Походы Транспорт Экономные печи

Конспект группового логопедического занятия в средней группе на тему «Семья. Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Я и моя семья Логопедическое занятие семья старшая груп

Надежда Аникина

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;

Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;

Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;

Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно - развивающие:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

Воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2. Д/и: «Назови свое имя»

Л. называю своё Имя - громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!

Л. называю своё Имя - тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!

3. Пальчиковая гимнастика

"Дружная семейка"

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

4. Д/и: «Я и моя семья»

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька


Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают про традиции в своей семье.




5. Мимические упражнения "Настроение"

Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

Изобразить добродушную маму;

Строгого дедушку;

Рассердившегося папу;


Провинившегося ребенка


Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)

Изобразить непослушного и капризного ребенка;

Жадную сестренку;

Добрую бабушку.

6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Логопед: Семья.

Ребенок: Моя семья.

Логопед: Братья.

Ребенок: Мои братья.

Логопед: Брат.

Ребенок: Мой брат.

Логопед: Сестра.

Ребенок: Моя сестра.

Логопед: Сестры.

Ребенок: Мои сестры.

Логопед: Бабушка.

Ребенок: Моя бабушка.

Логопед: Дедушка.

Ребенок: Мой дедушка

Логопед: Родственники.

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

10. Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!


Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.

1. Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресение,

И за окошком – не солнце,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

4. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!©

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

6. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

7. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог.

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3).

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I - подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени.

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Семья». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Семья»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять активный и пассивный словарь детей по лексической теме «Семья» знакомство с членами семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь, их качествами, особенностями характера, занятиями).
  2. Упражнять в практическом употреблении категории Т.п. с предлогом -с, существительных с обобщающим значением.
  3. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Формировать представления о составе семьи, знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинный материал по теме, семейные фотографии.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Назовите свое имя.

2. Вводно — организационный

Рассматривание семейных фотографий

Дети находят на столе фотографию своей семьи.

3. Мотивация на деятельность

Сегодня я предлагаю вам поговорить о самых близких людях – о своей семье.

4. Расширение имеющихся знаний

Рассматривание сюжетной картинки.

Посмотрите на картинку. Здесь нарисована семья. Помогите мне правильно назвать всех членов семьи.

Вот …. (папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка).

Давайте придумаем имена для мальчика и девочки (Паша и Маша).

Для мамы Маша дочь. Кто Маша для папы?

А Паша кто для мамы?

Как мама (папа) скажет о Маше (Паше)? Маша - моя ….

Кто Паша для Маши? А Маша для Паши?

У Маши и Паши есть бабушка и дедушка. А кто они для бабушки и дедушки?

Как бабушка скажет о Маше (Паше)?

Д/и «Кто что делает?»

Детям предлагаются картинки с изображением членов семьи в действии. Педагог комментирует действия:

Вот мама. Мама стоит.

Вот папа. Папа сидит.

Вот дедушка. Дедушка читает. И т. д.

Затем дети отвечают на вопросы:

Кто сидит?

Кто играет?

Кто читает? И т.д.

5. Динамическая пауза

«Солнышко и дождик»

Когда светит солнышко (поднять его изображение), дети гуляют.

Когда начинается дождик, дети прячутся в домики (приседают и над головой соединяют кончики пальцев рук - делают «крышу»).

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Назови ласково»

Детям предлагается назвать членов семьи ласково:

мама-мамочка
папа-папочка
бабушка-бабуля
дедушка-дедуля
сын-сынок
дочь-дочка
сестра-сестренка
брат-братишка

Д/и «С кем ты живешь»

Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.

Я живу с мамой и папой. И т.д.

7. Практическая деятельность

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Этот пальчик — дедушка, (поочередно загибать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья. (сжимать – разжимать кулачок)

6. Открытый выход из деятельности

Как назвать одним словом маму, папу, сына, дочь, бабушку, дедушку?

Давайте каждый из вас нарисует свою семью.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Мамлют ауданының психология–педагогикалық түзету кабинеті» коммуналдық

мемлекеттік мекемесі

Тема: Моя семья

Педагог- логопед Рубас В. В.

Тема : Семья.

Цель: Учить ребенка вслушиваться в обращенную к нему речь.

Задачи:

учить узнавать своих близких на фотографии, показывать предложенное логопедом изображение. Закреплять в речи ребенка слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, дети).

стимулирование слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук;

воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Оборудование: доска, мел, магниты, фотографии родных людей, пальчиковый театр, карандаш, лист с пунктирным изображением солнышка.

Ход занятия.

Орг. момент.

(создание положительного микроклимата на занятии).

Основная часть .

1 . Задание 1. «Кто в доме живет?»

Фотографии родных людей приклеены в окна дома, который нарисован на доске.

Речевая инструкция: «Вот дом. В доме живет семья: мама, папа, сын, дочь Жания, дочь». Далее ребенку предлагается показать, где мама? Где папа? и т.д. Во время показа ребенком своих близких логопед комментирует его действия: «Вот папа; это сын; тут мама» и т.д.

(допустимым является любое высказывание ребенка, но на данном этапе работы главным является развитие понимания речи).

2. Задание. «Семья» (Пальчиковый театр)

Стимулирование слухового восприятия слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук.

Логопед сначала сам читает потешку и одновременно выполняет соответствующие движения, затем рассказывает потешку вместе с ребенком. Затем логопед читает потешку, а ребенок выполняет движения пальцами самостоятельно.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

3.Задание. «У зеркала».

Развитие мимических мышц лица; обучение пониманию эмоционального состояния людей.

Логопед объясняет и показывает ребенку, как могут двигаться брови, губы, щеки. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему своими пальцами найти нужный уклад, фиксируя нужный результат зрительно (в зеркале). Желательно, чтобы ребенок после механической помощи и зрительного контроля выполнил заданный уклад по образцу.

Задание. Сенсорное развитие.

Нарисуй (карандашом) радостное солнышко.(Зрительная опора на 3 задание).

Речевая инструкция: «Посмотри, где лицо радостное, веселое. Покажи в зеркало, какое радостное лицо. А теперь давай нарисуем радостное солнышко. Оно круглое… у него есть глаза,… улыбается,… теперь нарисуем лучи - палочки».

  • Лекции - Спортивно-познавательное и интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Эстафета насекомых (Лекция)
  • Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР (Документ)
  • Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Правдина О.В. Сопоставительный анализ методик логопедической работы (Документ)
  • Рекомендации по проведению прогулок в старшей группе детского сада (Документ)
  • Лесина Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (Документ)
  • Шевченко С.В. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Транспортно-экспедиционная работа (Документ)
  • - Средняя группа. Интегрированное занятие. Телепередача Все профессии важны - строитель (Документ)
  • Тренинги и занятия для родителей (Документ)
  • Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с ОПФР (Документ)
  • Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога (Документ)
  • n1.doc

    Тема: «Наша дружная семья»

    Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:


    • Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»;

    • Формировать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление существительных в предложном падеже;

    • Развивать координацию речи с движением;

    • Развивать навык анализа и синтеза слова;

    • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;

    • Развивать навыки сравнения, наблюдательность;

    • Воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи.
    Предварительная работа. Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» . Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений по теме «Семья». Подборка семейных фотографий. Составление рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток – малюток на тему «Моя семья».

    Оборудование: ноутбук, презентация по теме «Семья», магнитофон, аудиозапись с записью песни о семье, мяч, шкатулка, конверты с заданиями, семейные фотографии, предметные и сюжетные картинки, карточки для составления плана совместной деятельности, игра «Геометрик», схемы выкладывания букв, карта сокровищ, шоколадные монетки, кубик, пособия для рисования, костюм пирата.

    Ход занятия

    I.Организационный момент

    «Собрались все дети в круг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я..., а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вас таких хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.
    II.Мотивационно - ориентировочный этап

    Воспитатель. А что такое ребус, вы знаете? Попробуйте догадаться какое слово здесь зашифровано. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья?

    Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    Сегодня с вами мы будем разговаривать о семье.

    Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки появятся на экране.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Чтобы глазки отдохнули, проведём гимнастику для глаз (детям предлагаются зрительные дорожки разного цвета).
    III.Поисковый этап

    В группе появляется пират, который ищет карту сокровищ. Педагог просит пирата взять и детей на поиски клада. По карте выполняются различные задания.
    Задание 1.

    Игра «Собери слова в шкатулку» - называние действий по картинке.

    Задание 2.

    Игра с мячом « Назови ласково».

    Когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Давайте будем передавать мяч и называть ласковые слова.

    Задание 3.

    Игра «От младенца до старика» (разложить картинки от младенчества до старости).

    Задание 4.

    Игра « Мечта» (соединить две картинки по словесной инструкции).
    Физминутка

    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Задание 4.

    Игра «Геометрик (выкладывание слов; мама, папа).

    Задание 5.

    Игра «Собери семейку» (по фотографиям дети называют своих родственников).

    Задание 6.

    Пословицы и поговорки о семье.

    В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

    Согласие да лад – в семье клад.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    Семейный горшок всегда кипит.

    В семье и каша гуще.

    Намёки да попрёки – семейные пороки.

    Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

    В хорошей семье хорошие дети расту

    Задание 7.

    Игра « Посчитай-ка» (предлагается по картинке сосчитать, сколько детей в семье)

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Задание 8.

    Игра «Чей? Чья? Чьё?» (подбор относительных прилагательных при помощи кубика).

    IV. Практическая часть

    Массаж пальцев рук «Моя семья»

    Этот пальчик бабушка.

    Этот пальчик дедушка.

    Этот пальчик папа.

    Этот пальчик мама.

    Этот пальчик я.

    Вот и вся моя семья.

    Рисование

    V.Рефлексивно-оценочный этап

    Ребята на сегодня мы выяснили, что семья для каждого человека это опора, поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья.

    Что ты расскажешь о нашем путешествии своей семье?

    Что больше всего запомнилось?

    Какое у тебя настроение?

    Какое задание больше всего понравилось?

    Во что бы ещё хотели поиграть?

    Какая у тебя будет семья?

    Что расскажите малышам по теме семья?

    Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

    по теме «Моя дружная семья»
    Абакан 2012год

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Папа - раз, а мама - два, три - сестра,

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Согласную семью горе не берёт.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад – то и дому не рад.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.
    “Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.”

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Инна Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, ...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я отгадать ребус.
    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Разделы: Общепедагогические технологии

    Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся.

    Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.

    В своей практической работе приходится пользоваться большим количеством пособий по коррекции нарушенной речи, и в частности лексики и грамматики. Такие авторы как Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская помогают практикующим логопедам в организации логопедической работы.

    В книге С.Ф. Иваненко “Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения” представлен системный материал по обучению этого контингента детей. Однако, такого практического материала на данном этапе недостаточно. Мало и специального современного дидактического материала.

    В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детским церебральным параличом (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является коррекция их речи.

    Для логопедов спецшколы основной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика страдающего тем или иным нарушением речи.

    Недоразвитие речи у каждой из перечисленных выше категорий учащихся 1-х классов качественно и количественно может быть различно: это касается и фонематического стоя речи, и ограниченности словарного запаса и нарушений грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.

    Однако, решение этих указанных задач возможно при правильно обоснованной системе воспитания, перевоспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи, с учетом свойственных нашим детям особенностей их психического развития. К нам в школу, поступают дети, плохо к ней подготовленные по своему речевому развитию. Очень важно с первых дней пребывания детей в школе выявить все особенности речевого поведения каждого ребенка. Качество речевого общения детей с ДЦП, ТНР, особенно страдающими различными дизартрическими расстройствами и нарушениями слуховых функций, отличается от общепринятых норм общения и от форм естественного общения у здоровых сверстников. Чрезмерно опекаемые родителями, педагогически запущенные, дети одинаково неприспособленны к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

    Запас знаний и представлений об окружающем митре у них мал и не дифференцирован, а слово, как сигнал действительности, имеет очень ограниченное значение. Развитие же устной речи, всех ее сторон, как известно, является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Нарушение звукопроизношения и слухового восприятия у учащихся препятствует усвоению звукового анализа, а затем письма и чтения.

    Недостаточность словаря и непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач.

    Для детей с церебральными параличами, с тяжелыми нарушениями речи характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Установлено, что имя существительное, глагол или предлог составляет более 90% всего лексического запаса этих учащихся. Характерным для этих детей является многократное повторение одних и тех же слов, недостаточная степень владения глаголами, незнание точного их значения.

    Лексико-семантические нарушения у младших школьников с ДЦП и ТНР состоят в том, что дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

    В связи с этим в спецшколе-интернате VI вида необходимость логопедических занятий с детьми страдающими ДЦП, ЗПР, ТНР очевидна.

    Логопеды спецшколы стремятся сделать основной задачей обучения и воспитания своих учеников – интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучения.

    Для того чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, логопеду необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

    В связи с этим, в своей работе логопеды школы систематически проводят совершенствовании форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязывающим направлениям:

    Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

    Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

    Формирование и расширение лексической стороны речи;

    Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

    Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

    Логопедические занятия по развитию речи в Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате способствуют развитию всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливает необходимый фундамент для прохождения программного материала, способствуют социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.

    Логопедические занятия активизируют и формируют навыки речевого общения, развивают у детей возможность грамматически правильно строить предложения, употребляя эти предложения в общении с педагогами, детьми и родителями, значительно расширяют и выводят на более высокую ступень пассивный и активный словарь, за счет уточнения и расширения понятий и представлений об окружающем мире, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

    На логопедических занятиях учащиеся овладевают элементарной разговорно-бытовой речью, усваивают грамматические категории: словоизменение существительных в пределах всех падежей, единственного и множественного числа, а также изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам, усвоению прилагательных, наречий, числительных. Появлению в пассивном и активном словаре не только простых предлогов, но и сложных.

    Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.)

    Занятия строятся с учетом того, что на начальном этапе у наших учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий.

    Особенности в преподнесении лексического материала требуют тщательного оснащения занятия наглядными средствами, которые очень помогают учащимся. На своих занятиях логопеды используют такие лексические и грамматические упражнения, которые нацелены на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, задания для предупреждения и преодоления типичных ошибок детей, развитие грамматического строя речи.

    Лексико-грамматические упражнения способствующие развитию речи

    I. Тема: “Транспорт”

    1. Измени количество:
    2. автобус – автобусы,
      троллейбус - …,
      машина - …,
      грузовик - …,
      велосипед - …,
      трамвай -….

    3. Подбери прилагательные:
    4. автобус – быстрый,
      троллейбус – полный,
      грузовик – мчащийся,
      машина – красивая,
      трамвай – веселый.

    5. Составь фразу из слов:
      Слова рассыпались:

    а) На, путешествовать, водном, хорошо, пассажирском, транспорте.
    б) Каждый, развозит, день, автобус, людей, работу, на.
    в) Не, загрязняет, велосипед, один из, атмосферу, видов, транспорта, наземного, который.

    4. Выбери правильное предложение:

    Машина остановилась, потому что загорелся красный светофор.
    Красный светофор загорелся, потому что остановились машины.

    II. Тема: “Зима. Зимний пейзаж”.

    1. Закончи:
    2. Зимой холодно, а летом ….
      Зимой пасмурно, а летом….
      Зимой снег землю покрывает, а весной он.…

    3. Подбери к качествам подходящие слова:
    4. трескучий…,
      искристый…,
      белая…,
      зеленая….

    5. Объясни, почему так говорят:
    6. Мороз не велик, а стоять не велит.
      Береги нос в трескучий мороз.

    7. Восстанови порядок слов и произнеси фразу:

    Реки, около, сугробы, намело.

    Логопедическое занятие по теме “Моя семья”

    • Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
    • Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
    • Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
    • Коррекция внимания с использованием упражнения “лабиринт”;
    • Развитие логического мышления.

    Примерный словарь:

    • Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.

    Оборудование:

    • Предметные картинки по теме “Моя семья”,
    • схемы,
    • лабиринт.

    Организационный момент:

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня я хочу познакомить вас с мальчиком. Его зовут Федотка. Сам он маленький, волосы светлые, а глаза голубые. Однажды Федотка пошел в гости к бабушке и заблудился. Помогите Федотке найти дорогу. (Лабиринт)

    Послушайте стихотворение и повторите за мной.

    Очень бабушку свою
    Маму мамину люблю.
    У нее морщинок много
    И на лбу седая прядь,
    Так и хочется потрогать,
    А потом поцеловать.

    Введение в тему:

    А теперь послушайте внимательно.

    Бедный Федотка-сиротка,
    Плачет несчастный Федотка:
    Нет у него никого,
    Кто пожалел бы его.
    Только мама да папа, да тетушка…
    Только дядя да дедушка с бабушкой.

    Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

    Сирота – это кто?

    Есть ли у него папа, мама?

    Бабушка, дедушка?

    Кто еще есть у Федотки?

    Актуализация опорных знаний и представлений:

    I. Работа по сюжетной картинке. Инструкция.

    Посмотрите внимательно на картинку и скажите:

    Кого вы видите на картинке?

    Расскажите, кто что делает?

    Кто самый младший в семье?

    Кто самый старший?

    Как его зовут? Дайте полное имя.

    Придумайте имена для папы и мамы.

    Подумайте, кем они могут работать?

    Кто может сказать, какая это семья?

    (Дружная, большая, крепкая)

    II. Игра-обучение “Расскажи о близком человеке”.

    Вы можете рассказать о своих близких?

    Сначала учитель объясняет ученикам, как надо говорить о близком человеке, с чего начинать:

    1) возраст; 2) внешность; 3) характер.

    После этого подбирает прилагательное к существительному мама.

    Моя мама ________, ________, ________.

    Мой папа ________, ________, ________.

    Охарактеризовать своих близких.

    Физминутка:

    Игра с мячом “Назови ласково”.

    Мама – мамочка.
    Папа – папочка.
    Брат – братишка.
    Сестра – сестренка.

    III. Покажите:

    Где мамина дочка?
    Дочкина мама?
    Бабушкин внук?
    Бабушка внука?

    IV. Помогите Федотке отгадать загадку:

    Сима – сестренка Маруси,
    Маруся – сестренка Аси,
    Ася – сестренка Люси,
    Люся – сестренка Васи.
    Ну, а теперь догадайся,
    Нет ли хитрости в этом.
    Сколько сестренок у Васи?
    Не торопись с ответом.

    Посмотрите внимательно на картинку и ответьте:

    Кто изображен на картинке?

    Как назвать их одним словом?

    Сколько человек в этой семье?

    Кто самый младший, кто старший?

    Дайте полное имя?

    Скажите, какая это семья?

    Работали очень хорошо. Спасибо большое. Оценки. Поощрения.