Походы Транспорт Экономные печи

Монастырь прп.Антония Великого в Аризоне. Православный монастырь святого антония в аризоне

находится православный греческий мужской монастырь Святого Антония. Меня это очень заинтересовало, поскольку я живу в этом штате, и добраться до монастыря, будет, вероятно, не очень сложно. Перед тем как посетить монастырь я попыталась найти сведения, которые помогли мне поближе познакомиться с историей создания этой святой обители.

Оказалось, что летом 1995 года шесть афонских монахов во главе со старцем Ефремом прибыли в южную Аризону, чтобы основать мужской монастырь Святого Антония. Следует сказать, что архимандрит Ефрем восстановил и сделал более почитаемыми несколько монастырей на Афоне, так же основал множество мужских и женских обителей в Греции и в Северной Америке.Посетив Аризону, Ефрем сам выбирал место для монастыря. Известно, что место постройки монастыря было выбрано не случайно. Проезжая по пустынной дороге, он внезапно попросил остановить машину. Здесь, в безлюдной пустыне, афонский старец услышал колокольный звон.

Было решено, что на том месте будет основан задуманный монастырь. Дальше начали происходить чудеса, связанные с его постройкой.Божье покровительство начало проявляся с . Когда братия обратилась к государству с просьбой о продажи им земли, то они получили отказ, т.к. именно эта часть земли не подлежала продаже. Но когда по совету старца Ефрема, сотрудник отдела продажи внимательно просмотрел условия, то обнаружил, что продажа земли возможно только тогда, если на ней будет основан монастырь. Плата за землю была очень высокой, и братия не в состоянии была ее полностью оплатить. Тогда старец Ефрем предложил сумму, которая была в два раза меньше запрошенной, и тот же сотрудник отказался продавать землю. Когда же по увещанию Ефрема, продавец обратился к своему начальнику, и тот без всякого колебания подписал договор на условиях, предложенных старцем Ефремом. Сделка состоялась.

Первым делам на приобретенной земле следовало найти воду, и здесь проявление милости Божией не иссякло и далее. Рабочие начали бурить скважины в поисках воды. Когда же после долгих поисков они не смогли найти воду, то все категорически отказались продолжать работу. Тогда старец Ефрем со святой иконой обошел владения монастыря и указал людям, где надо бурить землю. И действительно, рабочие нашли в этом месте подземную реку. Вода в ней оказалась очень чистой и с прекрасными органолептическими свойствами. И вот уже пятнадцать лет живой источник, доставляет братии ежедневно свежую воду и превращает дикую пустыню в зеленый, цветущий рай.

Параллельно с поисками воды монахи начали строительные работы. Вначале был построен главный храм, монашеские кельи, трапезная и гостиницы. Были разбиты огород, небольшой виноградник, цитрусовый сад и оливковая роща.Небесным покровителем монастыря является Св. Антоний Великий — основатель отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам.

Несколько скитов, соединённых под властью одного наставника назывались лаврой. Антоний Великий был очень креативным человеком. Например, с 370 года до наших дней до нас дошли 20 его речей, трактующих о христианских добродетелях, особенно монашеских, семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и правила жизни и увещания к монахам. Известны также знаменитые высказывая духовного пастыря. Вот одно из них: ‘Кто в пустыне, в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью’.

И вот настал день, когда мы с мужем решили посетить православный монастырь Св. Антония. Случилось это в конце августа, когда на улице стояла жаркая погода, и температура приближалась к отметке 40 градусов. Дорога от нашего места жительства (около Тусона) до монастыря заняла около двух часов. От Тусона мы ехали около 30 км по оживленному шоссе, потом свернули на двухполосную скоростную пустынную магистраль, по которой нужно было проехать еще 50 км. Наконец, нужный километровый указатель, сворачиваем, еще несколько километров, видим табличку ‘Монастырь Св. Антония’, далее со скоростью 15 км/час подъезжаем к цели нашего путешествия. Перед входом в монастырь площадка, засыпанная гравием. Жарко. Паркуем машину и направляемся к красивым воротам монастыря.

Следует сказать, что все посетители должны быть одеты должным образом. Для женщин обязательна длинная юбка, кофточка с длинными рукавами, на голове должен быть шарф, на ногах закрытая обувь. Мужчин в рубашках с короткими рукавами в монастырь не пустят. Если по каким-то причинам у вас не оказалось подходящей одежды для посещения монастыря, то вам ее могут предложить при входе.Уставшие от долгой дороги садимся в тени беседки за монастырской оградой, рядом книжная лавка. Мир удивительно переменился.

Вокруг дивный сад: обилие красивых цветов и растений создают неповторимое впечатление сказочности всего происходящего. Тишина… журчит фонтанчик, поют птицы, летают большие красивые бабочки. Осмотревшись, мы вошли в книжную лавку, где нас приветствовал молодой монах в черном облачении. Он предложил нам испить холодной водицы и угостил греческим печеньем. Все это было очень кстати, поскольку было жарко и очень хотелось пить. После этого он нам вручил путеводитель по монастырю, и указал направление, откуда можно было начать нашу экскурсию.

Оказалось, монастырь святого Антония самый большой православный монастырь в Америке. И вся его огромная территория — это не просто оазис в пустыни, это огромный цветущий райский сад. Наша экскурсия по территории монастыря началась с посещения главного храма Святого Антония. К нему ведет тенистая дорожка. Поражает богатство внутреннего убранства храма: иконы в золотых окладах, резной алтарь, все это привезено из Греции. В этом храме находится икона Аризонской Божьей Матери, которая была специально написана для монастыря.

Мы двигаемся дальше по аккуратным мощеным дорожкам, перед нами церковь Святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Недалеко от храма Святого Николая находится часовня Святого Георгия с колокольней. Эта обитель построена сравнительно недавно, в типично византийском стиле. Внутреннее убранство храма (алтарь, иконы и массивные резные стулья) также было привезено из Греции.

Мы проходим мимо часовни Святого Дмитрия и великомученика и целителя Пантелеймона. И вдруг совсем рядом я увидела знакомую русскую часовенку с ‘луковкой’ на крыше, подойдя ближе, я узнала образ старца, молящегося на камне! Серафим Саровский здесь, на другом конце земли, в американской пустыне, где православные монахи чтят память нашего российского святого!

Двигаясь по разноцветным дорожкам монастыря, под сенью тенистых деревьев, мы вслушиваемся в журчание воды, которое доносится с разных сторон. В монастырском саду много фонтанов. Наверно их обилие создаёт микроклимат для всей этой красоты. Буквально под каждым растением имеется система искусственного полива.

Невозможно поверить, что еще так недавно на месте этих поистине чудесных церквей, садов и тенистых аллей была жаркая неприветливая пустыня. Так, наверное, и души паломников, пустынные и очерствевшие, припадают здесь к Живительному Источнику. Подходим к главному фонтану монастыря — Фонтану Креста. С каменных его выступов струится прохладная вода. Это традиционный Православный Крест.

На территории монастыря не принято громко разговаривать, вероятно, по этой причине среди зелени разбросаны большие и маленькие беседки с фонтанами и столиками, где паломники и экскурсанты могут поговорить друг с другом, или же уединиться, чтобы ощутить все то благолепие, которым пронизана вся атмосфера этого чудесного уголка.

Как я узнала из путеводителя, в монастыре принят общежительный устав, так что, братья из монашествующих и послушников выполняют ежедневный круг богослужений и трудятся на послушаниях под руководством их духовного отца. Монашеское расписание начинается в полночь с творения молитвы и духовного чтения, затем следует полуношная, утреня и божественная литургия. После легкого завтрака и непродолжительного отдыха, братия приступает к своим послушаниям. Монастырский день заканчивается вечерней, после которой следует ужин и малое повечерие.

Монастырь притягивает паломников из разных стран. Они приезжают в монастырь за духовным советом и утешением. Главным духовником является старец Ефрем, который известен своей высокой духовной жизнью, духовной опытностью и рассуждением. По его молитвам и советам верующие получают исцеления, решают свои жизненные проблемы и получают ответы на разные вопросы, связанные с их личной жизнью.

Напоследок мы зашли опять в книжную лавку, чтобы отдать путеводитель и купить что-нибудь на память. Я выбрала себе сувенир, а монах-послушник за прилавком, узнав, что я из России, подарил мне иконы Святого Антония и Аризонской Божьей матери. Еще я обнаружила в магазине большой раздел книг и дисков на русском языке. Было приятно видеть знакомые святые места, которые я в свое время посетила в России, например, Спасо-Преображенский Ставропигиальный Валаамский монастырь.

Всякое действие берет свое начало от мысли, помышления и желания. Так и мое путешествие в далекую страну под названием Америка началось с желания, которое пробудила во мне книга, написанная ныне здравствующим архимандритом Ефремом (Мораитисом) о его жизни со знаменитым афонским старцем Иосифом Исихастом. Она так и называется - «Моя жизнь со старцем Иосифом».

Книга эта - образец монашеской литературы нашего времени, она повествует о духовном опыте и духовной традиции афонского монашества. Особенно она интересна людям, избравшим монашеский образ жизни, но ее также со вниманием читают и многие другие православные христиане, получая при этом большое духовное назидание. Безусловно, такие книги нужны для становления современного российского монашества, которое сейчас преодолевает некоторые трудности своего духовного роста.

На мой взгляд, эта книга ценна тем, что показывает подлинную духовную жизнь маленькой монашеской общины, руководимой духоносным старцем. Она описывает традиционную греческую систему воспитания и правильного духовного возрастания - «в меру возраста Христова» - учеников, пришедших для окормления к духоносному учителю. Духовная система учительства, основанная на безоговорочном послушании и отсечении свой воли пред старцем, безграничное доверие к нему и тщательное выполнение всех его заветов приводят к великому преуспеянию в духовной жизни тех послушников, которые полностью вверили себя его окормлению. Книга написана по воспоминаниям очевидца событий - , одного из ближайших учеников Иосифа Исихаста. Старец Ефрем сейчас живет в Америке; ему 86 лет.

Пути Господни, как известно, неисповедимы. И вот для приобретения духовной пользы и назидания, а также для того, чтобы погрузиться полностью в атмосферу жизни строгой монашеской общины, построенной на заветах преподобного Иосифа Исихаста, мне и пришлось предпринять это нелегкое путешествие в США.

Немного истории

Тот, кто читал книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом», запомнил, наверное, как преподобный Иосиф предсказал тогда еще молодому иеромонаху Ефрему, что он по истечении времени будет руководителем многих монастырей и монашествующих. Предсказание сбылось, но уже после смерти старца Иосифа Исихаста. Иеромонаха Ефрема в 1973 году избрали в настоятели одного из старинных афонских монастырей - обители преподобного Филофея. Отец Ефрем сразу ввел в монастыре практику и устав Иосифа Исихаста. Этот устав отличается от устава других афонских монастырей, поэтому обители, принявшие устав преподобного Иосифа, стали называться «филофеевскими». На Афоне таких монастыря четыре: Филофей, Ксиропотам, Костамонит и Каракалл. Их насельники являются духовными чадами отца Ефрема и последователями преподобного Иосифа Исихаста. Кроме того, в материковой Греции старец окормляет около шести монастырей, в том числе и женских. И уже самое необычное и удивительное: старец Ефрем построил в Америке 18 обителей (7 мужских и 11 женских).


Чудо в том, что, вопреки определенным трудностям, эти обители возникли одновременно в Америке и Канаде в течение нескольких лет, после переезда туда старца Ефрема. Эти монастыри стали свидетелями Православия на Американском континенте, там, где, казалось бы, ничто не предвещало такого всплеска благочестия и духовного роста.

Как все начиналось

В 1979 году отцу Ефрему потребовалась хирургическая операция. Тогда его духовные чада из Канады (это были греки канадского происхождения - а может быть, наоборот: канадцы греческого происхождения) предложили сделать операцию в Канаде. Старец согласился. Операция прошла успешно. Больше месяца отец Ефрем пробыл в Америке. Встречался с представителями греческой диаспоры, беседовал с ними, исповедовал и духовно окормлял их. Он убедился в том, что духовная жизнь в греческой эмигрантской среде пришла в полный упадок, люди долгое время пребывали без исповеди, коснели в тяжких грехах, приходили к причастию совершенно неготовыми, не соблюдали церковных канонов. Они отвыкали от благочестивой православной жизни, забывали национальные греческие традиции и, увлекаемые страстями, привыкали к порочной жизни. Они были словно стадо без пастыря, не ведающее, что делать и куда идти.

Отец Ефрем должен был вернуться на Афон, в свой монастырь. А американские и канадские греки, почувствовав огромную духовную пользу от общения со старцем, стали писать ему трогательные письма; они звали его приехать снова, слезно прося не бросать их. Отец Ефрем сжалился над ними и стал ездить в Америку все чаще и чаще. Сначала он посещал Канаду: Торонто, Ванкувер, Монреаль; потом его стали приглашать в США. В конце концов протат Святой Горы предупредил его, что так продолжаться не может, и надо выбрать: или Святая Гора, или Америка. Старец стал молиться, и ему было открыто, что его место в Америке. Он решил переехать в США - для духовного окормления своей паствы и возрождения духовной жизни в греческих общинах Северной Америки.

Первое время Синод Американской архиепископии Константинопольского Патриархата не принимал старца Ефрема, и он был вынужден обратиться за помощью в Русскую Православную Церковь Зарубежом, тогда еще отделенную от Московского Патриархата. Как вспоминает сам старец Ефрем: «Меня здесь приняли с великой любовью и искренним пониманием». Более года отец Ефрем находился в лоне РПЦЗ - до тех пор, пока Константинопольский патриарх не взял под свое личное покровительство знаменитого афонского старца и вопрос о его юрисдикции и полномочиях не был решен в его пользу. Отец Ефрем с честью вернулся в лоно своей Матери-Церкви, и ему было дано исключительное право открывать монастыри на территории Канады и США по его личному усмотрению.

Первым был учрежден женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенсильвании, возле города Питтсбурга, а затем стали появляться монастыри по всей Америке и Канаде. Главный монастырь - во имя преподобного Антония Великого, возникший посреди пустыни Сонора в штате Аризона, - был построен одним из первых и при непосредственном участии самого старца Ефрема. Здесь архимандрит Ефрем пребывает почти все время, и эта обитель является как бы «Альма матер» для всех других, возникших в Америке под руководством старца.

Оазис в пустыне

А в пустыне обитель была основана вот как. В штате Аризона, в городе Тусон, жил хороший знакомый старца Ефрема священник отец Антоний. И вот однажды старец отправился вместе с ним в Аризонскую пустыню, чтобы найти подходящее место для монастыря, который он очень хотел построить в уединенном месте. Они искали участок земли, выставленный на продажу, - и сейчас здесь можно видеть щиты возле дорог с надписью «Sale» и телефоном владельца участка, желающего его продать. И вот едут они по пустыне, как вдруг отец Антоний отчетливо услышал колокольный звон. «Старче, слышишь? Колокола звонят!» - воскликнул он. А вокруг не было видно ни одного строения. Отец Ефрем воспринял этот звон как указание Божие. Они тут же отправились в ближайший городок Флоренс, располагавшийся километрах в 15 от того места, чтобы узнать, не продается ли участок земли там, где они услышали звон. Оказалось, что продается. Хозяин, узнав, для чего они хотят купить землю, в два раза снизил ее цену. Отец Ефрем решил не мешкая приехать туда с братией.

В 1995 году пятеро монахов-афонитов вместе со старцем Ефремом высадились десантом в той засушливой и дикой местности и приступили к строительству храма, братских корпусов и трапезной будущего монастыря. Что и говорить, поначалу они испытывали нужду во всем. Не было ни электричества, ни воды, ни стройматериалов. Но отца Ефрема не пугали трудности, и он убеждал братию не отчаиваться и верить Богу. Он говорил: «Мы приехали строить храм и создавать монастырь, и Бог за усердие благословит наши труды». Так и вышло. Вскоре им стали жертвовать и деньги, и материалы.

Монахи расположились в нескольких вагончиках: в одном устроили церковь, в другом трапезную, в остальных жили сами. Трудились по 15 часов в сутки. А им еще надо было и молитву не прекращать, и правило исполнять. Было трудно, но Господь давал силы и крепость, и в скором времени были построены храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, трапезная и корпуса для братии и паломников. Рассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок - за четыре месяца, как раз к престольному празднику - памяти преподобного Антония Великого. Практически все постройки монастыря были возведены руками самой братии, иногда лишь, если позволяли средства, приглашали наемных рабочих.

А территорию монастыря и вокруг него превратили в настоящий райский уголок - оазис жизни посреди выжженной солнцем пустыни: старец благословил разбить здесь сады цитрусовых и оливковые рощи.

Такое рукотворное чудо не осталось незамеченным, и в монастырь потянулись паломники и туристы. За год обитель посещают около 25 тысяч человек. Монастырь святого Антония считается третьим по числу посещений местом в штате Аризона, после Гранд-Каньона и заповедника Сидонии.

Лучше один раз увидеть…

Поездка в США - дело непростое, потому что надо получать визу в посольстве, проходить собеседование, собирать кучу справок, затем покупать билет и подгадывать так, чтобы поездка совпала по времени и срокам пребывания с отпуском, который бывает раз в году, и т.д. Много хлопот и разных препятствий… Ну вот все приготовления позади, билет в кармане, настроение хорошее и бодрое, как у первооткрывателей, но, конечно, и немного тревожное: а как встретят? как все пройдет? увижу ли старца, смогу ли задать вопрос? и т.д. и т.п.

Перелет в столицу Аризоны город Феникс занял почти сутки. Авиарейс Москва - Лондон - Феникс компании «Бритиш аэрвейс» прошел нормально и без особых осложнений; даже декларацию в аэропорту помогла мне заполнить офицер секьюрити. И вот я на американской земле. Увы, никто меня не встречал. Но я увидел человека с красным шитым крестом на шапочке и догадался, что он, наверное, ждет кого-то, кто прилетел этим же рейсом, чтобы отвезти в монастырь преподобного Антония. Я подошел, поздоровался и спросил… Оказалось: точно, он встречал монахиню, прилетевшую из Греции. Вот она вышла из пункта досмотра пассажиров, и мы поехали в пустыню. (Если брать такси, то проезд до монастыря преподобного Антония Великого будет стоить около 80 долларов, нужно только указать точное место, куда ехать.)


Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А ведь и действительно, слухами о старце Ефреме и его монастырях, которые он открыл в Америке, полнится современное православное сообщество и у нас, в России, и за рубежом. Все знают, что он ученик старца Иосифа Исихаста, что он придерживается традиций афонского монашества, что он открыл в Америке 18 монастырей, в которые пошли многие американцы, что он переходил в лоно РПЦЗ и вернулся обратно, что ему было откровение от Божией Матери… Ходит множество слухов, но ничего конкретного мы не знаем. Как, например, подвизаются в этих монашеских общинах? В чем их отличия от наших общин, на чем ставятся акценты? Какие у них условия жизни? Каких уставов они придерживаются? Эти и другие вопросы я задавал себе, собираясь в Аризону. Конечно, перед поездкой я звонил им, писал на сайт и электронную почту о том, кто я такой и что желаю к ним приехать, в какое время и на сколько дней. Слава Богу, сейчас это не так трудно сделать, и, слава Богу, у них в монастыре отвечает за электронную переписку выходец из России, прекрасно владеющий тремя языками (русским, греческим и английским), - монах Серафим. С ним-то я и договорился о приезде в обитель - главный духовный центр афонского монашества на территории США.

Скажу сразу: увиденное в реальности намного превзошло все мои ожидания и сложившиеся представления.

Alma mater

Когда я вошел в монастырь через главные святые врата, то словно бы в рай вступил: всюду зелень, фонтаны, цветы, птицы, разноцветные бабочки, которые так увлечены сбором нектара с благоухающих цветов, что их даже можно погладить.

Поскольку мой самолет прилетел вечером, то к тому времени, когда я прибыл в обитель, все уже разошлись по кельям и спали. Это одна из отличительных черт монастырей старца Ефрема: здесь спать ложатся дважды в сутки (спят по 3-3,5 часа).

Мне указали комнату, где я должен был разместиться, и предупредили, что служба начнется около 1 часа после полуночи в главном храме обители. Комната была скромная, рассчитанная на двух человек, но я так и прожил в ней один. Две кровати, два стула, тумбочка, торшер и встроенный платяной шкаф с множеством вешалок для одежды - вот, собственно, и все ее убранство. Но я был совершенно доволен: всё, я на месте, чего же более? Я не стал осматривать монастырь, а сразу же улегся спать, потому что через три часа надо было вставать на службу.

Архитектура

Здания монастыря - его храмы, беседки, часовни, братские корпуса, дома для паломников - построены в разнообразных архитектурных стилях. Думаю, это сделано не случайно.

Универсализм Православия объединяет в себе разнообразие стилей и особенностей исповедующих его народов, само оно не исчерпывается практикой какой-то одной из Поместных Церквей. В строениях монастыря мы встречаем архитектурные элементы, характерные для разных регионов. Так, главный храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского напоминает греческую базилику; храм во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца, - в сербском стиле, храм во имя великомученика Георгия Победоносца, с высокой колокольней, - в румынском стиле, храм (часовня) во имя великомученика Димитрия Солунского имеет элементы русского стиля - маковку и крест над ней… Есть в обители и часовня во имя преподобного Серафима Саровского, в архитектуре которой тоже заметны особенности, характерные для русского северного деревянного зодчества. Но нельзя сказать, что оба этих храма - русские, потому что вся архитектура монастыря - это некая эклектика, в которой лишь чуть преобладают элементы того или иного стиля. Как таковой ни один стиль последовательно не выдержан, каждая постройка сочетает элементы, присущие разным стилям. Но общий ансамбль от этого ничуть не проигрывает, а скорее даже выигрывает.

В некотором отдалении от монастыря, на каменистой возвышенности посреди пустыни, стоит храм во имя Илии пророка - средиземноморской греческой архитектуры, с чистыми белыми стенами и синим куполом. Посреди пустыни он смотрится просто великолепно - как остров надежды.

По территории монастыря идут дорожки, которые аккуратно выложены каменными плитами и обрамлены бордюром из разноцветных кирпичей. Монастырь обрамляет символическая ограда, отделяя прекрасный оазис, расположенный за ней, от дикой пустыни. Внутри ограды высажены с великой любовью, со вкусом и старанием различные виды деревьев, кустарников и цветов. Из питомников были привезены сюда и посажены сосны, лиственницы, пальмы и многие другие растения. Монастырский парк украшают фонтаны, выполненные в испанском стиле, несколько беседок очень просторных и удобных; посреди парка расставлены каменные скамейки, украшенные резьбой, каменные вазоны, чаши, фигурки зверушек - в основном оленей и косуль, колонны с византийскими крестами наверху.


18 православных монастырей было основано в Северной Америке за последние два десятка лет. Американцы проявили такой интерес к монашеству после того, как их взял под свое духовное руководство афонский старец Ефрем Филофейский, ученик Иосифа Исихаста. Смотрите наш репортаж из монастыря св.Антония Великого в Аризонской пустыне


Монастырь св.Антония Великого находится в центре Аризоны, примерно в 120 километрах на юго-восток от города Феникс. Его окружает мертвая пустыня и вековые кактусы в человеческий рост (кактусу на фото 150-200 лет)

Удивительный оазис в центре пустыни привлекает паломников и туристов — ежегодно их приезжает более 30 тысяч. Монастырь находится в первой тройке по посещаемости среди всех аризонских достопримечательностей, наряду с Великим Каньоном и Седоной. Туристы во время экскурсии по монастырю переспрашивают в каком году он был основан — в 1895 или в 1795... Настолько поразительно все то, что предстает перед глазами и трудно представить, что всего 20 лет назад на этом месте не было ничего, кроме потрескавшейся выжженой земли, змей и скорпионов.


Главный храм обители, освященный в честь прп.Антония Великого и прп.Нектария Эгинского


Аризонская пустыня. Вот так и выглядело это место, когда в 1995 году сюда прибыли шесть афонских монахов, чтобы строить монастырь. Место это было указано ст. Ефрему колокольным звоном, который он услышал проезжая по дороге мимо


На сегодняшний день в обители подвизаются более сорока монахов, из которых шесть — священники. Но исповедь могут принимать только трое из них, включая игумена

Устав монастыря строг (под стать окружающей природе, не прощающей ошибок). Старец Ефрем взял за основу устав монашеской общины афонского отшельника и подвижника нашего времени Иосифа Исихаста (+1959), учеником которого он был на протяжении 12 лет жизни на Афоне. (Подробный рассказ об этой общине есть в книге старца Ефрема "Моя жизнь со старцем Иосифом").


Старец Иосиф Исихаст


День в монастыре начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются и начинают совершать бдение. Бдением здесь называется Иисусова молитва по четкам, которую они творят по своим кельям, либо на улице. В правило входит 1000 молитв с крестным знамением и 100 земных поклонов. Все время сна и бдения — называетсяв монастыре "тихими часами", когда нельзя разговаривать между собой и по телефону, принимать душ или выходить из кельи


По окончании частного бдения монахи собираются в храм на общую молитву. Она длится с 1 ночи до 3.30 и включает в себя полунощницу, утреню и Божественную литургию. Все службы проходят на греческом языке ("Если мы начнем служить на английском американские греки потеряют свой язык, язык на котором был написан Новый Завет, на котором были написаны службы", — прокомментировал это игумен монастыря архимандрит Паисий)


Как это часто принято, паломники и монахи молятся в одном храме, но отдельно друг от друга. Женщины стоят слева, мужчины-паломники справа, а все монахи ближе к алтарю. Во время полунощницы игумен Паисий (или старец Ефрем, если он в монастыре) благословляет всех, кто к нему подходит


Литургия заканчивается примерно в 3.30 ночи и все кто на ней молился идут завтракать: монахи — по кельям, паломники — в монастырской трапезной


На завтрак предлагаются фрукты, орехи, хлеб, арахисовое масло (американцы без арахисового масла просто не могут начать свой день!) и кофе без кофеина, так как после литургии полагается еще 2-3 часа поспать


Вокруг монастыря разбит удивительный парк. Извилистые дорожки подсвечены фонарями, круглые сутки работают фонтаны с артезианской водой. Часовенкам, аркам, беседкам нет числа. Ночью на улицу вылезают кошки, они сладко спят в беседках, свесивши лапы и хвосты


Когда монастырь только собирались строить, перед монахами очень остро стоял вопрос водоснабжения — вокруг монастыря нет ни души, вокруг сухая безжизненная пустыня. Приехала бригада с буровой установкой — прослушивали, прозванивали — никак. Стали звонить старцу Ефрему (он был в отъезде), старец помолился и указал место. Теперь воды хватает не только на бытовые нужды обители, но и на систему капельного полива всех растений в отдельности (включая оливковую рощу из 4000 деревьев) и даже на фонтаны


В Америке говорят, что аризонские звезды самые яркие. Это действительно так. Уходить из поразительного оазиса-парка и ложиться спать совсем не хочется. Тем более, что ночь — единственное время, когда здесь можно спокойно дышать. Температура в жаркие дни достигает +40-45 градусов в тени


Женские и мужские гостевые корпуса расположены в разных сторонах монастыря, матерей с маленькими детьми тоже селят отдельно. Участие женщин в монастырских послушаниях ограничено — они здесь гости. Мужчины могут помогать на кухне или в огороде, но тоже по желанию. Паломникам делают послабления во всем — например, в еде — в каждом корпусе есть небольшая кухня, где можно делать чай и кофе, а из трапезной приносят булочки — ешь сколько и когда хочешь, если голоден. Примерно с 8-9 утра монахи расходятся по послушаниям. (На улице уже невыносимо жарко). В 11.30 — общий обед. Паломники и монахи — все кушают вместе в монастырской трапезной. Когда паломницы заходят в трапезную, специальный распорядитель рассаживает девушек помоложе спиной к монахам, а женщин постарше лицом. Еда легкая, разнообразная, но простая — вовсе без изысков. Садятся за стол и наливают воду — все по звонку колокольчика за игуменским столом. Во время трапезы на греческом языке читаются жития и поучения святых отцов


С часа дня, когда все монахи на послушаниях, в храме начинается прием приезжих для исповеди и духовной беседы. Старец Ефрем уже очень старенький — ему 84 года, он окормляет в основном греков-мирян, приезжих священников и монашествующих. Игумен монастыря архимандрит Паисий принимает в основном англоговорящих и русскоговорящих (через переводчика), отец Хризостом — всех остальных. (Монахи исповедуются на службе)


Прием идет в небольшом помещении внутри храма. Исповедь или беседа бывает в отдельной комнате и длится столько, сколько это необходимо


За советом к опытным духовникам люди приезжают не только из Америки, но и из Греции, Канады, Европы, Австралии, Японии и России.


На территории 7 храмов и часовен. Они открыты для самостоятельно посещения с 9 утра до 3 дня. Во всех храмах работают кондиционеры.


Не смотря на жару, монахи испоняют свои послушания в саду, в огороде, на стройках


Храм прп.Антония Великого и прп.Нектария Эгинского в дневное время открыт


Каждый день с 2 до 3 дня в центр главного храма выносят для поклонения верующих мощи св.влмч.Пантелеимона и главу старца Иосифа Исихаста



Глава старца Иосифа Исихаста


Аризонская икона Пресвятой Богородицы — еще одна монастырская святыня. Если по молитвам перед этой иконой у кого-то происходило чудо — они приносили и передавали в дар украшения. Когда эти украшения стали занимать так много места, что даже пропала возможность к ней приложиться — их пришлось снять совсем


В 3.30 дня начинается общее вечернее богослужение в храме — читается девятый час и служится вечерня



Служба длится около часа, затем после молебного канона Пресвятой Богородице все идут на ужин


После ужина — малое повечерие с акафистом (с 5 до 5,30 вечера) и в 6 вечера — отбой


Монахи расходятся по кельям, чтобы отдохнуть для ночного бдения


Игумен монастыря архимандрит Паисий благословляет паломников


Кладбище


Монастырь назван в честь св.Антония Великого, подвизавшегося в египетской пустыне в III веке и положившего начало монашеству. Условия, в которых живут современные аризонские монахи, положившие начало американскому монашеству, очень приближены к тем, египетским. О том чем же православие так привлекает современных американцев читайте в одном из ближайших номеров журнала "Нескучный сад" — в более подробном репортаже из Аризоны

Ιερα Μονή Αγίου Αντωνίου του Μεγάλου , Греческий православный монастырь святого Антония , англ. St. Anthony"s Greek Orthodox Monastery ) - православный мужской монастырь Сан-Францисской митрополии Американской архиепископии Константинопольского патриархата , расположенный в пустыне Сонора между городами Финикс и Тусон в штате Аризона , в США .

Монастырь был основан летом 1995 году, в 15 км от города Флоренс известным афонским подвижником старцем Ефремом Филофейским и пятью афонскими монахами .

История

В 1995 году решивший поселиться в США архимандрит Ефрем (Мораитис) вместе со своим знакомым священником Антонием из города Тусон посетил пустыню Сонора в штате Аризона , чтобы найти подходящее место для нового монастыря. На одной из безлюдных территорий отец Антоний отчётливо услышал колокольный звон, обратившись к архимандриту Ефрему со словами: «Старче, слышишь? Колокола звонят!». Последний воспринял этот звон как особое указание Божие. Священнослужители направились в ближайший город Флоренс в 15 км от того места, чтобы узнать о возможности приобретения участка земли там, где они услышали звон. Хозяин участка, узнав, для чего они хотят купить землю, в два раза снизил её цену .

Архимандрит Ефрем решил не медлить с основанием монастыря . Летом 1995 года и пятеро монахов-афонитов основали монастырь в Аризоне . Первоначально жилищем монахов были четыре трейлера: в одном была устроена церковь, в другом - трапезная, в остальных насельники жили сами. Отсутствовало электричество, вода, не было стройматериалов . Монахам приходилось жить и работать в местности, кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Архимандрита Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим; были скептики и среди православных . Вскоре им стали жертвовать и деньги, и материалы .

Сразу же развернулись строительные работы. Трудились по 15 часов в сутки, не считая времени на монашеское правило. В скором времени были построены храм во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, трапезная и корпуса для братии и паломников. Рассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок - за четыре месяца, как раз к престольному празднику - памяти преподобного Антония Великого. Практически все постройки монастыря были возведены руками самой братии, лишь иногда, если позволяли средства, приглашали наемных рабочих .

Вокруг монастыря было приобретено 1200 стремм земли, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли, была необходима вода, которая была найдена в результате подземных изысканий .

В мае 2016 года в связи планами строительства более 200 новых домов в непосредственной близости от монастыря, что угрожает в значительной степени нарушить спокойствие этого духовного центра, появилась петиция «Preserve the Sacred Grounds of Saint Anthony’s Monastery», в которой было написано «Девелопер предлагает радикальные изменения в зонировании и землепользовании для земельных участков в непосредственной близости от Монастыря святого Антония. Эти изменения будут иметь огромное и значительное негативное воздействие на Монастырь святого Антония. Это также будет иметь негативное влияние на всех местных жителей и посетителей, прибывающих из-за пределов штата, которые посещают там службы, всем семьям, которые имеют родственников, захороненных на кладбище, а также всех, кто в настоящее время наслаждается спокойной и изящный природой монастыря» .

Современное состояние

Главный храм, построенный в стиле греческой базилики , освящён в честь святого

Автор поста Моисеева Надежда
Оазис Православия в аризонской пустыне
Записи во время паломничества Екатерины Черновой
Саратов - Финикс-Нью-Йорк.

Удивительный греческий православный монастырь преподобного Антония Великого в пустыне американского штата Аризона недалеко от города Финикс основал архимандрит Ефрем (Мораитис), афонский монах, который сейчас там и подвизается. Православные рассказывают много благочестивых историй о благодатной силе молитв старца Ефрема, его прозорливости. В Антониев монастырь приезжают паломники со всего света за утешением, с надеждой на мудрый совет в сложной жизненной ситуации, на исцеление души. Многие люди, побывав несколько раз в обители, перебираются поближе к монастырю на постоянное место жительства. Здесь говорят, что сама Святая Гора спустилась на землю Аризоны.


Самоотверженными трудами отца Ефрема в США и Канаде открыто восемнадцать православных обителей с афонским уставом. Говорят, что когда их будет двадцать, старец выполнит таким образом свое послушание перед Господом и его земной путь подойдет к концу.
Духовным наставником старца Ефрема был Иосиф Исихаст (†1959), известнейший афонский подвижник. Его бесценные письма к монашествующим, мирянам и послание к исихасту пустыннику, впервые изданные на английском языке в 1998 году именно в аризонском монастыре, имеют большую внутреннюю силу и помогают внимательному читателю на пути к духовному совершенству...
История основания Антониева монастыря уникальна.
Много лет назад на Афон прибыл молодой человек - будущий архимандрит Ефрем. Он вступил в братство старца Иосифа Исихаста, который предсказал юноше, что по истечении некоторого времени он станет просветителем большой страны.
Прошло время. Отец Ефрем стал архимандритом, настоятелем афонского монастыря Филофей. После многих молитвенных вопрошаний подвижника Господь открыл ему, что он призван к проповеди на Американском континенте. В конце 1994 года отец Ефрем вместе с шестью монахами покинул Святую Гору и отправился в далекий путь.

Однажды, уже находясь в США, по пути из Финикса отец Ефрем неожиданно попросил остановить машину. В пыльной и "колючей" аризонской пустыне - в безлюдном обиталище шакалов, гремучих змей и скорпионов - афонский старец услышал колокольный звон. Через некоторое время один состоятельный грек приобрел в этом районе участок земли и пожертвовал его на строительство монастыря. Никто и подумать не мог, что всего через десять лет посреди красных песков и кактусов будут возведены изумительные по красоте храмы, колокольни, колоннады, бельведеры с испанскими фонтанами, проложены тропы, зацветут сады и зазеленеют оливковая рощица и виноградник.
Мой бессменный спутник в паломнических поездках по Америке - мистер Эндрю Коуркумелис, глава семьи, магистр политологии, директор школы. Старец Ефрем - его духовный отец, поэтому Эндрю едет в обитель помолиться, получить духовный совет и заодно показать мне монастырь. Мистер Коуркумелис - человек блестящего интеллекта и монашеского умонастроения, поэтому наши с ним разговоры вращаются вокруг православного богословия и соответствуют конечной цели поездки.
Последняя остановка, и мы в столице Аризоны, в благоухающем и цветущем Финиксе. Но впереди еще 100 километров мексиканской пустыни Соноры. Безжизненная земля в этой части юго-западного штата принадлежит американским индейцам. От горизонта до горизонта - выжженная солнцем однообразная местность, огромные кактусы, колючки и изнурительная жара...
Но вот как дуновение прохладного ветерка - серебристый крест на горе. Словно чудесный сон возникает монастырь.
Мы входим в главные ворота и направляемся к книжной лавке, где проходят регистрацию все паломники. Отношение монахов - сдержанное, но приветливое. Тут же нас знакомят с правилами проживания.
Необходимо соблюдать тихие часы монастыря - с восьми вечера до трех часов утра и три часа после утренней службы. Тот, кто хочет остаться в Антониевой обители дольше десяти дней, должен получить специальное разрешение. На монастырской территории запрещено курить и пользоваться мобильными телефонами. Видео- и фотосъемку можно вести бесплатно - в любое время и в любом месте, но снимать насельников монастыря или его гостей без их согласия не разрешается.
Одежда паломников должна быть скромной и свободной. Внешний вид женщин оговорен особо: запрещено носить обтягивающую одежду (тут же выдают свободные рубашки с длинными рукавами), юбки - длинные, без разрезов. Никаких шляпок или маленьких шарфиков - головной платок повязывается спереди, носить его как косынку или повязку нельзя.
Вся территория монастыря - необыкновенный оазис душистого многоцветья тропических цветов, экзотических птиц и бабочек. Рукотворный рай в пустыне созидается и поддерживается трудолюбивыми насельниками и молитвами духоносного настоятеля, старца Ефрема.
Помимо молитвенных трудов, насельники обители несут послушания по приему гостей, трудятся в винограднике и в садах, работают на строительстве и благоустройстве монастыря, в деревообрабатывающих мастерских, занимаются издательским делом.
Так же как в нашей Троице-Сергиевой Лавре, в центре Антониевой обители расположен Крест Господень с источником воды.
Просторные площади монастыря у центрального входа и перед храмами выложены красно-розовыми шлифованными камнями, они словно вырастают из такой же красноватой аризонской почвы. Монастырские дорожки - сплошной лабиринт! Гуляя по ним, можно очень просто заблудиться - спина впереди идущего через пару шагов скрывается в пышной тропической растительности. Дорожки эти прямо символизируют тесные врата нашего спасения среди мирских соблазнов...
Разнообразие форм монастырских строений приятно удивляет. Из-за горного ландшафта здания, в основном, строятся на сваях. Например, часть храма во имя великомученика Пантелеимона стоит на земле, а другая "парит" почти на метровой высоте. Кстати, здесь практически ежедневно Божественную литургию служит сам отец Ефрем. Тут же находятся частицы мощей угодников Божиих, а также - честная глава святого Иоанна Русского. В определенное время разрешается прикладываться к святым мощам не через стекло, а непосредственно.

Два больших монастырских храма построены в греческом стиле, один - в сербском и три небольшие церкви выполнены в традициях русского зодчества. "Сербская" красавица-церковь во имя великомученика Георгия Победоносца с черепичными куполами утопает в пышной зелени. Многометровые гладкие пальмы вместе с колокольней окружают ее кольцом, будто хоровод пасхальных свечей. В русском стиле выстроены часовня во имя великомученика Димитрия Солунского и маленький летний храм, освященный во имя преподобного Серафима Саровского, похожий на беседку. "Русские" церкви греческого монастыря очень напоминают екатеринбургские деревянные храмы Ганиной ямы. Все они хотя и небольшие, но очень уютные...
В греческих церквях нет такой пышной позолоты, как в российских храмах, нет фресок на стенах и потолке, столь привычных и милых нашему взору. Здесь все строже: афонские иконы на белых стенах, воздушное кружево деревянной резьбы царских врат и киотов.
Для россиян храм - это белокаменная церковь с золотыми куполами. Греческие же храмы - это праздник красок. Стены их бежевые, красноватые, серо-белые - из бутового камня, майолики, разноцветной мозаики. Вместо златоглавых маковок - причудливая черепица на куполах.
Самый большой и главный храм в Антониевой обители - красно-розовый, с незолочеными светло-серыми куполами. Он посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому, святым чудотворцам. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери "Аризонская". По своей композиции она напоминает "Всецарицу".

Вообще икон в монастыре много, в основном они написаны на Святой Горе. Среди них множество икон русских святых. Здесь очень почитают преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского...
На территории монастыря устроены арки, пандусы, стоят вазы, скульптуры животных и птиц. Возле часовни сооружена колоннада, как в афинских развалинах, только с византийским гербовым орлом наверху. Прямо среди цветущих акаций, пальм, кактусов и алоэ можно увидеть массивные киоты с иконами святых, в честь которых воздвигнуты здешние храмы (удивительно, как краски не выгорают под таким палящим солнцем?!). Возникает впечатление, что вся обитель - большой храм Божий.
Фонтаны и питьевые фонтанчики выполнены в "стиле Калифорнии" - это что-то вроде раннего барокко. Живительная влага смягчает горячий пустынный воздух и предохраняет от обезвоживания. Воды в обители много и хватает на все. В каждой беседке-ротонде есть небольшой фонтан. Это одно из чудес монастыря в пустыне...
Перед закладкой Антониевой обители американские специалисты со всей современной техникой никак не могли найти водоносные пласты. Воды не было! Отец Ефрем указал место, где нужно бурить скважину. Теперь здесь есть источник.
Вечером монастырь озаряется светом многочисленных фонариков. Освещено все - кресты, фонтаны, входы в храмы, колокольни, дорожки, есть даже разноцветный ручеек! Первое впечатление - это сказочный городок детства. Не забыть и аризонских закатов - четко очерченные православные кресты на фоне пылающего солнца. Правда, строгость монастырского уклада, память о смысле поездки не дают развиться мечтательному настроению у паломников. А белые кладбищенские кресты за воротами обители напоминают нам о бренности и быстротечности земной жизни...
Попасть на прием к отцу Ефрему не так просто. И разговаривать нужно через переводчика, так как старец говорит только на греческом языке. А сначала нужно идти на прием к иеромонаху Паисию, исповедоваться. Если на встречу со старцем есть воля Божия, то все пройдет просто и благодатно.
О силе молитв отца Ефрема известно далеко за пределами монастыря, поэтому паломников здесь всегда много. Это люди разных национальностей: греки, сербы, американцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, испанцы, палестинцы...
Обитель живет по установленному распорядку. Утренняя полуторачасовая служба начинается в три часа ночи, поэтому спать мы ложимся рано - в восемь вечера отбой. После утрени паломникам раздают артос, благословение отца Ефрема на предстоящий день. Около пяти утра все идут в трапезную, затем следует отдых до обеда. Вечерняя служба начинается в четыре часа дня, а вечером читают акафисты. В церкви висит объявление, что неправославные посетители не должны заходить в храм, но могут оставаться в притворе.

Насельники монастыря и все паломники трапезничают в общей комнате, рассаживаясь согласно иерархии. По традиции воду за трапезой разрешается пить только после того, как старший из монахов позвонит в колокольчик.
Послушания паломники в монастыре выполняют по собственному желанию и разумению. Так как монастырь мужской, то в трапезной послушания несут только мужчины, а женщины могут, например, что-то постирать или навести порядок в гостинице для паломников.
Гостиниц две, женский и мужской корпуса расположены в разных частях обители. Светлые благоустроенные комнаты в женском корпусе рассчитаны на 3-4 человека. В комнатах нет ничего лишнего: белые кровати, тумбочки с настольными лампами, комод, платяной шкаф, небольшие иконы и распятия. На каждом этаже - уютная кухня, на стенах развешаны тексты молитв. В холодильнике есть запас фруктов, так что всегда можно перекусить и пообщаться, не мешая другим паломницам.
К тишине в монастыре относятся ревностно. Необходимо уважать святость и уединенность обители, не мешать молитве, говорить вполголоса. Общение гостей друг с другом происходит в беседках или за оградой монастыря. В беседках же, которых здесь довольно много, паломники готовятся к исповеди.
Правила Греческой Церкви более строги по отношению к мирянам, чем правила Русской Церкви. Здесь, например, к причастию не допускается тот, кто состоит в невенчанном браке, даже если в этом браке рождены дети. Кстати сказать, до середины 1980-х годов в Греции официально признавался только церковный брак. За провинности, к которым у нас порой относятся очень мягко (недолжное выполнение молитвенного правила, несоблюдение поста), в обители вполне могут наложить епитимью.
Требы почти такие же, как и в России. Но в записках о здравии и упокоении рядом с именем поминаемого не пишут "младенец", "отрок", "болящий" и тому подобное. Греки считают, что Всеведущий Господь не нуждается в таких уточнениях, ибо видит каждого, о ком возносится молитва. Меня удивило, что в обители служат специальный молебен о некрещеных. Многие паломники, да и я сама, подавали записки с именами своих знакомых, близких и дальних, с надеждой, что когда-нибудь Господь вразумит их и они примут Святое Крещение.
В монастыре хорошая библиотека, много книг - на русском языке. В книжной лавке большой выбор литературы, икон, можно купить самодельные плетеные четки, витые свечи, компакт-диски с церковными песнопениями. Также здесь продают знаменитое цветочное мыло из пальмового масла и козьего молока, которое делают насельники Канадского подворья обители. Здесь варят изумительное прозрачное оранжевое желе из кактусов, по вкусу напоминающее клубничный джем.
Обитель расширяется и благоустраивается. Размеренная монастырская жизнь идет своим чередом - в трудах и молитве. Изо дня в день у центрального входа ставят свои автомобили вновь прибывшие паломники, хрустит гравий под их ногами. Они идут в храм по слову Господа: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф, 11, 28).
Вселенское Православие объединяет всех людей, независимо от их национальности, традиций, уклада жизни.