Походы Транспорт Экономные печи

Метод сшей и склей силовой набор. Фанерный джонбот по технологии "Сшей и Склей" история строительства

Автор- Включите javascript, чтобы увидеть email!!!

Давно думаю построить небольшую моторную лодку, чтобы кататься по нашему заливу и иметь возможность возить на телеге за автомашиной в заливы соседние.

Воплощению мешает во-первых лень, во-вторых, наличие небольшой надувной лодки с 2-х сильным подвесным мотором, а главное, предчувствие всевозможных проблем: подбор материала, выбор проекта, поиск места для строительства, места для стоянки и т.п., я не столяр и не плотник, у меня нет ни сарая, ни гаража. Но все-таки я, кажется, уже втянулся и начал, пока теоретически, решать для себя эти вопросы.

Как делать?

Как-то давным-давно, в одном из номеров КиЯ я узнал о методе постройки корпуса лодки при котором не нужен стапель, не нужна "разбивка плаза", не нужно "причерчивание поясьев обшивки по месту". Нужно лишь вычертить по шаблону заготовки днища и бортов, потом скрепить эти части между собой проволочными скрепками и проклеить вдоль все швы полосами стеклоткани на эпоксидном клее. После чего в уже готовую скорлупу вставить и таким же способом приклеить заранее вырезанные и собранные переборки и шпангоуты. Подобный проект можно посмотреть и на .

Позже, из интернета, я узнал, что способ этот называется stitch&glue, то есть "сшей и склей", и что огромное число самодельщиков во всем мире давно и успешно применяет его для строительства самых разных лодок. Даже стыковку листов фанеры для получения длинных заготовок делают таким же способом, а не методом "стыковка на ус" или "с подкладной планкой". Получается, что не имея никаких специальных навыков по деревообработке, можно сравнительно легко и быстро построить корпус лодки! Причем все заготовки остаются плоскими до самого момента сборки корпуса - их можно даже в квартире выпиливать и хранить.

Из чего делать?

Конечно же из фанеры! Но я еще не видел в нашем городе в свободной продаже водостойкую фанеру. На одном из форумов (к сожалению, сейчас неработающем) прочитал, что парни построили для своей летней турбазы несколько лодок из обычной строительной фанеры, оклеили их стеклотканью и ходят на них уже несколько лет. Мне кажется, это вполне можно применить. (Через пару лет, скорее всего выяснится, что лодка оказалась не совсем "правильной" и нужно делать другую.) Отпадает еще одна "причина" отложить строительство - нет водостойкой, можно построить из обычной.
На самом деле, водостойкая фанера во Владивостоке продается, хотя и не постоянно в наличии в каждом конкретном магазине. (Прим. автора сайта.)

Что делать?

Поскольку собственного опыта эксплуатации моторных лодок у меня нет, я с интересом изучал мнения других, более опытных товарищей, особенно понравилось обсуждение "народной лодки" на . Я решил, что мне нужна лодка длиной 4 - 4.5 м, 4-х местная, под мотор 30-50л.с. Собственно, именно такие лодки когда-то выпускались советской промышленностью. Но их больше не делают. Да и мне показалось, что для моря они не очень-то подходят.

Есть у меня книга, друзья подарили, называется "15 проектов судов для любительской постройки", наверное самого первого издания - 1974г. В этой книге есть проект мотолодки "Косатка" - он мне понравился. Но описанная в книге технология, никакая не stitch&glue, а самая что ни на есть классическая - никаких выкроек - только "теоретический чертеж" и "конструктивный чертеж корпуса и сечения по шпангоутам". Дочитав до фразы: "При разметке на плазе 4-го и 5-го шпангоутов и транца необходимо сначала нанести положение точки скулы, затем по горизонтали внутрь от нее отложить ширину скулового брызгоотбойника, а по вертикали - его высоту и соединить концы..." , я понял, что мне нужен другой проект.

"Собственный" проект.

И я вспомнил про найденный несколько лет назад сайт некоего Роберта Лайна (буду называть его так, ибо по французски читать не умею, а он, похоже, француз). Он написал программу Carene 5.0, предназначенную для расчета выкроек корпуса лодки из листового материала - фанеры или металла. И он эту программу предлагает всем любителям безвозмездно, то есть даром. В этой программе, задав несколько параметров - длину, ширину на миделе и на транце, угол килеватости, угол развала бортов, и т.д., можно получить пары координат XY по которым вычертить заготовки днища, бортов, транца, палубы и 80-ти шпангоутов. Правда, в примерах рассматривались водоизмещающие корпуса для гребных лодок или яхт, но я решил попробовать перенести основные размерения лодки "Косатка" в программу. Вот что получилось:




Я несколько увеличил развал бортов, да и форштевень не очень похож, в общем никакая это не "Косатка" - ну и ладно, вроде выглядит не так уж плохо. Вышло на первый взгляд, что из 2-х склеенных в длину стандартных (1.22х2.44) листов фанеры получатся обе заготовки днища, а из двух других - заготовки бортов.


Будет и красивее и прочнее, но это же столько дополнительных усилий по вычерчиванию, вырезанию и склеиванию!!! Лучше потом сделаю крепкий привальный брус.

Проверка на модели.

Опять сомнения - можно ли доверять этим длинным колонкам XY и XYZ-координат, выданных программой? Типа таких:

Half Transom development created with Carene50 Lower part Y Z 00,00 00,00 01,48 00,46 02,97 00,92 04,45 01,38 05,94 01,84 07,42 02,30 08,91 02,76 10,39 03,22 11,88 03,68 13,36 04,14 14,84 04,60 19,87 17,22 00,00 17,22 Upper part Y Z 0,000 1,722 1,987 1,722 1,987 1,723 0,000 1,723 EOF

И что еще придется досчитывать или достраивать по месту на реальной лодке?

Как-то на , желающим делать лодку из АМГ, посоветовали сначала построить радиоуправляемую фанерную модель и испытать ее. Идея мне показалась неплохой, правда, я саму лодку-то из фанеры делать собрался. Но проверить на модели было бы неплохо. Я ввел пересчитанные в масштабе 1:4 данные в программу и получил результат:


Осталось набрать на работе кучу картонных коробок, распечатать все необходимые таблицы, купить свежие лезвия для ножа и - вперед!

Сперва прикинул на эскизе места установки практических шпангоутов.


Выбрал из 80-ти, рассчитанных программой, 7 штук подходящих по месту, вычертил их и вырезал из толстого картона.

Потом сделал заготовки днища и бортов - длинные полосы из кусков тонкого картона, склеенныx с помощью "подкладных планок" - и начал рисовать точки в соответствии с распечатками координат. При вычерчивании борта, обратил внимание на совпадение количества теоретических шпангоутов (80 шт.) с количеством точек задающих кривые на чертеже выкройки борта. На всякий случай, соединил линиями точки на выкройке, номера которых совпадали с номерами моих практических шпангоутов - похоже эти линии задают положения шпангоутов. Потом начал вычерчивать выкройку днища и засомневался в предыдущей догадке - от кормы до примерно середины лодки линии, вроде, совпадали с местами установки шпангоутов, но дальше к носу куда-то съехали и стали проходить не поперек выкройки, а по диагонали! Отложил эту задачку на потом.

Соединил вместе заготовки днища, потом прикрепил борта и транец. Вместо металлической проволоки использовал тонкие полоски бумажного скотча.

Все совпало!


Особенно понравилось, как точно состыковались все четыре заготовки в носу (я склеивал от кормы к носу).


Установка шпангоутов.

Дальше пора было устанавливать шпангоуты, и тут как раз возникла та самая задачка с определением точного места их установки. Если не разметить места установки шпангоутов на выкройке, то как их потом устанавливать. В описании программы ничего про это не нашел. Много думал:о)... Потом нашел e-mail Роберта Лайна и написал ему такое письмо (лиц, владеющих английским языком, прошу сильно не смеяться):

Thank You very much for you CAD software. I want to build my own boat for a long time. Resently I find info about stitch and glue method, and find that it is applicable for me. May be I"ll build boat next summer. I"m going to use Carene 5.0 for hull designing. I even built 1:4 model of my boat from cardboard - looks fine. But I don"t understand, can I mark places for stations on developed planks, when they are flat yet? First, I thought, that x-coordinate of any plank"s point number fits to corresponding station number. But now I see it"s not right. Does any way exists to draw lines on the planks - where stations will be attached. Yours sincerely. Pavel Kryzhny. Vladivostok, Russia.

Через день пришел ответ:

Hello Pavel, thank you for the compliment on Carene. If you look at the developed plank files in XYZ format you will notice that there are always 82 points like in the hull line file. The first point 00 is at the transom, point 01 is at the aft end of the keel and then each point up to 81 is at fixed interval along the keel corresponding to 80 stations. The last point is at the stem. The above is true for the side planks. For the bottom the same is true up to the point of maximum beam width. Forward of that the ruling lines are skewed forward by the keel advance angle and points do not correspond anymore to the stations unless the keel advance angle is zero. Attached is a photo of the aluminium boat I built from Carene50 drawing Regards / Amities Robert Laine http://www.sailcut.com Free CAD for sails and hull http://sailcut.sourceforge.net/ Open source code

То есть, оказывается, я правильно догадывался - прочерченные мною на выкройках бортов линии, и есть места установки шпангоутов. А на выкройке днища, пользуясь данными программы, можно разметить места установки шпангоутов только от кормы до миделя. В принципе, достаточно и линий на бортах - я начал устанавливать шпангоуты.


Палубу и пайол тоже вырезал по таблицам, полученным из программы. Нужно ли говорить, что и палуба и пайол точно совпали с местами их установки. Детали рецесса, и рундуки-подставки под сиденья я вымерял и вырезал по расчетам и вспомогательным чертежикам (можно было просто "по месту")



Интересное наблюдение - разметка, вырезание, сшивание и склеивание собственно "скорлупы" корпуса занимает гораздо меньше времени (около 20%), чем последующее обустройство: шпангоуты и переборки, палуба, рецесс, рундуки и пайолы и.т.п.

Установка реданов.

Я так увлекся сборкой корпуса, что совершенно забыл про продольные реданы: как разметить на днище линии для их установки. Пришлось вырезать для эксперимента еще одну выкройку днища. От кормы до миделя все, вобщем-то, понятно - поделил ширину на 3 - и получил координаты линий для 2-х реданов. А дальше к носу? Возможны 4 основных варианта, и куча промежуточных.

В процессе склейки мой гараж наполнялся весьма едким запахом. По этому я активно использовал большой вентилятор. Как на зло лето было дождливым и душным. Этот химический запах был висел в гараже, пробирался в дом и я получал втык от жены... меня это серьёзно напрягало. Эх, если бы я знал какую глупость я делаю...

Переходим к черчению. Задача творческая, работа чистая, жена довольная. Кладём фанеру на пол и начинаем чертить. Если у вас ровный пол – вам повезло, вам будет проще. Стоит найти длинную рейку ибо тут никакая линейка не поможет, не те размеры. Переносим чертёж на фанеру:


Хозяйке на заметку: при черчении кривых вам очень поможет гибкая рейка и немного маленьких гвоздиков. Прибиваете рейку в в необходимых точках изгибая её так как вам захочется и проводите красивые линии.

Естественно я вычертил оба борта, но когда выпилил первый, то понял, что второй можно было и не чертить а просто приложить и обвести первый:-)

И теперь самое интересное. Когда становится понятно что все эти «танцы с бубном» были не просто так. Когда появляются очертания и укрепляется боевой дух... «сшей и склей!». За пол часа кучка нарезанной фанеры превращается в ЭТО:



«Сшивал» я пластиковыми стяжками. Подсмотрел этот метод у буржуев. Обошелся вообще без проволоки, правда ближе к носу стяжки рвались и приходилось их ставить значительно чаще. У стяжек кроме простоты установки есть ещё одно достоинство – их не надо вытаскивать. Когда всё будет склеено и швы зашлифованы от стяжек не останется и следа. Никаких бугорков.

Где-то я «накосячил» и в результате форшпигель у меня никак не становился на своё место. Пришлось косяки немного подравнять и вырезать новый форшпигель «по месту». Получилось, что в моём проекте фрошпигель наклонён чуть сильнее чем в оригинале.

На полупереборки сразу стоит наклеить планки по скольку они нужны не только как опора сидений но и как элемент жесткости. Я этого не сделал, и понял что ошибся когда пытался втиснуть гнущийся кусок фанеры между бортами.

На транец я купил всё в том же строительном магазине «русскую фанеру». Это действительно пятислойная берёзовая ФСФ Made in Russia (прямо так на штампе и написано). Продаётся фанера листами 5 футов на 5 футов. Остатки пошли на кормовую и центральную скамейки (банки).

Начал потихоньку склевать пытаясь изобразить что-то типа «галтели»:



Далее ужас и печаль по собственной глупости и незнанию. Смолу я покупал в магазине авто запчастей литровыми канистрами + тюбик отвердителя. Смешивать надо было в пропорции один к ста (!!!) и это было ужасно. Пропорцию было выдержать просто нереально! Твердела она мгновенно (две-три минуты), а воняла... просто невыносимо! Я упорно мешал её с деревянной пудрой из шлифовальной машинки и заливал стыки. С каждой банки я выбрасывал половину поскольку твердела она значительно быстрее чем я успевал что-то сделать. Но самое ужасное – это запах. Я перебрался во двор но и это не очень помогло. Даже соседи начали зло косится. В дополнение ко всему во дворе меня заживо съедали комары. Через несколько дней у меня начали появляться мысли о том, что бы отвезти всё это на свалку и забыть как страшный сон. Я думал о тех, кто строил лодки в квартирах, о тех то вклеивает из ткани и смолы целые корпуса. Как они это делают? Ведь это не реально! Это невозможно выдержать тем более в квартире. С такими мыслями я шастал по форумам в поисках ответов, и вдруг понял - то что я использую это НЕ ЭПОКСИДНАЯ смола! Это ПОЛИЭФИРНАЯ смола, которую используют для ремонта автомобилей!!! В тот же день я поехал в специальный «лодочный»

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО "ДЖЕКБОТ-МАСТЕР" (ИНН 6313548928 КПП 631301001) (далее – Оператор).1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта .
2. Основные понятия, используемые в Политике 2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; 2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных); 2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://сайт;2.4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;2.5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://сайт;2.9..10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя 3.1. Фамилия, имя, отчество.3.2. Электронный адрес.3.3. Номера телефонов.3.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность.3.5. Адрес фактического места проживания и регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания.3.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).3.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных 4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте; информирование Пользователя посредством отправки смс сообщений (исключительно с целью уведомления, носит информационный характер).4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@сайт с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных 5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой. 5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. 6.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. 6.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. 6.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@сайт с пометкой «Актуализация персональных данных». 6.4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора info@сайт с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных 7.1 Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. 7.2 Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на− трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
8. Заключительные положения 8.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected]. 8.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. 8.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу