Походы Транспорт Экономные печи

Тест по русскому языку "Части речи " тест по русскому языку (2 класс) на тему. Тест по русскому языку "Части речи " тест по русскому языку (2 класс) на тему Викторина тест по теме самостоятельные части речи

Тесты по русскому языку по теме «Части речи» 3 класс

1. Укажи имя существительное:

А) дым Б) дымный В) дымит Г) дымно

2.Укажи, в каких существительных на конце пишется (ь)?

А) плащ… Б) мощ… В) овощ… Г) грач…

3.Существительные первого склонения:

А) багаж Б) мечеть В) солнце Г) дядя

4. Какой падеж употребляется без предлогов?

А) именительный В) дательный

Б) винительный Г) предложный

5. К какому из падежей не подходят вопросы?

А) И.п –кто? что? В) Т.п. – о ком? о чем?

Б) – Р.п. – кого? чего? Г) Д.п. – кому? чему?

6.Что такое имя прилагательное?

А) Слово Б) Часть речи В) Часть предложения

7. С какой частью речи связано имя прилагательное?

А) с именем существительным Б) с глаголом В) с местоимением

8. В каком падеже у имен прилагательных окончания –ого (его)?

А) в родительном В) в творительном

Б) в дательном Г) в предложном

9.Укажи правильное окончание:

А) интересн… экскурсия 1.- ое

В) прелестн… дитя 3.- ый

10. Род, число, падеж имени прилагательного зависит от:

А) существительного, к которому оно относится

Б) глагола, к которому относится имя прилагательное

В) местоимения, к которому относится имя прилагательное

11. Выбери верное суждение. Местоимение – это часть речи, которая…

А) означает признак предмета

Б) обозначает действие предмета

В) указывает на предметы, но не называет их

Г) обозначает предмет

12. Найди лишнее слово:

А) иллюзия Б) звездный В) профессор Г) праздник

13. Определи местоимение 3 лица:

А) он, ты В) он, она, оно, они

Б) мы, вы Г) я, мы

14. Роль прилагательного в предложении:

А) подлежащее В) дополнение

Б) обстоятельство Г) определение

15. Имя прилагательное в винительном падеже:

А) красивую девочку В) о чистом небе

Б) доброй мамы Г) замечательной песней

16.Выбери словосочетание имени прилагательного с именем существительным в Д.п.

А) синие цветы В) о синих цветах

Б) к синим цветам Г) из синих цветов

17. К какому из падежей не подходят вопросы?

А) И.п. – какие? В) Т.п. – о каких?

Б) Р.п.- каких? Г) Д.п - каким?

1.Укажи правильное окончание:

А) интересн… экскурсия 1.- ое

Б) интересн… путешествие 2.- ая

В) прелестн… дитя 3.- ый

1. Какой постоянный признак присущ именам существительным:

а) отнесенность к определенному лексико-граммати ческому разряду;

в) склонение;

Г) все варианты правильные.

2. Притяжательные имена прилагательные:

а) обозначают признак предмета, определяющий его качество;

Б) обозначают принадлежность предмета к какому-либо лицу или предмету;

в) называют признак по отношению к материалу, месту, месту, действию, отвлеченному понятию;

г) обозначают несколько предметов как единое целое.

3. Какие грамматические признаки глагола характерны для причастий:

4. Какой из вариантов не является наклонением глагола:

а) повелительное;

б) сослагательное;

В) винительное;

г) изявительное.

5. Какие из перечисленных местоимений относятся к определительным:

а) кто, что, какой, который, чей;

б) мой, твой, наш, ваш, свой, ее;

в) то, этот, это, тот, такой;

Г) сам, самый, весь, всякий, каждый, любой.

6. С какой группой имен существительных сочетаются собирательные числительные:

А) с существительными мужского рода, обозначающими лиц;

б) с существительными, имеющими форму единственного числа;

в) с неодушевленными существительными;

г) с существительными женского рода.

7. Числительное «один» согласуется с существительными в:

а) роде и числе;

б) числе и падеже;

в) только в числе;

Г) в роде, числе и падеже.

8. Какие числительные пишутся слитно:

а) дробные числительные;

б) числительные обозначающие порядковый номер;

В) порядковые числительные оканчивающиеся на -тысячный ;

г) только количественные.

9. В каком из вариантов перечислены вещественные имена существительные:

а) диван, ручка, пистолет;

Б) сливки, железо, щи;

в) слепота, бег, дрожь;

г) молодежь, студенчество.

10. Что из перечисленного является лексико-грамматм ческим разрядом имен существительных:

а) отвлеченные и конкретные;

б) склоняемые и несклоняемые;

В) одушевленные и неодушевленные;

г) все варианты правильные.

11. Какие существительные относятся к 3-ему склонению:

а) существительные мужского рода с нулевым окончанием;

б) существительные среднего рода с окончаниями -о (-ё) -е

В) существительные женского рода с нулевым окончанием

г) существительные мужского рода с окончанием -а -я

12. Через дефис пишутся:

а) составные русские и иноязычные фамилии;

б) слова образованные с помощью частиц, союзов, предлогов;

в) сложные слова, первой частью которых является оценочное слово;

г) все варианты правильные.

13. Отличительной чертой качественных прилагательных является:

а) отсутствие степеней сравнения;

б) отсутствие кратких форм;

В) наличие степеней сравнения;

г) образуются только от одушевленных имен существительных.

14. Большинство качественных прилагательных:

а) образуется с помощью суффиксов -ий -ов;

Б) может иметь полную и краткую форму;

в) образуются от неодушевленных имен существительных;

г) может иметь только краткую форму.

15. Укажите вариант ответа в котором все прилагательные пишутся с двумя буквами «н»:

а) камен(-нн)ый, песчан(-нн)ый, традиционный;

б) маслян(-нн)ый, осен(-нн)ий, здоровен(-нн)ый;

В) семен(-нн)ой, времен(-нн)ый, торжествен(-нн)ы й;

г) комарин(-нн)ый, оловян(-нн)ый, деревян(-нн)ый.

16. Через дефис пишутся:

а) прилагательные первой частью которых является наречие на -о;

Б) прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью;

в) прилагательные первой частью которых является числительное;

г) прилагательные, образованные от сложных имен существительных.

17. Количественные числительные:

а) обозначают порядок предметов при счете;

б) обозначают несколько предметов как единое целое;

В) обозначают отвлеченное число или количество предметов;

г) все варианты правильные.

18. Составные числительные:

а) имеют в своем составе более двух корней;

б) имеют в своем составе два корня;

в) применяются только при перечислении;

Г) состоят минимум из двух слов.

19. При склонении сложных количественных числительных:

А) изменяются обе части сложного слова;

б) изменяется только последняя часть сложного слова;

в) изменяется только первое слово;

г) изменяется только второе слово.

20. Местоимение это:

а) часть речи, которая называет признак, предмет;

Б) часть речи, которая не называет признак, предмет, а только указывает на него;

в) часть речи, обозначающая действие;

г) часть речи, обозначающая несущественные признаки предмета.

21. Местоимения некто, нечто:

А) имеют форму только имен. п. единственного числа;

б) не имеют форму имен. п.;

в) склоняются по по образцу вопросительных местоимений;

г) выполняют функцию несогласованных определений.

22. Глаголы совершенного вида:

а) обозначают длительное действие;

б) имеют формы настоящего времени;

В) обозначают законченное действие;

г) имеют формы будущего сложного времени.

23. Какие глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение:

а) возвратные;

б) невозвратные;

в) переходные;

Г) непереходные.

24. Формы времени имеют только глаголы:

а) в повелительном наклонении;

Б) в изъявительном наклонении;

в) сослагательном наклонении;

г) во всех наклонениях.

25. Спрягаются глаголы:

А) только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени;

б) только в сослагательном наклонение в настоящем времени;

в) только в изъявительном наклонении в прошедшем времени;

г) в повелительном наклонении в настоящем времени.

26. Какое причастие является страдательным:

А) читаемый;

б) прочитавший.

27. Какое причастие образуется от основы инфинитива глагола при помощи суффиксов -вш -ш:

А) действительные причастия прошедшего времени;

б) страдательные причастия настоящего времени;

в) действительные причастия настоящего времени;

г) страдательные причастия прошедшего времени.

28. Деепричастию свойственны грамматические признаки глагола:

г) спряжение.

29. Обозначают качество, количество или образ действия наречия:

а) обстоятельственн ые;

б) конкретные;

в) абстрактные;

Г) определительные.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
для 4 класса

2012-2013 учебный год

Входной диктант

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. А чем питаются эти птицы? Кормом птиц являются мыши. Побывали в когтях у полярной совушки и многие зайцы. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега.

Грамматические задания

    В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

    Выписать два слова с безударной гласной в корне. Подобрать проверочные слова.

Проверочный диктант

Первая встреча

Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке появились два крупных крылышка. Мелькнула тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста. Малыш очень удивился.

Грамматические задания

    Запишите два слова с разделительным твёрдым и два слова с разделительным мягким знаком.

    Разберите слова по составу.

Полетели, крепких, головка

    Запишите группы слов. Подчеркните «лишнее» слово в каждой группе:

Нос, носище, носатый, носильщик;

Час, частичка, часок, часовщик.

    Второе предложение разберите по членам предложения и частям речи.

Тест по теме «Части речи»

    Дополни определение словами.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.

б) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.

в) Глагол – это часть речи, которая обозначает_______________________ и отвечает на вопросы___________________________.

    В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится прилагательное пышный .

а) Люблю я пышное природы увяданье.

б) Люблю я пышной природы увяданье.

    Впиши в скобках название части речи выделенного слова.

а) Ведро дало течь . (_____________________________)

б) Вода стала течь . (______________________________)

    Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.

Хорошо, что есть на свете

Камень глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи гвозди молоток!

    Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

а) Брат сварил кофе.

б) Кофе выпил брат.

    Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

а) лёд, колоть б) копать, земля в) падать, листья

    Покажи крестиком главное слово в словосочетании.

а) съедобный гриб в) вкусный помидор

б) съёжился от холода г) быстро бегает

    Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.

а) свет б) снег

    Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.

Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на

    Запиши имена существительные в три столбика – по родам.

Радость, молоко, лагерь, тетрадь, повидло, багаж, морковь, мяч, молодёжь, пальто, ключ, олово

Ключ к оцениванию:

Верный ответ

Количество баллов

а) предмет,

б) признак предмета

какой? какая? какое? какие?

в) действие предмета

что делать? что сделать?

пышное увяданье

пышной природы

Имя существительное

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток!

Брат сварил кофе.

Кофе выпил брат

землекоп

листопад

съедобный гриб

съёжился от холода

вкусный помидор

быстро бегает

Свет – светлый - светлеть

Снег – снежный - наснежил

Змея, чайка, суббота, Оля

Ж.р м.р ср.р

Радость лагерь молоко

Тетрадь ключ олово

Морковь мяч повидло

Молодёжь багаж пальто

Максимальное количество баллов

Оценивание : за выполнение каждого задания присуждается определённое количество баллов. Максимальная сумма количества баллов за тест – 28.

При оценивании теста применяются следующие критерии :

«5» - от 25 до 28 баллов

«4» - от 20 до 24 баллов

«3» - от14 до 19 баллов

«2» - менее 14 баллов

Контрольный диктант за I четверть

В лесу

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоёй. (65 слов)

Слова для справок: разместилась, красавица

Грамматические задания

    Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

Цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы.

    Разобрать слова по составу

Вариант 1 - (над) опушкой, берёзка, пролетела

Вариант 2 - (под) ногами, прошли, снежная

Проверочная работа

    Какие существительные относятся к 1-, 2-, 3-му склонению. Заполните таблицу. Приведите примеры.

окончание

окончание

окончание

    Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

    Какие окончания имеют имена существительные во множественном числе?

    Объедините имена существительные в две группы в зависимости от их числа, сгруппированные слова напишите: колос, пенёк, поля, ранение, дожди, письмо, следы, молва, грибы, пчела, плоды, бедняки, гора .

    Выпишите существительные, которые не употребляются в единственном числе: ворота, листья, сливки, стволы, подруги, джунгли, дожди, каникулы, птицы, шахматы.

    Просклоняйте существительные во множественном числе: рассказы, моря.

    Как отличить Им. П. имён существительных множественного числа от В.п. множественного числа?

    Укажите падеж существительных во множественном числе.

    Лодочник взялся за вёсла. Вёсла опускались и поднимались без плеска.

    Облака закрыли солнце. Солнце зашло за облака. Из колосьев падают спелые зёрна. Птицы собирают зёрна.

    Определите падеж существительных во множественном числе.

Птичьи базары

Стремительно возносятся в небо береговые склоны с уступами, нишами, карнизами. С наступлением тёплых дней скалы оживают. Несметные полчища морских птиц поселяются здесь. Одни птицы занимают вершины, другие - уступы, третьи – ниши. У птиц много забот. Нужно воспитывать птенцов, защищать потомство от хищников. Птицы шумят, кричат, толкутся.

Проверочный диктант

На даче

В апреле наша семья переехала на дачу в деревню. Подальше от железной дороги. Наша уютная чистая дача состояла из трёх комнат. При даче был небольшой садик. Туда выходили окна из нашей комнаты и кухни. В садике были высокие качели, беседка и несколько цветочных клумб. Красивые окрестности, прогулки в лес, на озеро, в поле я вспоминаю часто. Подружке Нине я часто рассказываю о жизни летом на даче.

Грамматические задания

    Выпишите из текста диктанта три существительных 1-го склонения и три существительных 2-го склонения.

    Составьте и запишите словосочетания из данных существительных в винительном падеже с глаголами.

Вариант 1: семья, дача

Вариант 2: дорога, комната

    Морфологический разбор одного существительного (по выбору учащихся)

Контрольное списывание по теме
«Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе»

Цель: Проверить умения писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.

Берёза у дороги

За крайн…избой дальн… деревушки виднелось жёлт… поле придорожн… канава заросла травой на простор… равнине у дороги стояла бел… берёза осень убрала деревья в жёлт… убор берёза стояла счастлив… .

Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.

Но вот от весен… дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк… солнце потекли заговорили ручьи зазеленела берёза.

Пришло лето в шёлков… листве берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до перв… зелён… травы.

Грамматическое задание

    Определите падеж имён прилагательных в первом абзаце.

    Разберите слова по составу: придорожная, зимние, просторной

Контрольное изложение

Цель: проверить умение выделять существенное в тексте, правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена существительные и прилагательные.

С. 35-36, упражнение 345.

Тест по теме «Местоимение»
(перед контрольным диктантом)

Класс «____»

Вопрос № 1

Определи группу слов, которые обозначают действие предмета.

1. цветной, малиновый, известный

2. праздник, жаворонок, урожай

3. предлагает, заливает, кормит

Вопрос № 2

Выбери название части речи.

Точка глагол корень

Вопрос № 3

Выбери имя прилагательное.

Страшный объявить работа

Вопрос № 4

Выбери глагол.

Интересный варенье подъехал

Вопрос № 5

Части речи - это:

1. существительное, прилагательное, глагол

2. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

3. слово, предложение, словосочетание

Вопрос № 6

Выбери название части речи.

Глагол приставка подлежащее

Вопрос № 7

Выбери предлог.

Мы под кто

Вопрос № 8

Выбери имя существительное.

Вкусный яблоко читаем

Вопрос № 9

Слова, которые называют признак предмета, называются:

Существительными глаголами прилагательными

Вопрос № 10

Выбери правильный ответ: "Имя существительное – это…"

1. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Вопрос № 11

Выбери только местоимения:

Я он но мы мышь она на

Вопрос № 12

Что обозначают имена прилагательные?

Предмет признак предмета действие предмета

Вопрос № 13

В каком ряду слова отвечают на вопрос что делал?

1. петь, танцевать, играть

2. пел, танцевал, играл

3. поёт, танцует, играет

Вопрос № 14

Какими частями речи являются данные слова?. Заполни таблицу.

Карандаш, простой, мы, рисует, вам, небо, сложный, грибы, синее, с, я, думаю, низкий, читать,от.

существительное

прилагательное

глагол

местоимение

предлог

Вопрос № 15

Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их часть речи.

На уроках мы …………..….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………..…. разные герои.

……………………….старуха, …………….... старик, ………… рыбка. …………… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.

Слова для справок : читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.

Вопрос № 16

Сколько местоимений в тексте:

Я взглянул в окно и увидел кошку. Она притаилась за деревом. Вдруг кошка прыгнули и поймала птичку. Мы выбежали на улицу и отняли у нее птичку. Принес я бедняжку домой. Вскоре она очнулась и улетела.