Походы Транспорт Экономные печи

Древнегреческий миф о зевсе и нимфе ио. Мифы и легенды древней Греции. Две версии одного события

Жила Ио в небольшом городке Аргосе, в доме отца своего – речного царя Инаха. Однажды в жаркий день пошла юная Ио на реку. Только она разделась и нырнула в теплую воду, как на берегу появился сам великий громовержец. Стал он говорить прекрасной нимфе о своей любви, ласкал ее и обещал сделать великой богиней. А в это время Гера посмотрела с Олимпа на Аргос и увидела Зевса рядом с прекрасной нимфой. Она быстро слетела на землю и направилась к берегу. Но Зевс почувствовал приближение Геры и, чтобы скрыть от нее свою возлюбленную, превратил Ио в белоснежную телочку.

Но это не спасло несчастную Ио. Гера догадалась о хитрости Зевса и сама решила его перехитрить.
– Я заметила, что у нас появилась чудесная белоснежная телочка. Она мне очень нравится. О мой великодушный повелитель, я прошу тебя подарить мне ее, – уговаривала она своего мужа.
Зевсу очень не хотелось отдавать Гере белоснежную телочку, но и отказать ей он не мог.
Как только Гера завладела несчастной Ио, она отправила ее подальше от Олимпа и приставила к ней сторожем стоглазого Аргуса. Ни одного лишнего движения не могла сделать Ио, которого бы не заметил Аргус, это чудовище, не знающее сна. Его глаза спали по очереди. Пока спали два глаза, остальные 98 бодрствовали и следили за Ио. Днем он давал ей пастись, а как только наступала ночь, запирал в хлев, да еще и веревкой привязывал. Лежала несчастная Ио в темном хлеву на холодной земле и плакала. Некому было ей даже пожаловаться. Как-то днем она паслась возле своего дома и увидела сестер. Но сестры ее – наяды – не узнали Ио, не узнал ее и сам отец, Инах. Она целый день ходила за ними, давала себя погладить, ласкалась к ним. Когда изумленный Инах протянул ей сочную траву, Ио стала лизать ему руки и целовать его ладони, слезы потекли из ее прекрасных глаз. Только тогда понял Инах, кто стоит перед ним.– О, я несчастный, – вскричал он горько и бросился обнимать шею своей дочери – коровы, целовал ее, гладил маленькие рожки. – Я гордился тобой, ждал внуков, теперь из стада возьмешь ты себе мужа, из стада и сын твой будет. Даже смерть теперь не избавит меня от этих мук.
Так они и стояли, прижавшись друг к другу. Но тут появился Аргус и погнал Ио на дальние пастбища. Зевс не мог больше видеть страдания несчастной Ио, он позвал быстроногого Гермеса и послал его на землю спасти Ио.
Соскользнул стремительный Гермес на землю, снял свои летающие сандалии, взял в руки трость и, притворившись пастухом, погнал коз к той вершине, где сидел стоглазый Аргус. Скучно было Аргусу одному, и он обрадовался появлению пастуха.
– Иди сюда, – закричал он, махая руками, – садись со мной рядом. Ты нигде не найдешь лучше травы, чем здесь. Да и тени здесь хватает.
Присел Гермес рядом со стоглазым сторожем, разговорились они, так день и прошел незаметно. А к вечеру Гермес заиграл на свирели, и так хорошо и долго играл, что совсем усыпил Аргуса. Закрылись все его сто глаз, а Гермес выхватил острый меч и отрубил ему голову.
Теперь Ио была свободна, но жестокая Гера все равно не оставила ее в покое. Она наслала на Ио огромного овода, который всюду преследовал ее. Он впивался своим ужасным жалом в тело белоснежной телочки и причинял ей невыносимые страдания. Обезумевшая от боли и мучений несчастная Ио хотела убежать от овода. Она мчалась по лесам и болотам, забиралась в самые глухие места, но нигде не находила покоя. Безжалостный овод не отставал и гнал ее из страны в страну.
Наконец она прибежала в страну скифов и увидела прикованного к скале титана Прометея. И вот она здесь.
– Я не знаю, сколько мне еще терпеть муки, и прошу мудрого Прометея сказать об этом.
Так закончила несчастная Ио свой печальный рассказ.
Все были так потрясены горькой судьбой и страданиями прекрасной Ио, что никто не решался первым нарушить глубокое молчание. Наконец Прометей заговорил:
– О, верь мне, Ио! Лучше не знать тебе этого, чем знать! Еще очень много мучений примешь ты на своем пути, и много стран придется еще тебе пройти. Твой полный страданий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к Босфорскому проливу и к морю, которое потом назовут твоим именем – Ионическим, как только ты переплывешь его. Ты попадешь в страну, где живут ужасные горгоны, на голове у них вместо волос извиваются мерзкие змеи. Остерегайся их! Остерегайся также и опасных грифов, которых ты тоже встретишь на своем тяжком пути. А потом ты наконец достигнешь Библинских гор, откуда низвергаются благодатные потоки Нила. Вот там-то, в стране, где течет полноводный Нил, ты и найдешь долгожданный и выстраданный покой. Там Зевс вернет тебе твой настоящий прекрасный облик, ты снова станешь прекрасной богиней Ио и родишь могучего сына. Он будет властвовать над всем Египтом и даст начало славному роду героев. Из этого рода произойдет и тот герой, который придет сюда и освободит меня из оков. Имя ему будет Геракл.
Громко и жалобно застонала несчастная Ио и воскликнула тоскливо:
– О горе, горе! Как вынести все то, что приготовила мне жестокая судьба!
В это время овод настиг страдающую Ио и вонзил свое острое жало в ее израненное тело. Она громко вскрикнула от боли и, безумно вращая глазами, помчалась дальше.
А Прометей громко закричал, обращаясь к небу:
– Царствуй, жестокосердный Зевс. Но настанет день, когда и у тебя отнимут власть, и ты тоже будешь сброшен в вечный мрак. Никто из богов не сможет помочь тебе, и никто не знает, как предотвратить твою грозную судьбу. Один я знаю! Но я больше не буду помогать тебе.
Вдруг в воздухе, словно падающая звезда, пронесся быстроногий Гермес и встал перед титаном. Зевс послал своего вестника узнать у Прометея эту великую тайну, кто отнимет у него власть над миром.
– Ты грешен перед Зевсом, Прометей, – сказал Гермес непокорному титану, – и теперь можешь снять с себя этот грех, отвечай, кто поднимет руку на Зевса, кто из его сыновей посмеет это сделать? Если ты не откроешь свою тайну, тебе будет еще хуже. Ударом своей молнии Зевс обрушит скалу, на которой ты висишь, в бездонную пропасть, и там, в глубоком мраке, ты будешь мучиться без света и тепла. Потом опять поднимет он скалу наверх, но не для того, чтобы облегчить твои страдания. Каждый день сюда будет прилетать огромный кровожадный орел и клевать твою печень. Она будет вновь и вновь отрастать, ведь ты же бессмертный, а он будет снова и снова терзать ее своими острыми когтями. И висеть на этой скале ты будешь до тех пор, пока кто-нибудь не согласится сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, и покорись, ведь ты же знаешь, что Зевс выполнит свою угрозу.
Но не покорился гордый Прометей и не открыл своей тайны. И тут же раздался страшный грохот, задрожала земля, сверкнула яркая молния, началось великое землетрясение. Скала раскололась и обрушилась в бездну. С ней вместе исчез и Прометей.

Богиня Ио – героиня греческой мифологии, возлюбленная могущего Зевса и жрица его жены Геры. Мифы Греции по многим параметрам напоминают сказки, в которых живут божества, внешне похожие на людей, но при этом обладают могуществом и сверхъестественными способностями. Их много, между ними сложились определённые отношения, разобраться в которых довольно не просто.

Богиня Ио

Принято считать, что отцом Ио был древний аргивский царь, который был так же речным богом, Инаха. Это подтверждают в своих произведениях Овидий, Вергилий, Кастор и многие другие трагики. Матерью её считают Аргию. Но достоверно установить, кто был отцом Ио, не представляется возможным, так как в других источниках называют Иаса, Пирена, Прометея, Арестора, Гермеса. В некоторых источниках Ио – жена Прометея.

Миф о Ио и Зевсе

Согласно ему, Гера, жена могучего громовержца Зевса, не увидела на троне своего мужа и отправилась на его поиски. Искала она его долго, наконец, её внимание привлекло большое и густое облако, которое двигалось возле самой земли. Гера, терпевшая многие обиды от Зевса, заподозрила, что- то неладное и стала рассеивать облако.

Под облаком действительно находился Зевс, который преследовал прекрасную богиню Ио, дочь аргивского царя Инаха. Отец, из-за козней Зевса, выгнал её из дома, и бедная девушка шла, куда глаза глядят. По другой версии, будучи жрицей Геры, Ио влюбилась в её мужа Зевса. При встрече с ней он превращался в густое облако, которое скрывало Зевса и богиню Ио.

Увидев, что облако рассеивается, Зевс понял, что это дело рук его жены. Он превратил Ио в белоснежную корову. Гера, увидев Зевса, стала расспрашивать его, что он делал под облаком. Он ответил, что любовался прекрасным животным. Не веря ему, Гера попросила, чтобы он подарил корову ей. Зевсу ничего другого не осталось, как выполнить её желание. Корова стала принадлежать Гере, которая приставила к ней мифического великана Аргуса, всё тело которого было усыпано глазами. Одна часть их бодрствовала, пока другая часть спала.

Гера

Гера – верховная богиня, проживающая на Олимпе. Она являлась покровительницей семьи. В мифах она представлена, как ревнивая, властная и жестокая хранительница семейного очага. Супругом и братом её был Зевс. Они хранили свои отношения ото всех более 300 лет, после этого стали мужем и женой. Она прославилась тем, что насылала беды и несчастья любовницам Зевса и их совместным детям. История богини Ио одна из многих.

  • Ядовитыми змеями она усеяла остров, где жила Эгина со своим сыном Эаком, которого она родила от Зевса.
  • Семелу убедила, что она должна увидеть Зевса во всём его великолепии, бедная женщина при появлении своего возлюбленного во всём блеске попросту превратилась в пепел. Её сын Дионисий, рождённый от Зевса, ещё был маленьким. Его взяла на воспитание сестра Семелы – Ино. Гера наслала на её безумие.
  • Прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова за другими до бесконечности.
  • Царицу Ламию заколдовала, и она стала чудовищем, Каллисто превратила в медведицу.
  • Беременная Лето, будучи проклята, не могла родить на твёрдой земле.

В Илиаде Гомера можно прочитать, как Гера ненавидела побочного сына Зевса Геракла. Она насылала на ребёнка змей, бурю, которая отбросила его к Косу. Её борьба с ним продолжалась до тех пор, пока его не прославили, как героя и он был обожествлён. После этого она отдала ему в жены свою дочь Гебу.


Гера и Ио

Неудивительно, что могучая Гера стала сводить счёты и с прекрасной богиней Ио, которая была превращена в корову, выпрошенную ею у мужа. Печальная участь ждала Ио. Обладая человеческим разумом, она не могла выразить своего горя окружающим, так как вместо голоса, слышала мычание и пугалась его. Повстречав своего отца и сестёр, она стала ласкаться к ним, а когда старый Инах гладил её по голове, готова была умереть от горя, что не может рассказать близким, что с ней случилось. Она только начертала свою историю копытом на песке. Бедные родные ничем не могли ей помочь.

Зевс решает спасти её, и просит своего сына Гермеса избавить Ио от Аргуса. Юноша пришёл на луг, где паслась Ио. Сторожил её стоглазый Аргус. Наигрывая на флейте нежные мелодии, он усыпил его, после этого убил, отрубив ему голову. Но Гера не могла не отомстить, поэтому она насылает на неё чудовищного овода, который своими укусами причинял Ио невероятные страдания.

Измученная богиня Ио из древней Греции, превращённая в корову, не знающая покоя ни днём, ни ночью, вынуждена была бежать, не ведая куда. Укрыться от безжалостного овода ей не удавалось. Она бежала из одной страны в другую, не ведая как ей избавиться от вампира. Она, гонимая оводом, пришла в страну скифов, где увидела Прометея, прикованного цепью к скале. Он сказал ей, чтобы она шла в Египет. Именно там она избавится от своих мучений и снова станет человеком.

Зевс – громовержец

Главный из жителей Олимпа — бог неба, молний и громов, владеющий всем миром – Зевс, брат и муж Геры, отец богов и людей. Зевс распределяет на земле добро и зло. Он дал людям стыд, совесть. Зевс есть судьба человека, карающая сила. Он может предвидеть будущее и с помощью снов известить людей о приближающихся событиях, а так же предупреждает их с помощью молний и грома.

Весь жизненный устой на земле устроен им. Он покровительствует молящим его, защищает обиженных, он устанавливает власть правителей, и подарил людям законы. Он хранитель традиций, семьи и дома. Он самый главный и все боги подчиняются ему. Несмотря на то, что он был покровителем семьи, у него было множество возлюбленных, что давало повод для бешеной ревности Геры, которая была третьей его женой.

Миф о богине Ио в древней Греции был небольшой частью описания жизни богов, которые своими страстями, предпочтениями, привычками были так похожи на людей. Следует учесть, что отношения между людьми в то время были иными, совершенно не такими, к которым мы привыкли в настоящем. Понять поведение олимпийских богов современным людям трудно. Воспитанным на христианских традициях, невозможно понять, как защитник семьи Зевс мог позволить себе столько связей на стороне. Это было время перехода от полигамии к семейным отношениям, которые постепенно приобрели твёрдые устои.

Богиня Ио в Египте

Много пришлось Ио пройти, чтобы достичь вожделенного Египта, где Зевс сумел её превратить в прекрасную богиню Ио. Достигнув Египта, она избавилась от овода и пала на колени, умоляя Зевса вернуть ей прежний вид. Это случилось только после того, когда Зевсу удалось умалить гнев Геры. И вот со страдалицы стала сходить шерсть, отпадать рога и уродливые копыта превратились в прекрасные руки и ноги. Долго Ио не решилась заговорить, боясь, что вместо голоса услышит мычание, но, заговорив, она услышала свой прекрасный голос.

Увидел её Зевс и вновь к нему вернулось прежнее чувство к ней. Нежною рукой коснулся он Ио, и она родила от Зевса сына Эпафа, который впоследствии станет царём Египта и родоначальником знаменитого рода, давшего миру героев, к их числу относился и Геракл. Египтяне стали почитать Ио как богиню Изиду.

Известно, что древнегреческие мифы зачастую строились на сюжетах, почерпнутых из реальной жизни, и вымышленных героев авторы наделяли собственными чертами. Именно поэтому многие античные божества далеки от образцов морали и нравственности в их современном понимании. Примером тому может послужить история верховного громовержца Зевса и юной богини Ио.

Юная любовница хозяина Олимпа

Пришедшая в современный мир из Древней Греции богиня Ио имела весьма туманное происхождение. По одним источникам, она была дочерью речного бога Инаха, по другим же − одного престарелого, но весьма любвеобильного царька. Приводятся и другие варианты. Впрочем, это дело житейское, ведь известно, что даже мать ребенка не всегда может с уверенностью назвать имя отца.

Так или иначе, но свое отрочество богиня Ио провела в храме Геры - всесильной покровительницы брака, которая по неосмотрительности взяла ее в штат своих жриц. Вела себя юная девица вполне благопристойно, пока не влюбилась в ее мужа − верховного бога и хозяина Олимпа, Зевса, поражавшего своей мужской красотой всех без разбора представительниц слабого пола. Тот не заставил себя долго уговаривать, и между ними завязалась любовная интрижка − одна из тех, что в разных вариантах повторяются со времен мироздания.

Неудавшаяся хитрость

Чтобы усыпить бдительность жены, а возможно, желая придать роману некоторую пикантность, Зевс на время превратил возлюбленную в корову − белую и прекрасную, каких свет не видывал. Однако Гера, зная наклонности мужа, быстро раскусила его и обрушила на головы любовников свой праведный гнев.

Высказав мужу все, что говорят в подобных случаях, и пригрозив «уйти к маме», она потребовала, чтобы в знак раскаяния он отдал ей «эту мерзкую развратницу». Тот малодушно согласился, и несчастная богиня Ио оказалась во власти Геры, не пожалевшей сил, чтобы отомстить ей со всей беспощадностью, на которую способна любившая, но обманутая женщина.

Чудище, сраженное Гермесом

В довершение бед Гера приставила к своей пленнице всевидящего стража - многоглазого великана Аргуса, который постоянно изводил бедняжку пустыми придирками. Возможно, история богини Ио на этом бы и закончилась, если бы не совесть, проснувшаяся в душе ее прежнего любовника.

Видя, на какие страдания он обрек несчастную девицу, Зевс поручил своему сыну Гермесу (тоже, надо сказать, изрядному ловеласу) убить великана и освободить пленницу. Не переча отцу, он выполнил его поручение, предварительно усыпив чудище своими речами. Надо заметить, что искусство наводить сон на слушателей не только не утрачено в наши дни, но и доведено некоторыми ораторами до совершенства.

Месть Геры

Узнав о случившемся, Гера пришла в неописуемый гнев. Прежде всего она наложила на беглянку заклятие, в силу которого та была обречена навек оставаться в облике коровы. Кроме того, силой волшебства создала страшного овода - гигантское насекомое, которое должно было повсюду преследовать богиню Ио и, беспощадно жаля, причинять ей нестерпимые мучения.

Лишь в пределах далекой северной страны Скифии луч надежды забрезжил для порядком уже отчаявшейся богини Ио. Древняя легенда повествует, о том, что в то время, когда она достигла полярных широт, там к одной из скал был прикован ее земляк Прометей - могучий титан, подаривший людям огонь, и обреченный за это на страдания, причиняемые орлом, который день и ночь терзал его грудь. Понимая как никто другой проблемы своей соотечественницы, он утешил ее предсказанием, что избавление от бед ожидает ее на берегах Нила.

Услышав эту радостную весть, Ио поспешила в Египет, а в след за ней полетел изрядно озябший и покрытый инеем овод. От мороза он стал еще злее и бросался на беглянку подобно бешеному псу. О том, сколько и каких мучений ей довелось претерпеть по дороге, составители легенды умалчивают, позволив вообразить это самим читателям. Однако со всей определенностью сообщается, что на берегу великой африканской реки роман между богиней Ио и Зевсом получил неожиданное и счастливое продолжение.

Плод любви, вызревший на берегу Нила

Истосковавшись по своей прежней пассии, громовержец изрядно напрягся и силой колдовства сумел разрушить чары, которыми опутала ее коварная Гера. Мерзкий овод издох, а коровья шкура, столь долго скрывавшая под собой нежную девичью кожу, вдруг растаяла и явила миру прежнюю Ио, сияющую своей неземной красотой.

Зевс, истомившийся без женской ласки (супруга не торопилась вернуть ему свою прежнюю благосклонность) поспешил заключить ее в свои объятия − столь жаркие и страстные, что по истечении известного срока она подарила ему сына Эпафа. Этому плоду любви, вспыхнувшей между богиней Ио и Зевсом, мифы Древней Греции приписывают честь быть первым царем Египта. Он же, согласно общепринятой версии, является родоначальником могучего и славного племени героев, наиболее известным представителем которого стал легендарный Геракл.

Две версии одного события

А куда же смотрела ревнивица Гера? В этом вопросе мнения позднейших комментаторов расходятся. Например, древнеримский поэт Овидий утверждал, будто ему доподлинно известно, что она сама сняла проклятие с Ио, и сделала это после того, как муж раскаялся и поклялся никогда больше не нарушать супружескую верность. Ох не верится в его искренность, ох, не верится! К тому же и встречу с возлюбленной, закончившуюся рождением сына, Зевс назначил не в родных Афинах, а в чужом для него Египте, то есть подальше от жены.

Есть и еще одна версия события, происшедшего на берегу Нила. Она никогда не пользовалась особой популярностью у греков вот по какой причине: злые языки утверждали, что будущего ребенка Зевс зачал еще до того, как его подруга обрела человеческий облик. Иными словами, акт любви он совершил не с женщиной, а с коровой. Гера же узнала о столь странной фантазии супруга и, чтобы избежать огласки и позора, поторопилась вернуть рогатой сопернице ее прежнее обличье. Впрочем, некоторые полагают, что она это сделала, исключительно из сострадания к будущему ребенку, на Зевса же она давно махнула рукой.

Послесловие

Любопытно, что после того как «хеппи энд» увенчал историю, описанную в нашей статье, юная любовница Зевса стала отождествляться греками с богиней Луны Селеной. Поводом к этому послужила видимая в определенные периоды двурогая форма земного спутника, вечно странствующего по небу в окружении бесчисленных звезд, так похожих, по мнению древних эллинов, на глаза великана Аргуса. Имя же богини, как утверждают исследователи, произошло от древнеегипетского слова «iw» (ио), что в переводе означает «корова».

Ее любовные похождения, ставшие сюжетом одного из наиболее известных и популярных древнегреческих мифов, обрели новое звучание в произведениях классиков античной драматургии. Так, история любви всемогущего громовержца и юной жрицы легла в основу трагедий Эсхила, Херемона и Акция, а также вдохновила Платона, Анаксилая и Анаксандрида на создание весьма популярных в свое время комедий. Имя богини Ио не забыто и в наши дни. Его носит ближайший из четырех самых крупных спутников Юпитера.

Ио и Зевс

Прекрасная Ио была жрицей аргивской Геры , ее соблазнил Зевс . Ревнивая богиня узнала, что её муж Зевс влюбился в Ио. Во время ссоры между супругами Ио была превращена в белую корову . Некоторые утверждают, что её превратила Гера, другие говорят, что это сделал сам Зевс, ложно поклявшись, что он не любил прекрасную девушку. С тех пор дающие клятвы о любви не навлекают гнева богов в случае их нарушения .

Гера упросила Зевса подарить ему эту корову и поручила тысячеглазому Аргосу Панопту тайно отвести её в Немейскую оливковую рощу. Зевс, в свою очередь, обратился к своему сыну - богу воровства и обмана Гермесу - с тем, чтобы он спас Ио. Гермес усыпил Аргоса игрой на флейте, а затем отрубил ему голову.

Освобождённая Ио, однако, по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Узнав о том, что Аргус не справился с поручением, Гера создала страшного овода с тем, чтобы он повсюду преследовал и жалил Ио .

Скитания Ио

Тщетно Ио бежала от него, сначала попав в Додону и достигнув моря, которое с тех пор носит название Ионического , затем на север, через Боспор Киммерийский , который и получил от этого свое название (Βόσπορος - коровий брод), в Азию . После переправы остановилась в местности, именуемой Коровой . Вернула разум в Канобе (Египет) . По другому рассказу, родила Эпафа в пещере на Евбее, обращенной к Эгейскому морю .

По другой версии вышла замуж за египетского царя Телегона . Также в поздней античности был широко распространен вариант мифа, согласно которому в Египте она стала богиней Исидой . Наконец, по еще одному толкованию, была превращена в созвездие Тельца .

Символика

Ио, по одному из истолкований - рогатая богиня луны, блуждающая по небу, покрытому бесчисленными звездами (глаза Аргуса). Имя предположительно от египетского iw,’t «корова» .

Примечания

Ссылки

  • Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Старшее поколение героев

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ио (мифология)" в других словарях:

    - (от греч. mythos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое,… … Философская энциклопедия

    Мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей богах, людях и в особенности героях … Энциклопедия Кольера

    Мифология адыгов объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, археологии, лингвистики, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания адыгов: мифы, эпосы, сказки и др. Содержание 1 Общие… … Википедия

    Мифология Альбом Крематория Дата выпуска … Википедия

    - (греч., от mythos басня, миф, и logos слово). Баснословные сказания об языческих богах и героях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИФОЛОГИЯ греч. mythologia, от mythos, басня, миф, и logos, слово.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мифология айнов комплекс мифологических представлений народа айны. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у айнов определяется такими факторами, как дисперсный характер расселения и тип… … Википедия

    Мифология науки система сакрального знания в науке, широко распространённые, массовые заблуждения. Мифы в науке возникают при её популяризации. Чтобы донести до обычного читателя научные факты или открытия в доступной форме авторы научно… … Википедия

    Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия

    МИФОЛОГИЯ, мифологии, жен. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Одинизм Словарь русских синонимов. мифология сущ., кол во синонимов: 6 баснословие (4) … Словарь синонимов

    Англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее… … Энциклопедия социологии

— дочь Инаха, бога реки и аргосского царя, и нимфы Мелии, сестра Аргоса и Форонея. Жрица богини Геры. Однажды Зевс увидел ее в храме и соблазнил. Как-то раз Гера застала их вместе, но Зевс поклялся, что между ними ничего не было и превратил прекрасную Ио в белую корову. Гера выпросила у него корову и поставила всевидящего стоокого Аргоса сторожить ее. Аргос привязал корову к оливе в роще близ города Микены. Зевс приказал Гермесу украсть корову, но это было трудно сделать, и Гермес убил Аргоса. Тем временем Гера наслала на корову овода, который преследовал ее повсюду. Спасаясь от него, Ио бежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик, и она родила Эпафа (Аписа). Тогда Гера спрятала Эпафа, и Ио долго блуждала по Сирии, пока не нашла его, и они вернулись в Египет. По возвращению Ио вышла замуж за Телегона, египетского царя. Ио воздвигла в своей столице статую Деметры, которую египтяне называла Исидой, а позже стали называть Исидой и саму Ио.

// Антонио КОРРЕДЖО: Юпитер и Ио // Н.А. Кун: ИО

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИО в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который превратил ее в белоснежную телку. В то же время, ИО …
  • ИО в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Io. "??). Дочь царя Аргоса Инаха, жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила ее в корову и приставила Аргуса стеречь …
  • ИО
    В греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха. Возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил Ио в белоснежную тёлку, но …
  • ИО в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса. Чтобы уберечь от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось …
  • ИО в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО в Большом энциклопедическом словаре:
  • ИО
    (??) — дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в Энциклопедическом словарике:
    нескл., с прописной буквы 1. ж., одуш. В древнеримской мифологии: возлюбленная Юпитера, превращенная ревнивой Юноной в корову, которую стерег многоглазый …
  • ИО
    И́О ФЭЙ, см. Юэ Фэй …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610). Расстояние от Юпитера 422 т. км, сидерический период обращения 1 сут 18 ч …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращённая Герой из ревности в корову. Спасаясь от …
  • ИО
    (??) ? дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в словаре Синонимов русского языка:
    жрица, …
  • ИО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО СИНДРОМ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Описан В. Йончевым (1979) как разновидность хронической тасикинезии, то есть состояния повышенной двигательной активности, Наблюдается при органических поражениях головного мозга …
  • ЭПАФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — сын Зевса и его возлюбленной Ио. В облике коровы, спасаясь от слепня, насланного ревнующей Зевса Герой, Ио добежала до …
  • ВОСКРЕСЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Иисуса Христа (греч. ?????????, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте …
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском словаре.
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском большом словаре.
  • ЭПАФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ("??????) — сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио и …
  • ЭПАФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (" ??????) ? сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио …
  • СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: СОЛНЦЕ в Словаре Кольера:
    К статье СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА В центре Солнечной системы расположено Солнце - типичная одиночная звезда радиусом около 700 000 км и …
  • ИОНТОФОРЕЗ
    ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"за, ио`нтофоре"зов, ио`нтофоре"зу, ио`нтофоре"зам, ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"зом, ио`нтофоре"зами, ио`нтофоре"зе, …
  • ИОНОТЕРАПИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ио`нотерапи"я, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"й, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ям, ио`нотерапи"ю, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ей, ио`нотерапи"ею, ио`нотерапи"ями, ио`нотерапи"и, …