Походы Транспорт Экономные печи

Государственный совет был учрежден. Манифест об образовании государственного совета. Особенности оформления решений

По содержанию Манифест можно разделить на три основные части. В первой (своеобразной преамбуле) раскрываются предыстория и причины образования Государственного Совета. Затем следуют основные (коренные) законы. И, наконец, в третьей, заключительной, части Манифеста провозглашаются очередные задачи Государственного совета. В Манифесте целью преобразований государственного аппарата и совершенствования законодательства объявлялось «постепенное изменение образа правления на твердых и непременяемых основаниях закона». Впрочем, под этим понимались не конституционные намерения законодателя, а заимствованные у французских просветителей и переделанные на русский лад идеи «истинной монархии», то есть практически неограниченной монархии европеизированного типа. Историческими предшественниками Государственного совета были разного рода совещательные органы, сменявшие друг друга на протяжении всего XVIII ст. Но на практике Государственный Совет стал преемником созданного в 1801 г. Непременного совета.

Немаловажную роль в формулировании общих принципов реформ и контрреформ играл сам император. Если официальный историограф Александровского времени М.И. Богданович либерализм юного царя объяснял следствием юношеского максимализма и вредным влиянием «молодых друзей», то Н.К. Шильдер, наоборот, утверждал, что Александр с самого начала стоял на консервативных позициях, а либеральные идеи использовал лишь как средство укрепления собственной власти и защиты ее от поползновений участников заговора против отца.
Идеология реформ объяснялась привлекательностью среди части образованного общества и бюрократического аппарата западной модели развития. Кроме того, реформистский либерализм был призван стать знаменем ближайшего окружения Александра I в борьбе с преобладающей «партией» консерваторов при дворе и на местах. Главным идеологом собственно реформ стал сам император, правда под напором окружения и в силу обстоятельств (прежде всего, внешнеполитического характера) царь был вынужден постепенно отступать от идей юности. В итоге «дней Александровых прекрасное начало», когда с проектами реформ, помимо самого царя, выступали не только «молодые друзья», но и екатерининские вельможи и даже «партия» Зубовых, сменилось после войны 1812 г., а особенно после 1818 г. – контрреформами.
Тем не менее, 26 марта 1801 г. Александр I упразднил учрежденный в 1768 году Совет при высочайшем дворе. Взамен указом от 30 марта был создан аналогичный упраздненному орган под названием Непременный (или Государственный) совет. В связи с этими разночтениями в заглавии, в дореволюционной литературе шел спор о наименовании Совета в период с 1801 по 1810 г., а в советской исторической науке утвердилось название «Непременный совет». По правам и функциям Непременный совет почти не отличался от Совета, бывшего при дворе Екатерины Великой. Но отличия в учредительных актах были довольно существенными. Вспомним, что согласно указа от 17 января 1769 г., Совет при высочайшем дворе создавался как совещательный и чрезвычайный орган на случай войны. Формально после заключения Кючук-Кайнарджийского мира Совет не имел права на существование, но продолжал работать. В силу этого, указы об его упразднении и учреждении Непременного совета были призваны ликвидировать это положение, превратив Совет из формально временного в постоянный орган. Кроме того, при Павле Совет был фактически превращен в цензурный комитет, а в конце 1800 г. вообще прекратил заседания.
Непременный совет оставался, как и раньше, совещательным органом. Но ему предоставлялось право требовать от Сената и всех государственных органов необходимой информации, чтобы «привести в ясность коренные части государственного управления». Для этого он мог учреждать кодификационные комиссии и руководить ими. Кроме того, каждый член Совета получал право законодательной инициативы. Наказ Непременному совету предписывал ему обсуждать все, «что принадлежит до государственных постановлений временных». Наказ регулировал и внутреннее устройство Совета: порядок голосования, устройство канцелярии и форму регистрации законопроектов и законов.
Будучи совещательным органом при императоре, Непременный совет на протяжении девяти лет своего существования довольно активно участвовал в государственной деятельности. Но с течением времени роль его постепенно менялась. Если в первый год царствования Александра I Совет был занят главным образом обсуждением важнейших вопросов внутренней и внешней политики, то после создания министерств и Комитета министров он стал заниматься в основном судебными делами. Отчасти это было связано не только с увеличением роли министерств, сколько с некоторым сокращением реформаторской деятельности в 1803-1809 гг. Созданная в июле 1801 г. под эгидой Непременного совета очередная Комиссия составления законов, уже в октябре 1803 г. передается в министерство юстиции. С созданием в 1810 г. Государственного совета, Комиссия составления законов была передана под его начало.
Образование Государственного совета было одним из элементов программы реорганизации системы власти в России, М.М. Сперанским. Цели его создания были подробно расписаны в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
Согласно Манифесту, членов Государственного совета назначал (в большинстве случаев фактически пожизненно) и увольнял император. Хотя ими могли стать лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования, но абсолютное большинство в Госсовете составили дворяне. По должности в Совет входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 гг. председатель Госсовета, куда в 1810 г. вошли 35 членов, совмещал должность председателя созданного в 1802 г. Комитета министров.
Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
- новых законов или законодательных предложений;
- вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
- вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
- ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов;
- чрезвычайных финансовых мер и т.п.
Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.
Все дела поступали в Госсовет через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего ее государственного секретаря, который распределял их по соответствующим отделениям канцелярии. Последние готовили дела к слушанию в департаменте Госсовета. Впрочем, срочные дела по решению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело попадало в общее собрание из департамента.
Согласно манифесту от 1 января 1810 г., через Государственный совет должны были проходить все законы, но на деле это правило соблюдалось далеко не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета. Например, Александр I несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета. Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 г. Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства.
Следует признать, что первоочередные задачи, поставленные в Манифесте, были решены Государственным советом лишь частично. Например, приступив в 1810 г. к рассмотрению проекта гражданского уложения, но так и не завершил эту работу до конца правления Александра I. В 1813-1814 гг. департамент законов Государственного совета рассматривал также проекты уголовного и торгового уложений и устав гражданского судопроизводства.
Решая задачу преобразования министерской системы, Совет одобрил манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению подлежащих», на основе которого 25 июня 1811 г., император утвердил «Общее учреждение министерств». План финансовой реформы, подготовленный М.М. Сперанским, был лишь частично осуществлен в одобренном Советом манифесте от 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним сокращались государственные расходы, увеличивались налоги и прекращался выпуск ассигнаций. Также был введен единовременный налог на дворянство - по 50 коп. с каждой ревизской души. Но с этого времени Госсовет стал постоянно нагружаться массой маловажных финансовых дел.
В 1832 г. полномочия Совета были сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности. А 15 (27) апреля 1842 г. было принято новое «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом князя И.В. Васильчикова, ограничившее сферу его деятельности Госсовета установлением ряда направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях. Но это было компенсировано расширением компетенции Совета за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

(последний)

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I , изданным 1 (13) января 1810 года . Предшественником Госсовета был Непременный совет , учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года , который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году .

Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России , разработанной М. М. Сперанским в рамках либеральных реформ начала XIX века . Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В -1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров , среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич , потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с г. - государственной росписи доходов и расходов);
  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с г.);
  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания , Государственной канцелярии , департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря . После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета .

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената ( -). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Половина членов Государственного совета назначалась императором , другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Назначенные члены определялись в Госсовет по докладу председателя Совета Министров бессрочно. Списки назначенных часто превышали количество мест, поэтому 1 января каждого года 98 человек из списков определяли «на один год к присутствию» в общее собрание Государственного Совета. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Не попавшие «на один год к присутствию» из списка назначенных в Госсовет оставались на государственной службе, получали жалование членов Совета, но прав и обязанностей в общем собрании Госсовета не имели. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных) .

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате , между Сенатом и Министерством юстиции , Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906-1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов , Государственного банка , Государственного дворянского земельного банка , Крестьянского поземельного банка , государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906-1915), В. Н. Коковцов (1916-1917).

Политические группировки в составе Государственного совета в 1906-1917 годах

Группа Правых - организовалась в мае 1906 года. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Численность группы постоянно возрастала: 1906 г - 56 членов, 1907 г. - 59 членов, 1908 г. - 66 членов, 1910 - 77 членов, 1915 - 70 членов, в феврале 1917 г. - 71 член. Внутри группы её участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло группы настаивало на том, что «…историческая задача России, русского правительства… состоит в том, чтобы обрусить все нерусское и оправославить все неправославное». Они считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом, управляемым жизнью и подчинённым её течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом, тем не менее, возражало против «торжества все нивелирующей, все в своих руках централизующей бюрократии». В разные годы группу возглавляли: С. С. Гончаров (крайний; 1906-1908), П. Н. Дурново (крайний; 1908-1911 и 1911-1915), П. П. Кобылинский (крайний; 1911), А. А. Бобринский (умеренный; 1915-1916), И. Г. Щегловитов (умеренный; 1916), А. Ф. Трепов (умеренный; 1917).

Группа Правого Центра - официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Поэтому эта группа отличалась наилучшей внутренней дисциплиной. Позднее к группе присоединились также некоторые депутаты из умеренного крыла «Группы Правых». Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. Солидаризируясь то с «Группой Центра», то с «Группой Правых» до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из неё членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока , члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока. Численность группы отличалась постоянством - 20 депутатов. Глава группы: А. Б. Нейдгардт (1911-1917).

Кружок внепартийного объединения - образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. Численность: 1911 г. - 16 членов, 1912 г. - 12 членов, 1913 г. - 12 членов, в феврале 1917 г. - 18 членов. До 1915 г. - не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок . Главы группы: барон Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт (1910-1911), князь Б. А. Васильчиков (1911-1917), граф В. Н. Коковцов (1917).

Группа Центра - образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской . Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава (в 1906 г. - 100 членов), ввиду идейной разношёрстности членов в 1907-1912 гг. численно сокращалась и структурно дробилась (в 1910 г. - 87 членов; в 1911 - 63 членов; в феврале 1917 г. - 50 членов). С 1906-1907 г. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. В мае 1906 г. идейно выделилась подгруппа «Польское коло» (14 членов). В 1907 г. внутри «Группы Центра» выделились ещё 2 подгруппы: «Кружок нейдгардтцев» (с 1911 г. - «Группа Правого Центра») (15-20 членов; в основном выборные от земств и поместные дворяне-остзейцы). Наиболее дисциплинированная и самостоятельная подгруппа из всех. Глава - А. Б. Нейдгардт . Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам. «Основная подгруппа» (в основном все назначенцы, часть выборных от земств, дворянства, землевладельцев) включала в себя оставшихся членов «Группы Центра». В 1909-1912 гг. из основной подгруппы выделялась ещё «Торгово-промышленная подгруппа», объединявшая промышленников и финансистов голосовавших исходя из собственных и корпоративных интересов. В 1915-1917 гг. - примкнула и возглавила в Госсовете Прогрессивный блок, тем самым став фактической оппозицией. Именное их позиция определяла голосования в тот период. Главы группы: А. С. Ермолаев (1906-1907), князь П. Н. Трубецкой (1907-1911), А. А. Сабуров (1912-1913), В. В. Меллер-Закомельский (1913-1917).

Группа Левых - образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии , но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка (при этом сохранив в костяке руководства кадетов). Состояла только из выборных депутатов. Численность: 1906 - 13 членов; 1907 - 13 членов; 1908 - 16 членов, 1910 - 11 членов; 1911 - 6 членов; в феврале 1917 - 19 членов. В 1915 г. группа примкнула к Прогрессивному блоку. Главы группы.

Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составяли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич, потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений;
  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);
  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания , Государственной канцелярии , департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего ее государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило ее за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.

Председатели: граф П. В. Завадовский (1810-1812), граф В. П. Кочубей (1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1819), князь Я. И. Лобанов-Ростовский (1819-1825), В. А. Пашков (1825-1832), граф И. В. Васильчиков (1832-1838), граф М. М. Сперанский (1833-1839), Д. В. Дашков (1839), граф Д. Н. Блудов (1840-1861), князь П. П. Гагарин (1862-1864), М. А. Корф (1864-1871), князь С. Н. Урусов (1871-1882), Е. П. Старицкий (1883), барон А. П. Николаи (1884-1889), граф Д. М. Сольский (1889-1892), М. Н. Островский (1893-1899), Э. В. Фриш (1900-1905).

Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.

Председатели: светлейший князь П. В. Лопухин (1810-1816), граф В. П. Кочубей (1816-1819), В. С. Попов (1819-1822), граф Н. С. Мордвинов (1822-1838), С. С. Кушников (1839), принц П. Г Ольденбургский (1842-1881), Д. Н. Замятин (1881), В. П. Титов (1882-1883), Н. И. Стояновский (1884-1897), Э. В. Фриш (1897-1899), Н. Н. Селифонтов (1899), Н. Н. Герард (1902-1905).

Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.

Председатели: Н. С. Мордвинов (1810-1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1816), Н. С. Мордвинов (1816-1818), граф Н. Н. Головин (1818-1821), князь А. Б. Куракин (1821-1829), граф Ю. П. Литта (1830-1839), граф В. В. Левашов (1839-1848), граф А. Д. Гурьев (1848-1861), П. Ф. Брок (1862-1863), К. В. Чевкин (1863-1873), А. А. Абаза (1874-1880), граф Э. Т. Баранов (1881-1884), А. А. Абаза (1884-1892), граф Д. М. Сольский (1893-1905)

Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859.

Председатели: граф А. А. Аракчеев (1810-1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1816), граф А. А. Аракчеев (1816-1826), граф П. А. Толстой (1827-1834), И. Л. Шаховской (1848-1858).

Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.

Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.

Председатели: князь И. Ф. Паскевич (1832-1856), князь М. Д. Горчаков (1856-1861).

Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.

Председатель: Н. М. Чихачев (1900-1905).

Комиссия составления законов (1810-1826). Образована в 1796 году для осуществления кодификации законодательства. С образованием Госсовета вошла в его состав. Упразднена в связи с созданием II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, взявшего на себя указанные функции. В 1882 году II Отделение было вновь передано Государственному совету, образовав Кодификационный отдел (1882-1893) , упраздненный после передачи вопросов кодификации законодательства Государственной канцелярии.

Комиссия по принятию прошений (1810-1835). Была создана для принятия жалоб, связанных с деятельностью органов власти, а также прошений, связанных с назначением различного рода пособий. После 1835 года выведена из состава Госсовета и подчинена непосредственно императору. Существовала до 1884 года, после чего была преобразована в особую Канцелярию по принятию прошений, упразднённую в 1917 году.

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884-1917). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.

Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных).

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по каждому из разрядов в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Статья 106-я Основных государственных законов определяла, что «Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности у Думы были определённые полномочия, которыми не обладал Совет. В случае прекращения или перерыва в деятельности Государственного совета и Государственной думы законопроект мог быть обсужден в Совете министров и утвержден императором в форме высочайшего указа, немедленно вступающего в силу. Но в большинстве случаев действовала обычная процедура: законопроект проходил через Думу и поступал в Госсовет. Здесь он обсуждался в соответствующей комиссии и департаменте, а затем - в общем собрании Совета.

Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нем помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырех), увеличилось число постоянно дейстующих комиссий . Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.

В ходе Февральской революции 25 февраля 1917 года император Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917. Однако свою деятельность Государственный совет так и не возобновил. Его общие собрания больше не собирались. В мае 1917 года Временным правительством были упразднены должности членов Государственного совета по назначению. В декабре 1917 года Государственный совет был упразднен декретом Совета народных комиссаров.

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906-1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906-1917).

Политические группировки в составе Государственного совета в 1906—1917 годах

Группа Правых — организовалась в мае 1906 г. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Численность группы постоянно возрастала: 1906 г — 56 членов, 1907 г. — 59 членов, 1908 г. — 66 членов, 1910 — 77 членов, 1915 — 70 членов, в феврале 1917 г. — 71 член. Внутри группы ее участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло группы настаивало на том, что «…историческая задача России, русского правительства… состоит в том, чтобы обрусить все нерусское и оправославить все неправославное». Они считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом управляемым жизнью и подчиненным ее течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом, тем не менее, возражало против «торжества все нивелирующей, все в своих руках централизующей бюрократии». В разные годы группу возглавляли: С. С. Гончаров (крайний; 1906—1908), П. Н. Дурново (крайний; 1908—1911 и 1911—1915), П. П. Кобылинский (крайний; 1911), А. А. Бобринский (умеренный; 1915—1916), И. Г. Щегловитов (умеренный; 1916), А. Ф. Трепов (умеренный; 1917)

Группа Правого Центра — официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Поэтому эта группа отличалась наилучшей внутренней дисциплиной. Позднее к группе присоединились также некоторые депутаты из умеренного крыла «Группы Правых». Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. Солидаризируясь то с «Группой Центра», то с «Группой Правых» до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из нее членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока, члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока. Численность группы отличалась постоянством — 20 депутатов. Глава группы: А. Б. Нейдгардт (1911—1917)

Кружок внепартийного объединения — образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. Численность: 1911 г. — 16 членов, 1912 г. — 12 членов, 1913 г. — 12 членов, в феврале 1917 г. — 18 членов. До 1915 г. — не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок. Главы группы: барон Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт (1910—1911), князь Б. А. Васильчиков (1911—1917), В. Н. Коковцов (1917)

Группа Центра — образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской. Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава(в 1906 г. — 100 членов), ввиду идейной разношерстности членов в 1907-12 гг. численно сокращалась и структурно дробилась (в 1910 г. — 87 членов; в 1911 — 63 членов; в феврале 1917 г. — 50 членов). С 1906-07 г. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. В мае 1906 г. идейно выделилась подгруппа «Польское коло» (14 членов).В 1907 г. внутри «Гр. Центра» выделились еще 2 подгруппы: «Кружок нейдгардтцев» (с 1911 г. — «Группа Правого Центра») (15-20 членов; в основном выборные от земств и поместные дворяне-остзейцы). Наиболее дисциплинированная и самостоятельная подгруппа из всех. Глава — А. Б. Нейдгардт. Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам. «Основная подгруппа» (в основном все назначенцы, часть выборных от земств, дворянства, землевладельцев) включала в себя оставшихся членов «Группы Центра».В 1909-12 гг. из основной подгруппы выделялась еще «Торгово-промышленная подгруппа», объединявшая промышленников и финансистов голосовавших исходя из собственных и корпоративных интересов. В 1915-17 гг. — примкнула и возглавила в Госсовете Прогрессивный блок, тем самым став фактической оппозицией. Именное их позиция определяла голосования в тот период. Главы группы: А. С. Ермолаев (1906—1907), князь П. Н. Трубецкой (1907—1911), А. А. Сабуров (1912—1913), В. В. Меллер-Закомельский (1913—1917)

Группа Левых — образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии, но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка (при этом сохранив в костяке руководства кадетов). Состояла только из выборных депутатов. Численность: 1906 — 13 членов; 1907 — 13 членов; 1908 — 16 членов, 1910 — 11 членов; 1911 — 6 членов; в феврале 1917 −19 членов. В 1915 г. группа примкнула к Прогрессивному блоку. Главы группы: Д. И. Багалей (1906), Д. Д. Гримм (1907—1917).

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812-1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827-1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834-1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856-1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862-1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864-1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865-1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881-1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905-1906)

В 1906-1917 годах

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906-1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907-1914)
  3. Сергей Сергеевич Манухин (1914)
  4. Иван Яковлевич Голубев (1915)
  5. Анатолий Николаевич Куломзин (1915-1916)
  6. Иван Григорьевич Щегловитов (1917)

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце. Его заседания проходили в зале на первом этаже. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля 1880 года при неудачном покушении на императора Александра II, государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.

В 1885 году Государственный совет был перемещен в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов, помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября 1908 года, а до той поры обновленный Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I , изданным 1 (13) января 1810 года . Предшественником Госсовета был Непременный совет , учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года , который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским . Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В -1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров , среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич , потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с г. - государственной росписи доходов и расходов);
  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с г.);
  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания , Государственной канцелярии , департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря . После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената ( -). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Первое торжественное заседание реформированного Государственного совета в зале Дворянского собрания, 27 апреля 1906.

Половина членов Государственного совета назначалась императором , другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Назначенные члены определялись в Госсовет по докладу председателя Совета Министров бессрочно. Списки назначенных часто превышали количество мест, поэтому 1 января каждого года 98 человек из списков определяли «на один год к присутствию» в общее собрание Государственного Совета. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Не попавшие «на один год к присутствию» из списка назначенных в Госсовет оставались на государственной службе, получали жалование членов Совета, но прав и обязанностей в общем собрании Госсовета не имели. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных) .

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате , между Сенатом и Министерством юстиции , Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906-1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов , Государственного банка , Государственного дворянского земельного банка , Крестьянского поземельного банка , государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906-1917).

Политические группировки в составе Государственного совета в 1906-1917 годах

Группа Правых - организовалась в мае 1906 г. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Численность группы постоянно возрастала: 1906 г - 56 членов, 1907 г. - 59 членов, 1908 г. - 66 членов, 1910 - 77 членов, 1915 - 70 членов, в феврале 1917 г. - 71 член. Внутри группы её участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло группы настаивало на том, что «…историческая задача России, русского правительства… состоит в том, чтобы обрусить все нерусское и оправославить все неправославное». Они считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом управляемым жизнью и подчиненным её течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом, тем не менее, возражало против «торжества все нивелирующей, все в своих руках централизующей бюрократии». В разные годы группу возглавляли: С. С. Гончаров (крайний; 1906-1908), П. Н. Дурново (крайний; 1908-1911 и 1911-1915), П. П. Кобылинский (крайний; 1911), А. А. Бобринский (умеренный; 1915-1916), И. Г. Щегловитов (умеренный; 1916), А. Ф. Трепов (умеренный; 1917)

Группа Правого Центра - официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Поэтому эта группа отличалась наилучшей внутренней дисциплиной. Позднее к группе присоединились также некоторые депутаты из умеренного крыла «Группы Правых». Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. Солидаризируясь то с «Группой Центра», то с «Группой Правых» до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из неё членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока , члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока . Численность группы отличалась постоянством - 20 депутатов. Глава группы: А. Б. Нейдгардт (1911-1917)

Кружок внепартийного объединения - образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. Численность: 1911 г. - 16 членов, 1912 г. - 12 членов, 1913 г. - 12 членов, в феврале 1917 г. - 18 членов. До 1915 г. - не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок . Главы группы: барон Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт (1910-1911), князь Б. А. Васильчиков (1911-1917), граф В. Н. Коковцов (1917)

Группа Центра - образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской. Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава(в 1906 г. - 100 членов), ввиду идейной разношерстности членов в 1907-12 гг. численно сокращалась и структурно дробилась (в 1910 г. - 87 членов; в 1911 - 63 членов; в феврале 1917 г. - 50 членов). С 1906-07 г. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. В мае 1906 г. идейно выделилась подгруппа «Польское коло» (14 членов). В 1907 г. внутри «Гр. Центра» выделились ещё 2 подгруппы: «Кружок нейдгардтцев» (с 1911 г. - «Группа Правого Центра») (15-20 членов; в основном выборные от земств и поместные дворяне-остзейцы). Наиболее дисциплинированная и самостоятельная подгруппа из всех. Глава - А. Б. Нейдгардт . Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам. «Основная подгруппа» (в основном все назначенцы, часть выборных от земств, дворянства, землевладельцев) включала в себя оставшихся членов «Группы Центра». В 1909-12 гг. из основной подгруппы выделялась ещё «Торгово-промышленная подгруппа», объединявшая промышленников и финансистов голосовавших исходя из собственных и корпоративных интересов. В 1915-17 гг. - примкнула и возглавила в Госсовете Прогрессивный блок, тем самым став фактической оппозицией. Именное их позиция определяла голосования в тот период. Главы группы: А. С. Ермолаев (1906-1907), князь П. Н. Трубецкой (1907-1911), А. А. Сабуров (1912-1913), В. В. Меллер-Закомельский (1913-1917)

Группа Левых - образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии, но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка (при этом сохранив в костяке руководства кадетов). Состояла только из выборных депутатов. Численность: 1906 - 13 членов; 1907 - 13 членов; 1908 - 16 членов, 1910 - 11 членов; 1911 - 6 членов; в феврале 1917 −19 членов. В 1915 г. группа примкнула к Прогрессивному блоку. Главы группы: Д. И. Багалей (1906), Д. Д. Гримм (1907-1917). .

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812-1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827-1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834-1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856-1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862-1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864-1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865-1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881-1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905-1906)

В 1906-1917 годах

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906-1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907-1914)
  3. Анатолий Николаевич Куломзин (1915-1916)

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце - в здании Большого Эрмитажа , где до сих пор сохранила своё название Советская лестница . Его заседания проходили в зале на первом этаже. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля года при неудачном покушении на императора Александра II , государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание .

См. также

  • Общий хронологический список членов Государственного совета Российской империи с 30 марта 1801 г. по 1917 г.

Примечания

Источники и литература

Источники

  • Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X-XX вв. Т.6: Законодательство первой половины XIX века. - М., 1988. - С. 61-78.
  • «Учреждение Государственного совета» 15 апреля 1842 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 1886 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 30 марта 1901 г.
  • Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» 20 февраля 1906 г.
  • Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г.
  • в редакции 23 апреля 1906 г. (Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»)

Литература

  • Даневский П. Н. История образования Государственного совета в России. - СПб., 1859.
  • Щеглов В. Г. Государственный совет в России в особенности в царствование императора Александра I. История образования русского Государственного совета сравнительно с аналогичными западно-европейскими учреждениями. Историко-юридическое исследование. Т. 1-2. - Ярославль, 1891-1895.
  • Государственный совет. 1801-1901. - СПб., 1901.
  • Щеглов В. Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. - Ярославль, 1903.
  • Государственная канцелярия. 1810-1910. - СПб., 1910.
  • Государственный совет . / Автор-сост. М. Л. Левенсон. - Петроград: Тип. Петроградской тюрьмы, 1915. - 110 с., илл.
  • Зайончковский П. А . Государственный совет. // Советская историческая энциклопедия. Т. 4. - М., 1963. - С. 646-647.
  • Левенсон М. Л. Государственный совет . 2-е изд. - Петроград: Типография Петроградской Тюрьмы, 1915.
  • Мальцева И. В. Реформа Государственного совета в России в 1906 году . // Правоведение. 1994. № 5-6. - С. 168-172.
  • Мальцева И. В. Учреждение Государственного совета 1842 года . // Правоведение. 1995. № 2. - С. 102-108.
  • Сенин А. С. Государственный совет. // Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 1. - М., 1996. - С. 278-280. ISBN 5-02-008597-9 .
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 1: Высшие государственные учреждения. - СПб., 1998.
  • Бородин А. П. Государственный совет России (1906-1917). - Киров, 1999.
  • Юртаева Е. А. Государственный совет в России (1906-1917 гг.) - М., 2001. - 200 с.
  • Кодан С. В. ¨Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…¨: Государственный совет в России . // Чиновник. 2002. № 1.
  • Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. // Вестник Совета Федерации. 2006. № , , , .
  • Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: Биобиблиографический справочник. - СПб., 2007. - 992 с. ISBN 5-86007-515-4 .
  • Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. - М., 2008. - 343 с. ISBN 978-5-8243-0986-7 .
  • Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. Государственные секретари. // Вестник Совета Федерации. 2007. № , , , , , , , ; 2008. № ,

Госсовет - высшее законодательное учреждение России - был создан указом Александра I в 1810 году. Предшественником его был Непременный совет , учреждённый указом императора Александра I 30 марта 1801. Членов Госсовета назначал лично император. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов. Все законы и законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Госсовете.

1906-1917

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых Императором членов и избираемых членов. Выборные члены Государственного совета избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку на 3 года; от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек; от Православной Российской Церкви - 6 человек, избиравшихся Синодом по представлению епархиальных архиереев; от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской Академии наук и университетов - 6 человек; от Финляндского Сейма - 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет; каждые 3 года обновлялась треть состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях.

См. также

  • Общий хронологический список членов Государственного совета Российской империи с 30 марта 1801 г. по 1917 г.

Литература

  • Шилов Д. Н. , Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: Биобиблиографический справочник. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. 992 с. ISBN 5-86007-515-4.
  • Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008. 343 с. ISBN 978-5-8243-0986-7.

Ссылки

  • Свод законов Российской империи. ТОМ ПЕРВЫЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Основные государственные законы. Издание 1906 года. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий .
  • С. В. Кодан.¨Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…¨: Государственный Совет в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный совет … Википедия

    Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. Художник И. Репин (1903). Холст, масло. 400 × 877 см. Государственный Русский музей. Санкт Петербург Государственный совет высший… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - учрежден 1 января 1810 г. как высший законосовещательный орган. Иначе говоря, все законы сначала представлялись в Г. с. Р. И. и лишь после его одобрения поступали к Императору на утверждение. В русской литературе высказывалось мнение о том, что… … Энциклопедический словарь конституционного права

    - … Википедия

    Государственный банк Российской империи - был основан по Указу императора Александра II от 12 июня (31 мая по старому стилю) 1860 г. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 г. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Государственный Банк Российской империи. Харьковское губернское отделение, 1900 Государственный банк центральный банк в дореволюционной России был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного … Википедия