Походы Транспорт Экономные печи

Конспект занятия по автоматизации звука в слогах и в середине слова. Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи Продукты со звуками л ль

1. Спой «песенку самолетика». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль...

Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли - ле - лё - лю - ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль - оль - уль - ыль - иль - ель - ёль - юль - яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али - але - алё - алю - аля

оли - оле - олё - олю - оля

ули - уле - улё - улю - уля

ыли - ыле - ылё - ылю - ыля.

или - ыле - илё - илю - иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кле - клё - клю - кля хли - хле - хлё - хлю - хля гли - гле - глё - глю - гля дли - дле - длё - длю - для фли - фле - флё - флю - фля ели - еле - слё - слю - сля

Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лист­венница, Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.

Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка, леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле­сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.

Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчи­ца, Лёша.

Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.

Ля: лямка; лягушка.

Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

Ли: малина, калина, Полина, Алина, Галина, великан, пеликан, Виталик, долина; калитка, улитка, павлин,



14

оливки, блины, глина, плита, кегли, вафли, зяблик, Василиса, улица, кулич, Василий, слива, сливки, шли, ближе.

Иль: килька, павильон, Илья, сильный.

Ле: олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, поле, полевой, Олег, телега, телефон; улей, маленький, ва­ленки, Валентин, клей, клеить, клетка, клевать, на­клейка, хлеб, хлев, хлебный, плед, племянник, Глеб, жалеть, Алексей, железо, железный, след, слева, сле­за, слезать, слепить, флейта, хлебница, шлем, шлейф, блеск.

Ель: дельфин, пельмени, сельди, бельчонок.

Лё: мотылёк, телёнок, полёт, пелёнка, уголёк; клён, плёнка, далёкий, василёк, самолёт, зелёный, колёса, селёдка, клёст, слёт, шлёпать, шлёпанцы, взлёт.



Лю: пилю; малютка, хлюпать, блюдо, клюв, наблюдать, салют, солю, колючий, колючка, полюс, шлюпка, ключ, клюшка, плюшка, клюква.

Юль: тюльпан, Юлька.

Ля: поляна, Емеля, неделя, поля, Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, мелят, белят, Уля; туфля, капля, фляга, глядеть; коляска, цапля, сабля, солянка, гуляш, со­лят, клякса, слякоть, шляпа, шляпка, пляска, глянец, взгляд, пляж.

Аль: пальма, пальто, батальон, медальон, альбом, Валь­ка, Альпы, Альбина, килька, стальной, мальчик, дальше, пальчик, почтальон, альпинист.

Оль: Ольга, только, больно, полька, долька.

Уль: булькать, кульки, бульон, бульдог, Ульяна, пульт, сосулька.

Ыль: пыльный, мыльце, пыльца.

Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль.


Автоматизация звука Ль 15

Оль: соль, моль, ноль.

Уль: куль.

Иль: фитиль.

Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль.

Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель.

Юль: тюль, июль; вестибюль.

Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Повтори словосочетания.

большое поле

клейкие листочки

лёгкое пальто

лебяжий пух

маленькие валенки сливовое желе

большой налим

тополиный пух

больной мельник

сильный мальчик

большой шмель

осенний листопад железный ключ

Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили



16 Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль

налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Ля, ли, ле, лё, лю.

Ля-лё-лю, лю-ля-ли, ли-ле-ля, ле-лё-лю, лё-лю-ле, ле-ля-ли.

2.Аль, оль, уль, ыль, эль, яль, ель, ёль, юль, иль.

Аль-оль-уль-ыль, яль-юль-иль-ель, аль-яль-уль-юль, яль-ёль-юль-иль, оль-ёль-иль-ыль, ель-эль-уль-юль.

3.Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, топали, пеликан, великан .

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

4.Лев, лес, лей, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, телега, тюлень,.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка, лебёдка, ледоход.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея.

5.Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

6.Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт.

Клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

7.Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, челюсть, любимец.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, наблюдать.


Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, пульс.

9.Быль, пыль, бутыль, мыльце, мыльный.

Тюль, вестибюль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, метель, панель, шинель, щавель, умельцы.

10.Удаль, пальто, почтальон.

11.Зелёная ель. Зелёный лист. Зелёное пальто. Зелёные листья. Кленовая аллея. Гулять по аллее. Металлическая сабля. Полезный лимон. Падали на землю. Поливать из лейки. Олень с оленятами. На поле васильки. Тюльпаны в альбоме.

11.У Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лёва и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Лёня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Лёня лепит из пластилина. У Лёвы заболели зубы. Маленькая Оля лежит в коляске. У Лизы болит левое колено. Валя и Галя нарисовали лебедей. Маленькие лисята бежали за лисой.

12.Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю. На лесной поляне паслись олени с оленятами. Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны.

Тексты для пересказа

13.ЛИСА И СОБАКИ

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

Глазки, глазки, что вы делали?

Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

А ты, хвост, что делал?

Я по пням, по кустам цеплялся.

А, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой)

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Алина. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они голодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Алина, но лисица с гусём в лес. Скрылась лисица, не догнала её Алина. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми.

15.Выучить стихотворения.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ ***

Было небо голубое, Пусть метет метелица,

Было солнце золотое, Белым снегом стелется.

На крылечке кот лежал, А мы валенки надели

Мальчик деревце сажал. – Не боимся мы метели.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

16.Отработать произнесение чистоговорок.

*Летом ливни лили, лили,

Люди ливни не любили.

Лю-лю-лю – маму я свою люблю. Ле-ле-ле – вот будильник на столе.

Лю-лю-лю – маме лилии куплю. Ли-ли-ли – мы оленю помогли.

Ле-ле-ле – их поставлю на столе. Ли-ли-ли – поклонились до земли.

Ли-ли-ли – мы мамуле помогли. Лю-лю-лю – клюквенный компот люблю.




Плоские игрушки для проведения
игр с лабиринтами

В комплект входят игрушки: лев, улитка, олень, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

Прежде чем начать играть, картинки необходимо вырезать, сложить по пунктирной линии и склеить. У льва, улитки и оленя предварительно необходимо отогнуть
в стороны белые клапаны-подставки (для
придания игрушкам устойчивости).



ВВЕДЕНИЕ

* На обороте обложки представлены следующие
плоские игрушки : лев, улитка, олень.


Вашему вниманию предлагается комплект пособий
по автоматизации звуков, поставленных логопедом.
Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

    Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

    Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях
    (4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

    Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

    Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях
(8) Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях
(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях
(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Ль. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука
в интересную игру. Одновременно с автоматизацией
звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более
быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию
слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и
слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.
В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ль проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем
предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ль
изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации
звука в словах более увлекательным и эффективным,
предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним
из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских
игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает
его интерес к изучаемому материалу на протяжении
всего занятия, доставляя радость самовыражения и,
безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая
ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту
с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый
    звук, называет в заданном порядке представленные
    на каждой странице альбома картинки, перемещая
    по ним выбранную игрушку. Движение начинается с
    клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход
    делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать
    картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, фляга - налево, шляпа -
    вверх, плита - направо...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в
    два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки
    по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова - названия картинок лабиринта.
    Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым
лабиринтом (с. 4-9). Если при прохождении лабиринта
игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком,
ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым
звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука
происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА


1. ЗАБОРЧИК


2. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу.
Занести «лопатку» в рот, стараясь
не напрягать язык.


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны).
Удерживать губы в таком положении.


4. ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ


3. ИГОЛОЧКА


Рот приоткрыть.
Широким языком облизывать верхнюю
губу, делая движения сверху вниз.
Нижняя челюсть неподвижна!


Открыть рот.
Язык сделать узким (напрячь).
Узкий язык выдвинуть далеко вперёд,
а затем убрать вглубь рта.


5. ПОЧИСТИМ
ЗУБКИ

Сначала выполнять
с закрытым ртом,
затем - с открытым.


6. ЛОШАДКА


«Почистить» кончиком языка
нижние зубы с внутренней стороны
(слева - направо, сверху вниз).
Нижняя челюсть неподвижна!


Присасывать язык к нёбу, растягивая
подъязычную связку. Щёлкать языком
медленно и сильно. Нижняя челюсть
должна быть неподвижна.



Упражнение «Колокольчик». Помоги весёлому гномику добраться домой. Не забудь,
что по пути нужно поздороваться с цветами на поляне! Проводи пальчиком по дорожке, «звеня в колокольчик»: Ль-Ль-Ль... - ведь именно так гном здоровается
с цветами.
(Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами.)

Упражнение «Песенки». Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить
звук Ль. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй
песенки вместе с Мальвиной и её друзьями. Постарайся не ошибаться.
(Следите за
отчётливым
произнесением звука Ль в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)


ЛЯ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ-ЛЁ- ЛЯ
ЛИ
-ЛЕ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ


ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ- ЛИ- ЛЁ- ЛИ
ЛИ-
ЛЕ- ЛИ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ


Ля - ля - ля

ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛИ - ЛИ - ЛИ
ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛЮ - ЛЮ - ЛЮ




АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ
ОЛЬ - ОЛЬ - ОЛЬ
УЛЬ - УЛЬ - УЛЬ

иль - иль - иль
эль - эль - эль


АЛЬ-ОЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ
УЛЬ-ЫЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ
ЭЛЬ-АЛЬ- АЛЬ -ЭЛЬ
ИЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ

Яль-юль-яль-юль



Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую
картинку и назови слово.
Образец: высокая, старая, зеленая, цветущая... - липа.


Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку
волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало.
(Упражнение повторяется несколько раз.)

Лабиринт 2

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (лес).

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2- 5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ль.


Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой
картинки, измени их названия по образцу.
Образец: лев - львы.

Лабиринт 3

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать

мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои туфлей.)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пеликан какой? - Белый, длинноклювый, красивый...


Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам,
а ты отгадай это слово.

Лабиринт 4

Упражнение «Доскажи словечко»* Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,
выбрав подходящее слово-картинку.
Образец: Много цветов растет на... (поляне).

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)


Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
Образец: телята - телятки. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Лабиринт 5

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй»
(запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой
из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение.
(Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Лена любит кисель. - Кисель Лена любит.


Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше
ответов.
Образец: Фасоль что делает? - Фасоль цветёт, зреет, варится...

Лабиринт 6

Упражнение «Составь предложение»*.
предложение.
Образец: Коля пьёт воду из фляги.

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его конец. А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: -та - пли-, плита.


Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»* Выбери любое слово-картинку и составь с ним
предложения по образцу.
Образец: Вчера пекарь пёк хлеб. Сегодня пекарь печёт
хлеб. Завтра пекарь испечёт хлеб.



Упражнение «Четвёртый - лишний». Помоги лисёнку выполнить задание. Найди в
каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови
все лишние картинки, чётко произнося звук Ль.

Упражнение «Посчитай». Мальвина собрала красивый букет. Посчитай цветы в её букете. Образец: один тюльпан, два тюльпана... Каких цветов больше? Каких - меньше? Посчитай цветы в обратном порядке по образцу. Образец: пять тюльпанов,
четыре тюльпана...

Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук Ль.


ИДЁТ


ЛЕТАЕТ


ЕДЯТ



Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу.
Образец: лес и олень.

Упражнение «Телефон». Олегу и Юле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе
с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Ль.


медаль - педаль - эмаль

соль - фасоль - моль
пыль - быль - ковыль
ель - метель - щавель
пальто - тюльпан - бульдог


дельфин - постель - мель

поля - поляна - коляска
неделя
- шляпа - клякса
лиса - лимон - ливень
лейка - лебедь - лента

Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливо
произнося звук Ль.
Образец: Мука для блинов какая? - Блинная.



Лист с клёна какой?
Мука
для блинов какая?
Кувшин
из глины какой?
Вафли
со вкусом лимона какие?
Мальчик,
который заболел, какой?
Варенье
из облепихи какое?
Сок
из апельсина какой?

Поляна, на которой растёт земляника, какая?

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения про Лёню и Алину по схемам с опорой на картинки. Образец: Лёня... сливы. - Лёня съел сливы.

Упражнение «Исправь предложение». Хитрая лиса Лизавета придумала неправильные
предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.


Леденцы купили Полину.

Пальмы лежали подо львом.
Лестница
залезла на мальчиков.
Ленты
заплели в косы Юлю.
Листья
сидели на улитках.
В
пелёнке лежит коляска.
Галя
положила блюдце на сливы.

Упражнение «Хотим быть похожими». Белочка Алиса и львёнок Лёва живут в волшебной стране. Они друзья, поэтому многое делают вместе. Закончи предложения про
Алису и Лёву по образцу.
Образец: Алиса гуляла по аллее, и Лёва... (гулял по аллее). Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса... (наблюдала за лебедем).


Алиса гуляла по липовой аллее, и Лёва ....
Алиса навестила больного тюленя, и Лёва ....
Алиса любила облепиховый кисель, и Лёва ....
Алиса собирала малину и землянику, и Лёва ....
Алиса поливала из лейки тюльпаны, и Лёва



Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса ....
Лёва любовался лютиками, и Алиса ....
Лёва отдыхал под пальмами, и Алиса ....
Лёва нашёл листья липы, и Алиса ....

Лёва пил клюквенный кисель, и Алиса ....

Упражнение «Подарки». Лесная фея пригласила на праздник малышей - бельчонка,
оленёнка, лисёнка и лягушонка - и подарила всем подарки. Помоги разобраться,
какой подарок получил каждый гость. Составь предложения по образцу.
Образец:
Лягушонок получил в подарок лилию.

Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек
(спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.


Труженица-мельница
Встала у реки.
Намели нам, мельница,
Из зерна муки!

Т. Шорыгина
Составь предложение со словом
мельница.


Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Т. Куликовская

Какие слова со звуком Ль

ты запомнил из этого стихотворения?




Подарили нашей Капе
Из соломки белой шляпу.
Из-за этой самой шляпы
Изменилась жизнь у Капы.

Н. Кнушевицкая

Составь предложение со словом
шляпа.


Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне.

Б. Ширшов

Составь предложение со словом
лестница.



Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами.
Повтори фразы полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.
Образец: Оль-оль-оль, оль-оль-оль - покупаем с мамой... - Оль-оль-оль, оль-оль-оль -
покупаем с мамой соль.

Сочини новые фразы-рифмы с этими или с другими слогами и словами. Последнее
слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части.
Образец: Ли-ли-ли, ли-ли-ли - нам гудели корабли.

Оль-оль-оль, оль-оль-оль - покупаем с мамой....

Ель-ель-ель, ель-ель-ель - Коля постелил....

Оль-оль-оль, оль-оль-оль - в супе варится....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель - полосатый толстый....

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - это круглая....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель - я пью клюквенный....

Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех
картинок-отгадок.



Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо...
(Василёк) Т. Шорыгина

Эта птица на охоту
Шлёпает всегда к болоту.
Медленно она ступает
И лягушек собирает.
(Цапля) Н. Кнушевицкая

С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
(Воспитатель) Т. Шорыгина

К земле никнет стебелёк,
Ягодка, как огонёк.
(Земляника) Т. Шорыгина





В алом сарафане
Куколка-матрёшка.
Сорвёт её Таня,
Положит в лукошко.
(Малина) Т. Шорыгина

Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей - дольки.
Посчитайте, сколько?
(Апельсин) Т. Шорыгина

Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Вспомни и назови слова со звуком Ль.

Косточка

Мама с папой купили слив и хотели дать их детям после обеда. Коле очень хотелось
попробовать сливы. Когда все ушли, он потихоньку съел одну сливу.

Но за обедом папа увидел, что одной сливы не хватает и говорит: «А что, дети, не съел
ли кто-нибудь одну сливу?»

Все ответили: «Нет». И Коля ответил: «Нет».

Тогда папа сказал: «Беда в том, что в сливах есть косточки, и тот, кто съест косточку
может сильно заболеть!»

Коля услышал это, побледнел и прошептал: «Я косточку не ел, я её в окошко выкинул...». И все засмеялись, а Коля заплакал.

(По Л. Толстому)

Рассмотри картинки. Какая картинка должна быть первой? Поставь в кружке рядом с этой
картинкой цифру 1 (или обозначь номер картинки точками). Проделай ту же работу с остальными картинками. Перескажи рассказ по картинкам.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами. Придумай название рассказу.


Оля и Виталик отдыхали в селе у дедушки Коли.


Ни дня не сидели без дела! Собирали в ягоды –




и, помогали ухаживать за



и, кормили маленьких, поливали


из садовую. Осенью вернулись домой.


Следующим они снова поедут отдыхать к.

Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.) Перескажи
рассказ с самого начала.

Когда Оля и Виталик были у дедушки?
Какие ягоды ребята собирали в лесу?
За какими животными они ухаживали?

Каких птенцов кормили Оля и Виталик?
Какой цветок дети поливали из лейки?
Хотят ли дети поехать к дедушке снова?


Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на
весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ль. Прохлопай в ладоши
количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-
дорожку от каждого пассажира к его вагончику.



Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ль. Найди слова, в которых звук Ль находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку
с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием
картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась
звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки,
зелёным цветом - мягкие согласные звуки, красным - гласные звуки.


Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец:
ли
лилия.

Упражнение «Волшебная дорожка». Маленький оленёнок заблудился в лесу. Помоги
ему добраться до мамы. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке.
Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их
названия из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на
листьях с одного дерева (одинаковой формы). Составь предложения с получившимися словами.

Упражнение «Собери слово». Выполни задания доктора Айболита, и ты узнаешь, кого
он сегодня вылечил. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3
предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.
Второй ход - две клетки вниз.
Третий ход - одна клетка влево.
Четвертый ход - две клетки вниз.
Пятый ход - четыре клетки вправо.
Шестой ход - три клетки вверх.
Седьмой ход - одна клетка вправо.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.
Второй ход - две клетки вверх.
Третий ход - пять клеток влево.
Четвертый ход - три клетки вниз.
Пятый ход - одна клетка вправо.
Шестой ход - одна клетка вниз.
Седьмой ход - три клетки вправо.

ISBN 978-5-296-00866-4

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука Ль у дошкольников
4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука
в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается
мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звука Ль проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам,
воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

ББК 74.3

Редактор - Н.Е Арбекова
Иллюстрации - Д.Р. Кудряков, Н.В. Кулакова
Обложка - Д.Р. Кудряков
Корректор - Е.А. Дегтярёва
Оригинал-макет - Н.М. Кудрякова

Автоматизация звука л Ль

Автоматизация звуков [Л], [Л"] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л"] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация звуков [Л], [Л"] на материале скороговорок и текстов

В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л"]:

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

7. Маленькое предостережение

Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л"] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ

ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ

ЛИ – ЛИ – ЛИ

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ

АЛЬ – АЛЬ – АЛЬ

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ

ЁЛЬ – ЁЛЬ – ЁЛЬ

ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ

ЮЛЬ – ЮЛЬ –ЮЛЬ

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ - ЫЛЬ

ЯЛЬ – ЮЛЬ – ИЛЬ - ЁЛЬ

УЛЬ – ЕЛЬ – ЯЛЬ - ИЛЬ

ЮЛЬ – ЁЛЬ – ЫЛЬ - УЛЬ

ЕЛЬ – АЛЬ – ОЛЬ – ЫЛЬ

ЛЯ – ЛЕ – ЛЁ - ЛИ

ЛЕ – ЛЁ – ЛИ - ЛЯ

ЛЁ – ЛЯ – ЛИ - ЛЕ

ЛЮ – ЛИ – ЛЯ - ЛЕ

ЛИ – ЛЮ – ЛЯ – ЛЁ

ТЛЯ – ТЛЁ – ТЛЮ АЛЯ – АЛЯ - АЛЯ

ТЛИ – ТЛЕ – ТЛЯ ЕЛЕ – ЕЛЕ - ЕЛЕ

ТЛЕ – ТЛИ – ТЛЁ ЕЛЁ – ЕЛЁ - ЕЛЁ

ТЛЮ – ТЛЯ – ТЛИ ЮЛЮ – ЮЛЮ - ЮЛЮ

ТЛЁ – ТЛЯ – ТЛЕ ИЛИ – ИЛИ - ИЛИ

Слова

Сталь, эмаль, шаль, даль, медаль, педаль, пальма, деталь, мальчик, дальше, фестиваль, пальчик.

Соль, моль, толь, боль, Ольга, только, больно, фасоль, куль, пульс, булькать, руль.

Ковыль, костыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, мыльце, паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, килька, сильный.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь.

Удаль, пальто, пальба, батальон, почтальон, медальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Табель, никель, китель, дельфин, шницель.

Поля, Ляля, лямка, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Липа, лист, ливень, Лиза, калина, Полина, улитка.

Лента, лейка, лес, левый, лезть, леска, лебедь, лесенка, лев, билет, колено, жалеть, телега, тюлень.

Лёша, лёд, лён, лёгкий, полёт, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, уголёк, мотылёк, самолёт.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, Люба, люди, люк, лютик, колючий.

Ля: Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, пуля, неделя, мелят, белят, холят, солят.

Ли: Лицо, лиса, листок, лимон, улица, сидели, стояли, стучали, ходили, возили, писали, носили, наехали, топали, хлопали, великан.

Ле: Улей, поле, колесо, летать, лесник, ледник, лечить, лебедка, лепешка, ледоход, лежать.

Лю: Полюс, челюсти, целюсь, любимец. Произносить слова со стечением согласных:

Ля,ли: Клякса, пляж, бляха, для, шляпа, хлястик, пляска, глянец, слякоть, глядеть, склянка, шли, ближе, глина, длина, плита, климат, клин, блин.

Ле,лё,лю: Глеб, хлеб, плед, след, плен, клей, хлев, плесень, блеск, клетка, бледный, коллектив, увлеченье, клён, Киев, взлёт, шлёпать, плёнка, клюв, ключ, клюшка, плюшка, люблю, слюда, клюква, наблюдать.

Предложения

Лиля нарисовала зеленую лилию.

Юля и Галя любят кататься на льду.

Лёня и Юля купили леденцы.

Люди заходили в лифт.

Около леса синеет лен.

Поля и Галя рисуют пальму.

Валя не гуляла, потому что была метель.

Коля льет молоко из бутылки в блюдце.

Над лесом летели лебеди.

У Толи папа летчик, он сегодня в полете.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

На тополе распустились молодые клейкие листочки.

С улицы доносился звук капели.

Лёва лепит из пластилина.

У Лены зелёная лента.

Люда поливает тюльпаны из лейки.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.

Мила вымыла ладони, причесала волосы.

Около палаток лопухи и полынь.

Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец.

Лес большой, а лесок маленький.

Лист большой, а листик маленький.

Сельские жители живут в селах и поселках.

Лес из лиственных деревьев – лиственный.

Аллея из лип – липовая.

Пух от тополя – тополиный.

Кисель из малины – малиновый.

Кисель из лимона – лимонный.

Кисель из клюквы – клюквенный.

Олененок из плюша – плюшевый.

Связная речь

ПРАЗДНИК ЛЕСА

В школе объявили праздник леса. В субботу ребята собрались в школе. Они принесли лопаты и лейки. Приехали машины, они привезли саженцы. Школьники обсадили деревцами деревенский пруд, озеленили спортивную площадку. Возле школы разбили ельник.

Я собирал в лесу землянику и потерял дорогу. Кругом был молодой ельник. Я лег на душистый ковер из еловых иголок, возле ног поставил корзинку с земляникой. Над головой гудели шмели. Быстро проносились осы. С цветка на цветок перелетали домашние пчелы, собирая сладкий сок. Потом пчелы скрылись за ельником. Я отправился за пчелами, и они указали мне путь к дому.

КУКЛА МИЛА (пересказ текста)

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась: голубые глаза, светлые волосы, голубое платье, голубые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Стихи

А недавно две газели В светлом зале

Позвонили и запели: На рояле

Неужели в самом деле Плясовую заиграли.

Все сгорели карусели? Собирайся хоровод,

Ах, в уме ли вы, газели? Встретим пляской

Не сгорели карусели, Новый год!

И качели уцелели.

Вы б, газели, не галдели, Совы летели,

А на будущей неделе Все люди глядели,

Прискакали бы и сели Совы садились,

На качели-карусели. Все люди дивились.

АПРЕЛЬ МЕТРО

Апрель, апрель! Кто построил этот светлый,

По дворам звенит капель, Этот мраморный вокзал?

По полям бегут ручьи, Кто под нами незаметно

На дорожках лужи. Проходил и проползал?

Скоро выйдут муравьи Под садами, под домами

После зимней стужи. Шли рабочие в забой,

Пробирается медведь Воевали с плывунами,

Сквозь лесной валежник, С камнем, глиной и водой.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

У липы липовый цветок, Мы теперь метатели -

У липы липовый листок, Бьем по неприятелю!

Целебен липовый цветок, Размахнись рукой – бросок!

И липок липовый листок. Прямо в цель летит снежок.

Лепестки лелеют, Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют, Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют, Все лето листок зеленый

Пусть они алеют. Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

Спит на льдине целый день Ливень, ливень льет везде.

Толстый маленький тюлень. Рады птенчики в гнезде:

У ленивого растяпы – Мама дома посидит,

Превратились в ласты лапы. Никуда не улетит!

ЛИВЕНЬ ЛЬЕТ

Ливень льет! Ливень льет! – Я на волнах поплыву!

Пляшут капли в лужице, По каналу – и в Москву!

Плот плывет! Плот плывет! Только ливень все сильнее.

Плот по луже кружится. Только капли все крупнее.

Лягушонок влез на плот Хвастунишки не жалея,

И кричит: «Ура! Вперед!» Бьют сильнее и больнее!..

Плещут волны! Хлещут волны! Лягушонок в лужу -

Заливают с головой! Плюх!

Что мне волны! Самый полный! И на землю,

Не сдается рулевой. Под лопух.

Скороговорки

Вале велики бальные туфли.

Великану малы Валины валенки.

Ладе дали медаль.

Лилипуты пили пилюлю и лопотали.

Над лугом летели белые лебеди.

Оля дала Лене длинную белую ленту.

В июле юлу купили Юле.

Лёня лепил оленя.

Мели, мели, Емеля,
Твоя неделя!

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?

Поля полет в поле,
А Коля колет колья.

имонлимон лэмоннимон

вимонхимонмимонжимон

зимонримон лимон гимон

Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком ЛЬ. (линейка, люстра, леска, Лена, липа и т.д.)

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).

Зеленеют все поля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Я капусту посолю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Книги спрятаны в столе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Мы на озеро пошли, ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Дочке куколку куплю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Крестик я нашла в золе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Дров для печки напилю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Все ромашки зацвели, ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Облепила листья тля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Закрепление произношения звука ЛЬ в различных прямых слогах

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь пропой их.

ля - ли-ле ля - ле - ле ли - ля - лю

лю - ля - ли лю-ля -ле ля -ле -лю

ле-ли -ля ле -ля-ли лю -ли -ля

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (аль, оль, эль, иль, уль).

Говорит взрослый Говорит ребенок

Есть у дедушки медаль, аль-аль-аль, аль-аль-аль.

Все в шкафу поела моль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

На дворе метет метель, эль-эль-эль, эль-эль-эль.

Я зажгу свечной фитиль, иль-иль-иль, иль-иль-иль.

Мы белье связали в куль, уль-уль-уль, уль-уль-уль.

Я люблю поесть фасоль, оль-оль-оль, оль-оль-оль.

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую пару чистоговорок. Обрати внимание, что одна из них - шуточная.

Ля-ля-ля, есть на облаке земля.

Ля-ля-ля, под колесами земля.

Ле-ле-ле, вот будильник на столе.

Ле-ле-ле, спит будильник на земле.

Лю-лю-лю, клюкву сильно посолю.

Лю-лю-лю, клюквенный компот люблю.

Ли-ли-ли, от оленя льва спасли.

Ли-ли-ли, мы оленю помогли.

Упражнение «Скажи по образцу» Я знаю - и они (знали), я умею - и они (умели), я пою - и они (пели), я даю - и они (давали), я кидаю - и они (кидали), я киваю - и они (кивали), я покупаю - и они (покупали), я топаю - и они (топали), я пылю - и они (пылили), я пилю - и они (пилили), я лью - и они (лили), я клею - и они (клеили), я пью - и они (пили).

Закрепление произношения звука Л в одинаковых прямых слогах,

Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь

подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

Клава села у стола, ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Клаву отведу к столу, лу-лу-лу, лу-лу-лу.

Клаве за столом светло, ло-ло-ло, ло-ло-ло.

Вместе сядем за столы, лы-лы-лы, лы-лы-лы.

Клава сделала салат, лат-лат-лат, лат-лат-лат.

У камина нам тепло, пло-пло-пло, пло-пло-пло.

Слава - смелый водолаз, лас-лас-лас, лас-лас-лас.

В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.

Закрепление произношения звука Л в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ла-лу-лы ла-лы-лолы-лу-лэлу-лы-ла

лы-ла-лоло-лу-ла лэ-ло-лы ла-лы-лу

ло-лу-лылэ-лы-лолу-ло-лылэ-лу-лы

Закрепление произношения звука Л в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослыйГоворит ребенок

Влад купил себе пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.

Лыжи уложу в чехол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Нил полы и стены мыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.

Молоко теленок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.

Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.

Кот-шалун всю шляпу смял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.

Слава всю сметану съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

Слава пол метлой подмел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

++++++++++++++++

В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.

Закрепление произношения звука Л в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ла-лу-лы ла-лы-лолы-лу-лэлу-лы-ла

лы-ла-лоло-лу-ла лэ-ло-лы ла-лы-лу

ло-лу-лылэ-лы-лолу-ло-лылэ-лу-лы

Закрепление произношения звука Л в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослыйГоворит ребенок

Влад купил себе пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.

Лыжи уложу в чехол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Нил полы и стены мыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.

Молоко теленок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.

Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.

Кот-шалун всю шляпу смял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.

Слава всю сметану съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел. Слава пол метлой подмел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.