Походы Транспорт Экономные печи

Как разобрать компьютерный вентилятор. Как разобрать и почистить от пыли кулер компьютера и ноутбука. Профилактика вентилятора блока питания

Компьютерная техника, как и любые современные электронные устройства, требует хотя и минимального, но регулярного ухода. Если пыль на «материнке» или в блоке питания может вызвать замыкание соседних дорожек и выход со строя всего компьютера, то грязь и пыль, скапливающиеся на поверхности вентилятора, приводит к его утяжелению и, как следствие, к снижению скорости вращения и уменьшению потока воздуха. Это очень часто приводит к перегреву всех компонентов компьютера и вызывает зависания и сбои (при незначительном загрязнении) и даже к выходу со строя важных компонентов системы (если не почистить вентилятор своевременно). Также увеличивается нагрузка на втулки (подшипники) самого вентилятора и ресурс сего работы существенно сокращается. Поэтому необходимо следить за чистотой поверхности вентилятора и своевременно выполнять очистку от пыли. О необходимости такой процедуры свидетельствуют громкие звуки с системного блока (или с корпуса ноутбука), особенно при включении.

Мы приготовили пошаговую инструкцию, в которой расскажем, как разобрать и почистить от пыли кулеры, установленные в компьютере или в ноутбуке. Но если вы не уверены в своих силах это могут сделать эксперты техники .

Как почистить вентилятор в компьютере

Для этой цели необходимо подготовить:

  • пинцет;
  • острый скальпель или тонкий нож;
  • ватные палочки и кисточку;
  • спирт;
  • силиконовую смазку (при отсутствии можно использовать «веретенку»).

Также желательно иметь баллончик со сжатым воздухом или пылесос, с подключением трубки в обратную сторону – на выдувание. Ну и естественно отвертку для разборки компьютера и снятия вентиляторов.

Прежде чем приступить к разборке компьютера, необходимо отключить его от электросети, отсоединив питающий шнур от системного блока. Также рекомендуется вытащить разъемы от других элементов системы (монитора, локальной сети, дополнительных аудио и видеоустройств). При этом необходимо запомнить или зарисовать существующую схему взаимных подключений для облегчения сборки.

Первым этапом очистки вентиляторов является обеспечения доступа вовнутрь «системника». Для этого снимаем боковую крышку, предварительно открутив отверткой винты крепления. На следующем этапе можно при помощи пылесоса аккуратно выдуть пыль с внутренних поверхностей и компонентов «системника», что облегчит работу с вентиляторами. После этого визуально находим все имеющиеся внутри вентиляторы и приступаем к их очистке.

В большинстве случаев в системном блоке имеется несколько разновидностей воздухонагнетающих устройств: кулер процессора, один или несколько вентиляторов внутри корпуса, охлаждающие пропеллеры на видеоадптере и вентилятор на блоке питания. В зависимости от назначения и места установки очистка имеет свои особенности.

Как снять кулер на процессоре, блоке питания и видеокарте


При очистке системы охлаждения процессора необходимо соблюдать повышенную осторожность, чтобы не повредить чип и окружающие его элементы. Существует несколько вариантов крепления вентилятора к радиатору процессорного блока: на защелках, при помощи болтового соединения и несъемные конструкции. В последнем случае можно только выполнить поверхностную очистку и выдувание пыли. Если кулер закреплен защелками, достаточно при помощи плоской отвертки их немного отогнуть и вытащить вентилятор из так называемых «замков». При болтовом креплении достаточно разобрать конструкцию при помощи отвертки. После этого отключите кабель от гнезда на материнской плате, запомнив его правильное расположение.

Чтобы снять и подготовить к чистке вентилятор блока питания необходимо полностью демонтировать блок питания, предварительно отсоединив все разъемы от «материнки», жестких дисков и других компонентов. После этого отверткой откручиваются болты крепления, расположенные на задней части «системника». После извлечения блока питания необходимо аккуратно снять с него крышку (крепится специальными саморезами), обеспечив доступ к кулеру.

Для доступа к вентилятору видеоадаптера лучше всего вытащить его из PCI-разъема и уже на столе приступить к его разборке и чистке. Остальные вентиляторы, расположенные на стенках системного блока, снимаются без особых проблем, так как они закреплены к корпусу болтами или специальными легкосъемными фиксаторами. Перед профилактикой их также необходимо отключать от разъемов питания.

Как разобрать и смазать вентилятор в компьютере


Несмотря на то, что при беглом осмотре вентилятор кажется неразборным, он довольно просто разбирается. Для этого необходимо:

  1. при помощи тонкого ножа или скальпеля поддеть и снять резиновую заглушку, которая обычно находится под этикеткой;
  2. снять стопорное кольцо;
  3. аккуратно вставить в прорезь стопора кончик ножа и приподнять одну из сторон кольца;
  4. снять специальные резиновые заглушки, защищающие внутренний механизм устройства от масла.

После этого можно приступить непосредственно к очистке. Для этого:

  1. рассоединяются две части вентилятора. Та, которая содержит «электронику» протирается сухой салфеткой или ватной палочкой или же продувается мощным воздушным потоком (от баллончика со сжатым воздухом или пылесоса). Другую часть можно промыть проточной водой;
  2. на следующем этапе ватной палочкой, смоченной в спирте, удаляются остатки старой смазки и грязи;
  3. после этого необходимо внутренние части обработать силиконовым маслом или, при его отсутствии, «веретенкой», обмакивая в жидкость ватную палочку. Смазку необходимо равномерно растереть по поверхности механизма, не допуская ее попадания на электронные катушки. Смазка защитит механизм от влаги, перегрева и многих других проблем;

Как собрать кулер


Как всегда сборку следует выполнять в обратной последовательности:

  1. надеть крыльчатку на «электронику»;
  2. насадить на стержень поочередно обе резиновые заглушки;
  3. установить на место стопорное кольцо, удерживающее верхушку лопастной части;
  4. закрыть заглушкой механизм;
  5. установить вентилятор на место и подключить его обратно в схему.

После этого необходимо подключить снятые ранее разъемы и, проверив правильность соединения, включить компьютер. Если все сделано правильно, вы сразу же почувствуете результат – работать компьютер станет намного тише.

Как почистить вентилятор в ноутбуке


Ноутбуки являются еще более компактными устройствами с высокой плотностью компонентов. При этом, чтобы добраться до кулера, необходимо снимать некоторые узлы, что для неподготовленного человека довольно сложно и очистку вентилятора лучше всего доверить специалисту. Но если вы уверены в своих силах можно попытаться выполнить очистку от пыли без снятия самого вентилятора. Для этого необходимо снять заднюю крышку ноутбука, отвинтив несколько саморезов. В зависимости от конструкции может понадобиться снятие еще некоторых деталей.

После получения доступа к вентилятору нужно аккуратно очистить его лопасти и корпус от пыли кисточкой или ватными палочками. Более тщательная очистка выполняется с использованием баллончика со сжатым воздухом или пылесоса. При этом необходимо действовать аккуратно, чтобы не повредить тепловые трубки, отводящие тепло от компонентов ноутбука. Все работы необходимо при отключенном от сети блоке питания и отсоединенной батареей.

Об удалении пыли с ноутбука со снятием системы охлаждения будет подробно рассказано в одной из следующих статей. А недавно мы писали .



Вентилятор.

model PLA08025S12L



Инструменты

  1. Сверло 1мм.
  2. Сверло 6мм (заточка типа «цапфенбор»).
  3. Крючок монтажный маленький.
  4. Шило.
  5. Тонкая отвртка.
  6. Пинцет узкий.


Вначале размечаем местоположение будущего отверстия со стороны статора. Рекомендую вложить в углубление подходящую шайбочку для повышения точности. Разметкой может служить углубление сделанное шилом в пластмассе. https://сайт/ru/


Сверлим отверстие диаметром 1мм по разметке.


Затачиваем сверло диаметром около шести миллиметров примерно так, как показано на рисунке, иначе, при сверлении, сверло упрётся в вал вентилятора, что не позволить рассверлить отверстие.


Рассверливаем отверстие до диаметра 6мм.


Удаляем колечко, образовавшееся при сверлении, и тефлоновую прокладку.


Эти детали выглядят примерно так.

1 - Такое колечко формируется при использовании для сверления сверла с заточкой типа "Цапфенбор".

2 - Тефлоновая шайба, которая была расположена между задней стенкой и валом вентилятора.


На следующей картинке изображён вал вентилятора со стопорной канавкой. По форме канавки видно, что вставить такой вал в стопорную шайбу легко, а вынуть сложно.


Чтобы освободить вал, нужно монтажным крючком отогнуть вверх все четыре лепестка стопорной шайбы. После чего, можно вытолкнуть вал вместе с крыльчаткой тонкой отвёрткой или спичкой.



После чистки и смазки можно собрать вентилятор в обратном порядке.



Если вы повредили лепестки стопорной шайбы, не волнуйтесь, на работоспособности это никак не отразится.

Заглушить образовавшееся при разборке отверстие можно любым удобным для вас способом.

Например, можно вырезать заглушку из изоляционной ленты черного цвета.

Для этого два кусочка ленты наклеиваются друг на друга, а затем прорезаются просечкой подходящего диаметра.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Некоторые узлы и детали компьютера и ноутбука нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Например, вентилятор или, как его ещё называют — кулер. Он устанавливается для охлаждения процессора, блока питания и видеокарты. На некоторых материнских платах вентилятор устанавливается на южный мост. Если регулярно не чистить и не смазывать кулер, то он забьётся пылью, да ещё и шуметь начнет, раздражая окружающих диким рёвом при включении, а позже — уже и постоянно при работе. А это не есть «гуд». Поэтому я советую до крайности не доводит, а своевременно смазать вентилятор на процессоре и видеокарте. Как это сделать я сейчас наглядно покажу.

Смазка для подшипника вентиляторов компьютера

Чем можно смазать кулер? Для этих целей лучше всего подходит обычное бытовое машинное масло. Так же для этих целей отлично подходит проникающая смазка WD-40:

Так же в магазинах электроники Вы можете встретить специальные смазки для кулера типа силиконового масла или смазки Циатим 203 или 221, ФИОЛ. В крайнем случае подойдёт и Литол.

Что нельзя использовать для смазки компьютерных вентиляторов? Во первых это растительное или сливочное масло, животные жиры, вазелин или вазелиновое масло, лубриканты на водяной основе, различные крема и увлажнители.

Чем будем мазать определились, теперь перейдём непосредственно к действиям.

Шаг 1. Разборка системы охлаждения

Начинаем с того, что снимаем вентилятор с радиатора процессора или видеокарты. На многих моделях кулеров для процессора можно снять просто открутив 4 винта.
В более сложных случаях придётся снимать всё полностью, вместе с радиатором и уже тогда разбирать. В случае с видеокартой всё то же самое. На ноутбуках ещё сложнее — обычно надо отсоединить всю «улитку» вместе с кулером:

После того, как демонтаж закончен — обязательно протрите пыль с лопастей и корпуса влажной салфеткой или тряпочкой.

Шаг 2. Отрываем наклейку

На каждом компьютерном вентиляторе есть наклейка, закрывающая доступ к запирающей муфте. Аккуратно отклеиваем её так, чтобы можно было приклеить назад:

Под наклейкой может быть ещё и пластмассовая или резиновая заглушка-пробочка:

Её тоже надо извлечь.

Шаг 3. Смазка оси вентилятора процессора или видеокарты

На этом этапе надо аккуратно, чтобы не залить всё смазкой, капнуть маслом или брызнуть WD-40 на ось кулера:

Кстати, машинным маслом смазывать вентилятор удобнее всего с помощью обычного шприца на 5 мл — просто и аккуратно.

После этого возвращаем заглушку назад и приклеиваем наклейку обратно.

Как разобрать кулер?!

В некоторых случаях, когда используемый вентиль уже давно не чистился и пылью забить под завязку так, что плохо проворачиваются лопасти — лучше всего его полностью разобрать, почистить и помазать.

Для этого надо очень аккуратно снять запорную муфту:

Или запорное резиновое кольцо:

После этого можно полностью снять лопасти вентилятора вместе с валом. Останется сам электромотор:

Обычно используется один подшипник. В некоторых случаях их может быть и два, как в моём примере. Тогда второй надо аккуратно снять. Сначала — уплотнительное колечко:

Теперь надо с помощью ватных палочек полностью очистить внутренности от грязи, пыли и старой смазки:

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.