Походы Транспорт Экономные печи

Чем сейчас занимается всеволод чаплин. Из чего сделаны православные мальчики. Биография Всеволода Чаплина. О духовных учителях

Протоиерей Всеволод Чаплин часто появлялся на экранах телевизоров, много выступал, высказывал оригинальные мысли, делился мнением. Было больше скандального, чем интересного. Сначала забавно было все это слушать, потом батюшка просто надоел отвратительными высказываниями и провокационным бредом.

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья - интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он - крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой - возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие - его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В зените славы

Всеволода ценят и уважают, показывая это. Русский народный собор избирает протоиерея заместителем главы этого форума. В 2009 году Чаплин стал председателем отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Патриарх Кирилл назначал на посты надёжных людей. С тех пор его доверенное лицо возглавляет идеологию и распространение учений, являясь глазами и ушами церкви в контактах с общественными институтами. Священник продолжает читать проповеди в столичном храме и лекции в университете, выступает на радио и телевидении.

Работа Чаплина отмечена наградами. Так бы и жил обласканный властью человек, радовался. Но попала батюшке шлея под хвост - и понеслось. Это произошло не сразу, предпосылки случались и ранее. Священник Всеволод Чаплин отличался оригинальными взглядами и частенько выдавал изящные перлы. Например, он выступает за узаконивание обязательного ношения одежды, не вызывающей сексуального вожделения в согласии с традициями православной церкви.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь - вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме -пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность - это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют - несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога - украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы - бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, - благостное дело.

Перевертыш

Протоиерей Всеволод Чаплин - личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.

Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного - оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина - признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства - оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх - незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия - будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Нападки

Всеволод Чаплин требует дать общинам гарантии выдвижения кандидатов в духовенство и архиереи. В действительности епископ ставит настоятелем на приход очередного любимчика, а это неприемлемо, считает Всеволод Чаплин. Где служит единоначалие, там гибнет инициатива, а первыми признаками умирающей структуры становятся трусость окружения и кадровый голод. Дефицит ярких личностей прессует церковь, слышен голос одного патриарха. Там, где это происходит, решения принимаются без обсуждения с народом. Такая модель нежизнеспособна. В церкви важны только слова Святейшего. Но обстановка меняется, и попытка заглушить другие голоса провалилась. Сегодня власть у того, кто влияет на общество.

Если послушать эти смелые и, на первый взгляд, правильные высказывания Всеволода Чаплина, можно увидеть злые слова и желание унизить. Если после ухода из церкви человек разительно изменился и бросается на обидчиков, то это говорит о многом. Видимо, зря двигали его по служебной лестнице, вводили в узкий круг доверенных людей, относились по-дружески.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность -положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета - аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви - процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием - это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.

От редакции: Настоятель храма Русской Православной Церкви преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, протоиерей Всеволод Чаплин , скоропостижно скончался 26 января 2020 года. На страницах нашего сайта мы не раз публиковали яркие высказывания этого церковного и общественного деятеля, хотя далеко не всегда соглашались с ними. Сегодня, в дни начавшейся конституционной реформы, мы публикуем ставшее актуальным интервью с о. Всеволодом, посвященное Учредительному собранию и урокам 1993 года. Также он призывает не бояться диалога с католической церковью, находит возможным использовать опыт старообрядчества и Поместного Собора 1917-1918 годов в развитии подлинной соборности и нового прорыва в развитии русской цивилизации. В прошлый раз наше внимание привлекла « », которая позволила поговорить о возможностях питания христиан в в дни Великого и иных постов. Однако о. Всеволод - человек куда более многогранный, с большим опытом церковной и общественной деятельности. Он имел свои взгляды не только на особенности национальной трапезы, но и на проблемы общественно-политического бытия, был готов делиться соображениями на самые сложные вопросы нашего времени.

О. Всеволод, что вы думаете о возможностях и путях развития российского общества и государства на современном этапе истории?

Мне думается, настало время смены элит, время прорыва для нашего общества в целом и для русского народа. Россия не может жить в условиях отсутствия высоких, если хотите, надмирных целей, высоких исторических миссий. Страна и народ зачахнут, если их будут приучать жить ради частного интереса или ради мелких, узко-классовых ценностей.Такой прорыв может быть достигнут в самых разных областях. Это, например строительство новой двухэтажной России на достаточно больших территориях. Строительство, которое позволит дать семейное жильё большому количеству людей, и надо сказать, что именно такое семейное жильё обеспечивает достаточно большой рост семей. Такой прорыв может быть достигнут усилением роли России в мире. Он может быть достигнут в области научного и технологического развития, а также на путях поиска Россией новой глобальной миссии. И вот такой прорыв очень важен.

Пока, к сожалению, власть больше ведёт диалог с либеральной частью общественного спектра, даже с теми людьми, которые являются либеральной оппозицией, но в то же время реальная консервативная часть общества - не искусственно выращенная, не вечно послушная, а реальная, консервативная, патриотическая часть общественного спектра - очень часто не имеет возможности для системного диалога с властью.

У многих ныне живущих людей продолжает сохраняться чувство некой несправедливости со времён событий 1993 года, когда радикально, в одночасье и без настоящего общественного диалога и соответствующих процедур был изменен государственный строй. Вот если мы не вернемся в 1993 год, а может быть, и в 1991 год и не попробуем по-новому взглянуть на то, что тогда произошло, как тогда ставить новые перспективные цели? Возможно, стоит сегодня пересмотреть некоторые кажущиеся кому-то незыблемыми решения, которые тогда были приняты, - это касается приватизации, конституции, общественного строя. Все эти вопросы должны быть сегодня заново открыты. Они до сих пор вызывают достаточно серьезную озабоченность в обществе, вызывают чувство несправедливости, и их нужно вновь поднять на вершину общественной дискуссии.

Если говорить о процедуре этого процесса, то можно вернуться к идее учредительного собрания. Мы часто говорим о преемственности и единстве истории. Я считаю, что единство истории и преемственность политической истории России были в значительной степени прерваны тогда, когда было разогнано Учредительное собрание. Вернуться к нему было бы очень неплохо. Конечно, многие, особенно патриоты-охранители, могут сегодня сказать, что это будет дестабилизация политической жизни. Но вы знаете, не всякая стабильность хороша. Стабильность без справедливости, без возможности развития - это застой, и он всегда чреват новой революцией и новой диктатурой, что в преддверии годовщины событий 1917 года очень важно помнить.

Примечание от редакции: В сентябре - октябре 1993 года президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 и ряд других документов о роспуске законодательных органов власти Российской Федерации (Верховного совета и Съезда Народных Депутатов) и приостановлении деятельности Конституционного суда. Всвязи с этим собравшийся Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 Конституции, объявил о прекращении полномочий президента, а сам парламент и большинство региональных органов законодательной власти отказались подчиняться указам президента. Для подавления сопротивления Б.Н. Ельцин приказал ввести в столицу вооруженные силы, которые 4 октября 1993 года штурмом взяли здание парламента. Спустя два месяца, 12 декабря 1993 года, была принята новая Конституция, существенно уменьшившая полномочия законодательной власти и значительно увеличившая полномочия президента.

Где находится та золотая середина в отношениях между церковью и обществом, когда церковь не является равнодушным наблюдателем, но, с другой стороны, не пытается вмешиваться в каждую сторону жизни общества и государства?

Церковные институты не должны превращаться в органы политической власти или вмешиваться в их работу - это, пожалуй, единственное ограничение, которое Церковь сама на себя наложила и которое я считаю разумным. Но по самым разным вопросам жизни общества и даже государства Церковь высказываться может и должна.

Напомню то, что говорил последние лет 10-15. Церковь - это не только люди в рясах или те, кто получает зарплату в кассе епархии или прихода. Церковь - это десятки миллионов людей, по преимуществу мирян. Эти люди не только могут, но и должны участвовать в самых разных областях жизни общества и государства, оценивать ее в полный голос, если есть, что сказать. И нашим оппонентам - секуляристам, атеистам, гуманистам (кстати, гуманизм - это не гуманность, это мировоззрение, идея «человекобожия», против которой недавно выступил патриарх Кирилл), надо, наконец, отойти от удивленно-неприязненного отношения к гражданской активности христиан, отношения, которое было сформировано идеями «великой» французской революции, потом советской теорией и практикой. Христиане - это такая же часть общества, как и любая другая его часть. Религиозное мировоззрение имеет такие же основания для влияния на общество, как и любые другие мировоззрения. Поэтому в общественной вовлеченности православных христиан нет ничего противоестественного, нет ничего предосудительного.

С момента «второго Крещения Руси», с 1988 года, в России и других странах бывшего Советского Союза построены тысячи храмов и молитвенных зданий, издается множество духовной литературы, развиваются структуры практически всех традиционных религиозных объединений. Однако, несмотря на это, нельзя сказать, чтобы уровень нравственного состояния общества поднимался пропорционально церковным достижениям. А в некоторых общественных сферах уровень морали упал ниже, чем даже во времена советского безбожного режима. С чем это связано?

Вы знаете, нравственное состояние общества все-таки меняется. Я сравниваю нынешнюю молодежь с молодыми людьми 1980-х годов, то есть периода моей юности, так вот нынешнее молодое поколение гораздо чище в нравственном отношении. В чем-то наивнее, беззащитнее, но нравственно чище однозначно. Сегодня даже по только что обсужденному нами стремлению соблюдать пост, в том числе среди неверующих людей, мы видим стремление к совершенству. Многие люди ставят любовь, дружбу, идеи выше материального благосостояния; многие способны на гражданское мужество, на честные и смелые поступки, и это вселяет надежду. Нравственное изменение общества, особенно после цинизма поздних советских и ранних постсоветских лет, не могло быть быстрым. В 1990-е годы говорили, что должно пройти 40 лет после вавилонского плена. 25 уже прошло, и изменения в обществе налицо.

Другое дело, что часть элит, сформировавшихся в те самые циничные 1980–1990-е годы, до сих пор пытается сочетать нравственную и патриотическую фразеологию с абсолютным бесстыдством собственной жизни. Эти люди говорят о любви к России - и держат имущество и деньги за рубежом, они говорят о нравственности - и бросают своих жен, и начинают заниматься, попросту говоря, блудом, они говорят о честности - и допускают сомнительные действия на стыке власти и бизнеса. Поэтому я и говорю, что важным элементом нравственного обновления общества сегодня должна быть смена элит, очищение от людей, получивших в своё время мощную прививку цинизма и вряд ли способных преодолеть в себе ее последствия.

Встреча патриарха Кирилла и папы Римского всколыхнула не только настроения внутри РПЦ, но и в среде других церковных деноминаций, например, у старообрядцев. Как вы думаете, почему такой резонанс в этой среде получило это событие? Стоит ли старообрядцам бояться козней Римского Папы?

Ни старообрядцам, ни так называемым никонианам не нужно бояться никакого Римского Папы, если только мы сохраним верность Христову учению и не будем стыдиться об этом учении говорить как можно более широко, в том числе при прямых контактах с представителями Католической церкви, даже на самом высоком уровне. Диалог, конечно, нужен, но это должен быть диалог в истине. Мы должны без оскорблений, без агрессии, но все-таки говорить о тех искажениях истинной христианской духовности, которая имеет место в католической мистике, в социальном учении Ватикана, в принципиально неправильных попытках «приспособиться» к духу века сего. На мой взгляд, Католическая церковь все реже обличает захват власти агрессивно-секулярными силами, глобально-экономическую несправедливость, ростовщичество, пропаганду гомосексуализма, так называемые однополые браки, культ «свободной любви». Слишком часто мило улыбаются там, где нужно встать и в полный голос сказать: «Люди, опомнитесь, вы идёте по пути, ведущему в геенну».

Что касается резонанса вокруг этой встречи, который захлестнул не только нашу Церковь, но и общество и другие религиозные общины, то причиной его стало пробуждение дискуссии вокруг застарелой и усиливающейся проблемы единоличного принятия в Церкви многих принципиальных решений. С одной стороны, сейчас обсуждаются многие новые проекты, многие документы рассылаются даже по приходам (например, образовательная концепция и проект современного катехизиса), но одновременно многие не менее важные документы и решения принимаются в узком кругу то ли из двух, то ли из пяти людей.

Одновременно на резонанс повлияло и то, что по итогам встречи Ватикан получил, на мой взгляд, определённое стратегическое преимущество. Мы получили поддержку по вопросам, актуальным на перспективу в пять-десять лет. Ватикан получил безоблачную картинку отношений, которая поддержит его миссионерские усилия среди молодёжи, в вузах, культурно-информационной сфере. Это особенно актуально в российских крупных городах, в центре и на востоке Украины и Белоруссии. Протестовать против этой миссионерской работы православным теперь будет гораздо сложнее.

В древней Церкви христианин ощущал себя полноценным членом христианской общины, сейчас - скорее прихожанином, а иногда и просто захожанином. Почему роль христианской общины как таковой нивелировалась, и можно ли что-то сделать для её возрождения и более активного участия в её жизни мирян?

Действительно, кризис общинного устройства церковной жизни, кризис общинного сознания имел и до сих пор имеет место. Но ситуация быстро улучшается. Я не согласен с людьми, говорящими: у нас общины нет, у нас одни захожане, миряне не несут никакой ответственности за жизнь прихода, им все равно и так далее. На самом деле ситуация уже иная, по крайней мере в большинстве городских общин, да и в половине сельских. Есть, конечно, некоторая специфика в отдельных местах - это монастыри, больничные, тюремные храмы, храмы при военных частях. Но вот в обычных приходах и подворьях сейчас общины уже в значительной степени сложились. Постоянные прихожане знают друг друга, общаются, их интересует происходящее в приходе, они по мере сил стараются участвовать в его жизни. Конечно, десятину сегодня мало кто может себе позволить, но какие-то регулярные пожертвования они делают практически каждую неделю.

Эти люди уже небезгласны, это не старушки 1980–х годов, это люди, у которых есть свой голос. Основу приходов сегодня составляют молодые семьи с детьми, люди среднего возраста, в некоторых местах молодёжь. С этими людьми можно и нужно советоваться о состоянии и развитии приходской жизни. Я, например, когда служил в храме святителя Николая на Трех Горах, на приходское собрание приглашал всех с амвона. Люди приходили со своими вопросами, пожеланиями. Да, появлялось три-четыре сторонних человека, но и их тоже не было смысла бояться. И для того, чтобы община развивалась, надо просто доверять людям, чаще советоваться с ними, чаще собирать их, выслушивать их мнения и делать из этого выводы. Я бы сказал, что члены общины вполне могут принимать участие в церковной жизни, в принятии решений по важным вопросам, не исключая и выборов духовенства.

От редакции: Подобные мысли высказывались в синодальной церкви ещё до революции. Епископ Феофан (Говоров) писал: «Будь неладен тот, кто разъединил и разбил древний союз членов церкви, как вожделенный для блага нашего. Одно из совершеннейших зол - полицейская, приказническая форма в делах церковных. Она всех охватила и всех закалила северным холодом, и жизнь замерла. Присмотритесь: у нас нет отцов в церкви, а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцов не течет к детям свет и тепло, - и дети стоят спиной к отцам».

Недавно Вы выступили за возвращение выборов епископата в Русской Православной Церкви. Можно ли в этом случае использовать опыт, полученный во время выборов на Поместный собор 1917 года? Можно ли использовать опыт старообрядческих церквей, где выборы епископов и духовенства в той или иной форме сохраняются на протяжении сотен лет?

Да, старообрядческий опыт интересен, и его стоит изучить. Но у нас есть и свой опыт, когда в канун революционных событий 1917 года были избраны лучшие архиереи своего времени. Именно они, эти архиереи, возглавившие сонм новомучеников, были избраны при участии клира и народа. Такое вполне возможно и сегодня. Тем более, как я уже указал, церковные общины вполне состоялись и могут принимать участие в управлении Церковью. Конечно, Патриарх и Священный Синод должны иметь возможность отвода избранного епархиальным собранием кандидата, если на то имеются канонические причины. Но такие причины должны быть строго определены и представлены всей Церкви. В ныне господствующей практике, когда архиереев нередко назначают по мотивам целесообразности, всегда очень много личного, очень много интриг и церковной бюрократии.

На самом деле имеются кандидаты в епископы в самих епархиях. Мы знаем, что во многих епархиях, монастырях, приходах есть настоящие лидеры церковной жизни - авторитетные духовники, пастыри, мыслящие и общественно активные. Конечно, у них должно быть преимущество перед приезжими кандидатами из совсем других церковных областей, иногда слишком юными и неопытными для того, чтобы духовно руководить людьми даже на уровне прихода, уж не говоря о епархии.

Абсолютно ненормальна ситуация, когда в приходскую или епархиальную общину назначается человек совершенно неизвестный, не знающий ни обычаев местной общины, ни даже ее истории. Тем более что сегодня городские приходы, как правило, имеют своих кандидатов в священство, а епархии - кандидатов в епископы. Конечно, в этой ситуации теоретически могут быть исключения, но для исключения должен быть особый порядок поисков кандидата - например, в соседних общинах, соседних епархиях, или в крайнем случае в общецерковном или епархиальном центре. Причем, если кандидат предлагается «внешний», он должен сначала пройти испытательный срок, поработать в каком-либо качестве в той общине, в которую назначается, чтобы завоевать там доверие.

Также полагаю, что необходимо вернуться к канонической практике поставления, назначения и перемещения священнослужителей. Будем надеяться, что появятся епископы, которые будут ее у себя вводить, и надо обсуждать перспективы этой практики в общецерковном масштабе. А сегодня нас пугают хаосом или манипуляцией в случае доступа общин, мирян к принятию решений в церковной жизни. Небольшая такая опасность есть, но ее вполне можно избежать. Собрание общины может быть открыто для всех прихожан, но в случае попыток манипуляции есть самые разные защитные механизмы. Так, какую-то внешнюю агрессивную группу вполне можно выявить и попросить покинуть собрание. Главное - доверять людям, которые сегодня достаточно зрелы в христианском отношении, по крайней мере в городских общинах. Нужно также осознать, что современная практика не устраивает очень многих. Если эти люди пока не протестуют и не высказываются громко, это не значит, что озабоченности в них нет. Поэтому, пока нарыв не прорвался, нужно постараться его вылечить восстановлением подлинной соборности.

От редакции : В Русской Православной старообрядческой Церкви с 1897 года, благодаря стараниям Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, Соборы в соответствии с 37 правилом святых апостолов собираются каждый год (за исключением периода атеистических гонений). На этих ежегодных соборах регулярно обсуждаются и избираются кандидаты во епископы. Место служения будущего епископа утверждается на епархиальном собрании с участием духовенства и мирян.

Как вы относитесь к взглядам и формам просветительской деятельности протодиакона Андрея Кураева?

Многое из того, что говорит отец Андрей, я не разделяю. И главная проблема отца протодиакона - это следование за модными трендами, попытки приспособиться ко вкусам и взглядам либеральной аудитории, редуцировать церковное предание и даже Писание до вещей, который ласкают слух участников «прогрессивной» тусовки. О. Андрей вообще с юности стремился понравиться аудиториям - прежде всего либеральной, при этом жестко обличая и провоцируя аудиторию консервативную.

Впрочем, я считаю, голос о. Андрея нужен и важен Церкви, в том числе потому, что он обличает разные пороки духовенства - заметим, что он не всегда это делает с достаточными доказательствами, что плохо и подрывает доверие к обличениям. Но не думаю, что о. Андрею надо пытаться как-то заткнуть рот. Более того, надеюсь, что когда-то этот человек займет одно из центральных мест в Церкви. Впрочем, важно, чтобы это место не было монопольным, важно, чтобы его роль в церковном учительстве не оказалась единственной.

Изменились ли у вас отношения с окружающими людьми и знакомыми после вашей отставки?

Я давно готовился покинуть эту работу и, откровенно говоря, думал над тем, кто после этого останется в друзьях, а кто отвернется. Так вот, думал я о людях гораздо хуже, готов в этом признаться. Из тех политических и общественных деятелей, к которым подкатывали с предложением меня обругать, отреагировали только два человека. И только один из них бегает от меня на разных публичных мероприятиях - со всеми остальными продолжаем общаться, чему я очень рад. В Церкви же удалось сохранить общение практически со всеми, с кем я бы хотел общаться, и многие выражают поддержку: кто-то прикровенно, кто-то открыто. Всем своим друзьям, коллегам, соработникам я очень благодарен.

Беседовал Глеб Чистяков

Понравился материал?

Всеволод Анатольевич Чаплин – протоиерей РПЦ, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, бывший член Общественной палаты Российской Федерации. В начале 2016 года был назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы.

Детство и юность

Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве в семье ученого в области теории и техники антенн, профессора Анатолия Федоровича Чаплина. Родители будущего священника не участвовали в жизни православной церкви, и мальчик пришел к вере самостоятельно в 13 лет. В школе Сева учился без особого рвения, получая низкие оценки по физике, химии и математике.

В 1985 году после окончания учебного заведения поступил на службу в Издательский отдел Московского Патриархата, после чего получил рекомендации от митрополита Питирима (Нечаева) для учебы в Московской Духовной Семинарии. В 1990 году Всеволод Чаплин стал студентом Московской Духовной Академии, которую окончил в 1994 году в звании кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Монашество

С 1990 года Всеволод становится рядовым сотрудником штата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1991 году Всеволода Анатольевича рукополагают в диакона и повышают в должности до заведующего сектором общественных связей, где Чаплин трудился в течение 6 лет. В 1992 году на Рождество Всеволод становится иереем православной церкви. В это же время Чаплин входит в ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.

В 1996 году отца Всеволода приглашают на общественный пост в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и экспертную группу ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Через год Чаплин получает должность секретаря ОВЦС МП в связи с проводимой (Гундяевым) структурной реорганизацией.

Личная жизнь

Всеволод Чаплин вел монашеский образ жизни, у него не было семьи и детей.

Смерть

26 января 2020 года Всеволод Чаплин на 52-ом году жизни. Официальная причина смерти пока не озвучена. По словам очевидцев, настоятель храма у Никитских ворот скончался перед церковью.

Вчера неожиданно для многих в отставку был отправлен, казалось бы, непотопляемый глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин. Он тут же , что вызвало бурю обсуждений в сети. Между прочим, еще в октябре я , что "власть, в условиях нарастающего кризиса и социального недовольства, может вновь попытаться сделать ставку на авторитет РПЦ, укрепляющий политический режим, однако для этого надо прежде очистить руководящие органы церкви от наиболее скандальных и одиозных фигур (вроде Всеволода Чаплина, Димитрия Смирнова, патриарха Кирилла). Собственно именно это Кремль уже неоднократно проделывал с той же Госдумой, задвигая подальше депутатов, вызывающих слишком сильное раздражение в обществе". Иными словами, отставка Чаплина может быть элементом некой большой игры, связанной с переформатированием сил в РПЦ в целом.

25 апреля 2012. Протоиерей Чаплин допустил легализацию судов шариата в России
http://lenta.ru/news/2012/04/25/shariat/

13 мая 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддержал помещение в психбольницу карельского блогера, критикующего Русскую Православную Церковь.
http://www.rbc.ru/society/13/05/2012/650104.shtml

25 июня 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что ему было божественное откровение о том, что Бог осуждает участниц Pussy Riot, которые проходят обвиняемыми по cкандальному делу о хулиганстве панк-группы в храме Христа Спасителя. "Я убежден, что Господь осуждает то, что они совершили. Я убежден, что этот грех и в этой жизни, и в будущей жизни будет наказан", - заявил священник во время круглого стола, проведенного журналом New Times о границе между искусством и кощунством.

24 июля 2012. «Должно быть лицо в стране - президент, монарх, кто-то еще, - который имел бы право не просто в резонансных случаях, а в любых случаях, которые требуют незамутненного нравственного суждения, на абсолютное помилование или на абсолютно жесткую кару. Это не соответствует западной политической системе, но именно в этом она и неправа», — заявил Всеволод Чаплин в интервью порталу «Православие и мир».

2 августа 2012. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Сам Господь не прощает грешника без покаяния, - напомнил священник. - Об этом в Евангелии говорится далеко не один раз. Упорствующих в грехе Господь сравнивает с нечистыми животными, называет их проклятыми, обрекает их на вечные мучения с диаволом и его ангелами. Так что Божие прощение имеет пределы и пределы очень жесткие. Более того, Господь говорит, что многие идут путем, ведущим в погибель, - лишь немногие идут узким путем в Царствие Небесное. Нравится это отцу Андрею или нет, Господь говорит, что многие погибнут. Какой именно процент, я не знаю. Очевидно, по крайней мере, 51%. И значит, милосердие Божие не простирается на большинство людей, которые являются не кающимися грешниками. Молчать об этом или пытаться спорить с этим значит пытаться спорить с Евангелием - потому что это говорит Премилосердный Господь".

27 августа 2012. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что священнослужители не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь

18 декабря 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества священник Всеволод Чаплин рассказал «Газете.Ru», что фактически поддерживает законопроект о запрете на усыновление российских детей гражданами США.

5 апреля 2013. Очередное объяснение тяги православных иерархов к роскоши дал глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом митрофорный протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, даже самые скромные епископы в соответствии с традициями должны пользоваться дорогими вещами. «Если говорить о епископе, здесь надо учитывать: традицией Православной церкви всегда предполагалось, что он окружен определенным почетом. Люди заботятся о том, чтобы у него были достойная машина и резиденция. Он во время богослужения, а иногда и на некоторых мероприятиях восседает на троне, у него есть особое место в храме — кафедра, которая возвышает его над остальными людьми. Такова православная традиция. Епископ — образ царствующего Христа, и эту традицию в Православной церкви надо всячески поддерживать», — заявил Чаплин в интервью РБК.

17 мая 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в пятницу на форуме партийных проектов "Единой России", сравнил нынешнюю ситуацию в России с 1917 годом и выразил надежду, что действующая власть сможет справиться с "антипатриотическими" силами. "Я рад, что патриотическая платформа "Единой России", в целом партия видит инициативы народа и поддерживает их", - отметил Всеволод Чаплин.

29 мая 2013. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что русский народ с симпатией относится к главе Чечни Рамзану Кадырову. "Я знаю, как среди чеченского народа позитивно относятся к президенту России господину Путину, я знаю, что в русском народе уважают и с симпатией относятся к Главе Чеченской Республики господину Рамзану Кадырову. Но есть, конечно, люди, которые его критикуют, но, заметьте, что, как правило, это те самые люди, которые, находясь в России, критикуют и Россию, считают, что ее народ слишком глуп, чтобы решать свою собственную судьбу", - отметил глава отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества. "Есть такая прослойка в Москве, в некоторых других российских городах, которая не воспринимает уважительно ни российскую власть, ни самое главное - российский народ. Вот эти люди критикуют сегодня то, что происходит в Чеченской Республике, и, как правило, это люди, которые не друзья ни чеченскому народу, ни русскому народу", - подчеркнул отец Всеволод.

7 июня 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал прописать в региональном законодательстве нормы поведения в обществе. Говоря об этом, представитель Церкви сослался на законодательство многих стран мира, где, по его словам, "фиксируется совершенно четко, что ты можешь делать в общественном пространстве, а что - нет".

18 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "...нужно избегать потребительского отношения к причащению. Приходит много людей, которые причащаются лишь потому, что их об этом просят родственники, родители, друзья. Многие приходят к причастию для того, чтобы облегчить свое состояние здоровья или по другим чисто утилитарным причинам: перед началом нового дела, перед тем, как лечь в больницу. К этому тоже надо относиться достаточно критично".

25 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Россия поддерживает и традиционный ислам, и должна поддерживать его"

30 июня 2013. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин считает меру наказания за оскорбление чувств верующих в виде трехлетнего тюремного срока слишком мягкой, передает ИТАР-ТАСС.

4 июля 2013. Член Общественной палаты России и глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о необходимости введения критериев дееспособности для российских ученых

5 июля 2013. По словам Чаплина, если в приходе, где живут богатые или по крайней мере небедные люди, священник бедствует и вынужден постоянно ходить с протянутой рукой, "это позор для паствы, для той церковной общины, того социального круга, который присутствует в том месте, где этот священник служит". "Не стоит идти на поводу у тех людей, которые настаивают на том, что священник не может жить достойно в материальном отношении", - подытожил глава ОВЦО.

8 июля 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин осудил западные тенденции по формированию "нового человека", лишенного национальности и религиозных, а порою и гендерных отличий”.

11 августа 2013. Страны, большинство населения которых исповедует православие, имеют больше шансов на экономическое процветание в будущем. Как сообщает «Интерфакс», об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

28 сентября 2013. Всеволод Чаплин о деле Pussy Riot: "Я не вижу прогресса в их духовном состоянии. И на отсутствие этого прогресса вряд ли повлияет что продолжение заключения, что освобождение. Мне приходилось объяснять в прямом письме госпоже Толоконниковой, в чем она не права. Совершенный ей грех если не будет раскаян на исповеди, если она не пересмотрит своё к нему отношение, наказывается Богом гораздо страшнее, чем наказание любого земного суда: наказывается вечными муками".

14 октября 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Люди вправе ожидать, что преступник понесет кару. И в данном случае, как и в других подобных случаях, когда убийство сопровождается крайним цинизмом, вызовом нравственным нормам и нормам культуры, наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным"

29 января 2014. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти законодательно запретить любые проявления кощунства в искусстве, в частности, в театре.

1 апреля 2014. Всеволод Чаплин: «Мы должны обеспечивать то, чтобы центры генерации идей внутри России были собственно российскими, управлялись отсюда и отвечали интересам нашего собственного народа. Поэтому очень важно, чтобы деятели, которые нацелены на ключевую роль в собственной стране в той или иной области, включая религиозную, обучались бы только внутри страны»

1 августа 2014. Западные санкции дадут России возможность сделать свою экономику более нравственной. Такое мнение высказал глава Синоидального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

7 августа 2014. Ограничения на импорт ряда товаров помогут россиянам "перестать гнаться за западным стандартом потребления". Об этом, как передает РИА "Новости", заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, россиянам придется пережить непростые времена с точки зрения экономики, и не только в связи с уже введенными и возможными новыми санкциями в отношении России. Эти времена, по словам священнослужителя, наступили еще до введения ограничительных мер.

24 декабря 2014. Всеволод Чаплин полагает, что доминирование США в мире подходит к концу и именно Россия может его окончательно свести на нет. "Не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект", - приводит "Интерфакс" слова священника.

19 февраля 2015. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин признался в интервью корреспонденту «Независимой газеты» Игорю Гашкову, что пишет рассказы под псевдонимом Арон Шемайер и наравне с другими пользователями выкладывает их в Интернет. В рассказе Чаплина «Машо и медведи» показана Москва 2043 года - воплощенная антитеза традиционной морали. Красную Пресню переименовали в Голубую, Церковь распустила себя сама, а новый общественный строй, вдохновляющийся идеалами «Великой сексуальной революции», держится на штыках легионеров-африканцев. Жители Москвы 2043 года существуют, погрузившись в себя, в то время как власти сосредоточились на защите меньшинств и пропаганде телесного низа. Вот один из характерных образцов авторского стиля Арона Шемайера: «Это что за дивный новый мир? - завелось Машо. - Вот я сюда пришло. Я интерсексуал. Могу быть и садо, и мазо, и гомо, и гетеро, и зоо, и педо, и некро, и техно. А могу - никем из вышеперечисленного. Вам что, не объясняли, что такое zero tolerance к дискриминации?»

7 марта 2015. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом. Об этом он написал в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", опубликованной накануне на сайте "Интерфакс-Религия". "Гуманность, человечность - это христианская ценность, тогда как гуманизм - это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами", - пишет священник в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?"

24 марта 2015. Новосибирскую постановку оперы "Тангейзер" следует проверить на содержание в ней порнографии и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, заявил "Интерфаксу" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Если руководство театра говорит о доброй воле в диалоге с верующими, как оно может игнорировать то, что верующие говорят: изображение Христа (а режиссер признается, что изображается именно Христос) на фоне полураздетых женщин, целующихся друг с другом, - это, конечно, осквернение почитаемого христианами символа - лика Христа, его образа", - сказал он.

2 апреля 2015. Всеволод Чаплин, выступивший на круглом столе в Москве, высказал убеждение, что в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социального государства. "Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм", - приводит портал "Интерфакс-Религия" слова представителя РПЦ.

19 июня 2015. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду, что спокойствие и мир скоро закончатся. По его мнению, слишком комфортная и спокойная жизнь вредит обществу. «Светскость — это мертвая идеология, — заявил Чаплин в ходе дискуссии о балансе светского и религиозного в России. — Если общество живет в условиях относительного мира, — спокойствия, сытости, — какое-то количество десятилетий, парочку-троечку, оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдет умирать за рынок или демократию, а необходимость умирать за общество, его будущее рано или поздно возникает. Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю “слава Богу” — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет.

30 августа 2015. В Русской православной церкви призвали сменить "коррумпированные и циничные элиты", правящие в России. Об этом заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в воскресенье на международном православном молодежном форуме в Казани. В начале августа он уже призывал "молодежь с горящими глазами" к смене элит. Сейчас же самые деятельные "уходят в ИГИЛ", посетовал он.

11 сентября 2015. Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Конституция России 1993 года нелегитимна. Он обосновывает это тем, что в ее обсуждении не участвовали православные. Заявление Чаплина прозвучало в выпуске видеоблога «Царьград ТВ», опубликованном на YouTube еще в августе.

11 ноября 2015. РПЦ намерена добиться того, чтобы ее голос был определяющим при принятии любых решений. Такое мнение высказал глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на встрече с епархиальными отделами по взаимоотношениям церкви и общества. «Нам не нужно выступать как агрессорам, пытаться проповедовать клерикализм, то есть систему, в которой духовенство управляло бы государством. Но мы вместе, духовенство и миряне, имеем полное право на то, чтобы наш голос, голос большинства, был определяющим для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего», — цитирует Чаплина «Интерфакс».

19 ноября 2015. Чаплин призвал обсуждать смертную казнь без оглядки на мнение Запада. По его словам, в основах социальной концепции РПЦ говорится, что лучше обходиться без смертной казни, если решение об её отмене принято обществом, но когда возникают серьёзные угрозы безопасности, люди могут опять решить, что смертная казнь возможна.

24 ноября 2015. Всеволод Чаплин призвал воплотить в России идеалы халифата. Как сообщает «Интерфакс», священник поставил в один ряд СССР, «Святую Русь» и «халифат», призвав реализовать сегодня идеалы этих систем правления. «Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».

Сегодня на 52-м году жизни умер протоиерей Всеволод Чаплин. Это интервью, в котором священник рассказывает о времени и о себе, впервые было опубликовано на «Правмире» 24 декабря 2015 года.

Все уже привыкли, что Церковь в современном мире - полноправный общественный институт, активный участник происходящих событий, объект критики и обсуждений в обществе и СМИ, у Церкви есть свои телеканалы, радиостанции, сайты, но еще тридцать лет назад все было совсем иначе. Кем были те молодые люди, которые приходили к вере в восьмидесятых, как они проводили время, как относились к советской системе, кто были их духовные наставники, о чем думали, мечтали и говорили…

Вспоминает человек, который, несомненно, войдет в новейшую историю России и Русской Православной Церкви, свидетель и непосредственный участник религиозного возрождения, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

О времени

Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас

Отец Всеволод, в своих выступлениях Вы часто упоминаете христианскую общину 80-х годов. На одном из последних мероприятий, где мы с Вами виделись, Вы сказали буквально следующее: «Это мне напоминает православную тусовку 80-х». Что «это» и что «напоминает»? Какая она была - православная тусовка, какой Вы ее помните?

Давайте начнем по порядку. Действительно, время было очень интересное. Я сам пришел к вере в 1981 году. Мне было тогда тринадцать лет, и я уже очень многим интересовался. С восьми лет слушал «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Ватикан», «Голос Израиля», «Радио Швеции» и так далее. Мой отец тоже слушал все эти радиостанции, как и многие советские мыслящие люди, но уже в восемь лет я ловил радиоголоса самостоятельно. Более того, придя из школы, ставил приемник на окно, чтобы слышали все.

К разным материалам о религии у меня был доступ с юных лет. Источниками были и те же радиоголоса, и атеистическая советская литература, которой я прочел очень много уже в самые юные годы. В тринадцать лет я пришел в храм и просто понял, что тут останусь. Надо заметить, что это решение мало было связано с тем объемом знаний о религии, который я успел накопить. Около полугода я был оглашенным, потом в июле 1981 года в Калуге меня крестили.

Я сразу влился в довольно узкий, но очень интересный круг верующих молодых людей того времени, причем принадлежавших к разным религиям и конфессиям. Люди были самые разные. Кто-то был настоящим диссидентом - о таких рассказывали на тех же западных радиостанциях. Кто-то работал в советской системе, но при этом был более или менее открыто верующим. Были православные, католики, иудеи, протестанты (в основном баптисты и пятидесятники).

Были люди либеральных и консервативных взглядов, были хиппи, тогда еще первые в Москве панки, любители классической музыки, любители стилизаций под архаику, кто угодно. Были стукачи. Был, увы, и криминализованный элемент: вокруг религиозных мест, посещавшихся иностранцами, крутились фарцовщики, торговцы нелегальным товаром, проститутки обоего пола, валютчики, наркоманы, наркоторговцы - люди, жившие на грани и за гранью закона. Вокруг любой неформальной тусовки всегда таких людей бывает много, ведь подобная среда достаточно открыта. Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас.

- У меня были какие-то более идиллические представления…

Нет, все было именно так. В некоторых местах первыми, кто вступал с тобой в контакт, были либо политические провокаторы, либо люди, предлагавшие что-то незаконное, например, наркотики или тамиздат. Знаете, все было. Психически больных было много… Тем не менее, все-таки в этом «бульоне» была значительная часть настоящей ищущей интеллигенции, жившей полнокровной жизнью. Люди встречались в самых разных местах. Иногда в большом количестве распивали алкоголь.

- Какой?

Пиво и водку, в основном. Хорошее вино тогда было малодоступно, это уже в нынешнем возрасте мы перешли на вино. Уже начинаешь переходить от режима жизни «кино, вино и домино» к режиму «кефир, клистир и теплый сортир».

Были люди, которые бродили по московским переулкам и говорили: «Как бы было хорошо, если бы сюда упали американские ракеты и вся эта гадость исчезла бы с лица земли, эта проклятая страна». Все то, что сейчас некоторые говорят, тогда говорилось даже иногда в более жестких выражениях, при этом сдабривалось цитатами из самиздата и тамиздата и заканчивалось пьяными разговорами на тему, когда же наконец Америка завоюет Россию.

О времяпрепровождении

Мы ходили по бульварам и переулкам, и говорили, говорили, говорили…

- В основном, обсуждались политические темы?

Вообще, темы обсуждались любые, но особенно - религиозно-общественные. Время проводилось примерно так. Был известный «треугольник», образованный тремя культовыми учреждениями - это Антиохийское подворье, католический приход святого Людовика и синагога. Значительное количество молодых людей барражировало между этими тремя зданиями. Иногда присоединялись баптисты, но они держались немножко особняком, потому что в советское время это была довольно замкнутая община, которая не очень хорошо шла на контакт. Баптисты часто играли в бадминтон на нынешней Новой площади в сквере, а также ходили по улицам и пытались вести с разными людьми разговоры о Боге.

Более широкая тусовка периодически перемешивалась с хиппи, которые сидели на Чистых прудах, на Гоголях и на Арбате, посещала пивные на Покровских воротах, там их было три. Если вдруг у кого-то оказывалось аж десять рублей, могли пойти в более чинное заведение и выпить водки. А так, в основном, ходили по бульварам и переулкам, и говорили, говорили, говорили… О том, что будет с Россией, о том, что происходит в военно-политической сфере - тогда все еще была актуальна возможность ядерного конфликта между СССР и США. Обсуждали, что будет с диссидентами, что будет с советской властью, можно ли найти что-то человеческое в таких фигурах, как Черненко, Андропов, Горбачев. Как раз тогда начался период быстрой смены государственных лидеров, умер Брежнев… Кончину Брежнева мы обмывали с евреями возле синагоги.

Кроме этого, был еще один круг молодых людей, в который я входил. Это были прихожане храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Я ходил, в основном, в три храма - туда, в и иногда в Антиохийское подворье - там тогда служил отец Сергий Булатников - очень открытый и добрый священник, принимавший молодежь. У него можно было стрельнуть пару рублей на пиво. Тогда ему было немногим больше тридцати, а сейчас он довольно пожилой человек, к сожалению, в очень тяжелом состоянии много лет после инсульта. Я его периодически приглашаю на службы, мы общаемся.

Этот круг, круг Брюсова переулка, который мы никогда не называли улицей Неждановой, был более консервативный, и в нем было больше разговоров о духовной жизни.

День мог, например, сложиться так. Прогуляв школу или удрав из нее пораньше, можно было подъехать в середине дня на Чистые пруды. Там в кофейне ресторана «Джалтаранг» уже с одиннадцати утра тусовались хипы, можно было выпить кофе, поговорить о пагубности хиппизма и о грязных волосах окружающих людей. Если не получишь за это в морду, то около двух-трех часов дня можно было двигаться дальше. Например, в одну из пивных на Покровских воротах, в это время туда уже подтягивалась какая-то часть юной интеллигенции, с которой можно было поговорить о ядерной войне. И о том, кто будет после Черненко. И о том, приедет ли в Россию и сколько еще проживет и что он еще напишет.

Потом можно было идти на службу либо в Антиохийское подворье, либо в Брюсов. Там собиралась своя публика. С этой публикой мы ходили по Красной площади взад-вперед, огибая собор Василия Блаженного, и говорили. В основном, опять же о политике, но часто и о практике молитвы, о языке богослужения, о возможности или невозможности реформ в Церкви.

Метро закрывалось в 1:15, в это время нужно было вскочить в последний поезд и поехать домой. На такси тогда денег точно не было, поэтому нужно было успеть. Всегда, впрочем, успевали.

Хорошего во всем этом общении и времяпрепровождении было, несомненно, больше, чем плохого. «Бульон» был очень насыщенным, ингредиенты его были самыми разными. Но, в основном, люди - может быть, за исключением криминала и стукачей, да и то не всех, - все-таки пришли в эту среду, будучи искренне религиозно ищущими личностями, а многие потом стали активными церковными тружениками. Отец Олег Стеняев, Сергей Чапнин, Дмитрий Власов…

Минус: большинство все-таки ушло. Очень многие люди были склонны прежде всего к саможалению и самокопанию, и не видели за этим ни Бога, ни людей. Слишком многие просто жили по принципу «перекати-поле». Слишком многие предавались бесконечному поиску, за которым ничего не следовало. Очень многие погрязли в пороках.

К сожалению, большинство тогдашних активных верующих молодых людей из этой среды, из московской интеллигентской богемной среды, куда-то потом исчезли. Кто-то ушел в другие религии и конфессии, прежде всего в католицизм и иудаизм. Кто-то потерял веру. Очень многие уехали в другие страны - в Западную Европу, Соединенные Штаты, Израиль. Думаю, что уехало около половины. Кого-то нет в живых. Если говорить о хиппи и более молодом поколении середины 80-х, очень многие скончались от наркотиков.

Кто-то из исчезнувших потом вдруг опять появился на горизонте, как Юра Шубин, московский предприниматель. Он сейчас активно участвует в движении поддержки строительства храмов. Несколько человек начали странствие по конфессиям и юрисдикциям, как, например, талантливейший Миша Макеев. Кто-то ушел в бизнес и перешел на «стихийный атеизм». Это очень серьезное предупреждение для сегодняшней креативной молодежи: нетвердость и кризис призвания, которые могут казаться милым приколом в пятнадцать-двадцать лет, часто оборачиваются жизненной трагедией в сорок или пятьдесят, состоянием опустошенного и разрушенного человека.

В центре — Олег Стеняев и Сергей Девятов (ныне митрополит Томский Ростислав), слева — Дмитрий Власов, сзади Всеволод Чаплин и Юрий Шубин. Начало 80-х, Троице-Сергиева Лавра

О духовных учителях

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню, и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко

Чего в принципе нельзя было представить в тусовке 80-х? К примеру, могли звучать, как иногда сейчас, положительные отзывы о Сталине?..

Сталина не любил почти никто - так же как и советскую власть. Конечно, были отдельные сталинисты. Были люди, которые являлись ультрапатриотами Российской империи. Даже были люди, которые Сталина считали слишком мягким, считали, что нужно было развязать войну с Западом и к 1946 году уничтожить Соединенные Штаты и установить глобальную российскую диктатуру.

Но большинство были демократами и мечтали о том, что приедет добрый дядя Сэм и устроит здесь капиталистический рай. Все, конечно, слушали западную музыку. Очень многие на этой волне становились католиками и протестантами. Скорее католиками, потому что российские протестанты - баптисты и пятидесятники - в то время были абсолютно советскими по стилю жизни людьми, этот стиль жизни привлекал меньше, а к католицизму многие приходили именно исходя из стихийного западничества, некоторой не только советофобии, но и русофобии. Собственно говоря, именно поэтому многие и уехали из страны.

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко. К отцу Димитрию я ездил с 1983 года. С отцом Александром Менем я был знаком меньше, но многих его духовных чад знал очень хорошо еще с начала восьмидесятых годов.

Конечно, это были разные полюса притяжения. Отец Димитрий был монархистом и российским патриотом. Отец Александр Мень больше ориентировался на западный опыт. Хотя я не представляю себе отца Александра сбежавшим в Европу и жившим там спокойной и тихой жизнью. Это был совершенно другой человек - по-пастырски, по-христиански способный вдохновить своей энергией, своим умением отдавать всего себя ради проповеди.

Отец Димитрий Дудко был более спокойным человеком, хотя он тоже внутренне был очень динамичным и заводным. Беседы, которые он проводил по воскресеньям у себя при храме в маленькой комнатке, собирали человек по сто. Люди очень плотно набивались на стоявшие там лавки, кто-то слушал стоя. Беседы могли длиться часа три-четыре, а то и больше, и заканчивались краткой молитвой. Люди все вместе пели несколько песнопений, и произносилась сугубая ектения. Нечто подобное мы сейчас пытаемся воспроизводить на нашем приходе. Еще одна беседа проводилась в один из рабочих дней вечером дома у кого-то из духовных чад отца Димитрия - это были такие полуподпольные собрания, на которые приходили человек тридцать-сорок, а иногда и больше.

У отца Александра Меня все-таки собраний было меньше. Было больше индивидуального общения и закрытых встреч, на которые собиралось человек десять-двадцать, вряд ли больше.

Иеромонах Никон (Белавенец), Юрий Шубин, протоиерей Всеволод Чаплин, Федор Шелов-Коведяев, игумен Афанасий (Селичев). На выставке памяти о. Александра Меня в Семхозе

О взаимоотношениях с властью

Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось

- Скажите, какие взаимоотношения складывались с властью? Какое-нибудь давление со стороны властей было?

Никакого. Нас никуда не вызывали. Иногда появлялись какие-то люди, которые могли давать советы: «Ходи туда, не ходи сюда», но прямого участия власти в общении не было. Может быть, власти как-то общались с лидерами, с тем же отцом Димитрием Дудко. И то, по-моему, это происходило очень осторожно и опосредованно. Если кого-то вызывали в ту или иную контору, это уже просто означало, что тебе либо нужно уезжать из страны, либо тебя скоро посадят. Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось.

Все давление на меня оказывалось в рамках школы и семьи. В школе довольно быстро узнали, что я стал верующим человеком. Я не акцентировал это, но когда меня одна учительница прямо в классе спросила: «Правда ли, что ты, Сева, связался с религиозными мракобесами?», - я просто встал на учительскую кафедру и сказал проповедь. На этом попытки моего перевоспитания закончились. Правда, школу пришлось сменить.

Пытались на меня воздействовать и родственники. Впрочем, тоже без особого успеха.

Об интеллигенции

Нравится это кому-то или нет, но с интеллигентской средой я не порывал

Ядро христианской общины состояло, в основном, из московской интеллигенции. Вы, что называется, плоть от плоти этой социальной группы - по происхождению, по образованию, по увлечениям, по положению. Но Вас сегодняшнего нельзя заподозрить в особой симпатии к этой прослойке общества. По крайней мере, Ваши заявления и высказывания лишают интеллигенцию иллюзии, что официальная Церковь в Вашем лице как-то симпатизирует ей. Скажите, пожалуйста, в чем вы разошлись, когда это произошло?

Я считаю, что людям нужно периодически говорить правду об их иллюзиях. Нравится это кому-то или нет, но с интеллигентской средой я не порывал. В храме, где я служу, в основном как раз она присутствует, и все больше и больше. Причем, как ни странно, в значительной степени это либералы 90-х годов. Ходят люди из окружения Егора Тимуровича Гайдара, некоторые другие лица, известные как часть ультралиберальной среды. Но поддакивать я им не собираюсь. Я считаю, что, как в советское время я мог говорить неудобные вещи советским интеллигентам, в том числе чиновным и чувствовавшим себя моральными авторитетами, так и сейчас людям, которые чувствуют себя вправе учить других и ощущать себя высшим сортом, я тоже могу говорить какие-то малоприятные вещи. Я как тогда не боялся, так и сейчас не боюсь.

- Может быть, вы с кем-то разошлись из этих людей и жалеете об этом?

Нет, не жалею. Расходиться по личным вопросам, из-за личных обид или разногласий как-то никогда не стремился, стараюсь этого не делать. Ну, а если есть серьезные разногласия, то в этом ничего плохого или постыдного нет.

О 90-х годах

Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения - например, на площадке у Белого дома

Скажите, пожалуйста, чем Вам запомнились 90-е годы? Где Вы были во время торжеств по поводу 1000-летия Крещения Руси? Что делали во время событий 91-го года, 93-го?

С 1985 года я уже работал в Издательском отделе Московского Патриархата. Я пошел туда работать сразу после школы - ныне покойный владыка митрополит Питирим, не раздумывая, взял меня на работу буквально после первого же обращения. Поэтому в 1988 году я участвовал в церковных торжествах и занимался составлением информационных материалов для «Журнала Московской Патриархии».

Всеволод Чаплин — иподиакон митрополита Питирима, ок. 1987 г.

Празднование 1000-летия Крещения Руси в Богоявленском соборе. В центре — Нина Давыдова, крайний справа — Андрей Заркешев, ныне архимандрит Александр

В 1991 году я учился в Англии, тогда я уже был сотрудником Отдела внешних церковных связей, в сане диакона. А в 1993 году я участвовал в организации переговоров между теми людьми, которые находились в Белом доме, и тогдашними властями. Конечно, это был очень сложный момент. Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения - например, на площадке у Белого дома.

Я и сейчас, как мне кажется, не теряю возможности такого общения. Кто-то приходит в храм, с кем-то мы можем поговорить в Отделе. Могу сходить на концерт в какой-нибудь клуб, послушать того же Псоя Короленко, поговорить с людьми, которые там собираются. Могу взять дорожную сумку, проехаться по Подмосковью и посмотреть, сколько мигрантов реально присутствует на рынках. Одна беда - очень скоро приходится работать пляжной обезьяной. Это с которой все фотографируются.

Об искусстве

Рискую быть навечно проклятым, как абсолютно антинародное существо и эстетический изгой

Вы - интересный, яркий, неоднозначный человек. Меня в свое время очень удивило то, что Вы - почитатель творчества Псоя Короленко. Хочется задать Вам вопрос - какие фильмы Вам нравятся, поэзию каких поэтов, музыку каких композиторов Вы любите? Что привлекает Вас в искусстве?

Об этом можно рассказывать как минимум еще час.

Я относительно недавно познакомился с творчеством Псоя Короленко, а потом и с ним самим. Это очень глубокий исполнитель.

На концерты в консерваторию я хожу, наверное, лет с тринадцати, причем я тоже начал ходить туда самостоятельно. У родителей были типичные вкусы шестидесятников, а мне все это было малоинтересно. Брат у меня, помимо прочего, рок-музыкант, но он младше меня, поэтому его вкусы мало на меня повлияли.

Вообще я не люблю все игровое - не люблю драму, не люблю художественное кино. Если смотрю фильмы с интересом, то это какие-то авангардные вещи, артхаусные вещи - на грани отказа от актерства, на грани игры со смыслом, на грани манипуляции с формой, с разного рода предметами - светом, лицами, архитектурными формами и так далее.

Поэзию в классическом варианте тоже не очень воспринимаю, потому что все-таки считаю, что смысл слова и эстетическая форма слова не обязательно должны быть взаимно увязаны, потому что второе для меня менее важно, чем первое.

Музыка - это вообще большая история. Типологически я, наверное, переслушал более или менее все, что есть в мире. Не люблю облегченной музыки ни в каком из стилей и ни в какой из эпох. В свое время на меня накинулась возмущенная группа людей, причитая: «Ах, Моцарт! Ах, Моцарт! Как он посмел его тронуть!» Хочется спросить: «Господа, а вы оперы Моцарта слушали? Хотя бы „Волшебную флейту“?». Увы, это классика-лайт. Very light, too light. Такого рода музыки в каждой эпохе можно найти немало. Даже у Баха есть много вещей, абсолютно вторичных и абсолютно облегченных. Просто его музыкальное наследие очень велико по объему.

Мне близка западная литургическая музыка, григорианский распев. Конечно, Бетховен, хотя и у него есть проходные вещи, Арво Пярт, Мартынов - наш прихожанин, кстати. У него нравится очень многое, включая многократное повторение одной ноты и игру поролоновыми шариками на рояльных струнах. Там есть музыкальная и человеческая мысль, даже если она как-то через шарики реализуется. Увы, вот такой я урод - в музыке ищу прежде всего мысль.

- Судя по Вашим словам, мне кажется, Вам должно быть близко творчество Дмитрия Шостаковича?..

Ну, Шостакович - это очевидная любовь всей жизни. Мои друзья когда-нибудь повесят меня на заборе, потому что в конце каких-нибудь посиделок, когда спеты все народные песни, я ставлю 15-ю симфонию Шостаковича, искренне полагая, что надо, наконец, подводить тусовку к кульминации. И, конечно, рискую быть навечно проклятым, как абсолютно антинародное существо и эстетический изгой.

Об общении

Я чиновник, и в основном общаюсь по чиновничьим делам

Однажды Вы сказали про Владислава Суркова, что это очень яркий, креативный человек, и Вам приятно с ним общаться. Мне кажется, что вы внутренне с ним очень похожи. Расскажите, пожалуйста, про Ваши отношения с Сурковым. Вы дружите, общаетесь?

Отношений особых нет. К сожалению, после его ухода из правительства мы почти не общались. Я ему после этого позвонил буквально один раз, и мне немного стыдно, надо позвонить еще. Я чиновник, и в основном мы общались по чиновничьим делам. Чиновничья жизнь составляет 90% моего времени, кроме сна. Даже когда я принимаю пищу, я обычно читаю материалы СМИ или какие-то документы. Но, конечно, общаться надо - и с Сурковым, и с другими людьми. Просто так, вне «дела».

О смерти

Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного

В одном из своих выступлений перед Пасхой Вы сказали аудитории: «Вот когда я буду гореть в аду, а вы, скорее всего, будете в другом, лучшем месте, то…» Главное во фразе было не про ад и рай, но поразили и тронули меня именно эти слова. Отец Всеволод, почему именно ад?..

Псой Короленко об этом же поет перед аудиторией молодежных клубов, и его слушают. Собственно, человек обречен на ад, у него нет оснований считать, что его Господь помилует, потому что у него есть заслуги или потому что он такой умный и талантливый. Только упованием на силу Божию мы можем надеяться на то, что участь, которая по-настоящему должна бы нас ожидать, будет как-то изменена.

- Вы часто думаете о смерти?

Конечно, да. Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного.

О прошлом и будущем

Пару скамеек в парке и пару кафешек всегда найдем

- Вы скучаете по тому времени - по 80-м, 90-м?

Немного да, правда.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!