Походы Транспорт Экономные печи

Лев Самойлович Бакст – биография и картины. Леон Бакст. Картины и биография Леон бакст портреты

Сегодня заключительная часть нашей экскурсии по выставке «Время и творчество Льва Бакста (1866–1924)», проходящей в Национальном художественном музее Минска. Сегодня мы затронем не только тему «Бакст и театр», но и «Бакст и мода».

Предлагаю Вам ознакомится с коротким отрывком из чудесной новой книги Счастного В.Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. Именно, Владимиру Григорьевичу мы должны быть благодарны за чудесную выставку. В заметке «Любимец американской элиты» есть интересные сведения как творчество Бакста отразилось на современной моде.

Любимец американской элиты

Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». Еще в 1913 году в журнале «Вог» , кстати, дожившем до наших дней, а в то время особенно популярном среди женщин из состоятельных семей, появилась статья о сотрудничестве художника с парижским домом мод «Пакен» . Этот дом, основанный в 1891 году, был известен во всем мире благодаря стараниям и таланту его владелицы Жанны Пакен, первой женщины-кутюрье. Этот номер журнала привлек внимание читательниц еще и фотографией Гертруды Вандербильт Уитни в костюме, сшитом по эскизу Льва Бакста. Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США, и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. Во время путешествия по Европе она увлеклась искусством, начала изучать ваяние и добилась признания публики своими скульптурными работами. Позже она стала меценатом и основала в 1931 году Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Пока же появление такой примечательной особы в бакстовских нарядах было первой и достаточно эффективной рекламой для художника. И в том же году выставка его работ состоялась в Нью-Йорке, а в 1914-м - там же и в Бостоне, Филадельфии, Чикаго.

Костюм раба Федры

Широкая известность в США пришла к Баксту после гастролей дягилевской труппы в 1916 году, когда американская публика увидела семь оформленных им балетов. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. За океаном у художника появился свой представитель. Им стала Алиса Уордер Гэррет - наследница крупного состояния семьи Уордеров. Она была замужем за кадровым дипломатом Джоном Гэрретом из рода владельцев железных дорог США. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции. Чета приехала в Париж и перезнакомилась там со многими видными представителями художественной элиты, в том числе с Бакстом. Художник написал два портрета Алисы Гэррет, часто сопровождал ее в театр и даже составил компанию в поездке в Италию. Когда в 1919 году после завершения командировки мужа мадам Гэррет возвращалась на родину, она охотно приняла предложение Бакста представлять его интересы в США.

Благодаря стараниям Алисы Гэррет работы Бакста оказались в коллекциях американской элиты, а в апреле 1920 года были успешно проданы в ходе выставки в престижной нью-йоркской Галерее Недлера . Подобные выставки были организованы в Далласе, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Санта-Барбаре, Денвере и Чикаго. В том же году популярный журнал «Вэнити фэа» опубликовал статью Алисы Гэррет о Баксте, а «Вог» поместил на обложке рисунок художника.

Костюм сельчанина. Костюм 1903

В 1921 году Алиса Гэррет организовала выставку работ Бакста в Балтиморе, где находилось поместье ее семьи. После ее завершения директор расположенного в Балтиморе Мэрилендского института-колледжа искусств направил Басту приглашение с предложениями преподавать на отделении изящных искусств и организовать в этом городе студию дизайна. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом») . Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым

В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. При этом кроме декорирования стен необходимо было спроектировать светильники и шторы, создать три комплекта декораций и реквизита. И все в едином ансамбле. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор. Узоры народной вышивки выполнялись гуашью, а затем переносились через трафареты на стены и потолок.

Фотография 1. Л.И. Виль 2. П.Н. Владимиров, В.А. Семенов. 1918–1919 на фоне платка «Олени и птицы» (Мотив индейцев пуэбло) Галерея «Наши художники», Москва

Результаты работы очень понравились хозяйке. Она с гордостью демонстрировала их гостям во время торжественного открытия театра 4 мая 1923 года, правда, в отсутствие Бакста, который к тому времени отбыл в Европу. По мнению искусствоведов, в частности Варвары Ермаковой, которая провела глубокое исследование по Эвергрин Хаус, это произведение Льва Бакста можно считать одной из его самых значительных работ в области дизайна. Подтверждением может служить тот факт, что само здание и интерьеры, созданные Бакстом, сохранились до наших дней и являются одной из главных достопримечательностей Балтимора. Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Собранная ею коллекция художественных произведений, из них около 100 работ Бакста, включая ее портрет, написанный им в Париже, а также произведения других известных художников, в том числе Пикассо, принадлежит Фонду Эвергрин Хаус. В случае, если дом будет продан, а сейчас он принадлежит Университету Джона Хопкинса, коллекция покинет родные для нее стены. Скорее всего, этого никогда не случится. Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. Здесь кроме экскурсий регулярно проводятся концерты, выставки современного искусства, открыта библиотека.

В работе над интерьерами Эвергрин Хаус Баксту помогали студенты Мэрилендского института-колледжа искусств. Бакст не принял приглашение преподавать в колледже, но несколько раз бывал там, подолгу беседуя со студентами. При этом стремился внушить им необходимость поиска стиля, и не только собственного, но и для страны в целом. Он убеждал собеседников, что нет необходимости во всем оглядываться на Европу, что Америка обладает самым главным элементом изобразительного искусства - цветом, его свежестью и интенсивностью.

В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. В планах были выставки, которые он решил организовывать сам, убедившись, что процент, который брали организаторы выставок за продажу его работ, непомерно высок. Там же шла подготовка к лекциям. В публичных выступлениях и в интервью Бакст всегда подчеркивал важность для американского искусства сохранения индивидуальности, в частности на основе раннеамериканского, а это значит, индейского искусства. Известный исследователь творчества Бакста Джон Э. Боулт объясняет интерес, который проявлял художник к культуре американских индейцев, в частности тем, что в Российской империи Бакст сам, будучи евреем, принадлежал к этническому меньшинству. В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства». Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи», использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские - для «Синего Бога», китайские и закавказские - для «Тамары» и, конечно же, арабские - для «Шехеразады». Именно благодаря им он стал всемирно известным художником.

Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз костюма Эдипа к спектаклю «Эдип в Колоне» (по мотивам трагедии Софокла). Около 1904 Бумага на картоне, карандаш, акварель, белила Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Публику же больше интересовал современный костюм. Во время своего первого пребывания на американском континенте Бакст c успехом выступил с лекцией на эту тему в Нью-Йорке и Торонто. Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы, их индивидуальное применение» . Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Выступая перед аудиторией более чем в 1500 человек, Бакст сравнил создание костюма с работой архитектора. При этом он предостерег слушателей от чрезмерного увлечения модными тенденциями, в том числе связанными с его именем, отметив, что не стоит смешивать искусство театра и искусство личной жизни. В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций». Лекция имела большой резонанс. Ее текст был опубликован в журнале «Вог». В это же время была опубликована первая в США монография о художнике - книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. Газеты назвали ее главным художественным событием сезона.

Незадолго до отъезда в Париж Бакст познакомился с текстильным промышленником Артуром Селигом. Тот предложил художнику подготовить эскизы тканей для последующего использования в массовом производстве. В июне 1923 года был подписан договор, согласно которому Селиг получал исключительное право на использование эскизов тканей художника до конца 1924 года.

Бакст Лев. 1866-1924 Античная танцовщица (с автографом М.М. Фокину). 1907-1908 (?). Бумага на картоне, тушь, перо. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

В Париже Бакст активно взялся за подготовку эскизов, периодически посылая их в Нью-Йорк. Если раньше он был вынужден использовать в работе в основном готовые ткани, то сейчас мог пользоваться тканями, изготовленными американской «Робинсон силк компани» по его дизайну. Беря за основу этнические мотивы многих народов, включая русский, Бакст вновь оказался на гребне волны в американской моде. В США дизайнеры начали все чаще обращаться к искусству коренного населения этой страны - индейцев.

Вновь прибыв в Америку в самом начале 1924 года, Бакст изложил свое видение современного искусства в лекции «Пути классицизма и современное искусство», которая была прочитана в Анн-Арбор (штат Мичиган), в Вашингтоне и Лос-Анджелесе. По мнению художника, современное искусство должно строиться на грубоватом и четком стиле, по-детски спонтанном рисунке и ярких цветах.

Во время своего второго пребывания в США Бакст долгое время находился в Вашингтоне, работая над семью портретами членов семьи директора Военной финансовой корпорации и мецената Юджина Мейера. Часто гостил он и у Гэрретов в Балтиморе. Намечались перспективы сотрудничества с американским кинематографистом Фердинандом Эрлом, а значит, и с Голливудом. К сожалению, этой стороне творчества художника не суждено было воплотиться в реальность.

Пикассо. Портрет Бакста (рисунок из книги)

Мастер работал много и тяжело. Загруженность заказами была одной из причин, почему Бакст не поехал на открытие магазина тканей Селига в Нью-Йорке, назначенного на 1 марта, несмотря на уговоры его владельца. В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «...Здесь я работаю как вол с утра до вечера, ибо надо заколачивать деньги: еще 15-й человек приехал в Paris - муж моей сестры, конечно, без гроша; а еще все хнычут: франк упал, посылай больше!» Другой причиной были сложные отношения Гришковского с Селигом. Поэтому секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. Художника все же ждали. В витрине магазина выставили рисунки Бакста. Предполагалось, что он выступит с речью. Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Бакст, удостоверившись, что Гришковский печется больше о личной выгоде, чем об интересах дела, уволил его. В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились.

Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. После кончины художника эскизы тканей пару лет пролежали в конторе его американского адвоката, у которого, очевидно, не было относительно их никаких инструкций. К счастью, они оказались у директора Мэрилендского института-колледжа искусств в Балтиморе Алона Бемента. В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. В 1943 году они экспонировались в Мэриленде, уже после того как Алон Бемент передал коллекцию в дар своему институту. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства.

Экспозиция последнего зала

В 2012 году все 33 эскиза были приобретены директором галереи «Наши художники» Натальей Курниковой и привезены в Москву. В начале 2013 года они демонстрировались в этой галерее в рамках выставки «Лев Бакст. Открытие материи». В 2016 году образцы тканей, изготовленных по эскизам Бакста, были любезно предоставлены для экспонирования в Минске, Вильнюсе и Риге на выставке «Время и творчество Льва Бакста», приуроченной к 150-летию со дня рождения их автора.

Став после премьеры «Шехеразады» одним из гуру в стиле одежды , Бакст вот уже более века оказывает влияние на индустрию моды. Его ориентальному стилю неосознанно следовали хиппи 1960-х годов. По меткому выражению искусствоведа Анны Акчуриной, законодатели моды были «инфицированы» Бакстом. Коллекция Ив Сен-Лорана 1976 года так и называлась: «Русские сезоны». Его влияние прослеживалось в Египетской коллекции Кристиана Диора 2004 года, византийской теме Долче энд Габбана 2013 года.

Источник: Счастный В.Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. Минск: Четыре четверти, 2016. стр. 119–224.

Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз женского костюма. 1912. Балет «Дафнис и Хлоя» Бумага серая, картон, акварель, белила, карандаш Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Сцена на балета «Нарцисс». 1911 Фотобумага, фотопечать черно-белая


Неустановленное лицо. 1912-1915. Балет «Дафнис и Хлоя» Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


М.М. Фокин - Дафнис. 1912. Балет «Дафнис и Хлоя» Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


В.П. Фокина - молодая беотийка. 1911. Балет «Нарцисс» Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Г.А. Розай - беотиец. 1911. Балет «Нарцисс». Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз костюма Лесного духа. Около 1911. Балет «Нарцисс». Бумага, карандаш, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Бакст Лев. 1866-1924.Эскиз костюма Нарцисса дли В.Ф. Нижинского к балету «Нарцисс». Около 1911 Бумага на картоне, карандаш, акварель, серебряная краска


Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз костюма Нимфы. Около 1911. Балет «Нарцисс» Бумага, карандаш, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Бакст Лев 1866-1924. Первая вакхаика. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» Около 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Бакст Лев. 1866-1924. Беотийка. Эскиз костюма к балету «Нарцисс». Около 1911 Бумага на картоне, карандаш, акварель, бронзовая краска Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Костюм сценический мужской (куртка, шаровары) к балету «Шахеразада» (около 1930 г.). Автор эскиза Бакст Л.С. 1866-1924 Шелк, атлас, роспись. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


В.П. Фокина - Зобеида. Балет «Шехеразада» Королевский театр, Стокгольм. 1914 Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Группа артистов. Труппа «Русский балет Дягилева». 1911-1915 Балет «Шехеразада». Фотобумага, фотопечать черно-белая. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


В.П. Фокина - Зобеида и М.М. Фокин - Золотой раб в балете «Шехеразада». 1913-1917 Лист из журнала, типографская печать


Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз костюма беотийца. Около 1911. Балет «Нарцисс» Бумага верже, карандаш, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Т.П. Карсавина - Зобеида, СЛ. Григорьев - Шах Труппа «Русский балет Дягилева». 1913-1915 Балет «Шехеразада». Фотобумага, фотопечать черно-белая.


Бакст Лев. 1866-1924. Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица». 1922 Бумага, карандаш, акварель, гуашь, усиленные серебром и золотом Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка


Плакат сольного концерта французской танцовщицы Элис Жуандо (Элизабет Тулемон), сценическое имя «Кариатис». 1916 Автор эскиза Бакст Лев (1866-1924). Бумага, литография, ручная раскраска. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Бакст Л. Фрагмент платка «Жар-птица». Шелк. Галерея «Наши художники». Москва


Бакст Л. Фрагмент платка «Розетта». (Мотив индейцев пуэбло) Шелк. Галерея «Наши художники». Москва


Бакст Л. Фрагмент платка «Птицы». (Мотив индейцев пуэбло) Шелк. Галерея «Наши художники». Москва


Бакст Л. Фрагмент платка «Крылатое божество». (Мотив индейцев пуэбло) Шелк. Галерея «Наши художники». Москва


Т.П. Карсавина - Жар-птица. Балет «Жар-птица». 1910 Бумага, типографская печать цветная. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Могила Льва Бакста. Кладбище Батиньоль. Париж

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

На деле низкий портновский жанр привлекал художника не меньше высокого театрального еще с петербургских времен: параллельно кос-тюмам для балетов Александринского теат-ра Бакст создавал и повседневные наряды для своей супруги Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова — к слову, не только основателя галереи, но и владельца текстильных фабрик. "Клиентки приходили с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги", — писал в своих мемуарах тогдашний король парижской моды Поль Пуаре. За двенадцать рисунков платьев он как-то предложил Баксту двенадцать тысяч франков. История не сохранила условий, на которых Бакст в итоге подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи.

В 1912 году художник заключил новый договор, на три года, с другим важным для парижской моды Домом — Жанны Пакен. Бакст получал десять процентов с продажи каждого наряда с придуманными им узорами. А во время Первой мировой он уже всерьез обсуждал создание собственного бюро проектирования не только тканей и одежды, но и посуды, мебели, предметов интерьера, замахивался даже на автомобили.

Сотрудничества Бакста с Селигом могло бы не случиться, если бы не Первая мировая война, которая поставила крест на планах художника создать в Париже свое дизайн-бюро. Популярность дягилевских сезонов пошла на спад, к тому же между импресарио и художником случился разрыв. В итоге, когда Баксту, кормильцу семьи из четырнадцати человек, сделали предложение приехать в Америку — проводить выставки, читать лекции, писать портреты бомонда, он согласился.

В январе 1923 года в нью-йоркском отеле «Плаза» Бакст с оглушительным успехом прочел свою первую лекцию о моде. Считается, что именно после нее художник и был представлен шелковому королю Америки Селигу. Тот предложил Баксту создать орнаменты для его тканей, попросив использовать народные американские мотивы. Тогда они активно входили в моду. Началась эра увлечения джазом, блюзом, чарльстоном — «искусством черных».

Бакст предложение Селига встретил с энтузиазмом. Он вступил в переписку со специалистом по американским древностям Кроуфордом, подписался на бюллетень Археологического института Америки, а в следующий приезд, через год, отправился в путешествие по Западному побережью изучать искусство индейцев в резервациях Калифорнии и Великих равнин: керамику, тиснение по коже, покрывала, ковры племен навахо, акома, хопи. В них художник увидел, как выразился сам, "зеленую свежесть примитива": абстрактные стилизации, симметричность рисунков, живость цветов.


Орнамент художник называл "краеугольным камнем всего движения".

А краеугольным камнем бакстовского орнамента была геометрия. В этом модернист Бакст был наследником по прямой безвестных создателей лоскутных костюмов Арлекина, авторов античных амфор и древнеегипетских пиктограмм — у него сложность узора так же возникала из изобретательно сложенных вместе простых элементов. На костюмах для балета "Нарцисс" Бакст выстраивал в строгом порядке концентри-ческие круги с контрастным горохом внутри. В "Пизанелле" — треугольники, в "Дафнисе и Хлое" —ромбы и шахматная клетка, в "Садко" — полумесяцы. В "Жар-птице" геометрию образовывали трафаретные птицы и звезды. Бывало и наоборот: Бакст мог выкладывать из простых фигур изображения животных, арабески, целые миниатюры.

Так и в его узорах для шелка. На одном эскизе абстрактные, вдохновленные изображениями ацтеков и инков фигурки женщин, всадников, крылатых чудищ — однотонные, но заштрихованные внутри, да и фон — структурный, пуантилистский. Другой орнамент состоит из цветных треугольников в шахматном порядке, но эти треугольники на самом деле — то ли стилизованные мохнатые ели, то ли жилки засушенных листьев из гербария. Даже сложнейшие на первый взгляд узоры упорядочены. Взять хотя бы изображающий негритенка: на нем и пиктограмма человека, и солнце, и птицы, и парафраз на ионические капители, и "елочка". Но асимметрична только цветовая гамма.


Использовал художник и русские мотивы. Узор с малороссийских вышивок рубашек стал на эскизах фоном, жостовские цветы — наоборот, вышли на первый план, лишившись черного задника, как и хохломские лебеди и листья рябины. Были еще индийские ведические завитки, минотавры и Икары, растительность с персидских и турецких ковров — у эскизов тканей Бакста те же экзотические источники вдохновения, что и во времена "Мира искусства" и балетов. И вновь шквал цветов — Бакст в текстиле тот же колорист, потрясший Париж во времена Дягилева неожиданными контрапунктами: оранжевый он сочетал с синим и зеленым, зеленый — с красным, розовый — с охристым.


Меньше чем за год Бакст передал Селигу девяносто шесть эскизов, в производство пошли двена-дцать из них. Ткани Селига продавали в универмагах Lord & Taylor (в Нью-Йорке — на Пятой авеню).



На этом сотрудничество Селига и Бакста закончилось — в декабре 1924 года художник скончался в Париже. После смерти художника эскизы пару лет пролежали в конторе его американского адвоката, а позднее оказались в бережных руках Алона Бемента, директора Института-колледжа изящных и прикладных искусств Мэриленда, который передал их в 1942 году родному Институту. Несколько лет назад руководство Института решило продать этот ценный актив. 33 оригинальных дизайна тканей, исполненных неподражаемым Львом Бакстом, покинули стены Балтиморского музея искусств, где находились на хранении, и в прекрасном состоянии добрались до родины их создателя. Работы Бакста купила русская коллекционер и галеристка Наталия Курникова. Галерея "Наши художники" воспроизвела рисунки на современных итальянских шелках — в результате можно посмотреть не только на гуашевые наброски, сделанные рукой Бакста, но и на то, как выглядит воплощение его замыслов.

Текстильные орнаменты Л.С. Бакста сейчас совершенно забыты. В роскошных альбомах, посвященных французскому и американскому текстилю первой четверти XX века (Schoeser & Rufey, 1989), места для Бакста не находится. Но огромное количество не атрибутированных образцов тканей, названных авторами «Ткань в русско-восточном сти-ле», может означать, что перед нами ткань, напечатанная и вытканная по одному из 96 эскизов, которые Бакст продал текстильным фабри-кантам в конце 1920-х годов и за которые получил огромную сумму — более 80 тысяч франков.


Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич , или Лев Самойлович Розенберг ; 1866-1924) - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева .

Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа , К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым , Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства " (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии . С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров.). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях"Русских сезонов" Дягилева . "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета , а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словамМаксимилиана Волошин а, "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни ".

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи , виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов : Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана, Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова, Андрея Белого, г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры , иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа , они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble"ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Декорации к балету "Шехерезада" 1910

Жар-птица ". 1910. 25 x 18 см. Акварель.

К балету "Садко"

Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902

Балет "Шехерезада"

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету "Шехерезада"

Эскиз к балету "Елена Спартанская"

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

9 мая 1866 года в городе Гродно (Беларусь) родился Лейб-Хаим Израилевич Розенберг – будущий русский художник, сценографист. Имя, под которым его знает весь мир – Лев Самойлович Бакст – он взял себе от деда только в двадцатипятилетнем возрасте.

Интерес к рисованию появился у мальчика в раннем возрасте и проявлялся в создании декораций к собственным пьесам. Отец увлечение сына не одобрял, поэтому Бакст всячески скрывал от него свое пристрастие к живописи, рисуя по ночам.

Жизнь художника была полна творчества – он рисовал портреты, сотрудничал с журналами, рисовал декорации к спектаклям и преподавал.

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Чистякова, Венига и Аскназия. Проиграв в конкурсе на серебряную медаль, Бакст покинул Академию и через некоторое время, подружившись с Альбертом Бенуа, увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств.

В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1893 вновь приехал в Париж, где работал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Повторяя путь своего кумира - Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. Бакст много работал и, по его словам, «изнемогал от неизвестности». Хотя его ценили. Игорь Грабарь, например, отмечал, что Бакст «свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста...».

По заказу великого князя Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95; М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896-97).

В 1892 году появилось несколько акварельных портретов Бакста - «Кармен», «Испанец», «Боярыня», «Украинка».

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы» (1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902-05). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов.

Мир искусства. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".

В 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который позже стал ядром художественного объединения «Мир искусства». Во главе его стоял Александр Бенуа, а среди членов были Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов и другие. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Однако он всегда чувствовал себя среди молодых «мирискусников» очень свободно, ходил на организованные Альфредом Нуроком «Вечера современной музыки», увлекался творчеством Обри Бердслея, Теофиля Стейлейна, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Представителям русского «модерна» особенно близка была немецкая и североевропейская школы. Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, в которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие.

Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала «Мир искусства». Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом - Дмитрий Философов, музыкальным - Вальтер Нувель. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Именно Бакст придумал марку журнала «Мир искусства», на которой был изображен орел. Сам художник так объяснял эту аллегорию: «Мир искусства выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой». Среди мотивов, которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике,- античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Необыкновенно легки, изящны контурные рисунки Бакста, которые точно и гармонично сочетались с текстом. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Лучшими из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И.Левитана, «Женский портрет» и «Голова старухи». Современники, исходя из того, как Бакст умел свободно владеть контуром,сопоставлять разные способы рисунка, называли его «дерзким графиком».

На обложке первого номера «Мира искусства» за 1902 год мы видим даму в затейливой шляпке и господина в цилиндре, стоящих друг против друга и прислонившихся к стенам комнаты, интерьер которой пугает своей причудливостью. А в заставке к стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942), опубликованному в журнале в 1901 году, Бакст изображает обнаженного, но явно бесполого ангелочка, опирающегося на цилиндрическую тумбу.

Помимо иллюстрирования журнала художник создавал и печатал в них и свои работы. Следует отметить, что художественный подчерк Бакста настолько тонок, что контуры его рисунков нисколько не выделялись из текста, а наоборот, гармонично дополняли его.

Работа в журнале «Мир искусства» заключалась не только в иллюстрировании самого журнала, но и в художественном оформлении залов, где редакцией журнала устраивались выставки. Здесь Лев Бакст проявлял себя не только как художник, но и как отличный дизайнер, способный создать утонченный интерьер.

Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

«Портрет С.П. Дягилева с няней» (1906, ГРМ), подобно ранним портретам Бенуа и Розанова, продолжает галерею изображений людей, близких Баксту. В этом портрете контрастно сопоставлены два возраста, две фигуры, два состояния – спокойная, уютная старушка, нежно любимая всеми друзьями Дягилева и бывшая для них своей Ариной Родионовной, и сильная, энергичная фигура Дягилева, вскинувшего голову с эффектной седой прядью. Скрытое движение, сила чувствуются в Дягилеве, и своеобразная кадровость композиции подчеркивает это. Текст скрыт

Регулярная исправленная статья
Леон Бакст
Фотография
Имя при рождении:

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

Российская империя

Жанр:

художник, сценограф, книжный иллюстратор

Работы на Викискладе

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич , или Лев Самойлович Розенберг ; 1866-1924) - русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Биография

Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг. На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст - укороченную фамилию бабушки (Бакстер ).

В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов . В 1893-1897 живёт в Париже , часто возвращаясь в Санкт-Петербург . С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.

Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков .

В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене , выставках Артели русских художников , и проч.

Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

В 1906 г. Бакст совершил поездку в Грецию и в картине «Древний ужас» (1908) передал свое видение античности.

В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова).

Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов («Египетские ночи» Аренского, 1909; «Шехеразада» Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» Стравинского, 1910; «Нарцисс» Черепнина, 1910 и другие).

Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости .

Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908-1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.

В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.

Наиболее известные работы

Картины и рисунки

  • Ужин, 1902
  • «Древний ужас», 1908, Русский музей
  • Фантастический пейзаж
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
  • Элизиум
  • Портрет Зинаиды Гиппиус
  • Портрет Андрея Белого
  • Портрет Ж.Кокто, 1911;
  • Портрет Л.Мясина, 1914;
  • Портрет В.Цукки, 1917;
  • Портрет И.Рубинштейн, 1921;
  • Портрет И.Бунина, 1921

Оформление спектаклей

Оформление балетов

  • «Клеопатра», 1909;
  • «Жар-птица», 1910;
  • «Нарцисс», 1911;
  • «Дафнис и Хлоя», 1912.

    Bakst Gippius.JPG

    Зинаида Гиппиус, 1906

    Bakst Elisium.jpg

    Элизиум, 1906

    Bakst Lightning.jpg

    Древний Ужас, 1908

    Léon Bakst 001.jpg

    Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица. 1910

    Bakst Nizhinsky.jpg

    Нижинский в балете Полуденный отдых фавна 1912

    Bakst - Ida Rubinstein (1885-1960) comme Helene de Sparte, 1912.jpg

    Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету Елена Спартанская 1912

    Желтая султанша. По мотивам балета "Шахерезада" 1916

    Афиша к танцевальному рециталу Элизы Жуандо в парижском театре "Кариатид" ("Caryathis") 1919

    Эскиз балетных костюмов Танцовщицы и Раба 1921

    Bakst1923phedratheseus.jpg

    Эскизы костюмов Федры и Тезея для трагедии "Федра", театр "Ренессанс", Париж 1923

Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно - 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) - художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст - производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал .

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.

Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) - советский историк Альберт Захарович Манфред.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →