Походы Транспорт Экономные печи

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами. Сложноподчиненные предложения примеры со схемами 8 сложноподчиненных предложений

Разделы: Русский язык

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

Оборудование: компьютер, фото-картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей.

– Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.

(Выступление восьмиклассников)

Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

– Друзья, все в ваших руках!

3. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

  1. Какие предложения называются простыми? (8-му классу)
  2. Какие предложения называются сложными? (8-му классу)
  3. Какие предложения называются бессоюзными? (8-му классу)
  4. Какие предложения называются союзными? (9-му классу)
  5. На какие группы делятся союзные предложения?
  6. Какие предложения называются сложносочиненными?
  7. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  8. Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  9. Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  10. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
  11. Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
  12. Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
  13. Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

– Я рада вашим ответам, друзья.

4. Защита мини-проектов.

– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания.

– Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал.

– Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП.

– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.

1 страница – “СПП с придаточным определительным”.

(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме).

– Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам!

– Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным!

– Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?

– “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения.

– Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.

– “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения.

– Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.

– “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения.

– Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.

– “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)”

– СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.

– Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях.

– Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными.

– “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”.

– “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”.

– Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их.

(Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются)

Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными.

2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.

– Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным

(Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)

“Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами!-
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,-
За то, что Вы, увы, больны не мной
За то, что я, увы, больна не вами”.

– Почему Вика исполнила эту песню?

– Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными.

– Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.

– “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений.

– Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.

– “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений.

– В главной части может быть указательное слово то в разных формах.

– “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)”

– Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.

– “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения.

– Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

– “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”.

– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.

– Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”.

– Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!”

Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?”

(Зачитываются лучшие предложения.)

– Нуркен: Так любите или нет?

Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы!

3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.

– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным!

– СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.

– Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова.

– Почемучка: Почему именно этот роман?

– Мы недавно изучили его.

1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал”

– Предложения имеют значение образа действия и степени.

– Почемучка: На какие вопросы отвечают?

– Как? Каким образом? В какой степени?

2) “Он едет туда, где никто не бывал”

– Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает?

– К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда?

3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”

– Ребята, догадайтесь сами. (СПП с придаточным времени)

– Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго?

4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали”

– Придаточное условия.

– Почемучка: приведите свой пример.

5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня”

– Придаточное причины.

6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание”

– Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались?

7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа”

– СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как?

8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся”

– СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что?

9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти”

– Можно поставить вопрос что из этого следует?

– Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.

  1. Куда ни взглянешь, всюду холмы.
  2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
  3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
  4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
  5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.
  6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
  7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
  8. Он бежал так, как раньше не бегал.
  9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь.

4 страница – “Практическая”.

Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами.

– Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем.

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным.Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Воздух так чист что видна каждая ветка.
  2. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
  3. Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

  1. Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
  2. Нет истины где нет любви.
  3. Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
  2. Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
  3. Куда ни оглянись всюду рожь густая.

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.)

1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

(Проверка разборов)

Резервное задание: составьте по схемам предложения.

(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ], (которая…).

(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

[…, (когда),… ].

(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

Чтоб (…), .

(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

Хотя (…).

Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

[…, (как ни),…].

Преподнесение домашнего задания.

– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!

Подведение итогов.

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Теперь я буду знать, что …
  3. Меня огорчило то, что …
  4. Я рад, что…
  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Понятия главного и придаточного предложения были введены в русскую синтаксическую науку в начале XIX столетия Н. И. Гречем. Он же подразделил придаточные предложения на предложения-существительные, предложения-прилагательные и предложения-обстоятельства (в последнем случае последовательней было бы сказать «предложения-наречия»).

Например, что дом его сгорел - придаточное-существительное, которого вы знаете - придаточное-прилагательное, когда возвратились из города - придаточное-обстоятельство (или, если быть последовательным, наречие).

Итак, в основе классификации Н. И. Греча лежит хотя и не вполне выдержанная, но достаточно ясная идея о параллелизме между придаточными предложениями и частями речи. Такой параллелизм действительно существует, и иметь его в виду необходимо.

На ином основании строится классификация Ф. И. Буслаева, разработанная в середине XIX столетия. В ней последовательно проведена идея о параллелизме между придаточными предложениями и членами простого предложения. Ф. И. Буслаев выделяет придаточные подлежащные (Кто вспыльчив, тот не зол), дополнительные (Говори, что полезно), определительные (Интересно беседовать с человеком, который многое испытал), обстоятельственные (Иди, куда должно). В свою очередь, обстоятельственные делятся на придаточные места, времени, образа действия, меры и счёта, причины, условные, уступительные и сравнительные. Ф. И. Буслаев не выделяет придаточного сказуемостного, т. к. преувеличивает организующую роль сказуемого и считает, что оно не может быть выражено придаточным предложением1 . (Этот тип выделил в начале XX столетия Д. Н. Овсянико- Куликовский. Пример сложноподчинённого предложения с придаточным сказуемостным: Я тот, кого никто не любит.)

Несомненно, что и параллелизм придаточных с членами предложения - это также реальный факт.

Грамматистам следующих поколений оставалось преодолеть частные упущения этих двух подходов и увязать их, как были увязаны теория частей речи и теория членов предложения. Однако развитие теории сложноподчинённого предложения пошло иным путём, путаным и полным разного рода неувязок. Обе теории стали подвергаться критике, зачастую необоснованной. Так, оба подхода оценивались как сводящие классификацию сложноподчинённых предложений к классификации придаточных. И если относительно подхода Н. И. Греча это было справедливо, то Ф. И. Буслаева в этом обвиняли напрасно: ведь он классифицировал в сущности не сами придаточные, а занимаемые ими позиции, вопрос же о наличии той или иной позиции того или иного члена предложения решается лишь в рамках предложения в целом, а не его придаточного звена. Скорее у Ф. И. Буслаева преувеличена как раз роль главного предложения, наличия в нем «свободного места» для того или иного члена, замещаемого придаточным. Но база для подхода к сложноподчинённому предложению как к целостному явлению в буслаевской концепции всё-таки есть.

Более обоснованным является упрёк этой теории в том, что не все типы придаточных укладываются в принятую схему. И если обстоятельства условия или уступки, не выделявшиеся в старых синтаксических работах, впоследствии были выделены, то так называемые относительные придаточные, которые относятся к главному в целом, явно нарушают определяющий принцип данной классификации.

Примеры таких предложений: Неисправная машина вышла в рейс, что и стало причиной катастрофы. Как уже говорилось ранее, не все мухоморы ядовиты. Из двадцати участников концерта вовремя прибыли только семеро, отчего начало представления сильно задержалось. Но и этот недостаток рассматриваемой классификации, как мы увидим далее, оказывается мнимым.

Тем не менее на протяжении всего XX столетия в русском синтаксисе предпринимаются попытки построить классификацию сложноподчинённых предложений на каких-то иных основаниях.

В так называемой формальной грамматике, господствовавшей у нас в 20 - 30-е годы, была предпринята попытка сгруппировать придаточные предложения по тем союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединялись к главным предложениям. Фактически это был возврат к идее HL И. Греча, но возврат неосознанный и ослож ненный эклектическим соединением с «логико-грамматическим» (бус- лаевским) подходом. Выделялись, например, придаточные с союзом что, но вместо того, чтобы попытаться найти в этих предложениях какую-то общую грамматическую семантику, их делили на предложения изъяснительные (представляющие собой объединение подлежащных и дополнительных), образа действия, сравнительные, а затем эти же типы обнаруживали в придаточных с другими союзами или союзными словами и т. д.

Однако самой путаной и непоследовательной оказалась так называемая структурно-семантическая классификация сложноподчинённых предложений, которая появилась во второй половине 50-х годов и к концу 60-х была внедрена в большинство учебников синтаксиса, включая и школьные.

Положительной чертой этой классификации является стремление подойти к сложноподчинённому предложению как к целостной структуре. Но и это стремление реализовано крайне неудачно. Сложноподчинённые предложения делятся на одночленные и двучленные, или, в более поздней терминологии, на предложения нерасчленённой и расчленённой структуры. Не говоря уж о неудачности терминов (выражение «нерасчленённая структура» применительно к сложному предложению звучит странно), сама суть этих понятий оказалась очень зыбкой и не достигла той цели, с которой они вводились. Предложениями расчленённой структуры были объявлены сложноподчинённые с обстоятельственными придаточными без соотносительных слов в главной части. Без какой-либо аргументации объявлялось, что они относятся не к глаголу, а ко всей главной части в целом. Правда, некоторые факты столь явно этому противоречат, что авторы новой схемы вынуждены делать оговорки. Например, В. А. Белошапкова признаёт, что в предложении Я хочу, если у меня будет свободное время, сегодня же прочесть эту книгу придаточное относится к глаголу прочесть. 2 Ср. ещё такую конструкцию: Играть, как мы играем сейчас, я тогда не умел, как не умел этого и мой брат. Здесь два придаточных образа действия, и если принять, что оба относятся к главной части в целом, то они должны быть признаны однородными. Ясно, однако, что однородности здесь нет, поскольку первое относится к глаголу играть, а второе - к глаголу неумел. Видимо, под давлением подобных фактов в академической «Русской грамматике» констатируется даже, что «разграничение двух групп предложений по признаку присловности или неприсловн ости придаточной части или, что то же самое, по признаку нерасчленённости или расчленённости их структуры не является абсолютным: при определённых условиях это разграничение может быть ослаблено ми вообще теряет свою значимость»1®. При всём том и в этой книге оно поставлено во главу угла.

Между тем, придавая такое значение «присловности», то есть наличию соотносительного слова, авторы новой схемы повторили ошибку Ф. И. Буслаева - преувеличили роль структуры главного предложения. Разумеется, надо различать случаи, когда придаточная часть занимает позицию того или иного члена главной, и случаи, когда она раскрывает содержание того или иного семантически неполноценного слова, занимающего такую позицию, но вряд ли на этом основании можно относить к разным типам придаточные в таких, например конструкциях, как Я иду, куда меня послали и Я иду туда, куда меня послали. (Тем более что авторы структурно-семантической схемы критикуют «логикограмматическую» классификацию за то, что в ней к разным типам относится придаточное, например, что трудно было дышать при разной главной части; Было так жарко, что... - обстоятельственное, Наступила такая жара, что.. - определительное, Жара была такая, что... - сказуемостное) .

Однако структура главной части не выдерживается как основание рассматриваемой классификации. Так, придаточные определительные, включённые в разряд присловных, квалифицируются как присубстан- тивные независимо от наличия при существительном соотносительного словам Я беспокоюсь о молодёжи, которая не нашла себя е новых условиях и...о той молодежи, которая не нашла себя в новых условиях - там и там придаточное присубстантивное. Между тем во втором случае придаточное относится к соотносительному слову, что видно из такой, например, перестройки: Я беспокоюсь о тех из молодёжи, которые..., а не которая (не говоря уж о возможности конструкций вида о тех, которые..., т. е. вообще без субстантива). Кроме того, определительным признаётся лишь предложение с относительной связью. Не включаются в этот разряд конструкции типа Я подобрал такую ширину дверного полотна, что (чтобы) дверь подходила к двум из четырёх проёмов. С явной натяжкой они включаются в придаточные степени. Таким образом, в данном случае во главу угла ставится уже структура придаточной части. Но и это не все. В конструкциях Дед ушёл в комнату, которую ему отвели под жильё и Дед ушёл в комнату, которую больше уже не покидал придаточные также квалифицируются как различные, несмотря на идентичность структуры обеих частей, главной и придаточной: во втором случае обнаруживается так называемое повествовательно-распространительное предложение - на основании семантики придаточной части.

Таким образом, в разных случаях в рассматриваемой

классификации за основу берется то структура главной части, то структура придаточной, то семантика (имеется в виду лексическая семантика) той или другой. Лишь в условиях стремления к безальтернативности учебников столь неудачная и непоследовательная схема могла столь широко распространиться в учебной литературе.

Возвращаясь к «логико-грамматической» классификации,

рассмотрим внимательнее тот тип придаточных, который не укладывается в параллели с членами простого предложения, - придаточные относительные. Вот несколько примеров: Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами (А. Пушкин); На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся (К. Чуковский); Случай этот, как я понял впоследствии, свидетельствовал о необыкновенном творческом покое артиста (R Черкасов). Почему во всех этих случаях в главной части действительно невозможно найти слово, к которому относится придаточное звено? Почему здесь придаточное действительно относится ко всему главному в целом? Потому что если в других конструкциях придаточные либо замещают, либо разъясняют член главной части, то здесь, наоборот, главные разъясняют член придаточной части: в 1-м примере - подлежащее что, во 2-м - дополнение чего, в 3-м обстоятельство как. Уже из этих трёх примеров видно, что на самом деле перед нами не однотипные, а весьма разнообразные придаточные, объединяемые однако тем, что главная часть здесь как бы включается в придаточную.

Задание1. Дайте определение:

Сложноподчиненным называется предложение __________________________

______________________________________________________________________.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.

1вариант Ответ
Дальние горы к..зались как(бы) выреза..ными из (разно)цветного к..ртона (Пауст.).
Посмотри как тихо поз..лоту август ра..сыпа..т на п..лях (Дуд.).
Л..са на дальних (косо)горах как ж..лто(красный) лис..й мех (Бун.).
Все б..резы на дожде как (бы) радос..но плач..т (Пришв.).
На дворе гнулась и м..талась акация как(бу..то) с..рдитый ветер тр..пал ее за волосы (А.Н.Т.).
(Кое)где пад..ли как(бу..то) син..е пол..сы отд..ле..ых д..ждей (Кор.)
В..сною и летом как(бы) под..лив на участки просторы тундры полярные совы в..дут уед..нен..ую ст..р..жевую жиз(?)нь (С.-М.).
В з..ркальных окнах пылало только что поднявш..еся со..нце (Пауст.).
Сегодня день такой что (в)пору про все (не)взгоды п..забыть (М.А.).
Свет луны как наро..но пр..туш..н (Акм.).
2 вариант Ответ
Старайся дать уму как можно больше пищ.. (Л.Т.).
Я д..вно соб..рался написать о том как пишут(?)ся книги (Пауст.).
Люди пон..мают талант как заг..товле..ое от р..ждения счастье (Пришв.).
Андерсен всю свою жизнь умел рад..ват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого (ни)каких осн..ваний (Пауст.).
Комната в которой они оч..тились п..ходила скорее на рабочий к..бинет чем на гости..ую (Т.).
Блажен кто веру..т т..пло ему на свет.. (Гр.).
Пр..глян..т день как(будто) (по)неволе и скро..т(?)ся за край окружных гор (П.).
Было сп..койно и тихо как после бури (Ф.).
Сте..ые часы в соседней комнат.. только что мя..ко и глухо пр..били один ра.. (Марш.).
Готов я пр..знат..ся что нынче сильней из птиц перелетных люблю жур..влей (Шв.).

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.



1 вариант Ответ
Когда шуршат в овраг.. л..пухи и никнет гроз..ь р..бины (ж..лто) красной сл..гаю я в..селые стихи (Цвет.).
Ран..ей зимою как только вып..дет сне.. зал..гают в берлоге медведи (С.-М.).
(В)новь я пос..тил тот уголок земли где я пр..вел изгнан..иком два года (не)заметных (П.).
Кто землю леле..т того земля ж..ле..т (Посл.).
Под утро когда буря спала Алексей услыш..л отд..ле..ые звуки боя (Пол.).
Чем дальше мы продв..гались тем глуше ст..новилось (во)круг (Т.).
В мор.. когда гибн..т к..рабль все пас..ажиры с..дят(?)ся в ло..ку (Пришв.).
И в жизни люди соб..рают(?)ся вместе потому что в од..ноч(?)ку (не)возможно сп..стись (Пришв.).
Когда..десь цветы соб..рают в..сною осколки на склонах в..дны (Долм.).
Пусть молодость знает какою ц..ною добились мы этой весны (Долм.).
2 вариант Ответ
В звон.. каждого дня так я счас..лив что нет мне покоя! (Ванш.).
Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гладь тот поч(?)ти березк.. каждой но..ку рад поц..ловать (Ес.).
Сознание того что чудес..ное было рядом с нами пр..ход..т слишком поз..но (Бл.).
Когда на душе горе то т..жело без людей (Ч.).
Кто самого себя (не)ув..жает того без сомнения и другие уважать (не)будут (Н.Карамз.).
Тот кто жил для вещей все т..ряет с последн..м дыханьем (Шеф.).
Тот кто жил для людей после смерт.. живет средь живых (Шеф.).
Суме..т сер..це заг..рет(?)ся когда потребу..т стр..на (А.Б.).
Человеку чтоб р..сти нужен свет и горяч..я жизнь (Кетл.).
Пока есть в нас кровь и юность буд..м верны буду(?)щ..му (Бл.).

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.

1 вариант Ответ
Я ост..новился в гости..ице где ост..навл..вались все прие..жие (Л.).
Нет у меня такой м..чты в которой (не)живеш.. и ты (М.А.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар (Т.).
Мне пок..залось что в тон.. его чу..ствует(?)ся какая(то) (не)ловкость (Кор.).
Иной раз нар..дит..ся такой день что рад..сти (не)обереш..ся (Пауст.).
Отец осторожно прош..л в детск..ю п..см..трел спят(ли) мальчишки (Кат.).
Любой уголок з..мли где ты встр..чаеш.. друзей ст..новит..ся р..дным (Як.).
Проснувшись я долго (не)мог сообр..зить где я (Кор.).
От деревн.. где я жил в то лето до озера было двадцать к..лометров (Пауст.).
Ш..гаеш.. и вид..ш.. как быстро и много с..кретов тебе открыва..т д..р..га (С.См.).
2 вариант Ответ
Нет (н..)чего м..лей земли которая тебя взр..стила (Баук.).
На обрыв.. что возвышался..зади в светл..м небе ч..рнела од..нокая ск..мья (Бун.).
Пр..бл..жение вечера тем и пр..крас(?)но что пр..дает густ..ту краскам и (не)обыч(?)н..ю ле..кость воздушным пр..странствам (Пауст.).
Ковш Большой Медвед..ц.. стоит на крыш.. дома что (на)против (Як.).
К..залось что город устал от з..мы (Гран.).
(Не)(в)д..леке от дом..ка где жил писатель рос огромный тополь (Пауст.).
Песча..ая дорога ведет к мост..ку под которым с..чит(?)ся и журчит (не)вид..мая реч(?)ка (Кор.).
Я считаю что лес пр..красное выр..жение силы пр..роды и самый яркий образ..ик ее совершенства (Пауст.).
По старым охотам знаю какими пр..крас..ными могут быть последни.. деньки осени (Пришв.).
Мне пр..помнил..сь нынче с..бака что была моей юности друг (Ес.).

Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.

1 вариант Ответ
Нужно читать и уважать только те книги которые учат пон..мать смысл жиз(?)ни пон..мать желания людей и исти..ые мотивы их поступков (М.Г.).
День был так радос..но заполнен трудом что от этого ст..новилось радос..но жить (В.Инб.).
Мы разве помним по в..сне о том что осень п..дойдет? (М.А.).
Крыльц.. и вход в зал штурмовали так что туда ввалились люди с выпуче..ыми глазами без шапок (А.Н.Т.).
Те кто (не)попали на представление (не)долго гор..вали (А.Н.Т.).
Надо жить и поступать так как (будто) на тебя смотр..т следу(?)щее поколение (Св.).
Человеку который сам (н..)чего (не)знает (н..) о (чем) и ра..сказывать людям (Б.Горб.).
Телегин чу..ствовал как кровь зал..вает ему лицо (А.Н.Т.).
Бывает (же) так что пр..стане.т к тебе одно слово и (не)д..ет покоя (Пауст.).
Говорят что человеку время от врем..н.. полезно пожить в од..ноч..стве (Пауст.).
2 вариант Ответ
Спасибо тебе весна что ты ч..ста и чес..на полна надежд и стремлений! (Н.Асеев.).
Кусты местами были так ч..сты что сост..вляли (не)проходимый лес (Гонч.).
Метели что лом..тся в дверц.. с дороги меня (не)соб..ют (Фат.).
Вода была так мутна что тень пар..хода л..жала на ней как на глин.. (Кат.).
И вер..т(?)ся и чуд..т(?)ся и слыш..т(?)ся что лес тебя пр..ветствует (бе..)слов (С.См.).
А туман до того зат..пляет окрес..ности что хоть ло..ку бери и плыви по нему (С.См.).
А прямо к реч(?)к.. возле брода такие краски зал..гли что перед гением пр..роды бл..днеют гении земли (С.См.).
Ран..ей в..сной в половодье река до того переп..лняет..ся водой что уже (н..)куда пр..н..мать в себя воду пр..токов (Пришв.).
Вы зна..те что обл..ка это соверше..о точ(?)ные с..гналы о погод..! (Пауст.).
Воздух так чист что в..дна кажд..я ветка (В.Инб.).

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.

1 вариант Ответ
Душа во мне зам..талась как зв..рек в клетк.. (Наг.).
Мальч..к открыл глаза и долго слуш..л как вывод..т свои серебристые трели (не)вид..мый п..вец (Як.).
Жизнь теченье свое изм..нила как р..ка изм..няет русло (Н.).
Большой поэт почти всегда вид..т мир глазами ребенка как (будто) вид..т его действительно в первый раз (Пауст.).
Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек подн..мает(?)ся выше всего (М.Г.).
Сколько раз я уже убеждался что (н..)что хорош..е (не)повторяет(?)ся (Пауст.).
Вспышка была так с..льна что на мгн..вение осл..пила его (Фад.).
Жур..вли л..тели быстро-быстро и кр..чали грус..но как(будто) звали с собой (Ч.).
Закружилась л..ства золотая в роз..ватой воде на пруду словно бабоч..к ле..кая стая с зам..раньем л..тит на зв..зду (Ес.).
Мое первое впеч..тление было столь сильным и чистым что (не)нуждалось в подкреплени.. (Наг.).
2 вариант Ответ
Мне пок..залось что (с)прав.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Тени обл..ков ст..новятся св..тлее точно омылись в..дою реки (М.Г.).
И сер..це (по)старому б..ет(?)ся как билось в д..лекие дни (Ес.).
Старик говорил с увл..чением как(будто) изл..вал перед прое..жим свою душу (Ч.).
(В)скоре я увид..л как из(за) крайних дв..ров хутора выш..л на дорогу мужчина (Шол.).
Стало мне (в)друг хорошо на душе как(будто) де..ство мое вернулось (Пришв.).
На уроках всегда бывало так тихо что одни г..лоса уч..телей зан..мавшихся в разных комнатах разд..вались по всему пансиону (Кор.).
Я вдруг почу..ствовал себя таким счас..ливым что даже сер..це к..льнуло (Шер.).
В думах (не)пр..вычно т..желых Метелица (не)замет..л как выехал в д..лину (Фат.).
Слова сами собой л..жились в том поря..к.. который сейчас был единстве..о нужен (Пауст.).

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.

1 вариант Ответ
Вн..мательно сл..жу как золотом п..стреют в л..щинах и в п..лях дубовые л..са (Бун.).
Была светл..я ноч.. когда со..нце на севере за нами подгляд..вает (Пришв.)
Когда сне.. тихо опуска..т..ся самому хоч..т..ся быть еще тише (Пришв.).
Там где р..стет мож..евельник з..мою обыч(?)но держ..т(?)ся тетерева (С.-М.).
Я вернусь когда ра..кин..т ветки (по)весе..ему наш белый сад (Ес.).
Лес (не)высокой ч..ртой в..днелся на той ст..роне (от)куда мы пр..шли вчера (Каз.).
Я поб..гу пока (не)рас..вело (Фад.).
Как только сойдет в л..су сне.. н..бухают на б..резах см..листые душ..стые по(?)ки (С.-М.).
Среди густых бере.. и елей л..жит земля где я ж..ву (С. См.).
Старые лист(?)я легли в перегной что(бы) мол..дые шумели (Вс.Рожд.).
2 вариант Ответ
Трудись мой ум! Трудись пока я жив! (Вин.).
Гриша уже переж..л пери..д безудержного наивного стихотворчества когда рад..вало соч..тание любых слов (Кетл.).
Еще я люблю когда передо мной ст..ят цве..ы пускай самые скромные (В.Инб.).
Когда шумит жестокая война на нежн..сть повышает..ся ц..на (М.А.).
Дож..ву(ль) до осен.. такой что(б) в моей душе настали то(же) с..нева и яс(?)ность и покой (М.А.).
Шумит (в)дали пшеница там где были к..выли (Фат.).
Как только к..телок с водой пр..крыл бе..покойное пламя небо снов.. открыл..сь (Пришв.).
Один среди своих вл..дений что(б) только время пров..дить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.).
Как я счас..лив созн..вать что пон..маю теперь п..сенку любой птиц.. следы всех зв..руш..к много(много) знаю (во)круг.
После того как я бросил курить у меня (не)быва..т мрач(?)н.. и тр..вожн.. настр..ения (Ч.).
3 вариант Ответ
Что(бы) ..делать что(нибудь) великое нужно все силы души устр..мить в одну точ(?)ку (Л.Т.).
По складу своего х..рактера я бол..ше склонен вид..ть все луч(?)шее в людях и имен..о это изобр..жать что(бы) был перед глазами людей хоть какой(нибудь) обр..зец (Фад.).
Едва р..дела ночи мгла Людмила к вод..паду шла умыт(?)ся хладн..ю струей (П.).
Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож.. густая (Майк.).
(Ни)какой городской ш..фер (не)поед..т там где мы с Петей прох..дили т..ж..лую школу езды (Пришв.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар.
Мне по..залось что справ.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Ах, какая мес..ность вдруг ра..п..хнулась перед нами когда мы мин..вали лес! (Гонч.).
Пр..красное пр..красно (от)того что есть и безобразное на свет.. (Сельв.).
Пробуждают(?)ся клены от сна что(б) как бабоч(?)ки лист(?)я захлопали (Заб.).
4 вариант Ответ
Нет такой лошад.. что(бы) (не)спотыкалась (Пословица).
Ист..млен(?)а полдневым зноем в н..мой т..ске земля ждала что(б) ноч.. прохладой и покоем хоть миг забвения дала (Бун.).
Стаи птиц прол..тали над поездом и и..чезли (в)дали где ветер к..чал тр..ву (Пауст.).
Со..нце еще согр..вало в..рхушки сосен когда мы д..шли до места (Каз.).
Как человек оз..ряет те места где он ж..вет! (Пауст.).
Вечерн..я з..ря нач..нает(?)ся когда со..нце уже з..йдет за край земли (Пауст.).
Для того что(бы) попасть к перелеску и на кладбище надо было бы перейти (не)большое поле (Гайд.).
С осен.. когда пруды нач..нали покрыват(?)ся пленкой мы с (не)терпением сл..дили за их зам..рзанием (Кор.).
Пора пр..нят(?)ся мне за дело что(б) озорливая душа уже (по)зрелому запела (Ес.).
(Не)хочу я что(б) ты пр..творялася и к улыбк.. себя пр..нуждала (бы) (А.К.Т.).

Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.

1 вариант Ответ
Надо верить в возможность счаст..я что(бы) быть счас..ливым (Л.Т.).
Так много счастья все (от)того что связан я с людьми с пр…родой с миром напр..ж..н..ой связ..ю (Луг.).
Сколько раз пытался я ускорить время что н..сло меня (в)перед (Марш.).
Если я дерево то вы мои корни и моя крона одновреме..о (Тург.).
Все сады, сады так что д..мов (не)видно (Гонч.).
Детство Лермонтова было грус..ное хотя он был окруж..н з..ботой и любовью (Бл.).
На дерев..ях л..жали пуш..стые хлопья точ(?)но сад опять ра..пустился бел..ми лист(?)ями (Кор.).
Пусть хл..ба х..роши а пашню (с)нов.. паши (Пословица).
Приятель мой и пров..дник еще спали когда я проснулся и (по)тихоньку выш..л из дома (Каз.).
Есть (по)всюду хорошие люди где есть небо з..мля и в..да (Ош.).
2 вариант Ответ
Я замет..л что у Петрова отсу..ствует чу..ство страха (Долм).
Если буря шумит на свет.. как в тепле ус..деть могу? (Сурк.).
Но страшен миг когда стремлен..я нет (Бун.).
Что(бы) понять тайну рус..кого народа его велич..е нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое (А.Н.Т.).
М..як заж..г свой красный огонь хотя было еще св..тло (Пауст.).
Петя (ни)когда (не)предпол..гал что город такой большой (В.Кат.).
Как (н..) дробите жизнь она всегда едина (Бел.).
Как пр..красна жизнь между прочим и потому что человек может пут..шествовать (Гонч.).
Память у него была басн..словная так что он перед..вал м..лейшие детали прои..шествия (Гонч.).
Близкое присутствие моря возвр..тило миру свеж..сть и ч..стоту как будто(бы) сразу..дуло с пар..хода и пас..ажиров всю пыль (В.Кат.).
3 вариант Ответ
I Звезды бились и св..ркали серебря..ой ч..шуей как б..ет(?)ся в с..тях пойма..ая камса (Пауст.).
Соловей весе..ей ноч..ю на черемух.. поет потому что в нашей рощ.. ран..ше всех она цв..тет (Фат.).
Небо часто обл..ч(?)но так что мы (не)можем вид..ть (н..)восх..ждения (н..)зах..ждения со..нца (Гонч.).
Елоч(?)ка х..р..ша если одна р..стет (Пришв.).
..дание института к..шело как мур..вейник хотя лекции еще (не)нач..нались (Кор.).
Я выр..с там где мой отец и дед бр..дили ро..ко у ч..жих поместий (Исак.).
Хотя наступила зима река возле деревн..(не) замерзла.
Бер..гите старых людей без которых (не)было (б) вас! (Тат.).
Никита пош..л кругом двора п..см..треть что там делает(?)ся (А.Н.Т.).
Когда в товарищ..х соглас..я нет (не)прочитать им и «Квартет» (А.Барто.).

Задание 9.

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня.

2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени.

4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно.

3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов.

Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного?

1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное?

1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени?

1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины?

1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.

2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.

3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Известно что слоны в диковинку у нас.

2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка.

4) Что волки жадны всякий знает.

Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели?

1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад.

Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________

2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________

3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________

4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________

5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________

6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________

7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________

8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________

9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________

10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________

11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________

12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________

Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________

2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________

3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________

4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________

5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________

6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________

7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________

8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________

9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________

10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________

Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений.

1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________

2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________

3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________

4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________

5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________

6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________

Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями.

1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся.

2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна.

3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________

________________________________________________________________________

5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________

________________________________________________________________________

В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы.

1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.

1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке .______________

________________________________________________________________________

3) Сообщи нам о дне приезда . ______________________________________

________________________________________________________________________

4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания.

1) Надо хорошо учиться __________________________________________

_______________________________________________________________________

2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______

________________________________________________________________________

3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________

______________________________________________________________________

4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________

_____________________________________________________________________

Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.

Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Левчук Лидия Николаевна

учитель высшей категории

КГУ «Средняя школа №2»,

г.Атбасар, Акмолинской обл.

Данный урок первый в системе уроков о сложноподчинённом предложении. Подобранные задания помогут активизировать знания учеников по теме, получить первичные навыки работы с СПП.

Тема: Сложноподчиненное предложение.

Цель: 1. Образовательные: ученики повторят сведения о сложном предложении, начнут работу с СПП, будут учиться находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

2. Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся, развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

3. Воспитывать интерес к русскому языку как науке.

Ход урока. 1. Оргмомент

2. Активизация знаний по пройденному материалу.

А) Орфографическая разминка. У доски работает ученик. Записать предложение, сделать разбор. Правила поведения надо знать, а не изобретать всякий раз заново.

Тип сказуемого? «всякий раз» - член П?

В) 2 ученика составляют модуль ССП  проверка

С) ТЕСТ «ТОНКИЕ ВОПРОСЫ». Ресурс №1. Взаимопроверка  комментарий

1. Предложение изучается в разделе… синтаксис

2. Если П поделить на 2 группы, то это… простые и сложные, союзные и бессоюзные

3. ПП от СП отличается… количеством грамматических основ

4. Виды сложных предложений… союзные и бессоюзные

5. ПП в составе СП могут быть связаны… по смыслу, интонацией, союзами, союзными словами

6. Односоставные П … один главный член

7. Грамматическая основа… подлежащее и сказуемое

8. Нераспространённое П… без второстепенных членов

9. В саду спели яблоки и пахло прелой листвой. Сколько, (0)

Критерии: 1 ошибка-«5» 2-3= «4» 4-5 «3»

Полезным было задание?

Д) Восстановить модуль «СП».

Союзные - бессоюзные

ССП СПП

Что знаем? Что надо узнать? О СПП поговорить подробно. Но кое-что мы знаем!

СПП (Общий модуль) РЕСУРС 2

Состоит из главного и придаточного

Придаточное, то, к которому задаётся вопрос

Главное, от которого задаётся вопрос

Средства связи: подчинительный союз, союзное слово

Может ли зависимое П существовать без главного?

Какое место может занимать придаточное по отношению к главному?

? ЗАДАЙ СВОЙ ВОПРОС

РЕФЛЕКСИЯ. Чем полезен был для вас данный этап урока?

4. Закрепление темы.

1. Узнай! ССП ПП БСП СПП

1. Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

2. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

3. В умной беседе можно ума набраться, а в глупой – свой растерять.

4. Деревня, где скучал Евгений, ………была прелестный уголок.

1-ССП 2-БСП 3-ССП 4-СПП

Чтобы правильно определить тип П, что нужно учитывать?

2. Запись 4П. ПРОРАБОАТЬ: это СПП, п/что…..

3. Составить СПП с придаточным вначале, в конце.

Берегись всего, что не одобряется твоей совестью.

Где умирает надежда, там появляется пустота.

4. Диалоговое обучение. Ресурс №3

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

Проверка в парах. Ответ: П № 1 2 10 11

Из какого пр-ия взяты предложения? (Л.Толстой, «Детство»)

5. Итог: Нужны ли нам СПП?

Для чего?

В каком стиле их лучше использовать?

Рефлексия. Заверши фразу: На уроке о СПП я узнал,……………..

…………………..я смог повторить…..

…………………..я закрепил……………

6. Д/З Выписать 10 СПП из романа «Евгений Онегин».