Походы Транспорт Экономные печи

Вмф китая. Авианесущие корабли ВМС Китая – состояние и перспективы развития. Насколько опасны субмарины России и Китая

Военно Морские Силы Китайской Народной Республики

Образования морских сил Поднебесной лежат далеко в корнях истории человечества. По данным историков, Китай является одной из первых стран, кто стал использовать военно-морскую технику в боевых целях, а именно в качестве осадного оружия.

Первые данные об использовании кораблей в боевых целях упоминаются в летописях Поднебесной как 5-ый век до н.э. Если разобрать историю использования флота Китайской Империей, можно сделать такой список:

  • Флот древних времен – период времени с 5-ого века до н.э до 8-ого века н.э. Основным отличием является использование кораблей в качестве боевой и осадной техники. В основном это были двухкорпусные лодки с железным тараном на носу. В пятом веке в Китае появились одно корпусные корабли, имеющие надстройку в виде пятиэтажной башни. Веком позже Поднебесная освоила «греческий огонь», который стали активно использоваться в морских сражениях;
  • Династия «Сун» – период продолжавшийся с 10-ого до 13-века. В этот период времени основным новшеством была постройка крупных верфей, благодаря которым династия Сун смогла удерживать важное превосходство в войне против династии Цзинь;
  • Китай во время правления Хубилая – период начавшийся после захвата Китая Чингизханом в 13-ом веке и продлившийся более века. В этот период времени потомок Чингизхана не остановился на достигнутом и продолжил свои походы в южном и восточном направлениях. Флот играл специфическую роль для Хубилая потому что последний хотел завладеть всеми островами прибережья Китая. Первым примером использование флота монголами стало взятие Кореи в 1231-ом году. Хубилаю почти удалось захватить все близлежащие острова кроме . Первый поход на Японию стал неудачным в связи с недостатком флота. После того как Поднебесные инженеры начали постройку боевых кораблей, которые были разделены на отсеки (что улучшило живучесть данных кораблей), Хубилай отправил второй поход на Японию. Однако в связи с сильным штормом, большая часть кораблей потерпели крушения не достигнув побережий Японии;
  • Династия «Мин» и Адмирал Чжэн Хэ – самый яркий период в истории военно-морского флота Поднебесной, который продолжался с конца четырнадцатого века и продлившийся почти до начало семнадцатого века. В данном промежутке истории можно выделить два аспекта, которые сделали флот Поднебесной самым сильным в мире. Первый является отношение династии «Мин» к флоту, вторым же Адмирал Чжэн Хэ. Эти два аспекта мы с вами разберем позже;
  • Династия «Цин» – династия сменившая «Мин» и провозгласившая Китай закрытой для иностранцев страной. Тем самым поставив крест на виде вооруженных сил, который в наибольшем образе представлял свою страну за рубежом.

Династия «Мин» и Адмирал Чжэн Хэ (15 век)

Практически более чем за век до Европейских первооткрывателей – мореплавателей, Поднебесный флот во главе с Адмиралом Чжэн Хэ произвел путешествия с китайский берегов до самого мыса Надежды (Южная точка Африки).

Основной задачей плавания являлось представление мощи Поднебесной и взять все страны под дань. Адмирал Чжэн Хэ успешно выполнил данную миссию. Конечно если учесть тот факт, что китайский флот составлял более 300 боевых кораблей разного калибра, особой сложности данная миссия не представляла. Однако Чжэн Хэ был не только Адмиралом, он был преданным императору евнухом. А евнухи того времени отличались высочайшей хитростью и разумом. Так например Чжэн Хэ не воевал со своими противниками, он одурманивал разум правителей подарками, устрашал их сердца могуществом флота, после чего правители тех мест, куда он приплывал, без никакого насилия соглашались платить дань в казну Поднебесной.

Поднебесный флот того времени состоял из более 300 боевых кораблей, некоторые из которых достигали размеров 7 матч (около 120 метров в длину). Хочу напомнить, что в Европе еще долгое время пользовались кораблями с 3-мя мачтами (Корабль Крисофор Коломба «Санта Мария» был 25 метров в длину). На самих кораблях были башни, которые помогали вести огонь с более высокого положения; осадные и артиллерийские орудия; персонал для штурма противника; все корабли имели хорошую броню. Военно-морские силы Китая того времени составлял более 30 000 человек.

Преимущества китайских кораблей по сравнению с европейскими кораблями пятнадцатого века являлись:

  • Максимально количество матч – 9, против максимально больших 3-х мачтовых кораблей Европы, что способствовало в увеличение длины субна, скорости и качества мореходства;
  • Хвостовае управление являлось более легким и удобным;
  • Бамбуковые перекладины, легкая древесина, плоскодонные характеристики способствовали в легкости, быстроте и возможности плыть против ветра;
  • Водостойкие перегородки способствовали в предотвращение оседание на корабле при пробоинах в разных частях судна и сохранение целостности при разных погодных условиях (тайфуны, шторма).

Однако после очередной смены династии в Китае, флот был забыт и государство стало закрытым.

История морского флота Китая

Китай всегда находился в конфликтных отношениях со странами восточной и южной Азии. Данные конфликты проходили как на суше так и на море. Но выделить какие специфические морские сражения в истории Китая практически невозможно так как практически все их них проходили часто и не имели высокого значения как морские сражения в Европе (Трафальгарское сражение). Однако все же Китай имел морские войны с Японией и в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков. Сражения с обеими странами имели провальный исход для Поднебесной.

Китайско-Японские войны

На протяжение всей истории дальнего востока Китай и Япония всегда имели разногласия за владение желтым морем и превосходство в Тихом океане. Мы разберем войны между этими странами с восемнадцатого века. Первым Таким являлась война 1894-1895 гг. В этой войне Китай потерпел полное поражение, где Япония полностью уничтожила китайский флот. Вторая война между ними прошла в двадцатом века. Имперская Япония в 1904 году захватила Квантунский Полуостров, в 1924-ом провинцию Шальдун, в 1931-ом году город Макдун.

Флот армии Китая во время Второй Мировой Войны

Несмотря на то, что Китай являлся участником Второй Мировой, он не был ее активным участником. Во первых Китай не был в силах быть ее активным участником. Во вторых шёл период гражданской войны, начатая Мао Дзе Дуном.

Однако по завершению войны, Китай получил 271 трофейный корабль Японского Флота. Конечно большинство из них были не подлежащие ремонту и использованию. Более того основная их часть досталась Тайваню (после разделения Китая на Тайвань и КНР).

Знамя ВМС Китая

Современное состояние флота

Современный Китайский Флот многим обязан военной и экономической помощи Советского Союза. Советский Союз передал КНР многие чертежи боевых кораблей, обеспечил финансами и построил современные для того времени верфи.

Китай за последние два десятилетия двадцатого века стал региональной державой. Своими рекордными показателями в экономическом росте Китай уверенными темпами собирается стать равноправным представителем мирового лидера на ровне с Россией и Соединенными Штатами. Таким образом власти Китая ведут программу активного развития Вооруженных Сил, а в частности Военно-Морских Сил так как всем известно что именно ВМС само часто представляет интересы своей страны за рубежом своих границ.

С началом двадцать первого века судостроение Китая достигла завидных успехов в этом плане. Программа по обновлению морской техники идет полным ходом и соблюдает все сроки, несмотря на никакие всемирные кризисы. Стоит отметить, что все судостроение Китая производится на национальных верфях. Таким образом с начало столетия верфи Китая построили 79 крупных боевых кораблей (авианосец, эсминец, фрегат, десантные корабли и т.п.).

ВМС Китайской Народной Республики начали свое активное развитие после окончания гражданской войны. Первые боевые корабли были закуплены у Советского Союза. Так, в 1953 году было подписано Соглашение о технической помощи, согласно которому СССР должны были поставить в Китай 137 кораблей: 42 готовых судна и 95 в недостроенном состоянии. В начале 21 века флот впервые совершил кругосветное плаванье, которое прошло через 3 океана: Тихий, Индийский и Атлантический. В 2015 году были проведены серьезные учения, в которых использовался небезызвестный тяжелый авианосец «Ляонин». Эти маневры пришлись не по нраву США, что чуть не вызвало серьезный военный конфликт.

Структура и дислокация ВМС Китая

Структурно выделяют 3 основные базы:

  1. Северный флот – самая молодая база их трех имеющихся, зона ответственности распространяется на Желтое море.
  2. Восточный флот – самая первая ВМ база из ныне существующих, зона ответственности распространяется на Восточно-Китайское море.
  3. Южный флот – эта база была создана для сдерживания армии Гоминьдана – части китайского народа, вынужденной сбежать в Тайвань после поражения в Гражданской войне.

Корабли и вооружение распределены по всем 3 флотам, и только морская пехота и десантные судна базируются на Южном флоте.

Авианосцы

Авианесущий крейсер «Ляонин» (предыдущее название «Варяг») был куплен у Украины в 2012 году за 25 млн долларов в качестве плавающего центра развлечений. Однако по прибытии в Китай было решено достроить корабль и включить его в строй ВМФ. Судно имеет следующее вооружение:

  • Истребители J-15 (прототип Су-33);
  • Вертолеты Z-18J, Z-18F, Z-9C;
  • Противовоздушные ракеты FL-3000N.

В апреле 2017 был спущен на воду ударный авианосец, строящийся в Китае. Ожидается, что он будет принят в эксплуатацию к 2020 году.

Подлодки

Подводные корабли представлены следующими типами:

  • АПЛ типа 091 «Хань», построенные в период 1967-1991гг. Из 5 построенных кораблей, на данный момент осталось 3, которые также планируются к списанию.
  • Стратегические атомные подводные лодки типов 092 «Ся» (1981 год выпуска) и 094 «Цзинь» (выпускаются с 2007 года) – 5 кораблей, по неподтвержденным данным содержат в себе твердотопливные баллистические ракеты Цзюйлан-2 и торпеды размером 533мм.
  • Многоцелевые атомные подлодки тип 093 «Шань» – 4 судна в строю и 3 в процессе строительства. Несут в себе самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, противокорабельные крылатые ракеты YJ-8-II, а также ракеты, предназначенные для наземных целей.
  • Дизель-электрические субмарины тип 039 (некоторые обозреватели ошибочно называют их новым типом 041) «Юань» – из запланированных к постройке 15 кораблям на данный момент в строю находится 12 судов. На борту находятся противокорабельные ракеты «Орел»YJ-83, а также 533-мм торпедные аппараты.
  • Советские дизель-электрические подлодки типов 636 «Варшавянка», 877 «Палтус» и 633 «Ромео» – в строю 28 кораблей, на вооружении предположительно: крылатые и противокорабельные ракеты, минно-торпедное вооружение.

Эсминцы

Эсминцы в настоящее время представлены тремя типами:

  • 051 – 9 кораблей, из них 6 были построены в середине 20 века и готовятся к списанию. На вооружении находятся противокорабельные ракеты «Орел», имеется посадочная площадка для вертолетов.
  • 052 – 16 кораблей, на борту находятся противокорабельные и противовоздушные ракеты, вертолет Z-9.
  • «Сарыч» – 4 советских судна, на борту противокорабельные ракеты КТ-190, противолодочные ракеты RBU-1000, вертолет Z-9.

Линкоры

В 50-х годах прошлого века Китай планировал построить суперлинкор, водоизмещение которого должно было составлять 144 тысяч тонн. Однако ввиду развития ракетного вооружения, такое судно было слишком уязвимым, поэтому строительство так и не было начато.

Фрегаты

Фрегаты для ВМС Китая играют значительную роль, поэтому их количество на данный момент превышает численность всех остальных кораблей, а именно 68 судов типов 053 и 054. Они включают в себя противокорабельные ракеты «Орел», ракеты вертикального пуска H/AKJ-16, торпеды и вертолет Z-9.

Катера

Ракетные катера в количестве более 100 судов кроме основных функций выполняют эскортные задачи, имеют противокорабельные ракетные установки и пушки. Впервые тип 022 был введен в строй в 2004 году, он вызвал шок со стороны американских экспертов. Недорогой в производстве, он обладает невероятной маневренностью и имеет неплохое вооружение.



THE NAVAL FORCES OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

09.01.2018


В 2017 году были достигнуты впечатляющие темпы ввода в состав ВМС НОАК новых надводных кораблей.
Первым крупным надводным кораблем, принятым в состав ВМС НОАК в 2017 году стал эсминец (117) «Синин» (Xining).
Пятый эскадренный миноносец проекта 052D («Люйянь-3») 22 января 2017 года был принят на вооружение ВМС Народно-освободительной армии Китая в ходе церемонии, состоявшейся на военно-морской базе в Циндао. Эсминец (117) «Синин» (Xining) стал первым кораблем проекта 052D, принятым на вооружение Северного флота ВМС НОАК. Первые четыре эсминца вошли в состав Южного флота.
В июне 2017 года в состав Южного флота ВМС НОАК принят шестой эскадренный миноносец проекта 052D «Сямынь» (Xiamen). Бортовой номер 154.
На днях в состав Северного флота ВМС НОАК вступит эскадренный миноносец проекта 052D «Урумчи» (Urumchi). Бортовой номер 118.
18 января 2017 года ВМС НОАК приняли в свой состав корвет «Эчжоу» Ezhou (бортовой номер 513) проекта 056А (противолодочный вариант). Церемония была проведена на ВМБ Саченг(провинция Фуцзянь). «Эчжоу» является первым корветом этого типа, принятым в 2017 году, и 31-с по общему счету. Корабль будет нести службу в составе Восточно флота (Восточно-Китайское море).
31 марта 2017 года порту Санья (остров Хайнань) состоялась церемония ввода в состав Южного флота ВМС НОАК корвета (малого фрегата) 六盘水 / «Люпаньшуй» , бортовой номер «514» — десятого корабля модифицированного проекта 056А, отличающегося от базового проекта 056 главным образом наличием буксируемой ГАС, что значительно увеличивает противолодочные возможности. Одновременно корвет «Люпаньшуй» стал тридцать вторым кораблем серии проекта 056, переданным китайскому флоту. Корабль был построен на судостроительном заводе Guangzhou Huangpu Shipbuiding Сompany в Гуанчжоу и был спущен на воду 31 марта 2016 года.
23 июня 2017 года в состав Восточного флота ВМС НОАК вступил ракетный фрегат проекта 054A «Сюйчан» (Xuchang). Бортовой номер 536. Ракетный фрегат «Сюйчан» стал 24-м по счету фрегатом данного класса. Корабли класса «Цзянкай II» проектируются на базе проекта 054 и отличаются от базового варианта усовершенствованными системами управления и вооружения. Головной фрегат этой серии вступил в строй ВМС Китая в январе 2008 года. 134-метровые корабли этой серии с экипажем из 190 человек способны развивать скорость до 29 узлов и автономно преодолевать расстояние в 3800 миль. Ракетный фрегат «Сюйчан» вооружен 32 вертикальными пусковыми установками зенитных ракет класса HQ-16, двумя пусковыми установками для восьми противокорабельных ракет YJ-83, 100-мм артиллерийской установкой, четырьмя зенитно-артиллерийскими установками и двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами.По некоторым данным, на ракетный фрегат «Сюйчан» установлены новые комплексы радиоэлектронной борьбы. Полное водоизмещение кораблей этой серии – 4053 тонны.
Через 10 дней 4 июля 2017 года в состав Северного флота ВМС НОАК принят еще один ракетный фрегат проекта 054А «Уху» (Wuhu). Бортовой номер 539
11 июля 2017 года в состав Южного флота ВМС НОАК вступил корвет проекта 056А «Ханьчжун». Бортовой номер 520
21 июля 2017 года в состав Восточного флота ВМС НОАК вступил корвет проекта 056А «Город Иу». Бортовой номер 518
25 сентября 2017 года в состав Южного флота ВМС НОАК вступил корвет проекта 056А «Сюаньчэн». Бортовой номер 535
16 ноября 2017 года в состав Восточного флота НОАК вступил корвет проекта 056А «Ичунь». Бортовой номер 556.
28 ноября 2017 года в состав Южного флота ВМС НОАК вступил корвет проекта 056А «Суйнин». Бортовой номер 551.
1 сентября 2017 года в порту Гуанчжоу прошла церемония передачи ВМС НОАК корабля комплексного снабжения проекта 901. Головной корабль Hulunhu/呼伦湖 (бортовой номер «956») был построен в Гуанчжоу на верфи Guangzhou Shipyard International Company объединения Guangzhou Shipbuiding Сompany китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation (CSSC), где спущен на воду 15 декабря 2015 года. Сообщается, что в торжественной церемонии принял участие главнокомандующий ВМС НОАК Шэнь Цзиньлун. Судно предназначено для пополнения запасов авианосных групп и других видов военных кораблей в открытом море. Корабль комплексного снабжения проекта 901является, видимо, крупнейшим в мире кораблем этого назначения, имея оценочное полное водоизмещение 55 тысяч тонн, наибольшую длину 239,5 м и ширину 30,5 м. Входящие сейчас в состав Командования морских перевозок ВМС США три (еще один был списан в 2014 году) корабля комплексного снабжения типа Supply имеют полное водоизмещение около 50 тысяч тонн и наибольшую длину 229,8 м. Ранее ВМС США располагали четырьмя кораблями комплексного снабжения типа Sacramento (были списаны в 2004-2005 годах), имевшими полное водоизмещение 53 тысячи тонн и наибольшую длину 242,3 м.
23 января 2017 года в состав ВМС НОАК вступил корабль снабжения «Донг Ченг 265» проекта 944А
10 января 2017 года в состав Северного флота ВМС НОАК вступил новый корабль радиотехнической разведки проекта 815G «Кайянсин» (Kaiyangxing). Бортовой номер 856. Порт приписки Циндао. Как утверждают китайские журналисты, новый корабль может круглосуточно следить за несколькими различными целями при любых погодных условиях. По словам представителей флота, благодаря группе разведывательных кораблей ВМС могут отслеживать любые передвижения американских и японских кораблей в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
21 февраля 2017 года в состав ВМС НОАК вступил большой учебный корабль нового проекта 927 «Ци Цзигуан» водоизмещением 9 тысяч тонн. Бортовой номер 83. Пополнил флот Даляньской военно-морской академии.
20 июля 2017 года на церемонии в Циндао в состав Северного флота ВМС НОАК был введен головной морской буксир Bei Tuo 739 нового типа. Вспомогательное судно полным водоизмещением около 6000 тонн, длиной 110 метров и шириной 16 метров стало крупнейшим буксиром в составе китайского флота и одним из крупнейших буксиров в мире, и, видимо, предназначено для обеспечения авианесущих групп ВМС НОАК. Также сообщается, что судно оборудовано подводным спасательным оборудованием для оказания помощи аварийным подводным лодкам.
https://dambiev.livejournal.com

03.03.2018


По оценке разведывательных служб США, Китай впервые стал обладателем действительно боеготового морского компонента стратегических ядерных сил, сообщал mil.news.sina.com.cn в январе 2017 года.
В докладе Конгрессу США в 2016 году Пентагон отметил, что Китай, по всей вероятности, имеет четыре ПЛАРБ Тип 094 и еще одна строится (каждая оснащена 12 БРПЛ). Кроме ПЛАРБ, Китай обладает парком из 50 бомбардировщиков версии Н-6К с крылатыми ракетами с дальностью стрельбы 2000 км. Наземный потенциал состоит из 50-60 МБР, в том числе 24 мобильных ПУ.
Также отмечается, что СНВ США состоят из 14 ПЛАРБ типа «Огайо», 20 бомбаррдировщиков В-2 и 70 В-52Н, 450 ПУ МБР «Минитмен-3». СНВ России имеют 13 ПЛАРБ, 78 бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, 332 ПУ МБР.
Военный Паритет

23.04.2018


Сайт http://www.navalanalyses.com опубликовал схему с представлением боевого состава подводного флота ВМС Китая.
Согласно приведенной информации, получается что в настоящее время в составе ВМС находятся:
ПЛАРБ:
Тип 094А – 3
Тип 094 – 2
Тип 092 – 1
Всего — 6
ДЭПЛ с БРПЛ
Тип 032 – 1
АПЛ
Тип 095 – 2
Тип 093B — 3
Тип 093А – 2
Тип 093 – 2
Тип – 091 — 3
Всего — 12
ДЭПЛ
Тип 039B – 14
Тип -39А — 4
Тип 039G – 12
Тип 039 – 1
Тип 035B — 8
Тип 035G – 6
Пр. 636М – 10
Пр. 877ЭКМ – 2
Всего – 57
ВТС «БАСТИОН»

26.04.2018


В китайском интернете появилось фото, где в одном кадре схвачены восемь строящихся эсминцев — четыре Тип 055 и четыре Тип 052D. Строительство ведется на верфи в Даляни.
Военный паритет



16.09.2018


9 сентября был показан видеоскрин ДЭПЛ класса пр. 877ЭКМ ВМС НОАК с удлиненным корпусом, сообщает hisutton.com 12 сентября.
Лодка получила дополнительную корпусную секцию длиной около 15 м. Вероятно, это связано с оснащением субмарины ВНЭУ (воздухонезависимой энергетической установкой), которая существенно увеличивает скрытность подлодки и продолжительность хода под водой. Также вероятно, что лодка использует этот объем для размещения пусковых установок крылатых ракет.
Китай получил две лодки пр. 877ЭКМ в 1994-95 годах, затем в 1997-98 годах две субмарины пр. 636, последняя партия из 8 пр. 636М поступила из России в 2004-06 годах. Модернизированная ПЛ относится к одной из двух пр. 877ЭКМ, которые состоят на вооружении Южного флота КНР.
Китай уже работает над лодками с ВНЭУ. По меньшей мере, одна из субмарин Тип 039А «Юань» оснащена такой двигательной системой. Считается, что китайская ВНЭУ технически подобно системе Стирлинга (она устанавливается на шведских и японских подлодках).
Военный паритет




17.01.2019


Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая приняли на вооружение шестой универсальный десантный корабль класса «Южао» (проект 071) и очередной эсминец класса «Луянь-3» (проект 052D). Об этом в среду, 16 января, сообщает ЦАМТО.
Хотя в китайских государственных средствах массовой информации о принятии кораблей на вооружение не сообщалось, судя по размещенным на онлайн-форумах фотографиям, церемония ввода кораблей в боевой состав состоялась 12 января. Предположительно мероприятие прошло на военно-морской базе Чжаньцзян, а оба корабля, вероятно, пополнили Южный флот.
Новый УДК получил наименование «Учжи Шань», а эсминец – «Хух-Хот». Точное количество состоящих на вооружении ВМС Китая кораблей проекта 052D неизвестно, предположительно «Хух-Хот» стал десятым.
https://flot.com




09.02.2019


К 2035 году у Китая будет уже шесть авианосных ударных групп, причём четыре из них будут оснащены авианосцами с ядерными двигательными установками, пишет South China Morning Post.
Как утверждают эксперты, Пекин не смущают даже экономический спад и торговая война с Вашингтоном. Поднебесная будет продолжать усиленную модернизацию ВМС до тех пор, пока не окажется на одном уровне с США.
Как отмечают специалисты, после десятилетий модернизации Народно-освободительная армия Китая (НОАК), наконец, приближается по уровню технического оснащения к державе, занимающей ведущие позиции в мире по авианосцам. Но китайцам по-прежнему не хватает опыта и реальной практики в бою.
Все новые авианосцы Поднебесной будут оснащены передовыми электромагнитными катапультами для самолётов палубной авиации - похожие используют в США. Американская электромагнитная система EMALS способствует более быстрому разгону самолётов, чем традиционные комплексы с паровым приводом.
Сегодня на вооружении у ВМС Китая стоит лишь один бывший советский авианосец, «Ляонин», введённый в эксплуатацию в 2012 году. Первый авианосец отечественного производства «Проект 001А» пока находится на стадии испытаний.
По словам китайского военного эксперта Ван Юньфэя, авианосцы с атомной силовой установкой и с электромагнитными катапультами будут переданы НОАК к 2035 году. Тогда у Пекина станет в общей сложности шесть авианосцев.
Авианосец «Проект 002A» станет следующим и последним кораблём этого типа без ядерного двигателя. Зато новый «Проект» будет оснащён электромагнитной катапультой. Также активно ведётся работа над истребителями, которые будут работать в одной ударной группе с кораблями.
South China Morning Post подчёркивает, что председатель КНР Си Цзиньпин рассчитывает сделать китайскую армию передовой к 2050 году.
https://russian.rt.com



19.02.2019


15 февраля индийское издание The Diplomat (обозреватель Рик Джо) опубликовал обширную статью о предполагаемом боевом составе ВМС НОАК в 2030 году.
Отмечается, что рост количества боевых надводных кораблей китайского флота превосходит даже самые смелые прогнозы, которые публиковались раньше. Появление эсминца Тип 055 и высокие темпы строительства этих кораблей, а также эсминцев Тип 052D на двух огромных верфях впечатлили военных экспертов и наблюдателей.
В течение восьми ет (2010-2018) на китайских верфях было спущено на воду 24 эсминца, из них четыре Тип 052С, 16 Тип 052D (три последние имели увеличенную ширину корпуса) и четыре тяжелых Тип 055. По сравнению, в период 1990-2010 годов с китайских верфей было спущено всего 10 эсминцев (не считая четыре, купленных в России, и всего два были Тип 052С с «китайской Aegis»).
По слухам, будет построено примерно 12 эсминцев Тип 055, где-то в начале 2020-х будет создан улучшенный вариант Тип 055А. Строительство Тип 052D, вероятно, будет продолжаться до достижения количества 25 единиц, затем начнется строительство кораблей варианта Тип 052Е. Условно называемые Тип 055А и Тип 052Е частично или полностью перейдут на электродвижение.
Если верфи в Цзяннани и Даляни будут строить эсминцы в таких же темпах и в будущем, то они могут ежегодно спускать на воду по три эсминца Тип 052D/Е и два Тип 055/А. Таким образом, в период 2019-2030 годов (за 11 лет) будут построены еще 33 Тип 052D/Е и 22 тип 055. Получаем совершенно фантастический флот — в 2030 году ВМС НОАК будут иметь примерно 55 эсминцев водоизмещением 7000 т и 26 водоизмещением по 12000 т.
Однако количество эсминцев, находящихся в эксплуатации, будет несколько меньше, если учесть, что между спуском на воду и вводом в эксплуатацию эсминца проходит два-три года. Таким образом, к 2030 году более вероятно, будет около 40 эсминцев с в/и 7000 тонн эсминцев (052C/D/E) и до 20 эсминцев с в/и 12000 т (включая Тип 055А). Стоит отметить, что и после 2030 года будут строиться эсминцы.
К 2030 году строительство фрегатов Тип 054 версии В с в/и 4000 т может достичь 24 единиц (20 из них будут в строю).
Между тем, количество построенных корветов Тип 056 приближается к 60 единицам, программа завершается.
По состоянию на начало 2019 года в боевом составе флота находятся шесть десантных кораблей Тип 071 водоизмещением 25000 т, строятся седьмой и восьмой. Ожидается, что к концу 2019 года появятся первые модули долгожданного универсального десантного корабля Тип 075 со сплошной полетной палубой. По слухам, их заказано три единицы. Полное в/и Тип 075 составит около 36 000 т (несколько меньше американских Wasp и America, но значительно больше всех других кораблей этого класса в мире). Предполагается, что после первой серии из трех кораблей может начаться строительство доработанных УДК с в/и более 40 000 т.
Пока невозможно точно прогнозировать строительство китайского десантного флота, так как строительство ДВКД Тип 075 велось неритмично, с большими перерывами.
Таким образом, примерный корабельный состав ВС НОАК в 2030 году может выглядеть следующим образом
16-20 эсминцев Тип 055 (категория 12 000 тонн)
36-40 эсминцев 052D/E (категория 7000 тонн)
40-50 фрегатов Тип 054A / B (категория 4000-5000 тонн)
Примерно 60 дизельных/неатомных ПЛ
16 или более ударных АПЛ (включая шесть-восемь существующих АПЛ)
Восемь или более ПЛАРБ (включая от четырех до пяти существующих)
Не менее четырех авианосцев (два «трамплинных» и два «катапультных»)
По меньшей мере, восемь ДВКД Тип 071 (категория 25 000 тонн)
По меньшей мере, три УДК 075 (категория 36000 тонна)
Из этих классов кораблей наиболее трудно предсказать количество фрегатов, АПЛ и ПЛАРБ.
Военный паритет

11.03.2019


15 китайских эсминцев проектов 052D и 055 в постройке на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае.
Помимо строящегося авианосца Тип 003 на китайской верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае строятся 15 надводных боевых кораблей для ВМС НОАК (эсминцы проекта 052D и эсминцы проекта 055).
https://dambiev.livejournal.com

25.04.2019


Во время торжеств по случаю 70-летия ВМС НОАК, которые проходят в Циндао, Китай решил показать свой новый стелс- эсминец Тип 055 Nanchang (DDG-101), сообщает navyrecognition.com 24 апреля. Основной функцией эсминцев Тип 055 планируется защита китайских авианосцев.
Эсминцы Тип 055 являются крупнейшими надводными боевыми кораблями, которые в настоящее время строятся в мире, имеет длину 180 метров, ширину 20 метров и осадку 6,6 метров, полное водоизмещение 13 000 тонн (по сравнению — крейсер типа Ticonderoga ВМС США и эсминец типа Arleigh Burke Flight III оба 9800 тонн, британский Тип 45 — 8500 тонн). Их официальное обозначение — «эсминец класса 10 000 тонн» (10,000-ton class destroyer), в то время как Министерство обороны США с 2017 года называет их «крейсерами».
Первый корабль «Наньчан» был спущен на воду 28 июня 2017 года на верфи компании Jiangnan Changxing в Шанхае, второй в апреле этого года на той же верфи. Ожидается, что Nanchang будет принят во флот в 2019 году при условии, что дооснащение и приемочные испытания пройдут гладко.
В настоящее время строятся или дооснащаются восемь эсминцев Типа 055 (включая «Наньчан»). Помимо верфи «Цзяннань-Чансин», строительство ведется в Даляне на базе Даляньской судостроительной промышленной компании (DSIC), входящей в состав другой китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC). На сегодняшний день в Шанхае достроен еще один эсминец этого типа (спущен на воду 28 апреля 2018 года) и на этой верфи строятся еще два. В Даляне находятся на стадии оснащения два эсминца проекта 055 (оба были одновременно спущены на воду 3 июля 2018 года) и еще два находятся в стадии строительства.
Военный паритет


КИТАЙ ПОКАЗАЛ СВОЙ НОВЫЙ ЭСМИНЕЦ «НАНЬЧАН»
ВОЕННО-МОРСКОЙ ПАРАД В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ ВМС НОАК

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ТИП 055 (КИТАЙ)


25.05.2019


Китай вышел в мировые лидеры по количеству кораблей, входящих в состав Военно-морских сил НОАК, обогнав ВМС США. Данные в своем докладе опубликовал Центр стратегических и международных исследований (CSIS), расположенный в Вашингтоне.
В новом докладе о достижениях ВМС НОАК, предоставленном CSIS сообщается, что общее число китайских надводных и подводных кораблей на начало 2019 года достигло 300, что на 13 единиц превысило количество кораблей в составе ВМС США. Уточняется, что при подсчете учитывалось количество авианосцев, крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, подводных лодок и десантных кораблей. По подсчетам американских аналитиков, в составе китайского флота 23 эсминца, 59 фрегатов, 37 корветов, а также 76 подлодок, включая атомные.
ВМС НОАК имеет больше кораблей, чем Германия, Индия, Испания и Великобритания, вместе взятые, отмечают в CSIS.
В тоже время аналитики обращают внимание на то, что треть китайского флота составляют корабли типа Jingdao класса 056 с легким вооружением и фрегаты типа Jiangkai-II класса 054A, не способные наносить удары с больших расстояний. Второй проблемой является отсутствие в составе ВМС НОАК десантных кораблей-амфибий и всего один авианосец.
По подсчетам CSIS, при сохранении темпов строительства кораблей, через 15 лет ВМС Китая будут включать в себя 430 надводных кораблей и 100 подводных лодок.
В заключении американские аналитики решили «подсластить пилюлю» и заявили, что не смотря на то, что китайский флот больше американского по количеству кораблей, американский тяжелее китайского аж на 3 миллиона тонн.
Военное обозрение



ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Военно-морские силы Китайской Народной Республики, официально - Военно-морской флот Народно-освободительной армии - один из видов вооружённых сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Ресублики. Насчитывают около 250 000 человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны. Флот Южного моря имеет в своём составе две бригады морской пехоты.

В феврале 2013 года заместитель начальника Генштаба НОАК Цзи Цзяньго отметил, что в настоящее время угроза безопасности Китая главным образом исходит от моря.

Китайские военно-морские силы состоят из 3 оперативных флотов: Южного, Восточного и Северного. Они включают в себя более 700 единиц надводных/подводных кораблей:
— 60 единиц дизель-электрических подлодок (НАПЛ);
— 8 единиц атомных подводных кораблей (ПЛАТ);
— 5 единиц ракетных атомных субмарин (ПЛАРБ);
— 28 единиц эскадренных миноносцев с ракетным вооружением (УРО);
— 52 единицы различных типов фрегатов;
— 22 единицы морских тральщиков;
— 84 единицы десантных кораблей;
— 83 единицы ракетных катеров;
— 77 единиц сторожевых катеров;
— 1 единица ДВК (десантно-вертолетный корабль);
— 2 бригады морской пехоты (10 тысяч человек);
— 55 единиц бомбардировщиков;
— 132 единицы штурмовых и истребительных самолетов;
— 65 единиц транспортников;
— 15 единиц разведывательных самолетов;
— 3 единицы заправочных самолетов;
— 95 единиц вертолетов.

Военно-морской флот около 230 000 чел. (в т. ч. более 40 000 ср. ст.).
Оперативные флоты: Северный, Восточный, Южный.
ФЛОТ: эскадры: ПЛ (6), эскортных кораблей (7), МТК (3); учебная флотилия; 20 ВМБ;
корабельный состав: ПЛАРБ пр.092 «Ся», 5 ПЛА пр.091 «Хань», 63 ПЛ (1 пр.039 «Сун», 4 пр.636/877ЭКМ, 17 пр.035 «Минь», 41 пр.033 «Ромео»). 2 ОПЛ, 19 ЭМ УРО (1 пр.054 «Люхай», 2 пр.052 «Люйху». 16 пр.051 «Люйда»), 37 ФР УРО (2 пр.057 «Цзянвэй-2», 4 пр.055 «Цзянвэй-1 «, 1 пр.053 «Цзянху-2», 26 пр.053 «Цзянху-1», 4 пр.053/НТ «Цзянху-3/4»), 92 РКА (4 пр.037/2 «Хоуцзянь», 20 пр.037/10 «Хоусинъ», 37 пр.021 «Хуанфэнь», 1 «Хода», 30 пр.024 «Хэгу»/»Хеку»), 17 ТКА пр.025/026 «Хучуань», более 100 ПКА (около 90 пр.037 «Хайнань», около 20 пр.037/1 «Хайцзюй», 4 «Хайци»), более 100 АКА пр.062 «Шанхай-2» и 11 пр.062/1 «Хайчжуй», 34 МТК (27 пр.010 Т-43, 7 «Восао»). 1 ЗМ «Волей». 17 ТЦК (6 пр.074 «Юйтин», 8 пр.072 «Юйкань». 3 «Шань»), 32 СЦК (1 пр.073 «Юйден», 1 «Юйдао», 31 пр.079 «Юйлин»), 9 МДК пр.074 «Юхай», 4ДВТР «Цюньша», 44 ДКА (36 пр.067 «Юннань», 8 пр.068/069 «Юшинь»), 9 ДКВП «Цзиньша». 2 УК. 3 ТРС (2 «Фусинь», 1 «Наиьюн»), 10 ПБ ПЛ (3 «Дайянь», 1 «Дачжи», 2 «Дачжоу», 4 «Далянь»), 1 СС ПЛ, 2 СС, 1 ПМ, 20 ТР. 38 ТН, 53 специализированных судна (в т. ч. 4 КИК, 7 РЗК), 4 ЛЕД, 49 БУК.
АВИАЦИЯ: 25 000 ЧЕЛ., 8 ад (27 an).
Самолетов — около 685 (22 «Хун-6», около 60 «Хун-5». 40 «Цян-5», 295 «Цэяиь-6», 66 «Цэянь-7», 54 «Цзянь-8». 7 «Шуйхун-5», 50 Y-5, 4 Y-7. 6 Y-8. 2 Як-42. 6 Ан-26, 53 РТ-б, 16 JJ-6. 4 JJ.7); вертолетов — 43 (9 SA-321. 12 «Чжи-8», 12 «Чжи-9А». 10 Ми-8).
МОРСКАЯ ПЕХОТА: около 5 000 чел., 1 бригада (батальоны: 3 пб, 1 мб, 1 плавающих танков, 1 артдивизион), подразделения специального назначения. Вооружение: танки Т-59, Т-63, БТР, 122-мм орудия ПА, РСЗО, ПТРК, ПЗРК БО: 28 000 чел., 25 районов, 35 ракетных и артиллерийских полков (ПКРК»Хайин-2,-4″, 85-, 100-, 130-мм орудия).

СТРУКТУРА ФЛОТОВ ВМС КНР

Флот Северного моря

Флот Восточного моря

Флот Южного моря

1-я база АПЛ

2-я флотилия подводных лодок

12-я флотилия подводных лодок

22-я флотилия подводных лодок

42-я флотилия подводных лодок

2-я база АПЛ

32-я флотилия подводных лодок

72-я флотилия подводных лодок

1-я флотилия эскадренных миноносцев

10-я флотилия эскадренных миноносцев

1-я флотилия быстроходных штурмовых судов

1-я эскадра десантных кораблей

1-я флотилия кораблей боевой поддержки

3-я флотилия эскадренных миноносцев

6-я флотилия эскадренных миноносцев

1-я флотилия корветов

16-я флотилия быстроходных штурмовых судов

21-я флотилия быстроходных штурмовых судов

5-я флотилия десантных кораблей

2-я флотилия кораблей боевой поддержки

2-я флотилия эскадренных миноносцев

9-я флотилия эскадренных миноносцев

11-я флотилия быстроходных штурмовых судов

26-я флотилия быстроходных штурмовых судов

6-я флотилия десантных кораблей

3-я флотилия кораблей боевой поддержки

2-я морская авиационная дивизия

5-я морская авиационная дивизия

3-й отдельный авиационный полк

6-й отдельный авиационный полк

Учебный полк

Корабельное вертолётное крыло

4-я морская авиационная дивизия

6-я морская авиационная дивизия

4-й отдельный авиационный полк

8-я морская авиационная дивизия

9-я морская авиационная дивизия

7-й отдельный авиационный полк

4-я радарная бригада

11-й ракетный полк береговой обороны

12-й ракетный полк береговой обороны

2-й полк ПВО

Полк электронной борьбы

2-я радарная бригада

13-й ракетный полк береговой обороны

Полк электронной борьбы

2-я бригада наблюдения

3-я радарная бригада

46-й ракетный батальон береговой обороны

Учебная база Флота Северного моря

База поддержки Циндао

База поддержки Люйшунь

Морской гарнизон Вейхай

Морской гарнизон Далянь

База поддержки Чжоушань

База поддержки Фуцзянь

База поддержки Шанхай

Морской гарнизон Xiamen

База поддержки Гуанчжоу

База поддержки Yulin

База поддержки Чжаньцзян

Морской гарнизон font color=»#330099″ style=»font-size: 14pt»p;Шаньтоу

Морской гарнизон Beihai

Морской гарнизон Сиша

1-я бригада морской пехоты

164-я бригада морской пехоты

Проведем анализ современного боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК с различных позиций, а именно: При этом факторы влияния природно-климатических условий, организации боевой службы, использования плавучего тыла и передовых пунктов базирования, технической надежности оружия и вооружения не учитываем. Расчетные материалы по указанным выше направлениям анализа вынесены в приложение.

Подведем итог анализа, отразив результаты графически – см. рис. 3 и 4.

Рис. 3. Показатели состояния боевого корабельного состава. Боевой корабельный состав



Рис. 3. Возрастные категории боевого корабельного состава



Рис. 3. Показатели состояния боевого корабельного состава. Новейшие и современные корабли (в скобках - удельный вес в рассматриваемой структуре)


Так, "осредненное стандартное водоизмещение корабельного состава" составляет величину порядка 1000 т., а аналогичная величина "по экипажу" - 68 чел., что свидетельствует о "прибрежной ориентации" китайского флота в целом.

Как пример этого, отметим, что в структуре боевого корабельного состава количественное преобладание имеют малые БНК - ракетные и патрульные катера, удельный вес которых составляет 51.9% и на долю которых приходится 1/5 часть противокорабельного ракетного потенциала китайского флота.

Корабли же морской зоны – эсминцы и фрегаты, а так же подводные лодки составляют 4.7, 7.9 и 13.8 процентов соответственно.

При этом обновление корабельного состава осуществляется с преимущественным уклоном строительства кораблей морской и океанской зоны. Так, из 121 боевого корабля, построенного в последние 10-15 лет, на долю десантных кораблей приходится 38.0%, подводных лодок - 27.3%, фрегатов – 13,2% и эсминцев - 10,7% "новостроя".

Между тем, безнадежно старыми являются всё то ничтожно малое количество противоминных кораблей Китая – 46 ед. (95.8%), что делает противоминную оборону не то, чтобы низкоэффективной, а эфемерной …. Аналогичные выводы распространяются и на устаревшие и старые малые БНК (96,6%)…..


Рис. 4. Боевой авиационный состав



Рис. 4. Возрастные категории боевого авиационного состава


Помимо этого отметим, что в составе флота устаревшими и старыми кораблями являются 18 эсминцев (55,2% кораблей данного класса), 33 фрегата (67,3%) и 40 десантных кораблей (46.5%).

В итоге и в целом, очевидно, что:

  • большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, что ставит под сомнение их боевую ценность;
  • дисбаланс в современном военно-морском строительстве Китая – преимущественное строительство морских и океанских кораблей, "при забвении" сил прибрежной обороны, обеспечивающих "своей повседневной рутиной" действия морских и океанских кораблей.
Боевой авиационный состав ВМС НОАК в большинстве своем представлен самолетами устаревших и старых конструкций – 82.7%, а в "функциональном выражении": истребительной – 43,5% ЛА (232 истребителя), бомбардировочной – 22.5% (120 самолетов), и истребительно-бомбардировочной и штурмовой (19.5% или 104 машины) авиацией.

Состояние же авиапарка боевых самолетов китайского флота может быть определено как:

  • бомбардировочная авиация – все машины старых и устаревших конструкций;
  • - истребительная авиация на 86,2% (200 ЛА) представлена так же самолетами старых и устаревших конструкций,
  • истребительно-бомбардировочная авиация, почти на половину (46.1%) – самолеты старых конструкций.
"Бросается в глаза" ничтожно малый состав базовой патрульной авиации – 12 самолетов БПА старой конструкции, что делает результативность воздушной разведки и патрулирования весьма сомнительной, без привлечения самолетов разведки и ДРЛО Военно-воздушных сил Китая…

Таким образом, современные Воздушные силы ВМС НОАК так же в подавляющем большинстве (82.7%) представлены самолетами старых и устаревших конструкций, что делает их боевую ценность сомнительной.

Обновление авиапарка ВМС НОАК, равно как и рассмотренного выше корабельного состава, осуществляется, прежде всего, в обновлении ударной и истребительной авиации: в числе 88 новых и современных самолетов, построенных или приобретенных в последнее время, состоят 56 истребителей-бомбардировщиков (63.6% поступлений) и 32 истребителя (36.4%).

Проанализируем географическую проекцию боевого потенциала ВМС НОАК по зонам дальности.

При этом операционные зоны определены удаленностью от береговой черты, а именно: прибрежная - до 200 миль; ближняя морская - от 200 миль до 500 миль, морская - от 500 миль до 1000 миль, и океанская - свыше 1000 миль. Географически, раздел ближнеморской и морской операционных зон проходит по рубежу: юго-западная акватория Японского моря - восточная оконечность о-ва Кюсю – южная часть о-ва Лусон и дельта р. Меконг. А раздел ближнеморской и прибрежной операционных зон проходит по рубежу: западное побережье Корейского п-ова – восточное побережье о-ва Тайвань – "середина" Индокитайского п-ова. Таким образом, прибрежная и ближнеморская операционные зоны фактически охватывают акватории Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей.

Отнесение того или иного БНК, ПЛ или ЛА к какой-либо операционной зоне выполнено методом экспертных оценок, без учета возможностей дозаправки в походе (полете). При этом в качестве примерных критериев "зональности" боевого средства использованы водоизмещение, автономность и оперативный радиус. Так, условно принимаем, что БНК или ПЛ водоизмещением менее 1.5-2.0 тыс. т. и автономностью менее 10 сут. не является океанским кораблем и может быть кораблем морской или иной зоны плавания, в зависимости от оперативного радиуса. "Зональность" же летательного аппарата определяется величиной оперативного радиуса.

При этом, оперативный радиус определен как: для БНК или ПЛ - показатель, равный 40% от "паспортной" дальности плавания, а для самолетов – показатель, равный 30% от "паспортной" дальности полета.

Принятая в расчетах "разница между процентовками" предопределена физическим различием между плаванием и полетом. Так, потеря 20% дальности плавания корабля может быть предопределена погодными условиями, маневрированием корабля и т.п. субъективными факторами. В случае же самолета, к данным факторам следует добавить и возможную необходимость барражирования ЛА в районе боевых действий, поскольку самолет, в отличие от корабля, "не может стоять на месте"…



Рис. 5. Распределение (в процентах) боевого потенциала ВМС НОАК по операционным зонам, 2006 г.


Примечание

Внутренняя линия – потенциал океанской операционной зоны. Средняя линия- потенциал в морской зоне. Крайняя линия – потенциал в ближнеморской зоне. Линия периметра диаграммы – прибрежная операционная зона (100% боевого потенциала).

Расчет показателей боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК вынесен в приложение, а результат отражен на рис. 5. Проанализируем полученный результат. При этом фактор напряженности использования сил и средств флота не учитываем.

Так, очевидно, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота. Но уже для оперирования в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45.6%) боевых самолетов и исключает возможность применения до 20% БНК. А для действий в морской операционной зоне могут быть задействованы до? боевого корабельного состава и 14% боевых самолетов.

Таким образом, по итогу 2006 г. китайский флот пока сохраняет боевую структуру , ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Между тем, необходимо отметить, что за первое шестилетие XXI века, ВМС НОАК удалось существенно увеличить потенциал своего силового присутствия в морской операционной зоне – см. табл. 54.

Рассмотрим боевой потенциал военно-морских сил Китая с позиций боеготовности – достигнутого или нормативно-заданного состояния сил флота, характеризующего их способность начать военные действия и/или приступить к выполнению боевых задач в установленные сроки . Для этого введем в оборот "коэффициент сил постоянной готовности - КСПГ" - показатель, отражающий удельный вес боеготовых сил, в общем количестве сил и средств флота.

Очевидно, что величины "КСПГ" можно определить посредством анализа данных фактической готовности ПЛ, БНК или ЛА, возможности чего мы лишены. Поэтому, мы изначально полагаем, что величина "КСПГ" принимается в рамках (0.4-0.6) для БНК и ПЛ, и (0.75-0.85) для летательных аппаратов .

Произведем расчет значений данных величин реализуемого боевого потенциала ВМС НОАК – см. таблицу 55 (данные округлены в большую сторону).



Таблица 55. Величины реализуемого боевого потенциала ВМС НОАК в зависимости от реализации показателя сил постоянной готовности


Примечание

В состав АПЛ не включена ПЛАРБ "Ся" в силу ее опытно-экспериментальной эксплуатации.

Таким образом, Военно-морские силы Китая одновременно могут использовать две-три АПЛ и порядка 33 - 50 ДЭПЛ, 12-18 эсминцев, 20-30 фрегатов и до 200 малых БНК, а Морская авиация Китая может использовать порядка 30-34 бомбардировщиков, 78-88 истребителей-бомбардировщиков, до 200 истребителей и 9-10 самолетов базовой патрульной авиации.

В итоге и в целом заметим, что современные Военно-морские силы Китайской Народной Республики количественно обеспечены силами и средствами для создания благоприятного операционного режима в пределах зоны, ограниченной "первой цепью островов - о-ва Рюкю и Филиппинских", что говорит о выполнении первого этапа "Стратегии активной обороны".

Качественная же сторона реализации этого этапа, рассмотрена нами ниже, в третьей главе работы.

С 12 по 19 сентября в Южно-Китайском море проходят совместные учения отрядов кораблей военно-морского флота (ВМФ) России и военно-морских сил (ВМС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК, вооруженные силы КНР). ТАСС подготовил информацию об истории ВМС НОАК, организационной структуре и вооружении этого вида вооруженных сил.

Как проходило становление флота

До завершающего периода гражданской войны в Китае (1927-1950 гг., с формальным перерывом в 1936-1945 гг.) НОАК не имела флота: война между Коммунистической партией Китая (КПК) и партией Гоминьдан шла за контроль над континентальной частью страны.

Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 г., в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан).

Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950 г., когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК. Отсутствие мощного флота в 1950 г. не позволило НОАК взять под свой контроль о. Тайвань, куда эвакуировались гоминьдановское правительство. КНР ограничилась взятием о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках.

В ноябре 1949 г. в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР).

По оценкам историков, в 1954 г. в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших КНР содействие в строительстве современного флота.

Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в Ухани во время «культурной революции» в 1967 г. Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамским кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 г. у Парасельских и в 1988 г. у островов Спратли).

К 1970-м гг. КНР уже располагала современным флотом. В 1974 г. Китай ввел в строй свою первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 «Хань»), в 1982 г. впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.

В 2002 г. эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

В настоящее время военная стратегия КНР выделяет море как одну из четырех ключевых сфер, в которых Китаю необходимо повышать потенциал своих вооруженных сил (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

В 2012 г. был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В «Белой книге» правительства КНР 2015 г. подчеркивается отказ от традиционных представлений о приоритетной важности сухопутных пространств, обозначается переход от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

Из чего состоит флот

Командующий ВМС НОАК — адмирал У Шэнли, член Центрального военного совета (высший государственный орган, осуществляющий руководство вооруженными силами Китая).

Организационно ВМС НОАК делятся на три флота:

Северный (СФ, зона действия — Желтое море и Бохайский залив),

Восточный (ВФ, Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив),

Южный (ЮФ, Южно-Китайское море).

Штабы флотов располагаются, соответственно, в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян. В начале 2016 г. три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы вместо прежних округов.

В состав ВМС НОАК входят:

подводные силы,

надводные силы,

военно-морская авиация,

силы береговой обороны,

морская пехота.

Численность личного состава — около 235 тыс. человек.
В целом, ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и АПЛ — после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам — после ВМС США и Японии).

Подводный флот

КНР активно наращивает свой подводный флот, который по численности приближается к американскому (75 подлодок; в ВМФ России — 70).

По оценке составителей справочника The Military Balance («Военный баланс», издается Международным институтом стратегических исследований, IISS), на вооружении ВМС НОАК стоит лишь 61 подводная лодка, однако министерство обороны США считает, что в настоящее время Китай располагают по меньшей мере 70 субмаринами, в том числе 16 атомными.

Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 «Цзинь» (введены в строй в 2006-2015 гг.), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами.

Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В, каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 «Хань» (3 единицы в составе СФ) построены новые — проекта 093 «Шан» (предположительно, 6 единиц). Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 15 субмарин проекта 041А «Юань».

Начато строительство еще более современных подводных кораблей проекта 043.

Также на вооружении стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки — проектов 877, 636 и 636ЭМ («Варшавянка»). Кроме того, на вооружении стоят 13 субмарин проекта 039 «Сун» китайского производства.

Более старыми, но еще боеспособными являются подлодки проекта 035 «Мин», их количество оценивается в 15 единиц.

Авианосцы

Единственный на данный момент китайский авианосец «Ляонин» (в составе флота с 2012 г.) — это бывший советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 11436, приобретенный в 1998 г. на Украине в недостроенном состоянии.

На корабле может быть размещено до 24 истребителей «Шэньян» J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

В настоящее время в КНР идет строительство нового авианосца. Заявлено, что по своим тактико-техническим характеристикам он будет превосходить «Ляонин».

ВМС НОАК эксплуатируют 21 эскадренный миноносец:

четыре корабля российских проектов 956Э (2 единицы) и 956ЭМ (2 единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х — начале 2000-х гг.;

три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;

десять кораблей проектов 052, 052В, 052С;

в 2014 г. в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D «Куньмин» (4 единицы приняты на вооружение, строятся еще 8 единиц).

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (56 единиц) являются фрегаты.

Самые старые — 6 кораблей проекта 051 типа «Люйда» (модификации советских проектов 1950-х гг., строились с начала 1970-х по начало 1990-х гг.).
26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 «Горностай»). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране.

С середины 2000-х гг. на замену фрегатам проекта 053Н были построены два фрегата проекта 054 и 22 фрегата проекта 054А, запланирован ввод в строй еще трех фрегатов последнего типа. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского ЗРК «Штиль».

Корветы, катера и тральщики

В 2012 г. в КНР было начато строительство корветов проекта 056. В настоящее время уже введено в строй 23 корабля этого типа, из которых четыре — противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I).

Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 «Волэй» и 48 единицами тральщиков проектов 081, 082 и 082А.

Десантные корабли

Десантные силы ВМС НОАК включают:

четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа «Циньчэньшань»;

30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций;

13 средних десантных кораблей проекта 073;

около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II);

четыре десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», построенных на Украине.

Морская авиация

Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов.

По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 346 самолетов (вторая в мире по этому показателю после американской). Среди них — 30 бомбардировщиков «Сиань» Н-6G (собственная модификация советского Ту-16) и 120 истребителей «Сиань» JH-7 и JH-7А.

Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК — 72 бортами «Шэньян» J-11В и J-11BS.

На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей «Шэньян» J-15. Кроме того, морская авиация располагает 22 многоцелевыми истребителями «Чэнду» J-10 и 24 единицами «Шэньян» J-8. Производство J-11 и J-10 продолжается, их количество будет увеличиваться.

Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями собственного производства SH-5 и 44 вертолетами (19 российских Ка-28, 25 китайских «Харбин» Z-9C, созданных на основе французского AS365).

Имеются три самолета-заправщика H-6DU (проект на базе бомбардировщика Н-6).

На вооружении ВМС НОАК состоит 32 многоцелевых самолета Y-8. Из них 8 бортов используются в варианте самолетов радиоэлектронной разведки, 4 борта — как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Y-8J, остальные — в качестве транспортных.
Также имеется 10 транспортных самолетов Y-7 и более 100 учебных самолетов.

В состав морской авиации НОАК также входят:

44 многоцелевых вертолета (19 российских Ка-28 и 25 китайских «Харбин» Z-9C);
9 вертолетов ДРЛО Ка-31;

43 транспортных вертолета (8 российских Ми-8, 20 китайских Z-8, созданных на базе французского SA-321; 15 собственно SA-321).

Морская пехота

Включает две бригады в составе ЮФ. Кроме подготовки к проведению морских десантных операций, китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на спорных с Вьетнамом Парасельских островах в Южно-Китайском море.

На вооружении бригад морской пехоты состоят 73 легких танка ZTD-05 и 152 БМП ZBD-05.

Самоходная артиллерия насчитывает более 20 САУ «Тип-07» калибра 120 мм и более 20 устаревших САУ «Тип-89». Также на вооружении морской пехоты
НОАК состоят реактивные системы залпового огня «Тип-63», противотанковые ракетные комплексы HJ-73 и HJ-8, переносные зенитные ракетные комплексы
HN-5 и минометы калибра 82 мм.