Походы Транспорт Экономные печи

Самые старые в мире суда находящиеся в эксплуатации. Спасательное судно "коммуна" черноморского флота

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу.
Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России - спасательное судно-катамаран "Коммуна", которое в строю уже 99 лет.

2. Спасательное судно-катамаран "Коммуна" - старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан". Первоначальное название суда - "Волхов", а название "Коммуна" было получено в 1922 году.



3. "Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.


4. Поднимемся по трапу на "Коммуну", чтобы познакомиться с ветераном поближе.

5. Табличка с краткой историей корабля..


6. В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду - в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.


7. "Коммуна" - судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях


8. Вид на платформу с верхней фермы

9. Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра

10. Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата


11. Главный объект "Коммуны" - рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.

12. РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей - захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата


13. Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км


14. В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды


15. Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии


18. Ходовой мостик корабля.


19. Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду - с 1915 года

20.

21.


22. Судно "Коммуна" базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт

23. Прожектор на верхнем мостике


24. Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря


25. Запасные винты


26. Указатели длины якорной цепи


27. Цепь уходит в море...

28. Машинное отделение. В качестве главных двигателей на "Коммуне" первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.


29. Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации


30.


31. Есть здесь и Ж...

32. Табличка камбуза


33. Скоро у команды обед


34. Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах


35. Курсовой указатель


36. В некоторых местах на "Коммуне" еще встречаются дореволюционные таблички


37. Амперметры


38. Штормовой трап


39. На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника


40. Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"


41. С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет...


42. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...


43. В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

44. В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей


45. На настоящий момент спасательное судно "Комунна" прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.


Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ

90 ЛЕТ НАЗАД БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ СУДОПОДЪЕМНОЕ СУДНО "КОММУНА"

Судоподъемное судно "Коммуна" - катамаран длиной 96 м и шириной 18,6 м, с четырьмя связующими ажурными фермами (расстояние между корпусами 8,5 м), водоизмещением 2740 тонн, средней осадкой 4,1м, дальностью плавания до 2000 миль. Но оно уникально не формой и размерами, а своим "возрастом".В этот день произошло знаковое для ВВС России событие. На аэродроме 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС, г. Липецк) приземлились пять истребителей Су-27СМ. Перелетом этих машин завершилась первая за период существования ВВС Российской Федерации передача в войска и перегон на аэродром базирования авиационной техники, модернизированной до уровня поколения 4+. Работы по глубокой модернизации самолетов Су-27 проведены Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО). Прием и перегон самолетов выполнили летчики истребительного исследовательского смешанного авиационного полка из состава Липецкого центра. Перелетом авиационной группы руководил старший летного эшелона, начальник отдела боевого применения 4-го ЦБП и ПЛС полковник Василий Пинчук (ведущий пилотажной группы "Ромб").

Заложенное на Путиловской верфи 12 ноября 1912 г. и получившее имя "Волхов" судно было спущено на воду 17 ноября 1913 г. 1 марта 1914 г. начались его сдаточные испытания, а в июле 1915 г. оно вступило в строй отечественного ВМФ, где и несет службу по сей день в составе Черноморского флота.

Вот основные вехи "биографии" нашего "ветерана".

1915-1922 гг.

В период Первой мировой войны "Волхов" использовался в качестве плавбазы для подводных лодок Балтийского флота. Весной 1918 г. вместе с другими кораблями и судами БФ участвует в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы Гражданской войны экипаж СПС занимался ремонтом субмарин "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Угорь", "Волк", "Тур", "Белуга", "Макрель", "Пескарь", "Касатка", "Ерш", "Львица", АГ-12, АГ-16. В 1922 г. "Волхов" переименован в "Коммуну".

1923-1941 гг.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны экипаж выполнял две главные задачи: подъем подводных лодок, малотоннажных судов и производство их ремонта. Наиболее значительные операции проводились с ПЛ Л-55 (1928 г.), "Форель" (1931 г.), Б-9 (1933 г.), Б-3 (1935 г.), с судами КП-7, "Азимут", ВС-28 и другими. Оказана помощь в снятии с мели эсминцев "Войков", "Володарский", "Энгельс". Отметим также погружение одной из субмарин типа "Щ" на глубину 89 м на стальных полотенцах 17 октября 1934 г., подъем и ремонт подлодки Щ-324 поздней осенью 1939 г., подъем аварийного самолета 21 декабря 1939 г. В течение этого же месяца проводились водолазные работы на сторожевых кораблях "Туча", "Снег", "Пурга", "Буря", базовом тральщике "Патрон" и эсминце "Сметливый".

Кроме того, выполнялись и многие другие задания командования по обеспечению испытаний, введению в строй судов и кораблей разных классов, выполнению обязанностей плавбазы для экипажей подводников. Например, в 1932 г. СПС обеспечивало заводские испытания подводных лодок типа "Д".

1941-1945 гг.

21 июня 1941 г. на СПС устанавливается дежурство пулеметчиков. 15 сентября 1941 г. 11 членов экипажа уходят сражаться на сухопутный фронт, 12 - в истребительный батальон. 18 октября 1941 г. "Коммуна" получила 29 мелких пробоин от разрыва авиационной бомбы в воде. В конце 1941 г. оказана помощь линкору "Октябрьская революция".

В последующие годы СПС проводит ремонтные работы на субмаринах и канонерской лодке "Амгунь", на СКР "Тайфун", водолазные работы на кораблях "Полухин", "Громов", поднят буксир "Иванов", заделаны пробоины на ПЛ "Лембит". Судовые водолазы ремонтируют днища кораблей и судов, очищают их винты. Подняты 10 подводных лодок и 1 катер, посыльное судно "Пионер". СПС участвует в подъеме крейсера "Петропавловск". Выделены 32 водолаза для обеспечения "Дороги жизни". Со дна Ладожского озера они поднимают не только поврежденные суда, но и танки, автомобили.

Примечательно, что все операции в период Великой Отечественной выполнялись неполным экипажем. Интересен и такой эпизод. "Коммуна" производит ремонт подводной лодки-малютки М-93. Причем заканчивает его на три дня раньше срока. Вскоре эта ПЛ, выйдя в боевой поход под командованием ставшего впоследствии легендарным Александра Маринеско, именно на третий день топит вражеский транспорт.

1946-1966 гг.

После окончания войны экипаж "Коммуны" занимался ремонтом подводных лодок, катеров. В 1956 г. с глубины 45 м поднята подводная лодка М-22О, а в 1957 г. с глубины 75 м - ПЛ М-256. Через два года СПС подняло и отремонтировало торпедный катер.

1967-1978 гг.

В 1967 г. по приказу главкома ВМФ 52-летний катамаран совершает переход из Ленинграда в Севастополь, блестяще выдержав все сложности длительного плавания, в том числе и через ревущий Бискайский залив. На Черноморском флоте экипаж приступил к выполнению свойственных ему задач. В 1970-1973 гг. "Коммуна" проходит первую модернизацию и перевооружение на Морском заводе имени С. Орджоникидзе. В последующие годы обеспечивает испытания новой глубоководной техники, научно-исследовательские и аварийно-спасательные работы. В декабре 1975 г. с СПС производится спуск глубоководного аппарата АС-6 на рекордную глубину - 2026 м.

1979-1992 гг.

Для выполнения новых задач в 1979-1984 гг. на "Коммуне" проходит вторая модернизация оборудования и механизмов. В 1985 г. СПС вступает в строй действующих судов ЧФ с гражданской командой. Экипаж возглавил капитан 2 ранга запаса Леонид Балюков. "Коммуна" обеспечивает испытания новых образцов глубоководных аппаратов, является их носителем, ведет опытовую эксплуатацию ГА, поисковые работы и гидрографические исследования, принимает участие в общефлотских учениях.

С 1992 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

СПС находится в составе действующих кораблей и судов бригады поисково-спасательной службы ЧФ. Второй раз за его долгую жизнь на нем поднимается Андреевский флаг. Укомплектованность экипажа личным составом в разные годы колеблется от 50 до 80%. Но моряки бережно и самоотверженно ухаживают за уникальным спасателем. Ежегодно после строгих проверок продлевается моторесурс главных и вспомогательных механизмов. Несмотря на недостаточное снабжение, экипаж содержит судно в боеготовом состоянии, ежегодно сдает курсовые задачи с оценкой "хорошо", с первого предъявления проходит моринспекции. По планам боевой подготовки "Коммуна" выходит в море для испытаний глубоководных аппаратов разных типов, отработки поисковых задач.

С каким-то особым душевным трепетом, даже благоговением ходишь по палубе этого уникального одновременно исторического и боевого судна-спасателя, понимая, что ничего подобного в мире нет!

Вдумайтесь в такой факт. Списаны, выведены из боевого состава ВМФ десятки, сотни кораблей и судов гораздо более молодых, чем "Коммуна". О причинах этого - отдельный разговор. А тут, поди ж ты, - 90 лет на плаву! 88 лет в боевом строю!

Долголетие "прабабушки" отечественного флота важно не только само по себе, как уникальный пример, но и как явление, имеющее огромное прикладное значение. Ведь вопрос долгожительства кораблей и судов сейчас актуален как никогда, поскольку после развала Советского Союза в силу экономических причин была нарушена нормальная ротация корабельно-судового состава ВМФ России, что привело к значительному старению флота в целом. И опыт бережной эксплуатации "Коммуны", поддержания ее работоспособности сейчас поистине бесценен.

Ныне экипаж "Коммуны" возглавляет в недавнем прошлом командир бригады спасательных судов ЧФ капитан 1 ранга запаса Анатолий Ишинов - опытный офицер, прошедший серьезную школу флотской службы. Сейчас из-за экономии средств на "Коммуне" всего 38 моряков на два корпуса катамарана. Людей не хватает. Но на трудности никто не сетует. Народ, в основном, закаленный. Беспокоит другое - СПС не доковалось вот уже 13 лет. Тем не менее оно является носителем автономного снаряда АС-5, экипажем которого командует капитан 3 ранга Дмитрий Вертелев, обеспечивает его подводные спуски.

Теперь ветераны "Коммуны" хлопочут не только о занесении своего судна в Книгу рекордов Гиннесса, но и о придании ему после списания статуса плавучего музея.

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу.
Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России — спасательное судно-катамаран «Коммуна», которое в строю уже 99 лет.

2. Спасательное судно-катамаран «Коммуна» — старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан». Первоначальное название суда — «Волхов», а название «Коммуна» было получено в 1922 году.


3. «Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина — 81 м, ширина — 13,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость полного хода — 8,5 узлов, а дальность плавания — 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства — левый корпус на 80 тонн, правый корпус — на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.


4. Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.


5. Табличка с краткой историей корабля..


6. В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду — в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.


7. «Коммуна» — судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях


8. Вид на платформу с верхней фермы


9. Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра


10. Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата


11. Главный объект «Коммуны» — рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.


12. РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей — захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата


13. Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км


14. В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды


15. Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии


18. Ходовой мостик корабля.


19. Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду — с 1915 года


20.


21.


22. Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины.
Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт


23. Прожектор на верхнем мостике


24. Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря


25. Запасные винты


26. Указатели длины якорной цепи


27. Цепь уходит в море…


28. Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.


29. Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации


30.


31. Есть здесь и Ж…


32. Табличка камбуза


33. Скоро у команды обед


34. Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах


35. Курсовой указатель


36. В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички


37. Амперметры


38. Штормовой трап


39. На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника


40. Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»


41. С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…


42. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…


43. В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года — затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.


44. В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

45. На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.


Хочу сразу предупредить читателей. Есть в мире суда старше, но нет никого их возраста, кто бы находился в повседневной эксплуатации, по прямому назначению, а не стоял в музее, был превращен в ресторан на плаву, или водружен на постамент.
Поэтому тому, кто скажет что русские не умеют делать хорошие вещи, можете смело плюнуть в рожу)). Можем, если захотим конечно.

Самый старый пароход-колесник (действующий)

«Н. В. Гоголь» - колёсный пассажирский речной пароход. Оригинальные части судна относятся к 1911 году, поэтому «Н. В. Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации. «Гоголь» работает на Северной Двине. Место стоянки и приписки - г. Северодвинск.
Собственник: ОАО "Центр судоремонта Звездочка"
"Пароход-колесник "Н.В.Гоголь" - памятник истории и культуры


Колесный двухпалубный пароход с действующими судовыми механизмами начала века, связанный с историей судостроения России, находящийся в эксплуатации.
Построен в 1911 г. на Сормовских заводах в г. Нижний Новгород.
Валовая вместимость 3665 м3, пассажировместимость 140 чел.
Длина по КВЛ 67,5 м; ширина по КВЛ 7,95 м; высота борта 2,5 м.
Размеры габаритные: длина 71,58 м; ширина 14,22; высота 10,0 м
г. Северодвинск, Архангельская область







Самое старое судно в мире до сих пор состоящее на службе в ВМФ. Спасательное судно "Коммуна" ("Волхов")



Спасательное судно-катамаран "Коммуна" - старейший корабль Черноморского флота России. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан". Первоначальное название суда - "Волхов", а название "Коммуна" было получено в 1922 году.
Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии.



Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ"
С 15 мая по 13 сентября 1928 года "Коммуна" выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки "Большевик", М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…
С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"…
В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу. Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.

В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России - спасательное судно-катамаран «Коммуна», которое в строю уже 99 лет.

Спасательное судно-катамаран «Коммуна» - старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан». Первоначальное название суда - «Волхов», а название «Коммуна» было получено в 1922 году.
Кстати, название "Волхов" носил и бывший линкор "Марат" ("Петропавловск") после того, как его разбомбили немцы. Тем "Волховым" какое-то время командовал боевой товарищ моего деда А.А.Жуков:


«Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м. Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.

Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.

Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.

Табличка с краткой историей корабля..

В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду - в 1915 году. Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

«Коммуна» - судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.

В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях.

Вид на платформу с верхней фермы.

Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра.

Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата.

Главный объект «Коммуны» - рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.

РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей - захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка. Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата.

Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км.

В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды.

Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии.

Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду - с 1915 года.

Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины. Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт.

Прожектор на верхнем мостике.

Самая верхняя рубка находится на высоте более 20 метров над уровнем моря.

Запасные винты.

Указатели длины якорной цепи.

Цепь уходит в море…

Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.

Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации.

Есть здесь и Ж…

Табличка камбуза.

Скоро у команды обед.

Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах.

Курсовой указатель.

В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички.

Амперметры.

Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут силами «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ».

С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…

С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40% некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2″, плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…

В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».

Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей.

На настоящий момент спасательное судно «Коммуна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мерпоприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ.