действительно ли мы занимаемся законом? Любой из них полностью открыт, полностью плюралистичен и может попасть в релятивизм; или мы посыпаем - мы делаем немного гражданства, немного прав человека, немного религии и т.д. - и в этом случае курс становится непоследовательным и неинтересным.

Короче говоря, мы видим, что мы не очень хорошо знаем, на какую ступню танцевать. Критика была сделана - и никто не ставит под сомнение учителей: дело не в этом, но мы не знаем точно, что мы хотим назначить в качестве целей для новых курсов. Разве мы не ожидаем слишком много этих новых курсов?

Для исключения многозначности при записи четвертных направлений указывают наименование четверти, в которой это направление расположено.

Например: NE70,1°; SW38,3°; NW76,9°; SE70,0°.
На практике, если заданные направления указаны в разных системах счета, то их предварительно приводят к какой-либо одной системе. При этом используют различные схемы пересчета направлений, одна из которых показана на рисунке.

ИСТИННЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ. КУРСОВОЙ УГОЛ.

Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.
Направления в море определяются относительно Истинный меридиан – меридиан, проходящий через место нахождения наблюдателя" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> истинного меридиана (N и) и называются истинными направлениями . Зная положение истинного меридиана любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.
Направление движения судна определяется истинным курсом.
Истинным курсом (ИК) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и Диаметральная плоскость – вертикальная продольная плоскость симметрии корпуса судна" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки.
Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью Истинный горизонт – горизонтальная плоскость. проходящая через глаз наблюдателя" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> истинного горизонта , образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.
Направлением из точки наблюдения на объект называется линией пеленга .
Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом.
Истинным пеленгом (ИП) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке.
Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объект, называется визирной плоскостью .
Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга , которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом (ИП) является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.
При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом (ОИП):

ОИП = ИП + 180°, если ИП ОИП = ИП - 180°, если ИП > 180°.

ОИП является углом, который отсчитывается по часовой стрелке от нордовой части истинного меридиана, проходящего через ориентир, до направления с ориентира на судно .

При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол (КУ) - горизонтальный угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый объект, т.е. угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.
В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет.
Например: КУ= 15° л/б, КУ= 78° п/б.
При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными , а курсовые углы левого борта считают отрицательными .
При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете. Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0° до 360°. Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла (ОКУ).
Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами определяется выражениями:

ОКУ = КУ п/б;
ОКУ = 360° - КУ л/б

Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУ = 90° - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля - называют траверзом .
Математическая зависимость между истинными направлениями:

ИП = ИК + КУ;
ИК = ИП - КУ;
КУ = ИП - ИК.

При расчетах по этим формулам следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360°, а полученный результат считать положительным.


Двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, совпадающей с линией перемещения судна называется путевым углом (ПУ).

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Пример 1:

ИК = 270°,
КУ = 130°пр/б,
ИП = ?


Решение:

ИП=ИК+КУ=270°+130°= 400°

Т.к. результат получился более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°:

400° - 360° = 40°


Ответ: ИП = 40°.
Пример 2:

ИК = 40°,
КУ = 70° л/б,
ИП = ?


Решение:

Т.к. углы левого борта считаются отрицательными, то

ИП=ИК+КУ=40°+ (-70°)= -30°

Т.к. получится отрицательный результат, необходимо к полученному значению необходимо прибавить 360°:

–30° + 360° = 330°


Ответ: ИП = 330°.
Пример 3:

ИП = 340°,
ИК = 40°,
КУ = ?


Решение:

КУ=ИП-ИК=340°- 40°=300°пр/б

Т.к. значение КУ получилось более 180°, то необходимо от полученного результата отнять от 360°, а наименование КУ (пр/б) изменить на противоположное (л/б).

360° - 300° = 60° л/б


Ответ: КУ = 60° л/б.

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ. МАГНИТНЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ.

Магнитные полюсы Земли располагаются сравнительно недалеко от географических, но с ними не совпадают. Кроме того, они постепенно изменяют свое положение.
Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только сил земного магнетизма, называется плоскостью магнитного меридиана , а линия от пересечения этой плоскости с плоскостью истинного горизонта - магнитным меридианом .
Горизонтальный угол, на который в данной точке Земли плоскость магнитного меридиана отклоняется от плоскости истинного меридиана, называется магнитным склонением d . Оно отсчитывается от северной части истинного меридиана N и к Е или к W от 0 до 180°. Если северная часть магнитного меридиана N м отклонена от N и к востоку, то склонение имеет наименование Е (восточное) и ему приписывается знак плюс (+), если к западу, то W (западное) со знаком "минус" (-).
В отдельных точках Земли магнитное склонение отличается как по значению, так и по наименованию. В большей части судоходных районов склонение не превышает 25°Е или W. Исключением являются высокие широты, где склонение может достигнуть десятков градусов, а между одноименными магнитными и географическими полюсами даже 180°.
Чтобы правильно использовать магнитный компас, необходимо знать значение магнитного склонения в районе плавания. С этой целью на навигационные карты наносят значение и наименование склонения. Однако наблюдениями установлено, что значение склонения не остается постоянным даже в одном и том же месте. В отдельных районах за год склонение может изменяться до 0,2-0,3°. Поэтому на навигационных картах указывают также год, к которому отнесено склонение, и значение его годового изменения.
Величина изменения магнитного склонения за один год называется годовым изменением магнитного склонения и составляет, в среднем, от 0,0° до 0,2°.
В процессе любой работы с навигационной картой необходимо приводить магнитное склонение к году плавания. Для этого к значению магнитного склонения (cо своим знаком), указанному на карте прибавляют произведение величины годового изменения (также со своим знаком) и количества лет, прошедших от года, к которому отнесено склонение, до года фактического плавания, например:

На карте указано:

Магнитное склонение 5,7°Е, приведено к 2000 г. Годовое изменение 0,1° к W.

Тогда для плавания в 2014 г. магнитое склонение будет составлять:

d 2004 = + 5,7 + [(- 0,1 × (2014 - 2000)] = + 5,7 - 0,1 × 14 = 5,7 - 1,4 = 4,3°.



Магнитным курсом (МК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.
Магнитным пеленгом (МП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Угол, отличающийся от МП на 180°, называется обратным магнитным пеленгом (ОМП): ОМП = МП ± 180° или МП = ОМП ± 180°.
Магнитные курсы и пеленги могут лежать в пределах от 0 до 360°.
Зная магнитное склонение в данном месте Земли, можно по известным магнитным направлениям получить истинные, а также решить обратную задачу. Зависимость между магнитными и истинными направлениями выражается формулами:

ИК = МК + d; ИП = МП + d; ОИП = ОМП + d;
МК = ИК - d; МП = ИП - d; ОМП = ОИП - d.

ДЕВИАЦИЯ МАГНИТНОГО КОМПАСА. КОМПАСНЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ.

Линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа, называется компасным меридианом .
Находящиеся в магнитном поле Земли детали набора и другие стальные и железные части судна постепенно намагничиваются и приобретают свойства магнита. В результате этого в окружающем судно пространстве возникает собственное магнитное поле, действие которого складывается с магнитным полем Земли. Магнитная стрелка судового компаса устанавливается по равнодействующей сил обоих полей, вследствие чего отклоняется от направления магнитного меридиана.
Горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса d .
Девиация отсчитывается от северной части магнитного меридиана N м к Е (со знаком "+") или W (со знаком "-") от 0 до 180°.
На каждом курсе девиация у судовых компасов различна. Это объясняется тем, что при изменении курса меняется положение судового железа относительно магнитных стрелок компаса. Кроме того, после поворота судна судовое железо частично перемагничивается, что также приводит к изменению магнитного поля судна.


Компасным курсом (КК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.
Компасным пеленгом (КП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Угол, отличающийся от КП на 180°, называется обратным компасным пеленгом ОКП : ОКП = КП ± 180° или КП = ОКП ± 180° Компасные курсы и пеленги могут быть в пределах от 0 до 360°.
Зависимость между компасными и магнитными направлениями:

МК = КК + d ; МП = КП + d ; ОМП = ОКП + d ;
КК = МК - d ; КП = МП - d ; ОКП = ОМП - d .

Между КК, КП и КУ ориентиров при круговом счете сохраняется следующая зависимость:

КП = КК + КУ;
КК = КП - КУ;
КУ = КП - КК.

ПОПРАВКА МАГНИТНОГО КОМПАСА.

Алгебраическая сумма девиации и магнитного склонения, на величину которой компасные направления отличаются от истинных, называется поправкой магнитного компаса:

Δ К = d + d

Девиацию и склонение берут со своими знаками, а именно:

Если северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана вправо (к востоку), то склонение и девиация называются восточными и считаются положительными, т.е. в формулы подставляются со знаком "+".
Если же северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана влево (к западу), то склонение и девиация называются западными и считаются отрицательными, т.е. в формулы подставляются со знаком "-".

Задачи, связанные с переходом от компасных курсов и пеленгов к истинным, называются исправлением румбов , а задачи, связанные с переходом от снятых с карты истинных кусов и пеленгов к компасным - переводом румбов .
Формулы исправления румбов:

ИК = КК + d + d или ИК = КК + Δ К
ИП = КП + d + d или ИП = КП + Δ К
ОИП = ОКП + d + d или ОИП = ОКП + Δ К

Формулы перевода румбов:

КК = ИК - d - d или КК = ИК - Δ К
КП = ИП - d - d или КП = ИП - Δ К
ОКП = ОИП - d - d или ОКП = ОИП - Δ К


Условные обозначения, используемые в навигационных задачах

N и - Истиный меридиан - линия пересечения вертикальной плоскости, проходящей через географические полюсы Земли и место наблюдателя, с поверхностью Земли.
N м - Магнитный меридиан - линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только силы земного магнетизма.
N к - Компасный меридиан - линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа.
КК - Компасный курс - угол между линией компасного меридиана N к и линией курса.
КП - Компасный пеленг - угол между линией компасного меридиана N к и линией пеленга.
МК - Магнитный курс - угол между магнитным меридианом N м и линией курса.
МП - Магнитный пеленг - угол между линией магнитного меридиана N м и линией пеленга.
ИК - Истинный курс - угол между линией истинного меридиана N и и линией курса.
ИП - Истинный пеленг - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.
d - Девиация - угол между линией компасного меридиана N к и линией магнитного меридиана N м.
d - Склонение - угол между линией магнитного меридиана N м и линией истинного меридиана N и.
Δ К - Поправка компаса - угол между линией истинного меридиана N и и линией компасного меридиана N к.
ПУ - Путевой угол - угол между линией истинного меридиана и линией, совпадающей с направлением курса судна.

Истинные направления . Зная положение истинного меридиана (NS) любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.

Направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП). относительно нордовой части истинного меридиана. Истинный курс судна (ИК). Угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется истинным курсом судна (рис. 165 ).

Рис. 165. Истинные направления

Истинный пеленг (ИП). Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на наблюдаемый предмет называется истинным пеленгом (рис. 165 ). На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°.

Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на на блюдаемый пред мет называется курсовым углом (рис. 165 ). Курсовой угол с считывается от 0о до 180° и имеет на менование: лево борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП. В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом (┴).

Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП = ИК+ КУ
КУ = ИП - ИК
ИК = ИП - КУ

При этом КУ п/б имеет знак "+", а КУ л/б - знак " - ". В связи с тем, что Земля представляет собой огромный магнит с полюсами NM и SM, силы магнетизма располагают стрелку компаса в плоскости магнитного меридиана. Эта стрелка направлена одним концом на северный полюс, а другим на южный. Таким образом, магнитный меридиан, проходящий через ось магнитной стрелки, не совпадает с истинным меридианом и составляет с ним некоторый угол, который называется магнитным склонением (рис. 166 ).

Рис.166 . Магнитное склонение

Магнитное склонение (d) - угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов. Если d направлено к востоку, то оно называется остовым (Е) и имеет знак"+", если к западу - вестовым (W) и имеет знак Магнитное склонение имеет различные значения для разных мест на земной поверхности и, кроме того, это значение носит переменный характер. Конкретные величины d и его годового изменения даны для данного района плавания на навигационной морской карте. Учитывая, что карты издаются периодически, судоводитель должен учесть изменение склонения за годы, прошедшие с года издания карты до настоящего времени. Например, на карте указано, что магнитное склонение (d 0) приведено к 1990 г. и в данном районе его значение равно 2°,5Е, годовое уменьшение D d = 0°,1. Плавание осуществляется в 2000г. Требуется привести склонение к году плавания.

где d - склонение, приведенное к году плавания;
n - число лет (разность между годом плавания и годом, к которому приведено склонение на карте);
∆d - годовое изменение склонения (имеет знак"+", если увеличение, знакесли уменьшение).

Примечание : знак "+" ставится перед n, если d - восточное и «-», если d - западное.
d 2000 = 2°,5 + 10(-0°,1) = + 1°,5
Ответ : d 2000 = 1°,5Е.

Другой пример.

Зная величину магнитного склонения, легко рассчитать магнитные направления при известных истинных направлениях:

МК = ИК-d,
МП = ИП-d

Эти формулы алгебраические, поэтому при расчетах нужно учитывать знак склонения.

Примеры.

Решение (рис. 167 ): МК=45° ,0-(-5°,0)=50°,0; МП=90°,0-(-5°,0)=95°,0; КУ=ИП-ИК=МП-МК=90°,0-45°,0=95°,0-50°,0=+45°,0=45° п/б

Ответы : МК = 50°,0; МП=95°,0; КУ=45°п/б

Кроме земного магнетизма на магнитную стрелку компаса действует судовое железо, которое имеет свойство намагничиваться от Земли. В связи с этим стрелка компаса под воздействием судового железа отклоняется от плоскости магнитного меридиана и направление, в котором располагается ось стрелки на судне, называется компасным меридианом. Отклонение стрелки компаса на судне от магнитного меридиана называется девиацией.

Девиация (δ) - угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов (рис. 169 ).

Рис.169 . Девиация

При отклонении N K к востоку от N M девиация имеет знак "+", при отклонении N K к западу от Nm девиация имеет знак " - ". Величина девиации зависит от курса судна , а точнее от его положения относительно земных магнитных силовых линий, и является величиной переменной. Если величина 8 путевого компаса на судне превышает воспринимаются меры по ее уничтожению. Уничтожение девиации производится специалистами с помощью магнитов и мягкой стали, помещаемых вблизи от магнитного компаса. Однако уничтожить девиацию полностью невозможно. Поэтому остаточную девиацию определяют на различных курсах и вносят в таблицу. Существует достаточное количество способов определения остаточной девиации, но все они основываются на том, что необходимо установить разность между известными магнитными и взятыми по компасу пеленгами на маяк, створ, знак и т.п.

δ = МП - КП = ОМП - ОКП;
δ = ИП - КП - d

Для определения остаточной девиации возле портов есть специально оборудованные полигоны, имеющие по несколько (веера) створов с известными магнитными пеленгами. Пересекая створы на главных и четвертных румбах (8 курсах), по компасу берутся компасные пеленги (КП). Затем по известной формуле рассчитываются значения δ на этих курсах. Если нет веера створов, то девиацию можно определить и по одному створу, магнитное направление которого либо известно, либо рассчитывается по известному магнитному склонению (d) и истинному направлению (ИП) створа. Принцип определения тот же, что и в предыдущем случае.

Для определения девиации приемлем и такой способ:

Берется отдаленный предмет на расстоянии не менее 300 радиусов циркуляции; судно (катер) на якоре разворачивается и через каждые 45° берется 8 КП; средний КП () принимается за МП;разница между рассчитанным МП и снятыми на 8 курсах КП покажет значение 8 на каждом курсе. При определении девиации судоводителю необходимо помнить, что при изменении курса картушка приходит в меридиан не сразу, поэтому пеленгование после изменения курса следует производить спустя 3-5 минут. Для получения значения девиации в любом районе плавания можно использовать деревянную или резиновую лодку. Взятые с лодки, изготовленной из немагнитного материала, пеленги на разных курсах будут соответствовать МП, а пеленги на те же предметы с моторной лодки, катера, яхты из этой же точки дадут КП. Применяя уже известную формулу, определяются значения 8, которые оформляются в табличной форме.

Таблица девиации магнитного компаса

В таблицу вносятся сначала рассчитанные значения 8 на 8 румбах (N, NE, Е, SE, S, SW, W, NW), а затем с помощью линейной интерполяции определяются ее значения для остальных курсов. Нередко таблица составляется для КК через каждые 10°, но для маломерных судов достаточно составить более укрупненную таблицу через 15°. При использовании табличных данных для КК, не указанных в таблице, значения 8 рассчитываются с помощью интерполяции. Например, нужно определить значение 8 для КК 25°. Из таблицы для КК 15° δ = + 0°,5, для КК 30° δ = + 0°,8, т.е. на 15°(30° - 15°) Δδ = + 0°,3 (0°,8 - 0°,5). Таким образом, на 1° изменения КК в данном случае приходится 0,02° (0°,3: 15), а на 5° - 0°,1, на 10° - 0°,2. Значит, для КК= 25° значение δ составит 0°,7(0°,5 + 0°,2; 0°,8 - 0°,1). В процессе эксплуатации судна, определение девиации компаса следует производить как можно чаще.

Поправка компаса . Алгебраическая сумма магнитного склонения и девиации называется поправкой компаса. (ДК).

Другими словами, поправка магнитного компаса - это угол заключенный между нордовыми частями истинного и компасного меридианов (рис. 170 ).

Рис. 170 . Поправка компаса.а

Исправление и перевод румбов. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных к компасным - переводом румбов.
В тех случаях, когда d и d известны, решение задач по исправлению и переводу румбов не представляет сложности.

Примеры.

№ 1 . Дано:

КК = 45°
d = 10°,
0Е 8 = - 2°,0
ИК = ?

Решение: (рис. 171 )

Δ К = d + 8
Δ К = +10о,0 + (-2о;0) = +8°,0
Δ К = КК + ДК = 45°,0 + 8°,0 = 53°,0

Рис.171.

№2. Дано:
ИП = 125°,0
d = 15°,0W
8 = - 5°,0
КП = ?

Решение: (рис. 172 )
Δ К = d + 8 = -15°,0 + (-5°,0) = - 20°,0
Δ П = ИП - ДК = 125°,0 - (-20°) = 145°,0

Ответ: Δ К = 53°,0
Ответ : Δ П = 145°,0

Рис. 172 .

Для решения задач при помощи графического способа рекомендуется использовать рис. 173 , а для исправления компасных и перевода истинных направлений следующие схемы:

Наименование направлений

Порядок определения

Известен

Снимается с компаса при пеленговании

Из таблицы девиации

Рассчитывается по алгебраической формуле DK = d + δ

Рассчитывается по формуле ИК = КК + ΔК

Рассчитывается по формуле КП = ОКП ± 180°

Рассчитывается по формуле ИП = КП + ΔК

ФОРМУЛЫ (алгебраические)

ИК = МК + d ; ИП = МП + d ;
ИК = КК + d + δ ; ИП = КП + d +δ ;
ИК = КК + ДК; ИП = КП + ДК.

Снимается с карты

Снимается с карты

Снимается с карты и приводится к году плавания (d = d0 ± n · Δd)

Рассчитывается по формуле МК = ИК - d

Рассчитывается по формуле МП = ИП - d

Из таблицы девиации для МК

DK = d + δ

По формуле КК = ИК - ДК

По формуле КК = ИК - ДК

ФОРМУЛЫ (алгебраические

КК = МК - δ; КП = МП - 8 ;
КК = ИК - (d + δ); КП = ИП - (d +8);
КК = ИК - ΔК; КП = ИП - ΔК