Походы Транспорт Экономные печи

Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу. Проект " город, в котором хочется жить" Отчёт о проекте

МАДОУ детский сад №101 города Тюмени

Участники:

Педагоги – Корякина Наталья Николаевна, учитель-логопед (высшая квалификационная категория, педагогический стаж 24 года), Пологрудова Наталья Петровна, воспитатель (первая квалификационная категория, педагогический стаж 18 лет),

дети старшего дошкольного возраста – логопедическая группа № 6 «Непоседы»

Срок реализации: 1нелеля

Форма организации детей : индивидуально-подгрупповая

Ведущая деятельность : познавательно-творческая

Проблема

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Подрастающему поколению необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

Поэтому проблема патриотического воспитания дошкольников, сегодня одна из наиболее актуальных.

Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. И в первую очередь – это «Малая Родина».

Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, нами было замечено, что знания в этой области недостаточные, поверхностные. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город).

И поэтому мы выбрали тему педагогического проекта: «Город, в котором мы живем».

Цель проекта:

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, развитие у дошкольников патриотических чувств и уважению к своей малой Родине.

Исходя из цели, определили комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Расширение представлений детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности;
  • Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением членов семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

Составляющая модель педагогического процесса:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная детская деятельность;
  • взаимодействие с родителями;

При создании проекта придерживались основных принципов :

  • Основной акцент делаем на социализацию ребёнка;
  • Решаем образовательные задачи во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
  • Гибко проектируем предметно-развивающую среду, создаём ситуации выбора;
  • Приближаем содержание образования к личному опыту ребенка;
  • Обеспечиваем оптимальный двигательный режим (свободное перемещение детей);
  • Используем новые механизмы взаимодействия с родителями.

Гипотеза:

В процессе разнообразной познавательной и творческой деятельности у детей расширятся представления о родном крае.

Предполагаемые результаты:

  • у детей повысится уровень познавательного развития по данной теме;
  • научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотит наш детско-взрослый коллектив;

Этапы проекта:

  • Подготовительный (организационный)
  • Выполнение проекта
  • Заключительный (итоговый)

Продукт проектной деятельности:

Педагоги:

  • Ø Анкетирование;
  • Ø Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Ø Подбор и систематизация в картотеку физкультминуток, пальчиковых, зрительных и игр на дыхание по теме «Город. Улицы»;
  • Ø Картотека стихов, песен, пословиц и поговорок о родном крае;
  • Ø Подбор в художественный уголок детских произведений тюменских писателей;
  • Ø Подбор художественных материалов, открыток с видами Тюмени, и городов Тюменской области;
  • Ø Проведение образовательной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, речевой);

Дети:

  • Ø Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»;
  • Ø Экскурсия в библиотеку на встречу с тюменской писательницей Еленой Дубовской «Мои любимые кошки»;
  • Ø Экскурсия по городу (пешая «Улицы города»)
  • Ø Изготовление книжек-малышек.

Родители:

  • Ø Выставка детско-родительских рисунков «Моя улица, мой двор»;
  • Ø Фотовыставка «Я люблю Тюмень»;
  • Ø Оформление книги «Богатство Тюменской области»;

В проекте представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на детей с задержкой речевого развития с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни.

Отчёт о проекте

На первом (подготовительном) этапе проекта провели анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу». (приложение 1) приложение №1 Анкета для родителей детей старшей группы.doc

Его результаты показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной. Так, к проблеме патриотического воспитания в семье 65% родителей относятся положительно, 15% - отрицательно и 20% - нейтрально. Родителей считают, что детей с родным городом и краем знакомить нужно. При этом согласились, что большую роль в воспитании любви к родному городу всё же отводят детскому саду.

Работали с методическим материалом. Составили паспорт проекта.

Сделали подбор дидактических игр, книг, иллюстративного материала.

Оформили уголок граждановедения, который включал в себя все компоненты: понятие «малой родины» - страна, область, город.


Рассматривали с детьми карту страны, отмечая её размеры и место расположения Тюменской области и города Тюмени. После этого составили карту-схему города: в начале показали границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Время от времени вместе с детьми определяли месторасположение на общей схеме города улицы, на которых живут дети, закрепляя название и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.

Фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр старалась разместить в уголке так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о родном городе, крае: рассматривая наборы открыток с видами Тюмени в наши дни и более ранние годы (до войны, после войны, в период Революции) и видеть постепенное преображение, отражающее разные эпохи.



На втором этапе проекта с детьми, в основном опирались на игровую деятельность, использовали сюжетно – ролевые игры, дидактические, настольно-печатные игры: игра-бродилка «Прогулка по городу», «Кто, где живёт» (в городе – горожане, в Тюмени – тюменцы и т.д.), «Собери картинку», «Расшифруй», «4 лишний».


В свободной игровой деятельности организовывали тематические постройки улиц, дворовых сооружений для закрепления многих понятий (архитектурной составляющей, конструктивных игровых навыков. Для облегчения задачи и сплочения детского коллектива объединяли ребят в творческие группы, в которых они на время становились проектной группой, в которой кто-то был архитектором, кто-то – инженером-строителем, воплощающими свои фантазии в конкретное произведение. Такого рода занятия способствовали развитию интереса у детей к современным профессиям, самоопределению.

Одним из основных методов работы стала пешая экскурсия «Улицы города» и целевые прогулки, во время которых дети узнавали больше о своем микрорайоне, учились видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляли в творческой деятельности - конструирование из строительного материала «Город будущего»: предела фантазии детей не было. Формировали у детей положительное эмоциональное отношение к тому, что увидели, развивали и обогащали их речь.

Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой ему в дальнейшем предстоит учиться. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.

Полезной для детей оказалась информация об улице, на которой они живут, а именно: что на ней расположено, как она связана с той улицей, на которой находится детский сад, закрепляя полученные знания детей в непосредственно организованной образовательной деятельности (приложение 2).




Результаты не заставили себя долго ждать - дети без труда называли названия улиц, с увлечением рассказывали о своем дворе. Итогом стало оформление альбома детско-родительских рисунков и макетов из различного бросового материала и пластилина по теме «Моя улица, мой двор».




Оформили совместно с детьми карточки площадей, скверов города Тюмени, презентацию тюменских улиц, названных в честь героев города.

В выходные дни дети с родителями побывали в любимых местах города и сфотографировались. На этих фотографиях запечатлены разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях во время праздников). Рассматривая фотоснимки, ребята с удовольствием узнавали друг друга, знакомые места, делились впечатлениями.


Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников познакомили детей со славными страницами истории тюменского края, подчёркивая значимость вклада каждого человека в развитие своей страны: говорили об успехах тюменских спортсменов, о том, как хорошо быть сильным и здоровым. В группе многие дети любят смотреть биатлон и знают в лицо известных Шипулина Антона, Гараничева Евгения, Бабикова Антона, Акимову Татьяну и других. После показа соревнований приходили в детский сад и делились своими впечатлениями.

Всё это способствует воспитанию у них интереса, уважение к спорту, как культурному наследию человечества.

Вместе с детьми оформили книжки-малышки «Элита Тюменской области», «Птицы Тюменской области», «Лесные животные», «Нефть и газ», «Сибирские валенки», «Чем богат наш край?».


На заключительном этапе провели круглый стол с родителями и детьми, поделились впечатлениями о проделанной работе,

мнением: как сделать город чище?

Провести акцию «Сделаем вместе город чище» (сбор пластиковых крышек); - продолжать работу по накоплению материала по данной теме: познакомить детей с традициями, национальностями, промыслами, орнаментами, играми народов Севера Тюменской области через различные продуктивные виды деятельности;

Подборка тематических консультаций для родителей по теме;

Совместный с родителями поход в библиотеку «Радуга»



Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины.

Вывод:

Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, особенно это важно для наших детей - с задержкой речевого развития. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с Тюменью: узнали о достопримечательностях и исторических местах нашего города, о значимых событиях, запомнили названия улиц и районов. Стали хорошо ориентироваться в своём микрорайоне (квартале), запомнили свой домашний адрес. Работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.

Список литературы:

1. Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2014

2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

3. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ. 2005

4. Н.В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом». Конспекты занятий М.: ТЦ «Сфера», 1999

5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.

6. Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное дошкольное образование. 2010 - №1

7. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М. ТЦ «Сфера, 2004

8. Т.И. Крупка, Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.

9. С.П. Малеева, Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97.

10. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

Фотографии из архива детского сада №101 город Тюмень

«Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004908 - Серия А № 0004909

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы

«Планета взросления»

Проект

«Район, в котором я живу»

заведующий организационно-

массовым отделом, педагог

МАУ ДОД ЦВР

«Планета взросления»

Хабаровск, 2015

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна»

А. Твардовский

Содержание

    Введение. Актуальность темы проекта

    Цель, задачи проекта

    Методический паспорт проекта

    Риски и препятствия внедрения проекта

    Ожидаемые результаты

    Эффективность проекта

    План мероприятий по реализации проекта

    Литература

    Приложение: анкета для учащихся и родителей; памятка-обращение к родителям учащихся; смета расходов; квест-игра, викторина, вопросы к интервью

    Введение.

Актуальность темы проекта

С чего начинается Родина? Наверное, с семьи, родного дома, улицы…Малая Родина – это то место, где родился и вырос, услышал добрые слова, сказки и песни, места, с которыми связаны лучшие воспоминания, это первые друзья, это истоки, откуда человек начинает путь в большой мир. Мыслями, воспоминаниями, а иногда в трудные дни нашей жизни, мы возвращаемся туда, где прошли детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. Сколько бы ни было человеку лет, он помнит какие-то моменты своего детства, а вместе с ними и места любимого города, района, села. С родного уголка земли начинается Россия, гражданами которой мы являемся. Оттого насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба Родины. А любовь к Родине начинается с любви к городу, дому, своему дворику.

Настоящий патриот невозможен без знаний истории своей малой Родины. Многие нравственные качества закладываются в детстве, школьные годы. И чем полнее, ярче, содержательнее будут наши знания о родном городе, районе, их лучших людях, тем более действенным образом скажутся они на формировании интереса и любви к родным местам, уважения к традициям земляков, понимания того, что мы жители одного района, края, одной страны, одной державы.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В документах, касающихся области образования, отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к культуре и традициям других народов. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» указано - отразить «специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс». Одним из основных факторов интеграции социальных и педагогических условий в гражданско-патриотическом воспитании рассматривается национально-региональный компонент, т. е. приобщение детей к общечеловеческим ценностям - природе, культуре малой Родины.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами, терминами. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма.

Понятие «Родина» иногда бывает абстрактно для учащихся, особенно младшего школьного возраста. Понимание Родины у них тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.

Для того чтобы учащийся проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение - стало объектом его познания, т.е. соблюдалась последовательность: от близкого – к далёкому, от малого к великому (моя улица-мой город-моя страна-моё Отечество).

21 мая 2016 года отмечается 80-летие со дня образования Индустриального района города Хабаровска. С момента образования и до сегодняшнего дня район вносил и вносит достойный вклад в развитие города Хабаровска. На территории района расположено много промышленных предприятий, появляются новые жилые кварталы, транспортные развязки, аллеи и скверы, возводятся детские игровые и спортивные городки, школы и детские сады. Индустриальный – самый большой по численности населения район города. Люди – особая гордость района. Это старшее поколение, кто своим трудом и энтузиазмом заложил первые страницы истории района. Это нынешнее поколение, которое живёт, трудится, учится, созидает. От жителей района, их энергии, творческого потенциала зависит будущее района и города. Особые жители – это подростки, молодёжь, которая в скором времени возьмёт на себя ответственность за судьбу города, это выпускники, которые своими достижениями прославят Индустриальный, будут преданы Хабаровскому краю, Дальнему Востоку.

Народная мудрость гласит – «не зная прошлого, не поймёшь настоящего», «чтобы хранить и беречь, надо помнить». Но общаясь с современными детьми, иногда понимаешь, что они недостаточно знают не только об исторических событиях нашей страны, но и о своём городе. Из бесед с будущими участниками проекта, выяснилось, что не все знают географическое расположение района, его главные улицы, достопримечательности, предприятия. А в некоторых семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими большого внимания.

Но тем не менее у многих учащихся наблюдается искреннее желание узнать историю района, о тех улицах, на которых они проживают, попробовать себя в роли краеведов, быть неравнодушными к проблемам своих улиц и дворов. Во многих семьях сохранились старые фотографии, живы пожилые родственники, которые могут рассказать о военном, послевоенном районе, часть родителей трудится на предприятиях, расположенных на территории района. Однако полной систематизации материала нет. Поэтому мы решили выполнить поисково-исследовательский, познавательный проект «Район, в котором я живу» - тем самым собрать дополнительные сведения об истории района, о его знаменитых жителях, узнать о профессиях родителей, сохранить возможные реликвии, привлечь внимание сверстников к изучению истории малой Родины.

Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения личностно значимым.

Проект «Район, в котором я живу» является возможностью развивать интерес к истории семьи, района, формировать потребность участвовать в делах на благо своей школы, жилмассива, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Гражданско-патриотическое воспитание, в частности данный проект, это инвестиции в формирование активной жизненной позиции учащихся, их самоопределение, социализацию.

    Цель проекта

Содействовать формированию социальных и гражданско-патриотических компетенций учащихся через развитие интереса к истории малой Родины, расширение краеведческого познания

Задачи проекта

    Вовлечение учащихся в поисковую деятельность, обучение навыкам исследовательской работы.

    Развитие коммуникативных навыков, коллективно-творческой и самостоятельной продуктивной деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.

    Расширение, обобщение и систематизация знаний и сведений об историческом и культурном прошлом, сегодняшнем облике района, его достопримечательностях, предприятиях и людях-тружениках.

    Воспитание уважительного отношения к родному городу, району, к благоустройству и чистоте его улиц, парков и площадей, культуры поведения в общественных местах.

    Привлечение внимания сверстников к изучению истории своей малой Родины, современности района, его роли в развитии города, сохранению лучших традиций.

    Активизация социально-педагогической совместной деятельности детей и родителей, развитие интереса к трудовой деятельности родителей, их профессиям, к истории своей семьи, её роли в жизни района

    Методический паспорт проекта

Уровневый вид проектирования

Проект имеет минимальную организационную структуру (координатор проекта, педагоги, учащиеся и их родители, привлечённые специалисты)

Тип проекта

Социальный, поисково-исследовательский, групповой

Вид проекта

Практико-ориентированный

Ведущая деятельность

Поисковая, познавательная

Принципы реализации проекта

1. Единство воспитательных, образовательных, развивающих целей и задач

2. Учёт региональных условий

3. Практическая применимость

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Участники проекта

Учащиеся кружка, их родители, педагоги

Место реализации проекта

Кружок «Школа вожатых» МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», г. Хабаровск

Проектная специфика

Может быть реализован в сфере дополнительного, общего образования

По масштабу

Проект является малым

Особенности модели проекта

1.Гибкость (трансформируется под обновление задач)

2.Открытость (социальные контакты - позволяет сотрудничать с другими специалистами, населением, расширяет возможности в общении)

3.Диалогичность (создаёт условия для диалога детей, родителей, педагога)

4. Доступность (для всех желающих)

5. Реалистичность (цели достигаемы)

6.Социальная ориентированность (социальная практика)

7.Интеграция общего и дополнительного образования

8.ТИС - подход (способствует развитию творчества, инициативы, самостоятельности)

Финансирование

Проект бюджетный. Для его осуществления возможно привлечение родительских средств

Ключевые слова

Гражданско-патриотическое воспитание, малая Родина, поисково-исследовательская деятельность, социализация, взаимодействие с родителями

6.Предметная интеграция в проекте

Интеграция кружковой и школьно-предметной деятельности:

    Кружок «Компьютерный» (поиск информации, создание презентации, размещение текстов и фотографий);

    Предмет «Литература»

    Предмет «История»

    Предмет «Изобразительное творчество»

    Предмет «Краеведение»

7.Методы исследования и работы над проектом

    сбор информации путем опроса родителей, жителей района;

    поиск документальных источников в семейных архивах родственников;

    интервью

    выездное фотографирование (жителей района, улиц, достопримечательностей и т. д.)

    обобщение и литературная обработка рассказов жителей района;

    изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, посещение музеев, чтение литературы);

    изучение Интернет-ресурсов;

    анкетирование учащихся и родителей;

    подготовка и проведение тематических мероприятий;

    систематизация материалов проекта

    использование игровой деятельности – уличный квест

8.Ресурсы, материально-техническое обеспечение проекта

    Информационные ресурсы (информационные стенды, литература, методические пособия, интернет, СМИ);

    Социальные ресурсы (педагоги, родители, семейные родословные, фотоальбомы и архивы, документы музея истории Индустриального района, администрации района, музейные уголки ЦВР и сш №56);

    МТБ ЦВР (оформительские материалы, ПК, библиотека, музейная комната, экран для презентаций, музыкальный центр, фотоаппарат, канцтовары, игровой реквизит).

9.Социальные партнёры

1.Совет ветеранов Индустриального района

2.Администрация Индустриального района

3.Редакция газеты «Школьный курьер»

4. Работники трудовых коллективов района

5.Музей истории Индустриального района

6.Городской архив

10.Информирование о ходе работы над проектом, о результатах проекта

    Детская стенгазета, кружковой уголок;

    Вестник «Школьный курьер», СМИ;

    Информация на сайте;

    Демонстрация альбома в кружках ЦВР и в классах сш 56; на мероприятиях, посвящённых Дню района;

    Презентация проекта и его продукта на конкурсе профессиональных достижений «Вершины мастерства» педагогом кружка в целях внедрения проектной технологии, поисково-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс ЦВР.

    Периоды и этапы реализации проекта

1 . Подготовительный (диагностико-организационный) – сентябрь-октябрь 2015 г.

1.1.Анкетирование, беседы, обсуждения темы, цели проекта с учащимися, родителями

2. Реализационный (организационно-практический) – ноябрь 2015 г. - апрель 2016 г.

2.1.Разработка проекта

2.2.Реализация основной идеи проекта

2.3.Вовлечение учащихся в различные виды поисково-исследовательской и коллективно-творческой деятельности

2.4.Проведение тематических мероприятий, продолжение работы с родителями

2.5.Сбор и оформление материалов

3. Итоговый (заключительный) – апрель - май 2016 г.

3.1.Подведение итогов проекта

3.2.Информирование о результатах проекта

3.3.Презентация продукта проекта

Действия педагога при реализации проекта

    Помогает учащимся формулировать цель их деятельности

    Организует экскурсии, мероприятия

    Консультирует и поддерживает на разных этапах, помогает отобрать необходимый, важный материал и расположить его последовательно

    Создает условия для проявления активности и инициативы

    Помогает оценить полученный результат (продукт) и проанализировать результат деятельности в проекте.

5. Риски и препятствия внедрения проекта

Риски и проблемы

Пути решения

1 .Всегда есть пассивная группа учащихся

Дополнительные беседы, индивидуальная работа

2. Незаинтересованность родителей

Встречи, беседы с родителями, мотивирование родителей

3. Незнание истории района, недостаточность информации, ретро-фотографий из-за отсутствия фототехники в семьях 40-60-ых годов

Работа с семейными фотоархивами, поиск в Интернете, встречи с жителями района, экскурсия в музей истории района, беседы со сторожилами района

4. Сложности в организации выездов для сбора информации

Привлечение транспортных средств родителей, продумывание пеших маршрутов

5 .Эстетика оформления альбома

Привлечение педагога по декоративно-прикладному творчеству

6. Недостаточная литературная подготовка учащихся в написании заметок, рассказов

Индивидуальная работа с учащимися, привлечение педагога по русскому языку и литературе

6. Ожидаемые результаты

    Приобретение учащимися основ поисково-исследовательской деятельности;

    Увеличение количества учащихся, занятых поисково-исследовательской деятельностью патриотической, краеведческой направленности, а так же применяющих исследовательские навыки в учебном процессе;

    Зарождение новых семейных традиций «Загляните в семейный альбом»; появление новых форм работы с родителями «Родом с Индустриального»;

    Расширение знаний об истории района, его достопримечательностях, появление чувства гордости за достижения района

    Использование творческих и информационных материалов, собранных учащимися в альбоме, при проведении тематических мероприятий; на уроках истории, литературы, краеведения; при написании сочинений, рефератов;

    Реализация сквозного проекта в кружках ЦВР «Планета взросления»

    Формирование педагогом кружка пакета информационно-методических документов в помощь педагогам, методистам ЦВР по развитию данной деятельности и по обобщению опыта.

7. Эффективность проекта

(или «определение перспективы», «жизнеспособность», «последействие» проекта)

    Создание подобного продукта (или в новых формах) в других кружках ЦВР, в классах образовательных учреждений;

    Использование творчества, инициативы, самостоятельности детей в организации тематических дел и мероприятий;

    Выход на новый, более высокий уровень взаимодействия с родительской общественностью;

    Развитие инновационных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    Зарождение чувства гордости, стремление сохранить район чистым и красивым, желание посещать достопримечательности города, получая эстетическое удовольствие

    Социализация учащихся – участников проекта, сохранение памяти и уважение к поколениям, которые строили и озеленяли район, осознание сопричастности своих родственников к истории района как частицы города воинской славы

    Формирование образа будущего выпускника через воспитание активной жизненной позиции, развитие гражданско-патриотических компетенций, принятие детьми ценностей «Родина», «Семья», «Человек», «Культура»;

    Участие в районном конкурсе исследовательских работ, посвящённых 80-ю района, а так же в краевых, всероссийских конкурсах проектов

    Данный проект может стать основой для более широкого проекта «Моя Родина - Россия».

8. План мероприятий по реализации проекта

Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности:

Знакомство с основами краеведческой работы

Обучение поиску информации (в литературе, в семейном архиве, в музее, работа с Интернет-ресурсами) ;

Обучение обрабатывать и литературно оформлять материал, писать тексты, заметки, подбирать фотографии, газетный материал

Обучение систематизации и обобщению материала

Индивидуальная работа с участниками:

умение вести беседу, брать интервью, задавать вопросы, фиксировать информацию

Обсуждение наработанного материала, его корректировка и оформление

Умение самостоятельно разработать план действий

октябрь-февраль

Вычужанина Т. В.

12.

Встречи с ветеранами войны и труда, представителями трудовых коллективов, жителями и «сторожилами» района «Чем больше узнаем, тем больше полюбим»

ноябрь-февраль, жилмассив, совет ветеранов, предприятия

Педагоги, учащиеся

13.

Посещение библиотеки (знакомство с художественной, документальной литературой, периодикой)

ноябрь, районная библиотека

Педагоги, учащиеся

14.

Подготовка и проведение интервьюирования с:

Заместителем председателя комитета по управлению Индустриальным районом Матаевой М. В.

Директором краевого дворца дружбы «Русь», депутатом городской Думы Блонской О. М.

Директором МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», заслуженным учителем РФ Савельевой Т. П.

Актрисой краевого драматического и музыкального театра, выпускницей театрального коллектива «Зеркало» бывшего Дома пионеров Индустриального района А. Новопавловской

и другими людьми (см. приложение №5)

ноябрь-февраль

Педагоги, учащиеся

15.

«Знать - значит любить» - подготовка рисунков, сбор пословиц о Родине, родном крае, доме, подбор стихотворений, прослушивание музыкальных произведений

ноябрь-февраль

Педагоги

16.

Организация мероприятий:

Уличный квест «По дорогам района», квест-викторина (см. приложение №4)

Экскурсия в музей истории г. Хабаровска и музей истории Индустриального района

Целевые прогулки-экскурсии по району «Я люблю тебя, район. Твои улочки, дома…»

Культурно – образовательная программа «Мы - частичка твоя, Хабаровск! Мы – надежда твоя, район!»

Участие в субботнике «Нам нужно потрудиться, чтоб было чем гордиться»

Праздник «Добрыми делами, отличной учёбой, сделаем краше район свой родной!»

октябрь

ноябрь

октябрь-апрель

февраль

апрель

май

Педагоги, учащиеся

17.

Приобретение вспомогательных, оформительских материалов

(см. смету, приложение №3)

ноябрь

Педагоги

18.

Организация фотосъёмки

весь период

Вычужанина Т.В., учащиеся

19.

Оформление альбома-экскурсии (сбор и оформление страниц, распределение по рубрикам, возможно ламинирование)

апрель

Вычужанина Т.В., учащиеся

20.

Создание презентации «Район в лицах и достопримечательностях»

апрель-май

Вычужанина Т.В., учащиеся

21.

Информирование о результатах проекта:

Информация на сайте

Заметка в вестник «Школьный курьер»

Демонстрация учащимися альбома в других кружках, в классах

Детская стенгазета, уголок

апрель-май

Вычужанина Т.В.

Учащиеся, педагоги

Учащиеся, педагоги

Учащиеся

22.

Отслеживание результативности проекта (используемые формы и методы: анкетирование, тетрадь отзывов, опрос «Для меня участие в проекте – это…»)

апрель-май

Педагоги

23.

Подготовка благодарственных писем активным участникам проекта (учащиеся, родители, жители района)

май

Вычужанина Т. В.

24.

Защита «Мы с днём рождения тебя поздравляем, с детства родной наш район!» с приглашением жителей района, родителей (выступления участников о том, как готовился проект, презентация)

май

Педагоги, учащиеся

25.

Презентация проекта и его продукта в педагогическом сообществе:

    Конкурс педагогов ЦВР «Вершина мастерства»

    Педагогический совет

    Статья в печатном специздании

    Участие в конкурсах проектных работ

апрель

май

июнь-июль

в течение

года

Вычужанина Т.В.

Педагоги

Вычужанина Т.В.

26.

Формирование пакета информационно-методических материалов в помощь педагогам, методистам ОУ по развитию проектной технологии, патриотического воспитания и по обобщению передового педагогического опыта с передачей в методический отдел ЦВР

май-июнь

Вычужанина Т.В.

9. Литература

    Агапова И. А. «Мы - патриоты». Классные часы и внеклассные мероприятия, 1-11 классы - М.:ВАКО, 2009.

    Белобородов Н. В. Социальный, творческий проект в школе. - М.:Аркти, 2010.

    Вестник образования - 2012- № 6.

    Воспитание школьников – 2013 - № 5.

    Дополнительное образование и воспитание – 2013 - № 6.

    Ладонина Ю. А. Сопровождение деятельности педагога в рамках патриотического воспитания детей - М., 2012.

    Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе – М., 2010.

Приложение №1

Анкета для родителей

1. Сколько лет вы проживаете в г. Хабаровске, в Индустриальном районе?

2. Ваша трудовая деятельность проходит на территории района? Рассказываете ли Вы о своей профессии? (да, нет)

3. Как хорошо Вы знаете наш район, его историю, географическое расположение? (знаю хорошо, мало, не знаю)

4. Как часто Вы с детьми гуляете по городу, улицам района? (часто, иногда, редко)

5. Можете ли Вы рассказать ребенку о памятных местах, предприятиях района? (могу, не много, не могу)

6. Сохранились ли в ваших семейных архивах ретро-фотографии, можете предоставить их для проекта? (да, нет, с обратной отдачей)

7. Как часто посещаете учреждения культуры, места отдыха, массовые гуляния и праздники в районе? (часто, иногда, редко)

8. Нужны ли Вашему ребенку дополнительные знания о нашем районе, чтобы экскурсии с Вами были более содержательными и интересными? (да, нет, скорее да, чем нет)

Вопросы к мониторингу учащихся по данной теме

1 . Знаешь ли ты сколько районов в г. Хабаровске?(2, 3,4, 5)

2. В каком году основан наш район?

3. На какой улице находится наш ЦВР, ваша школа?

4. Назови главные улицы нашего района? Есть ли у тебя любимые улицы, уголки, дворики, парки?

5. Какая река протекает вдоль нашего района?

6. Назови исторические памятники, достопримечательности нашего района

7. Какие предприятия района ты знаешь; где работают твои родители?

8. Какие знаменитые люди посещали наш город, район?

9. Нужны ли тебе навыки проектной работы в учебной деятельности? (да, нет, скорее всего)

10. Какое дело хочешь реализовывать в процессе групповой работы:

    Фотографировать

    Брать интервью

    Писать заметки

    Оформлять альбом

    Готовить слайды

    Совершать выезды на объекты

    Презентовать альбом

    Другое

11.Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своего района?

Приложение №2

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

В классе и в кружке «Школа вожатых», где обучаются Ваши дети, начинается подготовка проекта «Район, в котором я живу» к 80-летию со дня образования Индустриального района г. Хабаровска (21 мая 2016 года). Индустриальный - самый большой, населённый, зелёный район города, это район – труженик.

Результат проекта это своеобразный альбом - экскурсия по району, это рассказы детей о профессиях родителей, которые трудятся в Индустриальном районе, об интересных местах района, о любимом дворике детства, школе, учителях, о предприятиях, об известных и заслуженных людях.

Уважаемые родители! Если в ваших семейных альбомах есть старые фотографии района, его улиц, заводов, парка имени Ю. Гагарина, посёлка, на месте которого сейчас находится Южный микрорайон, фотографии выпускников старых школ района и т.д. - по возможности передавайте, пожалуйста, эти материалы педагогу кружка Вычужаниной Татьяне Владимировне, классному руководителю 7 «б» класса Полуэктовой Ольге Анатольевне. Будут очень интересны фотографии, на которых Вы, ваши родители, родственники, друзья, запечатлены на своём трудовом месте – стройке, больнице, фабрике, воинской части, на проходной завода, на доске Почёта и т.д. Будем очень благодарны за любую интересную информацию – вырезки из газет прошлых лет, подлинники или ксерокопии грамот, наград за трудовые достижения от предприятий района. Ко Дню района альбом будет представлен на общешкольном и районных мероприятиях. Администрацией района уже объявлен конкурс на лучшие творческие работы, стихи и песни о районе.

Уважаемые родители, помогите своим детям в подготовке информации, фотографий для реализации проекта. Это будет наш вклад в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, в развитие у детей интереса к истории своей малой Родины, в профессиональную ориентацию будущих выпускников.

Заранее благодарны и надеемся на творческое сотрудничество.

Классный руководитель Полуэктова О. А.

Педагог Центра внешкольной работы «Планета взросления» Вычужанина Татьяна Владимировна

(тел. 8, 924 1184024; tatyanavv@ inbox . ru )

Приложение №3

Смета расходов

Папка-альбом

150

150

Цветная бумага

100

100

Файлы

Гуашь

Фломастеры

Благодарственные письма, грамоты

150

Поздравительные открытки

200

Блокноты

300

Общая сумма: 1 тыс. 100 руб.

Приложение №4

Уличная квест – игра «По дорогам района»

Мероприятие начинается с объяснения условий игры и первого вопроса:

    Назовите территорию (площадь), на которой находится «ракушка»? (на площади 60-летия Октября, «ракушка» это форма сцены)

Выход на площадь.

    Древнее название нашей страны? Какое учреждение носит это название? («Русь» - краевой дворец дружбы, находится на площади)

Заходим в КДД, знакомимся с его работой

    Недалеко от площади есть учреждение, носящее название стороны света? (бывший кинотеатр «Восход», ныне кафе)

    Недалеко от площади «хлебное место»? (хлебный киоск производственной кампании «Колос-Пром»)

Подходим к киоску, рассматриваем ассортимент, печатную продукцию

    Улица, носящая имя полководца Отечественной войны 1812 года? (Михаил Кутузов)

Проходим на улицу Кутузова, знакомимся с её географией

6 . Старейшие школы Индустриального района? (№ 19, 74, 56 )

Подходим к сш №56, рассматриваем архитектурные особенности

7. Недалеко от сш №56 находится учреждение дополнительного образования детей. Назовите его. (МАУ ДОД ЦВР

«Планета взросления», бывший Дом пионеров и школьников №1 Индустриального района)

По предварительной договорённости заходим в ЦВР для интервью с директором Центра Савельевой Т. П.

Подводится итог квест-игры. Полученная информация, фото систематизируются для подготовки проектного альбома.

Викторина «Знаешь ли ты?»

2 .Как район назывался раньше? (Сталинский)

3 .Основные предприятия? (ТЭЦ-1, судостроительный завод, комбинат хлебопродуктов…)

4 .Улицы, носящие имена героев? (Малиновский, Черняховский, Калараша, Гастелло...)

5 .Знаменитые люди, побывавшие в районе? (Ю. А. Гагарин)

6 .Расшифруйте – ХСЗ, ОБД, ТТУ, ХФЗ

7 .Назовите какое было в районе самое «сладкое» место? (кондитерская фабрика «Спутник»)

8 .Крупные спортивные сооружения района? (стадион «Юность», спортивный комплекс «Ерофей», спортивный стадион МБОУ СОШ №85)

9 .Название посёлка, на месте которого выстроен жилмассив «Спутник» («Кругосветка»)

10 .Как называлась бывшая мебельная фабрика? Подсказка – явление природы («Заря»)

11 .Что общего между названиями – «Мир», «Спутник», «Восход», «Сатурн»? (бывшие кинотеатры района)

12 .Назовите заместителя мэра, председателя комитета администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (Кравчук Сергей Анатольевич)

Приложение №5

Вопросы для интервью директора МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» Татьяны Петровны Савельевой

1.Сколько лет работает в Центре?

2.Имеет какие-то звания, награды?

3.Сколько лет Центру?

4.Как назывался Центр раньше?

5.Какие есть кружки?

6.Традиции ЦВР?

7. Достижения ЦВР?

8.Есть педагоги, проработавшие много лет в ЦВР?

9.Что скажете о современных детях, молодёжи?

10.Вам нравится наш район? Любимые места в районе?

11.Что пожелаете району, ЦВР?

Вопросы для интервью заместителя председателя комитета по управлению Индустриальным районом Марии Викторовны Матаевой

    Для чего существует администрация района? Чем занимаются работники администрации?

    Какие в районе традиции?

    Есть у района награды?

    Сколько человек живёт в районе?

    Самые заслуженные люди района?

    Что делается в районе для детей?

    Как будет благоустраиваться район дальше? Расширится Краснореченская улица дальше?

    Какие мероприятия пройдут к юбилею района?

    Сколько лет Вы работаете в администрации?

    Старейший работник администрации?

    Что скажете о современных детях и молодёжи района?

    Ваши любимые места в районе?

    Что пожелаете району, его жителям?

Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

План моего выступления на презентации.

1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город

Презентация «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.

Анастасия Дягина
Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу»

Проект

«Город, в котором я живу!»

По доминирующей деятельности: познавательно-творческий

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: краткосрочный (с 3.10 по 7.10)

Заявитель: дети подготовительной группы

Проблема: Дети мало знают о родном городе. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми, которые проживали и работали в Томске. Соответственно дети не владеют достаточной информацией.

Актуальность: Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Объект проектной деятельности: город Томск.

Предмет проектной деятельности: история города Томска и его достопримечательности.

Цель проекта: Расширение знания детей о родном городе; приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;

воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Задачи проекта:

Формировать представления детей о родном городе.

Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Гипотеза: Предполагаю, что в ходе реализации проекта дети приобретут определенные представления о Томске, способствующие проявлению интереса к истории, значимым местам и достопримечательностям города и смогут отразить свои впечатления в продуктивной, игровой деятельности.

Ресурсы проекта:

Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудиопроигрыватель, интернет, дидактические материалы

Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель.

Этапы проекта:

Организационный:

Деятельность педагога:

Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов.

Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Город, в котором я живу».

Деятельность детей:

Проявление инициативы и желания участвовать в творческой и познавательной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Основной:

Деятельность педагога:

Чтение книг, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор стихотворений, загадок. Разучивание песни Кленов «Песня о Томске». Организация экскурсии выходного дня в музей истории города Томска.

Изготовление лэпбука «Мой город Томск». Составление альбома «Достопримечательности города Томска».

Деятельность детей:

Активное участие в реализации проекта: участие в беседах. Составление рассказа с родителями о своем городе.

Участие в экскурсии. Участие в творческой деятельности. Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «На улицах города». Составление с ребенком рассказа о своем городе. Участие в экскурсии. Подбор информации для изготовления лэпбука. Совместно с детьми найти достопримечательности (музеи, памятники) города Томска и описание. Прогулки по городу, рассматривание и рассказывание о промышленных объектах нашего города.

Заключительный:

Деятельность педагога:

Оформление выставки детско-родительских работ «Мой город Томск», детских рисунков «Любимое место в Томске». Презентация проекта.

Презентация проекта.

Деятельность детей:

Активное участие в презентации проекта.

Взаимодействие с родителями:

Памятка для родителей «Всё начинается с малого».

План образовательной деятельности:

Социально-коммуникативное развитие: С/р игра «Экскурсия по городу»; Д/и «Угадай, где я нахожусь».С/р игра «Поездка в транспорте», Д/и «Сложи картинку», Трудовая деятельность: уборка листьев на участке детского сада. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры; настольно-печатные игры. Подбор дидактических игр по теме «Город, в котором я живу».

Речевое развитие: Рассказывание «Город в котором я живу», «Почему я люблю свой город»; Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?», Д/и: «Один-много», «Скажи ласково», «Скажи наоборот».Чтение стихотворений о родном городе, Рассказ- беседа об истории возникновения родного города. Беседа «Если ты потерялся», «Знаете ли вы, почему Томск так назвали?», Беседа «Музеи Родного Города», Беседа «Чтобы было бы, если вдруг улицы потеряют свои названия», «Что производят в нашем городе»; Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края», П. Воронько; Д/и «Расскажи о родном городе: какой он, г. Томск»; Составление и отгадывание загадок на тему «мои любимые места в городе Томске. Картинки с изображением и описанием музеев города Томска, достопримечательностями и памятниками. Совместно с детьми найти достопримечательности (музеи, памятники) города Томска и описание. Составить рассказ «Мой Томск».

Познавательное развитие: НОД ««Как живёт наш город»., «Улицы нашего города», «Магазин тканей»; Конструирование «Мой город», «Машинка»; Эксперименты «Свойства материалов (песок, глина, камень, дерево, стекло. Развивающая игра «Путешествие»; Д/и «Сложи картинку и назови». Составление схемы улицы, где находится наш детский сад. Рассматривание карты – схемы города. Настольные игры- пазлы с видами Томска, достопримечательности Томска; рассматривание фотографий, изображений о родном городе, его достопримечательностях. Игры с природным материалом. Карта-схема города. Рассматривание книг о Томске "Деревянная архитектура Томска", «Томские просторы". Памятка для родителей «Все начинается с малого», предложить родителям вместе с детьми посетить музеи города Томска. Вместе с группой посетить музей г. Томска.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Мой город Томск», «Субботник»; лепка «Памятники города», «Герб города Томска». Изготовление лепбука «Мой город Томск». Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Прослушивание песен о Томске

Раскраски, штриховки, белая бумага, цветная бумага, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин. Аудио проигрыватель, песни о Томске. Нарисовать вместе с детьми «Любимое место в Томске». Создание альбома «Достопримечательности города Томска.

Физическое развитие: Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города». «Мы по улице идём. Подвижные игры (народные) «Гуси, гуси», «Горелки», «У медведя во бору». Пальчиковые игры «Город», «Светофор», «Строим дом», «Поезд».Беседа с детьми о здоровье, сибиряках, закаливании. Мяч, маски, скакалка, обручи и другие атрибуты для подвижных игр.

Ожидаемый результат: У детей сформирован достаточный уровень представлений о городе Томске, его истории, интересных местах. Повышение творческой активности дошкольников на основе сформированных представлений об архитектурном облике и достопримечательностях города. Заинтересованность родителей в жизни детей в детском саду, активное участие членов семьи в проектной деятельности.

Критерии оценки результатов по диагностики:

Низкий: Ребенок не проявляет интерес к своему городу. Затрудняется назвать достопримечательности, улицы родного города. Не знает адрес места проживания. Не проявляет интереса в участии познавательной и творческой деятельности. Не знает правила поведения на улицах города. Не проявляет чувства гордости и любви к своему городу.

Средний: Ребенок изредка проявляет интерес к своему городу. С помощью воспитателя частично может назвать достопримечательности, улицы города Томска. С трудом может назвать адрес места проживания. По предложению воспитателя принимает участие в познавательной и творческой деятельности. Не всегда проявляет бдительность на улицах города. Не всегда проявляет гордость к своему городу.

Высокий: Ребенок знает большинство достопримечательностей, улиц города Томска, проявляет интерес узнать большее. Без труда может назвать адрес своего места проживания. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности. Знает правила поведения на улицах города. Имеет чувство гордости и уважения к своему городу.

Продукт проекта:

Альбом «Достопримечательности города Томска;

Создание лэпбука «Мой город Томск»;

Памятки для родителей;

Консультация для родителей;

Выставка детский работ «Город, в котором я живу», «Любимое место в Томске»;

Рассказы о Томске;

Карта города Томска;

Папка-передвижка «С достопримечательностями города Томска»;

Фотографии города.

Диагностика детей:

* Знает достопримечательности, улицы города Томска. Знает историю происхождения города Томска. Принимает активное участие в познавательной деятельности.

* Знает адрес места проживания. Соблюдает правила поведения на улицах города.

* Имеет чувство гордости и любви к своей малой Родины. Активно участвует в творческой деятельности.

Рисует иллюстрации, активен в словесных играх.

Презентация проекта: Открытая непосредственная образовательная деятельность «Прогулка по городу».

Рефлексия: Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

Негативные последствия: Недостаточно активное участие некоторых родителей в реализации проекта

Способы коррекции: Консультация «Интересные места, которые можно посетить с детьми в Томске». Организовать экскурсию в музей города Томска.

Негативные последствия: Низкий уровень участия детей в реализации проекта. Способы коррекции: Подобрать литературный, видео- и музыкальный материал.

Создание проблемы, условий для ее решения, ситуации успеха.

Негативные последствия: Недостаточно материала

Способы коррекции: Привлечь к подбору необходимого материала родителей.

Список литературы:

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999 год;

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004 год;

Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе»;

Голицына Н. С. ; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;

Интернет ресурсы;

Периодические издания;

Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Старшая группа/ авт. -сост. Н. Н. Гладышева, Ю. Б. Сержантова, Л. С. Баинова, Л. В. Грибанова Издательство «Учитель» 2013 год;

Якушева Т. А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006 год

Проект

«Город, в котором я живу»

Кокоша О.А.,

воспитатель МБДОУ д/сад № 2 г. Вяземского

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип : информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность : долгосрочный.

Цель : разработать и апробировать модель взаимодействия ДОУ с семьей в процессе гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать познавательные способности в совместной практической деятельности с родителями;

Формировать предпосылки к поисковой деятельности;

Воспитывать у участников проекта любовь к малой Родине.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Предполагаемый результат:

Активное включение родителей в деятельность детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Создание альбома, посвященного развитию Вяземского муниципального района.

Создание оптимальных условий (модели) для патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные формы совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Продукт: создание альбома Вяземского муниципального района «Развивайся и процветай наш Вяземский район!»

Актуальность проекта.

В настоящее время у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В связи с этим, в качестве одной из основных задач в сфере образования выдвигается воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, законы своей страны.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, «Малой родине», своему Отечеству, а также закладывать основы нравственной культуры и правового сознания.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», а затем на 2006- 2010 годы.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться.