Походы Транспорт Экономные печи

Физиологическая основа ощущений их виды. Ощущение. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Систематическая классификация ощущений

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия. У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды.

Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т. д.

Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов - раздражителей (физических, механических, химических и иных).

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую - либо реакцию. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности.

Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества и с общественно - трудовой практикой. « Обслуживая» процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, существующих независимо от него. Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной.

Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Анализатор состоит из трех частей:

  • 1. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
  • 2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
  • 3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. В корковом отделе (центральном) каждого анализатора находится ядро анализатора, т. е., центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в областях коры. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно - сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза, пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств. Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражение. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение. Если сигнал обусловлен раздражителем, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого - либо внутреннего или внешнего раздражителя). Наша рука отдергивается при ожоге сигаретой, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и это все происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение. Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.

Многообразие окружающего мира в определенной степени становится доступной для нас благодаря разнообразию наших ощущений.

Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном влиянии раздражителей на соответствующие анализаторные системы.

Ощущение, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной области психологии, что называется психофізикою . Она возникла во второй половине XIX века, и ее название связано с главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, - с вопросом о зависимость между ощущениями и физическими характеристиками стимулов, влияющих на органы чувств.

Эволюционно ощущения возникли на базе раздражений , которые присущи живой материи, которая избирательно реагирует изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды. Элементарная ответ на раздражение оказывается в самых простейших одноклеточных живых организмов, которые на влияние среды реагируют движением. Раздражение, или возбудимость органов чувств, является важнейшей предпосылкой отображения организмом объективных свойств окружающей среды, что и составляет сущность процессов чувственности. Согласно гипотезе О. М. Леонть"єва, чувственность «является генетически не что иное, как раздражение по отношению к такого рода воздействия среды, что соотносят организм в других воздействий, т.е. ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию». Благодаря чувственности признаки предметов (запахи, форма, цвет), сами по себе безразличны (в том смысле, что ими нельзя удовлетворить органические потребности), приобретают сигнального значения. Чем более развитые органы чувств, тем больше возможностей отражать влияние внешней среды. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Специализация органов чувств к отображения того или иного вида энергии, определенных свойств предметов или явлений действительности - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды. Адекватное отражение реальности на сенсорно-перцептивному уровне необходимо с эволюционно-исторической точки зрения, потому что является предпосылкой выживания.

Физиологической основой ощущения нервный процесс, который возникает при воздействии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точна, потому что анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.

Ощущение носит рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает аналізаторна система. Анализатор - нервный аппарат, который осуществляет функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатору И ввел. П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферийное отдел - рецептор , что превращает определенный вид энергии в нервный процесс;

2) афферентные (центростремительные) пути, что передают возбуждение, которое возникло в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы с расположенных выше центров передаются в низших уровней;

3) подкорковые и пробковые проективные зоны , где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.

Исторически так сложилось, что те анализаторные системы, рецепторная часть которых (представлена с точки зрения анатомического) существует в виде отдельных внешних органов (нос, ухо, и т.д.), называют органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус выделены еще Аристотелем. В действительности разновидностей ощущений значительно больше. Значительная часть физических воздействий приобретает прямого жизненного значения для живых существ, или просто ими не воспринимается. Для некоторых воздействий, которые встречаются на Земле в чистом виде и в количестве, угрожающей жизни человека, у нее просто нет соответствующих органов чувств. Таким раздражителем является, например, радиация. Человеку не дано также сознательно воспринимать, отражать в форме ощущений ультразвуки, световые лучи, длина волн которых выходит за пределы допустимого диапазона.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга = анализатор + эффектор. Ефектором есть моторная орган (определенный мышца), к которому поступает нервный импульс с центральной нервной системы (мозга). Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентирование сложного организма в окружающей среде, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Для возникновения чувства недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующем влияния материального раздражителя, еще необходима некоторая работа самого организма. Оптимизация процесса ощущение осуществляется за счет перцептивного регулирования. Органы чувств тесно связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации.

В первом случае (И) в качестве эффектора выступает мышечный аппарат. Во втором случае (II) сам орган ощущения может быть то рецептором, то ефектором.

Ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение рецептора само по себе не может однозначно определить адекватного образа ощущения и восприятия без мышечной коррекции (поскольку неизбежны ошибки требуют обратной связи). При получении сенсорного образа этот обратная связь присутствует всегда, поэтому есть основания говорить не о рефлекторную дугу, а о замкнутый рефлекторное кольцо .

Коррекция чувственного образа происходит с помощью перцептивных действий , в которых образ объекта сопоставляется с реально-практическими особенностями этого объекта. К эффекторных компонентов этих действий относят движения руки, что ощупывает предмет, движения глаза, что отслеживают видимый контур, движения гортани, воспроизводящие услышанный звук, и другие. Во всех этих случаях создается копия, сравнима с оригиналом, и сигналы разветвления, поступая в нервную систему, могут выполнить корректирующую функцию по отношению к образу, следовательно, к практическим действиям. Таким образом, перцептивная действие представляет собой своеобразную модель, саморегулирующуюся что управляет механизмом обратной связи и подстраивается к особенностей исследуемого объекта.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Например, мы ощущаем цвет предметов (красное, зеленое), свойства их поверхности (гладкость, шероховатость), мышечные напряжения при выполнении движений, состояние внутренних органов (боль) и т. д.

Ощущение - источник познания объективного мира. Благодаря своей отражательной сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его внешнего мира.

Ощущение - продукт деятельности мыслящего мозга. У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств.

Ощущение - отражение материального мира. Наши ощущения вторичны по отношению к материи, они являются всего лишь внутренними, субъективными образами вещей и явлений внешнего мира.

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.

Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

Рецепторы представляют собой очень различные по своему строению нервные приборы (смотрите рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ими в специальные нервные возбуждения. В рецепторах осуществляется первоначальный, или низший, анализ воздействий среды.

Проводящие отделы анализаторов служат только передатчиками нервных возбуждений.

Мозговые концы, или центральные (корковые) отделы, анализаторов состоят из обладающих специфическим строением клеток коры больших полушарий головного мозга. В них осуществляется высший анализ, обеспечивающий наиболее точные приспособительные реакции организма. Приходящие сюда центростремительные нервные импульсы вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений.

При всем многообразии своего морфологического строения анализаторы представляют в своей совокупности определенную целостную систему, а не сумму изолированных нервных приборов.

Физиологическую основу ощущений составляют сложные разнообразные условно рефлекторные процессы. Анализаторы представляют собой «саморегулирующиеся» нервные приборы, действующие по принципу обратной связи. Таким образом осуществляется лучшее приспособление рецепторов к восприятию раздражений (например, поворот в сторону раздражителя), усиление или ослабление процессов возбуждения и торможения в периферических нервных приборах, и т. д. Таким образом, функцию анализаторов нельзя рассматривать как просто проведение нервного возбуждения от рецепторов к коре головного мозга. Большую роль в их деятельности играют различные рефлекторные связи, регулирующие определенным образом как работу рецепторов, так и вовлекающие в общую деятельность другие анализаторы. Так, например, световой раздражитель вызывает не только реакцию собственно органа светоощущения (разложение зрительного пур­пура палочек и колбочек сетчатки), но одновременно с этим сужение или расширение зрачка и аккомодацию хрусталика: сильный звуковой раздражитель вызывает не только соответствующее слуховое ощущение, но и расширение зрачка и повышение световой чувствительности сетчатки глаз.

Учение о высшей нервной деятельности раскрывает научно-естественные основы ощущений. И. М. Сеченов и И. П. Павлов своими исследованиями показали, что ощущения - это своеобразные рефлекторные действия, физиологическим основой которых являются нервные процессы, возникающие в результате воздействия раздражителей на органы чувств, или анализаторы.

Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные виды энергии и информации.

Зрительный анализатор выделяет световую энергию, или колебания электромагнитных волн; слуховой - звуки, то есть колебания воздуха; вкусовой, обонятельный - химические свойства веществ; кожные анализаторы - тепловые, механические свойства предметов и явлений, которые вызывают те или иные ощущения.

В каждом анализаторе является его периферийная, анализирующая часть, или рецептор, то есть орган чувств, назначение которого - выделять из окружающей действительности свет, звук, запах и другие свойства. Другая его часть - путь от рецептора к центральной части анализатора, размещенной в мозге. В центральной части анализатора различают его ядро, то есть скопления чувствительных клеток, и рассеяны вне его клетки.

Ядро анализатора, как отмечал И. П. Павлов, осуществляет тонкий анализ и синтез возбуждений, поступающих от рецептора. С его помощью раздражители дифференцируются по их особенностями, качеством и интенсивностью. Рассеянные клетки осуществляют более грубый анализ, например, отличают лишь музыкальные звуки от шумов, выполняют нечеткое различение цветов, запахов.

Органические нарушения любой части анализатора - периферийной, ведущей или центральной - вызывают слепоту или глухоту, потерю обоняния, вкуса и т.д., в зависимости от того, какой анализатор нарушено. Если нарушается лишь центральная часть анализатора, возникает непонимание услышанного, увиденного, хотя ощущение света или звука нет.

Простые чувства и чувствительность на первых этапах жизни человека своим физиологическим основой имеют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Сложные ощущения обусловлены условно-рефлекторной аналитико-синтетической деятельностью, в которой подкреплены жизненными условиями свойства выделяются, а не подкреплены - тормозятся.

Классификация ощущений

Существуют различные классификации органов чувств и чувствительности организма к раздражителям, поступающих в анализаторы из внешнего мира или изнутри организма. В зависимости от степени контакта органов чувств с раздражителями различают чувствительность контактную (касательная, вкусовая, болевая) и дистантного (зрительная, слуховая, обонятельная).

За размещением рецепторов в организме - на поверхности, внутри организма, в мышцах и сухожилиях - выделяют ощущение экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости) и проприоцептивные, отражающие движения органов тела и состояние тела (кинестетические и статические).

К самостоятельным ощущений относятся температурные, что является функцией особого температурного анализатора, осуществляющий терморегуляцию и теплообмен организма с окружающей средой.

Температурные ощущения входят также в состав осязательных ощущений.

Согласно системе анализаторов существуют такие разновидности ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, болевые, температурные, вкусовые, обонятельные, голода и жажды, половые, кинестетический и статические. Каждый из этих разновидностей ощущение имеет свой орган (анализатор), свои закономерности возникновения и функции.

Орган зрительных ощущений - глаз. В нем различают части - мир-лозаломлюючу (роговица, зрачок, стекловидное тело) и светочувствительную (сетчатка с ее чувствительными к дневному цветного света колбочками и чувствительными к темноте палочками).

Различают хроматические и ахроматические цвета. Хроматические характеризуются своим цветовым тоном, светлостью и насыщенностью. Цветовой тон - это свойство, которым отличается определенный цвет от любого другого при одинаковой светлости и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины световой волны. Светлость цвета - мера различия определенного цвета от черного.

Наименьшая светлость свойственна черном, а наибольшая - белый цвет. Яркость цвета зависит от интенсивности световой волны, то есть от амплитуды ее колебания.

Насыщенность цвета - это мера выявления цветового тона, то есть различие определенного цвета от серого, одинакового с ним по светлостью.

Ахроматические цвета различаются только по степени светлости, которая зависит от коэффициента отражения света. Белая бумага имеет коэффициент отражения от 0, 60 до 0, 85, а черный - 0, 04-0, 003 (бумага, в который заворачивают фотопленку, черный бархат).

Чувствительность глаза к цвету разная. К синему цвету чувствительность в 40 раз меньше, чем до желтого. Самой яркой является жёлто-зелёная часть спектра. Светлым желтый цвет, от которого светлость уменьшается в сторону красного и фиолетового.

При обычных условиях человек способен различать до 150 цветов по цветовому тону, 20 оттенков - по насыщенности, около 200 - за светлостью. Под влиянием упражнений цветовая чувствительность увеличивается.

Чувствительность глаза к цвету может ослабляться в результате травм, заболеваний. В 5-7 процентов мужчин и 1-1,5 процента женщин наблюдается дальтонизм, то есть неспособность различать цвета.

Дальтонизм - явление наследственного происхождения. Оно передается преимущественно по мужской линии - от отца через дочку к внуков. Дальтонизм является противопоказанием для профессиональной деятельности, которая требует различения цветов - например, при цветной сигнализации, окраске и т.

Ухо - орган восприятия слуховых ощущений. В его строении различают звукопроводящую и звукочутливу части. Звукопроводящая часть уха - наружное ухо, барабанная перепонка, наковальня, молоточек и стремя, которые расположены в среднем ухе. Они проводят колебания звуковой волны в центральную часть уха, в которой содержится звуко- чувствительная его часть - кортиив орган. Он состоит из слуховой мембраны, поперечные волоконца которой - длиной от 0,04 до 0,5 мм - резонируют на звуковые волны, поступающие из среднего уха, вызывают возбуждение чувствительных клеток кортиевого органа.

Возбуждение передается слуховым нервом в слуховой области коры больших полушарий головного мозга (височная доля).

Функция органа слуха заключается в анализе звуков с колебанием от 16 до 20000 герц и дифференциации их на шумы и тона. Среди тонов выделяются музыкальные тона. В музыке принимают тона от 27,5 до +4224 колебаний.

Звуковые волны различают по их высоте, громкостью (интенсивностью) и тембром. Высотная чувствительность к звукам обусловливается частотой колебаний звуковой волны. Лучше ощущаются звуки с колебанием звуковой волны между 1000-4000 герц.

Громкость, или интенсивность, звука зависит от амплитуды колебания звуковой волны -ее принято определять в белах, или децибелах (децибел в 10 раз меньше, чем бел). Наименьший рост или снижение интенсивности звука, которое может испытывать человеческое ухо, равен 1 децибела.

Тембр отражает форму колебания звука. Обычно колебания звуковой волны (звук камертона) имеет форму синусоиды. Музыкальные звуки (пение, звуки музыкального инструмента) - это сложные звуки, состоящие из главного и частичных или парциальных, тонов.

Частичные тоны - это звуки от колебания половины, четверти, восьмой и т.д. частей целого тона. Образуется сложная звучание определенной высоты и силы, которое характеризуется своим тембром, то есть своеобразной совокупностью главного и частичных тонов.

Тембр развивается у детей с развитием речи. Дети уже в первом полугодии своей жизни способны реагировать на пение, музыку, на интонации речи, различают ритмичный сторону речи, а в конце первого года жизни различают звуки речи.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность - функция органов, расположенных в коже.

Тактильные ощущения дают знания о мере равенства и рельефности поверхности предметов, ощущаемая при их ощупывании. Больше органов тактильного ощущения размещен на пучках, кончике языка. При сильном давлении на органы тактильных ощущений ощущается боль. Тактильные ощущения, как и зрение, играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположение их в пространстве. Они особенно развиты у слепых, компенсируя отсутствие зрения при восприятии некоторых пространственных явлений. На этом построена азбука Брайля для слепых, в которой буквы изображены с помощью выпуклых точек.

Болевые ощущения, поступающие от органов, которых на наружной и внутренней поверхностях тела больше, сигнализируют о нарушении целостности ткани, что, конечно, вызывает у человека защитную реакцию. Направленность внимания на боль усиливает его, а отвлечение - ослабляет болевые ощущения. Боль, зафиксировано в центральной части болевого анализатора (в коре головного мозга), вызывает иллюзию боли в ампутированных конечностях (так называемый фантомная боль). Температурное чувство - чувство холода, тепла - вызывается контактом с предметами, имеющими температуру выше или ниже, чем температура тела. Можно вызвать парадоксальные ощущения тепла и холода: прикосновение к холодному вызывает ощущение тепла, а прикосновение к теплому - ощущение холода.

Температурные ощущения обусловлены и органическими процессами (кровообращением), и психическими состояниями (эмоциональными переживаниями). Эти состояния закрепили в языке образные выражения: "бросило в жар", "бросило в холод". Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружающей среды для жизнедеятельности, о состоянии здоровья организма.

Вибрационное чувство ярко проявляется в глухих и слепых. Глухие и слепые реагируют на вибрацию предметов, чувствуют ее ритмичность. Органа вибрационного чувства пока не найдено. Это чувство значительной мере связано с зрительной и слуховой чувствительностью. Вибрационное чувство является профессионально важным для тех специальностей, по которым вибрация предмета свидетельствует о качественных особенностях деятельности.

Обонятельные ощущения осуществляются специальными обонятельными пузырьками, расположенными на внутренней поверхности носа. Не только животные, но и человек очень чувствительна к запахам. Обонятельные ощущения сигнализируют организму о состоянии пригодности продуктов для употребления, о чистом или загрязненный воздух.

Орган обоняния человека очень чувствителен к запахам. Человек обонянием может почувствовать наличие в воздухе очень незначительных частей пахучего вещества, например розового масла, серного водорода, мускуса. У собак, например, обоняние настолько развит, что они могут почувствовать одну молекулу пахучего вещества, растворенного в одном кубическом сантиметре воды.

Обонятельные ощущения важны не только для жизнедеятельности, но и для ряда профессий: в некоторых специальностях мере химической реакции или пригодность продуктов определяют обонянием.

Вкусовые ощущения своим органом имеют специальные чувствительные к химическим раздражителям колбочки, расположенные на языке и небе. Средняя и нижняя части языка вкусовых органов не имеют. Различают чувствительность к горькому, кислого, соленого и - наименьшую - к сладкому.

Вкусы могут смешиваться, поэтому ощущается кисло-сладкое и горьковато-сладкое. Это позволяет комбинировать различные вкусовые свойства продуктов в пищевой промышленности. Вкусовые ощущения, как и обонятельные, имеют важное значение для жизни - они сигнализируют о степени пригодности пищевых продуктов для употребления. Эта чувствительность профессионально необходима в кулинарных специальностям, в пищевой промышленности - дегустация продуктов требует высокой вкусовой чувствительности и способности дифференцировать наличие в продуктах тех или иных вкусовых веществ, чтобы регулировать приготовления этих продуктов.

Вкусовые ощущения развиваются под влиянием упражнений и жизненной практики или ослабевают, если они ничем не подкрепляются.

Статические, или гравитационные, ощущение отражают положение нашего тела в пространстве - лежание, стояние, сидение, равновесие, падения. Рецепторы этих ощущений содержатся в вестибулярном аппарате внутреннего уха (преддверии, полукругом каналы). При изменении тела относительно плоскости земли, как это бывает при езде, на воде, в самолете и при заболевании вестибулярного аппарата, возникает головокружение, теряются равновесие, ориентация в пространстве.

Нарушение деятельности вестибулярного аппарата противопоказано для специальностей пилота, космонавта, для работы на судне.

Кинестетические ощущения отражают движения и состояния отдельных частей тела - рук, ног, головы, корпуса. Рецепторами этих ощущений есть специальные органы, расположенные в мышцах и сухожилиях. Давление на эти органы во время движений вызывает ощущение положения органов тела. Кинестетические ощущения, давая знания о силе, скорость, степень движений, способствуют регуляции ряда действий.

Во многих профессиях, в физической культуре эти ощущения способствуют координации движений.

Языковая кинестезия является основой для артикуляции.

Таким образом, формирование кинестетических ощущений в процессе обучения и воспитания - важная задача образовательных, физкультурных учреждений, заведений трудового воспитания и обучения.

Органические ощущения сигнализируют о такие состояния организма, как голод, жажда, самочувствие, усталость, боль, их анализаторы расположены внутри организма и реагируют на меру достаточности в организме питательных веществ, кислорода или на наличие в органах тела, в нервной системе продуктов распада, происходит во время работы, употребление недоброкачественных продуктов, алкоголя и т.

Органические ощущения вызывают различные эмоциональные состояния, которые человек своими действиями пытается поддерживать или устранять. Целесообразность этих действий (употребление пищи, напитков, лекарств, покой, труд) требует осведомленности с характером органических ощущений, их причинами и знания меры для их устранения или удовольствие.

Некоторые лекарства, еда, курение на время тормозят, притупляют неприятные ощущения, но вместе с тем наносят организму значительный вред.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения Российской федерации

Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПДО

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

Учебное пособие для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов

Ярославль

УДК 15

Васильева Л.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, кандидат психологических наук, Мисиюк Ю.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, Одинцова О.Ю., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии.

Рецензент:

Барабошин Александр Тимофеевич, заведующий курсом кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение). Ярославль, Ярославская государственная медицинская академия, 2013, 60 с.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение в реальной жизни неразделимы и неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Учебное пособие раскрывает понятие, свойства, виды и основные характеристики познавательных психических процессов, их развитие в онтогенезе.

Адресовано студентам 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.



Разрешено в печать Центрально-координационным методическим советом (протокол № 7 от 18.06.2013).

© Васильева Л.Н., Мисиюк Ю.В., Одинцова О.Ю.

© Ярославская государственная медицинская академия, 2013.

ВВЕДЕНИЕ 4 с.
§ 1. ОЩУЩЕНИЯ 7 с.
1.1. Физиологические основы ощущений 8 с.
1.2. Классификация ощущений 8 с.
1.3. Свойства ощущений 9 с.
1.4. Феномены ощущений 11 с.
1.5. Развитие ощущений в онтогенезе 14 с.
§ 2. ВОСПРИЯТИЕ 15 с.
2.1. Физиологические основы восприятия 16 с.
2.2. Классификация восприятия 16 с.
2.3. Свойства восприятия 20 с.
2.4. Феномены восприятия 22 с.
2.5. Развитие восприятия в онтогенезе 22 с.
§ 3. ВНИМАНИЕ 23 с.
3.1. Физиологические основы внимания 24 с.
3.2. Классификация видов внимания 25 с.
3.3. Свойства внимания 25 с.
3.4. Рассеянность внимания 27 с.
3.5. Развитие внимания в онтогенезе 27 с.
§ 4. ПАМЯТЬ 29 с.
4.1. Классификация видов памяти 30 с.
4.2. Основные характеристики памяти 32 с.
4.3. Факторы, влияющие на запоминание 33 с.
4.4. Основные законы памяти 34 с.
4.5. Развитие памяти в онтогенезе 35 с.
§ 5. МЫШЛЕНИЕ 36 с.
5.1.Операции и формы мышления 37 с.
5.2. Виды мышления 39 с.
5.3. Индивидуальные особенности мышления 40 с.
5.4. Диагностическое мышление врача 42 с.
5.5. Речь и язык 43 с.
5.6. Современные представления о структуре интеллекта 45 с.
§ 6. ВООБРАЖЕНИЕ 47 с.
6.1. Физиологические основы воображения 47 с.
6.2. Виды воображения 48 с.
6.3. Функции воображения 50 с.
6.4. Воображение и творчество 51 с.
6.5. Индивидуальные особенности воображения 53 с.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 55 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 с.

ВВЕДЕНИЕ

Небывалый рост науки и техники, усложнение профессиональной деятельности усилили зависимость успеха специалиста в работе от профессионализации его познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти, мышления. Причиной неправильных действий врача-специалиста может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления и т. п. Профессиональная подготовленность специалиста формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи.

Направленность развития ощущений, восприятий и внимания у студентов должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним будущая профессия. Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно-значимой деятельности. Будущему врачу нужны равномерно развитые основные свойства внимания. Он не сможет правильно поставить диагноз, провести лечение, не будучи внимательным к объективным и субъективным показателям заболевания, к состоянию и личности больного. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысливания ситуаций будущей работы (выделение в этих ситуациях главного и второстепенного). Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях.

Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. Во врачебной профессии оно особенно важно. Одной из основных функций воображения является проникновение во внутренний мир другого человека, что составляет основу такого профессионально важного качества врача как эмпатия (сопереживание). Воображение не является врожденным и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется.

Врачебная профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Для формирования профессионального клинического мышления у студентов надо, прежде всего, вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы. Но это вооружение должно быть особенным: простого запоминания понятий и знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений.

Формирование мышления включает в себя умение сравнивать, анализировать, осуществлять операции синтеза, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации, широко мобилизовать знания, избегать шаблона, творчески учитывать конкретные данные. Формировать мышление – значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной врачебной деятельности.

Развитие самостоятельного мышления – одна из важнейших задач высшей школы. При решении ее необходимо учитывать разнообразное проявление самостоятельного мышления человека, в частности не только умение решать какие-то новые проблемы, но и способность увидеть эти проблемы самостоятельно. Неумение видеть проблемы - это результат формализма в усвоении учебной информации, состоящем в том, что студент лишь запоминает конкретное содержание проблемы различных наук, но не видит, в чём они состоят. Если же решается проблема, обнаруженная самим студентом, то это сопряжено с высоким уровнем умственной активности, получение знаний идет творческим путем и обеспечивает более высокое их качество.

Профессиональное развитие речи помогает студенту овладевать знаниями, совершенствовать свое мышление, память и другие качества. Специалист без достаточно высокого уровня профессиональной речи не сможет успешно выполнять свои обязанности. Очень важно, чтобы студенты расширяли свой общий и профессиональный словарь, вырабатывали умения и навыки свободного и правильного владения профессиональным языком, учились кратко, четко и логично излагать свои мысли на занятиях, развивали навыки быстрого чтения.

Выбор человеком одного из многих решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира, т.е. его знаниями и представлениями о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и структуру и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент времени воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее. Психические процессы, с помощью которых формируются представления об окружающем мире, а также о самом организме и его внутренней среде, называются познавательными психическими процессами.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостной картины можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) таким образом является условным. В то же время в основе этого разделения лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа.

Рассмотрим более подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

ОЩУЩЕНИЯ

Простейшим познавательным процессом является ощущение, которое представляет собой некий первоисточник завершенного образа мира. В ходе практической деятельности человек одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление; они теснейшим образом переплетаются. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ. При этом ощущение как отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, восприятие как целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений, и представление как чувственно-наглядный образ предмета традиционно относят к формам чувственного познания.

Ощущение это психический познавательный процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда органы чувств полностью лишают внешнего воздействия. Как показали эксперименты, если поместить человека в среду, изолированную от любых ощущений, психика перестает нормально функционировать. Подобные результаты наблюдал в 1950-е гг. Джон Лилль, ученый-нейробиолог, разработавший барокамеру. Она имела вид темного звуконепроницаемого резервуара, изолированного от звуков, света и запахов. Резервуар заполнялся раствором высокой плотности, температура которого соответствовала температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывал как бы в невесомости. Однако испытуемый довольно скоро просил закончить эксперимент по причине возникновения галлюцинаций, нарушений мышления, искаженного восприятия времени, пространства, своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, то есть при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться. Таким образом, для нормальной жизнедеятельности человека ощущения необходимы. Они являются основным источником знаний о внешнем мире. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма человека с помощью рецепторов, расположенных в его теле.

Физиологические основы ощущений

Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств (например, звуковые волны, фотоны света, температура и пр.), называются раздражителями . Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) Периферического отдела , называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2)Афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры;

3) Центрального отдела анализатора – это отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.

Ощущения человека – это продукт исторического развития, качественно отличающиеся от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. Человек способен ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов. Это связано с тем, что у человека в процессе исторического развития сформировался несравненно более широкий круг потребностей.

Классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений:

1. По основным модальностям выделяют :

- обоняние;

- вкус;

- осязание

- зрение;

- слух.

2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

3. Генетическая классификация Х. Хеда позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);

- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).

2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии . Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них.

4. Пространственная локализация раздражителяпозволяет локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя ,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едваз аметное различие ощущений, называется порогом различения ,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Феномены ощущений

1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»), и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации , так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация . Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):

На основе устойчивых изменений, происходящих в организме;

На основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).

Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем, или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.

Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.