Походы Транспорт Экономные печи

Как воевал советский бронепоезд «Илья Муромец» . Бронепоезд "илья муромец" - муром - история - каталог статей - любовь безусловная Бронепоезд илья муромец стендовая модель

Бронепоезд "Илья Муромец" — уникальный подвижной железнодорожный состав, прошедший всю войну и встретивший победу в Берлине. Его героической истории посвящена эта статья.

Бронепоезда на вооружении РКК

К началу ВОВ Красная армия имела 53 бронированных вооруженных составов, из которых 34 «легких». В общей сложности они состояли из 53 бронепаровозов, 106 артиллерийских и 28 бронеплощадок ПВО. Кроме того, на вооружении РКК было более 160 бронированных автомобилей, которые приспособленных для движения по железнодорожным путям, несколько броневых вагонов, передвигающихся с помощью дизельных двигателей и 9 бронедрезин. Такие ж/д составы в составе 25 штук были и у оперативных войск НКВД. На их вооружении состояло также 7 бронеавтомобилей.

История создания «Ильи Муромца»

В 1941 году РКК понесла большие потери, в том числе с точки зрения техники и вооружений. Во всех уголках страны стал проводиться сбор средств на закупку оружия. Кроме того, рабочие коллективы предприятий, выпускающих военную технику, по своей инициативе начали допоздна задерживаться в цехах, чтобы танки, артиллерийские установки и бронесоставы часом ранее поступили на вооружение Красной армии.

К этому почину присоединились и рабочие вагонного депо Муромского железнодорожного узла. К ним присоединились литейщики из Кулебак, поставляющие броню. На заводе имени Ф. Дзержинского в Муроме ею обшили паровоз. Изначально было принято решение дать бронепоезду имя богатыря Ильи Муромца. «Забирать» бронированный железнодорожный состав приехал полковник Неплюев, имевший серьезное намерение назвать его «За Родину». Однако был организован митинг, на котором рабочие объявили, что поведут бронепоезд на фронт муромской бригадой, предложив ей свое наименование. Они заранее нанесли на борт изображение богатыря и надпись «Илья Муромец». Неплюев был непреклонен и приказал убрать следы «самодеятельности», а боевой машине присвоить номер 762. Тем не менее в сознании строителей и экипажа состав остался как бронепоезд «Илья Муромец».

Иван Ефимович Серяков (машинист), Виктор Козьмин, Алексей Бирюков — вот имена некоторых членов первой бригады железнодорожников, которая отправилась из Мурома на фронт на железнодорожном составе, собранном своими руками.

На фронте

Бронепоезд Илья Муромец начал войну с фашистскими захватчиками на Брянском фронте весной 1942 года. Состав был вооружен, как говорится, до зубов, тяжелыми орудиями, пулеметами и Кроме того, на нем были установлены реактивные минометами «Катюша», что в те времена было абсолютным новшеством.

Благодаря своей мобильности, бронепоезд Илья Муромец быстро выходил на вражеские позиции и уничтожал склады оружия, горючего, артиллерийские батареи, а также фашистскую пехоту и технику.

В апреле он принял свой первый бой у ж/д станции Выползово, проявив себя с лучшей стороны. Позже бронированный состав получил приказ совершить налет на город Мценск, захваченный фашистами, чтобы парализовать работу железнодорожной станции, где шла интенсивная разгрузка немецких эшелонов.

В ходе этой операции бронепоезд Илья Муромец уничтожил большое количество вагонов и склады. При этом ему удалось вернуться с задания без потерь.

Немецкое командование пришло в бешенство от дерзкого нападения и объявило на «Илью Муромца» охоту. Немецкое люфтваффе выслеживало поезд в пути и на станциях. В мае 1942 года с воздуха был поврежден штабной вагон. В результате авианалета погибли майор Я.С. Грушелевский, занимавший должность командира 31-го дивизиона бронированных поездов, а также начштаба дивизиона С. Писемский и военкор газеты железнодорожников «Гудок» А. Букаев.

К счастью, бронепоезд Илья Муромец, фото которого вы уже видели, не выбыл из строя. И это несмотря на то, что согласно немецкой пропаганде «ангелы люфтваффе» забросали его фосфорными бомбами. Состав быстро вернули в строй, и он продолжил быть фашистов, наводя на них ужас своим неожиданным появлениям на самых горячих участках фронта.

Бой бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер»: несколько слов о сопернике

Сражения бронированных железнодорожных составов в мировой истории происходили нечасто. Одно из них состоялось 4 июня 1944 года. Тогда в бою сошлись «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». О последнем железнодорожном составе сохранилось крайне мало информации. В основном она почерпнута из свидетельств очевидцев и сохранившихся фотографий, сделанных после того, как оказалась под полным контролем Красной армии. Итак, в состав немецкого бронированного железнодорожного состава был артиллерийский вагон «БП 42», в котором размещалась 76,2 мм пушка типа F.K. 295/L и 20-милиметровая зенитная установка. Штатно было два таких вагона, один командный и еще два вспомогательных.

Предыстория сражение

Ковель в годы войны был крупным железнодорожным узлом, имевшим важное стратегическое значение. Летом 1944 года через него стали проходить эшелоны отступающих немцев, а также бронепоезда или, как их называли «панцерцуги». Известно, что на этом участке фронта в этот период были уничтожены бронесоставы № 74 и № 63. По сведениям из англоязычных источников, в составе 74-го бронепоезда присутствовали «бронеплощадки BP 44», на которых стояли башни от танков «Тигр».

Дуэль

В начале июня 1944 года объекты РКК под Ковелем стали подвергаться 2-3-минутным утренним артобстрелам. Причем они происходили в одно и то же время. Советским наземным и воздушным разведчикам никак не удавалось обнаружить, где же расположена батарея противника. Это натолкнуло наше командование на мысль, что это действует бронепоезд противника.

На руку нашим военным сыграла хваленная немецкая педантичность и особенности местности. Было решено, что прямо в начале боя артиллерия выведет из строя железнодорожное полотно, с целью отрезать бронесоставу врага путь отхода. Само сражение бронепоезда «Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера» предполагалось начать без пристрелки, чтобы не спугнуть противника.

Вскоре наблюдатели заметили вражеский бронесостав, который четко по расписанию двигался на огневые позиции. Но враг тоже заметил «Илью» и выстрелы прозвучали с обеих сторон. В немецкий бронепоезд снаряд попал с первого же залпа. Однако он успел ответить, хотя его снаряды не достигли цели. Разгром завершили «Катюши» и вскоре все было кончено.

Завершение похода

Бронепоезд «Илья Муромец» (вооружение: 2 артиллерийские бронеплощадки, на каждой по две 76-мм пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ, четыре 25-мм обычные и 276-мм зенитки Лендера, 4 реактивных установки М-8-24) не дошел до Берлина, в 50 км от города он оказался перед разрушенным мостом через Одер. Тем не менее этот железнодорожный состав и его экипаж с честью выполнили возложенную на них миссию.

В 1971 году бронепоезд «Илья Муромец» стал на вечную стоянку в городе, из которого когда-то отправился бить фашистов.

Продолжая цикл статей о бронепоездах СССР, мы признаемся в двух вещах.

Во-первых, мы буквально влюбились в эти железнодорожные комплексы. Наверное, это обусловлено первоначальным недостаточным знанием вопроса.

И во-вторых, создатели бронепоездов, инженеры, конструкторы, мастера, рабочие, впрочем, как и экипажи БП, сегодня кажутся гениальными авантюристами, людьми, для которых действительно не было ничего невозможного.

По крайней мере, именно такие выводы приходят в голову при близком знакомстве с бронепоездов. В целом – как строили, так и воевали. От души.

Сегодня же речь пойдет о конкретных, известных многим бронепоездах. Учитывая, что читатели "подготовлены технически", сегодня больше о подвигах, о ежедневной работе, о людях...

Несмотря ни на что, главное в любом бронепоезде - именно люди. Бойцы (железнодорожники на БП тоже бойцы!) и командиры. Артиллеристы, пулеметчики, зенитчики, рабочие ремонтных бригад, экипажи паровозов, поездные бригады, пекари, санитары. Короче, экипаж!

Начнем с обещанного самого массового бронепоезда Красной Армии, разработанного в 1942 году - БП-43.

Бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2-4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы либо десант.

Обычно в состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Такое же количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути.

Бронеавтомобили применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Большинство самых известных БП были именно БП-43. Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо Горький-Московский под руководством инженера Леонида Дмитриевича Рыбенкова.

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы.

Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах.

Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.

Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм.

Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью.

Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника, работая по площадям.

За время войны бронепоезд сбил 14 (по воспоминаниям комиссара Алексея Потехина) или 15 (официальные данные) самолетов. Участвовал в обороне Тулы, освобождении Орла, Брянска, Гомеля.

Когда-то ополчение, собранное Козьмой Мининым освободило от поляков Москву. А через триста тридцать три года, "Козьма Минин" уже освобождал поляков от фашистов. Вот такая историческая коллизия...

Войну "Козьма Минин" окончил, как и полагается герою, в логове врага. Правда в Берлин он войти не смог. Немцы подорвали мост через Одер. Так что, остановился бронепоезд в 50 километрах от Берлина.

Но зато, после капитуляции гитлеровцев в составе дивизиона обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Потсдамскую конференцию глав правительств.

Не менее известен "родной брат-близнец" "Минина" - БП "Илья Муромец".

Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере.

За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Кроме этого, богатырь "Муромец" уничтожил бронепоезд вермахта.

В нашей истории принято считать, что бронепоезд носил имя фюрера, потому его уничтожение несет дополнительный сакральный смысл. Советский бронепоезд, названный именем русского былинного богатыря, уничтожает бронепоезд противника, названного в честь Гитлера.

Есть маленькая проблема. Увы, но бронепоезда «Адольф Гитлер» не существовало, как не существовало ни одной боевой единицы, кроме дивизии «Leibstandarte SS «Adolf Hitler», носящей имя немецкого фюрера.

Насчет Leibstandarte тоже не все так однозначно, название дивизии можно перевести и как «Телохранители Адольфа Гитлера». Собственно, дивизия и была сформирована на базе личной охраны фюрера. Больше имя Гитлера не носил никто: ни части, ни корабли, ни каналы, ни города или поселки. Не нашли мы и упоминания о бронепоезде.

Но и не в этом суть, если что, не так ли? Суть в том, что экипаж советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, от того, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

Ну а красивый миф, который был придуман… А и ладно! Война – это всегда и информационная война. И что важнее всего? Правильно, победа. Реальная, а не придуманная. Ведь реальность всегда ярче и интереснее мифа.

А в нашей реальности 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. За выдающиеся боевые заслуги.

О бое «Ильи Муромца» с немецким бронепоездом вообще насочиняли с три короба, если честно. Очень много времени ушло на то, чтобы детально разобраться в том, что там произошло.

До сегодняшних дней дошла и до сих пор переписывается история о том, что «Илья Муромец» и немецкий БП чуть ли не лоб в лоб сошлись. На самом деле вся эта история с одним залпом, развалившим БП врага в щепки достаточно фантастична.

И сейчас мы хотим представить на суд свою версию. Отличную от общепринятой в Сети.

Итак, немецкий бронепоезд (Не «Адольф Гитлер», как выяснилось, а № 11 или №76, мы пока уточняем) в июне 1944 года начал систематически и регулярно обстреливать объекты наших войск в районе станции Ковель Волынской области Украины.

Некоторые источники дают такую картину:

«Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки».

Оставим на совести писавших все это, поскольку данное литературное творчество совершенно не соответствует действительности. Далее по тексту были данные по расходу снарядов (10 на орудие). Что картинку делает вообще фантастической.

Напомним, у «Ильи» было 4 пушки Ф-34 калибром 76-мм. Итого – 40 снарядов на уничтожение путей и бронепоезда противника. Без пристрелки.

Конечно, пристрелка была. И была просто великолепная работа артиллерийских разведчиков нашего бронепоезда. Пока немцы развлекались, была составлена карта их перемещения и вычислена точка, с которой открывался огонь. И естественно, была проведена пристрелка. С той позиции, с которой должен был открывать огонь «Илья». В этом была своя суть.

Во время исследования по данной теме натолкнулись на воспоминания капитана (в то время) Александра Васильченко, артиллерийского разведчика гаубичного полка. Васильченко рассказывал о том, что в том случае, когда было нежелательно привлекать внимание к факту проведения пристрелки, пристрелку производили учебными снарядами. То есть, совершенными болванками, которые не взрывались.

Возможно, очень даже возможно, что по путям подхода немецкого бронепоезда пристреливались именно так. Как вариант – бронебойные снаряды.

Реактивные установки пристреливать не стоило, поскольку это все равно работы по площадям.

Но тем не менее, адова задача для разведчиков и корректировщиков. Но ведь справились же по итогам.

Далее. Действительно, пунктуальность немцев – это вещь, которая позволяла использовать ее в своих целях. Доподлинно было известно время выхода немецкого бронепоезда на точку открытия огня и довольно точно была вычислена эта точка.

1. «Илья Муромец» заранее, в темное время, аккуратно, не демаскируя себя, выходит на заранее определенную позицию. С первыми лучами солнца происходит предварительная наводка на то место, куда должен выйти немец. Дальше все жгут пачками нервы, а разведка и корректировщики еще и глаза.

2. Орудия заражаются осколочно-фугасными снарядами. Именно так, взрыв ОФ-снаряда дает возможность быстро засечь место попадания и скорректировать дальнейшую стрельбу. Установки РС тоже заряжаются. Обе.

3. Попив кофе и позавтракав, немцы начинают выдвижение. Экипаж «Ильи Муромца» ждет окончания процесса. Как только разведка дает отмашку, что немец на позиции, следует первый залп.

Стреляет первая установка реактивных снарядов. Просто пристрелка, несколько ракет, далее корректировка и огонь двух установок. Точка прицеливания – позади бронепоезда с целью разрушения железнодорожного полотна.

Орудия «Ильи» дают первый, пристрелочный залп. Корректировка и дальше действительно беглый огонь, все туда же, по полотну, либо по паровозу, но это сложнее.

Из того, что немецкий БП остался на месте, следует то, что в пути скорее всего, влепили. И именно РС, потому что 76-мм снаряд – это маловато. А вот 82-мм реактивный снаряд – а вот как нам, так вполне.

4. Немцы, естественно, попав в такой переплет, начинают срочно разворачивать свои башни в сторону «Ильи». Но, в отличие от наших бойцов, им нужно время на разворот, прицеливание, корректировку. Время, которого у них просто нет.

Кстати, дальность полета РС-82, которыми был вооружен «Илья», дает понимание, на какой дистанции шел бой. Пушка Ф-34 способна была закинуть ОФ-гранату на 9-10 км, бронебойный снаряд летел на 4 км. РС-82 мог пролететь 5,5 км.

Отсюда дистанция боя была меньше 5 км. Не в упор, но…

5. Немцы дают первый пристрелочный залп. С начала боя прошло максимум 5-6 минут. Снаряды мягко говоря, ложатся не рядом с нашим бронепоездом. Сказывается отсутствие координат, суета, вызванная неожиданным боем и так далее.

Ну не любили немцы суеты, что поделать.

Зато наши могли, умели, практиковали. Мы не знаем, сколько времени понадобилось бойцам «Ильи Муромца», чтобы перезарядить установки РС. Но думаем, что меньше стандартных 10 минут.

6. Второй залп «Ильи Муромца». В смысле, реактивными снарядами. Пушки должны были не замолкая ковырять немца. Прицел уже не в рельсы, а в сам бронепоезд.

Собственно, все. Попали. Бой окончен.

В рапорте было отмечено, что «бронепоезд противника окутался белыми клубами дыма или пара». Очевидно, что попали в котел.

А через месяц, в июле 1944 года, Ковель был освобожден. И советскими бойцами был обнаружен раздолбанный бронепоезд немцев. Лучшее подтверждение успеха экипажа «Ильи Муромца».

Вот такая история. Понятно, что "лоб в лоб" бронепоезда не сходились, иначе не пришлось бы ждать, чтобы сфотографировать разбитый бронепоезд врага. Но - и так просто прекрасно.

Единственный за всю Вторую мировую войну бой двух бронепоездов закончился победой нашего "за явным преимуществом".

В следующей части мы расскажем о бронепоезде, с которого вообще началось наше близкое знакомство с поездами. Это будет бронепоезд № 13 "Тульский рабочий" и его дважды своеобразная история. В подробностях и с видеорассказами создателей его второй ипостаси.

Грозная сила

Бронепоезд построили в Муроме за короткий временной отрезок. По разным данным, на создание грозной боевой машины ушло порядка трех-четырех месяцев. Изначально ему решили дать имя богатыря Ильи Муромца. Но полковник Неплюев, который приехал за поездом, решил, что оно не годится. Мол, не подходит для военного времени. И решил назвать его «За Родину». Но строители бронепоезда не согласились и устроили митинг. В конце концов, боевая машина получила № 762, но по документам шла как «Илья Муромец».

Бронепоезд мог получить название «За Родину»

И в 1942 году «Илья Муромец» начал свой боевой путь с Брянского фронта. Его вооружение впечатляло своей мощью: тяжелые орудия, зенитные пушки, пулеметы… Впервые в истории бронепоездов были задействованы и реактивные минометы (на «Муромце» установили «Катюши»). Главной задачей машины было уничтожение вражеских складов горючего, оружия, артиллерийских батарей и техники.

Первый бой «Илья» провел в апреле 1942 году близ станции Выползово. Затем совершил вылазку в захваченный немцами Мценск. Здесь бронепоезд разбомбил станцию, чтобы прервать загрузку вражеских эшелонов.

Немцы не могли закрыть глаза на появление «мстителя» в своем тылу, поэтому на бронепоезд началась охота. Причем шла она и по земле, и по воздуху. Удачливее остальных оказалась немецкая авиация. Самолетам удалось выследить советский бронепоезд и атаковать его. В той схватке фашисты уничтожили штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Грушелевский, начальник штаба дивизии Писемский, а также корреспондент газеты «Гудок» Букаев.

Немецкая разведка несколько раз хоронила «Илью»

Но те повреждения не вывели «Муромца» из строя. Вскоре он вновь отправился на фронт. Немцы не верили, что бронепоезд построили в СССР. Поскольку он отличался мощным вооружением, толстой броней и большой скоростью. Мол, у Советского Союза не было ни времени, ни средств на его создание. Считалось, что поезд СССР передали американцы. А агенты Люфтваффе после каждого сражения докладывали, что «Илья» уничтожен. Но он снова и снова выходил на тропу войны.

Главный бой

Довелось «Муромцу» принять участие в одном из немногочисленных за историю Второй мировой сражений бронепоездов. Соперник у него был достойный — немец с красноречивым названием «Адольф Гитлер». Бой произошел в 1944 году.


Коваль (крупный железнодорожный узел в Волынской области) стал систематически подвергаться коротким артобстрелам. Причем с педантичной точностью — в девять часов утра. Обнаружить вражескую дислокацию у советских солдат никак не получалось. Но немцев подвело их неизменное расписание. Разведке удалось заметить клубы дыма. Стало понятно — действует вражеский бронепоезд. На его устранение и отправился «Илья Муромец». Помощь ему оказали артиллеристы, которые должны были точными ударами разрушить железнодорожное полотно, чтобы у противника не оставалось вариантов для маневра. Провести операцию решили быстро, без предварительной пристрелки.

Бой бронепоездов оказался скоротечным. Орудия «Ильи» и «Адольфа» ударили практически одновременно. Но советские артиллеристы оказались более точными. А добили немецкий бронепоезд залпы «Катюши». «Адольфа» накрыли клубы пара — один из снарядов угодил точно в паровой котел. С врагом было покончено.

В битве сошлись равные по силе противники

Немцы не смогли забрать остатки своей боевой машины. Поэтому советские солдаты, воевавшие на «Муромце», после освобождения Коваля лично посмотрели на поверженного противника. Тогда-то они и узнали, что бронепоезд носил имя их самого главного врага.

Мифы и легенды

После войны то и дело всплывала информация, что боя между «Ильей Муромцем» и «Адольфом Гитлером» не было. Мол, «утка» была запущена для поднятия боевого духа советских солдат. А в качестве неопровержимого доказательства приводили немецкую документацию, в которой о бронепоезде с таким названием нет ни слова.

Тот факт, что «Илья» существовал и воевал, сомнению не подлежит. Не обсуждается и его славный боевой путь. Но вот подлинность главного боя доказать или опровергнуть практически невозможно. Есть упоминания о нескольких местах (даты тоже разные), в которых сразились два бронепоезда. Это, так сказать, первая неувязочка. Вторая заключается в том, что якобы «Муромец» расправился со штабным поездом Гитлера. Тогда о полноценном противостоянии не могло быть и речи. К тому же, его после войны забрали себе союзники в качестве трофея.


Как говорилось ранее, в немецких документах нет упоминания о бронепоезде «Адольф Гитлер». Да и давать такие громогласные названия было не в характере Германии. Максимум, на что были способны немцы, так это присвоить технике какое-нибудь собственное имя. Например, «Берлин» или «Вернер». Но и это являлось редкостью. Обычно обходились банальными номерами. А в СССР было как раз наоборот. Вся техника получала красивые и гордые названия: «Советская Сибирь», «Народный мститель» и так далее. Номера тоже использовали, но их присваивали в «рандомном» порядке, чтобы запутать противника.

В СССР технике давали красноречивые названия

К тому же немцы задумывались о последствиях. Какой бы совершенной не была техника, ее могли уничтожить. И как бы тогда отреагировали простые солдаты, узнав о гибели Гитлера, пусть и воплощенного в металле?

Сильно разнятся и описания сражения. В одних источниках говорится о позиционной дуэли, в других — о лобовом противостоянии. Где-то утверждается, что «Гитлер» оказывал ожесточенное сопротивление, сумев разрушить штабной вагон, где-то — что его вывели из строя практически мгновенно. В общем, выбрать можно любую версию, какая больше нравится.

Большинство историков сходятся во мнении, что сражение у Коваля все-таки действительно было. И произошло оно в один из 127 дней, пока проходила операция по освобождению железнодорожного узла. А противником «Муромца» стал бронепоезд № 74 с бронеплощадкой BP44. Ее главное достоинство заключалось в башнях от «Тигров». И если бы такой снаряд угодил в советский бронепоезд, то его не спасла бы броня. Поэтому версия о «первом залпе», скорее всего, ближе всего к истине.

Теперь о названии. После освобождения Коваля, когда солдаты пришли посмотреть на поверженного противника, они похоже, обнаружили частично уцелевшую надпись с именем фюрера и «чем-то еще». Последняя часть могла быть банально повреждена снарядом. Учитывая, как именовали технику в СССР, солдаты могли решить, что надпись — название поезда. Возможно, подхватил эту идею и корреспондент «Красной звезды». Ведь получался фантастический заголовок.

«Илья Муромец» совершил около 160 военных операций

Но даже не совсем понятная ситуация с поверженным врагом не умаляет боевых заслуг «Ильи Муромца». На его счету более 160 огневых вылазок. В них было уничтожено 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек фашистов, 7 самолетов и порядка 875 солдат и офицеров. А также бесчисленное множество ликвидированных эшелонов и товарных поездов. За многочисленные боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов (туда входил и «Муромец») удостоился ордена Александра Невского.

В 1971 году «Илью Муромца» отправился на стоянку в родной Муром. Здесь он находится и по сей день.

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, Владимирское шоссе, 2А
Координаты: 55°34"34.5"N 42°01"33.4"E

Содержание:

Краткая история и описание

В Муроме , в парке имени 50-летия Советской власти на постаменте установлен памятник-бронепоезд «Илья Муромец ». Он построен в 1941 - 1942 годах железнодорожниками Муромского отделения Горьковской железной дороги .

Помимо основной тяжёлой работы в дни военного лихолетья, рабочие в свободное время отдавали все силы на строительство боевой машины, и многие из них на этом же бронепоезде уехали на фронт добровольцами. Литейщики из соседних городов Выксы и Кулебаки поставляли металл, а труженики завода Дзержинского закалили его. Вагоны и зенитные башни варили сотрудники вагонного депо.

Вид на бронепоезд с Владимирского шоссе

В локомотивном депо паровоз обшили бронёй. В короткие сроки люди, не имевшие опыта в строительстве боевых машин, создали настоящую крепость на колёсах. Муромцы решили дать паровозу имя легендарного богатыря, но у полковника Неплюева, принимавшего поезд в эксплуатацию, было придумано своё название для него: «За Родину». Накануне отправки паровоза на фронт рабочие устроили митинг, украсив многотонного гиганта надписью «Илья Муромец» и изображением головы былинного силача. В итоге боевой машине присвоили № 762, а надпись и рисунок приказали закрасить. Однако имя «Илья Муромец» осталось и в документах, и в памяти рабочих и фронтовиков.

Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»

8 февраля 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» отправился на фронт со станции Муром-II . Жёны машинистов, провожавшие фронтовиков, водрузили над паровозом огромное красное полотно, на котором был вышит герб СССР. В городе Горьком к «Илье» присоединился бронепаровоз «Козьма Минин», после чего было завершено формирование 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов.

Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными миномётами «Катюша». Бесшумный ход, высокая скорость и колоссальная огневая мощь делали «Илью» поистине грозной силой. За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. «Илья Муромец» совершил 150 огневых налётов на противника и при помощи артиллерийско-миномётного огня уничтожил 14 орудий и миномётных рот, 7 самолётов, 36 огневых точек и 875 фашистов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - развернулось лобовое сражение между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере .

Боевой путь бронепоезда

В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в славном городе Муроме установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну. Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, на заводе города Мурома был построен бронепоезд. Строили его рабочие вагонного депо в свободное время, на свои средства. И дали ему имя былинного богатыря – «Илья Муромец». На фронт в боевом экипаже отправились добровольцами рабочие-строители бронепоезда. Среди них был и Алексей Васильевич Бирюков.

Родился он в 1913 году.

В феврале 1942-го вступил в партию и ушёл на службу в Красную Армию.

С апреля 1942 старший сержант Алексей Васильевич Бирюков принимал участие в боевых действиях в качестве машиниста бронепоезда «Илья Муромец» в составе 31 Отдельного Горьковского Дивизиона Бронепоездов.

В боях на Курской дуге Алексей Васильевич совершил героический подвиг. Когда бронепоезд грузился для переброски техники и наших войск в места проведения самых ожесточённых боев, то подвергся воздушной атаке на станции Скуратово. Отстреливаясь, «Илья Муромец» получил серьёзные повреждения: в топке паровозного котла провалились колосники, начала падать скорость.

Останавливаться было нельзя, вражеские самолёты бомбили со всех сторон, на станции рвались бомбы.

Не поставив колосняки на место, ходу паровозу не придашь, а как их поставить? Для этого надо паровоз охладить, нужно время, но бомбардировщикам не прикажешь подождать. Они кружат как ястребы, делают развороты для новых залпов.

И тут машинист Алексей Васильевич Бирюков быстро натянул на себя ватные брюки, фуфайку, шапку-ушанку, облился водой и на ходу бронепоезда полез в топку. Помощник машиниста отгрёб поглубже раскалённые угли. Пар и огонь обжигали тело даже через одежду, глаза заливало потом, голова трещала, но руки привычно и быстро делали дело. Когда всё было готово, друзья вытащили машиниста из огненной топки в дымящемся тряпье, опять облили его холодной водой, тлевшая одежда зашипела. Бронепоезд стал набирать скорость. Благодаря мужеству Бирюкова из схватки с врагом «Илья Муромец» вышел победителем.

Бирюков А.В. — 1-й слева в верхнем ряду

Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Всю войну он прошёл без единой пробоины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшего сержанта Бирюкова Алексея Васильевича, машиниста бронепоезда, наградили медалью «За отвагу».

В 1985 году Бирюков Алексей Васильевич был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Его подвиг описан в книге А.С. Потехина «31-й Особый». В ней рассказывается о строительстве и боевом пути бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» 31-го Отдельного Особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского.