Походы Транспорт Экономные печи

Когда была отменена карточная система. Снабжение населения продуктами питания во время великой отечественной войны. Выдача продуктов по талонам в ссср

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.

Для тех, кто рожден в Советском Союзе, воспоминания о жизни в этой стране отнюдь не ограничиваются светлой ностальгией. Были там и минусы, особенно заметные на закате советской эпохи. И один из них – унизительные талоны на продукты и предметы первой необходимости. Граждане бывшего СССР прекрасно помнят эти маленькие, но такие важные для каждого кусочки бумаги, на которых было отпечатано название товара, количество, положенное на один талон, и штамп или печать выдавшей их организации.

Впрочем, талонная система, введенная в середине 80-х, – не первый опыт ограниченной выдачи населению жизненно важных продуктов. До этого талоны в СССР вводились, как минимум, трижды.

Немного истории

Впервые талонная система в СССР была введена в 1917 году в связи с проведением политики «военного коммунизма». Молодое советское государство, являясь, к тому же, участником Первой мировой войны, не в состоянии было обеспечить народ необходимым количеством продуктов. Отменили талоны на хлеб, крупы, сахар и подсолнечное масло (тогда они назывались продуктовыми карточками) лишь в 1921 году, когда страна перешла к НЭПу.

Повторно карточная система была введена в 1929 году: тогда ввели карточки только на хлеб. А двумя годами
позже, в 1931-м, Наркомат снабжения СССР по решению Политбюро ЦК ВКП(б) ввел карточную систему распределения продуктов и промтоваров первой необходимости для лиц, работающих в госсекторе, и их иждивенцев. Эти карточки были отменены 1 января 1935 года. Правда, на другой день после отмены продуктовых карточек цены на хлеб и муку поднялись вдвое.

Следующее введение карточек на основные продовольственные товары совпало с началом Великой Отечественной войны и продлилось до 1947 года. Отменялись продуктовые карточки постепенно, начиная с 1945 года. Последними были отменены карточки на сахар.

Талонная система «развитого» социализма


Многие непопулярные у народа решения партии и правительства преподносились в СССР как отклик на просьбы трудового советского народа. Вот и продуктовые талоны в середине 80-х годов были массово введены по всей стране «от имени народа» и «по просьбам трудящихся» в связи с дефицитом основных продуктовых и промышленных товаров. Такая формулировка кого-то веселила, но большинство – раздражала. Действительно, кто по доброй воле захочет потреблять меньше, чем привык? Но открыто спорить и возражать с «руководящей и направляющей» было не принято – себе дороже.

Надо сказать, что в некоторых регионах талоны на мясо, масло и сахар были введены раньше, в конце 70-х. А в 80-х их ввели уже повсеместно. Причем не всегда эти кусочки бумаги назывались талонами: часто на них было написано «Карточка покупателя», «Заказ», «Приглашение на получение» того или иного продукта с указанием полагающегося количества (в граммах, литрах или штуках в зависимости от вида товара). Это попахивало некоторым лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого не приглашал купить мясо, сахар или крупу, да еще в строго обозначенном количестве – больше все равно бы не дали. Видимо, государство таким образом пыталось завуалировать свою неловкость перед гражданами и придать талонной системе хоть сколь-нибудь приличный вид.

Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки и две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.

Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия.


Талоны выдавались в домоуправлении в начале каждого месяца; обычно их получал на всю семью кто-то из домочадцев. Иногородние студенты получали продуктовые талоны у коменданта общежития. Кроме того, к концу 80-х, когда за неимением у предприятий денег стал практиковаться бартер (по-другому – натуральный обмен), профкомы ввели талоны на дефицитные товары, полученные заводом или фабрикой в качестве оплаты за свою продукцию. На одних предприятиях такие талоны выдавались лучшим работникам в качестве поощрения, на других разыгрывались в виде лотереи.

Талоны и «базарная» экономика

Поскольку не всем и не всегда был необходим гарантируемый государством продуктово-промтоварный набор, а талонов было жалко, смекалистый советский народ быстро сообразил, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Водку и вино, например, покупали все, включая молодых трезвенников и стареньких бабушек. Покупали, чтобы потом перепродать втридорога. Точно так же перепродавали на стихийных рынках и остальные товары, купленные по талонам. А часто продавали и сами талоны, не желая заморачиваться с покупками в магазине.

Предшествуя так называемой рыночной «базарная» экономика, спонтанно возникшая в конце 80-х – начале 90-х, была уникальным явлением. При тотальном дефиците на расплодившихся повсюду «блошиных» рынках можно было купить практически все: от отечественных мясных консервов и импортного нижнего белья до спортивных костюмов, дубленок и ковров.

После развала СССР, начиная с 1992 года, талонная система распределения товаров постепенно сошла на нет. Стихийный «отпуск» цен, которые буквально взбесились, почувствовав свободу, резкое падение уровня доходов у населения и распространение свободной торговли сделали свое дело: людям просто не на что стало покупать даже самое необходимое. Какие уж тут талоны…


Как и во многих других странах, нормированное распределение продовольствия в России было введено в годы Первой мировой войны. С приходом большевиков к власти эта система расширялась, охватив почти все городское население и часть сельских потребителей. Хотя большевики и рассматривали нормирование как явный признак движения к социалистической безденежной экономике, в которой продуктообмен заменит торговлю, на самом деле советское правительство просто не могло обеспечить централизованное снабжение в заявленных размерах. В годы первой пятилетки усиленное наращивание капиталовложений в тяжелую промышленность и падение сельскохозяйственного производства вызвали значительную инфляцию. Государство контролировало как оптовые, так и розничные цены и удерживало их на уровне, при котором растущий спрос превосходил предложение. Так же, как в период Первой мировой и Гражданской войн, было введено нормированное снабжение для обеспечения минимальных потребностей городского населения.

В результате к началу 1930 года значительная часть продуктов питания и промышленных товаров распределялась по карточкам. С 1931 года государственное обеспечение основными продуктами питания производилось по четырем спискам, которые устанавливали иерархию норм по категориям. Ряд продовольственных и большинство промышленных товаров распределялись среди рабочих и служащих государственных предприятий по ордерам в зависимости от поступления товаров. Крестьяне же, за исключением занятых выращиванием технических культур, должны были заботиться о себе сами... В мае 1931 года было отменено нормирование многих промышленных товаров, а также увеличилось количество товаров, реализуемых через сеть государственных коммерческих магазинов. В феврале 1932 года на XVII конференции ВКП(б) была поставлена задача подготовить отмену нормирования в течение второй пятилетки. Затем были упразднены карточки на яйца, молоко, сыр и многие сорта рыбы. Нормирование осталось на основные продукты питания — муку, хлеб, крупу, мясо, сельдь, сахар, растительное и животное масло. В 1932 году цены в государственной торговле в целом выросли по сравнению с 1928 годом по разным данным от 74 до 155%. В мае 1932 года были легализованы колхозные рынки. Цены на городских рынках на продукты питания, поставляемые крестьянами, в 1932 году в среднем в 10 раз превышали уровень 1928 года.

В 1932 году один и тот же товар можно было приобрести по четырем ценам: 1. "нормальным" городским розничным; 2. сельским розничным; 3. коммерческим ценам; 4. ценам колхозного рынка. В 1932 году розничные цены примерно утроились по сравнению с 1928 годом... В 1933 году, в условиях голода и кризиса, руководство СССР делало энергичные попытки сократить инфляцию и стабилизировать денежное обращение. Повышенный спрос на продовольствие в условиях голода позволил в марте 1933 года ввести коммерческую торговлю хлебом по ценам, в 20 раз превышающим нормированные. Только после нового урожая, в августе и ноябре, эти цены были снижены. Вслед за относительно хорошим урожаем 1933 года и улучшением положения в промышленности во второй половине года появились заявления о возможном повышении уровня жизни населения.

1934 год был одним из самых успешных для советской промышленности, однако сельское хозяйство все еще переживало значительные трудности. Несмотря на благоприятный урожай 1933 года, весной 1934 года возникли проблемы со снабжением городского населения, а к 1 июля 1934 года хлебные фонды были не больше, чем годом ранее... И без того тяжело реализуемые задачи финансовой стабилизации и недопущения дополнительной эмиссии в таких условиях стали вообще не достижимыми. Финансовые трудности сыграли существенную роль в принятии решения о начале отмены карточек уже в 1935 году. 20 мая 1934 года, политбюро, рассмотрев наличие хлебных фондов на оставшийся до конца сельскохозяйственного года период (до 30 июня), пришло к выводу о необходимости экономии ввиду засухи в основных зерновых регионах. Серьезность ситуации отражало абсолютно секретное решение об импорте небольшого количества хлеба для Дальнего Востока. С учетом финансовых и хлебных трудностей политбюро решило с 1 июня 1934 года удвоить цены на нормированный хлеб, а в качестве компенсации низкооплачиваемым рабочим обещали повысить заработную плату на 10-15%.

В опубликованном 28 мая по этому поводу постановлении говорилось, что повышение цен на нормированный хлеб было вызвано как засухой, так и "чрезвычайно низким уровнем" существующих цен. Это свидетельствовало о начале пересмотра официальной точки зрения на реальность "нормальных" цен и исключительность коммерческих... Повышение цен позволило увеличить доходы бюджета, однако финансовая ситуация в стране продолжала ухудшаться. 27 июля 1934 года политбюро приняло решение о снижении на 20% коммерческой цены на сахар на Украине, в Курской, Воронежской, Московской, Ленинградской областях и Азово-Черноморском крае, где реализация сахара по высоким коммерческим ценам проходила с трудом. В течение августа и сентября руководители финансовых органов продолжали настаивать на расширении коммерческой торговли. Опыт летних месяцев 1934 года ясно свидетельствовал, что для решения финансовых проблем необходимо было повысить цены на нормированные товары и расширить коммерческую торговлю.

Поскольку слишком высокие коммерческие цены грозили затовариванием, экономическая реальность заставляла думать о сближении "нормальных" и коммерческих цен. Поэтому проект плана по торговле на 1935 год, который был подготовлен в Госплане в июле 1934 года, предусматривал расширение в СССР коммерческой торговли (в натуральных показателях) на 69, 3%, сельской — на 22, 5, а городской по низким ценам только на 9, 2%. Таким образом, к октябрю 1934 года были созданы важные предпосылки для отмены карточек в ближайшей перспективе. Значительно расширилась коммерческая торговля, сближались "нормальные", коммерческие и рыночные цены. Сформировалось понимание, что на пути отмены нормирования возможно решение существенных проблем сбалансирования рынка и финансовой системы, преодоления спекуляций при перемещении товаров из закрытой в коммерческую торговлю.


22 октября 1934 года Сталин в своем письме Кагановичу предложил "уничтожить в конце этого года карточную систему по хлебу, недавно еще нужную и полезную, а теперь ставшую оковами для народного хозяйства". Для отмены карточек на хлеб, писал Сталин, "нам нужно иметь в руках государства 1млрд 400-500 мил пудов хлеба". Затем Сталин выразил свое представление о будущей реформе следующим образом: "Путем снижения коммерческой цены и повышения пайковой цены наметим среднюю цену на печеный хлеб и муку, стабилизируемся на ней и будем ее варьировать по поясам. Это вызовет необходимость повышения зарплаты, повышения цены на хлопок, лен, шерсть, кожу, табак и т. п. ". 28 октября 1934 года эти предложения Сталина были утверждены и Политбюро поручило всем руководителям ведомств, которые были связаны с предстоящей отменой карточек, разработать необходимые вопросы: о единой цене на хлеб, о торговой сети и процедуре отмены карточной системы, о резервах и дислокации хлеба, о повышении зарплаты и тому подобное. В этом постановлении было подчеркнуто, что вести эту работу необходимо "в строго секретном порядке"...

На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 25 ноября 1934 года, основной темой обсуждения была отмена карточек. Постановление СНК, которое было опубликовано 8 декабря 1934 года, через несколько дней после провозглашения политического решения пленума ЦК об отмене карточек, устанавливало новые розничные цены на ржаной и пшеничный хлеб и существенно более высокие цены на муку, которые варьировались в зависимости от территориальных зон. Наиболее распространенной была цена на пшеничный хлеб 1 руб. за кг — вдвое больше старой "нормальной" цены и на треть меньше старой коммерческой. Увеличивались закупочные цены на хлопок, табак и другие технические культуры, производители которых также лишались карточек и должны были покупать хлеб по новым более высоким ценам. В постановлении указывалось, что компенсация к зарплате рабочих и служащих составит 4, 2 млрд рублей. Власти особенно беспокоились о том, чтобы это повышение не вызвало неконтролируемый рост заработной платы. 30 ноября 1934 года в газетах было опубликовано постановление ЦК и СНК СССР "О самочинном повышении заработной платы", которым категорически запрещалось прямое или косвенное (передвижение из разряда в разряд, переименование должностей) повышение заработной платы без разрешения ЦК или СНК. В отличие от хлебной прибавки в июне 1934 года, которую получили только низкооплачиваемые рабочие и служащие, новые компенсации направлялись тем, кто ранее снабжался по самым высоким нормам, и колебались в зависимости от зон и списков снабжения. Размер компенсации с избытком покрывал стоимость нормированного хлеба, который ранее получал сам работник, но при карточной системе пайки получали также иждивенцы. Иждивенцы же новую компенсацию не получили, поэтому у низкооплачиваемых и многосемейных рабочих отмена карточек вызвала недовольство...

Какие же главные итоги отмены продуктовых карточек? За пределами крупных центров дефицит хлеба и муки наблюдался несколько месяцев. Распределение муки и хлеба на протяжении всего 1935 года жестко контролировалось Политбюро ЦК ВКП(б). Летом дефицит хлебных продуктов все еще наблюдался в некоторых регионах, хотя в целом ситуация в деревне улучшалась. Подтверждением этому было постановление СНК СССР от 17 июня 1935 года, отменявшее ежедневные лимиты на продажу хлеба в сельской местности. Государственная торговля хлебопродуктами дополнялась колхозными рынками, оборот которых в 1935 году существенно вырос (продажа зерновых продуктов на рынках в 1935 г. составляла 1 002 тыс. т по сравнению с 710 тыс. т в 1934 г.).

Рыночные цены на хлебопродукты в 1935 году составляли в среднем 57, 6% от уровня 1934 года. Цены на хлеб продолжали падать даже в период хлебозаготовок, когда зерно на рынках продавалось нелегально. Во многих районах рыночные цены были ниже государственных... В связи с отменой карточек существенно изменилась структура хлебного потребительского рынка. Как и предполагалось на ноябрьском пленуме 1934 года, количество печеного хлеба, проданного населению, существенно возросло, а муки — уменьшилось. Одним из долгосрочных последствий отмены карточек на хлеб было резкое падение значения системы общественного питания.

23 апреля 1935 года по представлению Молотова политбюро утвердило постановление СНК об установлении единых цен на махорку, консервы и шерстяные ткани. Махорку в закрытой торговле продавали ранее по 25 коп. за пачку, а в коммерческой — по 1 руб., новая цена устанавливалась в 50 коп. 25 сентября 1935 года было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О снижении цен на хлеб и отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель", означавшее ликвидацию с 1 октября 1935 года карточек на продовольственные товары. Отмена карточек привела в 1935 году к существенному росту как розничных, так и оптовых цен. Повышение зарплат и стоимости сырья вызвало значительное увеличение стоимости индустриальной продукции. Реформа промышленных оптовых цен становилась неотложной задачей и была проведена с 1 апреля 1936 года...

Источники информации: 1. Дэвис, Хлевнюк «Отмена карточной системы в СССР в 1934 - 1935 годы»


Делимся статьей:

Система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. В частности, существовала в СССР. Для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение.

Карточки (талоны) устанавливали определённые нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением .

Впервые карточки на получение продовольствия («тессеры») были отмечены ещё в Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности, в США и Германии.

В Российской Империи карточки были впервые введены в 1916 году.

Начиная с 1917 г. они широко использовались в Советской России. Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа.

Карточная система была введена в СССР в 1929 году. В 1935 году она была отменена.

Вторая мировая война

Германские продовольственные карточки, 1940-е годы

В период второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и т. д. (в частности, в 1943 в США вводится нормированное распределение мяса)

В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года, и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года, окончательно отменено в декабре 1947.

В Японии карточная система отменена в 1949 году, окончательно государственный контроль над ценами в 1952 году.

В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 («режим аскетизма»).

Новая, и последняя волна нормированного распределения в СССР (талонная система) начинается в 1983 году с введения талонов, в первую очередь, на колбасу.

Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х гг.

Талоны на водкуВоронеж, 1993 год

В некоторых областных центрах система талонов на масло и колбасные изделия существовала с 1970-х годов. Антиалкогольная кампания М. С. Горбачёва привела к резкому росту потребления сахара для самогоноварения, что послужило причиной ввода талонов на сахар около 1988 по всей территории СССР, включая Москву и Прибалтику, ранее талонной системы не знавших. В случае с сахаром результат был достигнут - норма отпуска была выше обычного потребления, а поставки сахара на удивление стабильны, что породило известную шутку "куда мне этот сахар, солить, что ли". Далее талоны на всей территории СССР вводились на алкоголь и табачные изделия.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭУ, на другие товары народного потребления талоны получались по месту работы (обычно, в профкоме).

Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации. Отличившемуся сотруднику выдавался талон на приобретение дефицитного товара (например, телевизора или женских сапог). Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых, крайне редких, случаях, в отдаленных местностях, хлеб, майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д.).

Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было.

Скрытой формой карточной (талонной) системы можно считать существование так называемых "столов заказов", где жители, имеющие соответствующую прописку и приписанные к данному столу заказов могли с определенной периодичностью и в ограниченном количестве приобретать определенные товары, исчезнувшие из свободной продажи.

Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись до 1993 года.

В 2008 году в связи с кризисными явлениями в мировой экономике и возникшим относительным дефицитом товаров в ряде регионов России (например, на Дальнем Востоке) были временно введены талоны на предметы первой необходимости (в первую очередь, для социально незащищенных слоев населения).

Талоны в условиях рыночной экономики

Талон на бензин, США, 1979 год

В условиях рыночной экономики под талонами обычно понимают карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения; товары по талонам выдаются либо бесплатно, либо по льготным ценам.

Талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки - это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на $115 в месяц, а семья - на $255 месяц. В 2009 г. количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 31,8 млн. человек (при общем количестве всего взрослого население США - 220 млн человек).

Карточная система в СССР была введена в связи с началом Великой Отечественной войны. В городах население разбили на четыре группы. Первая - рабочие и инженеры, вторая - служащие, третья - иждивенцы, четвертая - дети до 12 лет. В сельской местности существовали талоны на отоваривание в кооперации.
14 декабря 1947 года было издано постановление - О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. За период войны с фашисткой Германией экономика страны пришла в упадок, национальная валюта обесценилась, возросла спекуляция, появился дефицит обиходных товаров, возникла инфляция. Гитлеровская Германия подрывало экономику страны эмиссией фальшивых денежных купюр.
В сложных военных условиях спасительной оказалась карточная система в СССР. Карточная система в СССР на продовольственные и промышленные товары позволила сохранить довоенный цены. Однако государственная и кооперативная торговля была значительно сокращена, что привело к сильному повышению цен на рынках.
Спекулянты пользовались огромным разрывом цен в государственных магазина и на рынках.
К 1947 году карточная система в ссср требовала отмены. Однако, скопившие значительные денежные массы спекулятивные элементы могли бы неограниченно скупать товары. Во время войны напечатали слишком много денег, поэтому цены неуклонно взвинчивались, возникал повышенный спрос на товары, развивалась спекуляция.
Отмена карточной системы после войны могла быть только вкупе с денежной реформой.
Было принято решение выпустить в обращение новые деньги, изъять старые, в том числе и фальшивые. Курс обмена реформы 1947 года: десять старых рублей равнялись одному новому полноценному советскому рублю. Проводилась и конверсия по государственным займам. Помимо денежной реформы и отмены карточной системы государство переходило на торговлю по единым розничным ценам.
Отмена карточной системы в ссср снижала цены на хлеб и муку на 12%, на крупу и макароны на 10%, на пиво на 10%, на мясо, рыбу, жиры, папиросы оставляла на уровне действующих пайковых цен, на водку и вино цены сохранялись в неизменном виде.
Отмена карточной системы в ссср должна была произойти еще в 1946 году, но засуха и неурожай помешали реформе.
Слухи о денежной реформе и отмене карточной системе 1947 года просочились в народные массы задолго до перемен. Люди скупали мебель, золото, мотоциклы, прочие товары. Вкладчики изымали крупные вклады и разбивали их на более мелкие. С прилавков исчезли продукты длительного хранения: соль, спички, сахар, мука, крупа, водка, чай.
Отмена карточной системы распределения товаров ударила по карману граждан: и не только спекулянтов, но и инженеров, высококвалифицированных рабочих, крестьян.
Тем не менее, отмена карточной системы на продтовары, и возникшие в связи с этим трудности, не ухудшили настроение советских граждан. Люди со всей искренностью верили в светлое будущее коммунистического государства.