Походы Транспорт Экономные печи

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир! Нод в подготовительной к школе группе "подводный мир" Конспект занятия подводный мир в подготовительной группе

Смоленская Юлианна Игоревна

Воспитатель, МАДОУ ДС с. Бессоновка, Пензенская область

Смоленская Ю.И. "Подводный мир реки": конспект НОД в подготовительной группе // Совушка. 2018. N1(11)..12.2019).

Заказ № 55090

Задачи:

  1. «Познавательное развитие»: Закрепить знания детей о реке и о её обитателях, знать названия рыб и их особенности.
  2. «Художественно-эстетическое развитие»: Продолжать учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия подводного мира реки. Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений и рыб. Развивать воображение и чувство композиции.
  3. «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать положительные взаимоотношениями между детьми. Развивать свободное общение среди детей, умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве.
  4. «Речевое развитие»: Формировать умение составлять описательные рассказы о рыбах.

Формы работы : ситуативный разговор, беседа, творческое задание - изготовление коллективного панно, подвижная игра.

Предшествующая работа : беседа о реке, о рыбах и речных обитателях. Чтение литературы - Г. Ганейзер «Почему реки текут в море?», Г. Юрмин - «Куда течёт река?», «Какая река лучше всех?». Составление рассказов о рыбах, заучивание загадок о реке. Разучивание подвижных игр - «Караси и щука», «Удочка», «Щука».

Материал и оборудование : панно, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, кисточки, ракушки, картонные силуэты рыб, коктейльные трубочки в качестве каркаса для растений, фонограмма плеска воды в реке.

Ребёнок приносит в группу ракушки, привезённые с моря. Дети рассматривают их, делятся своими впечатлениями.

Что такое ракушка?

Почему они такие разные по размеру?

Воспитатель подводит детей к тому, что ракушки есть не только в морях и океанах, но и в реках, озёрах и болотах (показывает речных ракушек).

Чем отличаются речные ракушки от морских?

Речные ракушки имеют две створки, которые плотно закрываются. Они очень острые и легко могут поранить. Глядя на ракушки, можно вспомнить много всего красивого и необычного.

Представьте, что вы находитесь на речном дне. (Дети закрывают глаза, звучат звуки плеска воды)

Что вы там видите? (На песке лежат ракушки, камушки, растут красивые водоросли, плавают рыбки и т.д.)

Дети открывают глаза.

Каких речных рыб вы знаете? Все ли рыбы одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? (Дети называют рыб и рассказывают о них)

Как вы думаете, зачем в реке водоросли? (Растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, служат пищей для рыб, которые там прячутся, спят, мечут икру).

Дети, а вы хотели бы сами создать необыкновенно красивую картину подводного мира реки. (Подводит детей к бумажной панораме и поясняет, что дети сами могут выбрать, из чего и как они будут создавать подводный мир реки).

Придумайте сами, как вырезать красивые густые водоросли из бумажных полос, волн. Не забудьте, что отдельные полосы, ленты можно сплетать, свивать, скручивать. Коктейльные трубочки можно использовать в качестве каркаса для устойчивости растений. Для изготовления рыб вы можете использовать картонные силуэты рыб.

Дети распределяются на компании, обсуждают свои замыслы, договариваются, кто чего и как будет делать, выбирают материалы и приступают к работе.

По окончании работы воспитатель и дети любуются созданной ими картиной подводного мира реки.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Фета «Рыбка»

Тепло на солнышке. Весна

Берёт свои права;

В реке местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за плавником, -

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Рыбы любят очень играть в салочки.

Какие игры вы знаете про рыб? Дети называют игры и предлагают поиграть в одну из них.

Подвижная игра «Караси и щука».

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось и запомнилось?

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в организованной
деятельности старших дошкольников
(подготовительная группа)

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Цель занятия:
Средствами художественно-изобразительного искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу.

Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей рисовать обитателей подводного мира, композиционно грамотно располагать изображения на листе.
2. Продолжать знакомить со свойствами и возможностями гуашевых красок. Работать в нетрадиционных техниках.
3. Развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
4. Передавать свое эмоциональное настроение в рисунке.

Развивающие:
1. Развивать эмоциональное восприятие объектов природы.
2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
3. Систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, активизировать словарный запас по данной теме.
4. Посредством использования здоровьесберегающих технологий укреплять физическое здоровье воспитанников.
5. Развивать мелкую моторику рук. Учить следить за сохранением осанки во время работы.

Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус.
2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик.

Оборудование для занятия:
1. Видео - и аудио - воспроизводящая аппаратура (ноутбук, мультимедийная установка, экран).
2. Презентация «Путешествие в подводный мир».
3. Аудиозаписи музыки для релаксации.
4. Доска с креплениями для рисунков, фотографий.
5. Схема этапов рисования и образец.
6. Карточки-схемы для валеопаузы.
7. Кораблик, фуражка капитана, игрушечный бинокль.
8. Листы бумаги, краски гуашевые, кисти разных размеров, стаканчики для воды.
9. «Штампы-печатки», пробки разных размеров, ватные палочки.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие.

Педагог предлагает детям встать в круг.

Педагог: Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу, пожелаем доброго удачного дня и постараемся настроиться на активную работу. Помогут нам в этом следующие упражнения. Вы будете повторять их за мной:

Ушки мы сейчас потрём, их погладим и помнем.
Массируют мочки ушей, а затем всю ушную раковину.
Покачаем головой - неприятности долой!
Дышат глубоко, расправив плечи, опускают голову вперёд и медленно раскачивают ею из стороны в сторону.
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Кивки вперёд и назад.
Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
Слегка надавливают пальцами на точку концентрации внимания, которая находится на среднем пальце.
Вот теперь мы полны сил и энергии!

Педагог: Представьте себе, что вы отправляетесь на большом корабле в дальнее плавание. Вода спокойная, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу. Куда же плывет ваш корабль?

Дети по очереди надевают капитанскую фуражку, передают друг другу кораблик, смотрят в бинокль, представляют себя смелыми и отважными капитанами. Рассказывают, куда направляется их корабль, в какие страны, к каким берегам. Затем педагог предлагает детям занять свои места за столами. Далее идет рассказ педагога с показом презентации «Путешествие в подводный мир». По ходу рассказа педагог обращается к детям с вопросами.

Презентация «Путешествие в подводный мир»

Педагог: Стоит опуститься под воду — и ты окажешься в необыкновенном царстве подводного мира. Есть в океане выстроенные острова. Построили их не сказочные великаны, а совсем крошечные существа, их называют коралловыми полипами. Они лабиринтами покрывают дно — желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, ветвистые деревья, и даже целые замки. В коралловых рифах живет множество удивительных созданий.
Вот за бортом корабля в морской глубине висят безобидные с виду, прозрачные и разноцветные медузы. Но безобидными медузы только притворяются, они могут «жалить как крапива». Щупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним.
Можно увидеть осьминога. Он охотится, хватая свою добычу щупальцами с присосками. Присосется — не оторвешь. У осьминога восемь щупальцев. Они большие мастера играть в прятки — прятаться за камнями и в маленьких пещерах. А попробуй-ка его найди, если он на буром песке становится бурым, а в камешках — пятнистым.
Вот морской ёж ползет по дну, шевелит иголками.
Морские коньки в водорослях притаились. Коньки, будто кенгуру, своих детей носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.
В раковине вместо улитки поселился маленький рак. Его прозвали отшельником за то, что живет он в своем домике один — одинешенек. В надежном убежище малышу не страшны никакие враги: чуть что — вход клешней прикрывает.
В теплых морях можно встретить морских черепах. Ночью они выбираются из воды на острова. Здесь они роют в песке ямку и откладывают туда яйца. Через положенный срок из закопанных в песок яиц появляются черепашки и, выбравшись на поверхность, спешат к морю.
Осторожно! Это рыба зебра! Её нельзя трогать — в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Целыми днями она среди кораллов подстерегает мелкую рыбешку.
Над коралловыми рифами живут рыба-ёж и рыба-шар. В спокойном состоянии рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику и невзрачные рыбешки, заглатывая воду, раздуваются большими, ощетинившимися иголками, шарами.
В коралловых рифах живет много удивительных рыб: это рыбы-попугаи, рыбы-белки, рыбы-бабочки, рыба-собачка. Все они очень красивы, разных цветов, "разрисованы" яркими полосами, пятнами.
А вот хищная морская звезда, вся колючками ощетинилась.
Сегодня мы с вами побывали в подводном мире - удивительном и немного волшебном.

После просмотра презентации педагог вместе с детьми делает валеопаузу по карточкам-схемам «Весёлая неделька» (гимнастика для глаз).

Валеопауза по карточкам-схемам "Весёлая неделька"
(гимнастика для глаз)

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда — сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку (укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

После просмотра презентации и валеопаузы педагог предлагает детям перейти, непосредственно, к самому рисованию.

Педагог: А теперь я предлагаю вам нарисовать подводных обитателей. Может это будет рыбка удивительной красоты или морская черепаха, или морская звезда, или морской конек. А кто-то захочет нарисовать всех жителей морского царства.

Затем педагог выставляет образец работы, пооперационные карточки-схемы на доску.

Педагог: Посмотрите, какая у меня на рисунке яркая, нарядная, веселая рыбка. Чтобы у вас получилась такая рыбка, обратите внимание на схему, где изображена последовательность выполнения работы.

Дети рассматривают схему, педагог комментирует этапы, а дети в воздухе «рисуют» элементы работы.

Педагог: Сначала нарисуем туловище рыбки в форме овала, его мы разместим в центре.

Дети рисуют в воздухе овал.

Дети рисуют в воздухе хвостики.

Дети рисуют в воздухе плавники, волнистую чешую.

Педагог: Рыбка не может просто «повиснуть в воздухе», поэтому мы нарисуем для нее водное пространство. Что мы можем изобразить, что окружает рыбку в воде?
Дети: Камешки, водоросли, подводные скалы и пр.
Педагог: Чтобы у нас с вами получилась волшебная, загадочная рыбка, я предлагаю украсить ее необычным способом. Вы привыкли рисовать кисточками. А сегодня мы будем рисовать узор с помощью печаток, сделанных из пробок и ватных палочек.

Педагог показывает на образце разные способы и варианты рисования узоров с помощью пробок и ватных палочек. Обращает внимание детей на то, что пробку можно макать в баночку с краской, а можно намазывать пробку кисточкой с краской. При смене цвета, пробку не надо мыть, следует взять новую. Если краска в баночках очень густая, то ее можно смочить кистью с водой. По желанию детей, узор на рисунок можно наносить пальцами. В данном случаи, на столах должны присутствовать влажные салфетки для вытирания рук. Дети приступают к рисованию. После того, как дети выполнят задание, проводится упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

Подведение итогов занятия.
После релаксации воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты. Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость результатом ребёнка своей работой:
. Большой и улыбающийся - занятие очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё.
. Средний и серьёзный - занятие понравилось, результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас.
. Маленький и грустный - занятие не понравилось, результатом не доволен, больше рисовать не хочу.

Педагог: У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Вот и настал момент прощания.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

Дети истаютв круг. Берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие.
Начинает педагог.
Педагог: Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.
Дети продолжают эстафету рукопожатия.

Используемая литература:

1. Казикова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Москва, «Сфера», 2005 г.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «Сфера», 2006 г.
3. Фатеева А. А «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития», 2006 г.
4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Тема «Путешествие в подводный мир».

Программное содержание:

Закрепить представления детей о многообразии обитателей подводного мира. Познакомить с возможностью использования разнообразного материала для создания художественного образа.

Формировать коммуникативные навыки, опыт сотрудничества и сотворчества.

Материал к занятию:

Ноутбук или мультимедийная установка,

Презентация «Подводный мир»;

Игрушка Лунтик; мультфильм про Лунтика
Аудиозапись Шум моря;

Декорация «подводная лодка»

Коробка для оформления морского дна, камушки, готовые водоросли, кораллы, веточки деревьев залепленные пластилином, картон залепленный желтым пластилином, расчески, кисти, салфетки, баночка с водой, гуашевые краски бумага, бусины, бисер, пайетки, соленое тесто, формочки для печенья, скалки, стеки, доски для лепки, клеенка, степлер.

Ход занятия.

Однажды, на Луне родился малыш.

Я родился!

Кто это говорит? Где он? Пойдемте, поищем.(Лунтик сидит возле магнитофона). Ах, вот он где. Давайте присядем и узнаем, зачем он к нам пожаловал этот лунный гость.

Говорю от лица Лунтика.

Здравствуйте ребята,

Меня зовут Лунтик

Я живу на луне и

знаю всех её жителей и обитателей

А ещё я часто бываю на земле

И знаком с её жителями

На земле у меня есть много друзей

Вы их знаете?

У меня и моих друзей есть мечта

Мы хотим познакомиться

С обитателями подводного мира

Вот для этого я к вам и прилетел.

Вы мне сможете помочь?

Конечно Лунтик, и расскажем, и покажем,

и даже сделаем поделки для твоих друзей

Ребята, а вы сами знаете подводных жителей?

Вы бывали на морском дне?

Вот это проблема!

Что тогда мы расскажем Лунтику о подводном мире?

Подумайте, как мы можем получить такие знания?

Ничего не придумали?

Ну, хорошо, у меня для вас есть подсказка

Посмотрите, на эту схему на ней вы увидите подсказку с помощью чего можно узнать о подводном мире.

Посмотрите на схемы, на них вы увидите подсказки.

С помощью чего можно узнать о море, о морских обитателях? (подумать самостоятельно, посмотреть и прочитать книги, спросить у взрослого, посмотреть в интернете или в телевизоре).

А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира. Вы согласны?

Как вы думаете, на чем можно туда попасть?

Я хочу вам предложить поплыть на подводной лодке. Вот она уже пришвартована.

Ну, что Лунтик, а ты поплывешь с нами?

Занимайте места. Я капитан, а вы мои матросы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте приятного путешествия! В нашей лодке мы можем только впереди увидеть, кто живет в подводном царстве. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счет три – погружаемся. Закройте глаза и считайте громко до трех. (Дети считают до трех. Звучит шум моря).

Вот уже и слышен шум моря. Мы с вами погружаемся в подводное царство. Откройте глаза. Появляются первые обитатели.

Прямо по курсу

Через море океан,
Плывет чудо – великан.

Кто это? Правильно, это кит, как-будто большой пароход.

Видите, там, вдали подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины). Озорные, веселые рыбки. Вон как резвятся.

Держим курс на юг. Ребята, а вы видите, кто это там плывет навстречу? Узнали?

Да, это же злобная акула. Посмотрите, Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда. Вы её боитесь? А ты Лунтик? Что-то страшновато. Давайте - ка скорее отсюда уплывем, не хочется попасть ей в пасть.

Посмотрите, сколько разных красивых рыбок. Какого они цвета? Да морские рыбки бывают разной окраски: желтые, синие красные, полосатые пятнистые, серебристые…

Посмотрите, как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес только под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.

А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.

Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.

А вы помните конька горбунка из сказки, хвост и грива есть. Такие смешные

Ребятки, а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.

Я кого –то вижу на дне, отгадайте загадку кто это?

Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.

Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного.

Мы с вами много увидели морских обитателей. Может быть, нам пора уже возвращаться? Ой, что это такое? Кажется пещера.

Поплывем в неё или вернемся в детский сад? Или вы боитесь? Нет. Тогда поплыли. Там так, наверное интересно.

Ой, куда мы попали, да это же сказочную пещеру. Ребята поплывем в пещеру? В чем можно погрузиться под воду?

Можно надеть костюмы аквалангистов. А Лунтик под водой, может и без акваланга находиться. А вы выходите ко мне, давайте мы с вами их оденем. Одеваем, тяжело натягиваются, на ноги, на руки, не забудьте надеть маски, ласты, акваланги за спину. Попробуем подышать. Легко дышится? Тогда поплыли. Посмотрите ребята, тут, что-то написано.

–Кто-нибудь из вас умеет читать? Да, здесь написано сказочная подводная мастерская. Письмо какое –то. В нем написано, что в пещеру мы можем попасть, как только совершится волшебство. Злая каракатица заколдовала вход в пещеру и хозяйку пещеры, а мы сможем войти, если узнаем в этой кляксе хозяйку мастерской.

Давайте думать, на кого похожа клякса? Кто бы мог быть хозяйкой мастерской?

Что же можно такое дорисовать и где, чтобы догадаться?

Как вы думаете, могла бы быть это золотая рыбка?

Подойдите к мольберту. Посовещайтесь друг с другом, кто из вас будет рисовать, можно вдвоем. Не стесняйтесь, возьмите кисти и краски и начинайте рисовать. Пофантазируйте, какая она золотая рыбка? А остальные могут советовать. Лунтик может быть ты, что-нибудь посоветуешь? Можно нарисовать корону.

Как вы думаете, мы справились с заданием? Попробуем зайти? Ворота открываются. Тогда идемте вперед в пещеру. Сколько здесь фотографий обитателей морского царства. Они вам знакомы? Да здесь есть и те, которые повстречались нам в пути.

Сколько здесь разных материалов. Мы же обещали с вами помочь Лунтику?

Давайте вспомним, что есть на морском дне? Песок, камни, ракушки, водоросли. Вот я и предлагаю вам оформить вот эту коробку, под морское дно. Дно неровное в море, Аня расческа сделает бороздки, а ты Коля, посыпь песок, остальные возьмите, камни, ракушки и разложите, там, где хотите по дну коробки. А вот это что такое? Что напоминает? Водоросли. А водоросли есть в подводном мире? Давайте их тоже сюда поместим. Не забывайте нам нужно все делать быстро, а то нам не хватит воздуха. Торопитесь.

Кого еще здесь не хватает? Рыбок, морских звезд. Пойдемте посмотрим, из чего мы можем их сделать.

Интересно, что это такое? Посмотрите, потрогайте. Похоже на пластилин. А вы знаете, что это? Мне кажется это цветное соленое тесто. Каких цветов тесто здесь есть? Таким оно получается, если сразу в него добавить такую краску, которая вам необходима. А простое соленое тесто вот такое, потому что там только мука, соль и вода. Мне нравиться из него различные поделки делать. А вы хотите попробовать сделать из теста рыбок, морских звезд? Так давайте сделаем для Лунтика морских обитателей.

Кого бы вы хотели сделать? (Спросить каждого ребенка). Морскую звезду можно сделать обычным способом, раскатать комочек теста в шар, сплющить между ладоней и вытянуть в стороны пять лучей. Но можно сделать по- другому, раскатать тесто скалкой и вырезать формочкой для печенья ил просто стекой. Таких звезд можно украсить по- разному. Посмотрите, что есть на столе. Чем бы вы хотели украсить? Можно бисером, крупами, семечками, а лучше посыпать манкой или песком.

Ребята, после того, как слепишь из теста поделку, её нужно просушить. Чем тоньше тесто, тем быстрее поделка высохнет. Вот поэтому я предлагаю сделать, сначала заготовку из фольги, а потом уже облепить её тестом. (Показываю и объясняю, как это делается).

Мы много их видели пока, плыли на лодке. Давайте вспомним, каких обитателей мы встречали в пути?

Кто хочет попробовать сделать морских звезд? Посмотрите, Лунтик загрустил. Неужели он одних звезд будет показывать друзьям. Давайте ты… будешь делать морскую звезду. А остальные будет делать различных рыбок?

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

Ну, а теперь можно заселить и наших обитателей. Ребята, мне кажется здесь ещё чего то не хватает? Что это вам напоминает? Кораллы. А давайте мы их украсим стеклярус, бисером, чтобы они были, как настоящие. Давайте и рыбку не забудем, которую расколдовали. Вот сюда её поместим. Лунтик посмотри, какая красота получилась.

Ребята, все получилось, что вы задумали? А что не получилось? Почему? Для кого мы делали морское дно и обитателей?

Нам пора уже возвращаться в детский сад. Ну, тогда занимайте места в подводной лодке. Приготовились к всплытию. Закрыли глаза и считаем до трех. Вот мы уже и вернулись. Давайте и нашим гостям покажем, какая красота у нас получилась.

Подписи к слайдам:

Через море океан Плывет чудо - великан

Подставляя людям спины В море нас спасут…

Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит".

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг …

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - …

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.


Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок"
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Подводный мир"
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде(растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть - Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. - Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? - А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? - А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. - Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя - А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? - Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? - Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? - Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. - Вы ничего не замечаете? - Как вы думаете, что же могло произойти? - Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? - Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина (по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: - Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. - Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? - Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? - Я вижу небольшой грот (а вы знаете что такое грот?) - Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. - как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? - Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. - Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: - Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть - Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? - Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. - Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод (беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод (крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию (помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком (нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников (изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный (беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический (рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана детский сад комбинированного вида № 85 «Улыбка»

Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной коррекционной группы с использованием ИКТ

«Путешествие в подводное царство».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.

Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».

Совершенствовать навыки чтения.

Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).

Упражнять в решении арифметических задач.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности.

Развивать пространственно-зрительную ориентировку.

Развивать речевое дыхание.

Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Повышение активности, интереса к занятиям.

Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.

Методическое обеспечение: Презентация к занятию, выполненная в программе Power Point, ноутбуки на каждого ребенка, фишки для слогового анализа слов, карточки со словами для составления предложений, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка для проведения опыта, мяч, аудиозаписи «шум моря», Сен – Санс «Аквариум», «Вечер у моря».

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку.

Организационный момент.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх,

второй – низко, опуская руки вниз).

Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (запись шума моря №1).

Как вы думаете, что это? (море)

А что такое море? (Ответы детей)

Какие еще водоемы вы знаете? (Ответы детей)

На чем можно путешествовать по морю?

Вы хотите увидеть, кто живет в море?

Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, а потом когда откроем, то окажемся на берегу моря. (1 слайд – море)

Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнем его поглубже.

Упражнение на формирование правильного речевого дыхания.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).

Ребята, а на чем мы сможем опуститься на морское дно? (Ответы детей)

(2 слайд – подводная лодка, 3 слайд – батискаф)

Я предлагаю это сделать на батискафе. Вот он ждет нас на морских волнах. Проходите. Ребята, давайте пригласим в путешествие нашу воспитательницу.

Воспитатель:

На счет «три» мы начнем погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».

Вот такой звук издает батискаф, опускаясь под воду. Занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).

Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. (4 слайд – батискаф на морском дне)

Как хочется заглянуть в морскую глубину,

Там увидишь друзей ты тьму:

Маленьких, больших и разных,

И очень своеобразных.

Давайте познакомимся с морскими обитателями.

Основная часть.

1.Формирование пространственного праксиса и зрительного гнозиса.

Кто же нам встретился первым?

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (медуза)

После того, как дети отгадают загадку – 5 слайд – медузы.

Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (собери изображения морских обитателей – разрезные картинки).

Назовите, что у вас получилось? (Дети называют получившиеся изображения).

Каждый ребенок рассказывает что – то интересное о своем животном. (На экране слайды).

2.Развитие ФЭМП.

Воспитатель:

Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я … (осьминог).

После того, как дети отгадают загадку – 6 слайд – осьминог.

- Задание от осьминога. (Задачи).

  1. Шесть морских черепашат

К морю синему спешат.

Одного поймал Денис.

Сколько к морю добрались?

  1. Пять на острове пиратов,

Но на всех одна лопата.

Чтоб найти быстрее клад,

Сколько принести лопат?

  1. В море плавали на льдинах

Десять маленьких пингвинов.

Шесть за рыбками нырнули,

Остальные не рискнули.

Сколько же теперь пингвинов

В море плавает на льдинах?

- Совершенствование навыка пространственной ориентировки. (Каждый ребенок выполняет задание индивидуально на ноутбуке).

Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. Они все разноцветные и очень красивые.

Давайте и мы раскрасим наших рыбок в разные цвета.

Раскрасьте рыбку в правом верхнем углу в синий цвет.

Раскрасьте рыбку в левом нижнем углу в желтый цвет.

Раскрасьте рыбку в левом верхнем углу в зеленый цвет.

Раскрасьте рыбку в центре в оранжевый цвет.

Раскрасьте рыбку в правом нижнем углу в серый цвет.

(Задание выполняется под музыку Сен – Санс «Аквариум»).

3.Зрительная гимнастика (электронная).

4.Физминутка. (7 слайд – рыбы).

Музыка для физминутки (негромко).

В море нашем рыбки пляшут (руки разведены в стороны)

Они весело резвятся (руки на пояс, повороты туловища

В чистой тепленькой воде вправо – влево)

То сожмутся, разожмутся (ладони сжать, присесть, ладони разжать, встать на носки)

То зароются в песке (круговые движения кистями рук)

То помашут плавниками (руки назад, махи руками)

То закружатся кругами (покружились).

5.Развитие фонематических процессов.

Чье же задание будет следующим?

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку

На коралловый пенек

Хочет сесть морской … (конек).

После того, как дети отгадают загадку - 8 слайд – морской конек.

- Задание морского конька «Деление слов на слоги».

Положите столько морских камушков, сколько слогов в слове.

Слова: море, дно, акула, водоросли, ракушка, рыбы, волны.

6.Образование существительного во множественном числе в род.падеже (с мячом). (9 слайд – морские ежи).

Морские ежи предлагают сыграть с ними в мяч.

Д.игра «Один – много»

Акула – много акул медуза - …

Морской еж - … рыба - …

Кит - … ракушка - …

Дельфин - … кальмар - …

Морская звезда - … кашалот - …

Осьминог - … летучая рыба - …

7. Развитие мелкой моторики. (10 слайд – кальмар).

У морских ежей есть друг – кальмар. Однажды кальмар пригласил морских ежей к себе на день рождения.

Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара».

Всю семью морских ежей (сжимать и

Кальмар позвал на юбилей. разжимать кулачки)

Он за стол их посадил, (одна рука сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)

Чаю в чашки им налил (одна ладонь прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Подал в вазочку варенье (кисти рук в форме «чашечки»)

И на блюдечке печенье. (Ладошки сложены «лодочкой»).

Акула мимо проплывала (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

И застолье увидала. (Глядим в «бинокль»)

Кальмар акулу в дом позвал, («зовем» двумя руками)

Акулу чаем угощал.(Одна рука прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Акула чай не захотела: (грозим пальчиком)

«Морских ежей бы я поела». (Ладони соединены, пальцы изображают зубы)

Им пришлось уплыть скорей, (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

Вот так славный юбилей! (Руки развести в стороны, наклон вперед).

8. Обучение грамоте.

(Выполнение индивидуальных заданий на ноутбуках).

На морском дне можно увидеть множество красивых и необычных ракушек. Они могут быть разные по форме и цвету. (11 слайд – ракушки).

Посмотрите, какие необычные ракушки перед нами, на них написаны буквы.

9. Составление предложений из слов.

Ребята, посмотрите, кто – то заглядывает к нам в иллюминатор.

Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула

Рыба – хищница … (акула).

После отгадывания загадки – 12 слайд – акула.

Чтобы акула нам не навредила, мы должны прочитать слова на карточках и составить из них предложение.

Много, морском, на, ракушек, дне.

В, плывет, акула, море.

Воду, спускается, батискаф, под.

10.Итог.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Наш батискаф всплывает.

Вам понравилось путешествие?

Что нового вы узнали?

Какие задания показались трудными?

Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан теплым желтым песком. Давайте отдохнем.

Релаксация (музыка «Вечер у моря»): Всем нам снится один сон. Мы видим море с прозрачной водой и подводное «царство», в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные… А теперь мы будем глазки открывать, просыпаться и вставать.