Походы Транспорт Экономные печи

Конспект занятия «витамины для здоровья. Конспект занятия в старшей группе «витамины для здоровья». план-конспект занятия (старшая группа) на тему Конспект занятия по витаминам фгос

Тема: «Витамины нам нужны - для здоровья всем важны».

К онспект подготовила учитель -дефектолог первой

квалификационной категории детского сада № 24 "Непоседы" группы

№ 7 Малышева Елена Михайловна.

Цель:

познакомить детей с понятием «витамины», главными источниками

витаминов – фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма.

Задачи:

*сформировать у детей представление о том, как витамины влияют на

организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека;

*рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины,

*развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

словарь;

* воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка;

Физическая культура.

Ведущая образовательная область: Познание.

Виды деятельности : игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение

художественной литературы.

Предварительная работа:

1)Рассматривание иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, фруктов и ягод.

2) Разгадывание загадок о фруктах, овощах, ягодах;

3)Рисование по трафареты и раскрашивание овощей, фруктов и ягод;

4) Дидактические игры: «Что где растёт?» ; «Разложи на группы»;

«Отгадай по описанию» и т.д.

5)Составление рассказа описания по плану.

6)Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Корешки или вершки»;

По Я. Понясову «Хитрый огурчик»; Л. Толстой «Косточка»; В Сухомлинский

«Внучка старой вишни».

Материалы:

1)Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, ягод.

2)Муляжи и натуральные овощи, фрукты и ягоды.

3)Карточки к дидактической игре.

4)Корзина.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I .Организационный момент:

(Звучит песенка Красной Шапочки из кинофильма «Красная шапочка и серый волк»).

Ребята, слышите? Какая замечательная песенка. А кто же её напевает? (ответы детей)

II . Основная часть:

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?

Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?

Красная Шапочка: Буду очень благодарна.

Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми.Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.

Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).

Почему мы называем их полезными? (ответы детей).

Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.

Давайте поиграем в игру «Подарки Красного солнышка». (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)

В летнем солнечном саду

Зреют фрукты на виду.

Только нужно не лениться,

Отгадать их потрудиться.

Далеко на юге где – то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий … (ананас) .

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

Но на вкус – кислейший он,

А зовут его … (лимон) .

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин –

Это спелый … (апельсин) .

Близнецы на тонкой ветке,

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий … (виноград) .

Все о ней боксеры знают,

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа … (груша).

Вот стручок – огромный дом,

Поселились братцы в нем.

Каждый братец – скоморох,

А стручок этот - … (горох) .

Под землей живет семья:

Папа, мама, деток тьма.

Лишь копни ее немножко –

Вмиг появится … (картошка) .

Спит на грядке под листом,

Да еще храпит притом.

Видит пятый сладкий сон

Лежебока - … (патиссон) .

Наш лиловый господин

Среди овощей один.

Он французский граф де Жан,

А по-русски - … (баклажан) .

Кто разлегся среди грядки,

Кто играть не любит в прятки?

Вот Емеля – простачок,

Белобокий … (кабачок) .

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ….(капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней …(помидора)

Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами немного отдохнём и представим что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды п едагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.

Молодцы, ребята. А теперь, закроем гла за, вместе скажем: «Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси». (педагог выносит разнос с овощами, фруктами и ягодами).

Вот посмотрите на это блюдо – здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. А вот корзины, в которых живут витаминные продукты.(педагог рассказывает и раскладывает продукты по корзинам в зависимости от содержания витаминов)

Первая корзина-Витамин А : полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свекле, картофеле, красном сладком перце, красном томате, зеленом луке.

Вторая корзина-Витамин В : укрепляет организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в капусте, моркови, кукурузе, банане, груше, гранате, тыкве, зеленом горошке, землянике, луке.

Третья корзина-Витамин С : закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в апельсинах, мандаринах, лимоне, смородине, клюкве, капусте, облепихе, малине, рябине, шиповнике, землянике, киви, лимоне, чесноке.

Вот и разбежались все продукты по своим корзиночкам. А корзинка Красной Шапочки ещё пуста, так давайте каждый из вас положит в корзинку тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например; «Я кладу морковь – это овощ, в ней содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей).

Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.

Красная Шапочка: Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.

А ещё Красная Шапочка, наши ребята расскажут тебе, что ты можешь приготовить из этих продуктов для бабушки. Правда, ребята?

Скажите ребята, что можно приготовить из овощей? (ответы детей).

Что можно приготовить из фруктов? (ответы детей).

Что можно приготовить из ягод? (ответы детей).

Молодцы ребята! Сколько полезных и вкусных блюд назвали. Ваши мамы, участвуя в «Неделе здоровья», принесли нам много замечательных вкусных, полезных, витаминных рецептов. Сегодня мы попробуем приготовить витаминные напитки по их рекомендациям.

Игра: «Витаминные напитки».

Мальчики- силачи будут готовить сок из апельсинов, мандаринов, лимонов. А девочки-красавицы приготовят ягодный морс. (дети готовят витаминные напитки, угощают друг друга).

Вкусные напитки у нас получились? Давайте и бабушке нальём наши напитки, пусть быстрее выздоравливает.

III. Заключительная часть: .

Ребята, давайте ещё раз напомним Красной Шапочке всё , что сами узнали на занятии о витаминных продуктах. (ответы детей).

Красная Шапочка: Большоеспасибо вам ребята, от меня и моей бабушки. А вот вам гостинцы из нашего сказочного леса. (Дарит детям грецкие орехи). Орехи тоже очень полезный продукт.

Спасибо Красная Шапочка. Но о том, чем богаты разные орехи мы узнаем на следующем занятии.

Методическая разработка составлена с использованием средств информационно-коммуникативных технологий и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Данное занятие позволяет в доступной форме познакомить детей с темой «Витамины для здоровья». Использование на занятии разнообразных методов и приёмов позволяет акцентировать внимание детей на теме занятия.

Витамины для здоровья.

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

Задачи:

  • учить детей различать витаминосодержащие продукты;
  • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания -еда должна быть не только вкусной, но и полезно;
  • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
  • воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

Ход занятия :

Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Воспитатель:

Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)

Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)

Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами? (Ответы детей)

Ребята,что вы знаете о витаминах?

Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека.Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире.Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился,то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С.

Как вы думаете, что будет с человеком,если питаться одними сладостями? (Ответы детей)

Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет,как правило,бывает хорошее, бодрое настроение,гладкая кожа, изящная фигура.

А вот конфеты, шоколад,мороженое, особенно в больших количествах,очень вредны для здоровья.

Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержится в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.

Физкультминутка "Обжора"

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Работа с рабочими листами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей).

А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С – красным карандашом, от буквы А – синим карандашом, от буквы Д – зелёным карандашом, от буквы В – оранжевым карандашом.

Итак, какой витамин содержится в морковке? Рыбе? Сливочном масле? Капусте? Апельсинах? Сыре? Рыбьем жире? Чёрной смородине? (Ответы детей).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Дети рисую продукты.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей) Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

Литература:

1. Бондареко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2004.

Наталья Апока
Конспект занятия в подготовительной группе «Вкусные витамины и полезные продукты»

ВИТАМИНЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ .

ТЕХНОЛОГИИ : здоровьесберегающая, коммуникативная, личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникативная, исследовательская.

ЗАДАЧИ :

Образовательные :

Добиться усвоения знаний о понятии «витамины » и о полезных продуктах , в которых они содержатся;

Подвести детей к выводу о необходимости витаминов в организме человека.

Развивающие :

Обеспечить развитие сенсорных способностей : вкус , слух, координация, мелкая моторика, осязание.

Воспитательные :

Вызвать желание употреблять в пищу полезные продукты ;

Подвести детей к выводу, что очень важно заботиться о собственном здоровье.

Воспитатель : Наталья Александровна Апока

Воспитатель : Ребята! Сегодня не все дети пришли в детский сад, нет Вани, Светы и Пети. А вы не знаете, что с ними случилось, почему их нет?

Дети : Заболели.

Воспитатель : А почему человек болеет?

Дети : Простужается…

Воспитатель : Какое сейчас время года?

Дети : Осень.

Воспитатель : Какие изменения в природе происходят осенью?

Дети : Похолодало, часто идут дожди, листья меняют окраску и опадают, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель : Правильно, давайте мы с вами соберем урожай помидор и огурцов. Сделаем упражнение для щек «Помидорчик» (надувание щек) и «Огурчик» (втягивание щек) 3-5 раз. А какие овощи и фрукты вы любите больше всего?

Дети : Морковку, огурец, яблоко…

Воспитатель : Фрукты и овощи не только вкусные , но и полезные . Сейчас я вам открою один очень важный секрет. Оказывается, в некоторых продуктах живут полезные витамины . Витамины – это очень маленькие вещества, настолько маленькие, что во много раз меньше крупинок сахара, поэтому видеть мы их не можем. Но самое главное это то, что в витаминах содержится сила и здоровье для организма. Если в пище мало витаминов человек болеет , плохо растет, становится слабым, грустным. Покажите, какое у вас будет лицо, если вы заболеете (мимика детей) . Так как и у вас у витаминов есть свои имена . Давайте с ними познакомимся поближе (показ витаминов A , B, C, D на экране) . У витаминов есть свои домики , где они живут. А еще витамины очень любят играть в прятки. Вот и сегодня они спрятались от вас, и нам придется их найти. Отгадайте загадку и узнаете, в каком овоще очень много витамина «А» :

Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут…

Дети : Морковку.

Воспитатель : Правильно, морковку, а какая она?

Дети : Оранжевая, вкусная , длинная, сочная, хрустящая, крепкая.

Воспитатель : А что из нее готовят?

Дети : Сок, салат, в суп добавляют…

Воспитатель : Молодцы! И запомните тот, кто ест продукты богатые витамином «А» - быстро растет и хорошо видит. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.

Воспитатель выполняет вместе с детьми гимнастику для глаз.

Воспитатель : А сейчас поиграем в игры «Внимательные глазки» . Я выложу овощи и фрукты, в которых тоже содержится витамин «А» . Вы закроете глаза, а я в это время поменяю местами или спрячу один из них. Вы внимательно посмотрите глазками и скажите, что изменилось. Вот и посмотрим, кто ест много витамина «А» , у кого глазки хорошо видят.

Игра «Внимательные глазки» (помидор, морковка, красное яблоко, персик, абрикос, тыква) .

Воспитатель : Послушайте стихотворение о витамине «А» :

Помни истину такую –

Лучше видит только тот.

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем еще в одну игру «Огород» (речь с движением) :

Очень дружный мы народ, (Дети становятся в круг) .

И сажаем огород.

Взяли несколько лопат, (Копают землю воображаемыми лопатами) .

Стали землю мы копать.

Взяли грабли, разрыхлили, (Рыхлят землю, делают грядку воображаемыми

Грядочку вот здесь разбили. граблями).

Просим нас не отвлекать - (Грозят пальцем) .

Надо грядку засевать.

Каждый взял пакет семян (Сеют семена в грядку) .

И кидает в землю сам.

Осторожно загребаем (Загребают, поливают) .

И водичкой поливаем.

Вот веселый огород, (Показывают руками на грядку) .

Что здесь только не растет!

А теперь, друг, не зевай, (Собирают урожай в корзинку) .

Собирай-ка урожай!

Воспитатель : Ребята, теперь давайте найдем домик, в котором живут витамины группы «В» , отгадайте загадку :

Дом зеленый тесноват : узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда круглые ребятки.

Дети : Горох.

Воспитатель : Правильно, горох, а горох это овощ или фрукт?

Дети : Овощ.

Воспитатель : Витамины группы «В» содержатся не только в овощах и фруктах. Но и в других продуктах питания , например (показ) в крупах : гречке, овсянке, пшене, а еще в хлебе и фасоли.

Витамины группы «В» очень важны для работы сердца и всего организма. Давайте поиграем в игру «Определи на слух» . В этих контейнерах, я спрятала продукты , в которых содержится витамин «В» , вы должны угадать на слух, что это за продукт . Вот и посмотрим, кто ест эти продукты и у кого очень хороший слух.

Игра «Определи на слух» (гречка, пшено, овсянка, горох, фасоль, манка) .

Воспитатель : А сейчас внимательно послушайте стихотворение о продуктах , в которых содержится витамин «В» :

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам ,

И не только по утрам.

Воспитатель : Сейчас мы с вами найдем «домики» , в которых живут витамины группы «С» . Отгадайте загадку :

Шло по грядке вдоль забора, войско храброе дозором,

Держат пики сотни рук, подрастает горький …

Дети : Лук.

Воспитатель : Правильно в луке содержатся витамины группы «С» . Витамина «С» очень много во всех овощах и фруктах. Ну а больше всего в лимоне, апельсине, чесноке, луке и квашеной капусте (показ) . Осенью люди делают заготовки овощей и фруктов на зиму. Давайте мы свами тоже засолим капусту.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» :

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх.

Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

Воспитатель : Витамины группы «С» защищают организм от различных болезней и помогают бороться с простудой. А про лук даже поговорка есть : «Лук - от семи недуг» . Давайте с вами поиграем в игру «Определи на вкус » . Вы по очереди закроете глаза, а я вам положу в рот один из продуктов , в которых содержится витамин «С» . Вы должны узнать, что это за овощ или фрукт и назвать его.

Игра «Определи на вкус » (лимон, апельсин, лук, чеснок, квашеная капуста) .

Воспитатель : Послушайте стихотворение о фруктах, в которых много витамина «С» :

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон

Хоть и очень кислый он.

Покажите, какой он кислый (мимика детей) .

Воспитатель : Следующий витамин «D» спрятался в лучах солнышка (показ картинки на экране) . Когда вы гуляете на свежем воздухе, солнечные лучики дарят вам витамин «D» . Давайте мы с вами тоже представим, что мы гуляем в солнечный денек (звучит музыка) . Представим, что сейчас лето и мы полежим на свежем воздухе , закроем глазки (релаксация) .

Воспитатель : Погуляли, а вот и «Чудесный мешочек» . Каждый из вас подходит к мешочку и ищет продукты питания , в которые я ему назову. А когда угадаете и назовете, вспомните, какой из витаминов в нем содержится . Для этого будет подсказка (на экране картинки букв из продуктов , в которых они содержатся).

Игра «Чудесный мешочек» (морковка, яблоко, горох, фасоль, лимон, апельсин, лук, чеснок) .

Воспитатель : Молодцы, количество поступающих витаминов в наш организм зависит от времени года. Как вы считаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего ?

Дети : Лето и осень.

Воспитатель : Почему?

Дети : Летом много солнца. Летом и осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель : Правильно, не забывайте о витаминах , мы должны их получать с пищей каждый день. Надо есть побольше фруктов и овощей, чтобы расти крепкими и здоровыми. И об этом мы обязательно расскажем ребятам, когда они поправятся. Чтобы они их ели и не болели. Так давайте все вместе полакомимся полезными апельсинами , какой витамин в них содержится и чем он полезен ?

Дети : Витамин «С» , защищает от простуды.

Воспитатель : Так чем важны витамины для человека ?

Дети : Чтобы быть крепкими, здоровыми и не болеть.

Воспитатель : Сколько полезного вы сегодня узнали о витаминах и о здоровье , а вот и апельсины, но сначала пойдем и помоем руки.

Дети едят апельсины.

Занятие по ЗОЖ на тему «Витамины для здоровья»

образовательной деятельности в режиме дня

7 – го года жизни

Цель: Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье через ознакомление детей с основами правильного питания.

Задачи:

  1. Учить детей, осознано подходить к своему здоровью.
  2. Помочь понять детям, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
  3. Закрепить знания детей о Витаминах, их обозначении и пользе для организма человека.
  4. Развивать внимание, мышление, активный и пассивный словарь детей.
  5. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа: Беседа с детьми о здоровье, полезных и витаминосодержащих продуктах.

Материал: Плакат, Чудо – дерево, фломастеры, карточки с продуктами и с обозначением витаминов;

Ход занятия:

Организационный момент дети стоят в полукруге.

  • Ребята встанем все в круг, дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся (раздается сигнал).

Воспитатель:

  • Ой, что это? Да это же на компьютер пришло голосовое сообщение. Откроем? (Мы жители страны Лимпопо взываем о помощи. У нас возникла проблема. У всех жителей страны заболели животы. Причем мы не можем понять, от чего они заболели, ведь мы ели только вкусную пищу, пирожные, чипсы, конфеты, торты, пили пепси – колу. Помогите нам разобраться в этой проблеме и выздороветь).
  • Что же делать?
  • Ребята как вы думаете, почему с ними приключилась такая беда?
  • Ну что, поможем жителям страны Лимпопо?

(Ответы детей)

  • Тогда давайте мы с вами откроем в нашей группе «Научную лабораторию» станем ученными, попробуем решить проблему страны «Лимпопо» поможем выздороветь её жителям. Наденьте белые халаты, лаборатория открыта.

Воспитатель:

  • В стране «Лимпопо» ели только вкусную пищу, как вы думаете, в чем разница между вкусной и здоровой пищей?

(Ответы детей)

  • Посмотрите на плакат, что вы на нем видите? Обведите все полезные продукты зеленым маркером. Почему вы не обвели торты, пирожные, конфеты? (Ответы детей).
  • Послушайте пословицу: «Хочешь, не хочешь, а есть надо». Почему так пословица говорит ? (Ответы детей). Зачем человеку еда? (Ответы детей).
  • Господа ученые сейчас я вам буду читать стихотворение, если я буду рассказывать о полезных веща, вы отвечаете «правильно, правильно, совершенно верно». Если нет, то молчите. Готовы.

(Ответы детей)

  • 1. Если хочешь стройным быть,

Надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис,

Строен стань, как кипарис. (дети молчат)

  • 2. Чтобы правильно питаться,

Вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом,

Рыбу, мед и винегрет. (дети отвечают)

  • 3. Не забудь перед обедом

Пирожком перекусить.

Кушай много, чтоб побольше

Свой желудок загрузить. (дети молчат)

4. Нет полезнее продуктов

Вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине –

Всем полезны витамины. (дети отвечают)

5. Наша Лиза булки ела

И ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти,

Да в дверь не может проползти. (дети молчат)

6. Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся,

Ешь побольше витаминов,

С болезнями не знайся! (дети отвечают)

  • Правильно, чтобы с болезнями не знаться надо правильно питаться и мы с вами сварим сейчас вкусный компот.

Речь с движением «Компот»

В сад с друзьями мы пошли, Дети ходят по кругу или по помещению.

Фруктов много там нашли.

Сливы, груши мы сорвали, Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

Яблоки все отыскали. Наклоняются вниз.

Фрукты мы с друзьями мыли, Имитация движений.

Их в кастрюлю положили.

Варим вкусный мы компот, Одной рукой «держат кастрюлю», второй - «перемешивают ложкой в кастрюле компот».

С нами кто его попьет? Смотрят направо-налево.

Всем нальем мы, не стесняйтесь, «Наливают компот», качают головой.

Подходите, угощайтесь! Машут в направлении к себе одной, а затем другой рукой.

  • А теперь давайте сядем все в кружок я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от разных болезней.
  • У витаминов есть имена. Какие витамины знаете вы? (Ответы детей) Найдите обозначения витаминов на столе.
  • А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей). Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.
  • Как вы думаете, для чего нам нужен витамин А . (Чтобы у нас были всегда зоркие здоровые глаза нужно кушать витамин А) (Предложить ребенку провести дорожку красным фломастером).
  • А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Ответы детей ). Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.
  • Паша, что ты знаешь о витамине А?

Говорит ребенок:

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

  • А еще что бы сохранить здоровыми свои глаза, мы с вами делаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.

А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

  • Ну что господа ученые продолжим разговор о витаминах. Для чего мы едим продукты с витамином С ? (Для того, чтобы наш организм был как крепость, не позволял микробам заразить нас болезнями очень нужен витамин С ). (Предложить ребенку провести дорожку зеленым фломастером). Он живет во всем кислом.
  • Как вы думаете. в каких продуктах питания мы можем найти витамин С? (Ответы детей). Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке.
  • Степа, а ты что знаешь про витамин С?

Говорит ребенок:

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

  • Давайте вспомним еще один витамин. Его зовут, витамин В. Как вы думаете, для чего нам нужен витамин В? (Ответы детей) (Он помогает работать нашему сердцу). (Предложить ребенку провести дорожку оранжевым фломастером).
  • В каких продуктах можно найти витамин В ? (Ответы детей) (молоко, мясо, хлеб, кукуруза, орехи, горох).
  • Степан, расскажи нам про витамин В .

Говорит ребенок:

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

  • Рассмотрим еще один витамин Д.
  • За работу каких органов человеческого тела отвечает витамин Д? (Ответы детей). (Он делает наши руки и ноги крепкими). (Предложить ребенку провести дорожку синим фломастером).
  • В каких продуктах его можно найти? (Ответы детей). (рыбий жир, молоко, яйца, сливочное масло, солнышко).
  • Саша расскажи, что знаешь о витамине Д?

Говорит ребенок:

Рыбий жир всего полезней.

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

  • Но крепкими и здоровыми наши руки и ноги делает не только витамин Д, но и зарядка.

ФИЗМИНУТКА

Речь с движением «Полезные продукты»

Чтобы сильными расти, Дети сжимают кулаки и сгибают руки в локтях («силачи»).

Не болеть, не простужаться, Качают головой

Надо спортом заниматься, Сжимают кулаки и сгибают руки в локтях.

Надо правильно питаться. Имитируют движения (подносят ложку ко рту).

Фрукты, овощи, орехи, Дети загибают или разгибают пальцы на руке,

Мясо, рыба, молоко, перечисляя полезные продукты

Творог, каши, сыр и яйца –

С ними вырастем легко! Встают на носочки, поднимают руки и тянутся вверх, опускают руки через стороны на пояс и становятся на всю ступню.

  • Господа ученые, сейчас я предлагаю вам стать садовниками здоровья. Давайте вырастим чудо – дерево, с полезными продуктами и отправим его в страну Лимпопо с пожеланием быстрее выздоравливать.
  • Посмотрите на столе карточки с продуктами, выберите полезные и повесьте на чудо – дерево. (На столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево).
  • Почему на дереве выросла морковь?
  • Чем полезно молоко?
  • Какой витамин в апельсине?
  • Почему выросли орехи?
  • Какие овощи и фрукты защищают нас от вредных микробов?

Вот так чудо – дерево получилось

Полезными плодами она расцветилось

Мы запомним навсегда

Для здоровья нам нужна

Витаминная еда.

  • Я думаю, увидев наше чудо – дерево жители страны Лимпопо научатся правильно питаться и выздоровеют.
  • Ну что, господа ученые, мы помогли решить проблему страны Лимпопо?
  • Тогда Наша Научная лаборатория закрывается мы снимаем халаты и становимся снова детьми.
  • Ребята, как мы сегодня помогли решить проблему страны «Лимпопо»?
  • Что полезного вы узнали для себя?

Цель урока: Дать учащимся представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника:)
  • Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.

Коррекционно-развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.
  • Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.

Воспитательные.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.

Наглядность: презентация , иллюстрационный материал.

Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.

1. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

2. Проверка домашнего задания:

В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).

От чего зависят нормы питания? (у детей на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий и количеством суточного объема калорий - надо разложить их по парам).

Как правильно подобрать продукты для вашего питания в будни и выходные? (в зависимости от времени года, от активности и физической нагрузки: выполнение уроков или занятия спортом, или работа в огородах).

3. Актуализация знаний к новой теме: В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностей ребёнка).

Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,

Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин - режим питания.

  • А что такое белки, жиры, углеводы?
  • Для чего нужны они?
  • Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?

Много лет назад этим вопросом задался русский врач Николай Иванович Лунин.

4. Сообщение темы урока.

На этом уроке мы познакомимся с веществами, которые также необходимы для правильного роста и развития. Это витамины.

5. План урока (вывешивается на доске):

1. Что такое витамины?

2. История открытия витаминов.

3. Группы витаминов и их значение.

5. Новый материал.

1. Витамины - это поступающие с пищей органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. Современной науке известно более 25 витаминов

2. В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано - сделано, и вот уже две группы "мучеников науки" - мышей, готовы к эксперименту. Опытную группу Лунина снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В 1 или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово "витамин" придумал Функ - от латинского слова vita - "жизнь".

Жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного. Витамина В 1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет?

Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина - и обмен веществ останавливается

3, 4. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Познакомимся с некоторыми из них (в ходе ответа составляется таблица).

Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.

Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к "куриной слепоте".

Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек - точку на окне и вдаль.

Витамин В - комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В 1 , В 6 , В 9 , В 12 .

Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.

Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни "бери-бери", которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни - потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.

Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.

Витамин С, или аскорбиновая кислота "прославлен" знакомыми каждому с детства сладко-кислыми "аскорбинками". Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге - заболеванию, при котором выпадают зубы.

Д.Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки - всего по 1 картофелине в день на брата - и им хватило, чтобы выжить.

Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени - капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.

Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д 1 -Д 5 .

Раньше для пополнения Д 3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.

Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.

Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.

Физкультминутка: Упражнение "Колечки" (развитие межполушарного взаимодействия).

Для правильного роста и развития человек должен получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины - очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.

Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты ВОЗ считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо "природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке".

Например, чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. А сколько хлеба едите вы? Как вы думаете, получаете ли вы необходимое количество витаминов? Значит можно сделать вывод, что мы получаем их с пищей недостаточно.

6. Закрепление. А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).

Недостатком витаминов - авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. По данным некоторых американских экспертов у подростков, испытывающих витаминный голод, шанс "подсесть на иглу" в 3 раза выше, чем у их "витаминизированных" сверстников. Избыток витаминов приводит к аллергии. Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Граждане, часто употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут... бананы.

7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины "Проверь себя"). Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития? Какие витамины вы знаете?

8. Домашнее задание: с 119-123.