Походы Транспорт Экономные печи

Обслуживание счетов по электроэнергии управляющей компанией. Имеет ли право управляющая компания выставлять счет за электроэнергию. Доходы управляющей компании

В условиях непрерывного роста тарифов на услуги ЖКХ многих владельцев квартир волнует вопрос: может ли управляющая компания выставлять счета без заключенного с ней договора? Рассмотрим, какой ответ дает на него жилищное законодательство. Далеко не всегда отсутствие письменного соглашения означает отсутствие обязанностей. Разберем, и чем грозит отказ оплачивать квитанции управляющей компании в отсутствие договора.

Право собственности на жилое помещение одновременно налагает на его обладателя и определенные обязанности. Одна из них - полная и своевременная оплата всех коммунальных услуг. Возникает такая обязанность у собственника одновременно с регистрацией его права.

Плата начисляется не только за потребленные жильцами электроэнергию, тепло, газ или воду. Но также за выполнение обслуживания всех коммуникаций и внутридомовых инженерных сетей, поддержание в чистоте общедоступных помещений и примыкающей к дому территории. Все это входит в работу по управлению.

Размер взносов берется не «с потолка». Сумму определяют сами жильцы через общее собрание или выбранная ими управляющая организация. По закону, для управления и обслуживания МКД может быть свободно выбрано самоуправление в нескольких формах или передача всех полномочий лицензированной (это обязательно) управляющей организации.

Орган самоуправления жильцов, кооператив от их имени, избранное на собрании правление ТСЖ или лицензированная управляющая организация заключают договоры непосредственно с поставщиками различных коммунальных услуг и подрядными организациями. Одна из обязанностей управления - составление и ежемесячная рассылка счетов для дальнейшей оплаты оказанных услуг по содержанию дома. Форма такого документа должна быть едина для всех квартир. Размер платы для каждой из них рассчитывается индивидуально, но по понятной и единой для всех схеме.

Обязателен ли договор с управляющей организацией

Управляющая организация, в свою очередь, обязана заключать договор с собственниками помещений в многоквартирном доме. Его предметом будут конкретно названные услуги и работы по управлению имуществом в виде дома и его содержанию. Заключению такого соглашения предшествует обсуждение условий и, в частности, размера вознаграждения, которое будет регулярно получать УК. Но насколько обязательна такая процедура?

Единственным органом, к чьей компетенции закон относит выбор способа управления домом, является общее собрание жильцов. Именно на нем выбирается форма обслуживания многоквартирного дома. Если это управляющая компания, то с ней заключается соответствующий договор. Решение принимается простым большинством, то есть, за него должны проголосовать более половины всех собственников дома.

Договор управления относится к числу возмездных, то есть, управляющая организация выполняет все работы по обслуживанию дома, а жильцы обязуются их оплачивать. Денежные средства должны будут поступать из взносов собственников, что найдет отражение в ежемесячных квитанциях.

Ошибочно полагать, что несогласие с решением общего собрания и отсутствие договора непосредственно с управляющей компаний избавят от необходимости вносить установленную квартплату. В законе сказано, что стороной договора управления выступают те собственники квартир, чьи голоса в сумме составляют более половины от общего их числа. Несогласие с тем, нужно ли приглашать стороннюю организацию, нескольких человек в данном случае не играет роли, они все равно будут обязаны платить квартплату.

Можно ли не платить

Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Даже в ситуации, когда у владельца квартиры нет договора с управляющей компанией. Жилищным кодексом закреплено, что решение правомерно созванного общего собрания, обсужденное и принятое в рамках его компетенции, всех собственников помещений данного дома строго обязательно к исполнению. Поэтому, коль скоро управляющая компания и условия соглашения с ней обсуждены на собрании, о котором всем было известно, а результат голосования, как положено, отражен в протоколе, платить придется.

Однако сумма в квитанции не появляется «с потолка». Закон обязывает управляющую компанию устанавливать ее, исходя из реальных объемов потребленных ресурсов и услуг, а также тарифов, устанавливаемых местными властями. Размер же платы непосредственно за услуги управляющей компании определяется самими жильцами, а при отсутствии среди них согласия - органами местной муниципальной власти.

Следовательно, в обязанности собственника входит не только регулярно вносить квартплату, но и принимать непосредственное участие в ее установлении, путем голосования на общем собрании за ту или иную форму управления общим имуществом. Последняя, в свою очередь, обязана заключить письменный договор с каждым собственником помещений в доме.

Что включается в квартирную плату

Одним из существенных условий договора, который заключается с УК, является перечень тех работ по содержанию и ремонту дома, которые она обязуется выполнять. В него входят:

  • обеспечение надлежащего, то есть безопасного для окружающих состояния самого здания, инженерных сетей, внутренних помещений общего доступа и прилегающей территории;
  • заключить договоры и обеспечить взаимодействие с поставщиками ресурсов (воды, газа, электроэнергии) и подрядными организациями (вывоз мусора, водоотведение и пр.);
  • обеспечить бесперебойное поступление в квартиры названных ресурсов надлежащего качества;
  • выполнять текущий и капитальный ремонт здания и внутридомовых коммуникаций;
  • вызывать, при необходимости, аварийные службы;
  • заблаговременно информировать жителей о предстоящих ремонтных и профилактических работах, отключении воды, тепла и т.д.;
  • начислять плату за коммунальные услуги и рассылать квитанции;
  • собирать платежи, производить расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • проводить перерасчет по обращениям граждан и в других предусмотренных законом случаях;
  • рассматривать обращения и жалобы граждан на качество коммунальных услуг, проводить по ним проверки и в установленный срок давать письменные ответы;
  • вести бухгалтерский учет в полном объеме, обеспечивать хранение необходимой документации;
  • представлять отчет о проделанной работе ежегодно;
  • выдавать гражданам необходимые справки, квитанции и выписки;
  • выполнять иные работы и услуги, не противоречащие действующему законодательству.

В свою очередь, владельцам помещений надо вовремя и в полном объеме вносить установленную соглашением с управляющей компанией плату за ее услуги. В случае нарушения этой обязанности, к ним применяются штрафные санкции - пеня в определенном размере за каждый пропущенный день. В дальнейшем возможно приостановление оказания ряда коммунальных услуг.

Как заключить договор с управляющей компанией

Если нет договора с определенной управляющей компанией, и в доме действует иная форма управления, то надо соблюдать определенный порядок действий. Сначала придется организовать общее собрание. Оно может быть как очным, так и заочным и даже в форме электронного голосования.

До проведения собрания инициативная группа собственников или уже существующий орган управления выбирает управляющую компанию, с которой планируется заключить соглашение, и составляет его проект. Он доводится до всех владельцев помещений с тем, чтобы они могли внести свои коррективы, при необходимости.

Вопрос о заключении договора с управляющей компаний обязательно включается в повестку собрания, а результаты обсуждения и голосования заносятся в письменный протокол. Для принятия решения за него должно быть подано более половины голосов от общего числа собственников (а не присутствующих на собрании).

Сам договор составляется всегда в письменной форме. В него обязательно вносятся следующие условия:

  • подробный перечень имущества, передаваемый управляющей компании для осуществления ее функций;
  • список конкретных работ или услуг, включаемых в понятие управления и обслуживания;
  • порядок внесения изменений в оба перечня и другие условия договора;
  • параметры для определения размера вознаграждения за оказанные услуги и выполненные работы, методика расчетов;
  • формы общественного контроля эффективности работы управляющей компании и ее результатов;
  • порядок отчетности о проведенной деятельности, расходах и ее периодичность;
  • ответственность каждой из подписавших договор сторон (жильцов и УК).

Сторонами договора, подписывающими единый документ, выступают руководство управляющей компании и имеющая на общем собрании более половины всех голосов группа собственников. Перечень работ может включаться в договор непосредственно или оформляться в виде положения. Регистрировать такое соглашение закон не обязывает.

В случае, когда описанный порядок соблюден, то у отсутствовавших на очном собрании либо голосовавших за иной вариант жильцов нет основания не платить квартплату, если не заключен договор с управляющей компанией непосредственно с ними. От имени всех собственников выступает их большинство.

Можно ли сменить организацию, управляющую домом

Владельцы квартир имеют право отказаться от услуг УК, если та плохо выполняет обусловленные договором с ней обязанности. Решение об этом принимает общее собрание. Потребуется лишь его собрать и проголосовать за смену управляющей компании большинством голосов.

Недовольство жильцов размером квартплаты или отсутствие их подписи на договоре не означает, что можно не платить квартплату. Есть более действенные способы добиться пересмотра условий соглашения. На качество оказываемых услуг можно жаловаться в ряд государственных инстанций, например, Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор.

В том случае, если у владельца квартиры нет средств платить установленную квартплату в силу бедственного финансового положения, он вправе обратиться в органы социальной защиты для оформления жилищной субсидии. Она предоставляется на полгода и может затем продлеваться. Одним из условий перечисления такой субсидии является отсутствие задолженности по платежам за коммунальные услуги.

Выполнение договора, условия которого обсуждались и обговаривались заранее, обязательно для всех его участников. Применительно к управлению МКД, обязанности возникают даже у тех, кто против его подписания возражал, но остался в меньшинстве. Нарушение договора - основание для пострадавшей от этого стороны требовать расторжения.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Свет / Счетчики и учет электроэнергии

На 1 октября 2014 года просроченная задолженность управляющих компаний и ТСЖ Москвы за электроэнергию перед ОАО « Мосэнергосбыт» составила более 312 млн рублей, сообщает энергокомпания.

Наибольший объем задолженности перед Мосэнергосбытом имеет Северный административный округ: просроченная задолженность УК и ТСЖ за потреблённую электроэнергию составила 47,1 млн рублей.

На втором месте - Восточный административный округ с задолженностью в 39,9 млн рублей. На третьем - Троицкий и Новомосковский административные округа (в связи с особенностями административно-территориального деления Москвы задолженность рассчитывалась суммарно по двум округам): долг - 37,9 млн рублей.

Единственным округом в столице, где не образовалась задолженность перед « Мосэнергосбытом», стал Северо-Западный административный округ.

« К сожалению, от действий недобросовестных управляющих компаний страдают рядовые жители, исправно оплачивающие выставляемые коммунальные счета. Причём не только за индивидуальное энергопотребление, но и за общедомовые нужды. Несмотря на то, что мы предпринимаем все возможные законные меры воздействия на неплательщиков для урегулирования вопросов погашения задолженности, ситуация с неплатежами по-прежнему остается критической. В отношении наиболее злостных неплательщиков применяются такие крайние меры, как отключение электроснабжения. Всего с начала года ограничительные меры вводились в отношении 350 потребителей данной категории», — отметил директор по работе с клиентами в Москве ОАО « Мосэнергосбыт» Владимир Бойцов.

Что делать, если ваша управляющая компания (ТСЖ) задолжала за электричество?

Шаг № 1. Обратитесь в вашу управляющую компанию за получением информации о наличии задолженности у данного предприятия перед ресурсоснабжающими организациями. (В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-экономической деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания, их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731).

Шаг № 2. Обратитесь в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по основаниям ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, а именно продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

Обратитесь в органы прокуратуры со сведениями о нарушении со стороны исполнителя коммунальных услуг действующего законодательства РФ (на основании ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации»).

Обратитесь в Государственную жилищную инспекцию города Москвы или в Государственную жилищную инспекцию Московской области для проведения мероприятий по контролю за соответствием качества, объёма и порядка предоставления коммунальных услуг (на основании п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Шаг № 3. Организуйте общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в целях изменения выбранного способа управления таким домом или отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом и выбора иной управляющей организации, (согласно п.3 ст. 161, п. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по оплате электроэнергии, возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма, арендатора — договора аренды, собственника — оформления права собственности (ст. 153 ЖК).

По общему правилу счета на оплату должны оплачиваться своевременно до 10 числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем. Оплату за февраль необходимо произвести до 10 марта.

В случае неоплаты к должнику применяются меры воздействия. В данной статье рассмотрим кем и какие способы воздействия могут применяться, основания и порядок их применения.

Основанием для поставки электричества является договор энергоснабжения. Заключается, как правило, с гражданами, главной обязанностью которых является оплата используемого электричества.

Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить участников отношений в рассматриваемой сфере.

Участники отношений в сфере энергоснабжения

Гражданским кодексом в договоре энергоснабжения предусмотрены две стороны: энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). На практике же дела обстоят иначе. Дело в том, что существуют оптовые рынки электроэнергии и розничные. Аналогично ситуация обстоит и с производителями товаров. Движение товара осуществляется от производителя к продавцу, а затем к покупателю. Такой же принцип действует и в сфере энергоснабжения.

Участников отношений в сфере энергоснабжения можно разделить на 3 группы: производитель электрической энергии, поставщики электрической энергии (иногда поставщики по тексту будут именоваться поставителями) и потребители (абоненты).

Производителями электрической энергии выступают организации, осуществляющие выработку электрической мощности (например, ООО «Сибирская генерирующая компания»).

Поставителями электрической энергии выступают организации, осуществляющие услуги по передаче электричества (например, ОАО «Ульяновскэнерго»).

Потребителями электрической энергии выступают физические лица, использующие ее для бытовых нужд или юридические лица — для производственных нужд.

Данная статья предназначена для граждан, поэтому отношения между производителями и поставителями (между организациями) рассматриваться не будут.

К поставщикам электроэнергии относятся:

  • гарантирующие поставщики;
  • энергоснабжающие;
  • энергосбытовые;
  • сетевые организации;
  • исполнители коммунальных услуг.

Разница между указанными выше организациями заключается в обязанностях, и для граждан, в контексте рассматриваемого вопроса, не является существенной. Главной задачей поставителя является осуществить доставку энергии из точки «А» в точку «Б».

Как правило, договоры энергоснабжения заключаются с поставщиками электроэнергии.

Рассмотрим подробнее такого поставщика, как исполнителя коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг является учреждение, осуществляющая обслуживание многоквартирного дома (управляющая компания, ТСЖ, жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Управляющая компания (далее также УК) может заключать контракты на куплю-продажу электрической энергии непосредственно с производителем электроэнергии или поставителем. При наличии соответствующего контракта управляющая компания признается поставщиком.

Мы разобрались с участниками отношений и выяснили, что при наличии соответствующего контракта управляющая компания может являться поставителем электроэнергии. Необходимость изучения данного вопроса заключается в том, что принудительные меры к должникам могут применять именно поставщики электричества.

Кто имеет право принимать меры воздействия к должникам?

Поставка электричества осуществляется на основании договора. Сторонами по договору являются потребитель и поставщик, который может быть одной из указанных выше организаций, включая и УК. Право воздействовать на должника предоставлено контрагенту. Если договор энергоснабжения заключен с сетевой организацией, то меры воздействия вправе применять сетевая организация. Если договор заключен с УК, то соответственно УК имеет право на применение, установленного законом, способа воздействия к должнику.

Если гражданин не владеет информацией о том, какая организация является поставителем электроэнергии, то определяется это достаточно просто – по оплате счетов. Если счет за электричество приходит отдельно от остальных коммунальных платежей, то гражданин состоит в договорных отношениях с энергоснабжающей или иной организацией-поставителем. Если счет за пользование электричеством включен в общий счет по оплате услуг ЖКХ, то электроэнергию поставляет управляющая компания.

Забегая вперед отметим, что кроме поставителя, воздействовать на должника может собственник жилого помещения, если должник проживает на основании договора социального найма.

Какие меры воздействия применяются к должникам?

  1. Пени с прогрессирующей процентной ставкой (ст. 155 ЖК РФ).

Начисление пени происходит в следующем порядке:

  • до 30 дней после возникновения задолженности пени не начисляются;
  • с 31 дня по 90 день возникновения задолженности пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  • с 91 дня образования задолженности пени начисляется в размере 1/130 рефинансирования ЦБ РФ.
  1. При наличии задолженности за 2 расчетных периода (2 месяца) поставителем частично ограничивается подача электричества . Частичное ограничение подразумевает сокращение мощности передаваемой энергии или полное прекращение подачи в определенные промежутки времени. Стоит отметить, что применение такой меры воздействия возможно при наличии технической возможности.
  2. Через 10 дней после введения частичного ограничения вводится полное ограничение подачи электричества . Полное ограничение подразумевает полное прекращение подачи электричества до погашения задолженности.
  3. Обращение в судебные инстанции . Если вышеперечисленные меры не принесли результата, то поставитель энергии вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Стоит отметить, что кроме задолженности, взысканию подлежат пени и судебные расходы.
  4. Отдельно стоит отметить меру воздействия для граждан, проживающих по договорам социального найма. Помимо начисления пени, отключения электроэнергии их могут принудительно выселить из занимаемого помещения , предоставив взамен жилплощадь в общежитии (ст. 90 ЖК РФ). Стоит отметить, что такая мера воздействия применяется не поставителем электроэнергии, а собственником (государственный или муниципальный орган) жилого помещения.

Учитывая изложенное, управляющая компания вправе применить такую меру воздействия как отключение электроэнергии за неуплату, если она является поставщиком электричества. В других случаях отключение электричества осуществляется энергосбытовыми и другими организациями-поставщиками.

В данной статье мы затронем вопросы управления многоквартирным домом, расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, цены и тарифы на коммунальные услуги в случае управления домом управляющей компанией.

Большая часть населения в крупных городах являются собственниками квартир в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться:

  • непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управление многоквартирным домом требует специальных знаний и опыта. Поэтому собственники все чаще прибегают к услугам специализированных организаций, таких как управляющие компании. Взаимоотношения сторон — управляющей компании и собственников жилья — строятся на договорной основе.

Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (в ред. от 26.03.2014).

Многоквартирный дом в соответствии с п. 9 ст. 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией.

Если собственники решили доверить управление домом управляющей организации, то с ней в письменной форме заключается договор управления многоквартирным домом. Условия договора управления многоквартирным домом регламентируются Жилищным кодексом РФ.

Информация, обязательная для раскрытия, по выбору управляющей организации размещается:

  • на сайте управляющей организации;
  • на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Расходы управляющей компании

Расходы управляющей компании можно разделить на следующие виды:

  • расходы на содержание подъезда жилого дома;
  • расходы по ремонту жилого помещения;
  • расходы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • расходы по капитальному ремонту;
  • расходы по содержанию придомовой территории.
Расходы на содержание подъезда жилого дома

Расходы на содержание подъезда жилого дома включают:

  • расходы на содержание в исправном состоянии входных дверей, домофонов, почтовых ящиков, окон, лифтов, мусоропроводов, электрооборудования, системы отопления;
  • расходы на содержание в чистоте стен, полов, окон, лифтов и мусоропроводов.
  • следить за температурой воздуха в подъезде (температура воздуха должна быть не менее +16 С˚), незамедлительно заменять разбитые стекла в дверях и окнах подъезда;
  • следить за исправностью конструктивных элементов подъезда и своевременно их ремонтировать;
  • ежедневно проводить влажное подметание лестничных клеток первых двух этажей, площадок перед мусоропроводами;
  • ежедневно вывозить отходы из мусороприемной камеры и проводить ее уборку;
  • ежедневно мыть пол лифта;
  • 2 раза в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролетов в домах без лифта;
  • 1 раз в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролетов в домах, оборудованных лифтом;
  • 1 раз в месяц мыть, чистить и дезинфицировать все элементы мусоропровода.
Расходы по ремонту жилого помещения

Расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования, которое принадлежит собственнику жилья, в ежемесячную плату не включены. Тем не менее управляющая организация должна содержать в порядке и при необходимости ремонтировать общедомовое имущество, находящееся в квартире.

Управляющая организация обязана:

  • содержать и ремонтировать стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации;
  • следить за работоспособностью систем вентиляции;
  • в квартирах с газовыми плитами регулярно проверять безопасность работы газового оборудования, установленного в квартире;
  • обеспечивать бесперебойную работу системы отопления, ремонтировать оборудование при необходимости;
  • следить за состоянием стен дома, проводить ремонт, включая капитальный, если повреждения произошли по вине управляющей организации.
Расходы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Управляющая организация обязана:

  • содержать и ремонтировать системы водоснабжения и канализации;
  • следить за работоспособностью систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • в домах с газовыми плитами регулярно проверять безопасность системы газоснабжения;
  • обеспечивать бесперебойную работу системы отопления и внутренних инженерных систем и оборудования, своевременно устранять аварийные ситуации;
  • ремонтировать кровлю.

Работы по прекращению протечек из-за неисправности кровли выполняются управляющей организацией в течение смены, мелкий ремонт кровли выполняется при благоприятных погодных условиях в течение суток, смена кровельного покрытия до 50 % производится за счет средств текущего ремонта.

Расходы по капитальному ремонту

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества принимается на общем собрании собственников. Организационную и информационную поддержку в проведении общего собрания может оказать управа района.

К сведению

Государственной программой города Москвы «Жилище» на 2012-2016 гг. предусмотрено предоставление из бюджета города Москвы субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Москвы при долевом финансировании расходов за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах. Субсидии получают ТСЖ, ЖСК, управляющие организации. Участие и контроль со стороны жителей — залог качественно выполненного ремонта.

Общее собрание собственников принимает решение:

  • о проведении капитального ремонта общего имущества дома;
  • о долевом финансировании ремонта за счет средств собственников помещений в доме.
  • утверждает виды, объемы и сроки проведения работ;
  • утверждает предварительный расчет стоимости по видам работ;

Управляющие организации подают заявку на предоставление субсидии в Департамент капитального ремонта (ДКР) города Москвы. Порядок предоставления субсидий и состав заявки определён постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2011г. №575-ПП.

Услуги по управлению дома должны оказываться своевременно и соответствовать требованиям Правила предоставления коммунальных услуг.

Доходы управляющей компании

К доходам управляющей компании относятся:

  • суммы платежей, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации в рамках договора управления многоквартирными домами (плата за управление домом);
  • средства, поступающие от населения сверх квартирной платы (дополнительный ремонт квартир, установка санитарно-технических изделий или замена пришедших в негодность по вине жильцов и т. д.);
  • средства, поступающие от арендаторов за коммунальные услуги, содержание и ремонт многоквартирного дома;
  • средства от посреднической деятельности (получение агентского вознаграждения от ресурсоснабжающих организаций за сбор коммунальных платежей).

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам не относятся средства целевого финансирования, а именно:

  • средства бюджетов, выделяемые на управление многоквартирными домами управляющим организациям, направленные на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (в частности, бюджетные средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов);
  • средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета управляющей компании, направленные на финансирование работ по проведению ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Приведем пример калькулирования себестоимости услуг, учета доходов и расходов управляющей организацией.

Пример

Собственники многоквартирного дома на общем собрании решили доверить управление домом Управляющей компании ООО «Восток» и заключили с ней договор управления сроком на 3 года.

По условиям договора управляющая компания в течение согласованного срока за плату обязуется:

  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в данном многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам;
  • осуществлять текущий и капитальный ремонт общего имущества данного дома;
  • осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Общая площадь данного многоквартирного дома составляет 12 546 м 2 .

Многоквартирный дом состоит из:

  • 204 жилых помещений — квартир, принадлежащих на праве собственности физическим лицам;
  • нежилых помещений (подсобные помещения, используемые для хранения инвентаря, находящиеся на первом этаже).

Управляющая компания заключает договоры подряда со специализированными организациями на комплексное обслуживание многоквартирного дома, в которое входит:

  • техническое обслуживание помещений;
  • аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • сбор и вывоз мусора;
  • санитарное содержание мест общего пользования и придомовой территории;
  • обслуживание инженерных сетей до границы эксплуатационной ответственности.

Жилищно-коммунальное обслуживание осуществляется строго в соответствии с действующими нормативными актами по содержанию и ремонту жилищного фонда на основании сметы расходов.

Смета расходов на управление многоквартирным домом включает:

1. Расходы по договорам с ресурсоснабжающими организациями за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в случае его наличия), отопление (теплоснабжение).

Порядок определения объема предоставляемых ресурсоснабжающими организациями услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) зависит от наличия или отсутствия приборов учета. В нашем многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета. Поэтому стоимость предоставляемых коммунальных услуг определяется как произведение установленного для определенной категории потребителей тарифа на объем потребленных им коммунальных услуг в натуральных единицах, в частности:

  • водоснабжение — на 1 м 3 отпущенной воды;
  • водоотведение — на 1 м 3 отведенной сточной жидкости;
  • теплоснабжение — на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии;
  • горячее водоснабжение — на Гкал тепловой энергии на подогрев воды, или м 3 отпущенной горячей воды;
  • электроснабжение — на 1 кВт×ч. отпущенной электроэнергии.

2. Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Отражается общая сумма расходов по оплате услуг специализированных подрядных организаций, выполняющих по договору с управляющей организацией работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. К таким расходам относится:

  • вывоз бытового мусора;
  • уборка территории;
  • уборка внеквартирных мест общего пользования, в том числе мусоропроводов;
  • содержание придомовой территории, в том числе озеленение;
  • содержание и ремонт лифтов;
  • техническое обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий;
  • обслуживание и очистка вентиляционных каналов;
  • подготовка к зиме (утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, являющихся помещениями общего пользования).

Поясним, что к инженерному оборудованию в многоквартирном доме относится оборудование по водоснабжению, отоплению, канализации, электроснабжению, а к основным конструктивным элементам здания — фундаменты, стены, перекрытия, перегородки, крыша, лестницы, окна, двери, балконы.

3. Расходы на ремонт.

Отражается общая сумма расходов по оплате услуг подрядных организаций, выполняющих по договору с управляющей организацией ремонтные и строительно-монтажные работы.

К расходам на ремонт относятся расходы на текущий (профилактический) и непредвиденный ремонт (работы, связанные с устранением аварийных ситуаций).

Расходы на профилактический ремонт включают расходы:

  • на восстановление поврежденных участков зданий, фундаментов;
  • устранение неисправностей и профилактический ремонт внутренних инженерных систем и оборудования (устранение неисправностей кровель, замена водосточных труб, ремонт вентиляции и т. п.);
  • ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений, навесов для контейнеров, мусоросборников.

4. Расходы на капитальный ремонт.

Отражается сумма расходов по оплате услуг подрядных организаций, производящих капитальных ремонт.

Капитальный ремонт предполагает замену:

  • систем инженерного оборудования;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций многоквартирного дома.

5. Расходы управляющей организации.

К расходам управляющей организации относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию;
  • прочие расходы, связанные с предоставлением услуг по управлению многоквартирным домом.

В составе материальных расходов управляющей организации учитываются расходы на:

  • приобретение сырья, материалов, топлива, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, используемых в процессе предоставления услуг по содержанию многоквартирного дома;
  • оплату аренды нежилых помещений, занимаемых управляющей организацией;
  • коммунальные услуги, потребляемые управляющей организацией;
  • транспортные услуги;
  • другие расходы.

В расходах управляющей организации на оплату труда работников учитываются затраты на оплату труда сотрудников управляющей организации, занятых заключением договоров с подрядными, специализированными и ресурсоснабжающими организациями, начислением и сбором платежей, ведением претензионной работы, выполнением других функций по управлению многоквартирным домом, в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

В составе расходов на амортизацию оборудования управляющей организации, используемого в процессе предоставления услуг по управлению многоквартирным домом, учитываются амортизационные отчисления по объектам основных средств, числящимся на балансе управляющей организации.

В прочих расходах управляющей организации отражаются расходы, не вошедшие в перечисленные:

  • отчисления на страховые взносы работников управляющей организации во внебюджетные фонды;
  • оплата услуг банка;
  • оплата консультационных, информационных, консалтинговых и аудиторских услуг;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • платежи по обязательному страхованию имущества, гражданской ответственности, отдельных категорий работников в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ;
  • налоги, сборы, платежи и другие отчисления, установленные законодательством РФ;
  • другие расходы.

Расходы в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с положениями учетной политики управляющей компании, разработанной в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.214) «О бухгалтерском учете»;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 94н (в ред. от 27.04.2012).

Расходы разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату коммунальных услуг предприятиям жилищно-хозяйственного комплекса;
  • расходы на оплату услуг подрядным организациям, оказывающие ремонтно-эксплуатационные услуги по содержанию и ремонту дома;
  • расходы на оплату услуг подрядным организациям, выполняющим строительно-монтажные работы по капитальному ремонту зданий и сооружений;
  • расходы по оплате услуг единого расчетного центра;
  • прочие расходы, связанные с деятельностью по управлению многоквартирным домом.

Остальные расходы, в том числе связанные с содержанием аппарата управления компании, являются косвенными .

Прямые расходы учитываются на счете 20 «Основное производство» следующим образом:

20.01 — расходы по коммунальным платежам;

20.02 — расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

20.03 — расходы на текущий ремонт;

20.04 — расходы на капитальный ремонт.

Кроме того, предусмотрена детализация по субсчетам, открытым для каждого вида коммунальных платежей (20.01/«Отопление», 20.01/«ХВС», 20.01/«ГВС», 20.01/«Водоотводы», 20.01/«Электроснабжение»).

Косвенные расходы, в том числе расходы на содержание аппарата управления ООО «Восток», отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Косвенные расходы ежемесячно списываются на финансовый результат (в дебет счета 90.02).

Бухгалтер ежемесячно составляет калькуляцию произведенных расходов (ниже представлен пример калькуляции фактических расходов за декабрь 2013 г.).

Пример к алькуляции себестоимости услуг

Калькуляция себестоимости услуг за декабрь 2013 г.

Наименование услуг

Счет учета затрат

Сумма затрат на оказание услуг, руб.

Объем предоставленных услуг

Себестоимость единицы услуги, руб.

Единица измерения

Количество

Отопление

20.01/«Отопление»

Холодное водоснабжение

20.01/«ХВС»

Горячее водоснабжение

20.01/«ГВС»

Водоотводы

20.01/ «Водоотводы»

Электроснабжение

20.01/«Электроснабжение»

Итого расходов на коммунальные платежи

830 787,14

Расходы на содержание дома

Руб. за 1 м 2 площади

Руб. за 1 м 2 площади

Управление домом

Руб. за 1 м 2 площади

Всего произведенных расходов

1 179 440,48

Главный бухгалтер Иванова Иванова А. Г.

Также управляющая компания оформляет получение субсидий из бюджета . Сумма начислений эксплуатационных расходов для собственников при этом снижается на сумму предоставленных субсидий.

В нашем многоквартирном доме субсидию получает семья из 4-х человек: муж, жена и двое детей 3 и 7 лет. Порядок получения субсидии:

1. В первую очередь рассчитаем сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги по стандарту, приведенному в Постановлении Правительства РФ от 21.02.2013 № 146 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы» (далее — Постановление № 146):

147 руб. × 18 м 2 × 4 чел. = 10 584 руб.,

где 147 руб. — это регламентированный стандарт стоимости оплаты коммунальных услуг за 1 м 2 в г. Москве, утвержденный Постановлением № 146;

18 м 2 — это социальная норма площади жилья для 3-х и более человек, прописанных в жилом помещении.

Для расчета берутся все доходы, включая стипендии, пособия, пенсии и доплаты.

В нашем случае доход родителей в месяц составляет 18 000 руб. + пособия на детей (500 руб.).

Общий доход семьи будет 18 500 руб. (18 000 руб. + пособия на детей 500 руб.).

Доход на 1 человека соответственно составит:

18 500 руб. / 4 чел. = 4625 руб.

3. Подсчитаем средний прожиточный минимум на семью.

Для подсчета необходимо взять показатели прожиточного минимума, утвержденные правительством. В нашем примере для московской семьи:

  • трудоспособное население — 11 249 руб.;
  • дети — 8559 руб.

На основе этих данных определим средний прожиточный минимум на семью:

(11 249 руб. × 2 чел. + 8559 руб. × 2 чел.) / 4 чел. = 9924 руб.

4. Находим поправочный коэффициент

Для расчета необходимо совокупный доход семьи на одного человека разделить на средний прожиточный минимум на семью:

4625 руб. / 9924 руб. = 0,47.

5. Определим процент платежей за услуги ЖКХ из общего дохода.

Для расчета необходимо поправочный коэффициент умножить на стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, который утвержден правительством Москвы.

Размер компенсационного стандарта города Москвы устанавливается:

  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 600, но не более 1500 руб. в месяц, — 3 %;
  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 1500, но не более 2000 руб. в месяц, — 6 %;
  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 2000 руб. в месяц, — 10 %.

Следовательно, для нашего примера процент платежей равен:

0.47 × 10 % = 4,7 %.

6. Установим сумму максимально возможного платежа за коммунальные услуги.

Для этого совокупный доход семьи умножаем на процент платежей за услуги из общего дохода:

18 500 руб. × 4,7 % = 869,50 руб.

7. Вычисляем размер субсидии на оплату ЖКУ.

Сумму оплаты ЖКУ по стандарту (п. 1) минус сумма максимально возможного платежа за услуги:

10 584 руб. - 869,50 руб. = 9714,50 руб.

_____________________

Формирование цен на услуги управляющей компании

Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома формируется по следующему перечню работ и услуг:

1. Управление многоквартирным домом:

  • осуществление планового надзора и контроля за техническим состоянием объектов, переданных в управление, обеспечением их содержания и ремонта в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями;
  • организация работ по обследованию объектов с целью определения их технической готовности к эксплуатации (в том числе к сезонной), необходимости проведения текущего и капитального ремонта;
  • планирование работ по содержанию и ремонту переданных в управление объектов;
  • планирование финансовых и технических ресурсов;
  • осуществление систематического контроля над качеством услуг, работ подрядчиков и за исполнением иных договорных обязательств, корректировка размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве;
  • финансирование работ и услуг подрядчиков (участников процесса производства работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций за ненадлежащее качество работ и услуг;
  • ведение технической документации на переданные в управление объекты;
  • работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания;
  • выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения;
  • осуществление договорно-правовой деятельности;
  • организация работы по приему, расчету и учету платежей нанимателей и собственников помещений, взыскание задолженности по оплате, в том числе за коммунальные услуги согласно заключенным договорам на поставку коммунальных ресурсов.
  • санитарное содержание домохозяйства (уборка внеквартирных мест общего пользования, придомовых территорий, дератизация и дезинсекция; противопожарные мероприятия);
  • уход за элементами внешнего благоустройства;
  • вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;
  • техобслуживание жилых зданий (проведение частичных осмотров элементов жилого дома, устранение мелких неисправностей в ходе проведения частичных осмотров, а также по заявкам населения);
  • техобслуживание, техосвидетельствование и диагностическое обследование лифтов;
  • подготовка жилого дома к эксплуатации в весенне-летний период;
  • подготовка жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • обслуживание, обследование, регулировка и наладка систем инженерного оборудования, обслуживающего более одного жилого помещения: вентиляции, холодного водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения;
  • обслуживание и очистка дымоходов, газоходов и вентиляционных каналов;
  • обслуживание, техническое диагностирование и обследование систем газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и обеспечивающих работоспособность оборудования для более чем одного жилого помещения (кроме внутриквартирного газового оборудования — плит, газовых колонок);
  • уход за зелеными насаждениями.

3. Текущий ремонт — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей.

Коммунальные расходы определяются по общегородским тарифам. Цена услуги управляющей компании, согласованная с собственниками многоквартирного дома, составляет примерно 5-8 % от расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома (пример представлен в табл. 2).

Таблица 2. Цены на услуги управляющей компании

Услуги, оказываемые потребителям

Цена услуги, руб. за 1 м 2 площади

Техническое обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий

Очистка вентиляционных каналов и дымоходов

Противопожарные мероприятия

Сбор, вывоз и утилизация (захоронение) ТБО и КГМ

Услуги ЕРЦ

Итого расходов на содержание дома

Прибыль

Ремонт

Непредвиденный ремонт

Профилактический ремонт

Итого расходов на ремонт

Прибыль

Цена реализации на ремонт

Расчет коммунальных платежей производится на основании единой квитанции установленной формы. Собственники переводят квартирную плату на счет управляющей компании. Управляющая компания заключает договор о начислении и сборе платежей собственников помещений с центром коммунальных платежей. Правами на программу расчета жилищно-коммунальных услуг владеет управляющая компания. По штрих-коду квитанции бухгалтер получает полную информацию о движении денежных средств и все данные о собственнике.В договорах с ресурсоснабжающими организациями предусмотрено вознаграждение управляющей организациям за сбор средств от населения.

Пример

Продолжаем рассматривать наш пример.

В договоре о поставке коммунальных услуг, заключенном между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями, имеется пункт, согласно которому размер вознаграждения управляющей организации за услуги населению, сбор платежей от населения по договору составляет 4 % от перечисленной суммы.

В декабре 2013 г. управляющая компания предъявила к оплате собственникам платежей на сумму 1 159 991,18 руб.:

  • за коммунальные услуги — 830 787,14 руб.;
  • за услуги по содержанию дома — 258 447,60 руб. (12 546 м 2 × 20,60 руб.);
  • на покрытие расходов по текущему ремонту — 75 276 руб. (12 546 м 2 × 6,00 руб.).

При этом в декабре 2013 г. на расчетный счет управляющей компании поступили:

  • плата по коммунальным платежам — 650 000 руб.;
  • плата на возмещение расходов по содержанию дома — 240 000 руб.;
  • плата за возмещение расходов по текущему ремонту — 70 000 руб.;
  • денежные средства из бюджета — субсидии — 50 000 руб.

Из полученных денег:

  • оплачено поставщикам — ресурсоснабжающим организациям — 630 000 руб.;
  • оплачено подрядным организациям за содержание и текущий ремонт дома — 300 000 руб.;
  • перечислено ЕРЦ за обслуживание — 20 000 руб.;
  • начислено комиссионное вознаграждение — 25 200 руб. (630 000 руб. × 4 %).

___________________

НДС и налог на прибыль с доходов управляющей компании

НДС

В письме ФНС России от 15.03.2013 № АС-3-3/904 указано, что реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, не облагаются НДС в следующих случаях:

  • коммунальные услуги приобретены у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих компаний;
  • услуги управляющими компаниями оказываются по стоимости приобретения их приобретения у организаций жилищно-коммунального комплекса.

Важно!

Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых собственными силами управляющих компаний. Следовательно, операции по выполнению управляющей организацией работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектами налогообложения по НДС.

Пример

В нашем случае объектами налогообложения НДС будут являться следующие доходы управляющей компании:

  • комиссионное вознаграждение в сумме 25 200 руб., в том числе НДС 3844,06 руб.;
  • плата за услуги по содержанию дома в части разницы между ценами приобретения услуг у организаций жилищно-коммунального комплекса и ценой реализации этих услуг собственникам многоквартирного дома;
  • плата за услуги по текущему ремонту, так как эти работы выполняла не специализированная организация, в сумме 75 276 руб., в том числе НДС 11 482,77 руб.

Регистр расчета суммы НДС к уплате в бюджет за услуги по содержанию многоквартирного дома представлен в табл. 3.

Таблица 3. Регистр расчета суммы НДС к уплате в бюджет за услуги по содержанию многоквартирного дома

Вид дохода

Единица измерения

Количество

Цена услуги спецпредприятий ЖКХ

Цена реализации управляющей компании

Налогооблагаемая база НДС (гр. 5 - гр. 4) × гр. 3

Сумма НДС

(18 % × гр. 6)

руб. за 1 м 2 общей площади

Итого

19 697,22

Всего начислено НДС с реализации услуг за декабрь 2013 г.:

(3844,06 руб. + 11 482,77 руб. + 3545,50 руб.) = 18 872,33 руб.

Сумму НДС, начисленную на реализацию, уменьшают на сумму НДС, принятую к зачету в бюджет, по выполненным подрядной организации ремонтным работам. Всего подрядная организация выполнила работ на сумму 82 163,75 руб., в том числе НДС 12 533,45 руб.

Итак, в декабре 2013 г. сумма НДС к уплате в бюджет составит:

(18 712,33 руб. - 12 533,45 руб.) = 6338,88 руб.

____________________

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами.

Доходами управляющей компании в целях налогообложения являются предъявленные собственникам к оплате суммы платежей (коммунальные, по содержанию дома и текущему ремонту), поступающие от собственников помещений в рамках договора управления многоквартирным домом, а также комиссионное вознаграждение.

Не признаются доходом целевые поступления из бюджета (в нашем примере это субсидии) при условии их раздельного учета.

Расходами в целях налогообложения признаются документально подтвержденные, обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ), понесенные управляющей компанией при осуществлении деятельности по управлению домом. К таким расходам относятся расходы по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих и подрядных организаций, расходы по управлению домом (заработная плата персонала управляющей компании, отчисления во внебюджетные фонды, амортизация, прочие расходы).

Из доходов при расчете налога на прибыль вычитаются суммы НДС, начисленные на реализацию услуг.

Пример

Рассчитаем налог на прибыль управляющей организации (табл. 4).

Таблица 4. Расчет налога на прибыль управляющей организации

Вид дохода/расхода

Сумма, руб.

Отражение в регистрах бухгалтерского учета

Отражение в регистрах налогового учета

Плата по коммунальным платежам

90.01/1 «Коммунальные платежи»

«Доходы за коммунальные платежи»

Плата за услуги по содержанию дома

Плата за текущий ремонт

90.01/2 «Услуги по содержанию и ремонту дома»

«Доходы за услуги по содержанию и ремонту дома»

Агентское вознаграждение

90.01/3 «Агентское вознаграждение»

«Доходы за полученное агентское вознаграждение»

Итого доходов

1 189 710,74

Сумма НДС, начисленная с доходов по реализации

18 872,33

68.4 «Расчеты по налогу на прибыль»

Расходы на коммунальные платежи

20.01 «Расходы по коммунальным платежам

«Расходы по коммунальным платежам»

Расходы по содержанию дома

20.02 «Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»

«Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»

Расходы на текущий ремонт

20.03 «Расходы на текущий ремонт

«Расходы на текущий ремонт»

Расходы по управлению домом

26 «Общехозяйственные расходы»

«Косвенные расходы»

Итого расходов

1 179 440,48

Налогооблагаемая база

8601,59 (1 189 710,74 - 18 872,33 - 1 179 440,48)

Сумма налога на прибыль

Как видим, за декабрь 2013 г. организация получила убыток, а значит, налог на прибыль не уплачивается.

________________

В настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами на рынке коммунальных услуг востребована и интенсивно развивается. Появляются новые управляющие компании, растет конкуренция. На конкурентоспособность управляющей компании прежде всего может повлиять качество оказываемых услуг и приемлемые цены, поэтому важно грамотно распределить затраты и зоны ответственности.

Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Однако, ст.13 названного закона, при определенных обстоятельствах, допускает возможность признавать часть действий допустимыми.

Допустимы ли действия Гарантирующего поставщика, связанные с выставлением жителям многоквартирных домов счетов за электрическую энергию не имея на это оснований?

Фабула.

1. Гарантирующий поставщик (ГП) ежемесячно выставляет жителям многоквартирных домов, имеющих общедомовой прибор учета (ОДПУ), счета на оплату потребленной электрической энергии разбивая на индивидуальное потребление и потребление для общедомовых нужд (ОДН). ОДН рассчитывает в соответствии с нормативами потребления, а сверх нормативов не выставляет.

2. У жителей заключен действующий договор с управляющей компанией (УК) на управление многоквартирным домом. Предоставление коммунальной услуги по электроснабжениюв, том числе входит в обязанность УК. Жители многоквартирных домов не принимали решений об осуществлении расчетов за электроэнергию напрямую с ГП.

Позиция: П.7.1. ст.153 ЖК РФ предусматривает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.

В соответствии с ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Оплата жителями МКД выставленных Гарантирующим Поставщиком счетов не может свидетельствовать о принятии решения собственниками МКД о внесении платы за электроэнергию непосредственно ГП (ресурсоснабжающей организации).

Таким образом, ежемесячное выставление счетов ГП жителям МКД где выбран способ управления через управляющую компанию является злоупотреблением Гарантирующим поставщиком доминирующим положением путем:

Создание дискриминационных условий, выраженных в создании условий потребления электрической энергии, при которых несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, выбравшими такой же способ управления и осуществляющие оплату за электроэнергию через УК (ч.8 ст.10).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в частности, разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

С одной стороны действия ГП моту быть признаны допустимыми в связи с тем, что:

1) денежные средства за электроэнергию в любом случае должны попасть к нему;

2) действия ГП по выставлению счетов вроде бы не создают для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

3) не налагаются на участников рынка электрической энергии необоснованных ограничений;

4) действия ГП по выставлению счетов на оплату за э/э жителям МКД, при наличии управляющей компании, приводит к совершенствованию реализации э/э путем упрощения схемы прохождения денежных средств;

С другой стороны, данные действия могут ущемлять права собственников МКД, в случае:

1) если фактическое потребления на ОДН окажешься меньше норматива;

2) данная схема расчетов не предусмотрена действующим законодательством, а в отношении ОДН прямо запрещена законом.

Так вот, интересно ваше мнение - ежемесячное выставление ГП счетов на оплату электроэнергии за индивидуальное потребление и ОДН (в пределах норматива) является злоупотреблением ГП своим доминирующим положением, если да то находится ли такое злоупотребление в допустимых пределах?