Походы Транспорт Экономные печи

Анатомо физиологической основой ощущения являются. Физиологические основы ощущениям. Познавательные психические процессы

Ощущения – есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями .

Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением .

В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

И.П.Павлов . Физиологическая основа ощущений – сложная анализаторная деятельность органов чувств.

Анализатор – это система клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений.

Анализатор характеризуется наличием трех отделов:

1. периферического (рецепторного),

2. передающего (проводникового),

3. центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение.

Функция периферического отдела – выполняет роль воспринимающего аппарата .

Рецепторы делятся на:

1. экстероцепторы – находяться на поверхности тела. Они реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы.

2. интероцепторы – находятся во внутренних органах и тканях. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения.

3. Промежуточное положение занимают проприоцепторы , находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой.

Анализаторы в зависимости от месторасположения рецептора делят:

1. внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела)

2. внутренние анализаторы (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях).

3. Промежуточное положение занимает двигательный анализатор , рецепторы которого находятся в мышцах и связках.

Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения , благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

Свойства ощущений :

1. Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

2. Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность.

3. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога , человеком не ощущаются. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Интервал между J o и J max носит название "диапазона чувствительности)..

4. Разностный порог ощущения – наименьшая величина различий в интенсивности между однородными раздражителями, когда они еще ощущаются как различные.

5. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств.

6. Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения.. после прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу.

Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

1. по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение. Выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции . Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные .

2. по месту расположения рецепторов. Экстерорецептивные ощущения – отражают свойства предметов и явлений внешней среды.Интероцептивные (органические) ощущения , которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

3. по времени возникновения в ходе эволюции.

4. по модальности (виду) раздражителя. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждую из модальностей ощущений.

Зрительные ощущения . Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения . Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения . К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения . Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения . Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая . Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения . Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения Российской федерации

Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПДО

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

Учебное пособие для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов

Ярославль

УДК 15

Васильева Л.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, кандидат психологических наук, Мисиюк Ю.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, Одинцова О.Ю., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии.

Рецензент:

Барабошин Александр Тимофеевич, заведующий курсом кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение). Ярославль, Ярославская государственная медицинская академия, 2013, 60 с.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение в реальной жизни неразделимы и неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Учебное пособие раскрывает понятие, свойства, виды и основные характеристики познавательных психических процессов, их развитие в онтогенезе.

Адресовано студентам 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.



Разрешено в печать Центрально-координационным методическим советом (протокол № 7 от 18.06.2013).

© Васильева Л.Н., Мисиюк Ю.В., Одинцова О.Ю.

© Ярославская государственная медицинская академия, 2013.

ВВЕДЕНИЕ 4 с.
§ 1. ОЩУЩЕНИЯ 7 с.
1.1. Физиологические основы ощущений 8 с.
1.2. Классификация ощущений 8 с.
1.3. Свойства ощущений 9 с.
1.4. Феномены ощущений 11 с.
1.5. Развитие ощущений в онтогенезе 14 с.
§ 2. ВОСПРИЯТИЕ 15 с.
2.1. Физиологические основы восприятия 16 с.
2.2. Классификация восприятия 16 с.
2.3. Свойства восприятия 20 с.
2.4. Феномены восприятия 22 с.
2.5. Развитие восприятия в онтогенезе 22 с.
§ 3. ВНИМАНИЕ 23 с.
3.1. Физиологические основы внимания 24 с.
3.2. Классификация видов внимания 25 с.
3.3. Свойства внимания 25 с.
3.4. Рассеянность внимания 27 с.
3.5. Развитие внимания в онтогенезе 27 с.
§ 4. ПАМЯТЬ 29 с.
4.1. Классификация видов памяти 30 с.
4.2. Основные характеристики памяти 32 с.
4.3. Факторы, влияющие на запоминание 33 с.
4.4. Основные законы памяти 34 с.
4.5. Развитие памяти в онтогенезе 35 с.
§ 5. МЫШЛЕНИЕ 36 с.
5.1.Операции и формы мышления 37 с.
5.2. Виды мышления 39 с.
5.3. Индивидуальные особенности мышления 40 с.
5.4. Диагностическое мышление врача 42 с.
5.5. Речь и язык 43 с.
5.6. Современные представления о структуре интеллекта 45 с.
§ 6. ВООБРАЖЕНИЕ 47 с.
6.1. Физиологические основы воображения 47 с.
6.2. Виды воображения 48 с.
6.3. Функции воображения 50 с.
6.4. Воображение и творчество 51 с.
6.5. Индивидуальные особенности воображения 53 с.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 55 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 с.

ВВЕДЕНИЕ

Небывалый рост науки и техники, усложнение профессиональной деятельности усилили зависимость успеха специалиста в работе от профессионализации его познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти, мышления. Причиной неправильных действий врача-специалиста может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления и т. п. Профессиональная подготовленность специалиста формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи.

Направленность развития ощущений, восприятий и внимания у студентов должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним будущая профессия. Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно-значимой деятельности. Будущему врачу нужны равномерно развитые основные свойства внимания. Он не сможет правильно поставить диагноз, провести лечение, не будучи внимательным к объективным и субъективным показателям заболевания, к состоянию и личности больного. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысливания ситуаций будущей работы (выделение в этих ситуациях главного и второстепенного). Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях.

Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. Во врачебной профессии оно особенно важно. Одной из основных функций воображения является проникновение во внутренний мир другого человека, что составляет основу такого профессионально важного качества врача как эмпатия (сопереживание). Воображение не является врожденным и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется.

Врачебная профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Для формирования профессионального клинического мышления у студентов надо, прежде всего, вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы. Но это вооружение должно быть особенным: простого запоминания понятий и знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений.

Формирование мышления включает в себя умение сравнивать, анализировать, осуществлять операции синтеза, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации, широко мобилизовать знания, избегать шаблона, творчески учитывать конкретные данные. Формировать мышление – значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной врачебной деятельности.

Развитие самостоятельного мышления – одна из важнейших задач высшей школы. При решении ее необходимо учитывать разнообразное проявление самостоятельного мышления человека, в частности не только умение решать какие-то новые проблемы, но и способность увидеть эти проблемы самостоятельно. Неумение видеть проблемы - это результат формализма в усвоении учебной информации, состоящем в том, что студент лишь запоминает конкретное содержание проблемы различных наук, но не видит, в чём они состоят. Если же решается проблема, обнаруженная самим студентом, то это сопряжено с высоким уровнем умственной активности, получение знаний идет творческим путем и обеспечивает более высокое их качество.

Профессиональное развитие речи помогает студенту овладевать знаниями, совершенствовать свое мышление, память и другие качества. Специалист без достаточно высокого уровня профессиональной речи не сможет успешно выполнять свои обязанности. Очень важно, чтобы студенты расширяли свой общий и профессиональный словарь, вырабатывали умения и навыки свободного и правильного владения профессиональным языком, учились кратко, четко и логично излагать свои мысли на занятиях, развивали навыки быстрого чтения.

Выбор человеком одного из многих решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира, т.е. его знаниями и представлениями о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и структуру и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент времени воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее. Психические процессы, с помощью которых формируются представления об окружающем мире, а также о самом организме и его внутренней среде, называются познавательными психическими процессами.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостной картины можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) таким образом является условным. В то же время в основе этого разделения лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа.

Рассмотрим более подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

ОЩУЩЕНИЯ

Простейшим познавательным процессом является ощущение, которое представляет собой некий первоисточник завершенного образа мира. В ходе практической деятельности человек одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление; они теснейшим образом переплетаются. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ. При этом ощущение как отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, восприятие как целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений, и представление как чувственно-наглядный образ предмета традиционно относят к формам чувственного познания.

Ощущение это психический познавательный процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда органы чувств полностью лишают внешнего воздействия. Как показали эксперименты, если поместить человека в среду, изолированную от любых ощущений, психика перестает нормально функционировать. Подобные результаты наблюдал в 1950-е гг. Джон Лилль, ученый-нейробиолог, разработавший барокамеру. Она имела вид темного звуконепроницаемого резервуара, изолированного от звуков, света и запахов. Резервуар заполнялся раствором высокой плотности, температура которого соответствовала температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывал как бы в невесомости. Однако испытуемый довольно скоро просил закончить эксперимент по причине возникновения галлюцинаций, нарушений мышления, искаженного восприятия времени, пространства, своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, то есть при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться. Таким образом, для нормальной жизнедеятельности человека ощущения необходимы. Они являются основным источником знаний о внешнем мире. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма человека с помощью рецепторов, расположенных в его теле.

Физиологические основы ощущений

Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств (например, звуковые волны, фотоны света, температура и пр.), называются раздражителями . Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) Периферического отдела , называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2)Афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры;

3) Центрального отдела анализатора – это отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.

Ощущения человека – это продукт исторического развития, качественно отличающиеся от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. Человек способен ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов. Это связано с тем, что у человека в процессе исторического развития сформировался несравненно более широкий круг потребностей.

Классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений:

1. По основным модальностям выделяют :

- обоняние;

- вкус;

- осязание

- зрение;

- слух.

2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

3. Генетическая классификация Х. Хеда позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);

- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).

2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии . Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них.

4. Пространственная локализация раздражителяпозволяет локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя ,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едваз аметное различие ощущений, называется порогом различения ,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Феномены ощущений

1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»), и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации , так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация . Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):

На основе устойчивых изменений, происходящих в организме;

На основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).

Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем, или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.

Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился и, в том числе, способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления. Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений.

Значение ощущений:

  1. ощущения позволяют человеку ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.
  2. ощущения дают материал для других более сложных психических процессов (например, глухие люди никогда не смогут постигнуть звуки человеческого голоса, слепые – цвета);
  3. особенно развитые ощущения являются условием успешности человека в той или иной профессии (например, дегустатор, художник, музыкант и др.);
  4. лишение человека ощущений приводит к сенсорной депривации (сенсорному голоду – недостатку впечатлений), который может возникать как в естественных, так и в лабораторных условиях. (по Ли, сенсорная депривация – основное условие творчества, так как 95% энергии, тратившейся на преодоление гравитации идёт на творческий потенциал);
  5. существует возможность влияния на состояние человека через ощущения (шум прибоя, пение птиц, ароматерапия, музыка).

Ощущение (лат. sensus – восприятие) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент .

Ощущение не даёт человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твёрдый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Причём некоторые животные (например, орлы) обладают значительно более острым зрением, чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьёв различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея различает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса.

Ощущения одновременно и объективны и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражён реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

Строение анализаторов:

Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии).

Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определённого свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи и т.д.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1. Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приёма информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор – специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2. Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в ЦНС. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передаётся к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3. Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет своё «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определённой чувствительности (сенсорной модальности).

Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы определённого вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворённых в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел, называе­мый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Физиология внимания

Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности. Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте. По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбуждения в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удовлетворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира. Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания. ФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ О том, что представляет собой сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Можно определять сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том, что с ним происходит или что он воспринимает. Философия рассматривает сознание как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Это разделяет и П.В. Симонов, который рассматривает сознание как совместное знание. Физиологической предпосылкой сознания является бодрствование. Во время бодрствования активность высших центров усиливается и их порог возбуждения снижается. Этому состоянию способствует активирующее действие ретикулярной формации ствола мозга. Согласно условнорефлекторной теории Павлова, сигналы осознаются, когда они приобретают характер элементов второй сигнальной системы, то есть выражаются словом. Внешние стимулы не только воспринимаются, но субъект знает о факте этого восприятия. Проблема сознательного и бессознательного оказалась в центре внимания только благодаря работам Фрейда. Концепция Фрейда, хотя многое в ней теперь отвергнуто, по-прежнему оказывает значительное влияние на современное научное мышление, и ее следует рассматривать в надлежащей перспективе. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, принято относить к категории бессознательного. Выделяют три группы проявления бессознательного. Первая группа – досознательное. Оно охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента. Вторая группа бессознательного – подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса. Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и рождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. Мы осознаем существование наших собственных психических процессов. Этот накладывающийся феномен и служит основой самосознания. В связи с нашими ощущениями, действиями и переживаниями мы осознаем существование и единство нашей личности. Возникает вопрос: каким образом развилась эта человеческая способность осознавать психические процессы, связанные с окружающей средой? Как уже отмечалось, осознание включает в себя одновременное отражение событий в форме речи или мысли ("внутренней речи"). Развитие речевой функции одновременно означало появление сознания. Язык примитивных людей был предельно конкретным: каждое естественное явление называлось своим именем. Так, например, имелись разные слова для дождливой погоды, ясной погоды и солнечной погоды, а отвлеченного понятия "погода" не существовало. В процессе все более дифференцированной трудовой деятельности и общественного развития из этой бессознательной, односложной, конкретной, эмоциональной речи развилась наша сознательная, членораздельная, абстрактная и рациональная речь. Физиологическую основу обобщения вторичных сигналов надо искать в процессах иррадиации и генерализации возбуждения в коре большого мозга. Когда мы выражаем общие качества окружающих предметов, процессы абстрагирования приводят к тому, что слова становятся понятиями. Понятия возникают в результате отделения существенных свойств и отношений от несущественных. В мозгу это происходит в форме концентрации возбуждения. Таким образом, физиологическая основа абстрагирования – это иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека можно рассматривать как "внутреннюю речь". Возбуждение, относящееся ко второй сигнальной системе, в этом случае возникает, но оно не вызывает двигательных реакций, т.е. движений, необходимых для произнесения слов. Сознание, таким образом, связано со второй сигнальной системой. Г.П. Грабовой сознание человека рассматривает как элемент мира, в котором все элементы взаимосвязаны, тогда изменение сознания человека (или формы реакции объекта) влечет изменение всех других элементов мира, позволяет получить знания о внешней среде и оптимизировать происходящие в ней процессы. Преимущество сознания в том, что процесс можно отслеживать буквально непрерывно. Сознание клетки, являющейся первоэлементом жизни, неразрывно связано с материальными компонентами, что и обеспечивает гармонизацию жизни на всех уровнях существования живого: морфологическая целостность структур организма определяется скоростью и полноценностью самообновления клеток; устойчивость функционирования тканей обеспечивается оптимальным обменом информацией между клетками; полноценная функция органов зависит от конечного результата работы, с учетом информационных воздействий других органов; гомеостаз всего организма определяется адекватностью внешнего сигнала и состоянием воспринимающих его структур. Эти уровни взаимосвязаны между собой поэтапными информационными взаимодействиями, степень упорядоченности и обобщенности которых определяет селективность функционирования.

Физиологические основы восприятия.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.

В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный

аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной

деятельности осуществляется оперирование информационными

процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

Узловые механизмы мыслительной деятельности. С позиций общей

теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные

системные узловые компоненты:

Результат как ведущий системообразующий фактор мыслительной

деятельности человека;

Оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной

афферентации;

Системоорганизующую роль исходных биологических и социальных

потребностей и формирующихся на их основе доминирующих

мотиваций в построении мыслительной деятельности;

Программирование мыслительной деятельности с помощью аппарата

акцептора результата действия на основе механизмов афферентного

синтеза и принятия решения;

Эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение,

соматовегетативные компоненты и через специально

организованный аппарат речи.

Информационные эквиваленты мыслительной деятельности.

Операционная архитектоника мыслительной деятельности строится на основе

эмоциональных и словесных эквивалентов действительности. Это в

определенном смысле созвучно учению И.П. Павлова о первой и второй сигнальных

системах действительности. Однако если представления И.П. Павлова

строились на информационной оценке сигналов (условных раздражителей

физического и словесного характера), то с позиций системной организации мыслительной деятельности информационное наполнение

функциональных систем психического уровня определяют соответствующие адаптивные

для деятельности человека результаты. В случае, если результаты

деятельности имеют только физические параметры, то и соответствующие

организуемые ими функциональные системы психической деятельности строятся

на информационных эквивалентных физических свойствах этих

результатов. В случае, если результаты деятельности имеют речевые, словесные

параметры, соответствующие функциональные системы психической

деятельности строятся на информационной словесной основе.

Только у человека информационный эквивалент функциональных

систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти

процессы ограничиваются физическими и эмоциональными уровнями.

Эмоциональная основа мыслительной деятельности. Процесс мышления

непрерывно сопровождается субъективными эмоциональными

переживаниями человеком своих потребностей и субъективным отношением к

воздействию факторов внешней среды с целью удовлетворения этих

потребностей. С помощью эмоций осознаются и следы памяти. Эмоциями

человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды,

отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удовлетворение

потребностей. Психические потребности, так же как и биологические, как

правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного

характера, а удовлетворение потребностей - разнообразными

положительными эмоциями. На основе неоднократных удовлетворений однотипных

психических потребностей формируется предвидение положительной

эмоции удовлетворения потребности за счет ее включения в аппарат акцептора

результата действия. В определенной ситуации предвидятся и

отрицательные эмоции, что в конечном счете создает вероятностное прогнозирование

эмоциональных состояний. Системная организация мышления на

эмоциональной основе генетически детерминирована. Она проявляется уже у

новорожденных, у слепоглухонемых, а также у людей, находящихся в кругу

лиц, говорящих на чужом для них языке. Эмоциональная основа

мышления, как показывают эксперименты с самораздражением, характерна также

для животных.

На сильных эмоциональных ощущениях строятся патологические

влечения к алкоголю и наркотическим веществам. Эмоциональные состояния

при определенных обстоятельствах могут самостоятельно строить

функциональные системы.

Словесная основа мыслительной деятельности. Словесное квантование

мышления присуще только человеку. Оценка человеком потребностей и их

удовлетворение, а также разнообразных внешних воздействий на организм

наряду с эмоциональными ощущениями осуществляется с помощью

языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного

характера. Этот уровень мышления требует специального обучения, в первую

очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в

дискретные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также

трансформироваться во внешнюю речь и поступки.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной

основе, по сравнению с эмоциональной деятельностью приобретает

качественно новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника

сохраняет все типичные черты функциональной системы.

Разновидностью словесного квантования мыслительной деятельности

является процесс пения. Человек на эмоциональной основе может

обучиться определенной мелодии и наполнять эту мелодию соответствующими

словами, которые складываются в системные кванты - такты и куплеты.

Асимметрия мозга в процессах мыслительной деятельности.

Эмоциональная и словесная основа мышления, как показывают современные

исследования, строится функциями разных полушарий мозга. Правое

полушарие определяет преимущественно чувственный, эмоциональный

компонент психической деятельности. Левое полушарие определяет функции

языка и речи. Все большее распространение получают представления о

деятельности полушарий мозга на основе их взаимной дополнительности. Эта

точка зрения хорошо согласуется с теорией функциональных систем. С

позиций теории функциональных систем в осуществлении результативной

мыслительной деятельности оба полушария на эмоциональной и речевой

основе должны динамически содействовать достижению субъектом

приспособительных результатов.

Структурные основы мыслительной деятельности. Процессы

мыслительной деятельности и речь человека связаны с деятельностью различных

структур мозга. Выявить участие структур мозга в этих процессах

позволяют клинические наблюдения больных с поражением различных участков

Агнозия. При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит

предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их. Это

нарушение узнавания получило название агнозии (от греч. gnosis - знание). При

нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия.

Человек слышит звуки, но не связывает их с определенным звучащим

предметом. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи

собеседника. При поражении верхней теменной коры у больных проявляется

тактильная агнозия - субъекты теряют способность узнавать предметы при

их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.

С системных позиций у субъектов с нарушением зрительной, височной

и теменной областей коры нарушен механизм выработанной ранее оценки

результатов действия.

Апраксин. При повреждении двигательной области коры у человека

наблюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что

нужно сделать. Это нарушение получило название «апраксия» (от греч.

praxis - действие). Больной не может, например, зажечь спичку, разрезать

яблоко, застегнуть пуговицы, хотя руки его не парализованы. В этом случае

можно думать о нарушении системных процессов эфферентного синтеза и

действия.

Афазия - нарушение речи; моторная афазия развивается при

нарушении функций нижней лобной извилины левого полушария (лобная афазия

Брока). Больной понимает речь собеседника, однако его собственная речь

крайне затруднена или полностью нарушена. При этом утрачивается

быть сохранено. Больные способны кричать, издавать отдельные звуки, но

не могут произнести ни одного значимого слова. У больных нарушены

эфферентные процессы формирования речи.

Сенсорная афазия возникает при нарушении заднего полюса верхней

височной коры (чувствительная, или височная, афазия Вернике). При этом

у больных нарушаются процессы восприятия речи: они перестают

понимать как слышимую, так и письменную речь. Способность же произносить

речевые фразы у таких больных не утрачена, они даже чрезмерно

говорливы, однако речь искажена и совершенно непонятна. Такие люди

музыку (амузия). Можно полагать, что у таких больных нарушены механизмы

акцептора результата действия и способность оценивать достигнутый

результат психической деятельности.

Другие нарушения наблюдаются при поражении теменной коры:

больные забывают отдельные слова, чаще имена существительные, не могут

вспомнить нужные слова и замещают их длинным описанием. При этом

наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен

механизм оперативной памяти.

При двустороннем повреждении основания височных и затылочных

долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать

людей по лицам (прозоагнозия), но тем не менее распознают их по

избирательно страдает зрительный параметр оценки знакомых личностей.

При повреждении угловой извилины без поражения рядом

расположенной зоны Вернике и зоны Брока у больных при отсутствии нарушения

восприятия слуховой информации и речи проявляются затруднения в

понимании письменной речи и картин (аномическая афазия). В этом случае

нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.

Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта.

Динамика опознания субъектом зрительного образа и его воспроизведение

может быть представлена следующим образом. Первичное опознавание и

оценка зрительного объекта происходят в первичной зрительной коре.

Отсюда возбуждение распространяется в угловую извилину и из нее в

височную зону Вернике, где объект оценивается на основе ранее приобретенных

словесных понятий и знаний. Из зоны Вернике возбуждение

распространяется в зону Брока и к речедвигательным структурам моторной коры,

которые определяют произнесение названия предмета.

Функции речи у правшей и левшей. Функции речи у правшей, как

правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое определяет

процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у

правшей определяет пространственно-временные соотношения, например

узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание

музыкальных мелодий. Такое строгое разграничение функций относительно.


Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия. У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды.

Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т. д.

Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов - раздражителей (физических, механических, химических и иных).

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую - либо реакцию. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности.

Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества и с общественно - трудовой практикой. « Обслуживая» процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, существующих независимо от него. Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной.

Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Анализатор состоит из трех частей:

  • 1. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
  • 2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
  • 3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. В корковом отделе (центральном) каждого анализатора находится ядро анализатора, т. е., центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в областях коры. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно - сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза, пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств. Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражение. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение. Если сигнал обусловлен раздражителем, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого - либо внутреннего или внешнего раздражителя). Наша рука отдергивается при ожоге сигаретой, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и это все происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение. Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.